В старом учебнике это §13-15. Горожане вынесены в отдельный параграф - §15

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Что нового внес город в хозяйство, культуру и политическую жизнь Средневековья?

Города принесли большие изменения в жизнь Средневековья. Они стали не только центрами развития ремесел, но и центрами борьбы с властью феодалов, символами свободы. Города способствовали развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие и на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались феодальные вотчины и отдельные крестьянские хозяйства. Во многом это обусловило переход от системы натурального хозяйствования к товарно-денежным отношениям.

В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура и традиции выборности и конкуренции. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства. Также в городской среде сложились новая система этических ценностей, психологии и культуры.

Выберите параграф из списка

В старом учебнике это §13-15. Горожане вынесены в отдельный параграф - §15

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Что нового внес город в хозяйство, культуру и политическую жизнь Средневековья?

Города принесли большие изменения в жизнь Средневековья. Они стали не только центрами развития ремесел, но и центрами борьбы с властью феодалов, символами свободы. Города способствовали развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие и на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались феодальные вотчины и отдельные крестьянские хозяйства. Во многом это обусловило переход от системы натурального хозяйствования к товарно-денежным отношениям.

В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура и традиции выборности и конкуренции. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства. Также в городской среде сложились новая система этических ценностей, психологии и культуры.

Выберите параграф из списка

§ 13. Формирование средневековых городов. Городское ремесло

Ответы к § 13. Формирование средневековых городов. Городское ремесло

Вопросы в тексте параграфа

Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов? Где возникали эти города, чем в них занимались жители?

В первую очередь стоит отметить древнегреческую цивилизацию и унаследовавшую ее достояние древнеримскую цивилизацию. Древние греки, а потом и римляне охватили своим влиянием все побережье Средиземного моря. Вблизи моря возникали многочисленные города и торговые поселения. В них жители занимались сельским хозяйством, ремесленничеством, рыболовством, торговлей. Часто колонисты становились независимыми от метрополии.

Что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство – это экономическая система, в которой все основные продукты и вещи изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления.

Какое влияние оказали эти технические приспособления на жизнь людей?

Появление плавильной печи позволило существенно сократить трудоемкость и улучшить качество обработки металла. Атмосферный наддув позволял углю прогорать быстрее и с гораздо более высокой температурой. Изделия кузнецов стали качественнее и более технологичными.

Появление ткацкого станка позволило повысить технологичность изготовления тканей. Естественно, это позволило увеличить производительность и объемы выпуска тканей. Больше ткани, больше одежды, больше качества жизни.

Все эти технические приспособления также повлияли на появление излишков, которые можно было продать. Это в свою очередь стало одной из причин развития торговли и перехода от системы натурального хозяйства к товарно-денежному обороту.

Расскажите о работе ремесленников: мастерские каких специальностей изображены на рисунках? Какими орудиями труда пользуются ремесленники? Изображены ли на рисунках подмастерья и ученики?

На левом рисунке изображена скорее всего ювелирная мастерская. Мы видим, как мастер общается с клиентами. Женщина держит в руках что-то наподобие браслета или ожерелья, которое, вероятно, требует ремонта. На столе стоят сосуды с различными драгоценными материалами и жидкостями, а также маленькие весы для взвешивания. Подмастерье с помощью наковальни и маленького молотка делает какую-то заготовку.

На среднем рисунке показана мастерская бронника. Мастер и подмастерье изготавливают элементы латной брони. Они пользуются наковальнями и молотками, зубилами, ножами, пробойниками для металла. На заднем плане показана печь с наддувом воздуха для плавки и закалки металла.

На правом рисунке изображена обувная мастерская. Сам мастер и его ученик изготавливают обувь, а жена мастера общается с клиентом. Обувные мастера пользуются иголкой с ниткой, а также специальной деревянной формой для изготовления обуви.

Обобщение информации параграфа

1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?

Они имеют прямую зависимость. Нам известно, что в раннее Средневековье технологии сельского хозяйства и сельскохозяйственные орудия труда были примитивными. Поэтому производительность и качество труда были низкими. Невысоким был и урожай. С развитием технологий металлообработки стали появляться более прочные и совершенные орудия труда, изготовленные с использованием металла. Это отразилось на качестве обработки земли, а следовательно, и урожайности. Крестьяне не обладали знаниями металлообработки и не могли изготавливать более совершенные орудия труда. Этим занимались ремесленники, люди, посвятившие свою жизнь развитию определенных навыков и умений. Таким образом, успехи в сельском хозяйстве получили зависимость от развития ремесла. В свою очередь, ремесленники не могли самостоятельно обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией, поскольку развивали свои умения в направлении ремесленничества. Они обменивали свои изделия и умения на сельскохозяйственную продукцию. Теперь мы видим обоюдную зависимость успехов в сельском хозяйстве и ремесле.

2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.

В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, они уже не играли роли прежних торгово-промышленных центров и сохранились преимущественно на территориях Южной Европы. На севере Европы городов не было вообще. Население концентрировалось в сельской местности, а их экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Торговые межтерриториальные связи ограничивались лишь естественной специализацией регионов: шел обмен металлами, полезными ископаемыми, солью, винами и т.д.

Однако в XI веке стали появляться новые города и оживать старые. Причиной этому стало развитие сельского хозяйства. В этот период в феодальных вотчинах начинают развиваться технологии производства более совершенных орудий труда, появляются технологии двуполья и трехполья, увеличивается производительность сельского хозяйства и животноводства. Естественно, у крестьян и феодалов появляются излишки сельскохозяйственной продукции, которая может быть обменяна на ремесленные изделия, и создаются предпосылки отделения ремесла от сельского хозяйства. Ремесленники совершенствуют свои навыки кузнецов, гончаров, плотников, ткачей и т.д., в результате чего они все меньше занимаются сельским хозяйством и работают на заказ, поначалу обменивая свою продукцию, а затем пытаясь реализовать ее в более широких масштабах. Такие возможности продажи продукции предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, а также на рынках в местах скопления людей – у стен укрепленных бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, переправ и мостов. Именно туда начинают переселяться ремесленники. Уходу из феодальных вотчин ремесленников также способствовал рост феодальной эксплуатации.

Так стали появляться первые города, как торгово-ремесленные центры. Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении на их землях городских поселений, поскольку они давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее сами власти города и ремесленных цехов стали давать такую гарантию беглым. Городское население стало состоять из ремесленников, торговцев и людей, занятых в сфере обслуживания.

Непременными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, был укрепленные стены, цитадель, кафедральный собор, рыночная площадь. В XIII веке появились здания органов самоуправления – ратуши, символы городской свободы. Планировка городов была хаотичной без какой-либо единой концепции. Города разрастались кругами от центра – крепости или рыночной площади. Улицы были узкими, дома в 2-3 этажа стояли кучно и зачастую имели собственные сады и огороды. Во дворах содержался скот, который собирал в общее стадо и пас городской пастух. За пределами города располагались луга и поля, горожане имели земельные наделы.

3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?

Сначала города были составной частью феодальной экономики. Возникая на земле феодала, город зависел от сеньора и был обязан делать платежи в казну феодала, поставки продуктов и ремесленных изделий в качестве оброка, а также выполнять барщину, подобно крестьянской общине. Естественно, города стремились освободиться от этой зависимости, добиться свободы и торгово-экономических привилегий. Многие горожане начали борьбу против сеньоров, иногда она принимала острую форму вооруженных столкновений. Союзницей городов зачастую становилась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов: короли давали городам хартии, свидетельствующие об их вольности, налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом этого движения стало почти повсеместное освобождение городов от власти феодалов.

4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?

Это даже не поговорка, а принцип, по которому жили города. Если ремесленник убежал от своего феодала и прожил год и один день в городе, он получал свободу. Это право сначала гарантировали феодалы, на чьих землях находился город, а затем городские власти самоуправления и профессиональные цехи.

5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?

В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации – цехи и гильдии. Их появление было продиктовано экономическими причинами и недостаточной емкостью рынка. Поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех также противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своем стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования, он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые уставы регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков, состав сырья и количество готовых изделий. Цехи и гильдии были своего рода элементом саморегуляции экономической системы.

6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?

Овладение мастерством ремесленника требовало долгого ученичества. Обычно в учениках ходили 7-10 лет, работая и живя у мастера, не получая платы и выполняя домашнюю работу. Закончив курс обучения, ученик становился подмастерьем. Теперь он помогал мастеру и получал за это заработную плату. Чтобы стать мастером, подмастерью нужно было накопить денег на материалы и изготовить «шедевр» — искусное изделие, представляющееся на суд мастеров цеха. Если он выдерживал экзамен, то мог стать полноправным членом цеха. В дальнейшем, за свои услуги мастер мог быть выбран старшиной цеха. Однако в XIV-XV веках происходит очередной виток имущественного и социального расслоения внутри цеха, которое вылилось в «замыкание цехов». Стремясь оградить себя от конкуренции, мастера ограничивают доступ подмастерьев в цех, превращая их в «вечных подмастерьев», по сути дела в наемных работников. Мастерские начинают становиться исключительно семейными предприятиями, и простой подмастерье не мог и мечтать стать мастером, если не входил в члены семьи.

7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI-XII веках.

- Применялся тяжёлый колёсный плуг с железными лемехами;
- Урожаи выросли более чем вдвое;
- Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом;
- Крестьяне обменивали часть продуктов на изделия ремесленников;
- Отделение профессионального ремесла от земледелия;
- Переселение ремесленников в города.

Подумайте

1. Подготовьте развернутый ответ на следующие вопросы, постаравшись назвать несколько причин: почему, отделившись друг от друга, ремесло и сельское хозяйство стали развиваться быстрее, чем раньше? Почему деревенские мастера вынуждены были уходить из родных селений и искать новые места для работы и жизни?

Если человек должен заниматься земледелием и параллельно с этим, например, ковать подковы или делать мечи, то ни в том, ни в другом он не преуспеет, поскольку не сможет уделить должное время совершенствованию своего мастерства. Поэтому мастер кузнец должен ковать, а не сеять и пахать. Только тогда он будет развиваться как профессионал, его изделия будут более качественными и совершенными. Именно так и получилось в истории Средневековья. Когда ремесленничество отделилось от сельского хозяйства, стали появляться более качественные орудия труда и другие ремесленные товары. Это в свою очередь отразилось и на развитии сельского хозяйства, и на деревенский быт.

Деревенские мастера уходили из родных селений из-за растущего феодального гнета, но вовсе не обязательно были вынуждены делать это. Многие из них продолжали работать на селе, составляя конкуренцию городским ремесленникам. Однако в этом случае их возможности были более ограничены, чем у любого цехового городского мастера.

2. Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри и епископа, знатные феодалы?

Поскольку города появлялись на землях феодалов, именно от их воли зависело, быть или не быть городу. Поначалу светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении на их землях городских поселений, поскольку они давали феодалам значительную прибыль. Сеньоры поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее города стали тяготиться властью сеньоров и стремились от нее избавиться. Союзницей городов в этой борьбе зачастую становилась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов: короли давали городам хартии, свидетельствующие об их вольности, налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом этого движения стало почти повсеместное освобождение городов от власти феодалов.

3. Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?

Города с их цеховыми общинами и торговыми гильдиями стали представлять собой большую силу. Королевская власть в борьбе со своеволием феодалов искала себе союзников и находила их в лице богатых, влиятельных и организованных цеховых сообществ. Короли даровали городам определенные свободы и льготы в обмен на поддержку. Крестьяне же не имели такого шанса как горожане – вздохнуть воздуха свободы, подняться на следующую ступень развития, стать богатыми и влиятельными. Феодалы, если они стремились удержать свою власть, сделали большую ошибку, позволив людям жить в городах.

4. Уточните с помощью словаря, как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни по сравнению с его средневековым смыслом. Предположите, почему это произошло.

В средневековье шедевром называли лучший образец изделия, изготовленного подмастерьем на собственные средства. Подмастерье передавал шедевр на суд мастеров цеха, и если он проходил экзамен, то мог открыть собственную мастерскую и стать мастером.

Сегодня шедевром называют уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-то другого. Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры.

По большому счету сильного изменения смысла слова «шедевр» не произошло, лишь немного сменились акценты. Сегодня любой специалист может рассчитывать на то, что его произведение назовут шедевром, если оно окажется очень качественным, оригинальным и красивым.

5. Оба утверждения: «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» — правильны. Но ведь одно противоречит другому! Как разрешить это противоречие?

Противоречия в данном случае нет. Цехи действительно способствовали развитию ремесла, поскольку поддерживали соблюдение технологий и качество, ограничивая объемы производства. Мастерам не нужно было гнаться за увеличением производительности, ведь торговые связи были еще не настолько развиты и спрос мог быть ниже, чем предложение. В этих условиях мастера оттачивали свое мастерство и вырабатывали профессиональные традиции. При этом, как мы уже сказали, цехи ограничивали рост объемов производства, стремясь не допустить перепроизводства и падения цен.

6. Соберите информацию о технологии изготовления определенного ремесленного изделия в Средние века. Расскажите о последовательности действий мастера и его помощников, в результате которого создавался «шедевр».

Для примера возьмем технологию изготовления мечей. Для начала требовалось получить железо из руды. Первоначально руду добывали из болот, но уже в начале средних веков железную руду стали добывать из закрытых месторождений. Полученную руду выплавляли в железо на огне вперемешку с древесным углем, для поддержания горения применяли воздушный наддув. После того как уголь прогорал, из печи доставали слитки металла, называемые крицами. Это был сплав шлака, стали и чугуна. Крицу разбивали на более мелкие части, отделяли сталь от всего остального и проковывали ее, удаляя пустоты и частицы шлака. После этого заготовки продавали мастерам оружейникам.

Сам клинок создавался в несколько этапов:

- получение пакетов из металла разной твёрдости, многократная проковка с кузнечной сваркой;
- кузнечная сварка пакетов для создания клинка меча;
- придание формы;
- термохимическая обработка режущих поверхностей;
- окончательная закалка;
- полировка лезвия;
- заточка и насаживание рукояти.

Разная твердость металла достигалась за счет различной степени насыщения его углеродом. Чем больше в железе углерода, тем тверже металл, но в то же время при значительном количестве углерода материал становился излишне хрупким.

Для того, чтобы клинок получился качественным, для его изготовления применялись полосы металла с различной жесткостью (степенью насыщения углеродом). Сердцевина клинка должна была быть мягкой, на эту сердцевину наваривали полоски более жесткого металла, а для кромки лезвия применяли очень твердый сплав. Кузнечная сварка пакетов металла различной твердости применялась для того, чтобы клинок меча обладал достаточной упругостью (мягкая сердцевина), прочностью (средние по твердости боковые пакеты) и твердостью (область лезвия). Термохимическая обработка обычно заключалась в поверхностной цементации, раскалённая заготовка опускалась в сосуд с мелко истолченным углём и прогревалась в нем. В это время происходило насыщение поверхностных слоёв стали углеродом, от чего возрастала твёрдость поверхности клинка. После многократной проковки и заточки процесс насыщения поверхностного слоя меча углеродом повторялся.

§ 14. Торговля в Средние века

Ответы к § 14. Торговля в Средние века

Вопросы в тексте параграфа

Что способствовало широкому развитию торговли в Арабском халифате и Византийской империи?

Византийская империя благодаря своему географическому положению находились на перекрестках торговых путей. Это давало ей исключительные преимущества в торговле. Византия торговала и с Западом, и с Востоком. Арабский халифат тоже начинался с нескольких городов вдоль торговых путей. Впоследствии с присоединением новых стран, развитие торговли стало еще более интенсивным, поскольку при сильном централизованном правлении торговля стала безопасной и комфортной. Арабы активно занимались и международной торговлей, поставляя в Европу пряности и украшения.

Какие беды приносили населению европейских стран феодальная раздробленность?

Во времена раздробленности феодалы постоянно воевали друг с другом, решая все свои вопросы при помощи оружия. Естественно, страдало от этого в первую очередь простое население. Ведь для того, чтобы ослабить противника, не нужно даже атаковать его хорошо укрепленный замок. Достаточно уничтожить его крестьян, сжечь поля, разорить деревни – и враг лишится своих доходов.

Работаем с картой

В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему. Найдите места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника. Какие торговые города соперничали на Средиземном море? Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз?

- Множество городов и крупных ярмарок было на севере и северо-востоке Франции и в Священной Римской империи. Эти страны стали крупнейшими правопреемниками империи Карла Великого и переняли все достижения античных государств и империи франков.
- Самые известные ярмарки были на севере франции в Брюгге, на северо-западе в Реймсе (Шампань), а также в крупных городах Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Кёльн, Бремен, Любек, Магдебург, Прага, Милан и т.д.
- На Средиземном море соперничали два торговых города-республики Генуя и Венеция.
- В Ганзу входили города, расположенные на севере и северо-востоке Европы, начиная от Лондона, Брюгге, Амстердама, Кёльна, Бремена, Любека… Всего в год основания Ганзы в нее входило около 70 городов. По мере роста союза в его составе было до 300 городов и портовых поселений.
- Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Обобщение информации параграфа

1. Почему рост городов вел к расширению торговли?

Города были центрами ремесленного производства. Товары, производимые ремесленниками, использовались не только для собственного потребления, но в большей степени для продажи или обмена. Большое количество товара продавалось на городских ярмарках. Постепенно, ярмарки стали центрами не только для торговли с близлежащими территориями, но и для международной торговли. Городские купцы осваивали все новые и новые торговые маршруты.

2. В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье?

Товары для продажи приходилось перевозить на большие расстояния. Между городами и селениями были огромные пространства с полями, лесами, горами, реками. Зачастую между селениями не было пригодных дорог. Купцам приходилось не только выдерживать трудности путешествия, но и опасаться диких зверей и разбойников.

3. Какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком? Каковы были их отношения друг с другом? Для ответа используйте карту.

Сухопутные торговые пути опутывали всю территорию Западной Европы. Многие города были крупными ремесленными и торговыми центрами. Особенно можно выделить города Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Прага, Кёльн. А также города Франции и Кастилии Париж, Брюгге, Реймс, Лион, Толедо, Севилья, Кордова и Гранада.

Морские торговые пути связывали города Северной Европы, скандинавские страны и северо-восточные города Руси. Наиболее важным в северной морской торговле считался Ганзейский торговый союз, объединивший сначала более 70 европейских городов (в последствии до 300 городов), а также русские города (Новгород, Архангельск), шведские и норвежские города (Стокгольм, Берген) и английские (Саутгемптон, Уинчестер и Лондон). На севере Европы крупные торговые города предпочли объединиться в союз, чтобы диктовать свои условия торговли.

Торговля с южными и восточными землями (Северная Африка, Египет, Сирия, Крым, Кавказ) велась через море в основном итальянскими торговыми городами-республиками Генуя и Венеция, которые постоянно враждовали между собой. Также большую роль в восточной торговле по- прежнему играли Константинополь, Александрия, Мессина, Кафа, прибрежные города Сирии и Палестины.

4. Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.

Ганза – крупнейший политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XIII века. В регистр Ганзы в разные времена входили до 300 городов, из них около 100 прибрежных портовых городов. Под ее влиянием находилось до 3 тысяч населенных пунктов. Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Значение Ганзейского союза невозможно переоценить, так как именно это явление в мировой экономике заложило основы международной торговли. Создание Ганзейского союза стало ответной реакцией европейских купцов на раздробленность государств Европы в Средневековье. Союз был призван защитить торговые интересы входящих в него городов.

Город Любек – сердце Ганзейского союза. В 1158 году имперский город быстро достиг расцвета, так как он с торговлей вышел в Балтийское море, а затем на острове Готланд была основана германская торговая компания. Готланд имел удачное расположение в море. Таким образом, в его порты входили корабли, чтобы команды могли отдохнуть, а судно привести в порядок. Спустя 100 лет, а именно в 1241 году, торговые союзы Любека и Гамбурга заключили сделку для защиты торговых путей, пролегавших между Балтийским и Северным морями. Так в 1256 году образовалась первая торговая группа приморских городов: Любек, Гамбург, Бремен, Кельн, Гданьск, Рига, Люнебург, Висмар, Росток и другие. Известно, что в год основания Ганзейского союза в него входило до 70 городов.

Участниками союза было решено, что все представительские дела будет вести Любек, так как его сенаторы и бургомистры считались более способными управлять торговыми делами. Кроме того, именно этот город взял на свой баланс расходы на охрану кораблей.

Руководители Ганзейского союза очень умело использовали положительные обстоятельства для того, чтобы прибрать к своим рукам торговые дела на Северном и Балтийском морях. Таким образом, у них появилась возможность по своему усмотрению устанавливать стоимость на товары, а также они стремились обрести влияние в странах, где существовал для них интерес, а также различные привилегии. Например, право на то, чтобы свободно организовывать колонии и торговать; право на приобретение домов и дворовых мест с представлением юрисдикции. Были такие случаи, когда опытные, политически талантливые и осмотрительные руководители союза умело пользовались слабыми сторонами и тяжелым положением соседних стран. Они косвенным или прямым путем ставили государство в зависимое положение для того, чтобы добиться нужных результатов.

Спустя несколько веков после основания союза в его состав входило почти двести городов. Развитию Ганзы способствовали единая денежная система, равноправие родных языков, а также равные права жителей городов данного союза. Примечательно, что ганзийцы распространяли идеи о здоровом образе жизни. Они активно внедряли представляемый ими деловой этикет. Открывали клубы, где купцы обменивались опытом и бизнес идеями, а также распространяли различные технологии производства продуктов и товаров. Популярными стали школы для начинающих ремесленников, которые открывались на территории Ганзейского союза. Считается, что для Средневековой Европы это было инновацией. Многие исследователи отмечают, что Ганза сформировала цивилизованный образ современной Европы, который мы сейчас с вами наблюдаем.

5. Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны?

Ярмарки устраивались как центры торговли. На них обменивались и продавались товары сначала из прилегающих к ярмарке земель, а затем и из других стран. В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в тавернах и лавках. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей.

Наиболее известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. Также крупнейшие ярмарки средневековья проводились в Антверпене, Женеве и Лионе.

6. Чем занимались менялы, ростовщики, банкиры? Почему возникли эти городские профессии?

Менялы занимались обменом наличных денег. Поскольку в разных странах, да и на разных территориях существовали различные по весу и составу драгоценных металлов денежные носители, для осуществления торговли нужно было привести их все к единому значению. Менялы взвешивали монеты, проверяли их на подлинность, постоянно держали запасы монет различных государств. Естественно, за обмен монет менялы брали комиссию.

Ростовщики давали деньги в рост, т.е. ссуды под проценты. Они ссужали деньги крестьянам, ремесленникам, феодалам для покрытия их расходов на определенные нужды.

В Генуе с XII века менял начали называть банкирами (от итальянского слова banco – скамья, стол), менялы проводили свои операции за столами, которые ставились на городской площади. Менялы, объединяясь в товарищества, часто покупали право чеканить собственные монеты. Купцы стали отдавать свои деньги на хранение менялам. При этом, сосредотачивая у себя вклады купцов, менялы могли осуществлять безналичные расчеты между ними, без длительной процедуры, которая бы потребовалась для взвешивания и определения качества монеты.

Эти профессии возникли прежде всего для обеспечения развивающейся торговли и ремесленного производства. Они упрощали процедуру торговли, а также давали возможность расширить ремесленное производство за счет приобретения сырья, нового здания, новых орудий труда и т.д.

Подумайте

1. Что затрудняло развитие торговли в средневековой Европе, а что способствовало ей?

Развитию торговли мешали еще пока не развитые пути сообщения, опасности во время пути (нападение диких зверей, разбойников, военные действия), многочисленные поборы на таможенных пунктах у каждого феодала, постах, заставах, высокие процентные ставки у ростовщиков.

Развитию торговли способствовало увеличение объемов товарного производства, начало восстановления дорог и строительство новых путей, развитие денежной системы и совершенствование финансовых операций.

2. Представьте, что вы средневековый купец. Расскажите о своей деятельности. Какие радости и трудности в ней вы прежде всего отметите? Объясните, как вы относитесь к своей работе и почему именно так. Поспорьте от имени купца с церковниками, утверждавшими, что «ремесло купца неугодно Богу».

Через три дня я отправляюсь с караваном на ярмарку в Шампань. А неделю назад я вернулся с на кораблях моей гильдии из торгового похода в Сирию, привез товары, которые смогу выгодно продать на севере. Я люблю плавать на венецианских кораблях и посещать разные страны, но путешествовать по суше все-таки я люблю больше. Как-никак под ногами твердая земля. Если на караван нападут, конечно, придется сражаться не только охране каравана, но и мне, однако на земле всегда есть возможность убежать. А куда убежишь на море при нападении пиратов? Вот поэтому я и отправляюсь из славного торгового города Генуи на северо-восток Франции по суше, а не по морю. К тому же так будет быстрее, чем огибать на корабле всю Италию, Кастилию, а потом посуху долго добираться до ярмарки в Шампани через всю Францию. Традиции традициями, но это невыгодно.

Конечно же я еду не один, со мной едут еще пять купцов из нашей гильдии. Мы отобрали товары для продажи – на севере очень ценятся восточные пряности, тончайшие шелка, заморские вина и мечи из дамасской стали. Финансовое обеспечение похода мы тоже распределили поровну и наняли охрану, поделим и многочисленные таможенные расходы. Часть денег мы уже перевели в Шампань через городского банкира. Путь неблизкий и опасный, через Милан, горы Альпы до Цюриха, а потом до Реймса. Но ведь судьба любит рьяных и удачливых. Это про меня. Я обожаю сам дух путешествия. Возможно, нам не раз придется вынимать мечи из ножен, но оно того стоит.

И пускай святоши говорят, что наше дело не угодно Богу. Они говорят, что мы наживаемся на потребностях других, ничего не делая сами. Они просто не понимают, какие трудности нам приходится преодолевать во время путешествия – мерзнуть на ветру, спать под дождем или снегом, идти впроголодь, защищать караван от волков и от тех, кто похуже волков – людей. Буквально вчера мне пришлось осадить отца Клементия. Я как раз шел из собора с обязательной для всех торговцев проповеди римского посланника Бенедикта. Да-да, все купцы обязаны посещать проповеди папских посланников под страхом отлучения от церкви. Так вот, после проповеди меня остановил отец Клемент и спросил, был ли я в соборе сегодня. Я ответил, что, конечно, был, стоял в первых рядах и слушал как отец Бенедикт клеймит позором всех торговцев, называя наше ремесло не угодным Богу. Тогда отец Клемент спросил меня, не считаю ли я свое занятие постыдным и порочным. Я уже и так был на взводе, поэтом честно ему ответил, что не считаю, и укорил его самого, напомнив, что его брат не далее как вчера отправился на ярмарку в Труа, закупившись у меня английским сукном. Святоша поник и заявил, что его брат вынужден торговать, чтобы добывать средства для возведения новой колокольни. Вот это для меня было откровением, поскольку на прошлой неделе отец Клемент просил у меня сто флоринов на починку этой колокольни. Неужели колокольня уже успела устареть, даже не будучи построенной? Об этом я и спросил отца Клементия. На его лице выступили капельки пота, он начал что-то лепетать, что те сто флоринов он просил для одного бедного монастыря далеко за городом, но я прервал его ложь. «Довольно сочинять! Не бери еще один грех на душу, у тебя их и так много, — в сердцах прокричал я. – Молись, чтобы господь простил тебе твою ложь, а за меня не беспокойся. Мне моих денег хватит, чтобы прикупить себе приличное место в раю». С тем и разошлись. Мы пропускаем их проповеди мимо ушей, поскольку прекрасно знаем, на чьи деньги живут святоши и папский престол – на наши деньги, заработанные торговлей.

3. Почему средневековые купцы, как и ремесленники, крестьяне и феодалы, создавали свои объединения?

Средневековые купцы, ремесленники, крестьяне и феодалы создавали свои объединения для защиты собственных интересов, продвижения своей политики, установления определенных правил внутри сообщества.

4. Какими качествами характера должен был обладать средневековый купец, чтобы быть успешным в своем деле? Как вы считаете, нужны ли они в наши дни людям, занимающимся бизнесом?

Безусловно, средневековый купец должен был обладать смелостью, небольшим авантюризмом, смекалкой, коммуникабельностью, красноречием и деловой хваткой. Все эти качества нужны были для того, чтобы отправиться в длительное путешествие, полное опасностей, договориться с покупателем, убедить его купить товар как можно дороже, отстоять свою торговую позицию и зачастую с оружием в руках защитить себя. Наверняка, многие из этих качеств пригодились бы в наши дни людям, занимающимся бизнесом, естественно, кроме качеств, обеспечивающих отстаивание собственных интересов с оружием в руках.

5. Церковь осуждала ростовщиков. Она говорила, что ростовщики торгуют тем, что принадлежит только Богу – временем. Поясните эту мысль.

Ну, это не совсем так. Конечно, богословы зачастую осуждали ростовщичество, но не то, что ростовщики дают ссуду, иногда под залог чего-нибудь, а то, что берут за это необоснованно высокие проценты. Вот основные аргументы против «процента на капитал», которые приводили известные богословы.

- Епископ Коваррубиас говорил: «Деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаем вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда».

- Богослов Фома Аквинский утверждал: «Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться». Ряд христианских богословов развили эту мысль: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл эти плоды.

- Также Фома Аквинский выдвигает весьма своеобразный аргумент, который далеко не всем поддерживался, что так как величина процента зависит от периода времени, то ростовщик продает время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех.

При этом складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, церковь порицает ростовщичество, было время, что даже пыталось запретить его. С другой стороны, аббатства и монастыри, бывшие крупными и богатыми финансовыми центрами, активно давали ссуды, формально беспроцентные. Правда закладывались такие условия, что так или иначе аббатства получали свою выгоду в том или ином виде. Аналогичная ситуация была и в средневековой Руси, однако ростовщичество преследовалось законом лишь в случае необоснованного завышения процентной ставки.

В Арабском халифате ростовщичество было так же запрещено. Сегодня этот запрет в арабских странах сохраняется, однако разрешается вести кредитную деятельность со строго регламентированной процентной ставкой.

У иудеев было запрещено отдавать деньги в рост только единоверцам. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Возможно, именно поэтому практически все ростовщики были евреями.

6. Современное слово «банкрот» происходит от итальянского «банка ротта», то есть «сломанная скамья». Проведите исследование: уточните по толковому словарю значение слов «банкрот» и «банкротство» и предположите, как они произошли.

Банкрот — лицо, сделавшееся несостоятельным должником вследствие разорения.

Банкротство — признанная неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по своим обязательствам.

Слова «банкрот» и «банкротство» произошли от итальянского словосочетания «банка ротта. Слово банк происходит от слова «banca», что значит стол, на который средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты в мешках и сосудах. От слова banca происходит также слово банкрот. Когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, разбивали стол, за которым он сидел — banco rotto (дословно, переворачивание стола).

В наше время, чтобы стать банкротом, недостаточно разориться, нужно быть неспособным выполнить свои обязательства перед кредиторами. Если человек просто теряет деньги, он не становится банкротом. А если он кому-то должен и не может по требованию отдать этот долг, то он становится банкротом. При этом должник вовсе не обязательно должен не иметь вообще денег – просто их может быть недостаточно для покрытия всех долгов.

Горожане и их образ жизни

Горожане и их образ жизни. Материал для самостоятельного изучения

Вопросы в тексте параграфа

Что ценили в людях крестьяне?

Жизнь крестьян зависела от того, насколько хорошо они справляются с работой. Им от зари до заката приходилось либо выполнять феодальные повинности, либо работать на собственном участке, чтобы прокормить свою семью и отдать феодалу оброк. Поэтому, полагаю, что крестьяне больше всего в людях ценили возможность и умение трудиться. То есть, человек должен быть достаточно крепок и силен, чтобы трудиться. А также он должен уметь выполнять необходимую работу.

Какие правила поведения составляли кодекс рыцарской чести?

Рыцарская культура строилась на особом рыцарском кодексе чести, который предполагал:

- верное служение Богу,
- жертва своей жизнью во имя веры;
- покровительство вдовам и сиротам;
- неучастие в любой несправедливой войне;
- отказ помогать в несправедливых делах и, наоборот, защита невинно угнетаемых;
- неизменное смирение;
- охрана имущества своих подданных;
- верность своему монарху (рыцарь был связан узами, сохранившимися от феодальной системы, с сюзереном);
- храбрость в бою;
щедрость.

Каковы были взгляды на общество и государство граждан древнегреческих полисов?

Античное общество в древнегреческих полисах было построено на четком разделении на свободных граждан, чужаков (жителей других городов) и рабов. Государственных интересов как таковых практически не существовало. Каждый полис был самостоятельным, нередко вел войны с другими городами. Граждане полисов были преданы именно своему городу. Поэтому древнегреческие города объединялись с большим трудом и зачастую каждому полису приходилось сражаться с врагов в одиночестве, либо в содружестве с небольшим количеством городов. Граждане полисов ценили свободу и демократию. Все органы управления были выборными. Любое подозрение в превышении полномочий чиновником могло стать причиной обвинения в тирании.

Какие здания находились на главной площади города?

На главной площади города находились соборная церковь, ратуша городского совета со звонницей, тюрьмой, городской казной и арсеналом. Непременными атрибутами средневековой торговой площади стали рыночные сооружения, фонтан и городские часы с XIII-XIV века. А с XVI века на главных городских площадях начинают устанавливать так называемые «чумные столбы» — религиозные памятники в честь избавления от чумного поветрия или вражеского нашествия. Также на главную площадь могли выходить фасады общественных и жилых зданий, обычно, принадлежавших именитым горожанам.

Обобщение информации параграфа

1. Из кого состояло население средневековых городов? Кого из них можно отнести к бюргерству?

Население средневекового города первоначально состояло преимущественно из людей ремесленных и торговых профессий, а также людей, занятых с сфере обслуживания и религии. Позже состав жителей города стал существенно расширяться за счет профессий, необходимых для работы различных общественных учреждений – школ и университетов, театров, банковских и юридических контор, больниц и т.д. В городах процветали науки и искусства – появилась интеллигенция, как особая группа людей, занятых умственным трудом и творчеством. Также в городах стали размещать свои резиденции короли, феодалы, архиепископы. Существенную часть населения города составляли приезжие люди, которые находились в городе не на постоянной основе.

Бюргерами в раннем Средневековье называли жителей укрепленного населенного пункта – «бурга». В XII-XIV века бюргерами стали называть свободных жителей городов, имеющих «городское право», которое подтверждало их свободы от феодалов. Таким образом к бюргерству можно отнести всех постоянно проживающих в городе жителей, пользующихся обязанностями и привилегиями, обозначенными в «городском праве». Очевидно, что в этот перечень не попадали приезжие гости, а также владельцы феодальных и церковных резиденций, монастырей – т.е. те, кто не жил по «городскому праву» именно этого города или был феодальным подданным.

2. Кому обычно принадлежала власть в городе?

Власть в городе принадлежала выборному городскому совету. В него обычно входили самые богатые и уважаемые жители города. В большинстве случаев ими были влиятельные купцы, владельцы кораблей, земель, зданий и товаров. Иногда в городской совет входили главы ремесленных цехов. Все они со временем стали представлять собой городскую знать – патрициев.

3. Почему улицы европейских городов были узкими, а дома – многоэтажными, с выступами на верхних этажах?

Изначально города появлялись в виде торговых поселков. Затем эти поселки стали обноситься крепостной стеной для защиты города. При этом город продолжал развиваться внутри крепостной стены. Население увеличивалось, места для всех становилось все меньше, а земля все дороже. Именно в целях экономии из-за высокой стоимости земли дома строились впритирку друг к другу и делались в два или три этажа. На первых этажах размещались мастерские и лавки торговцев. На втором и третьем – жилые помещения. Зачастую третий этаж отводился под склад. Установленная ширина улицы – не меньше длины копья (3,5 метра). Однако это правило действовало только для первых этажей. Поэтому каждый следующий этаж нависал над предыдущим — его старались сделать побольше, чтобы увеличить полезную площадь.

4. Из каких основных частей состояла территория средневекового европейского города? Какие здания в нем обязательно были?

Конечно, никаких генеральных плана освоения городского пространства в средневековье не было. Их развитие складывались стихийно, естественным образом. Застройка обычно начиналась вокруг главных, притягивающих население объектов, таких как торговые площади, соборные церкви, ратуши, замки и монастыри. На ранних стадиях средневековый город не имел территориальной целостности и состоял из обособленных поселений или объектов. На формирования плана города влияли как естественная (холмы, водоемы, овраги), так и социальная топография. Этим объясняются многочисленные и кривые улицы.

Город делился на ряд специфических районов, живших по своим особым экономическим, общественным и культурным интересам. Так, люди одной профессии обычно предпочитали селиться рядом друг с другом – появлялись целые кварталы купцов, кузнецов, ткачей, гончаров и т.д.

Обязательным в составе любого города была городская площадь, где проводились торги, соборная церковь и здание ратуши, где заседал городской совет.

5. Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи?

Жизнь в городе имела более высокий ритм. Личная свобода горожан давала им возможность работать на себя. Горожанину приходилось думать, как организовать свое личное время, как усовершенствовать производственный процесс в своей мастерской, где найти сырье, как купить его дешевле, как увеличить свой доход. Все это развило в горожанах новый взгляд на жизнь. Более значимыми для них стали такие свойства личности как активность, предприимчивость, деловая хватка и смекалка, и даже в какой-то степени авантюризм.

6. Почему в городах было много грамотных, образованных людей?

Растущим городам постоянно требовалось все больше и больше специалистов различных профессий – учителей, торговцев, писцов, бухгалтеров, юристов, инженеров и т.д. Для большинства этих профессий требовались образованные люди, умевшие и читать, и писать. Кроме того, жителям городов часто приходилось сталкиваться с насущной необходимостью получать образование – им приходилось вести учет расходов и прибылей, вести дела в городских судах, составлять договора, завещания, проекты зданий и сооружений… Поэтом в городах организовывались нецерковные школы, они были частными и содержались на средства городских советов.

7. Разделите текст параграфа на пункты по-своему: продумайте, сколько отдельных смысловых частей можно выделить в тексте, как их следует назвать, надо ли изменить последовательность рассказа. Запишите получившийся результат.

Первоначальная последовательность:

1 Богачи и городские бедняки
2 Быт и образ жизни горожан
3 Устройство города
4 Профессии горожан
5 Мировоззрение горожан
6 Образование и свободы
7 Органы управления

Предлагаемая последовательность:

1 Органы управления
2 Мировоззрение горожан
3 Богачи и городские бедняки
4 Профессии горожан
5 Быт и образ жизни горожан
6 Устройство города
7 Образование и свободы

Подумайте

1. Какие типы средневековых поселений вы знаете? Чем они различались?

Стоит выделить пять видов средневековых поселений: замок, поместье, деревня, город, монастырь.

Замок. Это всегда изолированное поселение. Замок отделялся от внешнего мира мощной стеной с оборонительными башнями и бойницами, валом и рвом. Через ров перекидывался подъемный мост. Замки обычно строились в труднодоступных местах, на крутых возвышенностях, на островах в озере и т.д. Необходимость замков как средневековых поселений феодалов-рыцарей породила непрерывная внутренняя война между феодалами. Типовыми особенностями замков помимо внешних оборонительных сооружений были донжоны – укрепленные башни, в которых феодал мог укрыться при нападении на замок.

Поместье. Феодалы раннего средневековья жили в поместьях, затем в X-XIII веках преимущественно в замках, а с XIII века многие опять перебрались в поместья. Средневековые поместья представляли собой большой четырехугольный двор с воротами на дорогу и в поле или на виноградники. Через двор от одних ворот к другим проводилась дорога, делившая поместье на две части. С одной стороны стоял дом сеньора или его управляющего, окруженный садом, а с другой стороны – дома работников, колодец, печь, птичник, конюшни, хлевы. Поместья не обладали постройками военного типа и мощными крепостными стенами, но всегда были окружены стенами. Поместья были распространены преимущественно на юге Европы и в Англии.

Деревня. Это крестьянское поселение. Деревня состояла из крестьянских домохозяйств (дом + хозяйственные постройки) и огородных участков возле каждого дома. Типов деревень очень много, но в общей массе выделяются четыре основных.

- Кучевая деревня, расположение домов которой являло собой полный беспорядок со случайным направлением улиц.
- Круглая деревня, дома которой размещались вокруг центральной площади, а дороги расходились лучеобразно (план «круглой деревни» лег в основу планов большинства средневековых городов).
- Деревня продольная, в которой дома вытягивались одним рядом вдоль реки, по самому ее берегу или по склону долины, причем такое расположение создавало одну, параллельную реке, дорогу.
- Деревня-улица с домами, обращенным фасадами друг на друга вдоль одной или двух пересекающихся дорог, на перекрестке которых получалась площадь.

Город. Этот тип поселений развивался из торговых ярмарочных пунктов, куда свозились товары с ближайших районов для торговли. В городах стали селиться ремесленники, купцы и люди, обслуживающие приезжих. В результате развития торговли и скопления населения такой ярмарочный пункт получал особое «городское» право. По мере обогащения жители стремились обстроить и украсить свой город и, сильные крепкими цехами и гильдиями, вступали в упорную борьбу с сеньором за максимальную свободу своего положения. Города в целях защиты получали городскую стену и продолжали развиваться в ее пределах. Центрами городов становятся торговые площади, на которых помимо рыночных сооружений ставятся соборные церкви и ратуши. Обычно застройка городов осуществлялась от центрального места по кругу, т.е. характерной чертой планов городов является радиоцентричность, узкие извилистые улицы, узкие и высокие дома.

Монастырь. Этот весьма распространенный в Средневековье тип поселения представлял собой крупное поместье. Почти без исключения окруженные стеной с башнями, они, подобно замкам, занимали защищенные самой природой положение — на горе, над рекой, среди болот. Поскольку монастыри были частью единой церковной организации, они строились по определенному плану. Монастыри были практически полностью самодостаточными хозяйственными единицами. Поэтому все постройки служили целям самодостаточности.

2. Сопоставьте горожан, монахов, рыцарей и крестьян по плану: а) какими способами обеспечивали себя; б) как относились к своей деятельности; в) какими качествами характера отличались; г) что ценили в жизни.

а) какими способами обеспечивали себя;
- Горожане: обеспечивали себя трудом, специализируясь на каком-либо одном ремесле. Продавая свою продукцию за деньги, они покупали остальные необходимые продукты.
- Монахи: самостоятельно и практически полностью обеспечивали себя. Излишки продукции могли быть обменяны на необходимые для монахов вещи.
- Рыцари: ничего сами не делали, обеспечивали себя за счет труда зависимых крестьян.
- Крестьяне: самостоятельно и практически полностью обеспечивали себя. Излишки продукции могли быть обменяны на необходимые для крестьян вещи.
б) как относились к своей деятельности;
- Горожане: стремились заработать как можно больше и потратить как можно меньше ресурсов.
- Монахи: трудились во имя искупления и очищения перед Богом.
- Рыцари: считали труд наказанием Бога, а единственными достойными деяниями полагали защиту веры и сеньора с оружием в руках, а также соблюдение кодекса чести.
- Крестьяне: относились к своему труду смиренно. Они практически ничего больше не умели, не имели больших амбиций и считали, что так и должно быть.
в) какими качествами характера отличались;
- Горожане: предприимчивость, активность, рациональность.
- Монахи: смиренность, благочестие.
- Рыцари: храбрость, щедрость, честолюбие, жажда славы.
- Крестьяне: смиренность, трудолюбие.
г) что ценили в жизни.
- Горожане: больше всего ценили свободу, целеустремленность, время и деньги. Горожане жили настоящим и пытались взять от настоящего все.
- Монахи: ценили веру, смиренность принятия своей миссии, стремление полностью погрузиться в служение Богу. Монахи, как и все священнослужители жили будущим в ожидании прихода Спасителя.
- Рыцари: ценили храбрость в бою, верность сюзерену, стремились к славе и высоким моральным качествам (с их точки зрения). Они жили в выдуманном ими мире и свято верили, что именно такой и должна быть жизнь настоящего защитника веры.
- Крестьяне: ценили трудолюбие и каждую маленькую радость в жизни. Крестьяне были самым инертным сословием в Средневековье. Плохо принимая любые изменения и новшества, они жили «в прошлом» — так делали наши деды, так будем делать и мы.

3. На какие группы можно разделить средневековых горожан? Предложите более одного способа такого деления (по разным основаниям)?

- Деление городского населения по роду занятий: купцы, банкиры, ремесленники, интеллигенция, духовенство, работники сферы обслуживания, служащие военных гарнизонов.

- Деление городского населения по богатству и влиянию: патриции, средний класс (купцы, банкиры, мастера различных профессий), городская беднота (подмастерья, ученики, слуги).

4. Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше, чем крестьяне?

Конечно, мы не знаем, что думали о собственной свободе сами крестьяне, поскольку никакой информации об этом до нас не дошло. Мы можем только предполагать, основываясь на мнениях различных историков, а также свидетельства средневековых монахов, трубадуров, хронистов, рыцарей и т.д. Действительно, средневековое крестьянство часто называют «безмолвствующим большинством». Они были самым низшим и наименее уважаемым сословием. Дело в том, что оценивая религиозные тексты, можно было понять, что труд – это наказание божье. Когда Господь изгоняет Адама из рая, он говорит, что тот будет трудиться в поте лица своего. В Новом Завете в Нагорной проповеди Христос говорит о том же, призывает апостолов брать пример с птиц, которые не сеют и не жнут. Именно как наказание воспринимали крестьянский труд в средневековье. Даже у монахов, которые трудились постоянно, труд воспринимался как средство для искупления грехов. Поэтому к крестьянам несмотря на то, что их трудом жило все средневековое общество, относились пренебрежительно.

Крестьяне жили и работали на земле, которая всегда принадлежала кому-то другому. Их воспринимаемый мир был зачастую ограничен собственной деревней и повседневными заботами. О том, что происходит за пределами деревни, они имели смутное представление, да и просто представить всю величину мира, разнообразие жизни, традиций других народов крестьянам было трудно. Такая ограниченность во взглядах порождает рабскую зависимость. Если человека вырастить рабом в клетке, он всю жизнь останется рабом, поскольку будет уверен, что так и должно быть, что это в порядке вещей. Поэтому крестьяне зачастую уже не знали, зачем им нужна личная свобода, и что они будут с ней делать.

Конечно же в любом обществе есть люди, которые воспринимают мир не так как все. В средневековье такие люди убегали из деревень в города, стремясь получить свободу. Почувствовав вкус свободы, становится трудно от нее отказаться. Узнав о том, что за пределами деревенской жизни есть огромный мир, повстречавшись с иноземными купцами, начав работать на себя, человек сильно менял мировоззрение. Он расширял свой кругозор и вырабатывал другие ценности. Поэтому горожане дорожили своей личной свободой гораздо больше, чем крестьяне.

5. Во многих средневековых городах существовал специальный человек, который по решению городского совета проезжал на коне по улицам, держа в поперечном положении копье. Подумайте, зачем он это делал.

Таким образом этот человек проверял выполнение правил строительства домов на улицах. Земля в черте крепостных городских стен была очень дорогой и жители старались экономить на всем, даже на ширине улиц. Чтобы улицы не теряли своей пропускной способности, во многих городах существовало правило, что ширина улицы должна быть не меньше длины рыцарского копья. Если выявлялись нарушения, то здание могло было быть снесено, а владельца могли оштрафовать.

6. Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.

Крестьянин: Здравствуй, друг. Хочу с тобой посоветоваться. Вот думаю перебраться жить в город. Посоветуй, как быть.
Горожанин: Непростая это задача. Для начала, что ты умеешь делать? Какими ремеслами владеешь?
К: Я умею работать на земле. Я хороший работник, трудолюбивый и выносливый.
Г: Тогда тебе лучше остаться в деревне. В городе ты не преуспеешь. Во-первых, у города нет больших собственных пахотных земель. Всю пшеницу мы покупаем у вас, в деревне. Во-вторых, все городское население занято производством или торговлей. Ты владеешь какими-нибудь ремеслами или умеешь торговать?
К: Нет, не владею. Но я сообразительный, я мигом научусь.
Г: Ну, допустим, кто-нибудь из ремесленных мастеров возьмет тебя в ученики. Несколько лет ты не будешь получать с этого никакого дохода. На что будет жить твоя семья? Подастся в обслугу?
К: Я понимаю, что все это не так просто. Но может быть и я смогу где-нибудь подрабатывать? Я очень хочу перебраться в город и получить личную свободу.
Г: Вряд ли это получится. Ты знаешь, что ты должен прожить в городе больше года, чтобы получить свободу? А все это время тебя и твою семью будут искать люди сеньора. Ты будешь прятаться, убегать, и уж никак не сможешь посвятить все свое время учебе или подработке.
К: Да, не знал я, что все так сложно. Вероятно, мне судьбой дано быть лишь крестьянином.

Вопросы и задания к главе V

Вопросы и задания к главе V

1. Чем были вызваны упадок городов в раннее Средневековье и их возрождение с X-XI веков?

С падением Западной Римской империей пришли в упадок не только античная культура, искусство, но и античные города. И дело даже не столько в том, что города просто были разрушены варварскими нашествиями, хотя это действительно так. На место павшей римской цивилизации пришли новые народы, в своем развитии стоявшие намного ниже народов разрушенной империи. Варварские племена еще только начали выходить из периода родоплеменных отношений. Торговля, образование, искусства у них находились в зачаточном состоянии. Они имели крайне ограниченный кругозор и просто не понимали ценности городов, а также не умели ими управлять. Еще во время поздней Римской империи начали зарождаться феодальные отношения, а с образованием варварских королевств Западная Европа полностью сменила рабовладельческий строй на феодальный, но при этом получила сильное искажение социально-экономического развития. Были нарушены экономические, политические и культурные связи и Европа вернулась к натуральному хозяйству.

Западной Европе пришлось заново пройти путь от засилья сельского хозяйства и натурального хозяйства к выделению ремесел, развитию торговых связей и началу товарно-денежных отношений. Именно развитие ремесел и их отделение от сельского хозяйства за счет совершенствования технологий позволило получать излишки продуктов. Эти продукты начинают обмениваться и приобретать свойство товара. Постепенно развивается торговля. А с торговлей заново начали появляться города. Этот процесс прошел очень быстро. Буквально за 200 лет в Западной Европе возникли несколько тысяч городов.

2. Люди каких профессий и занятий проживали в городах?

Поскольку изначально город представлял собой именно торгово-ремесленную площадку, то основную долю городского населения составляли именно купцы и ремесленники различных направлений. Ремесленные профессии были очень разнообразными. Вот только некоторые из них:

- ремесленники пищевого производства – мельники, пекари, мясники;
- ремесленники по изготовлению одежды – прядильщики, ткачи, закройщики, валяльщики, кожевенники, сапожники;
- столяры и плотники, колесные мастера;
- углежоги, литейщики, кузнецы, оружейники, бронники;
- строители – плотники, каменщики, камнетесы и т.д.

Поскольку торговля подразумевает присутствие на торговой площадке большого количества приезжих, в городах быстро стала развиваться сфера обслуживания: различные трактиры и таверны, склады, конюшни, бани, больницы, конторы менял и ростовщиков, увеселительные заведения и т.д. Появляется большое количество профессий обслуживающего сектора. В дальнейшем в городе появляются священнослужители, административные служащие, судьи, банкиры, военнослужащие и представители интеллигенции.

3. Как выглядел и как управлялся город-коммуна?

Свободные города имели выборные органы управления. Городской совет, мэры и бургомистры, советы старшин ремесленных цехов и торговых гильдий – все они избирались. Эти обычаи управления и характер органов власти стали прообразом демократического управления в современных городах.

Все города-коммуны организовывались примерно одинаково. Центральным местом была торговая площадь, на которой стояла ратуша, где заседал городской совет, находилась городская казна и арсенал. Сразу оговоримся, что центральных площадей могло быть несколько, и на них помимо ратуши располагались различные центры общественной жизни – храмы, монастыри, торговые павильоны, фонтан (источник воды для горожан). Вокруг города строилась городская стена. От центров общественной жизни радиальным способом осуществлялась жилая застройка. Ближе к центру располагались дома влиятельных горожан и богатых купцов, дальше секторами уходили ремесленные кварталы. Обычно, представители одной профессии предпочитали селиться рядом друг с другом. Поэтому были целые кварталы кузнецов, пекарей, суконщиков и т.д. Городская беднота обычно селилась в предместьях, за городскими стенами.

Поскольку места внутри городской стены было не так много, а развивающемуся городу постоянно требовалось все больше и больше, земля в городе была очень дорогой. Жители города старались экономить пространство. Поэтому улицы средневековых городов были узкими, а дома стояли впритык друг к другу. У каждого дома было два-три этажа, причем верхние этажи были по площади больше нижних и как бы нависали над ними. Это объяснялось тем, что для обеспечения пропускной способности улицы ее ширина принудительно устанавливалась не меньше длины рыцарского копья (3,5 метра). Но это правило действовало только для первых этажей, а на вторые и третьи не распространялось. На первых этажах располагались лавки и мастерские. На втором этаже размещались жилые помещения. А третий этаж обычно отводился под склад.

4. Чем был город по отношению к средневековому миру – его составной частью или инородным явлением?

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики, естественным этапом эволюции. Возникая на земле феодала, он зависел от сеньора и осуществлял все обязательные платежи, поставки продуктов и товаров, отработки, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные – работали на барщине, чистили конюшни, несли различные повинности. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI–XIII вв. в Европе развернулось «коммунальное движение» – борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов; короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности – налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей). Высшей степенью свободы обладали города-государства (Венеция, Генуя, Флоренция, Дубровник и др.), не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, вступавшие в войны и политические союзы, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получили статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли – королю или императору, они имели мэра, судебную систему, ополчение, казну. Ряд городов добился лишь некоторых из этих прав. Но главным завоеванием коммунального движения стала личная свобода горожан.

5. На чем был основан союз городов и королей? Кто был их общим врагом?

Союз городов и королей был взаимовыгодным. Города получали от королей вольности. И в ответ поддерживали королей: города выступали мощными оборонительными сооружениями, они платили в казну большие налоги и пошлины, регулярно выставляли городское ополчение, финансировали государственные проекты. Города нужны были правителям государств в первую очередь в борьбе с непокорными феодалами. В этом цели городов и королей совпадали. Городам тоже не нужны были разорительные междоусобицы, поскольку они вредили торговле.

6. Чем средневековые города и их жители отличались от городов и горожан нашего времени, а в чем можно найти сходство?

Конечно, нельзя сравнивать устройство и жизнь современного города с городами Средневековья. Они совершенно разные и чем дальше, тем больше становится различий. Но некоторые сходства все же остались. Как в средневековых городах жители современных городов предпочтительно занимаются производством, торговлей, административным управлением и творчеством. А продукты питания предпочитают покупать, а не выращивать. В современных городах так же, как и во времена Средневековья наблюдается повышенный ритм жизни по сравнению с сельской местностью. И чем больше город, тем больше ритм жизни. Жители современных городов по-прежнему больше ценят такие личные качества как активность, деловую хватку, предприимчивость.

7. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей средневековых городов: а) появление в городах первых университетов; б) появление городов в Западной и Центральной Европе; в) появление механических часов на городских башнях; г) прекращение господства Ганзы в балтийском торговом регионе.

1 б) появление городов в Западной и Центральной Европе (X-XI века);
2 а) появление в городах первых университетов (XII век);
3 в) появление механических часов на городских башнях (XIII век);
4 г) прекращение господства Ганзы в балтийском торговом регионе (XVI-XVII века).

8. Для чего создавались ремесленные цехи (выберите правильные ответы): а) для поиска беглых крестьян; б) для защиты своих членов от конкуренции приезжих мастеров; в) для помощи обедневшим, попавшим в беду своим членам; г) для создания торговых домов и борьбы с пиратами?

б) для защиты своих членов от конкуренции приезжих мастеров;
в) для помощи обедневшим, попавшим в беду своим членам;

Творческие работы и проекты

Учебная игра «На ярмарку в Шампань»

Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях»