ОТВЕТЫ К 1 ЧАСТИ УЧЕБНИКА ТУТ >>
В программе "Перспектива" начальной школы настольной книгой учеников по предмету русский язык является учебник авторов Климановой и Бабушкиной. Продолжаем работать с учебниками и рабочими тетрадями этих авторов. Программа все более сложная, во второй части вы уже будете все чаще заглядывать в наши ГДЗ. Надеемся, что вы быстро разберетесь и найдете нужные ответы. Мы предлагаем вам ГДЗ по учебнику Русский язык 2 класс, к его второй части на этой страничке ГДЗ на 7 гуру. Пусть школьник выполняет домашнее задание самостоятельно, а вот родителям для проверки ответов ГДЗ должны очень пригодиться. Готовые домашние задания призваны облегчить жизнь родителям, а не детям!
Если в тексте пропущена орфограмма, как обычно, необходимо ее подчеркивать. Некоторые учителя очень требовательны и снижают оценку, считая отсутствие подчеркивания за ошибку. Вспомним, как подчеркивать орфограммы >> В заданиях учебника есть вопросы для устного и письменного ответа. Некоторые учителя требуют подробного ответа письменно на устные вопросы, так что учитывайте требования своего учителя.
Помните, что в начальной школе 1,2,3,4 классы) очень важен для получения хорошей оценки почерк. Буквы должны быть ровными, понятными, текст без помарок.
Ответы на задания проверены и одобрены учителем начальных классов.
ГДЗ к учебнику русский язык 2 класс 2 часть
Стр. 4-13
-
Страница 4. ГДЗ к теме Слово и его значение
Стр. 4. Что рассказало слово
Упр. 1. Посоревнуйтесь, кто больше знает слов...
На небе: облака, звёзды, солнце, месяц.
На земле: цветы, деревья, лужи, следы, кочки.
В воде: рыбы, водоросли, улитки, кувшинки.Стр. 5
Упр. 2. Рассмотрите рисунки. Опишите с помощью слов, что на них изображено. Составьте одно-два предложения по каждому рисунку. Запишите.
Ребята собирали грибы. Они набрали полные корзины боровиков.
Рыбки плывут вдоль рифа. Краб прячется в кораллах.Упр. 3. Посмотрите друг на друга. Попробуйте правильно назвать словами черты лица. Подберите слова, обозначающие цвет волос и глаз.
Тонкие/пухлые губы, длинный/короткий/вздёрнутый нос, большие глаза, широкие скулы, густые брови/ресницы.
Глаза карие, серые, голубые, зелёные.
Волосы русые, чёрные, каштановые.Упр. 4. Назовите словами все предметы в классной комнате. Все ли слова вам известны? Проверьте себя.
Перечислите всё, что лежит у вас на парте. Можно ли найти слово или словосочетание для обозначения всех предметов сразу?Парта, стул, доска, стол учителя...
Тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, пенал, учебник - школьные принадлежности.Стр. 6
Упр.5. Выполните упражнение из старинного учебника. Кто имеет кровное родство, а кто - духовное? Прочитайте слова.
Духовное родство: тесть, тёща, зять, невестка, крестник, крёстные.
Чти отца твоего и мать твою.
При солнышке тепло, при матери добро.
Ответ на загадку: бабушка, мама и дочь.
Все предметы вокруг имеют названия.Страница 7
Упр.6. Игра "Знатоки". Какие слова загаданы? Запиши их.
Какая орфограмма есть во всех отгадках?Пассажир, троллейбус, суббота, аллея.
Удвоенная согласная.Стр. 8-9
Упр. 7. Рассмотрите рисунки. Какие столы на них изображены? А какие ещё бывают столы? Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его можно было назвать словом стол?
Прямоугольный, круглый и деревянный столы. Столы могут различаться по форме и материалу.
У стола есть ножки и столешница.
Модель слова стол:
(-)(-)О(-)
Пруд, озеро - водоёмы.
Лужа меньше пруда. Пруд меньше озера. Озеро меньше океана.
Лужа, пруд, озеро, океан.
Зимой лужа похожа на маленький каток. Осенью лужа похожа на маленький прудСтр. 10
Упр. 8. Допишите предложение.
Гусь - это птица. Он плавает. У него красный клюв, длинная шея и широкие лапки.
Упр. 9. Какие названия птиц вы знаете? Что у них общего? Можно ли назвать курицу птицей? Продолжите высказывания Ани и Вани. С каким из них вы согласны?
- Курицу нельзя назвать птицей, потому что она плохо умеет летать.
- Курица - это птица, потому что у нее есть крылья.Стр. 11-12
Упр. 10. Посоревнуйтесь: кто полнее и точнее опишет предмет, не называя его словом, тот и победит. Для этого выберите любое из приведенных ниже слов.
Редис. Это овощ, он красный, круглый, маленький. Это корнеплод. Он растет в земле.
Огурец. Это овощ, он зеленый, продолговатый. Растет на длинном вьющемся стебле.
Яблоко. Это фрукт. Оно круглое, бывает зелёное, жёлтое, красное, на вкус сладкое. Растет на дереве.
Лимон. Это фрукт. Он желтый, почти круглый, кислый. Растет в жарких странах.
Капуста. Это овощ. Она зелёная, круглая, состоит из большого количества собранных в кочан листьев.Упр. 11. Каким одним словом можно заменить слова каждой строки? Закончите предложения и запишите их.
Ромашка, василёк, незабудка - это цветы.
Берёза, сосна, дуб - это деревья.
Сирень, шиповник, смородина - это кустарники.
Деревья, кустарники, цветы - это растения.Стр. 13
Упр. 12. Прочитайте загадку. Отгадайте ее. Объясните, какие буквы в словах пропущены. Запишите загадку, вставляя пропущенные буквы.
На лесной полянке
Я всё утро рос
Под напев зарянки,
Говорок берёз.
Подберёзовик.
Лесной - лес, полянке - поле, берез - словарное слово. 14-18 Имена соб. и нар.
-
Стр. 14. Имена собственные и нарицательные
Упр. 13. Прочитайте по порядку слова сначала левого, а потом правого столбика.
Сравните слова, придумайте, что в них общего и чем они различаются.
Напишите предложения по образцу.Самара, Москва, Тверь - это города. Волга, Ока, Нева - это реки. Вася, Петя, Вова - это имена.
Упр. 14. Подберите и запишите пять имён собственных и пять нарицательных.
Ответ к упражнению 14:
Россия, Обь, Маша - имена собственные. Кошка, собака, город - имена нарицательные.
Упр. 15. Разгадайте ребусы. Запишите имена ребят. Какие слова лишние?
Чтобы научиться разгадывать ребусы, перейдите по этой ссылке >>
Ответы на ребусы:
Наташа, Вова, Валя, вода, бананы, Ваня, Надя.
Упр. 16. Как пишется твоё полное имя и отчество? Запиши. Это твоё имя собственное.
Пишем свое имя и отчество. Например: Артём Александрович, Елизавета Дмитриевна.
Упр. 17. Мальчика можно назвать по-разному: мальчик, ученик, школьник, второклассник, сын, внук. А как можно сказать о девочке? Запишите.
Девочка, ученица, школьница, второклассница, дочь, внучка.
Упр. 18. Прочитайте слова. Разделите их на две группы: имена собственные и имена нарицательные.
Запишите слова в два столбика.пёс Полкан
кошка Мурка
кот Васька
собака Дружок
корова Зорька
телёнок Рыжик
конь ВоронокУпр. 19. Прочитайте слова. Объясните, чем они различаются. Устно вставьте в каждое предложение подходящие по смыслу слова.
1. Лёва Скворцов делал домик для скворцов.
2. Олег Пастухов был у пастухов.
3. Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы рыбаков.
4. Толя Арбузов привёз много арбузов.
5. Женя Охотников читал книгу про охотников.Записываем любые 2 из этих предложений.
Упр. 20. Придумайте собакам клички, которые начинались бы со звуков ж-ш, д-т. Запишите. Какие правила вы вспомнили?
Жучка, Шарик, Димка, Тишка.
Упр. 21. Прочитайте слова. Есть ли среди них имена собственные? Правильно ли написаны слова? Запишите слова, исправляя допущенные ошибки.
Животные, кошка, конь, собака, Гнедой, Мурка, Пушок.
Упр. 22. Рассмотрите рисунки. Придумайте животным такие клички, чтобы они отражали их характер или указывали на внешний вид. Составьте и запишите 3-4 предложения об этих животных.
Корова Пеструшка пасется на лугу. Щенок Звоночек будит нас поутру звонким лаем. У кота Матроскина есть полоски на спинке и на хвосте.
Упр. 23. Прочитайте веселые стихи А.Кушнера. Какие имена нарицательные поэт превратил в имена собственные? (фонтан, вагон, диван, компот, редис) Придумайте подобное четверостишие и запишите его.
Семён Семёнович Семёнов!
Руслан Русланович Русланов!
Картон Картонович Картонов!
Банан Бананович Бананов! 19-24 Слова с неск. зн.
-
Страница 19. ГДЗ к теме Слова с несколькими значениями
Упр. 24. Рассмотрите рисунки. ... Составьте и запишите 4 предложения со словом кисть. Сколько значений у этого слова.
Штору украшала длинная кисть. Кисть винограда виднелась из-под его листьев. Маляр взял кисть и покрасил стену. Я поднял вверх кисть руки.
Упр. 25. В каких случаях можно употреблять слово идёт?... Составьте предложение с этим словом.
Дождь идёт с самого утра.
Упр. 26. Прочитайте слова. Составьте с ними словосочетания.
Золотой браслет, золотые руки, золотой человек.
Упр. 27. Прочитайте стихотворение...
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые нас руки растят!Упр. 28. Прочитайте предложения. Подумайте, почему разные предметы названы одним словом. Что у них общего? Спишите, подчеркните многозначные слова.
1. У нашего кота Барсика пушистый хвост. На хвосте самолёта видна красная звезда.
2. У маленького Саши от мороза покраснел нос. Нос моторной лодки уткнулся в низкий песчаный берег.
3. В ночном небе сверкнула ослепительная молния. Молния на горнолыжной куртке неожиданно расстегнулась.Упр. 29. Рассмотрите рисунки. Можно ли использовать такие сочетания слов: нос самолёта, нос лисы, нос корабля? ... Составьте предложение с любым из данных сочетаний.
Нос лисы чует маленькую мышку даже под слоем снега.
Упр. 30. ... Составьте со словом игла 2-3 предложения.
Швейная игла была воткнута в игольницу. Ёжик защищается своими иглами от врагов. Другое название вязальной иглы - спица.
Упр. 31. Прочитайте стихи. В каких значениях употребляется слово колокольчик?...
Колокольчик - звоночек и колокольчик цветок, они внешне похожи, слово многозначное.
Словесное творчество
Упр. 32. Прочитайте стихотворение И.Токмаковой. Какое оно: весёлое, грустное, обыкновенное или удивительное?... Выпишите выделенные слова и составьте пары по образцу.
Язычок ботинка - язычок котёнка; глазок картошки - глазок дверной; горлышко бутылки - горлышко соловья.
Окошко - окошек, глазком - глаза, картошка - картошечка, горлышком - горлышек. 25 Омонимы
-
Страница 25. Ответы по теме Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)
Упр. 33. Нарисуйте модели слов. Сравните слова по значению, звучанию и написанию. (одинаковые) Составьте два предложения с любой парой одинаковых по звучанию, но разных по значению слов.
Мы вырастили на огороде зелёный лук. Иван взял лук и стрелы и отправился в путь.
Упр. 34. Рассмотрите рисунки... Составьте 4 предложения с любыми из данных слов и запишите их.
Бык пасся на лугу и жевал траву. Мост крепко стоял на быках. Овсянка нежно пела у нашего окна. Мама приготовила на завтрак овсянку.
26-32 Синонимы
-
Страница 26. ГДЗ по теме Слова, близкие по значению (синонимы)
Упр. 35. Прочитайте группы слов... Спишите пословицу. Составьте по рисунку 2-3 предложения с любыми из данных слов.
Мудрым никто не родился, а научился.
Дети учтиво поздоровались с дедушкой. Мудрый старик рассказал им интересную историю. Кошка убежала от злой собаки.Упр. 38. Спишите предложение. Можно ли заменить слово юркие синонимом изворотливые? (да) Подчеркните буквы безударных гласных.
Смелые, юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.
Упр. 39. Прочитайте слова-синонимы. Какие из них вы чаще используете, обращаясь к своим родным? Спишите эти слова.
Списываем из учебника.
Упр. 40. Прочитайте строки из сказки А.Пушкина. Какие синонимы вы можете подобрать к выделенному слову? (матушке - матери, маме, мамочке, мамуле) Запишите четверостишие по памяти. (записываем)
Словесное творчество
Упр. 41. Прочитайте стихотворные строки. Выпишите слова-синонимы.
Бураны, вьюги, метели. Канитель, шум, толкотня. Зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет.
Упр. 42. Прочитайте стихотворение... Составьте 1-2 предложения о том, как выглядит дуб осенью. Запишите их.
Выпишите из текста 4 слова с безударными гласными, 1 слово с непроизносимым согласным.У дуба толстый ствол и раскидистая крона. Его листва остается зелёной до поздней осени.
Дождя́ (дождь), бои́тся (бо́язно), стои́т (сто́я), закалённый (зака́ливание), поздней (опоздал).Упр. 43. Прочитайте слова, которые Аня и Ваня считают синонимами. Верно ли они подобрали слова в группы? (нет, презирать - лишнее)
Творческая переменка
Упр. 44. Какое слово повторяется в диалоге...? (слово сказал)
Упр. 45. Прочитайте текст. Исправьте его, заменив повторяющиеся слова синонимами. ... Придумайте ему название и запишите в исправленном виде.
На прогулке в парке мы видели великолепные фонтаны, прекрасные беседки. Симпатичные девочки бегали по аллеям с воздушными шарами.
33-35 Антонимы
-
Страница 33. ГДЗ 7 гуру к теме Слова, противоположные по значению (антонимы)
Упр. 46. Прочитайте пословицы... Запишите парами выделенные слова. Сравните их по значению и звучанию...
Доброе - худое, мало - много, ленивый - проворный.
Упр. 47. Прочитайте слова-антонимы из "Словарика синонимов и антонимов" М.Львова. Спишите стихотворные строчки А.Жарова. Обведите слова-антонимы.
Были зори ясные,
Были дни ненастные...Упр. 48. Прочитайте стихотворение Г.Сапгира. Найдите в тексте слова-антонимы. Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Запишите слова парами, вставляя буквы.
Низко - высоко, близко - далеко, мало - велико, кислое - сладкое.
Сказа́л - ска́жет, низко - низок, высоко́ - высо́кий, близко - близок, далеко́ - даль, тяжело́ - тя́жесть, сладкий - сладость.
На вкус и цвет товарищей нет.Упр. 49. Найдите к каждому слову из левого столбика слово с противоположным значением (антоним) из правого столбика. Запишите слова парами.
Высокий - низкий, длинный - короткий, прибавить - отнять, замечательный - отвратительный, смелый - трусливый, ласковый - грубый, покупать - продавать.
Упр. 50. Прочитайте текст... Подберите к слову солнечный антоним. Запишите новое заглавие. Какой день может быть описан в тексте с таким заглавием? Замените все выделенные слова антонимами и запишите получившийся текст.
Пасмурный день
Холодный ветер дует в лицо. На деревьях грустно трепещут листья. По небу плывут тяжёлые облака. По тёмной воде быстро плывёт кораблик.
36-38 Устойч. сл.
-
Страница 36. ГДЗ по теме Устойчивые сочетания слов
Упр. 51. Прочитайте предложения... Запишите их. (записываем)
Упр. 52. ...Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Запишите фразеологизмы с их значениями по образцу.
Засучив рукава - усердно, старательно. Спустя рукава - кое-как. Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны. Взяться за ум - становиться рассудительнее, благоразумнее.
39-40 Тематич. группы слов
-
Страница 39. Ответы 7gy.ru к теме Тематические группы слов
Упр. 53. Прочитайте слова. Распределите слова в 3 группы: люди, машины, космос. Запишите их.
Люди: строитель, дворник, сапожник, учитель.
Машины: грузовик, ракета, самолёт, компьютер.
Космос: Луна, Юпитер, комета, ракета, звёзды, Солнце.Упр. 54. Прочитайте. К каждой группе подберите слово с общим значением и запишите по образцу. Какое слово может быть общим для всех групп слов?
1. Липа, сосна, ель - это деревья. 2. Сирень, жасмин, акация - это кусты. 3. Астра, ирис, роза - это цветы. 4. Деревья, кусты, цветы - это растения.
Упр. 55. Составь несколько тематических групп слов: названия времен года, дней недели, учебных предметов, домашних и диких животных. Запиши слова любой группы.
Времена года: весна, лето, осень, зима.
Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Учебные предметы: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, физкультура, музыка, изобразительное искусство.
Домашние животные: коза, овца, корова, собака, кошка.
Дикие животные: медведь, волк, лиса, заяц, лось, косуля. 41 Проверь себя
-
Стр. 41. Проверь себя
1. Найди среди слов имена собственные. Выпиши их, правильно оформив на письме.
Лёша, Машенька, Морозко.
2. Подбери к словам каждой строки слова с общим значением.
Линейка, тетрадь, учебник, ластик - школьные принадлежности.
Помидор, картофель, огурец, морковь - овощи.
Зима, весна, лето, осень - времена года.3. Найди слово с несколькими значениями. Запиши его.
Кисть.
4. Спиши пары слов, указав синонимы буквой с, а антонимы буквой а.
Луна - месяц (с), мир - ссора (а), буря - ураган (с), зима - лето (а), отважный - трусливый (а).
5. Найди устойчивые обороты речи. Объясни их значение.
1. Сидеть на уроке как на иголках. 2. Работать спустя рукава.
42-45 Разбор слова
-
Страница 42. ГДЗ по теме Состав слова
Как собрать и разобрать слово
Упр. 56. Прочитайте песенку. К кому обращены ее слова? Сходны ли эти слова по значению? Имеют ли они общую часть в написании? выпишите эти слова... Подчеркните общую часть в этих словах.
Котя, котенька, коток, котик.
Упр. 57. Прочитайте слова. Распределите их в 3 группы и выпишите.
С корнем -дар-: дарить, подарочный, подарок.
С корнем -винт-: винтить, винтовой.
С корнем -бок-: боковой, боковина.Упр 58. Спишите предложения. Выделите корень в родственных словах. Поставьте ударение. Обратите внимание на написание корня.
Списываем, выделяем дугой корень СВЕТ в словах свет, свети́ть, светлячки́, све́тлые, свети́льник.
1. Свет вечерней зари погас. 2. Солнце перестало свети́ть. 3. В траве блестели светлячки́. 4. Зажглись све́тлые звёзды. В окне избушки мерцал свети́льник.
Корень у родственных слов пишется одинаково.Упр 59. Прочитайте слова. Кого они называют?
Слова называют детенышей животных.
Найдите общую часть в словах. Одинаково ли она пишется в разных словах? После какой части слова она стоит?
Общая часть - суффикс ЁНОК. Она стоит после корня.
Запишите слова. Обозначьте в них общую часть, которая стоит после корня.
Лисёнок, тигрёнок, котёнок, мамонтёнок, слонёнок, страусёнок, китёнок, кенгурёнок, оленёнок.
Упр 60. Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Найдите в них общую часть перед корнем. (Общая часть перед корнем - приставка ПРИ.) Спишите слова. Подчеркните в них общую часть перед корнем. Составьте рассказ, используя рисунок и слова.
Прилетели, приплыли, прибежали, пришли, приехали, примчались.
К Айболиту на праздник пришли все друзья. Приплыл моряк со своим попугаем. Прибежали дети. Приехала на Тяни-Толкае обезьянка. Бегом примчались собака Авва и свинка. Прилетели птицы. 46-56 Корень
-
Стр. 46 ГДЗ к теме Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова
Упр. 61. Прочитайте текст. Озаглавьте его. (К водопою) Найдите в тексте название каждого животного и его детеныша. Запишите эти слова парами по образцу... Выделите знаком дуги в каждой паре слов общую часть - корень... Запишите предложения с родственными словами.
За мамой-слонихой топал слонёнок. За мамой-лисицей крался лисёнок. За мамой-ежихой катился ежонок. За мамой-медведицей шёл медвежонок.
Упр. 62. Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Запишите слова. Обозначьте корни. Сравните слова по значению и написанию. Какое из них не относится к группе родственных слов?
Слово водитель не относится к группе родственных.
Упр. 63. Прочитайте. Все ли слова в группах родственные? (нет) Выпишите только родственные слова, выделите корень.
Звон, звонок, позвонить.
Холод, холодный, холодильник.
Гора, горный, горчица.
Море, моряк, морковь.Упр. 64. Дополните предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.
1. Мы живём на берегу Чёрного моря. 2. Мой отец - моряк. 3. Отец служит на большом морском корабле. 4. Морячка - это жена моряка. 5. Мы отдыхали в небольшом приморском городке.
Упр. 65. Рассмотрите рисунок. Прочитайте вопросы. Ответы запишите. Выпишите из своих ответов родственные слова. Чем они похожи? Какая в них общая часть? (корень САД) Выделите корень.
1. На рисунке художник изобразил цветущий сад.
2. Этот сад вырастил садовник.
3. Он держит в руке садовые ножницы.Упр. 66. Прочитайте предложения. Найдите родственные слова...
1. Летний дождь щедро оросил засохшие поля. 2. Утром росинки блестят на солнце. 3. Я люблю бродить по росистой траве. 4. Роса исчезает к полудню.
Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Как проверить букву безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать такое родственное слово, чтобы ударение падало на эту букву)
Упр. 67. Прочитайте... Какое из слов помогает правильно писать все остальные родственные слова? (слон, соль, корм) Спишите группы слов. Обозначьте корень.
Упр. 68. Подберите к данным словам родственные слова, одно из которых обозначает предмет, а другое - признак предмета.
Летать - лётчик - лётный.
Светить - свет - ... .
Дружить - ...
Любить - ...Какая часть в родственных словах остается неизменной? Как она называется? (корень) Выделите эту часть...
Упр. 69. Прочитайте текст. Разделите текст на предложения и запишите его, правильно оформляя предложения на письме. Найдите однокоренные (родственные) слова. Обведите их. Какие из них являются проверочными?
На лужке
Маша и Ира вышли на лужок. Там паслись маленькие теля́та. Жёлтая тёлочка Бурёнка мычала. Чёрная тёлочка Ночка щипала травку. Тёлка Зорька пила воду. Бычок Буян забежал за бугорок. Пастушок Ваня его долго звал.
Тёлочка, тёлка - проверочные слова.
Упр. 70. Прочитайте предложения. К словам с пропущенными буквами подберите проверочные слова из слов для выбора. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
1. Друзья помири́лись (мир) после ссоры. 2. Сестра примеря́ла (приме́рка) новое платье. 3. Стиральная машина сама прополоска́ла (поло́щет) белье. 4. Девочка приласка́ла (ла́ска) котёнка. 5. Хорошо спрятаться от солнца в тени́ (тень) деревьев! 6. Старик вы́тянул (тя́нет) неводом золотую рыбку. 7. Не жале́ло (жа́лко) солнце жара для хорошего загара. (Е.Измайлов) 8. В нашем пруду живу́т (жить) карасики. 9. Во дворе школы второклассники слепи́ли (ле́пка) весёлого снеговика. 10. Была оттепель, и снег прилипа́л (ли́пкий) к лыжам.
Упр. 71. Прочитайте. Найдите среди предложений пословицы и запишите их по памяти. Выделенным словам подберите однокоренные слова.
Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.
Упр. 72. Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены. Подберите к каждому данному слову проверочное и запишите слова парами.
Гриб - грибок, Рыбка - рыба,
куст - кусток, шубка - шуба,
дождь - дождик, берёзка - берёза,
холод - холодок, травка - трава.Упр 73. Прочитайте загадки Н.Бетеньковой. Запишите любую загадку, вставляя пропущенные буквы. Найдите корни в выделенных словах.
Я и горький, я и сладкий (сладок),
К солнцу я тянусь из грядки (гряда),
Малышам полезный друг (друга),
А зовусь я просто лук (лука).
Я и круглый, я и гладкий (гладок),
И на вкус приятно сладкий (сладок).
Знает каждый карапуз (карапузы),
Что зовут меня арбуз (арбузы).Упр. 74. Прочитайте текст. Озаглавьте его и запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание.
У кошки Анфиски родились котятки (котята).
Скоро у котят открылись глазки (глаза) и прорезались зубки (зубы). Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один залез (залезать) под шкаф (шкафы). Другой заполз (ползать) под кровать. Под кроватью стояли сапожки (сапожок). Котёнок залез в сапог (сапоги) и уснул.Учитель может потребовать выделить корни в словах с пропущенными буквами.
57-61 Приставка
-
Стр. 57. Ответы к уроку Приставка
Упр. 75. Образуйте от данных слов новые слова, добавляя приставки: над-, на-, с-, пере-, от-, под-, при-, про-.
Писать, читать, лететь. Запишите новые слова. Выделите в них приставки.Писать, надписать, написать, списать, переписать, отписать, подписать, приписать, прописать.
Читать, начитать, перечитать, прочитать.
Лететь, налететь, слететь, перелететь, отлететь, подлететь, прилететь, пролететь.Упр. 76. Прочитайте слова. В каких из них есть приставки, а в каких нет? Сначала запишите слова без приставок, обозначьте в каждом из них корень. Затем запишите слова с приставками, обозначьте в каждом из них корень и приставку.
Упр. 77. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите по рисунку рассказ, используя слова для выбора. Выделите в них приставки.
Стоит на краю рощи избушка. Её окружают высокие стройные берёзы. Деревья подступают очень близко к домику. Высоко в небе пролетает стриж. На лугу зацвели цветы. В саду созрели яблоки.
Упр. 78. Перед вами карта города. Объясните устно, как добраться от школы до стадиона. Используйте слова, обозначающие действия... Запишите составленный рассказ. Выделите в словах приставки.
После школы я иду на стадион. Я выхожу из школы и поворачиваю налево. Затем я перехожу улицу по пешеходному переходу и иду прямо. Через пять минут я прихожу на стадион.
Упр. 79. Понаблюдайте за написанием разделительного твердого знака и сделайте вывод, в каком месте слова и перед какими гласными он пишется.
Объехать, съёжиться, объяснить, съесть.
Упр. 80. Устно. Вывод написан под упражнением.
Упр. 81. Прочитайте слова. Запишите слова, вставляя, где нужно, разделительный мягкий знак, или разделительный твердый знак. Выделите в каждом слове корень и приставку (если она есть).
Упр. 82. Найдите ошибки в диктанте второклассника. Какую орфограмму он знает недостаточно хорошо? Объясните его ошибки.
Как я провёл день
Утром я встал и сел за стол. На столе лежала белая обеденная скатерть. Я съел кашу, а теперь пью чай. Мой старший брат Коля объявил, что надо делать забор. Я помог ему забить колья.
62-65 Суффикс
-
Стр. 62. ГДЗ по теме Суффикс
Упр. 83. Отгадайте загадку. Спишите ее. Обозначьте суффикс (ищ) в каждом выделенном слове.
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Это кот.
Упр. 84. Рассмотрите рисунки. Как называются изображенные на них музыкальные инструменты? Вспомните, как называют музыкантов, которые играют на этих инструментах. Запишите слова по образцу.
Упр. 85. Запишите слова - названия спортсменов, изображенных на рисунках. Суффиксы для выбора: -ист, -щик-. С этими словами составьте и запишите предложения. Подчеркните буквы безударных гласных в корнях слов.
Футболист забил гол в ворота противника. Хоккеист ударил клюшкой по шайбе.
Упр. 86. Понаблюдайте за работой суффикса -чик. Какие слова с этим суффиксом имеют уменьшительно-ласкательное значение, а какие называют профессии людей?
Уменьшительно-ласкательное значение - 1 группа (стул - стульчик...), профессии - вторая (летать - лётчик...)
Упр. 87. Прочитайте текст. Замените выделенные слова однокоренными, в которых был бы один из суффиксов: -еньк-, -к-, -ик-. Какой оттенок значения эти суффиксы придают словам? (уменьшительно-ласкательное) Запишите измененный текст. Каким теперь стало описание зверька? (ласковым)
Зайчик
У зайчика в лесу много врагов. И всё-таки живёт он, не тужит. Выручают его нос, чуткие ушки, быстрые ножки и неприметная шубка. Летом заяц серенький. На земле, в травке серого не видно. К зиме зайчики меняют наряд. Новая шёрстка у них вырастает густая, тёпленькая, беленькая, незаметная на снегу.
Выделяем суффиксы в выделенных словах. В слове зайчик суффикс ик, корень зайч (от "заяц")
66-67 Окончание
-
Стр. 66. ГДЗ к теме Окончание
Упр. 88. Прочитайте текст. Постарайтесь восстановить пропущенную часть слова.
Пришла весна. Люди и животные рады весн[е]. От весн[ы] они ждут тепла и радости.
Упр. 89. Прочитайте текст. Что в нем не так? Как его исправить? Догадайтесь, какая часть слова поможет связать все слова в предложении. (окончание)
Многие школьники пользуются компьютер[ом]. Компьютер[ы] помогают нам решать арифметическ[ие] задач[и], печатать сказк[и] и рассказ[ы]. На компьютер[е] можно играть в интересные игр[ы].
Упр. 90. Измените слова по образцу, найдите и выделите окончания.
1. Сестр[а] - сёстр[ы], подруг[а] - подруг[и], ученик[] - ученик[и], книг[а] - книг[и].
2. Школ[а] - из школ[ы], вод[а] - из вод[ы], рек[а] - из рек[и], рук[а] - из рук[и].
Упр. 91. Прочитайте текст... Запишите текст, вставляя пропущенные окончания.
Какие отметки могут быть у отличника?
Моя соседк[а] получила письмо от подруги из Германии: "Здравствуй, Маша!" Я учусь хорошо. По немецкому - "1", по русскому - "1", по арифметике - "2". У меня только единицы и двойки. Я почти отличниц[а]".
Маша ничего не понял[а], попросила учительниц[у] помочь разобраться с письмом. Учительниц[а] сказала, что в Германии самая хорошая отметка - единиц[а], а самая плох[ая] - пятёрка. В общем, всё наоборот! 68 Проверь себя
-
Стр. 68. Проверь себя
1. Назови главную часть слова. (корень)
2. Определи, какие части слова выделены в словах. Стакан-чик (суффикс чик), при-школь-н-ый (приставка при), уехал-а (окончание а), при-город-ный (корень город).
3. Собери в группы однокоренные слова.
Лес, лесник, лесной, лесистый, лесовик. Лист, листочек, лиственный, листик.
69-75 Части речи
-
Страница 69. ГДЗ по теме Части речи
Что такое части речи
Упр. 92. Прочитайте выразительно строки из сказки К.Чуковского... Запишите сначала слова, отмеченные одной звездочкой, а потом - двумя звездочками. Что общего у слов каждой группы?
Чайник, утюги, сковорода - это предметы.
Бежит, тараторит, дребезжит, бегут, покрякивают, перескакивают, бренчит, стучит - это действия предметов.Упр. 93. Прочитайте слова. Определите, какие из них обозначают предметы, а какие - действия предметов. Запишите сначала слова, которые отвечают на вопрос кто?, затем - на вопрос что?, потом - на вопрос что делает? Соедините слова двух групп.
Кто? Мальчик, лягушка, птица, малыш.
Что? Лодка, мяч, самолёт, дерево.
Что делает? Плывёт, прыгает, летит, растёт, идёт.Лодка (что делает?) плывёт. Мальчик (что делает?) идёт. Лягушка (что делает?) прыгает. Мяч (что делает?) летит. Птица (что делает?) летит. Самолёт (что делает?) летит. Дерево (что делает?) растёт. Малыш (что делает?) растёт.
Упр. 94. Прочитайте слова. Подумайте, на какие три группы эти слова можно разделить. Что общего у слов каждой группы? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Запишите слова в три столбика.
Предмет Признак предмета Действие предмета
акация красивый идёт
библиотека синий учится
вишня узкий бегает
медведь огромная пишет
мальчик тяжёлое дружит
ранец компьютерныйУпр. 95. Прочитайте слова по группам. Обсудите, что называют слова каждой группы: предметы, признаки предметов или их действия. На какие вопросы они отвечают?
1 - предметы; что? кто?
2 - действия предметов; что делать? что сделать?
3 - признаки предметов; какой?Упр. 96. Прочитайте рассказ Н.Сладкова. Что вы узнали о волке? Выпишите из текста три слова - названия предмета, три слова - названия действия предмета и три слова - названия признака предмета.
Названия предмета: волк, волчата, луна.
Названия действия предмета: живёт, сторонится, поднимет.
Названия признака предмета: серый, большой, круглую.Упр. 97. Прочитайте текст из старинного учебника русского языка. ... Попробуйте записать текст в стихотворной форме, вставляя пропущенные буквы. Все ли пропущенные буквы можно проверить? Попробуйте сами составить небольшой текст с описанием природы.
Родные картины
Родные милые карти́ны (сл.):
Поля, берёзки (берёзы) и леса,
Луга, овражки и равнины,
А под горо́ю (го́ры) звон ручья.
Над ручейком склонились ивы.
Село видне́ется (вид) вдали́ (даль).
Под солнцем золотятся нивы.
Крича́т (крик) в болоте журавли.Узкая тропинка ведёт через лес. Вдоль неё растут высокие деревья. Белые березки расположились на самой опушке. Сосны тянут свои длинные ветви к небу. Вдали виднеется деревня.
Упр. 98. Прочитайте скороговорки. Научитесь их быстро произносить. Выпишите слова, обозначающие действия предметов. Поставьте к каждому слову вопрос.
Что делали? Лавировали. Что сделали? Не вылавировали. Что сделала? Проворонила.
76-90 Существительное
-
Стр. 76. ГДЗ по теме Имя существительное
Упр. 99. Прочитайте текст. Запишите слова, которые служат ответами на вопросы...
Алёша, папа, яблони, груши. Эти слова обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?
Упр. 100. Прочитайте стихи. Выпишите неодушевленные имена существительные. На какой вопрос они отвечают?
Что? Вещи, молоток, тиски, клещи, напильник, ножовка, сноровка.
Упр. 101. Прочитайте стихотворный текст. Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Запишите их вместе с вопросом.
Кто? Олень, лев, барсук, рысь, медвежата.
Упр. 102. Прочитайте начало сказки Шарля Перро (в переводе М.Булатова). Вспомните её название. Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос кто? и на вопрос что? Найдите в словах ответов буквы безударных гласных звуков. Подчеркните их. Устно подберите проверочные слова.
Кто? Мельник, сыновья, осёл, кот, братья. Что? Наследство, мельница.
Мельник оставил свои́м трём сыновья́м наследство.
Братья сразу же подели́ли отцовское наследство.
Старший брат взял себе мельницу.
Среднему брату достался осёл.
Младшему из братьев дали кота́.Упр. 103. Распределите имена существительные в две группы. Сначала запишите одушевленные, а потом - неодушевленные имена существительные.
Одушевленные: (кто?) медведь, сорока, лягушка, воробей, герой, мальчик, девочка, пассажир, лошадь, кошка.
Неодушевленные: (что?) мак, дуб, магазин, берёза, арбуз, капуста, морковь, горох, осока.Упр. 104. Игра "Кто это? Что это?". Рассмотрите рисунки...
1. Покупатели, мама, ребёнок, малыш, полки, корзина, куртка, штаны, ботинки, груши, яблоки, ананасы, бананы, апельсины, киви, фрукты, помидоры, картошка, овощи, магазин.
2. Зоопарк, слон, песок, птицы, воробьи, забор, зрители, мама, дети, волосы, куртка, брюки, сапоги, шапка, кепка, морковь, интерес.
Упр. 105. Прочитайте предложения... На какой вопрос отвечает каждое из этих слов? Какие из них можно назвать именами существительными, а какие нет? Почему? (потому что это действия предметов) Спишите предложения. Подчеркните имена существительные.
Затопили печь, чтобы пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
В борту корабля открылась течь. Из крана начала течь вода.
В мастерской звенит пила. Лосиха пила воду из лесного ручья.Упр. 106. Прочитайте текст. Почему некоторые слова в этом тексте написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)
Упр. 107. Назовите и запишите по группам как можно больше имён собственных с данными значениями. Какие из этих названий надо заключать в кавычки? (названия автомобилей и журналов)
Названия городов: Москва, Тула, Воронеж, Пенза, Белгород, Курск, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Владивосток, Хабаровск, Париж.
Названия рек: Дон, Енисей, Обь, Иртыш, Лена, Волга, Амур, Кама, Ангара, Тобол.
Названия морей: Азовское, Чёрное, Андаманское, Баренцево, Берингово, Красное, Охотское.
Названия стран: Россия, Китай, Япония, Тайланд, Индия, Монголия, Франция, Италия, Испания.
Названия столиц разных государств: Москва, Пекин, Париж, Мадрид, Рим, Коломбо, Бангкок.
Названия автомобилей: "Тойота", "Мазда", "Жигули", "Камаз", "Рено", "БМВ".
Название журналов для детей: "Весёлые картинки", "Нафаня", "Мурзилка", "Три кота".
Упр. 108. Прочитайте предложения. Выпишите собственные имена существительные. Какие буквы в выделенных словах надо проверить? Выпишите их вместе с проверочными словами.
Гвидон, Иришка, Гришка, Маришка, Салтан.
Окно́м - о́кна, поздняя - опоздал, грачи́ - грач, улете́ли - полёт, испекла́ - печь, венце́ - ве́нчик, грустной - грустить, лице́ - ли́ца.
Упр. 109. Прочитайте слова в двух столбиках. ... Найдите им соответствующее место в предложениях.
1. Серёжа Муравьёв не боится муравьёв. 2. Игорь Листьев сделал букет из листьев. 3. Витя Васильков нарвал букет из васильков. 4. Иванова Поля вернулась с поля. 5. У маленькой Груши в корзинке груши. 6. Юра Горшков принёс пять горшков.
Упр. 110.
Котёнок и щенок
У Миши был щенок. А у Кати был котёнок. Щенок и котёнок очень подружились. Они ели из одной миски.
Упр. 111.
Фамилии писателей: И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак.
Названия городов: Самара, Псков, Новгород, Владимир.
Названия стран: Россия, Италия, Польша.
Упр. 112.
Вела Поля вола в поле. С поля вол Полю вёл.
Упр. 113.
Телёнок был шерстяной и мокренький. Ему давали имена: Бобик, Рекс, Тузик, Стремительный, Гаврюша.
Шарик, Дядя Фёдор, Бобик, Рекс, Тузик, Стремительный, Гаврюша.
Упр. 114.
Имена, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов и рек пишутся с заглавной буквы.
Упр. 115.
Обыкновенная история
Гулял по улице щенок
Не то Дружок,
Не то Пушок.
Гулял в метель и в солнцепёк,
И под дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару,
В мороз
И сырость,
Гулял,
Гулял,
Гулял
И вырос.
В.ЛевинУпр. 116.
1. По гораммн.ч., по доламмн.ч. ходит шубаед.ч. да кафтанед.ч.. (Баран) 2. Не кустед.ч., а с листочкамимн.ч., не рубашкаед.ч., а сшита. (Книга) 3. Уткаед.ч. в мореед.ч., а хвостед.ч. на забореед.ч.. (Ковш) 4. По синему небуед.ч. тарелкаед.ч. плывёт. (Луна)
Упр. 117.
Тарелк[и], геро[и], завод[ы], картин[ы], комнат[ы], квартир[ы], лопат[ы], магазин[ы], мальчик[и]. Это словарные слова.
Упр. 118.
Стрижи и сороки - это птицы. Щуки и ерши - это рыбы. Ландыш и шиповник - это цветы. Ежи и зайчата - это животные. Щавель - это растение.
Упр. 119.
Директора́, догово́ры, шофёры, то́рты, столяры́.
Упражнение 120.
Прочитать и запомнить
Упражнение 121.
В магазине купили пару чулок и пару носков.
В автобусе нет свободных мест.
У Танюши много дел.
С одной яблони собрали несколько килограммов яблок.
На рынке много помидоров, апельсинов и мандаринов.
В магазине большой выбор сапог, ботинок и валенок.Упражнение 122.
Больше всего имён существительных. Предметы объединяет слово багаж.
91-98 Глагол
-
Страница 91. ГДЗ 7гуру по теме глагол
Упражнение 123.
Мастерит, забивает, прыгает.
Упражнение 124.
Слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действия предметов.
Держа́ть - де́ржит, дели́ть - де́лит, отмени́ть - отме́нит, мета́ть - ме́чет, терпе́ть - те́рпит, шепта́ть - ше́пчет, встреча́ть - встре́ча, треща́ть - тре́ск, смеши́ть - сме́х.
Упражнение 125. Выберите одну из загадок. Спишите ее. Обведите глаголы.
Всю зиму пролежал,
Весною в речку убежал.
По какой дороге полгода ездят да полгода ходят?
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю.Упражнение 126.
Что? Ручьи, снег, почки, солнце, птицы.
Что делают? Бегут, прилетают, набухают. Что делает? Греет, тает, светит.Весной солнце светит ярче и греет жарче. Тает снег. Бегут быстрые ручьи. На ветках деревьев набухают почки. Прилетают с юга перелетные птицы.
Упражнение 127.
Шофёр (что делает?) водит машину.
Врач (что делает?) лечит людей.
Дворник (что делает?) подметает двор.
Трактористы (что делают?) пашут землю.
Садоводы (что делают?) сажают деревья.Упражнение 128.
Что делают? Прыгают, кружатся, громоздятся, мчат, грохочут, трещат.
Эти глаголы называют действия нескольких предметов.
Упражнение 129.
Каникулы в деревне
Летом мы часто ходили на реку. Там мы купались, грелись на солнце, катались на лодке. На опушке мы собирали землянику и рвали щавель. Мы ходили на луг ворошить сено. Мы радовались и смеялись.
Перескажите записанный текст так, чтобы в нем говорилось о действиях одного человека.
Летом я часто ходил на реку. Там я купался, грелся на солнце, катался на лодке. На опушке я собирал землянику и рвал щавель. Я ходил на луг ворошить сено. Я радовался и смеялся.
Упражнение 130.
Утка кричит. - Утки кричат. Дятел стучит. - Дятлы стучат. Собака молчит. - Собаки молчат. Мороз трещит. - Морозы трещат. Орёл летит. - Орлы летят. Котёнок спит. - Котята спят. Корабль стоит. - Корабли стоят.
Упражнение 131.
Дождь
Гремелгл. гром. Лилгл. дождь. Сквозь дождь гляделогл. солнце. На небе появляласьгл. разноцветная радуга.
Упражнение 132.
Игра "Волшебник"... Перескажи текст так, как будто события уже произошли.
Володя вернулся домой из школы очень грустный. Он получил двойку. Его бабушка сильно огорчилась.
... Замените выделенные слова антонимами. Запишите получившийся текст.
Володя вернулся домой из школы очень весёлый. Он получил пятёрку. Его бабушка сильно обрадовалась.
Упражнение 133. Прочитайте потешку. О чем в ней идет речь? (О работе и заботах) Запишите потешку, вставляя глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?
Ивану-большому - дрова рубитьгл.,
Ваське-кухарке - воду носитьгл.,
Мишке-серёдке - печку топитьгл.,
Гришке-сиротке - кашку варитьгл.,
А крошке Тимошке - песенки петьгл.,
Песни петь да плясатьгл.,
Родных братьев потешатьгл.!Над вписанными глаголами подписываем карандашиком гл.
Упражнение 134.
Первая группа слов обозначает предметы. Это существительные. Вторая группа обозначает действия предметов. Это глаголы.
Щукасущ. плаваетгл.. Человексущ. ходитгл.. Лошадьсущ. бегаетгл.. Ласточкасущ. летаетгл.. Лягушкасущ. прыгаетгл.. Змеясущ. ползаетгл..
Упражнение 135.
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село,
На краю далёком неба
Зорька заалела.Упражнение 136.
Зима́ недаром злится,
Прошла её пора́ -
Весна́ в окно стучится
И гонит со двора́.В стихотворении использован приём олицетворения.
99-110 Прилагательное
-
Страница 99. ГДЗ по теме имя прилагательное
Упражнение 137.
Какая? Ледяная, лубяная, светлая, тёмная.
Это имена прилагательные.
Упражнение 138.
Укажите с помощью имен прилагательных различные признаки предметов.
по вкусу по форме по цветуЯблоко (какое?) сладкое, круглое, красное.
Слива (какая?) сладкая, овальная, фиолетовая.
Лимон (какой?) кислый, овальный, жёлтый.
Орехи (какие?) вкусные, круглые, коричневые.Упражнение 139.
Красная, сладкая, сочная, горькими.
Упражнение 140.
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
Круглый, красный, сладкий, с зелёной кожей гладкой.Упражнение 141.
Прочитайте текст. Какова его главная мысль? (Нужно беречь природу) Озаглавьте текст. (Луговые цветы)
Луг (какой?) зелёный.
Колокольчики (какие?) голубые.
Гвоздики (какие?) красные.
Ромашки (какие?) белые.
Оля (какая?) маленькая.Мы добавили имена прилагательные. При необходимости подпишите прил. над ними.
Упражнение 142.
Тёплый, маленький, пушистый, серебристый, гибкий, быстрый, собачий.
Упражнение 143.
Берёзовая роща. Кислый щавель. Тонкая кожица. Зубастая щука. Хищное животное. Пушистый платок. Доброе чувство. Чуткое ухо.
Каждое словосочетание составлено из прилагательного и существительного.
Упражнение 144.
Белыйприл. ландыш, голубойприл. василёк, красныйприл. мак, спелаяприл. груша, крупнаяприл. вишня, тонкаяприл. рябина, золотоеприл. кольцо, пушистоеприл. полотенце.
Над прилагательными пишем карандашиком прил.
Упражнение 145.
1. На ветке сидит чёрная ворона. 2. Серый заяц лакомится морковкой на огороде. 3. На вешалке висит детское пальто. 4. На яблоне висят красные яблоки. 5. Коля катался на красивых роликовых коньках. 6. Шофёр уверенно вёл машину по широкому шоссе.
Упражнение 146.
Заяц
Под кустом притаился маленький зверёк. У него были длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто серой шерстью. Глаза у зверька были испуганные.
Упражнение 147.
Весеннее утро веет прохладой. Воздух прозрачный и чистый. Распускаются на ветках деревьев первые листочки. Земля покрывается зелёным ковром. Жужжат вокруг насекомые. Все радуются новому весеннему дню!
Упражнение 148.
...Составьте предложения с выделенными словами.
Зелень - зелёный - зеленеть.
Желтизна - жёлтый - желтеть.
Чистота - чистый - чистить.
Ласка - ласковый - ласкать.Зелёный жук ползёт по траве. Жёлтый мотылёк порхает над цветком. В лесу чистый и свежий воздух. Ласковый ветерок качает ковыль на лугу.
Какая часть слова сохраняется во всех словах каждой группы? (зелен, желт, чист, ласк) Как она называется? (Корень) К какой части речи относится каждое слово? (1 - сущ., 2-е - прил., 3-е - глагол.)
Упражнение 149.
Деревья (что сделали?) распустились.
Голубые подснежники (что делали?) цвели.
Травка (что сделала?) зазеленела.
Одуванчики (что сделали?) зацвели.Дере́вья - де́рево, зазелене́ла - зелёный, травка - трава, в лесу́ - лес, каза́лось - ка́жется, вокруг - кругом, ножках - ноженьки.
Упражнение 150. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Михалкова. Как бы вы его озаглавили? (Игрушки)
1) Имена существительные: полка, слоны, собаки, верблюды, волки, кошки, гармошки, утки, дудки, куклы-матрёшки.
2) Глаголы: лежали, стояли.
3) Имена прилагательные: пушистые, губные.Упражнение 151. ...Объясните, какая хитрость заключена в этих стихах. (Ответ не в рифму) Можно ли назвать стихи юмористическими? (Да) Почему? (Потому что получится смешно, если подобрать недостающее слово в рифму)
Выпишите их стихотворения два глагола, два имени существительных, четыре имени прилагательных.Глаголы: ложится, созреет. Имена существительные: день, снег. Имена прилагательные: прекрасный, ясный, неспелый, учёный.
Упражнение 152. Игра "Угадай-ка".
Заяц: маленький, длинноухий, косой. Снег: белый, холодный. Мороз: трескучий, лютый. Книга: интересная, детская. Дождь: проливной, грибной, осенний. Сметана: белая, вкусная, густая, жирная. Волк: серый, зубастый, злой. Лиса: рыжая, хитрая.
Упражнение 153. Какие имена прилагательные помогают не только увидеть лесную глушь, но и почувствовать свежесть леса? (тенистой, сырой, студёный)
В глуши лесно́й (лес), в глуши зелёной (зе́лень),
Всегда тени́стой (тень) и сырой,
В крутом овраге под горо́й (го́ры)
Бьёт из камней родник студёный.Упражнение 154.
Текст-описание.
На рисунке изображен осенний пейзаж. Трава уже пожелтела. Листья на деревьях пожухли. По сухой траве идет человек. Он торопится домой.
111-121 Предлог
-
Страница 111. ГДЗ 7gy.ru по теме предлог
Упражнение 155. Прочитайте. Свяжите слова друг с другом по смыслу. Какие слова помогают нам в этом? (Предлоги)
Сесть за парту. Положить книгу на парту. Вызвать к доске. Стоять у доски.
Упражнение 156.
Кот залез на обеденный стол. Кот притаился под столом. Кот спрятался за стол. Кот забрался в кухонный стол.
Это предлоги.
Упражнение 157.
Стол
Мама накрыла стол красивой скатертью. Лампа висит над столом. Ваза с цветами стоит на столе. На столе стоят чашки. Мама налила в чашки чай.
Упражнение 158.
Лисята у норы. Чайки над водой. Книга на столе. Дым из трубы. Всадник на коне. Подарок для сестры. Письмо от друга. Избушка в лесу.
По белым стволам берёз и по их зелёным листьям бегают солнечные зайчики.
Упражнение 159.
Старая сосна росла в лесу. Рыжая белочка жила в дупле сосны. Она запасала на зиму грибы.
Упражнение 160.
Спелое яблоко упало (с чего? откуда?) с яблони (на что?) на землю.
Резвая птичка перелетала (с чего?) с ветки (на что?) на ветку.
Мы ехали (куда?) в деревню (на чём?) на машине.
Жёлтенькая канарейка улетела (откуда?) из клетки (куда?) на волю.Предлоги с другими словами пишутся раздельно.
Упражнение 161.
Острые зубы (у кого?) у собаки. Крепкие рога (у кого?) у коровы. Длинная грива (у кого?) у лошади. Цепкие лапы (у кого?) у обезьяны. Пушистая шерсть (у кого?) у овцы. Полосатая шкура (у кого?) у тигра. Рыжий хвост (у кого?) у лисы.
Упражнение 162.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жабы на метле...Упражнение 163. Выпишите сначала слова с приставками, а потом сочетания слов с предлогами. Вставьте между словом и предлогом другое слово.
Приходить, сделать, отбежать, написать, въехать, зарисовать, досмотреть, погладить.
С высокого дерева, от двухэтажного дома, на письменном столе, в начальной школе, за центральным парком, при нашей школе, об отличной учёбе, за стареньким домом, до тенистой аллеи, по синей воде.
Упражнение 164.
1. У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья.
2. Вдруг слон замер и насторожился. Хозяин хотел ударить слона, но увидел, что из кустов выскочил огромный тигр. Слон повернулся, схватил хоботом тигра, поднял вверх и бросил на землю. Тигр испугался и убежал.
Подчеркиваем пробел между предлогами и словам, выделяем приставки.
Упражнение 165.
Вошёл в автобус. Вошёл в трамвай. Вошёл в метро. Вышел из автобуса. Вышел из трамвая. Вышел из метро.
Пассажир вошёл в автобус. Мальчик вошел в трамвай. Я вошёл в метро и стал ждать свой поезд. Мужчина вышел из автобуса и зашагал по дороге к дому. Человек вышел из трамвая на конечной остановке. Я вышел из метро во время дождя.
Упражнение 166.
Музыканты
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны. 120-121 Проверь себя
-
Страница 120. Проверь себя
1. Часть речи - это группа слов, которые имеют общее значение, отвечают на одни и те же вопросы.
2. 1) имя прилагательное;
2) признак предмета;
3) какой?
4) маленький.1) глагол;
2) действие;
3) что делает?
4) бежит.3. Имена существительные: собака, автобус, девочка, книга, кот, улица.
Имена прилагательные: домашний, пушистый, интересная.
Глаголы: читать, убежать, ехать.
Предлоги: из, от, по.Пушистый кот убежал от собаки. Девочка читает интересную книгу.
4. Предлог - это часть речи, которая связывает слова друг с другом.
122-138 Предложение. Текст
-
Страница 122. ГДЗ по теме Предложение. текст.
Упражнение 167.
У дома рос старый дуб.
Упражнение 168.
Малыши играют в прятки.
Огурцы растут на грядке.
Поросята спят в овраге.
Мушкетёры точат шпаги.
Дети в цирк бегут ватагой.
Раки дремлют под корягой.
Щуки плавают по дну.
Волки воют на луну.Это предложения повествовательные, невосклицательные. Списываем 4 из них.
Упражнение 169.
Глава семьи - мама или папа, главные члены - родители.
Упражнение 170. ... Запишите предложения без вопросов. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя чертами.
Кошка мяукает. Свинья хрюкает. Мышь пищит. Лягушка квакает. Волк воет. Ворона каркает.
Упражнение 171. Спишите текст.
Пришла долгожданная весна. Ярче светит солнце. С юга летят птицы. На деревьях распускаются почки. Появляются первые цветы. Люди радуются дружной весне.
Упражнение 172.
Разъяснения в учебники под заданием.
Упражнение 173. ... Дополните каждое предложение другими словами, уточняющими его смысл. Запишите получившиеся предложения.
Долгожданная весна наступила в наших краях. Яркое солнце греет сильнее. Прилежный ученик красиво пишет слова и предложения. Маленькая девочка громко читает стихотворение.
Упражнение 174. ...Запиши его, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены во втором предложении.
Лось
Лось - лесно́й житель. Лоси живут в сибирской тайге и в лесах под Москво́й.
Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом ест болотные травы.
У лося тяжёлые широкие рога́, похожие на лопаты. Лось - мирный зверь, но, если на лося нападу́т волки, он защища́ется и рога́ми, и копытами. Только голо́дные волки осмеливаются нападать на лося.Упражнение 175. Прочитайте и спишите предложения. В скобках пишите нужный вопрос: что делал? что делала? что делали?
Мама (что делала?) шила Нине новое платье.
Маленькая Светочка (что делала?) играла с новой куклой.
Вася (что делал?) рисовал лошадку.
Серёжа и папа (что делали?) читали сказку.Упражнение 176. ... Запишите текст. В скобках напишите вопросы к выделенным словам.
Марина любит (кого?) братишку. Она катает (кого?) малыша в коляске. Марина рассказывает (кому?) мальчику весёлые истории. Серёжа слушает (кого?) сестру.
Упражнение 177. ... Запишите связанные друг с другом слова парами по образцу.
Человек (что делал?) жил, человек (какой?) рассеянный, жил (где?) на улице, на улице (какой?) Бассейной.
Упражнение 178. ... Правильно составьте предложения.
1. Жил человек рассеянный на улице Бассейной. 2. Медвежонок ест мёд. 3. Мальчик нашёл гриб.
Упражнение 179. Составьте из слов предложения, а из предложений текст.
Зачем петуху гребешок
У нашего горластого петуха красный гребешок. Берёт он ночью свой гребешок. Петух расчёсывает свой разноцветный хвост. Вот почему у него такой пышный хвост.
Упражнение 180. ... Составьте текст, озаглавьте его и запишите. Вставьте пропущенные буквы.
Неудачная прогулка
Марина и Оля пошли гулять в парк. Вдруг на небе появи́лась огромная чёрная туча. Начался проливно́й дождь. Подруги вернулись домо́й в насквозь мокрой одежде.
Упражнение 181.
1. Текст-описание 2. Текст-сообщение. 3. Текст-рассуждение
Списываем один из текстов.
На высоком ровном стебельке держит он свою жёлтую головку.
Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу.Упражнение 182.
Велосипед мечты
В витрине магазина стоял очень красивый велосипед. Он был большой, железный. Большие колеса сверкали на солнышке своими спицами. Рама у велосипеда была оранжевого цвета. На боку красовалась синяя надпись. У этого велосипеда 12 скоростей и мягкое сиденье. Не велосипед, а мечта!
Это текст - описание.
Упражнение 183. Запишите ответы на вопросы.
У таксы чёрная или коричневая шерсть, длинные висячие уши, умные глаза, короткие ноги и узкое тело. С таксой хозяин может ничего не бояться, потому что она всегда готова защитить его. Таксу использовали для охоты на барсука.
Упражнение 184.
Читаем.
Упражнение 185. Напишите записку родителям или друзьям.
Милая мамочка!
Я сделала все уроки и пообедала. Хомячка покормила. Не теряй меня, я у Кати в гостях.Целую, Вика.
Упражнение 186.
Нужно добавить вопросы о жизни бабушки, спросить про её дела.
Упражнение 187. Напиши письмо друзьям, родителям или героям детских книг.
Здравствуй, Аня! Как у тебя дела? Как ты учишься? Как там котёнок, подрос? У меня всё отлично. Скоро каникулы. Мы с мамой приедем к вам в гости. Мы вместе с тобой будем гулять и играть в интересные игры. Я привезу с собой новую настольную игру. До встречи через месяц! Твоя подруга Вика.
Упражнение 188. Напишите своим родителям приглашение на праздник весны и окончания второго класса.
Дорогие мама и папа! Приглашаю вас на праздник весны и окончания второго класса. Праздник состоится 28 мая в нашем классе в 18-00. Ваша дочь Вика.
Упражнение 189. Вспомните, в каких известных вам сказках, рассказах и стихотворениях описывается общение человека с природой.
Рассказы Снегирёва, Пришвина, Ушинского, Сладкова, Скребицкого, стихи Токмаковой.
Упражнение 190.
Здравствуй.
139 Проверь себя
-
Проверь себя, страница 139
1. Предложение - это слово или группа связанных по смыслу слов, которые выражают законченную мысль.
2. Подлежащее, сказуемое.
3. Подлежащее - кто? что?
Сказуемое - что делает?4. Ваня побывал в Москве. Москва стоит на берегу реки. Ваня полюбил этот чудесный город.
Вот и конец учебника по русскому языку. Конец второго класса. Встречайте каникулы!!! Приятного вам всем отдыха!
Комментарии