Упражнение 1

Прочитайте текст из книги «Тайны живой природы». Найдите в нём имена существительные. Какую роль они играют в нашей речи?

Нашу планету населяют самые разнообразные животные. Это и маленькие серые мышки, и огромные африканские слоны. Из сухопутных животных самую большую скорость — 110 километров в час — способен развивать гепард. Самое медлительное животное на суше — ленивец. Он передвигается по земле со скоростью 2 метра в минуту. А самое высокое животное — жираф. Самцы жирафов достигают в высоту 5—6 метров.

Запишите в начальной форме сначала одушевлённые имена существительные, а затем неодушевлённые. Укажите род каждого имени существительного.

Ответ:

Одушевлённые: животноеср. р., мышкаж.р., слонм.р.,  гепардм.р., ленивецм.р., жирафм.р., самецм.р..
Неодушевлённые: планетаж.р.,  скоростьж.р., часм.р., сушаж.р., земляж.р., метрм.р., минутаж.р., высотаж.р..

Упражнение 2

Распределите имена существительные в две группы: в одну группу запишите одушевлённые имена существительные, а в другую группу — неодушевлённые.
Птицы, звери, рябчик, тетерев, снег, следы, брусника, черника, полянка, кустики, ель, сосна, трава.

Записываем:

Одушевлённые: птицы, звери, рябчик, тетерев.
Неодушевлённые:  снег, следы, брусника, черника, полянка, кустики, ель, сосна, трава.

Составьте со словами из упражнения 2 три-четыре предложения.

На снегу мы увидели следы тетерева. В лесу мы собирали бруснику и чернику. Ели и сосны были укрыты снегом.