Упражнение 5

Прочитайте текст. Объясните, какие буквы надо вставить на месте пропусков.

   Один мальчик гулял в л..су и нашёл гн..здо. А в гн..зде сидели малюсенькие птенцы. И они п..щали.
   Они, наверное, ждали, когда их мамаша прил..тит и покормит их ч..рвячками и мушками.
   Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его д..мой.
   Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его н..гам какая-то птичка. Она упала и лежит в тр..ве.
   Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по з..мле и отбежала в сторону.

Ответ:

   Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнездо. А в гнезде сидели малюсенькие птенцы. И они пищали.
   Они, наверное, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.
   Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его домой.
   Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его ногам какая-то птичка. Она упала и лежит в траве.
   Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Вы прочитали начало рассказа М. Зощенко «Умная птичка». Как вы думаете, что за птичка нарочно упала около мальчика? Для чего она это сделала?

Чтобы отвлечь мальчика от гнезда.

Закончите рассказ так, чтобы был раскрыт смысл заглавия.

    Мальчик побежал за ней и хотел поймать. Птичка прыгала все дальше и дальше. Она увела мальчика от гнезда. Оглянулся мальчишка, уже и не помнит, где гнездо видел. Так умная птичка спасла своих малышей.

Выпишите из выделенных предложений сначала одушевлённые имена существительные, а затем неодушевлённые имена существительные. Обозначьте род, число и падеж каждого имени существительного.

Выписываем:

Одушевлённые: мальчик (м.р., ед.ч., И.п.), птенцы (м.р., мн.ч., И.п.), мамаша (ж.р., ед.ч., И.п.), червячками (м.р., мн.ч., Т.п.), мушками (м.р., мн.ч., Т.п.), к птенчикам (м.р., ед.ч., Д.п.), птичка (ж.р., ед.ч., И.п.).
Неодушевленные: в  лесу (м.р., ед.ч., П.п.), гнездо (ср.р., ед.ч., В.п.), в гнезде (ср.р., ед.ч., П.п.), руку (ж.р., ед.ч., В.п.), с дерева (ср.р., ед.ч., Р.п.), камень (м.р., ед.ч., И.п.), к ногам (ж.р., мн.ч., Д.п.), в траве (ж.р., ед.ч., П.п.).

Упражнение 6

Запишите имена существительные, распределив их в группы по родам. Выделите окончания имён существительных. Какие слова нельзя отнести ни к одной из групп? Почему? 

Имена, роща, чернила, тростник, грипп, созвездие, электричество, дрожжи, сёстры, скрипки, одеяло, ученики, девочка, ворота, открытие, дворец, деревья, яблоня, яблоко, земляника, каникулы, сапоги, скворец.

Ответ 7 гуру:

Ж.р.:  рощ[а], сёстр[ы], скрипк[и], девочк[а], яблон[я], земляник[а].
М.р.: тростник[], грипп[], ученик[и], дворец[], сапог[и], скворец[].
Ср.р: имен[а], созвезди[е], электричеств[о],  одеял[о], открыти[е], деревь[я], яблок[о].

Чернила, дрожжи, ворота, каникулы. (У них нельзя определить род)

Пояснение от 7 гуру. В этом упражнении дети часто делают ошибку, считая, что у имен существительных во множественном числе нельзя определить род. На самом деле род имени существительного - это постоянный признак, и он не зависит от числа. Девочка или сестра всегда будет женского рода, даже если их много (девочки, сёстры). Мальчик - мальчики, ученик - ученики - всегда мужского рода.
Но есть слова, которые употребляются ТОЛЬКО во множественном числе, вот у них-то и нельзя определить род.

Комментарии  

#1 milk 21.01.2021 16:07
круто и я первый 8) :lol: