Страница 37-38. Наши проекты

Проект «Я оратор».
   Вам надо подготовить выступление с речью перед аудиторией. Для выполнения проекта вы должны решить следующие задачи.
1. Для кого вы будете говорить. Это могут быть ученики вашего класса, первоклассники, учащиеся старших классов, учителя, родители.
2. О чём вы будете говорить. Вы должны самостоятельно выбрать такую тему, чтобы она была, во-первых, интересна вашим слушателям и, во-вторых, была бы хорошо вам известна. Ведь нельзя говорить о том, чего не знаешь.
3. Надо собрать материал для выступления (что вы хотите сообщить слушателям).
4. Надо продумать, как построить свою речь таким образом, чтобы она была понятной и выразительной. Что вам надо для этого сделать?
— Надо продумать план выступления: с чего мы начнём, как раскроем тему, чем закончим.
— И ещё надо продумать, какое обращение к слушателям мы будем использовать, какие образные средства (сравнения, метафоры) употребим.
Можно использовать пословицы, стихотворения, которые помогут нам раскрыть тему.
— Отчётом о выполнении проекта будет ваше устное выступление с подготовленной речью.
Но чтобы устное выступление прошло успешно,текст речи обязательно должен быть сначала записан. Записанный текст вашего выступления тоже надо будет представить. Не забудьте, что над выполнением проекта должна работать группа учащихся. Распределите обязанности, а после выполнения проекта оцените вклад каждого из вас.

 

Можно подготовить проект о звуках русского языка.

План:
1. Какие бывают звуки в русском языке и чем они отличаются от букв.
2. Гласные звуки
3. Согласные звуки
   - Звонкие и глухие согласные
   - Твердые и мягкие согласные

1. Звуки - это то, что мы произносим. Буквами мы на письме обозначаем звуки.
Звуки бывают гласными и согласными.

2. Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.
Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают ДВА звука (согласный звук [й❜] + гласный звук) в следующих случаях: в начале слова: ель [й❜эл❜], ёж [й❜ош], юла [й❜ула́]
после разделительных мягкого и твёрдого знаков Ь и Ъ: вьюга [в❜й❜у́га], съела [сй❜э́ла]
после гласной: маяк [май❜а́к], поют [пай❜у́т]
Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Один из слогов в слове обычно произносится с большей силой и длительностью в голосе. Это означает, что на него падает ударение. Такой слог называется ударным. Гласный звук в этом слоге также называют ударным. Остальные слоги в слове называются безударными.

3. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

     -  Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.
Из шума и голоса состоят звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р]. Эти согласные звуки называют звонкими.
Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

  -   Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.
Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.