В старом учебнике это §16-17.

Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы

В чем проявилось влияние церкви на жизнь средневековой Европы в XI-XIII веках?

Церковь оказывала огромное влияние на жизнь средневековой Европы. Она определяла мораль и правила поведения, говорила, какие мысли, утверждения и деяния были угодны Богу, а какие нет. Церковь давала прощение и карала за вольнодумство. Римские папы боролись за абсолютную власть не только в религиозной сфере, но и в светской жизни. По указанию церкви люди шли в крестовые походы, умирали за веру. По обвинениям церкви еретиков сжигали на кострах. Церковь ведала образованием и наукой, с одной стороны распространяя знания, а с другой – сдерживая их развитие. Любой человек мог быть осужден за свои взгляды, если они противоречили мнению церкви.

Выберите параграф из списка

В старом учебнике это §16-17.

Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы

В чем проявилось влияние церкви на жизнь средневековой Европы в XI-XIII веках?

Церковь оказывала огромное влияние на жизнь средневековой Европы. Она определяла мораль и правила поведения, говорила, какие мысли, утверждения и деяния были угодны Богу, а какие нет. Церковь давала прощение и карала за вольнодумство. Римские папы боролись за абсолютную власть не только в религиозной сфере, но и в светской жизни. По указанию церкви люди шли в крестовые походы, умирали за веру. По обвинениям церкви еретиков сжигали на кострах. Церковь ведала образованием и наукой, с одной стороны распространяя знания, а с другой – сдерживая их развитие. Любой человек мог быть осужден за свои взгляды, если они противоречили мнению церкви.

Выберите параграф из списка

§ 15. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Ответы к § 15. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики (в старом учебнике § 16)

Вопросы в тексте параграфа

Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

Христианская церковь играла огромную роль в средневековом обществе. Достаточно сказать, что церковь владела умами людей. Из этого вытекали все остальные ее действия. Церковь управляла не только религиозной жизнью общества, но и вмешивалась в светские дела государств. Она обладала огромными богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Со временем церковь стала владеть не только умами, но и жизнями людей. По указанию руководителей церкви совершались крестовые походы во имя освобождения гроба господня, а также разорялись целые города и области, которые церковь признавала подверженными ереси. Тысячи и сотни тысяч людей были принесены в жертву ради амбиций священнослужителей: погибли во время крестовых походов, обречены на смерть как еретики, замучены в подвалах инквизиций, сожжены на кострах как ведьмы и приспешники дьявола.

Конечно же, церковь делала и добрые дела. Часть своих доходов церковь тратила на помощь нищим, больным и обездоленным. Церковь раздавала продукты во времена голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных. Так пастух пасет своих овец, проявляет заботу, но приучает кнутом к послушанию.

Как христианская церковь на Западе стала крупным землевладельцем?

Мы уже рассказывали о том, что христианская церковь приобрела влияние в Западной Европе только благодаря большой лжи и сговору со светской властью. Давайте вспомним, после падения Западной Римской империи Римская церковь ничего собой не представляла, она не имела власти, не имела богатств. Римское общество было разделено, а варвары принесли собственные представления о вере. Большим достижением церкви можно было считать крещение самых влиятельных правителей варварских государств.

Все изменилось в середине VIII века. В 751 году майордом Королевства Франков Пипин Короткий решил получить королевскую власть. Он обратился за поддержкой к папе римскому. Тот ссылаясь на подложный документ, так называемый «Дар Константинов», в котором говорилось, что после падения Западной империи вся религиозная и светская власть в Западной Европе должна принадлежать папе римскому, одобрил свержение последнего короля Меровинга Хильдерика III и передачу власти Пипину Короткому. Теперь свержение законного короля было богоугодным делом. Именно об этой большой лжи мы говорили. Без сфабрикованного документа многие бы восприняли действия церкви как неправомочные посягательства на светскую власть. Без этого документа папы римские не смогли бы подчинить себе светскую власть в Риме, поскольку в то время Рим и его окрестности считались принадлежавшими Византии, а папа римский был всего лишь старшим епископом в городе Риме.

В ответ на этот жест король Пипин пришел на помощь папе римскому в его конфликте с лангобардами. После своего военного похода на лангобардов Пипин Короткий подарил папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата, что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз осуществлял «дары» в папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 году. В последующем правители франков неоднократно «дарили» римскому епископу земли, даже ещё не завоёванные ими, а сами папы заявляли претензии на земли, которые им на самом деле никто не дарил. В дальнейшем церковь неоднократно принимала в дар земли и богатства от различных феодалов.

Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских – Папская область?

Как уже было сказано в предыдущем ответе в благодарность за одобрение свержения короля Хильдерика III и передачи королевской власти Пипину новоиспеченный король пришел на помощь папе римскому и защитил его от лангобардов. После своего военного похода на лангобардов Пипин Короткий подарил папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата, что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз осуществлял «дары» в папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 году.

Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора рисунка – еретиков или католической церкви?

Естественно, этот рисунок следует воспринимать иносказательно. Папа стоит на защите церкви от еретиков, которые изображены с повязками на глазах, мол, не видят они истинного света и являются заблудшими душами. Церковь, с которой ассоциируется башня, также подвергается атаке грехов, которые изображены в виде женщин с копьями. Указывается, что и с ними тоже нужно бороться истинным служителям Бога. В «лоне церкви» мы видим изображение императора. Предполагается, что папа римский защищает и его, а значит император должен быть благодарен за эту защиту и постоянно находиться в положении просителя милости, а не диктовать свои условия. На рисунке мы видим и простой народ, и рядовых священников, которые возносят руки и просят защиты от еретиков. Предполагается, что именно их просьбу выполняет папа. Сами священнослужители непосредственно не воюют, у них в руках нет оружия, их дело – молить Бога о защите. Непосредственную защиту сооружения на рисунке осуществляют люди на верхних этажах башни.

Естественно, автор данного рисунка полностью находится на стороне церкви. Однако, он не столько осуждает еретиков, сколько смиренно сожалеет об их заблуждениях. Если бы автор осуждал еретиков, на рисунке они изображались бы страшными, с искаженными лицами, страдающими.

Почему казни еретиков проходили публично?

Казнь еретика это не только наказание за его отступничество, это назидательный процесс, демонстрирующий всем, как церковь борется с инакомыслием. Смерть на костре – это жестокая и очень мучительная смерть. Однако и эту жестокость церковь переворачивала в свою пользу. Считалось, что это милость церкви – быть умерщвленным без крови. Полагаю, осужденные на смерть так не считали.

Работаем с документом

1. Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа.

Суть документа очень проста. Папа римский Григорий VII провозгласил себя самым главным религиозным и светским правителем. Этим документом он поставил в подчинение себе императоров и феодалов, а также сказал, что может быть только одно правильное мнение – мнение римской церкви и папы римского. Естественно, это стало поводом многовековой борьбы за власть между папами и императорами.

2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?

К сожалению, этот учебник не дает даже самого малого представления о реальных событиях, которые стали причиной усиления церковной власти в европейском Средневековье. Из текста учебника может сложиться мнение, что церковь стала сильной, потому что папой стал сильный и властный религиозный фанатик Григорий VII. Но это далеко не самые важные причины. Поэтому нам придется немного углубиться в историю и рассказать, что же произошло на самом деле.

Как мы знаем, западная церковь была, по сути, спасена императорами франков для того, чтобы она была послушным инструментом управления народом в их руках. Карл Великий полностью подчинил себе церковь, он имел право назначать епископов, а следовательно, назначать тех, кто был бы ему лоялен. После смерти Карла Великого и распада его империи римская церковь потеряла поддержку светских властей и стала игрушкой в руках римской аристократии. Римские богачи по собственному усмотрению ставили своих представителей на папский престол. Эти люди зачастую даже не имели церковного сана. Естественно, в таких условиях римская церковь утратила обретенное при Карле Великом влияние.

В середине X века папа римский находился в таком же положении, как и во времена распада Римской империи. Однако на развалинах империи Карла Великого зарождалась новая политическая сила – Священная Римская империя. Германский правитель Оттон I, избавив Западную Европу от угрозы венгерских набегов, сильно укрепил собственную власть, подчинив себе многих германских герцогов. Для усиления своего авторитета Оттон I установил особые отношения с церковью. Он освободил папский престол от притязаний римской аристократии. Оттон совершил несколько походов в Италию, разгромил врагов папы римского и принял титул короля Италии. Он даровал церкви многие льготы, но, как и Карл Великий, присвоил себе право утверждать епископов. Церковь перешла из-под власти папы римского под власть короля. В 962 году папа короновал Оттона императорской короной. Естественно, Оттон I тоже рассматривал церковь как инструмент по управлению людьми.

Однако подчинение церкви светской власти еще больше навредило ее авторитету. Некоторые священнослужители стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Эти реформы на первый взгляд были направлены на повышение авторитета церкви и были поддержаны германскими императорами. Конечно, зачем императорам нужен инструмент, который не способен эффективно управлять умами людей. Реформы предполагали реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах аскетизма, нестяжательства и послушания, священнослужителям запрещалось жениться, запрещалась торговля церковными постами и благодатями. Император Генрих III не увидел в ней ничего страшного для собственной власти. А должен был. Ведь эта реформа выводила из светского и регионального религиозного подчинения монастыри и подчиняла их непосредственно папе римскому. Очень быстро в распоряжении папы римского оказались тысячи монастырей – армия из сотен тысяч монахов. Клюнийская реформа подняла авторитет церкви и стала фундаментом для последующей Григорианской реформы.

Почувствовав силу, папа римский Григорий VII воспротивился назначению императором Генрихом IV архиепископа Миланского. В 1075 году папа запретил императору вручать посты епископам и отстранил нескольких лояльных императору германских епископов. В ответ император собрал высшее германское духовенство и объявил о низложении папы римского. Тогда папа Григорий VII отлучил Генриха IV от церкви и освободил его вассалов от клятвы верности императору. Герцогам и графам нужен был только повод, чтобы поднять восстание против императора. У Генриха не оставалось другого выбора как признать свое поражение и идти на поклон к папе римскому. Три дня он босой и голодный на коленях умолял папу снять с него анафему. Папа дал ему прощение и временно вышел из противоборства. Вернувшись в Германию Генрих разбил оппозицию. Видя, что Генрих IV восстанавливает свою власть, папа Григорий VII признал императором противника Генриха, герцога Швабского Рудольфа новым правителем Германии и снова подверг Генриха IV анафеме. Вскоре Рудольф был убит и у Генриха «освободились руки» для военного похода в Италию. Он разбил войска папы, выдвинул своего папу Климента III (так называемого антипапу), который короновал его в захваченном Риме. Григорий VII призвал на помощь норманнов с юга Италии, и они разорили Рим, что вызвало возмущение населения. Папа был вынужден бежать на юг Италии, где и умер в изгнании. Борьба пап римских с императорами вспыхнула с новой силой лишь после смерти Генриха IV в 1106 году.

Таким образом, мы видим, что свое могущество папы получили благодаря ошибке германских императоров, в результате церковных реформ и как следствие непомерных амбиций.

Кстати, на Руси тоже был такой же период, когда шла борьба между религиозными группировками нестяжателей и иосифлян. Если бы русский царь поддержал бы нестяжателей, то у нас было бы то же самое, что и в Западной Европе – непомерное усиление церкви и ее борьба за власть с царями. А нет ничего более страшного, чем религиозные войны. Этому есть пример – истребление староверов в России.

3. Какие из помещенных здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?

- Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства
- Одному папе все князья лобызают ноги.
- Он может низлагать императоров.
- Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.
- Никто ему не судья.
- Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.

Эти утверждения были обращены прежде всего к светским правителям Европы. Непонятно, как отвечать на вопрос «Почему?». Это же «Диктат папы». Это его воля и амбиции. Он так захотел, потому что почувствовал силу.

Обобщение информации параграфа

1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Церковное представление об устройстве мира было крайне примитивным. Они считали, что Богом даны разные сословия – есть те, кто молится, есть те, кто сражается, а есть те, которые работают. Каждый был должен выполнять отведенную ему Богом роль. Это считалось образцовым поведением. Священнослужители должны говорить с Богом и спасать людские души, феодалы и рыцари должны защищать веру и заботиться о самом низшем сословии – крестьянах, ремесленниках, которые в свою очередь должны были обеспечивать всем необходимым высшие сословия. Церковь проповедовала аскетичный образ жизни, смирение и любовь, однако сама далеко не всегда следовала своим проповедям.

2. Что было главной причиной разделения церквей?

Можно, конечно, сказать, что главной причиной церковного раскола были неуемные амбиции пап римских и их стремление получить верховную власть над всей христианской церковью. Кстати, сами православные и католические священнослужители утверждают, что причиной раскола являются различия в обрядах. Однако, это будет далеко не полным ответом. Раскол в христианской церкви возник задолго до 1054 года. Еще в IX веке желание папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова встретили сопротивление со стороны Византийского патриархата. С течением времени личный конфликт между двумя иерархами только усиливался. В XI веке нормандцы из Нормандского герцогства в северной Франции вторглись на юг Италии, находившийся под протекторатом Византии, и стали менять существовавший там греческий обряд на латинский. Это послужило поводом к закрытию в Константинополе всех храмов латинского обряда в 1053 году и осуждению самого латинского обряда.

В 1054 году римский папа Лев отправил патриарху Константинополя Михаилу Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало изречения из поддельного документа, известного как «Дар Константина», настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания папы римского на верховенство, после чего три папских легата вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и его помощников. В ответ на это патриарх предал анафеме легатов. Конечно, события 1054 года еще не означали полного раскола церквей, но во время крестовых походов крестоносцы захватили византийский город Антиохию, бывший под властью мусульман, и изгнали греческого епископа, заменив его латинским, а захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы так же поставили во главе местной церкви латинского епископа. После этого крестоносцы начали военные действия против Византии, что усугубило церковный раскол. В последующие годы византийские патриархи неоднократно пытались наладить отношения с папами, поскольку нуждались в их военной поддержке против турков. Но папы соглашались идти на примирение только, если весь христианский мир признает единоличное главенство пап над церковью. В 1439 году византийский патриарх даже пошел на подписание флорентийской унии с католической церковью, что было негативно воспринято всем православным миром и послужило причиной отделения Русской православной церкви в 1448 году.

3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Власть папы Иннокентия III в начале XIII века действительно достигла наивысшего могущества. Причиной стало его опекунство над малолетним германским королем Фридрихом II Швабским, которое досталось ему по счастливой для него случайности после смерти предыдущей опекунши короля, вдовы Генриха VI Констанции Сицилийской. Опекунство над королем означало, что Иннокентий получал огромную власть. Так, он восстановил папские права на Сицилии и подчинил себе это королевство.

В это время из-за малолетства германского короля Фридриха II в империи началась смута. В этой смуте римский папа Иннокентий III умело поддерживал то одну сторону, то другую и в результате присоединил к Папской области, а по сути, захватил земли, ранее принадлежавшие империи. Также он, пользуясь предоставившимся случаем, издал указ, в котором в очередной раз определил собственную главенствующую роль в утверждении императоров, определении, насколько претенденты достойны быть императорами и т.д. Но нет никаких свидетельств того, что кто-либо из будущих германских императоров вообще воспринял этот указ всерьез, поскольку борьба за влияние между германскими императорами и папами на этом не закончилась.

Также еще одним сомнительным свидетельством могущества папской власти стали вассальные клятвы папскому престолу королей Болгарии, Арагона (север Испании), Португалии, а также английского короля Иоанна Безземельного. Если вассалитет первых трех королевств еще можно понять – они не представляли никакой силы в Европейской политике, то с королем Англии вообще ситуация вышла очень забавная. Иоанн Безземельный был настолько плохим правителем, что именем Иоанн больше не называли ни одного младенца правящих английских династий. Иоанн Безземельный, будучи братом знаменитого английского правителя Ричарда Львиное Сердце попытался захватить власть в государстве, пока Ричард был в крестовом походе. Узнав, что возвращавшийся из похода Ричард был захвачен в плен германским императором, Иоанн попросил того как можно дольше не выпускать Ричарда и попытался захватить власть. За это Иоанн стал прообразом главного злодея в легенде о Робин Гуде. Когда же Иоанн все-таки стал королем Англии после смерти Ричарда, он умудрился потерять доверие английских феодалов, и рассориться с папским престолом.

В 1207 году папа Иннокентий III назначил нового архиепископа кентерберийского Стефана Лэнгтона. Пытаясь усилить свою власть, Иоанн отказался признать его, после чего папа наложил на Англию интердикт (запрет проводить обряды), а Иоанн стал конфисковывать церковные земли. В ответ папа освободил англичан от присяги королю, то есть теоретически низложил его. Находясь между «двух огней» — собственными феодалами и папой римским — Иоанн принял решение прекратить свою борьбу. Король покорился папе и признал себя его вассалом, обязуясь выплачивать по 1000 марок ежегодно. В 1214 году интердикт был снят.

Таким образом так называемое «наивысшее могущество» папы Иннокентия III фактически было лишь на бумаге и в мыслях самого папы римского. На самом деле к началу XIII века люди во многих странах начали открыто говорить, что церковь не способствует их счастью. В некоторых городах Франции слово «священник» стало ругательством, сами священники на людях старались скрыть свой сан. Дворяне перестали давать деньги церкви. Ситуация постепенно начала меняться лишь с образованием нищенствующего ордена францисканцев. А еще папа Иннокентий III создал особый церковный суд католической церкви, названный «Инквизицией».

4. Что проповедовали еретики?

Еретики, как и официальная католическая церковь проповедовали Евангелие и служение Богу. Разница была лишь в том, как нужно было служить Богу. Еретики считали, что католическая церковь испорчена, а папа – наместник дьявола. Еретики осуждали жадность и стяжательство священнослужителей, дорогие церковные одеяния, пышные обряды. Они считали, что служение Богу должно быть в «апостольской бедности», требовали, чтобы церковь отказалась от десятины, земельных владений и богатств. Еретики сами показывали пример праведной жизни священнослужителя: помогали бедным, питались подаяниями, отказывались от собственности.

5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Поскольку еретики представляли угрозу власти церкви, она преследовала и жестоко расправлялась с ними. Еретиков отлучали от церкви, объявляли их вне закона, чтобы ни один верующий не имел права им помогать и давать приют. В области, считавшиеся еретическими, организовывались военные походы, в ходе которых вырезались целые города.

6. Что такое нищенствующие ордены?

Видя, что народ предпочитает священнослужителей, живущих в бедности, папы римские поддержали создание орденов нищенствующих монахов-проповедников. Такими организациями стали ордена францисканцев и доминиканцев. Первые проповедовали апостольскую бедность, аскетизм и любовь к ближнему. Таким образом церковь как бы демонстрировала, что еретики были не правы, обвиняя официальную церковь в нарушении принципа «апостольской бедности».

Орден доминиканцев занимался образованием, изучением наук, миссионерской деятельностью, а также боролся с ересями. Орден первоначально был объявлен нищенствующим, но этот принцип орденом соблюдался далеко не всегда, а через 200 лет после создания ордена приставка «нищенствующий» была отменена папой римским. Орден занимался открытием монастырей и университетов в городах Европы. Однако именно доминиканцы всегда возглавляли церковные суды, занимавшиеся дознанием по делам еретиков (инквизиция).

7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чем это выражалось?

Орден доминиканцев помогал папе римскому в борьбе с ересями. Изначально их методами были проповеди. Чтобы противостоять ереси словом, доминиканцы должны были обладать глубокими католическими знаниями. Именно поэтому орден уделил большое внимание «правильному» образованию монахов доминиканцев. Однако впоследствии в ведение доминиканцев была передана инквизиция. Доминиканцы, как главы церковных судов, должны были бороться с ересями и пытаться возвратить еретика в лоно церкви. Для этого тоже необходима была исключительная теологическая подготовка и умение вести аргументированный спор. Если же суду не удавалось переубедить еретика и добиться его «искреннего» раскаяния, то еретик передавался светским властям, которые должны были осудить его на смерть. Церковные суды вызвали народные восстания во многих европейских городах в XIII веке.

8. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Источники богатства церкви:

- Десятина.
- Платы за церковные обряды.
- Завещания, дары со стороны людей.
- Продажа индульгенций (это незаконное действие и даже в самой церкви считалось злоупотреблением и не могло быть официальным источником дохода церкви, но в учебнике этот источник денежных средств указан как основной).

Подумайте

1. При Григории VII католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Предположите, ради чего было введено безбрачие духовенства. Выясните, сохранился ли этот обычай в наши дни.

Конечно, можно было бы ответить, что обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство, да и монахи раннего средневековья принимали обет безбрачия, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. Но такое понимание целибата принимается далеко не всеми христианскими церквями. Даже сами святые апостолы Петр, Павел, Филипп были женаты. А уж им то ставить в вину несоблюдение обета безбрачия как-то совсем неправильно. Поэтому такой ответ на вопрос будет далек от правильного. Понятие целибата намного сложнее и истоки его лежат за пределами религиозных и нравственных обычаев.

Для того, чтобы понять целибат нужно вспомнить, что одной из причин борьбы римских пап и германских императоров за власть было право назначать епископов. Была распространена практика передачи поста епископов светскими сеньорами в качестве феодального и наследственного лена. Это подразумевало, что, принимая этот лен, епископ вступал в отношения феодал-вассал, т.е. становился вассалом светского лица. Такое положение дел не устраивало папу Григория VII, и он сделал обязательным существовавший монашеский обычай безбрачия. Но это сделано было не по религиозным или моральным, а по политическим мотивам, как средство борьбы со светской властью за влияние.

Безбрачие священников лишало священнослужителя родственных связей с окружающей его средой. Священники с этого времени не должны были уже считаться «вассалами» того или иного короля или феодала, а дети их лишались права наследовать духовные должности своих родителей, как это принято было делать раньше. Тем самым священники теперь не имели мотивации получать духовную должность от светского «сеньора» духовному «вассалу» в качестве наследного «лена».

Мера эта была направлена к тому, чтобы освободить католическую церковь из-под опеки светской власти, устранить материальную зависимость священников от феодалов, конфисковать и сгруппировать под власть церкви все, принадлежавшие священникам угодья и имущество и, таким образом, превратить епископов и аббатов в послушных рабов папы. Устанавливая безбрачие священников, церковь, как послушное орудие в руках папы, руководилась чисто материальной стороной дела и отнюдь не какими-то духовными соображениями и желаниями, продиктованными Священным Писанием.

Само духовенство весьма неохотно подчинилось этой смелой и строгой папской реформе. В некоторых епархиях клирики восстали против папских легатов, выгоняли их, избивали, отказывались расстаться с женами и семьями.

В наши дни обычай целибата сохранился. Однако в православии брак допускается, если его заключение предшествовало посвящению в сан. В протестантстве всем священникам разрешается вступать в брак. В католицизме сегодня идут активные дискуссии по отмене обязательного целибата для немонашествующего духовенства. Правда современные римские папы пока против этого.

2. Объясните утверждение церковного писателя: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых».

Этот церковный писатель предполагал, что устройство мир, где существует разделение на богатых и бедных, дано Богом. И значит каждый должен выполнять отведенную ему роль. Богатые должны спасать бедных, помогая им в материальном мире. Бедные же самим своим существованием должны побудить богатых помогать себе, чтобы богатые могли спасти свою душу в нематериальном мире. Звучит очень глупо. Никто никому и ничего не должен. Только помощь ближнему по собственной воле может являться благотворительностью, поскольку она идет от сердца. Но принудительная благотворительность – лишь красивая «обертка» для особо извращенной формы рабства. Ни один человек не должен быть рабом какой-либо идеи.

3. Почему торговля индульгенциями вызывала возмущение истинно верующих людей?

Во времена Возрождения сложилось неверное представление об индульгенции, как отпущении грехов за деньги. И мы до сих пор так считаем. Однако это не совсем так. Индульгенция – это освобождение от временного наказания или замена наказания за грехи, в которых человек покаялся во время исповеди. По традиции, если человек признавал свои грехи, он должен был понести наказание, так называемое епитимью. Однако не всегда выполнение этого церковного наказания было возможно. Для таких случаев использовались исповедные книги, которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Считалось, что жертва Христа и заслуги святых апостолов перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Именно из этой сокровищницы священники «черпали Божью милость», чтобы смягчить наказание покаявшимся. Естественно, брать деньги за «Божью милость» считалось злоупотреблением. Так считали не только истинно верующие люди, но даже сами служители церкви. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями, которые использовались как средство личного обогащения духовенства, побудили папу Иннокентия III ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение перешло мало-помалу в руки одного папы. Так что доходы от индульгенции не могли быть официальным источником дохода церкви, а только незаконным средством личного обогащения некоторых священнослужителей.

4. Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.

Это только легенда, да и то непонятно, к кому имел отношение этот сон. Францисканцы утверждают, что праведник, поддержавший Латеранскую базилику во сне папы, был Святым Франциском. Доминиканцы считаю, что это был Святой Доминик. Есть и другие легенды, в которых говорится, что папа Иннокентий III с недоверием отнесся к Франциску и отослал его чистить свинарник, и лишь увидев, что тот буквально исполнил его требование, смягчился и утвердил устав нового ордена. Как было на самом деле, мы уже не узнаем. Тем не менее смысл сна папы Иннокентия III очень прост – предполагается, что святой орден поддержит церковь и не даст ей упасть.

5. Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь подчас преследовала с большей жестокостью и непримиримостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

Еретики в отличие от язычников, мусульман и иудеев представляли непосредственную угрозу церкви. Они оспаривали ее власть и подрывали ее влияние среди народа. Язычники добиться таких результатов не могли, да и не ставили перед собой таких целей. Именно поэтому еретиков представляли отступниками и предателями и преследовали с гораздо большей жестокостью.

6. Составьте в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.

Папа: Я наместник Бога на земле и нет власти превыше моей. Поэтому все светские правители должны подчиняться мне.
Император: Ничего не скажу про королей, князей и прочих правителей, но я, император Священной Римской империи не буду вам подчиняться. Наоборот, вы будете исполнять мою волю.
Папа: Вы забываете, что говорите с наместником Бога. Только в моей власти осуществлять его замыслы на земле.
Император: Моя императорская власть священна. Именно она дана императорам Богом. И не забывайте, императоры были задолго до появления римских пап.
Папа: Заблуждения, ереси, язычество – все, что было до пап римских, не имеет значения. Теперь в нашей власти владеть умами людей, а не в вашей.
Император: Да где бы вы были, если бы Пипин Короткий не спас папу от нашествия лангобардов? Если бы не подарил вам землю для вашей папской области? Если бы каждый император не давал вам льгот и новых земель, преумножая ваше богатство?
Папа: Не забывайте, что папы коронуют всех императоров. Значит ваша власть исходит от нас. И в моей власти лишить вас трона, отлучить от церкви, поднять против вас ваших же вассалов.
Император: А без моей власти у вас не будет ни одной церкви, поскольку земли под них вы получаете у меня. Также в моей власти лишить вас моей защиты, лишить поддержки закона. Мы перестанем вместо вас гоняться за еретиками, отменим десятину и тогда вы лишитесь всего вашего благосостояния. Сможете ли вы продолжать нести слово Божье, будучи нищими? Будет ли ваша власть по-прежнему крепка, когда вам придется просить подаяние?
Папа: Только попробуйте, и вы узнаете на себе гнев Бога, когда вас поднимут на вилы собственные крестьяне.

§ 16. Крестовые походы

Ответы к § 16. Крестовые походы (в старом учебнике § 17)

Вопросы в тексте параграфа

Какие походы против еретиков организовывала католическая церковь?

После того, как католическая церковь решила для себя идеологическую проблему не вести наступательных войн, она стала широко использовать Крестовые походы. Так в 1147 году был организован захватнический Крестовый поход против полабско-прибалтийских славян, лютичей и бодричей. В 1193 году стартовали ливонские Крестовые походы с целью христианизации язычников Северной Европы. В 1209 году церковь объявила Крестовый поход против еретиков-альбигойцев. В 1219 году состоялся датский крестовый поход в Эстонию. В 1232 году начались Крестовые походы в Финляндию и на Русь, которые завершились разгромом рыцарей новгородским князем Александром Ярославовичем в битве на реке Неве в 1240 году и Ледовым побоищем в 1242 году. Потом были Крестовые походы против пиратов Эгейского моря (1343 год), против варварийских пиратов в Тунисе (1390 год), против османов (1396 год), против еретиков гуситов (1420 год), и опять против османов в 1443 году.

Как вы видите Крестовые походы организовывались против еретиков (альбигойцы, гуситы), против язычников (славяне Северной Европы и Прибалтики), против православных христиан (походы на Русь), против других вероисповеданий (мусульман), а также против пиратов, мешавших торговле.

Каково было положение немусульман в Арабском халифате?

Положение немусульман в Арабском халифате нельзя назвать легким. Но и жестоким отношение к иноверцам не было. Захватывая новые земли, Арабский халифат стремился распространить ислам на покоренные народы. Но поскольку насильственное обращение в ислам напрямую запрещалось Кораном, арабы старались создать экономические условия, стимулирующие переход неправоверных в ислам. Христиане, иудеи, зороастрийцы под властью Арабского халифата получали религиозно-правовую автономию под защитой мусульманского государства и сохраняли за собой право исповедовать свою религию и жить по своему закону. Правда неправоверные должны были платить высокий налог и сохранять политическую лояльность Арабскому халифату. Переход же в ислам означал для них освобождение от налогов.

Работаем с документом

1. Уточните по карте, где располагались территории, упомянутые папой.

Папа в своей речи упомянул Иерусалим, Константинополь и земли Западной Европы. Иерусалим и прилегающие к нему земли находились на восточном побережье Средиземного моря. Говоря о землях Константинополя, папа Урбан II подразумевал восточные византийские владения, находящиеся в Малой Азии, Сирии и Палестине. Ну а земли, которые «сдавлены отовсюду морем и горными хребтами», это земли Западной Европы, ограниченные морями, Альпами и Пиренеями.

2. Кого автор называет «народ Персидского царства»?

Под «народом Персидского царства» подразумеваются многочисленные народности распавшегося Арабского халифата. Дело в том, что в Западной Европе не особо хорошо представляли, какая народность на тот момент играла главенствующую роль в мусульманском мире. При этом они понимали, что это уже не арабы. Поэтому и называли их всех так, как им было понятнее, народом Персидского царства, народом, который вышел из земель, которые раньше назывались Персией. На самом деле противниками крестоносцев первоначально были турки-сельджуки и египтяне-шииты. Именно их они разбили при захвате городов Сирии и Палестины. В то время буквально за несколько десятков лет небольшое племя сельджуков из казахских и туркменских степей покорили и объединили под своим правлением всю территорию Сирии и Палестины. Поскольку они приняли ислам суннитского варианта, их естественными противниками были шиитская династия Египта. С ними сельджуки находились в состоянии постоянной войны. Это одна из причин успеха крестоносцев в первом Крестовом походе. Впоследствии сунниты сумели захватить власть в шиитском Египте и мусульманский мир объединился под правлением султана Египта и Сирии Салах ад-Дина, хотя это даже не его имя, а почетное прозвище, означающее «благочестие веры». Настоящее имя того, кто положил конец владычеству крестоносцев на Ближнем Востоке, было Юсуф ибн Айюб. Но все его знали под именем Салах ад-Дин, а в Европе его называли Саладином. А всех его воинов сарацинами.

3. На какие группы средневековых жителей были рассчитаны эти слова Урбана II? Аргументируйте свой ответ.

В первую очередь речь Урбана II была преимущественно ориентирована на самый многочисленный слой населения: бедняков, крестьян, ремесленников, купцов и безземельных рыцарей. Об этом говорят некоторые фразы из его послания, в которых он говорит, что европейская земля не способна прокормить тех, кто ее обрабатывает. Именно послание папы Урбана послужило причиной самоубийственного Крестового похода бедноты, которая не имела шансов не только отвоевать Иерусалим, но и даже добраться до него. В составе «нулевого» Крестового похода была толпа неграмотных людей, преступников и отбросов общества. Поскольку в годы, предшествовавшие Крестовому походу, Европу потрясли засуха, голод и чума, население обнищало. Поэтому для многих Крестовый поход казался способом поправить свое положение. Они шли на Восток, собирая по дороге милостыню, отмечая свой путь грабежами, воруя, насилуя и убивая. Многие историки уверенны, что таким образом, как это ни цинично звучит, католическая церковь намеренно спланировала и реализовала уничтожение «лишних ртов».

Позже папа также разослал письма наиболее влиятельным правителям Европы, призывая их выступить на борьбу с мусульманами. Его призывы были услышаны — европейские князья и феодалы средней руки были заинтересованы в завоевании земель и трофеев за морем, и обещание искупления грехов стало идеальным оправданием начала войны с мусульманами.

4. Был ли выполнен призыв папы о помощи богатых бедным? Как вы думаете, почему?

Призыв папы о помощи богатых бедным не был выполнен. Помогать бедноте никто и никогда не собирался, если только они не приносили пользы и не работали на феодалов. Поскольку в «нулевой» Крестовый поход отправились те, кому на родине было нечего делать, их просто отправили на убой. Этот поход не имел никакой перспективы и был обречен. Это понимали все. Поэтому никакой помощи бедняки не получили. Богатые направили свои финансовые ресурсы на финансирование собственного Крестового похода.

Работаем с картой

С помощью текста учебника проследите путь бедняков к Иерусалиму.

Бедняки отправлялись в основном из поселений, расположенных в Нормандии, на Севере Франции, во Фландрии (современная территория Франции, Бельгии и Нидерландов) и Германии. Первым делом бедняки-крестоносцы устроили еврейские погромы в Руане (столице Нормандии) и Кельне (Германия). Аналогичные погромы орда бедняков устроила в городах по своему пути: в Майнце, Трире, Шпайере и Вормсе – то есть разгрому подверглись преимущественно юго-западные города Германии. Значит крестьянская орда шла на юг по реке Рейн. Кстати, евреи в городе Майнце, увидев, что христиане не щадят даже детей, совершили массовое самоубийство, перебив даже собственных грудных младенцев.

Пройдя по югу Германии отряды бедняков вошли в земли Венгрии. Здесь из-за несоблюдения крестоносцами порядка и дисциплины их передовой отряд был практически полностью уничтожен венгерским войском, после чего остальные отряды крестоносцев мирно прошли через Венгрию, воздерживаясь от грабежей и насилия.

Далее бедняки вошли на византийские земли. В отличие от того, что сказано в учебнике Болгарию бедняки не проходили, потому что в это время Первого болгарского царства уже не существовало – оно было захвачено Византией. К осени 1096 года в Константинополе собралось около 180 тысяч человек. Это озлобленное и измученное долгим переходом «войско» крестоносцев становилось опасным для императора Византии Алексея Комнина. Вместо профессиональной армии император увидел толпы голодранцев и расценил это как издёвку со стороны папы, понимая, что такие «воины» не способны сражаться с хорошо вооружёнными мусульманами. Необузданные паломники за несколько недель пребывания в Византии разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют, не разбегаясь при их появлении. Сначала император Византии уговаривал главарей отряда бедняков подождать подхода рыцарей-крестоносцев в Малую Азию, но поведение пришельцев вынудило его поскорей отделаться от них. Византийский флот переправил бедняков через Босфор в Малую Азию, где они были практически полностью истреблены сельджуками.

Из каких государств шли рыцари-крестоносцы, через какие земли они проходили?

Вероятно, этот вопрос уже относится к Первому Крестовому походу, а не к походу бедноты. Первый крестовый поход был представлен:

- Рыцарством Прованса (Франция) под руководством графа Раймунда Тулузского;
- Норманнами Южной Италии под руководством князя Боэмунда Тарентского;
- Лотарингцами (северо-восток Франции, запад Германии) под руководством братьев Булонских;
- Рыцарством Северной Франции под руководством графа Роберта Фландрского и Роберта Нормандского, брата короля Англии, графа Степана Блуаского и Гуго Вермандуа (брата короля Франции).

Поскольку они шли разными путями, то они проходили земли Франции, Бургундии, Италии, Византии, Германии, Венгрии, Хорватии, Сербии.

Какие европейские страны не приняли участие в Первом крестовом походе?

В Первом крестовом походе не принимали участие Чехия, Италия, Англия, Венгрия, Польша, Хорватия, Сербия, Леон и Кастилия, Португалия.

Обратите внимание, что в учебнике сказано, что отряды рыцарей двинулись из Франции, Германии и Италии. Однако в те времена перечисленные страны были немного другими. Германия и верхняя часть Италии входили в состав Священной Римской империи. Итальянский полуостров был представлен лишь нормандцами с юга Италии, а юг Италии не входил в состав Священной Римской империи и самой Италии как таковой.

В чем были выгоды расположения государств крестоносцев, а в чем неудобства?

Крестоносцы основали собственные государства по всему восточному побережью Средиземного моря. Это были густонаселенные, богатые и плодородные земли. Границы государств проходили уже практически по бесплодной пустыне. Другим преимуществом расположения государств крестоносцев была доступность пополнений войска и торговли через морские пути. Неудобства заключались в том, что эти государства были фактически зажаты со всех сторон пустынями. И со всех сторон им угрожали турки-сельджуки или египетские шииты. Также было затруднено сообщение с Европой по суше.

Как изменились владения крестоносцев на Востоке после Первого и Третьего крестовых походов?

После Первого крестового похода крестоносцы основали на завоеванных территориях Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский. Также были созданы подвассальные Иерусалимскому королевству графство Эдесса, княжество Антиохия, графство Триполи. Эти государственные образования занимали все восточное побережье Средиземного моря.

К началу Третьего крестового похода европейцы потеряли практически все завоеванные земли и сам Иерусалим. В их руках оставались Антиохия, Триполи, Тир. После похода в руках крестоносцев была лишь узкая береговая полоса от Яффы до Тира, да Антиохия с Триполи. Была отвоевана Акра, но Иерусалим остался в руках мусульман. Также земли крестоносцев пополнились завоеванным островом Кипр.

Какой город стал конечным пунктом Четвертого похода? Почему?

Первоначальной целью крестоносцев был Египет, но в результате они напали на Византию. Здесь тоже не обошлось без большой политики. Когда крестоносцы собирались в Египет в 1201 году в Италию прибыл византийский царевич Алексей, сын низложенного и ослепленного византийского императора Исаака Ангела. Царевич просил у папы и императора Священной Римской империи помощи против своего дяди, узурпировавшего власть в Константинополе. Поскольку Филипп Швабский, младший брат германского императора, состоял в браке с сестрой царевича Алексея, он поддержал просьбу родственника.

Кроме того, вмешательство в дела Византийской империи обещало большие выгоды венецианцам, для которых Византия была главным конкурентом в торговле на Средиземном море. Поэтому венецианцы так же встали на сторону царевича Алексея, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение за помощь, и уговорили крестоносцев вмешаться в дела Византии. Крестоносцы, взяв в ноябре 1202 года для венецианцев византийский город Задар (взамен недоплаченных денег за перевоз), отплыли на восток, летом 1203 года высадились на берегу Босфора и стали штурмовать Константинополь. В результате слепой Исаак был снова провозглашён императором, а его сын — соправителем. Правда потом между крестоносцами и Алексеем начались раздоры, поскольку новый правитель Константинополя не мог выполнить своих обещаний и заплатить крестоносцам за помощь. Поэтому крестоносцы в 1204 году снова захватили Константинополь, разграбили его и образовали Латинскую империю.

К каким последствиям привел Четвертый крестовый поход?

Четвертый крестовый поход превратился из «пути ко Гробу Господню» в политическую аферу и венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя и глубокому кризису крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и восточного христианского мира. Многие называют Четвёртый крестовый поход «проклятым», так как крестоносцы, клявшиеся вернуть Святую Землю в лоно христианства, превратились в бесчестных наёмников, охотившихся лишь за лёгкой наживой.

Обобщаем информацию параграфа

1. Кто и когда призвал европейцев к Крестовым походам? Какова была цель походов?

К Крестовым походам европейцев призвал папа римский Урбан II в 1095 году. Не правда ли, странный призыв для лидера церкви, которая по Христовым заповедям должна быть исключительно мирной. Священнослужитель не мог брать в руки оружия кроме как для защиты собственной жизни. Призыв к военному наступлению на мусульман был для церкви того времени идеологическим нонсенсом – вещью совершенно невозможной.

Итак, католической церкви пришлось обойти идеологический запрет на войну. Для этого папа римский до своего выступления созвал церковный собор, на котором в том числе решался и этот вопрос. Известно, что на этот собор прибыли послы византийского базилевса Алексея Комнина, но какие предложения они привезли, сегодня можно только догадываться. В принципе, догадаться несложно. Византия страдала под натиском турок-сельджуков, и любая военная помощь со стороны христианской Европы была бы очень кстати. Византия даже готова была идти на некоторые уступки в вопросе церковного раскола. При этом базилевс Алексей Комниин прекрасно понимал, чем может обернуться помощь жаждущих славы и богатства европейского безземельного рыцарства. Это могло вылиться в проблему для самого Константинополя. Поэтому нужна была цель далекая от Константинополя. Например, защитить Гроб Господний от поругания иноверцами. Пускай европейские рыцари разобьют врагов Византии, а сами обломают копья под далеким Иерусалимом. Хороший замысел в духе византийской дипломатии. Но, к сожалению, это только предположение.

Так или иначе путем «словесной эквилибристики» церковный собор принял цели, развязывающие церкви руки в организации Крестовых походов. Такими целями стали защита Христа, святых паломников, великих христианских святынь. В самом деле, никакой закон не запрещает поднимать оружие не для нападения, а для защиты.

А теперь рассмотрим реальные причины Крестовых походов. Защитить Гроб Господний, главную реликвию христиан, конечно, цель благородная с религиозной точки зрения. Но мусульмане не могли никак повредить этой святыне, поскольку Иисус в исламе – очень уважаемый пророк. Конечно, мусульмане ограничили вход христианских паломников в Иерусалим, но эти вопросы далеко не всегда решаются исключительно войной. Получается, что реальные цели Крестовых походов были мало связаны с религией. Тогда какие цели преследовала церковь в этой массовой бойне?

    Во-первых, церковь получала в собственное распоряжение вооруженную силу. В дальнейшем, как мы знаем, церковь активно использовала открывшиеся возможности, размахивая «крестоносной дубиной» и отправляя крестовые походы против еретиков (альбигойцев, гуситов), против язычников-литовцев и схизматиков-русский, и даже против самого германского императора и других непокорных светских владык.

    Во-вторых, в случае успеха на небывалую высоту поднимался авторитет папы римского, как организатора великого деяния. А в случае неудачи всегда можно было списать все на нерадивость военачальников или недостаток веры у самих крестоносцев.

    В-третьих, крестовый поход мог принести церкви новые земельные владения, новые богатства, новых прихожан, а также новые налоги «десятину».

    В-четвертых, в Европе в то время набралось более чем достаточно безземельных рыцарей, которые не имели ничего, кроме титула. Орды таких «рыцарей» кочевали от сеньора к сеньору, порой сбиваясь в стаи, грабили все и всех и уже начинали наносить немалый урон имуществу монастырей и приходов. От них надо было избавиться, желательно с пользой для церкви.

    В-пятых, своими крестовыми походами католическая церковь могла раз и навсегда разрешить свои проблемы с православием и подчинить себе константинопольский патриархат.

2. Что, кроме религиозного чувства, подвигло в путь феодалов, безземельных рыцарей, крестьян и купцов?

Как сказал в своем послании римский папа Урбан II, Иерусалим — это рай, где много плодородной земли и накопленных восточными правителями богатств. Тот, кто в Европе был никем, в Иерусалиме обретет все, и богатство, и земли, и власть, а также получит полное прощение грехов. Естественно, возможность разжиться богатством и землями привлекала безземельное рыцарство, феодалов, крестьян и купцов. И действительно, захватив восточные земли Сирии и Палестины, крестоносцы первым делом стали организовывать собственные графства и княжества, грабить население, насаждать католическую веру.

3. Почему крестьянам не удалось добраться до Иерусалима, а феодалы достигли своей цели?

Какие из крестьян воины? Они тоже шли в святую землю за лучшей долей, а не столько во имя религии, но у них просто не было шансов неорганизованной толпой, без провизии, без фуража не только отвоевать Иерусалим, но и добраться до него через земли, захваченные турками. Феодалы же представляли собой реальную и самую мощную военную силу в Западной Европе. У них были возможности и средства добраться до восточного побережья Средиземного моря. Среди крестоносцев первого Крестового похода были значимые в то время люди: граф Гуго (младший брат французского короля), герцог Роберт Норманнский (младший брат английского короля), Готфрид Бульонский (герцог Лотаринский) и т.д. Феодалы-крестоносцы могли выступать организованной силой, они любили и умели воевать. Поэтому рыцари, переправившись через Босфор, смогли разгромить враждующих друг с другом турков-сельджуков (суннитов из Мосула) и войска египетского султана (шиитов из Египта), а также захватить Иерусалим.

4. Какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах?

На завоеванных крестоносцами территориях было создано Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский. Также были созданы подвассальные Иерусалимскому королевству графство Эдесса, княжество Антиохия, графство Триполи. Крестоносцы не только не вернули захваченные земли византийским христианам, но и стали насаждать на них свои феодальные порядки и католическую веру. Они обращали мусульман и христиан в зависимых крестьян, по сути, грабили их, отбирая до половины урожая. Естественно, своими действиями крестоносцы нажили врагов не только среди местного населения, но и поссорились с Византией.

5. Когда и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордены? Какую роль они сыграли в государствах крестоносцев?

Орден госпитальеров был основан в Иерусалиме в 1099 году в качестве христианской организации, целью которой была забота о неимущих, больных и раненых пилигримах в Святой земле. Также на орден была возложена миссия защиты государств крестоносцев и латинской веры.

Орден тамплиеров (храмовников) был основан в Святой земле в 1119 году после Первого крестового похода. Орден выполнял функции военной защиты государств крестоносцев, созданных в Сирии и в Палестине, хотя первичной его целью была защита паломников, идущих в Святую землю.

Тевтонский орден был также основан в Святой земле в 1190 году. Это был германский духовно-рыцарский орден с функциями, похожими на функции госпитальеров. Изначально рыцари ордена должны были содержать госпиталь для больных и раненых соотечественников в Святой земле. Орден был основан немецкими купцами из Любека и Бремена и впоследствии стал послушным орудием в руках немецких купцов, папы римского и императора Священной Римской империи.

6. Чем Четвертый крестовый поход отличался от остальных?

Это самый странный из Крестовых походов. Первоначальной целью крестоносцев был Египет, но в результате они напали на Византию. Здесь тоже не обошлось без большой политики. Когда крестоносцы собирались в Египет в 1201 году в Италию прибыл византийский царевич Алексей, сын низложенного и ослепленного византийского императора Исаака Ангела. Царевич просил у папы и императора Священной Римской империи помощи против своего дяди, узурпировавшего власть в Константинополе. Поскольку Филипп Швабский, младший брат германского императора, состоял в браке с сестрой царевича Алексея, он поддержал просьбу родственника.

Кроме того, вмешательство в дела Византийской империи обещало большие выгоды венецианцам, для которых Византия была главным конкурентом в торговле на Средиземном море. Поэтому венецианцы так же встали на сторону царевича Алексея, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение за помощь. Крестоносцы, взяв в ноябре 1202 года для венецианцев византийский город Задар (взамен недоплаченных денег за перевоз), отплыли на восток, летом 1203 года высадились на берегу Босфора и стали штурмовать Константинополь. В результате слепой Исаак был снова провозглашён императором, а его сын — соправителем. Правда потом между крестоносцами и Алексеем начались раздоры, поскольку новый правитель Константинополя не мог выполнить своих обещаний и заплатить крестоносцам за помощь. Поэтому крестоносцы в 1204 году снова захватили Константинополь, разграбили его и образовали Латинскую империю.

7. Почему крестовые походы на Восток к концу XIII века прекратились?

Признано, что Крестовые походы не достигли своих целей, они потребовали слишком больших жертв со стороны европейского общества. Крестоносцы не могли продолжать войну на Востоке, поскольку их владения не позволяли поддерживать военные действия без постоянных подкреплений из Европы. Крестоносцы, конечно же могли справиться с сельджуками даже после прихода к власти талантливого полководца Салах ад-Дина, поскольку сельджуки не располагали огромными и неисчерпаемыми военными ресурсами, но для этого нужно было единство. А его как раз в рядах крестоносцев не было. Крестоносцы принесли на Восток феодальные порядки и феодальную раздробленность. Даже короли разных государств не могли договориться друг с другом делать дело сообща, не говоря уж о феодалах, стремившихся получить больше богатства и власти.

Поэтому все стали со временем понимать, что Крестовые походы неперспективны и не приносят дохода, только расходы и смерть. Кроме того, Крестовые походы изменили и саму Западную Европу, обеспечив фундамент для усиления централизованной власти в европейских государствах. Рыцарям стало более престижно и выгодно служить в качестве наемников в армии королей, а не совершать бесцельные, длительные и опасные походы на Восток.

8. Выделите и перечислите последствия Крестовых походов на Восток.

Крестовые походы имели большие последствия для всей Европы. Мы попробуем систематизировать их. Итак, последствиями Крестовых походов стали:

- Бесчисленные жертвы как среди христиан, так и среди мусульман.
- Ослабление Византии, которая не смогла отойти от удара крестоносцев и в результате стала жертвой мусульман.
- Благотворное влияние на европейскую культуру, политический и общественный строй. Они содействовали падению в Европе средневековых форм, развитию медицины и науки. Численное ослабление рыцарского класса, являвшееся следствием ухода рыцарей на Восток, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии.
- Небывалое развитие морской торговли и как следствие усиление и обогащение купцов и городского класса, который был опорой королевской власти. Господство в морской торговле в Средиземном море получили итальянские купцы.
- Упростился процесс освобождения зависимых крестьян: они освобождались не только вследствие ухода в Святую землю, но и методом выкупа свободы у баронов, которые нуждались в деньгах при отправлении в крестовый поход и поэтому охотно вступали в такие сделки.
- Близкое соприкосновение различных народов Европы и Ближнего Востока во время крестовых походов, помогло им уяснить свои национальные особенности и ослабить религиозные предрассудки.
- Европейский быт обогатился многими товарами и предметами обихода с Востока. Отношения с Востоком приносили на Запад много полезных предметов, до тех пор или вовсе там не известных, или же бывших редкими и дорогими. Так были перенесены с Востока рожковое дерево, шафран, абрикос (дамасская слива), лимон, фисташки. Стал ввозиться сахар, вошёл в широкое употребление рис. В значительном количестве ввозились также товары развитой восточной промышленности: бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шёлковые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелирные изделия, краски и т.п. Знакомство с этими предметами и со способом их изготовления повело к развитию и на Западе подобных же отраслей промышленности.

9. Заполните таблицу "Крестовые походы".

Линии сравнения Первый крестовый поход Третий крестовый поход Четвертый крестовый поход
Годы 1096-1099 1189-1192 1202-1204
Участники Рыцари под руководством крупных феодалов. Рыцарство Германии, Франции и Англии под руководством германского императора Фридриха I Барбароссы, французского короля Филиппа II, английского короля Ричарда I Львиное Сердце. Рыцари под руководством крупных феодалов.
Цели Освободить Святую землю и Гроб Господень. Вернуть потерянные земли крестоносцев и заново отвоевать Иерусалим. Нанести удар по Египту.
Результаты Захват Иерусалима и всех прибрежных городов Сирии и Палестины. Образование Иерусалимского королевства, графства Эдесса, княжества Антиохии, графства Триполи. Штурмом был взят порт Акра. Отвоевать Иерусалим не удалось, поскольку союз королей распался. Вместо Египта крестоносцы ударили по Константинополю. Была создана Латинская империя со столицей в Константинополе.

Подумайте

1. Объясните, почему организатором Крестовых походов выступила церковь, а не европейские короли.

Светские европейские владыки были постоянно заняты междоусобицами и были просто неспособны объединиться и оказать организованное сопротивление исламу. Единственной силой, объединяющей в то время Европу, была католическая церковь во главе с папой, и только она могла собрать общеевропейское войско.

2. Выделите отличие духовно-рыцарских орденов от других известных вам монашеских объединений католической церкви.

Духовно-рыцарские ордена в отличие от монашествующих орденов являлись воинскими организациями. Рыцари религиозных орденов носили оружие, воевали, простые монахи не имели права воевать и могли брать оружие разве только для своей защиты. И те, и другие должны были служить Богу, не имели права жениться, иметь свое имущество, им было запрещено накопительство и светские развлечения. Рыцарские ордены, как и монашествующие ордена освобождались от десятины и принимали пожертвования.

3. Как вы считаете, могли ли государства крестоносцев на Востоке быть долговечными?

Государства крестоносцев на Востоке не могли быть долговечными. Они были со всех сторон окружены врагами и не могли самостоятельно без поддержки из Европы противостоять врагам. Феодальные порядки, принесенные крестоносцами в свои восточные государства, обуславливали феодальную раздробленность. У них также не было поддержки местного населения, в отношении которых они вели себя как феодалы к зависимым крестьянам. Для противостояния мусульманам государствам крестоносцев требовалось единство, а его у них как раз и не было. Кроме того, Европа не могла постоянно поддерживать свежими подкреплениями. Поэтому эти государственные образования были обречены просуществовать короткий срок.

4. Предположите, почему Четвертый крестовый поход часто называют «позором движения крестоносцев». Аргументируйте свой ответ.

Четвертый крестовый поход превратился из «пути ко Гробу Господню» в политическую аферу и венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению христианского Константинополя и глубокому кризису крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и восточного христианского мира. Многие называют Четвёртый крестовый поход «проклятым», так как крестоносцы, клявшиеся вернуть Святую Землю в лоно христианства, превратились в бесчестных наёмников, охотившихся лишь за лёгкой наживой и нанесших непоправимый урон собственным братьям христианам.

5. В XI веке был один Крестовый поход, в XII – два, а в XIII – пять. О силе или слабости движения крестоносцев говорят эти цифры? Почему?

Сами по себе эти цифры ни о чем не говорят. С одной стороны, любой хотя бы немного удачный поход поднимал крестоносное рвение в Европе, и это могло служить свидетельством силы движения крестоносцев. С другой стороны, состав участников и цели с каждым разом становились все мельче. Рыцари отправлялись в Крестовый поход, принимая обет или выполняя церковную епитимью, а зачастую ехали просто пограбить. И это свидетельствует о слабости крестоносного движения.

6. Как Крестовые походы отразились на развитии народов Ближнего Востока? Какие последствия они имели для Западной Европы?

Народам Ближнего Востока и Западной Европы крестовые походы стоили большого количества жертв. Во время крестовых походов разрушались государственные устои, города, уничтожались культурные ценности. Но на мой взгляд, если не считать человеческих жертв, народы Ближнего Востока больше приобрели, чем потеряли. В средние века Ближний Восток и так раздирали войны: распался Арабский халифат, различные новообразованные султанаты и эмираты враждовали друг с другом, шииты бились с суннитами. Практически весь ослабленный Ближний Восток буквально за 20 лет был завоеван стремительной конницей небольшого племени турков-сельджуков. Завоевателям туго пришлось в сражениях с египетскими шиитами и не известно, как пошла бы история, не появись на арене ближневосточных сражений крестоносцы. Именно сторонняя военная агрессия заставила мусульман сплотиться под единой властью и выступить против завоевателей. Таким образом, мусульманский мир получил новое дыхание, которое впоследствии привело к падению Византийской империи и подчинении земель южных славян власти турков.

Для Европы крестовые походы тоже не прошли даром. Под ударами крестоносцев была ослаблена Византийская империя. Христиане окончательно разделились на два лагеря по религиозным основаниям – католиков и православных. Вместе с ненужными людьми и отбросами общества во время крестовых походов был уничтожен практически весь цвет западноевропейского рыцарства. Феодальные порядки, которые рыцари хотели принести на Восток, в самой Европе получили жестокий удар. Численное ослабление рыцарского класса, являвшееся следствием ухода рыцарей на Восток, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии. Упростился процесс освобождения зависимых крестьян: они освобождались не только вследствие ухода в Святую землю, но и методом выкупа свободы у баронов, которые нуждались в деньгах при отправлении в крестовый поход и поэтому охотно вступали в такие сделки.

Небывалое развитие получила европейская морская торговля. Уничтожение Византии, как основного конкурента Генуи и Венеции в средиземноморской торговле, вывела европейские торговые города на новый уровень. За счет общего развития торговли и ослабления противостояния с феодальной знатью сильно укрепились города. Богатые и влиятельные города оказали неоценимую поддержку европейским королям в укреплении централизованной власти.

Также, близкое соприкосновение различных народов Европы и Ближнего Востока во время крестовых походов, помогало им уяснить свои национальные особенности и ослабить религиозные предрассудки.

Европейский быт обогатился многими товарами и предметами обихода с Востока. Отношения с Востоком приносили на Запад много полезных предметов, до тех пор или вовсе там не известных, или же бывших редкими и дорогими. Так были перенесены с Востока рожковое дерево, шафран, абрикос (дамасская слива), лимон, фисташки. Стал ввозиться сахар, вошёл в широкое употребление рис. В значительном количестве ввозились также товары развитой восточной промышленности: бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шёлковые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелирные изделия, краски и т.п. Знакомство с этими предметами и со способом их изготовления повело к развитию и на Западе подобных же отраслей промышленности.

7. Крестоносцы, испытывавшие религиозный подъем, проявили при этом страшную жадность и жестокость. Как вы можете это объяснить?

Следует заметить, что средневековое феодальное рыцарство отличалось жадностью и жестокостью по отношению к людям низшего ранга и к себя на родине. Жестокость и пренебрежительное отношение к чужой жизни вообще свойственны той эпохе вне зависимости от земли или государства. Жестокость проявляли и арабы во время своих завоеваний, и русские по отношению к своим собратьям. Поэтому ничего удивительного в этом нет. А что касается того, как жестокость уживается с религиозностью – крестоносцам достаточно было получить отпущение всех грехов, которые они совершат во время похода. Тогда они со спокойной совестью совершали свои преступления против человечности.

Вопросы и задания к главе VI

Вопросы и задания к главе VI

1. Что такое сословие? Чем различалось положение разных сословий и что в них было общего?

Сословие – это социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. В средневековой Западной Европе существовало три сословия: те, кто молятся (священнослужители и монахи), те, кто воюет (короли, феодалы и рыцари) и те, кто работает (крестьяне, горожане).

Священнослужители считались первым сословием. Они были крупными землевладельцами и владели 10-15% всей земли в Западной Европе. Они осуществляли «связь» между людьми и Богом, проводили религиозные обряды и распространяли христианскую веру. В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Имущество церкви и ее деятельность не облагалась налогом.

Во второе сословие входило все дворянство от рыцарей до членов королевской семьи. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча». Аристократы были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов. К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.

В третье сословие входили крестьяне и горожане (ремесленники, купцы и т.д.). Представители этого сословия должны были обеспечивать всем необходимым первые два сословия и платить налоги.

2. Когда и почему произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?

Формально разделение христианской церкви на католическую и православную произошел в 1054 году. Однако сам раскол возник задолго до 1054 года.

Можно, конечно, сказать, что главной причиной церковного раскола были неуемные амбиции пап римских и их стремление получить верховную власть над всей христианской церковью. Кстати, сами православные и католические священнослужители утверждают, что причиной раскола являются различия в обрядах. Еще в IX веке желание папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова встретили сопротивление со стороны Византийского патриархата. С течением времени личный конфликт между двумя иерархами только усиливался. В XI веке нормандцы из Нормандского герцогства в северной Франции вторглись на юг Италии, находившийся под протекторатом Византии, и стали менять существовавший там греческий обряд на латинский. Это послужило поводом к закрытию в Константинополе всех храмов латинского обряда в 1053 году и осуждению самого латинского обряда.

В 1054 году римский папа Лев отправил патриарху Константинополя Михаилу Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало изречения из поддельного документа, известного как «Дар Константина», настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания папы римского на верховенство, после чего три папских легата вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и его помощников. В ответ на это патриарх предал анафеме легатов. Конечно, события 1054 года еще не означали полного раскола церквей, но во время крестовых походов крестоносцы захватили византийский город Антиохию, бывший под властью мусульман, и изгнали греческого епископа, заменив его латинским, а захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы так же поставили во главе местной церкви латинского епископа. После этого крестоносцы начали военные действия против Византии и захватили Константинополь, что усугубило церковный раскол. В последующие годы византийские патриархи неоднократно пытались наладить отношения с папами, поскольку нуждались в их военной поддержке против турков. Но папы соглашались идти на примирение только, если весь христианский мир признает единоличное главенство пап над церковью. В 1439 году византийский патриарх даже пошел на подписание флорентийской унии с католической церковью, что было негативно воспринято всем православным миром и послужило причиной отделения Русской православной церкви в 1448 году.

3. Почему рост богатств католической церкви стал угрожать ее авторитету? Какими средствами папы римские восстанавливали свое положение в обществе?

Рост богатств церкви действительно со временем стал угрожать ее авторитету. Церковь проповедовала скромность, нестяжательство, аскетизм, самопожертвование. Именно таким должен был быть идеальный человек в глазах церкви. Однако сама церковь в глазах христиан выглядела по-другому: порочные, жадные, лживые и продажные священнослужители своим поведением противоречили тому, что они проповедовали. Прикрываясь именем Бога, они наживали неправедные богатства и вмешивались в светские дела. Естественно, в христианской среде стали появляться люди, которые ставили прегрешения церкви ей в упрек. Они говорили, что церковь извратила веру, сделав из нее послушное орудие для собственного обогащения и увеличения влияния. Таких людей церковь объявляла еретиками и жестоко преследовала их. Но идею не так просто убить, как человека. Поэтому, когда к папе римскому пришли монахи Франциск и Доминик с просьбой дать разрешение основать нищенствующие монашеские ордена, папа дал на это согласие. Монахи этих орденов проповедовали Евангелие, терпимость и любовь к ближнему, они принимали обет бедности и жили исключительно на подаяния. Таким образом церковь как бы демонстрировала, что еретики были не правы, обвиняя официальную церковь в нарушении принципа «апостольской бедности». Создание нищенствующих орденов позволило частично восстановить положение церкви в обществе.

4. Сравните отношения между церковью и светской властью в Западной Европе и Византии.

В Западной Европе еще со времен франкских королей церковь и светскую власть связывали тесные отношения. Поначалу короли и церковь использовали друг друга в своих целях и их сотрудничество было взаимовыгодным. Короли получали поддержу от церкви, которая наделяла их императорским достоинством – т.е. властью, угодной Богу. Также короли использовали церковь для управления необразованными людскими массами. Церковь же в свою очередь получала от светских правителей богатые дары и земли, тем самым увеличивая собственное влияние. Естественно, со временем между светскими правителями Западной Европы и папами римскими возникло противостояние, в котором они с переменным успехом решали, кто главнее. Эта борьба затянулась на несколько веков.

В Византии все было проще. Византийские императоры еще со времен Константина были наделены абсолютной властью. В их власти также было и назначение, и низложение патриархов, а также созыв церковных соборов. Редко кому удавалось стать патриархом или пребывать долго в этом звании без поддержки императора. Поэтому взаимоотношения светской и духовной власти в Византии были как игра в дипломатию. Конечно же, у патриархов было большое влияние на общественное мнение в сторону того или иного императора. Но каждый патриарх знал, что его разногласия с императором могут стоить ему поста, а также вызвать крупные политические конфликты в империи. Поэтому так важно было согласие между ними.

5. Кого называли еретиком? Как церковь боролась с еретиками?

Еретиками называли вероотступников, которые предлагали иной подход к религиозному учению. Еретики, как и официальная католическая церковь проповедовали Евангелие и служение Богу. Разница была лишь в том, как нужно было служить Богу. Еретики считали, что католическая церковь испорчена, а папа – наместник дьявола. Еретики осуждали жадность и стяжательство священнослужителей, дорогие церковные одеяния, пышные обряды. Они считали, что служение Богу должно быть в «апостольской бедности», требовали, чтобы церковь отказалась от десятины, земельных владений и богатств. Еретики сами показывали пример праведной жизни священнослужителя: помогали бедным, питались подаяниями, отказывались от собственности.

Поскольку еретики представляли угрозу власти церкви, она преследовала и жестоко расправлялась с ними. Еретиков отлучали от церкви, объявляли их вне закона, чтобы ни один верующий не имел права им помогать и давать приют. В области, считавшиеся еретическими, организовывались военные походы, в ходе которых вырезались целые города.

6. Какие цели ставили перед собой участники Крестовых походов? Добились ли они их?

Ранее в этом параграфе мы подробно рассматривали цели организаторов Крестовых походов. Сами же участники Крестовых походов имели гораздо более приземленные цели. Главной целью крестоносцы ставили освобождение Гроба Господня от угрозы со стороны неверных. Второстепенными же целями крестоносцев были обретение богатств и новых земель (хотя для кого-то эти цели были главными). Первой цели крестоносцы не достигли. Второй – достигли частично. Они вдоволь пограбили, поубивали и поиграли в королей и графов. Но все это в конце концов завершилось полным фиаско.

7. Какие изменения в отношениях Востока и Запада внесли Крестовые походы?

Крестовые походы не смогли нанести ощутимый вред мусульманам, против которых они были направлены. Мусульмане, наоборот, за время крестовых походов сплотились и превратились в силу, которой не смогла противостоять Византия. Крестовые походы больше навредили восточному христианскому миру и православию, а также окончательно разделили западную и восточную христианскую церковь и способствовали падению Византии. В принципе, такой результат вполне устраивал римских пап.

8. Какой из Крестовых походов вы считаете важнейшим по своему значению и историческим последствиям?

Наверное, самые большие исторические последствия принес Четвертый крестовый поход, во время которого крестоносцы захватили Константинополь. Именно этот поход окончательно разделил западный и восточный христианский мир и обрек Византию на гибель под натиском турков. Не будь этого похода, Византия возможно сдержала бы сельджуков от вторжения на Балканы. А если бы сохранилась Византия, то на Руси никогда бы не появилась идея о том, что Россия является преемником великой империи — «Третьим Римом». И тогда вообще сложно предугадать, как сейчас сложились бы отношения между Россией и западным миром.

9. Расположите в хронологическом порядке последовательность события, связанные с историей: а) образование духовно-рыцарских орденов; б) Крестовый поход детей; в) речь папы Урбана II в Клермоне; г) разгром крестоносцами Константинополя.

1 в) речь папы Урбана II в Клермоне – 1095 год.
2 а) образование духовно-рыцарских орденов – 1099 год.
3 г) разгром крестоносцами Константинополя – 1204 год.
4 б) Крестовый поход детей — 1212 год.

10. Что было свойственно католической церкви в отличие от православной (выберите правильные ответы): а) богослужение велось на латинском языке; б) священникам можно было жениться; в) церковь возглавлял папа римский; г) священники не брили бороды.

а) богослужение велось на латинском языке;
в) церковь возглавлял папа римский.

Творческие работы и проекты:

Образное сочинение

Информационный проект «История духовно-рыцарского ордена»

Комментарии  

#2 Модератор 19.11.2020 12:36
#1 Андрей 19.11.2020 12:24
Здравствуйте, где посмотреть главу 7 история 6 класс Агибалова?

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)