Упражнение 66

Прочитайте стихотворные строки. Какие картины природы возникли в вашем воображении?  (дождь) Подумайте, благодаря чему вы смогли их представить. (Благодаря повторению звуков)

1. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом!
Ф. Тютчев

2. Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
Н. Некрасов

Какие звуки повторяются в стихотворных строках Ф. Тютчева? (р) Что помогает передать повтор этих звуков? (Раскаты грома)

Спишите стихотворные строки Н. Некрасова. Подчеркните слова, создающие грустное настроение. Какие гласные звуки «вторят» ветру? (у,э) Какие глаголы находит поэт, чтобы изобразить ель и лес как живые существа? (гонит, стонет, шепчет) Как называется такой приём? (Олицетворение)

Записываем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

Упражнение 67

Подберите глаголы к данным словам так, чтобы рассказать о названных предметах как о живых существах. Запишите по образцу.

Образец. Берёза — растёт, красуется, шепчет, говорит, радуется.
Берёза. Ветер. Тучи. Солнце. Звёзды.

Ответ

Берёза — растёт, красуется, шепчет, говорит, радуется.
Ветер — воет, несётся, стонет, ласкает, гонит.
Тучи — плачут, хмурятся, ползут.
Солнце — играет, ласкает, нежится, просыпается, засыпает..
Звёзды — глядят, подмигивают, танцуют.