В старом учебнике §31-32.

Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Каковы были основные достижения народов Азии, Америки и Африки в эпоху Средневековья?

Средневековье для стран Азии прошло под властью захватчиков. Индия была захвачена мусульманами, где был сформирован Делийский султанат. Ислам оказал большое влияние на развитие Индии и ее культуры, однако Индии удалось сохранить свою кастовую систему и древние традиции.

Китай был захвачен монгольскими племенами и вошел в состав Великой Монгольской империи. В отличие от Индии все новшества захватчиков растворились в культуре и традициях Китая. Монголы, наоборот, многое переняли у китайцев, что значительно усилило мощь их армии. На развитие культуры Китая оказал большое влияние буддизм.

Япония в первую половину Средневековья сама находилась в подчинении у Китая и лишь во вторую половину обрела самобытные черты и создала уникальную культуру. Феодальное общество Японии породило сословие самураев, с оригинальной философией и кодексом. На развитие культуры Японии оказал большое влияние буддизм. Островное положение Японии и ее природные условия стали определяющими в формировании национальной культуры.

Народы доколумбовой Америки в условиях изоляции создали государства инков, ацтеков и майя с уникальной культурой, общественным и политическим устройством, не похожими на культуру стран Старого Света. Инки, ацтеки и майя не имели доступа к технологиям и знаниям других стран, поэтому зачастую не пользовались вещами, которые в Европе или в Азии кажутся обычными. Зато они самостоятельно достигли существенных высот в астрономии, геометрии, медицине, строительстве. Эти знания позволяли им строить поражающие воображение сооружения, десятки тысяч километров дорог с твердым покрытием, целые города в горах, плавучие поля и горные плантации, уникальные системы ирригации, водоснабжения и водоотведения.

Народы Африки в эпоху Средневековья развивались неравномерно. Наибольшего развития достигли племена, имевшие доступ к международной торговле, наличие природных ресурсов для торговли и связи с ведущими мировыми державами посредством торговли. Эти племена образовали государства Мали, Аксум и Мономотапа. В отсутствии этих особенностей остальные народы Африки не получили должного развития.

Выберите параграф из списка

В старом учебнике §31-32.

Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Каковы были основные достижения народов Азии, Америки и Африки в эпоху Средневековья?

Средневековье для стран Азии прошло под властью захватчиков. Индия была захвачена мусульманами, где был сформирован Делийский султанат. Ислам оказал большое влияние на развитие Индии и ее культуры, однако Индии удалось сохранить свою кастовую систему и древние традиции.

Китай был захвачен монгольскими племенами и вошел в состав Великой Монгольской империи. В отличие от Индии все новшества захватчиков растворились в культуре и традициях Китая. Монголы, наоборот, многое переняли у китайцев, что значительно усилило мощь их армии. На развитие культуры Китая оказал большое влияние буддизм.

Япония в первую половину Средневековья сама находилась в подчинении у Китая и лишь во вторую половину обрела самобытные черты и создала уникальную культуру. Феодальное общество Японии породило сословие самураев, с оригинальной философией и кодексом. На развитие культуры Японии оказал большое влияние буддизм. Островное положение Японии и ее природные условия стали определяющими в формировании национальной культуры.

Народы доколумбовой Америки в условиях изоляции создали государства инков, ацтеков и майя с уникальной культурой, общественным и политическим устройством, не похожими на культуру стран Старого Света. Инки, ацтеки и майя не имели доступа к технологиям и знаниям других стран, поэтому зачастую не пользовались вещами, которые в Европе или в Азии кажутся обычными. Зато они самостоятельно достигли существенных высот в астрономии, геометрии, медицине, строительстве. Эти знания позволяли им строить поражающие воображение сооружения, десятки тысяч километров дорог с твердым покрытием, целые города в горах, плавучие поля и горные плантации, уникальные системы ирригации, водоснабжения и водоотведения.

Народы Африки в эпоху Средневековья развивались неравномерно. Наибольшего развития достигли племена, имевшие доступ к международной торговле, наличие природных ресурсов для торговли и связи с ведущими мировыми державами посредством торговли. Эти племена образовали государства Мали, Аксум и Мономотапа. В отсутствии этих особенностей остальные народы Африки не получили должного развития.

Выберите параграф из списка

§ 28. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

Ответы к § 28. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония (§ 31 в старом учебнике)

Вопросы в тексте параграфа

Когда и кем было создано первое единое государство в Китае, в Индии?

К 221 году до н.э. правитель царства Цинь Шихуан положил конец двухсотлетней эпохе Воюющих Царств и, объединив семь царств, воцарился над единой державой на всей территории Внутреннего Китая. Ши Хуан-ди буквально с китайского переводится как «великий император основатель». Он вошел в историю как создатель и первый правитель единого государства в Китае.

Считается, что в Индии первым единого государства была империя Маурьев. Она была основана в 332 году до н.э. Чандрагуптой Маурья и просуществовала до своего распада в 187 году до н.э. За этот период правители Маурьев существенно расширили границы империи на запад и на север, покорив сатрапов, оставленных Александром Македонским. Разбив войска Селевкидов (или заключив договор с Селевком) Маурьи вернули Индии земли к западу от реки Инд. На юго-востоке империя Маурьев достигла берегов Бенгальского залива.

Какие открытия и изобретения были сделаны в Древнем Китае и в Древней Индии?

Китай и Индия привнесли в мировую культуру множество изобретений. Так, сегодня весь мир пользуется цифрами, которые были изобретены в Древней Индии. Мы играем в игру царей – шахматы, носим одежду из хлопка, едим сахар – все это изобрели древние индусы.

В Древнем Китае были изобретены: бумага, шелк, компас, вентилятор, воздушный змей, диета, доменная печь, отрицательные числа. Эти изобретения существенно изменили историю человечества и используются по сегодняшний день, от них положили начало многие современные технологии.

Что такое буддизм? Когда и где он возник?

Буддизм – одна из мировых религий, учение о духовном пробуждении, возникшее в середине первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший титул «Будда», что означает «тот, кто пробудился».

Сиддхартха Гаутама не провозглашал себя ни богом, ни пророком. Он был человеком, который стал Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов. Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как страдание, старение, болезни и смерть. Это навело его на размышления о смысле жизни. Он покинул дворец и последовал традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде. Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения. Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. Будда стал свободен от привязанности и гнева, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и, следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Он говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями и лишениями, но свою участь можно улучшить, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний богатств и удовольствий. Тогда круговорот перерождений его души будет прерван, и душа обретет вечный покой и блаженство. Будда считал, что главное для совершенствования души — это праведные дела и личные качества человека, а не его происхождение. Стать буддистом мог представитель любой касты. Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Работаем с картой

С какой стороны в Индию вторгались завоеватели?

Завоеватели вторгались в Индию с северо-запада. Это единственный удобный сухопутный проход на территорию полуострова. С юга, запада и востока Индийский полуостров омывает Аравийское море и Бенгальский залив, а с севера и северо-востока полуостров защищают высокие Гималайские горы.

Какой из торговых путей на карте относится к Великому шёлковому пути?

Великий шелковый путь начинался в центре Китая. Его отправными точками в разные периоды были города-столицы китайского государства: Лоян и Сиань (Чанъань). На нашей карте эти города не обозначены вообще, а зря. Они очень интересны с точки зрения истории Китая. Например, именно в Сиане находится знаменитая терракотовая армия и самые известные буддистские пагоды Большого и Маленького дикого гуся. Мы обозначили местоположение этих городов на карте сами.

Далее Великий шелковый путь шел на восток и северо-восток в обход Гималайских гор с севера. На нашей карте этому маршруту на территории Китая соответствует только специально выделенный нами синим цветом отрезок. Все остальные торговые маршруты носили второстепенное значение.

Работаем с документом

1. Какие качества характера, свойства личности были особенно важны для самурая? Почему именно они?

Для самурая самыми важными качествами характера были преданность и готовность умереть за своего господина. Что касается воспитываемых у самураев свойств личности, то они мало отличались от пути мудреца – самурай должен быть тактичным и критичным к себе, не принимать ничего как «абсолютное знание», понимая, что ни одно знание не может быть «абсолютным». Такие качества характера и свойства личности требовались от самурая для одной единственной цели – служить и защищать своего господина.

2. Согласны ли вы с правилами и советами, которые перечислены в этом тексте? Поясните свое мнение.

Я могу согласиться с требованиями к тактичности и критичному отношению к самому себе, поскольку они логичны и соответствуют общепризнанным этическим нормам и правилам получения знаний. Я не могу одобрить «путь самурая» и постоянную готовность к смерти, поскольку в современном обществе не приняты настолько утрированные отношения «хозяин – слуга». Предпочитаю вообще не служить кому-либо и не иметь подобных слуг. Каждый человек – это самостоятельная личность, с самостоятельным правом выбора.

3. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Особенно мне запомнились наставления «презреть тело и разум и всецело посвятить себя служению хозяину». Так может вести себя преданная хозяину собака или безвольная корова, но не человек. Человек должен думать и оценивать действия «хозяина», только тогда он сможет, например, отказаться от выполнения преступного приказа.

Обобщение информации параграфа

1. На какие этапы можно разделить историю средневекового Китая, Индии и Японии?

Каких-либо общих этапов в истории средневековых Китая, Индии и Японии нам выделить не удалось, поэтому мы используем общепринятое деление на этапы.

Китай

Государство Тан (618-907 гг). Усилившееся военное могущество империи Тан приводит к временному расширению территории Китая за счет Восточно-Тюркского и Западно-Тюркского каганатов, которые становятся данниками Китая. Корейское государство Когурё покорено и становится провинцией Китая. В Китае получают распространение чай и хлопок. Развивается морская торговля с Индией, Арабским халифатом, Японией. Династию Тан подрывают конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии.
Государство Сун, Ляо и Цзинь (907-1279 гг). Эпоха политических переворотов в Китае. В течение долгого времени в стране не удается восстановить единую государственную власть. Образовывается государство Сун. Кочевые протомонгольские племена киданей вторгаются в северный Китай и, отобрав у Сун часть северных земель, создают государство Ляо. В XII веке очередные кочевники с севера, племена чжурчжэней, уничтожают киданей Ляо и образуют государство Цзинь. Постепенно Цзинь продвигается на юг и в 1141 году Сунская империя признает себя вассалом империи Цзинь.
Монгольская династия Юань (1271-1368 гг). Армия Чингисхана вторглась в северный Китай в 1211 году. К 1234 году империя Цзинь была покорена. К 1271 году захвачена империя Сун. В Китае устанавливается власть монголов и формируется империя Юань. Китайский народ страдает от монгольского угнетения и в XIV веке народное недовольство выливается в мощное патриотическое движение.
Империя Мин (1368-1644). К 1368 году после длительной борьбы монголы были изгнаны из Китая. К власти пришел один из руководителей восстания – сын крестьянина Чжу Юаньчжан. Китай вернул себе независимость. В конце этого периода происходит первая попытка усилившейся Японии вторгнуться в Китай и Корею. В это же время в Китае появляются европейцы. Они приносят в Китай новые инструменты и механизмы, а также налаживают производство огнестрельного оружия.

Индия

Разрозненные княжества (VI-VII вв). Обособленная жизнь княжеств. Постоянные конфликты и войны.
Вторжение мусульман (VIII-XII вв). Завоевание мусульманами Индии шло очень медленно. Индусы отчаянно сопротивлялись. Однако постепенно мусульманские владыки расширяли подчиненные территории Индии. В X веке афганская династия Газневидов прочно закрепляется в Пенджабе. Затем северную Индию завоевывает династия Гуридов.
Делийский султанат (1206-1526). В самом начале истории Делийского султаната монголы совершают серию набегов. Лишь в начале XIV века в северной Индии удается разбить крупное войско монголов – набеги прекратились. Делийский султанат стал расширяться на юг Индии, но мусульманские правители не смогли удержать под контролем все земли. В результате из состава Делийского султаната выделились Мадурайский и Бахманидский султанаты. В конце XIV века северная и центральная Индия была разграблена войском самаркандского правителя Тамерлана (Тимура). Делийский султанат после этого вторжения еще пытался подавать признаки жизни, однако в 1526 году султанат был завоеван и унаследован Империей Великих Моголов.

Япония

Период Асука (538-710 гг). Ознаменовался сильным влиянием китайской и корейской культурных традиций. Особенно это отразилось на искусстве, скульптуре, архитектуре и одежде.
Период Нара (710-794 гг). Особенности периода – ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, буддизма и поэзии. Приблизительно в этот период на смену названию страны Ямато приходит новое название Нихон (Нипон).
Период Хэйан (794-1185 гг). К этому периоду относится становление самурайства (буси). Самураями были профессиональные войны отрядов наместников, которые заменили призывную крестьянскую армию. Самурайство постепенно стало наследственной профессией. Стал формироваться так называемый слой военной аристократии. Появляются гражданские и уголовные законы, а также меняется система государственного управления. Культура обосабливается от Китая и Кореи. Процветает архитектура, литература, живопись, образование (для аристократов).
Период Камакура (1185-1333 гг). Этот период был временем междоусобных войн и доминирования сословия самураев. Официальной религией сёгуната стал дзэн. В этот период произошли монгольские вторжения в Японию.
Период Муромати (1336-1573 гг). Продолжаются междоусобные войны и противостояния императоров и сёгунов. Эту эпоху называли Эпохой воюющих провинций. В конце этого периода португальцы завозят в Японию первые мушкеты. В Японии начинается распространение огнестрельного оружия.

2. Какие успехи в развитии науки и техники были достигнуты в Китае в эпоху Средневековья?

В эпоху Средневековья в Китае был изобретен порох, фарфор, бумажные деньги, карданов подвес, рыболовная катушка, наборное книгопечатание, ежедневная газета, клепанные пушки, ружья в виде бамбуковых трубок и т.д.

Бумага, шелк, компас, вентилятор, воздушный змей, диета, доменная печь, отрицательные числа были изобретены в эпоху Древнего Китая.

3. Используя иллюстрации, опишите достижения архитекторов и мастеров Индии, Китая и Японии.


Пагода красоты дракона (Китай)

Для описания архитектурных особенностей воспользуемся иллюстрациями учебника. На них представлены Пагода красоты дракона в Китае, Храм в Ориссе в Индии и буддийский монастырь Дзэнкодзи в Японии. Сравнивая эти изображения, мы видим, что особенностями китайской архитектуры являются изогнутые края крыш (для отпугивания злых духов), многоярусность и собственные крыши у каждого яруса, устремленность ввысь (как подражание высоким деревьям), четкая симметрия, гармоничное сочетание ярких цветов отделки, малые архитектурные и скульптурные формы (реальные и мифические животные), вписанные в общую композицию.


Монастырь Дзэнкондзи (Япония)

Похожий стиль мы видим в японской архитектуре. Однако, японские строения в отличие от китайских, более приземленные – они должны не выделяться из природного ландшафта и гармонировать с ним. Если в китайской архитектуре мы видим обилие декора из различных материалов, то японцы отдавали предпочтение деревянному декору.

Рассматриваемый нами индийский храм представляет собой вытянутое ввысь строение с обилием резного каменного декора. Его поверхность полностью покрыта рельефами, статуями и резьбой. При этом такая форма индийских храмов вовсе не была обязательной. Храмы и дворцовые комплексы могли быть различной формой. Однако, всех их объединяли масштабность и великолепие, а также обилие декора.

Для описания достижений мастеров Индии, Китая и Японии остановимся на живописи, образцы которой представлены в учебнике. Опять же мы видим схожесть китайской и японской техники живописи, а также сюжета и композиции. Главными темами живописи этих стран были природные пейзажи и бытовые сцены. Для начальных периодов Средневековья для живописи этих стран характерны простые и схематичные формы объектов, отсутствие динамики, четкие контуры, яркие краски, высокая точка взгляда на композицию, когда все действие разворачивается перед зрителями как на ладони. В последующие периоды стали появляться различия в китайской и японской живописи. В Китае появилась свободная техника (сёи), в которой нет контуров, а изображения передаются живописными и размытыми пятнами. В Японии стали популярными монохромные картины. Поскольку живопись в Японии и Китае всегда была тесно связана с религией и литературой, то и сюжеты композиций со временем приобрели исключительно национальную направленность.

Индийская живопись – это картина праздничной песни и танца. Даже изображая военные действия, индийские художники преподносили их так, как будто люди выполняют сложный танец, каждая фигура отличается позой и жестами. Индийские картины поражают символической напыщенностью и нагромождением деталей. В картинах есть центр композиции, а пространство вокруг центра предельно заполнено другими фигурами, символами, разнородным фоном – свободного места просто нет. Однако все детали подчинены определенным правилам, каждый символ на своем месте и совокупность деталей представляет единую концепцию. Кроме того, все индийские картины так или иначе связаны с религиозными представлениями о мире.

4. Какие достижения индийской культуры были восприняты другими народами?

Мы уже много говорили о том, какие достижения индийской науки и изобретения были переняты другими народами. Но что касается индийской культуры, здесь не все так просто. Даже сегодня для нас «индийское» равносильно «экзотическому». Тем не менее можно сказать, что, например, индийская традиция и техника создания миниатюр была перенята арабами. Можно говорить о широком распространении индийских духовных практик, таких как медитация, йога и т.д. Да и распространение буддизма, и как религиозно-философского учения, и как культурной традиции можно включить в этот ряд.

5. В чем состояло своеобразие природных условий Японии? Как это повлияло на ее историю, культуру, характер жителей?

Как мы знаем, Япония расположена на островах. Самые крупные из них – это Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку. Большая часть островов занята горами и лесами. Земли для выращивания злаковых культур и занятия скотоводством на островах очень мало. Поэтому японцы с древних времен жили морем и его дарами. Недостаток земли приучил японцев довольствоваться малым в быту, а также к потрясающему трудолюбию. Частые извержения вулканов, землетрясения и тайфуны выработали у японцев стойкость к невзгодам и сдержанность.

Естественно, недостаток земли исторически обусловил стремление японцев продвигаться на север острова Хонсю и на остров Хоккайдо, постепенно вытесняя коренную народность этих островов – айну. Именно особенности природных условий заставляли японцев максимально использовать природный ландшафт и ресурсы для устройства своей жизни. Отсюда и ключевая особенность японской культуры – все созданное человеком должно быть частью окружающей природы и находиться в гармонии с ней. Преклонение перед силами природы стало также основой философии японцев.

6. Как отразилось на истории Китая, Индии и Японии создание Монгольской державы?

После вторжения войск Чингисхана к концу XIII века Китай стал основной частью Монгольской державы. Империя Юань или Великое Юаньское государство – вот как стал называться Китай в составе Монгольской державы. Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в 1334 к чудовищному наводнению и гибели нескольких сотен тысяч человек. Великий Китайский канал был заброшен во время монгольского господства. Народное недовольство монгольскими правителями вылилось в мощное патриотическое движение в середине XIV века. В результате долгой борьбы к 1368 году монголы были изгнаны из Китая и в Китае воцарилась династия Мин.

Период монгольских нашествий в Индию пришелся на правление мусульманских династий Делийского султаната. В первой половине XIII века монголы впервые вторглись в Делийский султанат. Опустошив и разграбив несколько северных областей, монголы покинули Индию. Несколько последующих монгольских вторжений были так же успешны. Делийский султанат лишился ряда областей. Однако по причине приоритетности других целей монголы опять оставили Индию, а султанату опять удалось вернуть утраченные земли. В конце XIII века монголы еще несколько раз нападали на Индию и уходили с добычей. И лишь в 1306 году правителям Пенджаба (северная Индия) удалось одержать крупную победу над монголами. После этого монгольские набеги сошли на нет. Я не вижу каких-либо других последствий, кроме традиционного упадка сельского хозяйства и торговли в разоренных монголами областях.

Попытки завоевать Японию монголы предприняли дважды: в 1274 и в 1281 годах. Во время первого вторжения монголо-корейский флот высадил 30-тысячное войско на островах Цусима и Ики, защитники островов были разбиты, а сами острова опустошены. Но когда флот подошел к острову Кюсю, начался тайфун, и монголы были вынуждены отступить. Во второй раз монголы, совместно с корейцами и китайцами собрали 100 тысяч человек и двумя флотами отправились покорять Японию. Атаку малого флота на Кюсю японцам удалось отразить, а когда подошел большой флот, повторилась история с тайфуном, который уничтожил основную часть флота завоевателей. Монгольские вторжения были единственными за многие века серьезными внешними военными конфликтами, затронувшими Японию. Но именно эти вторжения сыграли важную роль в становлении национального самосознания японцев. Считается, что в этот период возник национальный флаг Японии. Кроме того, тайфуны были восприняты японцами как проявление божественной защиты – японские историки назвали эти тайфуны «камикадзе», что означает «божественный ветер».

Подумайте

1. Как вы считаете, кастовый строй мешал или способствовал развитию Индии?

С одной стороны знания и умения распространялись в пределах касты, передавались, так сказать, из поколения в поколения, доводясь до совершенства. С другой стороны, эти умения были как бы законсервированы. Представьте, что вы должны заниматься только тем видом деятельности, каким занимались ваши предки, неважно, имеете ли вы к этому способности и желание. При этом в каком-то «неприкасаемом» наверняка умер великий поэт или ученый, но он всю жизнь обречен возиться с «грязным» делом – убирать мусор. Так что, я считаю, что кастовый строй, скорее мешал развитию Индии, чем способствовал. Но именно кастовые традиции помогли сохранить индийскую культуру практически неизменной несмотря на то, что Индия долгое время была завоеванной иноземцами.

2. Почему Делийский султанат ослабел, а затем распался? В чем вы видите сходство с причинами упадка Арабского халифата?

Правители Делийского султаната держали свою власть исключительно на силе армии. Ни о какой поддержке коренного населения речи не шло. Из индийских земель просто выкачивались богатства. Население было обложено 50% налогом, индийские храмы разрушены, индусы находились в постоянном страхе перед пытками и казнью за любую провинность. А султанам и этого было мало. Они все расширяли владения султаната, продвигаясь на юг. В конце концов, управлять огромной территорией государства стало просто невозможно и султан Мухаммад-шахе ибн Туглаке даже хотел основать вторую столицу на юге. Но его желаниям не дано было сбыться. Ушедшая на юг армия основала самостоятельный Мадурайский султанат, а аристократия центральной Индии перестала признавать власть делийского монарха и образовала Бахманидский султанат. Так начался распад Делийского султаната, сопровождавшийся постоянными внутренними конфликтами и войнами, а со смертью последнего султана династии Туглакидов государство вообще погрузилось в анархию. Этим не преминули воспользоваться внешние враги. В 1398 году войско самаркандского правителя Тамерлана (Тимура) разорило Делийский султанат, разграбив и разрушив город Дели и устроив настоящее истребление населения. После ухода армии Тамерлана султанат еще пытался подавать признаки жизни, но был окончательно уничтожен под ударом очередных пришельцев – войска империи Великих Моголов в 1526 году.

Если сравнивать причины ослабления и упадка Делийского султаната с Арабским халифатом, то мы увидим примерно похожую картину. Слишком разросшееся государство теряет централизованное управление, отдаленные территории, почувствовав собственную силу, отделаются и становятся самостоятельными. Следующие за этим непременные конфликты и войны окончательно уничтожают раздробленное государство.

3. Некоторые ученые считают, что неоднократные завоевания Индии в эпоху Средневековья мало повлияли на ее самобытность. Подтвердите или опровергните данную точку зрения.

Я склонен согласиться с этим утверждением. Индия все время находилась под чьей-то властью. Были ли то арабы, тимуриды, моголы или англичане, индусы оставались практически рабами. Но как это ни удивительно, постоянное подчинение иноземной культуре не только не уничтожило древние индийские традиции, но только укрепило их. Да, индийская культура подвергалась чужеземному влиянию и многое переняла от арабской культуры и от английской. Это видно и по архитектуре и интерьерам, в которых до недавнего времени можно было наблюдать яркие примеры английского колониального стиля. Это видно и по тому, что сегодня одним из государственных языков Индии является английский язык. Однако, мы видим и сохранение исконно индийских традиций, поддерживаемых кастовой системой, «традиционным» обществом, культурой и религией.

Конечно же, это парадокс, ни одна культура не может сохраниться неизменной, постоянно пребывая в культурном соседстве с другими традициями, причем находясь в подчинении. Но индийская культура не только сохранилась, но и оказала огромное влияние на мировую культуру. Считается, что индийская культура выжила потому, что она в первую очередь направлена на внутренний мир человека. Ее истоки в созерцании, осмыслении, медитации, простых человеческих чувствах и эмоциях. Этим понятиям нет дела до политики или войн. Они существуют пока живы сами люди.

4. Сопоставьте средневековую Японию и Китай: в чем проявлялось влияние Китая на развитие Японии, ее культуру, а в чем состояли существенные различия двух стран?

Китайское влияние на Японию, особенно в первой половине Средневековья, было огромным. Поскольку в те времена Япония вообще была провинцией Китая, дети японских аристократов даже ездили учиться в Китай. Япония перенимала от Китая практически все: стиль литературы, технику живописи, архитектурные особенности и даже иероглифическое письмо. Однако внедряя у себя культурные традиции японцы подстраивали их под себя, под свои сложившиеся традиции, природные и ландшафтные условия.

Так, переняв у Китая внешние архитектурные формы, японцы приспособили ее под свою природу. Сооружения были более компактными, не настолько высокими, а в качестве материалов преимущество отдавалось древесине. Все японские сооружения были вписаны в ландшафт и гармонировали с природой.

Переняв в Китае технику живописи, японцы использовали ее для воплощения красоты природы и бытовых сцен. Тонкие и пологие кривые штрихи, четкие контуры, схематичная проработка деталей объекта при малом количестве фоновых предметов, «густые» и яркие краски или, напротив, полностью монохромные картины, высокая точка взгляда на композицию, когда все действие разворачивается перед зрителями как на ладони — все это отличительные особенности японской живописи. В это же время в Китае живописные техники разделяются на несколько направлений, самыми распространенными из которых становятся контурный стиль (гунби), в котором художник очерчивает контуры предметов, и свободный стиль (сёи), в котором нет контуров, а изображения передаются живописными пятнами. Поскольку живопись в Японии и Китае всегда была тесно связана с религией и литературой, то и сюжеты композиций со временем приобрели исключительно национальную направленность.

Как мы уже говорили, Япония переняла в Китае иероглифическое письмо, однако сделала это как всегда по-своему. Если китайские иероглифы означали понятия, то японские стали обозначать буквы и слоги. Такое письмо было намного проще китайского и более соответствовало звукам живого языка.

Что касается традиций Японии и Китая, многие считают, что они похожи. Но это не так. При внешней схожести они имеют существенные отличия, обусловленные разными религиозными представлениями, условиями жизни и т.д. Так, например, распространение в Японии синтоизма как главенствующей религии повлияло на то, что японцы снимают обувь перед входом в помещение. Так они отдают дань синтоистским представлении о любви божеств к чистоте. Улица с ее пылью и мусором противопоставляется чистому пространству дома или храма. В Китае такой традиции нет. Или вот еще пример, культ самураев, чей долг состоит в службе хозяину, изменил отношение японцев к таким понятиям как служба, долг, честь, уважение. Поэтому у японцев появился целый ритуал поклонов для разных случаев и степеней уважения. В Китае люди не кланяются.

Следует отметить, что с наступлением в Китае эпохи династии Сун, Япония посчитала, что Китайское искусство и культура катится к упадку и закрылась от Китая, да и от всех остальных стран, законсервировав тем самым собственную культуру, заставив ее «вариться в собственном соку».

5. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте рассказ о технологии изготовления изделия из фарфора, шёлка, производства бумаги, пороха.

Мы будем описывать именно древние технологии, а не их современные аналоги.

Фарфор. Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

Шёлк. Веками шёлк оставался для большинства стран мира роскошным товаром, за который отдавали последние деньги. Производство шелка — очень долгий и кропотливый процесс, который требует постоянного внимания. Шёлк получают из коконов шёлковой моли. Существует множество разновидностей дикой шёлковой моли. Но только одна из них стала прародительницей знаменитой слепой, бескрылой моли, из которой получают лучший шелк.

Самка шёлковой моли, вылупившись из кокона, спаривается с самцом. После этого в течение 4-6 дней она откладывает до 500 и более яиц, и вскоре после этого погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются и тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают, а оставшиеся выращивают при строгом температурном режиме. Приблизительно на седьмой день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более. Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой. В помещении, где содержатся червяки, поддерживается постоянный температурный режим и влажность. Они должны быть защищены от любых колебаний внешней среды, как: громких звуков, сквозняков, сильных запахов продуктов и даже пота. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше.

Наконец, приходит время свивать кокон. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого её подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серицин, скрепляющее нити. После этого находят конец нити, проводят ее через фарфоровый глазок и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 метров, а отдельные особи – до 1000 и более метров! Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить. Серицин способствует прилипанию одной нити к другой. Полученный продукт – шелк-сырец, сматывается в мотки пряжи, которые и идут на ткацкий станок после небольшой дополнительной обработки.

Бумага. Хлопковые и льняные тряпки рвали на лоскуты, вымачивали и варили с добавлением извести, чтобы удалить грязь, жир и краски. В течение нескольких недель тряпье, сваленное в кучи, бродило, расслаиваясь на отдельные волокна. Затем его толкли в чанах с решетчатым дном деревянными пестами, соединенными с жерновами мельницы, пока не образовывалась густая, однородная масса. В то же время по трубам подавалась чистая вода, промывавшая массу, а грязная смывалась через решетку. После того как вода стекала, а бумажная смесь чуть подсыхала, ее вынимали из формы. Полученные мокрые листы перекладывали сукном, прессовали, отжимая остатки воды, и вывешивали для просушки. Чтобы выровнять сухие листы, бумагу снова прессовали, проклеивали животным клеем, вновь прессовали и сушили. На этом изготовление бумаги заканчивалось.

В дальнейшем бумажники искали другое сырье для производства бумаги. В дело шел мох, конопля, водоросли и даже асбест. Совершенствовалась и сама технология. Например, в средневековой Голландии сырье измельчалось не пестами, а ножами, вмонтированными в дно баков. Сегодня, конечно, бумагу не делают из тряпок или травы. Для ее производства используют древесную целлюлозу. Но такая технология появилась лишь в XIX веке после того, как люди научились химическим путем выделять из древесины целлюлозу.

Порох. Первым, кто изобрел рецепт получения пороха, стал китайский алхимик Сунь Сы-мяо, живший в VII веке. Приготовив смесь из селитры, локустового дерева и серы, и нагрев ее, он стал свидетелем яркой вспышки пламени. Такой порох еще не обладал хорошо выраженным взрывчатым эффектом. Впоследствии состав был улучшен и оптимальным стал вариант смешения серы, древесного угля и калиевой селитры. Все компоненты тщательно измельчались, отмерялись и смешивались. В результате получался классический черный порох.

6. Составьте сравнительную таблицу «Страны средневековой Азии»

Название страны Основные занятия жителей Названия государств или династий эпохи Средневековья Титулы, которые носили правители Наиболее известные достижения в науке и образовании Наиболее известные достижения в литературе и искусстве
Китай Выращивали рис, чай. Занимались скотоводством и ремеслами. Поднебесная империя. Династия Тан. Династия Сун. Династия Юань — часть Монгольского государства. Династия Мин. Сын Неба, император Книгопечатание (первая ежедневная газета), порох, ружья в виде бамбуковых трубок, пушки, фарфор, шелк, компас и т.д. Литература – эмоциональные переживания. Архитектура – буддийские храмы-пагоды. Живопись – преклонение перед красотой природы, реализм.
Индия Выращивали рис и злаковые культуры, пряности, овощи, разводили хлопчатник, сахарный тростник. Ремесло – изделия из слоновой кости, обработка драгоценных камней. Делийский султанат, Мадурайский султанат, Бахманидский султанат. Раджи, султан Десятичная разрядовая система исчисления, развитая математика, астрономия и медицина. Литература – воспевание высоких чувств любви и духовного мира. Архитектура – горные и пещерные храмы, высокие башни с каменной резьбой и статуями.
Живопись – настенные фрески и миниатюры. Главная тема – праздничная песня и танец.

Япония Занимались мореплаванием, рыбной ловлей и пиратством. Выращивали рис, овощи, сою и пшеницу. Ямато, Ниппон с периода Нарской монархии Император – сын неба, сёгун С VIII века – школы для детей знати. В IX веке изобретено японское буквенное и слоговое письмо. Литература – поэзия танка, воспевание чувств, радости любви, преданности. Архитектура – гармония строений с природой, использование природных материалов, преимущественно дерева. Строительство храмов-пагод, чайных домиков.
Живопись – преклонение перед природой, единение человека с ней.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки (§ 32 в старом учебнике)

Вопросы в тексте параграфа

Что вы знаете о плавании викингов к берегам Америки? Почему это открытие осталось неизвестным Европе?

Примерно в 1000 году, на территории Северной Америки побывали исландские викинги во главе с Лейвом Эрикссоном, а до Лейва Эрикссона побережье Северной Америки видел торговец Бьярни Херьюльфссон, который сбился с курса во время путешествия и якобы нашел к западу от Гренландии некие неизвестные земли, однако он не стал высаживаться. Этот рассказ Бьярни побудил Лейва самолично отправиться на поиски земли на западе от Гренландии. Каково же было его удивление, когда, открыв земли Винланда, Лейв нашел на берегу двоих земляков, потерпевших кораблекрушение. Об этом говорится в «Саге о гренландцах» Так кому же можно отдать пальму первенства в открытии Америки?

Мы все знаем, что, поскольку за пределами Скандинавии сведений о походах Лейфа не было, именно экспедиции Колумба впервые сделали сведения о землях на западе всеобщим достоянием и положили начало колонизации Америки европейцами. Хотя, даже сам первооткрыватель Христофор Колумб считал, что он добрался до восточного побережья Индии. Когда Васко да Гама открыл настоящий морской путь в Индию и вернулся оттуда с грузом пряностей, Колумб даже был арестован с обвинением, что он обманщик и открытые им земли не являются Индией. Первым же, кто предположил, что открытые Колумбом земли являются совершенно незнакомым европейцам континентом, был Америго Веспуччи. И именно его именем и назван этот континент.

Сегодня все описанные выше факты подтверждены и документальными, и археологическими находками. Поэтому справедливо считать и исландских викингов в числе первооткрывателей.

Подробности о путешествии Лейва Эрикссона можно узнать в параграфе 5.

В какие известные вам государства в период Средневековья входили территории на побережье Африки?

Предполагаем, что речь идет именно об африканском побережье Средиземного моря. Северное побережье Африки в период Средневековья было завоевано арабами и входило в состав Арабского халифата. После распада халифата к концу IX века на севере Африки образовались такие государственные образования:

Государство Тулунидов (872 год) – столица Фустат.
Государство Аглабидов (800 год) – столица Кайруан.
Государство Рустамидов (777 год) – столица Тахарт.
Государство Идрисидов (788 год) – столица Фес.

Работаем с картой

Определите географическое положение территорий расселения инков, ацтеков и майя.

Империя Инков располагалась на западе Южной Америки и занимала территории современных государств Эквадор, Перу, Боливия, а также частично земель Колумбии, Чили и Аргентины.

Цивилизация Майя располагалась на полуострове Юкатан в Центральной Америке и частично занимала территории современных государств Мексики, Гватемалы и Белиза.

Государство Ацтеков располагалось на территории центральной Мексики на плоскогорье на высоте 2 км над уровнем моря.

На основании карты предположите, были ли тесными контакты инков, ацтеков и майя.

Учитывая расположение государств на карте, майя, ацтеки и инки, контактировали мало, а может быть, даже и не знали о существовании друг друга.

Проложите по карте наиболее удобный путь хаджа правителя Мали Канку Мусы.

Согласно хроникам, правитель Мали выступил из древней столицы государства города Ниани, который находился на реке Санкарани (мы отметили его на карте). Его маршрут проходил через восточную часть малийских владений, в частности через город Гао. Известно, что главной сухопутной транспортной артерией государства был торговый маршрут, проходящий вдоль реки Нигер через города Ниани, Томбукту и Гао. Дальнейший путь королевского каравана точно не известен вплоть до египетского Каира, куда прибыл правитель Муса, пройдя сквозь пустыню Сахара. Скорее всего его путь пролегал по нахоженным через пустыню торговым путям. Наиболее вероятный маршрут перехода через пустыню мы отметили на карте синим цветом.

Хотя, если честно, наиболее удобным мне кажется вариант пересечения пустыни на север до Триполи и дальнейший поход вдоль средиземноморского побережья по обжитым цивилизованным землям.

Обобщение информации параграфа

1. О каких народах доколумбовой Америки подробно рассказано в параграфе? Почему именно о них?

В параграфе рассказывается о таких народах доколумбовой Америки как майя, ацтеки и инки. Именно эти народы, а правильнее будет сказать союзы различных племен, создали наиболее развитые и богатые государства на американских континентах.

2. Каких хозяйственных достижений жителей других континентов не знало древнее население Америки и чему оно могло научить другие народы?

Принято считать, что, находясь в изоляции от всего мира, народы доколумбовой Америки не знали плуга, гончарного круга, колеса и железа. Отсутствие этих изобретений в повседневной жизни вовсе не говорит об отсталости развития индейских цивилизаций. Постараемся объяснить нашу позицию.

Среди археологических находок на раскопках древних индейских поселений были детские игрушки в виде фигурок зверей на колесиках. Это говорит о том, что индейцам было знакомо колесо, но в обычной жизни они его не употребляли. Почему? Это другой вопрос. Существует две гипотезы по этому поводу. Первая гласит, что круг ассоциировался с Богом Солнца и эта форма применялась исключительно в религиозных целях. Вторая гипотеза более прагматична: у индейцев просто не было тягловой силы для использования колеса. То есть, не было достаточно мощных животных, которых можно было запрячь в телегу или в колесницу. Это похоже на правду. Лошадей индейцы не знали совсем, быков – тоже. Яки обитали намного севернее. Из прирученных животных были лишь ламы, но они по своей силе вовсе не годились в качестве тягловых животных, на них только перевозили грузы.

Отсутствие плуга в земледелии тоже можно объяснить отсутствием тягловых животных. Некого было запрягать в плуг. Кроме того, индейцы выращивали в основном кукурузу, бобы, картофель, подсолнечник, помидоры, какао и табак. А если посмотреть на технологию посадки, например, кукурузы, то мы увидим, что пахать землю для этого совсем не нужно – достаточно палкой сделать в земле дырку, куда бросаются семена.

У индейцев не было гончарного круга? Был. Майя был известен гончарный круг. При этом они достигли высокой степени совершенства в изготовлении керамики. При формировании посуды гончары применяли в качестве подставки камень или обрезок толстой доски, который крутили ногами. Большие предметы изготавливались ленточным способом. Наряду с лепкой от руки применялись также формы: в них отливались или части, или целые изделия. После этого ставили в печь.

Индейцы действительно не использовали сталь и железо для изготовления оружия и орудий труда, хотя они обладали отменными знаниями в металлургии и занимались плавкой бронзы, меди, серебра, золота и даже платины. Дело в том, что ближайшие залежи железной руды находились на расстоянии нескольких тысяч километров. Использовать примитивные способы добычи железной руды из торфяных болот, как это делали древние жители Старого Света, они тоже не могли, потому что болот как таковых у них не было. Однако, под рукой у индейцев всегда был камень. В частности, из нефрита делали оружие, а из вулканического стекла – сверхострые медицинские инструменты. Такое оружие было не менее прочным и надежным, чем оружие из железа или стали.

Американские индейцы первыми в мире придумали и начали изготавливать каучуковую резину, и жевательную резинку в гигиенических целях, которую делали из сока дерева чикосапоте. Они изобрели игру в мяч задолго до европейцев, а мячи для игры делали из каучука. Они придумали первый прообраз шоколада, вернее, какаовый напиток. Системы ирригационных каналов, водопроводов и канализаций появились у индейцев намного раньше, чем в Старом Свете. Индейцы создали несколько календарей, они вели летоисчисление, имели обсерватории и хорошо ориентировались по звездам. Майя первыми узнали о том, как получить цемент. Они также намного раньше индусов ввели в математический счет цифру ноль. Индейцам также был знаком секрет изготовления бумаги из фикусов. Среди главных достижений майя – лекарственные препараты. Так, цветком гвоздики они лечили кашель, настойкой корицы – бесплодие, настойкой крапивы, боярышника и чернобыльника успокаивали. Отвары из жабьей кожи использовались при потерях сознания и обмороках. Инки изобрели почтовое сообщение, каменное покрытие дорог и супердлинные и прочные канатные мосты через ущелья. А ацтеки придумали технологию «плавающих садов». Кроме того, у ацтеков существовал строгий закон, обязывающий всех получать образование.

3. О каких африканских государствах вы узнали? Какое из них достигло своего расцвета раньше остальных, какое позже?

Ранее нам уже были знакомы средневековые государства Северной Африки: государства Тулунидов, Аглабидов, Рустамидов, Идрисидов, образовавшиеся в результате распада Арабского халифата. Сейчас из параграфа мы узнали еще о таких государственных образованиях на территории Африки как Гана, Мали, Аксум, Мономотапа. Раньше всего расцвета достигло государство Аксум на востоке Африки – в IV-V веке. Затем – Гана – в X веке. После него следует поставить государство Мали – расцвет в XIII веке. И на последнее место поставим государство Мономотапу – расцвет в XIII-XV веке.

4. Какие религии были распространены в средневековой Африке? С чем это было связано?

В средневековой Гане процветал анимализм, т.е. поклонение животноподобным богам. Жители Мали были последователями ислама, потому что государство Мали возникло на месте завоеванной мусульманами-марокканцами Ганы. В Аксуме были распространены семитское язычество, иудаизм и христианство, поскольку это государство имело тесные контакты с Византией. Жители Мономотапы мало с кем контактировали в Средние века, кроме арабских купцов, поэтому поклонялись собственному богу-творцу Мвари, духам и царским предкам.

5. От чего могла зависеть неравномерность в развитии различных областей Африки?

Наибольшего развития достигло государство Мали на западе Африки. Это объясняется тесными связями с арабской культурой северной Африки, богатыми природными ресурсами и контролем над караванными путями от Гвинейского залива через пустыню Сахара к Средиземному морю. Государство Аксум тоже было достаточно богатым из-за контроля над торговыми путями из Египта, Византии, Сирии в Индию и Китай. Развитие государства Монотапа было тоже основано на добыче полезных ископаемых и международной торговле. Африканские территории, не обладающие природными богатствами, не имеющие доступа к торговым путям и международной торговле так и остались слаборазвитыми и в эпоху европейской колонизации Африки обладали лишь одним торговым ресурсом – рабами.

6. Каковы были достижения африканцев в культуре?

Наиболее значительных достижений культуры достигли народы западной Африки. Благодаря тесным контактам с арабской культурой, они многое переняли от нее. Строились мечети, дворцы, общественные здания. Появлялись мусульманские школы и даже высшее училище в городе Томбукту. Ученые создали письменность на основе местных языков. Были основаны библиотеки. Тем не менее, африканцы сохранили свои старинные традиции, легенды, сказки и предания. Эти древние традиции проявились в уникальном искусстве создания фигурок из дерева или бронзы, а также масок, поражающих своей выразительностью.

Подумайте

1. Какие изученные вами ранее государства напоминает империя инков? Поясните свой ответ.

Конечно, однозначного и полного сходства с империей инков других стран, найти сложно. Однако, с некоторыми странами можно найти сходство по ряду параметров. Например, по государственному управлению на империю инков очень походили Египет времен фараонов и Монгольская империя. В этих странах, как и у инков существовало четкое деление всех жителей и земель, а также их подчиненность (в Египте – номы, у монголов – десятки, у инков – семьи). Стиль государственного управления можно назвать как тиранический – абсолютное подчинение главе государства. Также под управлением главы государства находились все земли и ресурсы страны.

В Египте личность фараона обожествлялась, как и у инков. Монгольская империя, как и империя инков была похожа на военный лагерь, когда все ресурсы были направлены на поддержание государственной власти и мощи страны. У монголов, так же, как и у инков, ведущие посты в государстве занимали родственники Великого хана.

2. Каковы причины расцвета и упадка государств Африки?

Причины расцвета государств Африки просты: доступ к торговым путям и международной торговле, а также наличие природных ресурсов, которыми можно было бы торговать. А вот с причинами упадка государств Африки будет сложнее. В учебнике мы можем узнать лишь о причинах упадка Ганы и Аксума. Оба этих государства пали в результате военных действий. На Гану напали мусульмане-марокканцы, а Аксум был уничтожен арабами. Но что стало с государствами Мали и Мономотапа – в учебнике об этом ни слова.

На самом деле упадок Мали произошел в результате междоусобных войн, которые ослабили империю, и в XV веке она попала в зависимость от империи Сонгай. Племена сонгайцев до этого размещались в районе города Гао и контролировали торговые пути, при этом сами были вассалами империи Мали. В XVII веку империя растеряла почти все свои территории и в 1885 году была присоединена к французским колониальным владениям.

Государство Мономотапа также утратила свою силу в ходе гражданских войн. В результате, в XVII веке государство приняло сюзеренитет Португалии.

3. Используя иллюстрации, опишите ваши впечатления от предметов культуры народов Америки и Африки.

Народы доколумбовой Америки и средневековой Африки отличались высоким ремесленным мастерством и оригинальными понятиями о красоте. Предметы обихода, украшения из золота и серебра, фигурки из бронзы, маски из слоновой кости – все это, безусловно, сделано добротно и выглядит красивым, однако, очень для нас непривычно. Странные пропорции и гипертрофированные формы, откровенное уродство и схематичность – вот отличительные черты ремесленного искусства доколумбовой Америки и Африки. Средневековым американским и африканским ремесленникам было далеко до художников и скульпторов не только эпохи Возрождения, но и европейского раннего Средневековья. При этом, конечно, цивилизации Америки и Африки создавали поражающие воображение храмы и монументальные дворцы. Чего стоят только пирамиды и обсерватории майя, высокогорные города инков или скальные церкви Эфиопии. Но эти сооружения удивляют скорее именно своей монументальностью и неизвестными технологиями строительства, но отнюдь не красотой и изяществом.

4. Заполните сравнительную таблицу «Народы доколумбовой Америки».

Название народа Место проживания Основные занятия жителей Особенности устройства государства и управления им Наиболее известные достижения в культуре
Майя Полуостров Юкатан и прилегающие территории Центральной Америки. Выращивали кукурузу, бобовые, подсолнечник, помидоры, какао. Разводили индеек, уток. Занимались ремеслом: гончарные, ювелирные изделия, разноцветные ткани. Земля принадлежала общинам. Семьям выделялся земельный надел. Единой державы не было. Существовало несколько городов-государств. Создали один из самых точных календарей. Обладали знаниями в астрономии и могли предсказывать затмения. Ввели понятие нуля. Использовали иероглифическую письменность. Придумали бумагу из фикусов. Применяли в медицине знания о лекарственных свойствах растений.
Ацтеки Центральная Мексика Устраивали плавучие поля, с которых снимали по нескольку урожаев в год. Занимались разведением домашней птицы и ремеслом. Устройство государства ацтеков напоминало племенное управление. Со временем выборная должность вождя сменилась наследственностью власти. Всеобщее образование. Выдающиеся произведения литературы – гимны богам и эпические поэмы. Разработали собственную письменность. Как и майя, ацтеки проводили соревнования по игре с мячом.
Инки Западная часть Южной Америки На склонах гор высекались площадки для посева и засыпались землей. Выращивали кукурузу, картофель. Разводили лам. Занимались металлургией, ткачеством и гончарным делом. Изготавливали ювелирные украшения. Верховный инка – глава государства. Родственники главы занимали руководящие должности. Военный образ жизни. Сбор большинства ресурсов и их распределение под контролем государства. Контроль за поведением и потреблением. Прообраз коммунизма. Инки владели узелковой письменностью и узелковой системой счета. Ввели почтовую связь. Построили более 25 тысяч дорог с твердым покрытием. Строили сауны, водопроводы, оросительные каналы и системы канализации. Умели делать сложные операции на черепе.

Вопросы и задания к главе X

Вопросы и задания к главе X

1. Что нового появилось в китайской и индийской цивилизациях в Средние века? Какие традиции, напротив, сохранились со времен Древнего мира?

Китай в Средние века был завоеван монголами, которые основали династию Юань. Именно с приходом монголов в Китае резко увеличилось число мусульман. Однако сами правители Юань никогда не обращались в ислам, но отдавали предпочтение тибетскому варианту буддизма. Система управления государством при монгольской династии претерпела минимальные изменения, традиции Китая оказались очень сильными и просто растворили в себе все новшества, привнесенные монголами. Более того, монголы сами многому научились у китайцев. Они даже посылали китайцев для работы в центральноазиатских странах в качестве администраторов. Вооруженные силы монголов в империи Юань также развивались под влиянием Китайских традиций. Тем не менее империя Юань создала ряд прецедентов, которые прочно вошли в сознание и культуру китайцев – это многонациональное государство, объединенное единой территорией и законами со столицей, сохранившей свое политическое значение до настоящего времени.

Индийская цивилизация в средние века находилась под властью мусульман. Поэтому логично предположить, что она обогатилась элементами мусульманской культуры. Это находит подтверждение в живописи, литературе и архитектуре. Однако при этом с древних времен индийская цивилизация сумела сохранить собственные самобытные традиции и духовные практики.

2. Каковы были особенности развития Японии в Средние века? Чем можно объяснить своеобразие ее истории и культуры?

Зависимость от Китая и особые природно-климатические условия оказали существенное влияние на развитие Японии и своеобразие ее культуры в Средние века.

Как мы знаем, Япония расположена на островах. Самые крупные из них – это Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку. Большая часть островов занята горами и лесами. Земли для выращивания злаковых культур и занятия скотоводством на островах очень мало. Поэтому японцы с древних времен жили морем и его дарами. Недостаток земли приучил японцев довольствоваться малым в быту, а также к потрясающему трудолюбию. Частые извержения вулканов, землетрясения и тайфуны выработали у японцев стойкость к невзгодам и сдержанность.

Естественно, недостаток земли исторически обусловил стремление японцев продвигаться на север острова Хонсю и на остров Хоккайдо, постепенно вытесняя коренную народность этих островов – айну. Именно особенности природных условий заставляли японцев максимально использовать природный ландшафт и ресурсы для устройства своей жизни. Отсюда и ключевая особенность японской культуры – все созданное человеком должно быть частью окружающей природы и находиться в гармонии с ней. Преклонение перед силами природы стало также основой философии японцев.

Китайское влияние на Японию, особенно в первой половине Средневековья, было огромным. Поскольку в те времена Япония вообще была провинцией Китая, дети японских аристократов даже ездили учиться в Китай. Япония перенимала от Китая практически все: стиль литературы, технику живописи, архитектурные особенности и даже иероглифическое письмо. Однако внедряя у себя культурные традиции японцы подстраивали их под себя, под свои сложившиеся традиции, природные и ландшафтные условия.

Так, переняв у Китая внешние архитектурные формы, японцы приспособили ее под свою природу. Сооружения были более компактными, не настолько высокими, а в качестве материалов преимущество отдавалось древесине. Все японские сооружения были вписаны в ландшафт и гармонировали с природой.

Переняв в Китае технику живописи, японцы использовали ее для воплощения красоты природы и бытовых сцен. Тонкие и пологие кривые штрихи, четкие контуры, схематичная проработка деталей объекта при малом количестве фоновых предметов, «густые» и яркие краски или, напротив, полностью монохромные картины, высокая точка взгляда на композицию, когда все действие разворачивается перед зрителями как на ладони — все это отличительные особенности японской живописи. Поскольку живопись в Японии и Китае всегда была тесно связана с религией и литературой, то и сюжеты композиций со временем приобрели исключительно национальную направленность.

3. Как изоляция индейцев Америки от цивилизаций остального мира повлияла на их развитие и культуру?

Поскольку индейцы Америки долгое время находились в изоляции от остального мира, их развитие и культура приобрела необычные черты, не свойственные странам Старого Света. Культура индейцев развивалась без влияния извне, как бы «варилась в собственном соку». Поскольку индейцы не могли обмениваться знаниями с европейскими или азиатскими народами, они не владели технологиями, которые для Старого Света были привычными. С другой стороны, многие технологии и достижения индейцев представляются нам весьма необычными и в те времена были незнакомы европейцам. Поэтому можно сказать, что, находясь в изоляции, цивилизации доколумбовой Америки создали уникальную культуру и имели своеобразное политическое и общественное устройство.

Следует отметить, что если бы европейцы не приплыли в Америку и своими действиям не уничтожили американские цивилизации, то индейцы уничтожили бы сами, без иноземного вмешательства. Уже к приходу испанских конкистадоров цивилизация майя лежала в руинах вследствие политических, военных и даже экологических кризисов. Возможно, это ожидало и другие американские цивилизации, если бы европейцы та и не пришли бы в Америку.

4. Какие обстоятельства осложняли, а какие помогали развитию африканских народов?

Начнем с хорошего. Развитию африканских народов помогали наличие богатых природных ресурсов, доступ к торговым путям и связи с европейскими и азиатскими цивилизациями. А теперь плохое. Африканские земли были хорошо изучены и освоены европейцами и азиатами. Но это касается лишь прибрежных средиземноморских территорий и частично восточного африканского побережья. То есть те земли, до которых европейцы и азиаты могли добраться. Углубляться внутрь огромной территории Африки у европейцев просто не было возможности: с севера путь преграждала пустыня Сахара, пути через которые знали лишь местные жители, а с востока – непроходимые джунгли.

Получается, что большая часть земель Африки были в своеобразной изоляции. Когда цивилизация длительное время находится в изоляции – она теряет стимул к саморазвитию и в итоге деградирует. Этот принцип мы можем наблюдать на примере развития цивилизаций в доколумбовой Америке, туземных племен в Австралии и др.

На мой взгляд именно изоляция мешала развитию африканских народов. В подтверждение этой гипотезы можно привести факты, что наибольшего развития получили те африканские государства, которые имели тесные контакты с внешним миром.

5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными в странах Азии и Америки в Средние века, человечество пользуется до сих пор?

В эпоху Средневековья в Китае был изобретен порох, фарфор, бумажные деньги, карданов подвес, рыболовная катушка, наборное книгопечатание, ежедневная газета и т.д. Бумага, шелк, компас, вентилятор, воздушный змей, диета, доменная печь, отрицательные числа были изобретены в эпоху Древнего Китая.

Индийцы обогатили мировую науку и культуру своими астрономическими, математическими и медицинскими знаниями. Именно индийцам принадлежит честь первооткрывателей 120 наименований хирургических инструментов, фармакологии, пластической хирургии, ветеринарии, технологии прививания растений. Индийцы сделали также и физические открытия: идея неделимой частицы атома, звуковые волны, скорость света, принципы самолетостроения, цветовой спектр. Индийцам приписывают изобретение строительной линейки, алмазных резцов, дверных петлей. Из Индии вышли две из пяти основных мировых религий – индуизм и буддизм. Индия поделилась с миром своими духовными практиками – медитацией, концентрацией, йогой, технологиями массажа и т.д.

Сегодня весь мир пользуется цифрами и понятием нуля, которые были изобретены в Древней Индии. Мы играем в шахматы, домино, карты, носим одежду из хлопка, едим сахар, моемся шампунем – все это изобрели древние индийцы.

Американские индейцы дали миру какао-бобы, картофель, помидоры, кукуруза, подсолнух, каучук, жевательная резинка, гомеопатические лекарства на основе растений, ваниль, гамак, домашние индейки, цемент, лекарственная клизма, байдарки, обезболивающее, шприц, полоскание рта.