Тетради на печатной основе - отголоски Болонской системы образования. Возможно, с ее уходом из России пропадут за ненадобностью и такие тетради. Мы уже много раз писали о том, что от ТПО толку мало, это только повод вытряхнуть карманы родителей учащихся, поскольку покупаются тетради вовсе не на школьные деньги. Но пока от этого никуда не денешься, на разработку своей системы образования уйдут годы, придется работать и учиться по тому, что имеем на сегодняшний день. А для вас - ГДЗ к этим тетрадкам. Готовые домашние задания по русскому языку за второй класс к первой части рабочей тетради на печатной основе по программе "Перспектива", авторов Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 2022 год издания.
Темы тетради идут в таком же порядке, как и в учебнике. В ГДЗ на 7 гуру этот порядок так же сохранен для вашего удобства. Чтобы посмотреть ответы, выберите вкладку с нужным номером упражнения.
Ответы к 1 части рабочей тетради по русскому языку 2 класс:
Упражнение 1
-
ГДЗ Русский язык 2 класс (рабочая тетрадь №1) Климанова. Собеседники. Упражнение №1
Из каких сказок эти герои? Кого из них можно назвать вежливым? А кого нельзя?
Ответ
Это герои сказок "Кот в сапогах" и "Золушка".
Вежливыми можно назвать Кота в сапогах и Золушку, а вот мачеху Золушки вежливой назвать нельзя. 2
-
Собеседники. Упражнение №2
Как можно поздороваться, а потом попрощаться с друзьями? А со взрослыми? Укажи стрелками на вежливые слова.
добрый день
здравствуй
здравствуйте
привет
до свидания
всего доброго
пока
↓↑
со взрослыми
с друзьямиОтвет
С друзьями Со взрослыми здравствуй, привет, пока добрый день, здравствуйте, до свидания, всего доброго 3
-
Собеседники. Упражнение №3
Мне прислал письмо мой друг Сергей. Мы с ним часто общаемся. Но за лето он забыл правила. Помоги ему дописать письмо. Вычеркни неверные буквы в скобках. Проверь себя, помнишь ли ты правила.
Дорогой (М/м)удрик!
Я х(о/а)чу рассказать тебе о своей ж(ы/и)зни.
Уч(е/и)ники старших кла(сс/с)ов устроили для нас в школе живой уголок. (т/Т)ам есть маленький ё(ж/ш), черепаха, мышонок и чёрный у(ж/ш). Все р(и/е)бята о них заботятся.
Приезжай к нам!
До свидания!
СерёжаОтвет
Дорогой (М/м)удрик!
Я х(о/а)чу рассказать тебе о своей ж(ы/и)зни.
Уч(е/и)ники старших кла(сс/с)ов устроили для нас в школе живой уголок. (т/Т)ам есть маленький ё(ж/ш), черепаха, мышонок и чёрный у(ж/ш). Все р(и/е)бята о них заботятся.
Приезжай к нам!
До свидания!
Серёжа 4
-
Собеседники. Упражнение №4
Составь предложения из "рассыпавшихся" слов и запиши. Какие орфограммы встретились в этих словах? Подчеркни их.
1. Жизнь, прекрасна, удивительна, и. 2. Дети, в, верят, чудеса. 3. Каждый, человек, о, мечтает, счастье.Ответ
1. Жизнь прекрасна и удивительна.
2. Дети верят в чудеса.
3. Каждый человек мечтает о счастье. 5
-
Собеседники. Упражнение №5
Вспомните написание слов из словаря.
Рос..ия, рус..кий, ст..лица, б..рёза, учит..ль, ф..милия, к..рандаш, п..нал.
Вставьте пропущенные буквы. Проверьте друг друга.Ответ
Россия, русский, столица, берёза, учитель, фамилия, карандаш, пенал.
6
-
Собеседники. Упражнение №6
Придумай клички животным и запиши их. Не забудь о заглавной букве!
Собака Жучка, _
Кот Пушок, _
Корова Пеструшка, _Ответ
Собака Жучка, Альба; пёс Полкан, Балу, Бой.
Кот Пушок, Снежок, Рыжик, Маркиз; кошка Бэлла, Тея, Муся.
Корова Пеструшка, Ночка, Жозефина. 7
-
Собеседники. Упражнение №7
Исправь ошибки Вани.
Город Масква, рика Волга, деревня дубровка, жить в Твери, девочка маша.Аня нашла четыре ошибки. А ты? _
Запиши словосочетания правильно.Ответ
Город Москва, река Волга, деревня Дубровка, жить в Твери, девочка Маша.
Аня нашла четыре ошибки. А ты? 4 8
-
Собеседники. Упражнение №8
Прочитай Ванино письмо в рисунках.
Попробуй записать текст этого необычного письма.
Какие вежливые слова могли бы появиться в твоём письме?
Узнайте, как поняли Ваню ваши друзья. Обсудите, что более точно передаёт наши мысли: письмо в рисунках или письмо−текст.Ответ
Здравствуй, дорогой друг!
Хочу рассказать тебе, как я провёл лето.
Лето я провёл в деревне, на природе и свежем воздухе. Добирались мы туда на электричке. Мне нравится такой способ передвижения. В деревне у нас старенький деревянный дом с садом, но какая там атмосфера!
Приехав, я встретил своих друзей, которые так же приехали из города на лето. Нам каждое лето весело проводить время вместе. Рядом есть лесок, куда можно пойти за грибами, речка, в которой можно ловить рыбу или купаться. А как пахнет там воздух! Это ни с чем не сравнимый запах свежей травы, хвойного леса, ягод, молока и свободы.
Пожалуйста, напиши мне.
До встречи.
Ваня
Более точно передаёт наши мысли письмо−текст. Потому что рисунки каждый может понять по−своему. 9
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №9
Попробуйте назвать словами всё, что каждый из вас видел в лесу и на реке. Запишите эти слова.
Игра "Кто больше?"
В лесу: _
На реке: _Ответ
В лесу: деревья, грибы, ягоды, паутинка, листья, шишки, цветы, травы, грибники, кусты, птицы, ежи, зайцы, лисы, змеи и ужи, валежник.
На реке: вода, песок, галька, пляж, рыба, утки, лодка, лилии, кувшинки, тина, камыш, водоросли. 10
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №10
Рассмотрите рисунки. Назовите изображённые предметы и все части, из которых они состоят.
Знаете ли вы слово, которым можно было бы назвать сразу два изображённых предмета? _Ответ
Одуванчик: корень, листья, стебель, цветок, семена−пушинки.
Яблоня: корень, ствол, ветки, листья, яблоки.
Оба эти предмета можно назвать одним словом − растения. 11
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №11
Продолжи цепочки слов.
Растения: сирень, липа, _ ( _?)
Животные: _ ( _?)
В скобках напиши вопрос, на который отвечают слова (кто? или что?).Ответ
Растения: сирень, липа, дуб, берёза, малина, роза, нарцисс, ромашка, лаванда, жасмин, яблоня, осина, осока, полынь (что?).
Животные: заяц, волк, кот, пёс, конь, коза, баран, тигр, лань, олень, енот, мышь, ёж (кто?). 12
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №12
Назови словами действия людей разных профессий.
Что делает учитель, художник, врач, рыбак, повар, лётчик?На какие вопросы отвечают слова−названия людей и слова−названия действий? Запиши предложения по образцу.
(Кто?) Учитель (что делает?) учит детей.
Слова для выбора: ловит рыбу, водит самолёт, лечит людей, рисует картины, готовит пищу.Ответ
(Кто?) Учитель (что делает?) учит детей.
(Кто?) Художник (что делает?) рисует картины.
(Кто?) Врач (что делает?) лечит людей.
(Кто?) Рыбак (что делает?) ловит рыбу.
(Кто?) Повар (что делает?) готовит пищу.
(Кто?) Лётчик (что делает?) водит самолёт. 13
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №13
Закончи предложения подходящими по смыслу словами для выбора и запиши их. Подумай, на какой вопрос отвечают вставленные слова.
Заяц прыгает, а ласточка (_?) _.
Уж ползает, а рыба (_?) _.
Лошадь бегает, а змея (_?) _.
Гусеница ползает, а кузнечик (_?) _.
Слова для выбора: плавает, летает, прыгает, ползает.
Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто?Ответ
Заяц прыгает, а ласточка (что делает?) летает.
Уж ползает, а рыба (что делает?) плавает.
Лошадь бегает, а змея (что делает?) ползает.
Гусеница ползает, а кузнечик (что делает?) прыгает. 14
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №14
Выбери слова для ответа на вопрос: какие яблоки бывают по размеру, цвету, вкусу? Соедини выбранные слова стрелкой.
большие
красные
маленькие
жёлтые
кислые
зелёные
розовые
сладкие
↓↑
размер
вкус
цветНа какой вопрос отвечают выбранные слова?
Ответ
размер → большие, маленькие
вкус → кислые, сладкие
цвет → красные, желтые, зеленые, розовые
Выбранные слова отвечают на вопрос − какие? 15
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №15
Рассмотри грушу на рисунке и опиши её. Используй слова, отвечающие на вопрос какая?
Груша (какая?) _Ответ
Груша (какая?) жёлтая, маленькая, спелая, вкусная.
16
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №16
Составь и запиши предложение из данных слов. Помни правило оформления предложений на письме.
Ветер, с, последние, сердитый, жёлтые, срывает, деревьев, листья.Ответ
Сердитый ветер срывает последние жёлтые листья с деревьев.
17
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №17
Прочитайте записку. Важно ли бывает правильно определить границы предложений?
Есть конфеты нельзя мыть посуду.Как можно по−разному разделить эту фразу на два предложения? Запишите оба варианта.
Ответ
Всегда важно правильно определять границы предложений, от этого зависит их смысл.
1. Есть конфеты. Нельзя мыть посуду.
2. Есть конфеты нельзя. Мыть посуду. 18
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №18
Прочитай предложения и поставь знаки препинания в конце.
Как хорошо уметь писать письма _
Ты умеешь писать письма _
Я получила интересное письмо _Подчеркни предложение, в котором выражено сильное чувство.
Придумай своё восклицательное предложение. Запиши его.Ответ
Как хорошо уметь писать письма!
Ты умеешь писать письма?
Я получила интересное письмо.Я люблю тебя, мама!
19
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №19
Прочитайте предложения.
_ Зонт спас меня от дождя.
_ На улице шёл дождь.
_ Утром я проснулся и выглянул в окно.
_ Я оделся, взял зонт и вышел из дома.
Можно ли эти предложения назвать текстом? Объясните, как их превратить в текст.
Порядок предложений обозначьте цифрами. Текст запишите.Ответ
Эти предложения можно назвать текстом, если расположить их в правильном порядке, чтобы мысль развивалась и была последовательность изложения.
4 − Зонт спас меня от дождя.
2 − На улице шёл дождь.
1 − Утром я проснулся и выглянул в окно.
3 − Я оделся, взял зонт и вышел из дома.
Утром я проснулся и выглянул в окно. На улице шёл дождь. Я оделся, взял зонт и вышел из дома. Зонт спас меня от дождя. 20
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №20
Проверь, как Аня и Ваня выполнили задание перечислить основные богатства языка. Всё ли они сделали верно? Зачеркни ненужное. Допиши предложение.
Богатства языка − это звуки, буквы, книги, тетради, слова, скороговорки, предложения, рассказы, стихотворения, сказки и загадки.
Богатства языка − это _Ответ
В определении Ани и Вани есть лишние слова.
Богатства языка − это звуки, буквы, книги, тетради, слова, скороговорки, предложения, рассказы, стихотворения, сказки и загадки.
Богатства языка − это звуки, буквы, слова, скороговорки, предложения, рассказы, стихотворения, сказки и загадки. 21
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №21
Игра−соревнование «Лучший рассказчик». Составьте и запишите текст−описание «Мой любимый человек». Постарайтесь использовать как можно больше слов со значением оценки.
Мой самый любимый человек − это _. Он (она) _Ответ
Мой самый любимый человек − это моя мама. Он (она) очень заботливая, внимательная, аккуратная и спокойная. Она знает много интересного, и я могу доверить ей любой секрет.
22
-
Слово, предложение и текст в речевом общении. Упражнение №22
Прочитай слова и составь из них два предложения.
С, листья, облака, опадают, ветер, деревьев, гонит.Ответ
1. С деревьев опадают листья.
2. Ветер гонит облака. 23
-
Главный помощник в общении - родной язык. Упражнение №23
Ты хорошо знаешь русский алфавит? Проверь себя!
Сколько букв в русском алфавите? _
Какие буквы звуков не обозначают? _Ответ
В русском алфавите 33 буквы
Звуков не обозначают буквы "ь" (мягкий знак) и "ъ" (твердый знак). 24
-
Главный помощник в общении - родной язык. Упражнение №24
Попробуйте придумать названия животных или птиц на разные буквы алфавита. Поиграйте.
Игра "Кто быстрее?"
А − аист, Б − белка, В − _Ответ
А − аист, Б − белка, В − волк, Г − гепард, Д − дикобраз, Е − енот, Ё − ёж, Ж − жираф, З − заяц, И − иволга, Й − йеменский хамелеон, К − кот, Л − леопард, М − медведь, Н − носорог, О − олень, П − панда, Р − рысь, С − слон, Т − тигр, У − утка, Ф − филин, Х − хорёк, Ц − цапля, Ч − черепаха, Ш − шакал, Щ − щегол, Э − эму, Ю − юрок, Я − ягуар.
25
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №25
Прочитай пары слов. Какими звуками они различаются?
Бык−бок, дом−дым, балка−палка, гора − кора, звон − зван, малина − калина.В один столбик запиши пары слов, различающихся гласными звуками, а в
другой − различающихся согласными звуками.Ответ
Эти слова различаются гласными и согласными звуками в парах.
Различаются гласными звуками Различаются согласными звуками бык−бок балка−палка дом−дым гора − кора звон − зван малина − калина 26
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №26
Определи, что пропущено в словах − буквы гласных звуков или буквы согласных звуков? Вставь в слова нужные буквы и запиши.
К..п..ст.., г..р..х, к..р..в.., в..р..н.Ответ
Пропущены буквы гласных звуков.
Капуста, горох, корова, ворон. 27
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №27
Запиши слова парами. С помощью каких букв обозначаются парные по звонкости−глухости согласные звуки? Подчеркни их.
Жить − шить, дело − тело, коса − коза, корка − горка, дуб − зуб.Ответ
Жить − шить, дело − тело, коса − коза, корка − горка, дуб − зуб.
Пары по звонкости−глухости в упражнении:
Ж − ш
Д − т
З − с
Г − к 28
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №28
Прочитай пословицу. Найди буквы согласных звуков, которые не имеют пар по звонкости−глухости. Подчеркни их.
Добрый пример лучше ста слов.Запиши пословицу по памяти.
Ответ
Добрый пример лучше ста слов.
29
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №29
Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Чашка, чаща, лыжи, жук, зелень, осень, крик, жёлудь, земля, ученик.Ответ
Чашка, чаща, лыжи, жук, зелень, осень, крик, жёлудь, земля, ученик.
30
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №30
Прочитай. Подчеркни буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков.
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький.Ответ
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький. 31
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №31
Прочитайте отрывок из сказки И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква "А". Прислушайтесь к звучанию каждого слова. Определите, какие звуки в словах стоят не на своём месте.
Чапнула чапля
Церные цернила.
Цёрная чапля
Чиркулем цертила.Запишите предложения правильно.
Ответ
Цапнула цапля
Черные чернила.
Чёрная цапля
Циркулем чертила. 32
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №32
Подчеркни в словах буквы, написание которых расходится с произношением.
Хороший, друг, тянуть, щавель, гриб, ложка, майка, мороз.Ответ
Хороший, друг, тянуть, щавель, гриб, ложка, майка, мороз.
33
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №33
Помоги Ане образовать новые слова с помощью букв в скобках.
рос (т, г)
нёс (о, п)
голос (в, к)
урюк (к, о)Ответ
Рос − рост − рот − рог.
Голос − волос − колос.
Нёс − нос − пёс.
Урюк − крюк − урок. 34
-
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение №34
Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Невпопад».
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.Сравните слова в парах: водопад — водопард, леопард — леопад. Чем различаются слова? Как сказать правильно? Спишите второе предложение. Какое слово вы исправите?
Ответ
Водопад — водопард, леопард — леопад. − Слова отличаются наличием / отсутствием буквы "р" в словах.
Правильно сказать: водопад и леопард.
Второе предложение (исправили слово "леопад"): В большой водопад упал молодой леопард! 35
-
Звук [й’] и буква й. Упражнение №35
Измени слова так, чтобы в них появился звук [й’]. Запиши получившиеся слова.
Составь с получившимися словами 3−4 предложения.
мои –
твои –
змеи –
свои –
попугаи –
трамваи –Ответ
мои – мой
твои – твой
змеи – змей
свои – свой
попугаи – попугай
трамваи – трамвай
1. Я люблю свой родной город.
2. Твой почерк очень красив.
3. Трамвай подъехал к остановке, и я сел в него.
4. Коля − мой лучший друг! 36
-
Звук [й’] и буква й. Упражнение №36
Рассмотри рисунок. Подбери к нему слова со звуком [й’]. Составь по рисунку текст из 3−4 предложений. Запиши его. Обведи слова с буквой й.
Ответ
Лейка, воробей, зайка, лей, урожай, помогай, жалей, сочней.
Зайка увидел морковь в огороде у воробья и решил незаметно её съесть. Только зайка подкрался, как прилетел воробей с лейкой и полил его водой. Обиделся зайка, а воробей говорит: "Ты мне лучше помогай, будет знатный урожай!"
Зайка начал помогать и морковку поливать, а воробей покрикивал: "Лей, лей, не жалей, будет больше и сочней!" 37
-
Звук [й’] и буква й. Упражнение №37
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Корень ученья горький, да плод его сладкий.Выпишите слова с противоположным значениями. Подчеркните букву й.
Ответ
Смысл этих пословиц в следующем: без нужных знаний сложно добиться чего−то в будущем.
Незнайка − знайка.
Учёный − неучёный.
Горький − сладкий. 38
-
Звук [й’] и буква й. Упражнение №38
Какую букву на конце слов нечаянно стёр Ваня из стихотворения П. Воронько?
По стране из края в кра..
Ходит мальчик Помога.. .Запиши предложение в одну строчку, с какой буквы (заглавной или строчной) ты напишешь слово ходит?
Ответ
По стране из края в край ходит мальчик Помогай.
Пропущена буква "й".
Слово ходит, при записи предложения в одну строку, следует писать со строчной буквы. 39
-
Звук [й’] и буква й. Упражнение №39
По образцу измени слова так, чтобы в них появилась буква й.
Читаю — читай, пою — _, рисую — _, играю — _.
Вежливо — вежливый, прилежно — _, весело — _, хорошо — _.Ответ
Читаю — читай, пою — пой, рисую — рисуй, играю — играй.
Вежливо — вежливый, прилежно — прилежный, весело — весёлый, хорошо — хороший. 40
-
Звук [э] и буква э. Упражнение №40
Прочитай и отгадай загадку. Напиши ответ.
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет.
Это _.Какой звук в слове−отгадке образует первый слог? _. Спиши загадку.
Ответ
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет.
Это эхо.
В слове−отгадке образует первый слог звук [э]. 41
-
Звук [э] и буква э. Упражнение №41
Напиши ответ на вопрос. Если не знаешь, спроси у учителя.
Зверь или птица?
Страус эму − это _.Ответ
Страус эму − это птица.
42
-
Звук [э] и буква э. Упражнение №42
Спиши слова, подчеркни в них букву э.
Эму, дуэт, поэт, экран, этаж, экскаватор, мэрия.Ответ
Эму, дуэт, поэт, экран, этаж, экскаватор, мэрия.
43
-
Звук [э] и буква э. Упражнение №43
Составьте из букв, входящих в слово этажерка, другие слова. Запишите их.
Игра "Кто больше?"
Этажерка − река, жара, _Ответ
Этажерка − река, жара, рак, кара, эра, ара, кража, этаж, жар, ракета, карат, тара, арка.
44
-
Звук [э] и буква э. Упражнение №44
Ответь на вопросы, используя слова для выбора.
Что такое Эрмитаж?
Где он находится?
Что хранится в музее?
Слова для выбора: в Петербурге, много картин, музей.
Составь и запиши текст на тему "Музей" по данным вопросам.
Эрмитаж − это _
Как произносится второй согласный звук в слове музей: твёрдо или мягко? Верный ответ подчеркни.Ответ
Эрмитаж − это музей. Он находится в Петербурге. В этом музее хранится много картин.
Второй согласный звук в слове музей произносится: твёрдо или мягко. 45
-
Звук [э] и буква э. Упражнение №45
Обратите внимание на произношение слов, которые пришли к нам из других языков. Согласный звук перед гласным [э] в них произносится твёрдо. Потренируйтесь в правильном произношении таких слов.
Спишите эти слова. Подчеркните буквы твёрдых согласных звуков одной чертой, а буквы мягких согласных звуков − двумя чертами.
Кафе, пюре, свитер, шоссе, термос.Ответ
Кафе, пюре, свитер, шоссе, термос.
46
-
Звук [э] и буква э. Упражнение №46
Спиши сочетания слов, вставляя пропущенные буквы.
Спуститься в м..тро на эск..латоре. Р..ботать на экск..ваторе. Купить в м..газине.Ответ
Спуститься в метро на эскалаторе. Работать на экскаваторе. Купить в магазине.
47
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №47
Прочитай весёлые стихи Н. Бетеньковой. Допиши слова.
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нел..зя никак!
Без него не написат..
Тридцат.., двадцат.., десят.., пят.. .
Вместо шест.. получим шест,
Вместо есть напишем _,
Станут пенками _,
Уголками _,
Бан..ка в _ превратится.
Вот что может получиться, если будем забывать мягкий знак в словах писать!Ответ
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться, если будем забывать мягкий знак в словах писать! 48
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №48
Продолжи волшебные превращения слов.
Пар — парь, спор — _, брат — _, удар — _, пожар — _.
Подчеркни букву, которая обозначает мягкость согласного звука в каждом слове.Ответ
Пар — парь, спор — спорь, брат — брать, удар — ударь, пожар — пожарь.
49
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №49
Допиши мягкий знак там, где нужно.
Орёл..‚ голуб.. — это _.
Лук.., морков.. — это _.
Карас.., окун.. — это _.Подбери и запиши к каждой группе слов слово с общим значением.
Слова для выбора: овощи, птицы, рыбы.Ответ
Орёл‚ голубь — это птицы.
Лук, морковь — это овощи.
Карась, окунь — это рыбы. 50
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №50
Превратите слова − названия предметов в слова − названия признаков. Запишите их.
Игра «Кто больше?»
мыло — мыльный
пыль — _
школа — _
сила — _Ответ
мыло — мыльный
пыль — пыльный
школа — школьный
сила — сильный 51
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №51
Измени слова так, чтобы первый согласный звук произносился мягко. Запиши получившиеся слова по образцу.
Нос – нёс, был – _, рад – _, воз – _, вол – _, мыл – _, мал – _, вазы – _.Ответ
Нос – нёс, был – бил, рад – ряд, воз – вёз, вол – вёл, мыл – мил, мал – мял, вазы – вязы.
52
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №52
Прочитай словосочетания. Какие птицы зимуют в той местности, где ты живёшь? Выпиши, вставляя пропущенные буквы.
Серая в..рона, пёстрый дятел, белобокая с..рока, красногрудый снегирь, чёрный грач.
Серая в..рона, _Подчеркни в выписанных словах буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.
Ответ
Серая ворона, пёстрый дятел, белобокая сорока, красногрудый снегирь, чёрный грач.
53
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №53
Прочитай предложения. Подчеркни буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.
В лесу Лара и Ляля нашли много грибов. Алёша и Лёва собирали ягоды. Люба и Юра видели ёжика.В каких словах звуков больше, чем букв? Выпиши эти слова.
Ответ
В лесу Лара и Ляля нашли много грибов. Алёша и Лёва собирали ягоды. Люба и Юра видели ёжика.
Ягоды − 5 букв, 6 звуков.
Юра − 3 буквы, 4 звука.
Ёжика − 5 букв, 6 звуков. 54
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №54
Прочитай, как Аня пересказала текст Н. Сладкова.
Кувшинка
Днём кувшинка нежится на воде − и все любуются ею. А ночью уходит под воду. Спит всю ночь в глубине.
Ясное будет утро − снова вынырнет из воды. Снова станет радовать всех.Выпиши сначала слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного звука, а затем слова, в которых эти буквы обозначают два звука.
Какое слово записано и в ту и в другую группу? Почему?Ответ
Слова, в которых буквы "е", "ё", "ю", "я" обозначают мягкость согласного звука: днём, нежится, воде, любуются, всю, глубине, будет, вынырнет, станет, всех.
Слова, в которых буквы "е", "ё", "ю", "я" обозначают два звука: любуются, ею, ночью, ясное.
И в ту и в другую группу входит слово любуются. В нём первая буква ю обозначает мягкость согласного звука, а вторая буква ю обозначает два звука, так как стоит после гласной. 55
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №55
Прочитай слова.
Носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Ваня, рис, осёл, пыль, сталь, пальто, василёк, роль.Выпиши слова в два столбика. В один столбик запиши слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквой гласного звука, в другой − слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Ответ
Гласные Мягкий знак носик есть котик зорька курица пальма Ваня пыль рис сталь осёл пальто василёк роль 56
-
Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №56
Прочитай рассказ. Озаглавь его.
Ворон свил гнездо на дереве. Собака Бимка часто подбегала к дереву и лаяла на птицу. Ворон молча смотрел на собаку, а потом сам стал подражать её лаю. Увидит издали Бимку и начнёт лаять.Запиши ответы на вопросы.
Где свил гнездо ворон?
Что делала собака у дерева?
Чему научился у неё ворон?
В словах первого предложения подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.Ответ
Заглавие: "Бимка и ворон"
Где свил гнездо ворон? Ворон свил гнездо на дереве.
Что делала собака у дерева? Собака часто подбегала к дереву и лаяла на птицу.
Чему научился у неё ворон? Ворон научился подражать собачьему лаю.
Ворон свил гнездо на дереве. 57
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №57
Преврати слоги в слова и запиши. Подчеркни буквосочетания жи−ши, ча−ща, чу−щу.
лан−ды−ши, ши−на, шиш−ка, кув−шин, го−ро−ши−на, ер−ши, чи−жи, стри−жи
ча−со−вой, ча−сок, чаш−ка, чу−гун
маль−чу−ган, чу−лок, чу−дес−ный, тре−щат, ща−вель, у−чу, щу−каОтвет
ландыши, шина, шишка, кувшин, горошина, ерши, чижи, стрижи.
часовой, часок, чашка, чугун.
мальчуган, чулок, чудесный, трещат, щавель, учу, щука. 58
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №58
Прочитай и запиши отрывок из сказки К. Чуковского "Мойдодыр".
Да здравствует мыло душ..стое,
И полотенце пуш..стое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!Ответ
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок! 59
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №59
Вставьте пропущенные буквы.
Игра "Кто быстрее?"
Душ..стый, сторож..ть, друж..ть, пуш..стый, ш..ло, ш..ть, снеж..нка, суш..ть, сш..тый, ш..шки.
Выпишите слова в три группы по вопросам. Буквосочетания жи−ши подчеркните.
Что? _
Какой? _
Что делать? _Ответ
Что? Шило, снежинка, шишки.
Какой? Душистый, пушистый, сшитый.
Что делать? Сторожить, дружить, шить, сушить. 60
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №60
Составь словосочетания, соединив слова стрелками. Вставь в слова пропущенные буквы.
берёзовая ч..вство доброе рощ.. кислый кож..ца зубастая щ..вель тонкая щ..ка Ответ
берёзовая → роща
доброе → чувство
кислый → щавель
зубастая → щука
тонкая → кожица 61
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №61
Прочитай. В этом упражнении даны два варианта задания. Первый вариант легче второго. Выбери любой вариант, составь из слов предложения и запиши. Какие правила оформления предложений на письме надо помнить?
1. Саду, в, шиповник, цветёт, на, похожа, шишка, ёжика.
2. Дремлет, камыш, чуткий, тишина, кругом, за, роща, полем, зеленеет, кузнечики, трещат, в траве.Ответ
1. В саду цветёт шиповник. Шишка похожа на ёжика.
2. Дремлет чуткий камыш. Тишина кругом. За полем зеленеет роща. Кузнечики трещат в траве.
Правила оформления предложений:
1) Записывай предложения с заглавной буквы.
2) В конце ставь точку (или восклицательный, вопросительный знаки). 62
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №62
Прочитай и отгадай загадку. Спиши её. Ниже запиши слово−отгадку. Вставь пропущенные буквы.
Рыжая с пуш..стым хвостом
Ж..знь ведёт в лесу под кустом.Ответ
Рыжая с пушистым хвостом
Жизнь ведёт в лесу под кустом.
(Лиса) 63
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №63
Аня и Ваня изменяют слова так, чтобы в них появились буквосочетания жи, ши, чу или щу. Помоги им выполнить задание до конца.
Врач − врачу, лещ − _, плющ − _, матч − _, ключ − _.
Этаж − этажи, морж − _, чиж − _, шалаш − _, гараж − _, чертёж − _, малыш − _.
Учить − я учу, молчать − _, кричать − _, тащить − _, крутить − _, грустить − _.Ответ
Врач − врачу, лещ− лещу, плющ − плющу, матч − матчу, ключ − ключу.
Этаж − этажи, морж− моржи, чиж − чижи, шалаш − шалаши, гараж − гаражи, чертёж − чертежи, малыш − малыши.
Учить − я учу, молчать − молчу, кричать − кричу, тащить − тащу, крутить − кручу, грустить − грущу. 64
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №64
Как объяснить Ване, почему он не может понять смысл слов? Соберите и запишите слова.
ча−гал−та
щай−про
вель−ща
та−зай−ча
да−у−ча
чар−ов−ка
ча−встре
жи−ры−ки
шин−кув−ка
де−чу−са
рё−щу−нок
жин−сне−киОтвет
Ваня не может понять смысл слов, потому что слоги в них перепутаны местами.
галчата
прощай
щавель
зайчата
удача
овчарка
встреча
рыжики
кувшинка
чудеса
щурёнок
снежинки 65
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №65
Прочитай отрывок из стихотворения И. Токмаковой "Аля, Кляксич и Вреднюга". Вставь пропущенные буквы.
Щ..ка и щ..рятки
Со мной играют в прятки.
Я их в речке поищ..‚
Червячками угощ.. .Запиши текст по памяти.
Ответ
Щука и щурятки
Со мной играют в прятки.
Я их в речке поищу‚
Червячками угощу. 66
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №66
Прочитай, как Ваня пересказал текст М. Пришвина. Озаглавь его.
Я принёс из леса ежа. Поставил ему ч..шку с молоком и реш..л: пусть он живёт у меня и ловит мышей. Я слыш..л‚ ёж..ки их ловят.
Однажды ночью сквозь ч..ткий сон я услышал шорох, зажёг свеч.. . Тишина. А через час я увидел, как мой жилец беж..т по комнате с яблоком на колючках.Вставь пропущенные буквы.
Ответ
Заглавие: "Ёж"
Я принёс из леса ежа. Поставил ему чашку с молоком и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей. Я слышал‚ ёжики их ловят.
Однажды ночью сквозь чуткий сон я услышал шорох, зажёг свечу. Тишина. А через час я увидел, как мой жилец бежит по комнате с яблоком на колючках. 67
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №67
Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
Ош..бся‚ что уш..бся‚ − вперёд наука.
Поспеш..шь − людей насмеш..шь.
Давши слово − держ..сь.
Знайка по дорожке беж..т‚ а Незнайка на печи леж..т.Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
Какое правило надо вспомнить, чтобы грамотно написать эти слова?Ответ
Правило − сочетаниях ЖИ−ШИ пишем с буквой И.
"Ошибся‚ что ушибся‚ − вперёд наука." (Нужно учиться на своих ошибках.)
"Поспешишь − людей насмешишь." (Делай дела обдуманно, без лишней спешки.)
"Давши слово − держись." (Всегда исполняй свои обещания.)
"Знайка по дорожке бежит‚ а Незнайка на печи лежит." (Без нужных знаний тяжело добиться результата.) 68
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №68
Соедини стрелкой слова в словосочетания.
мощная ваза отличный ответ изящная зверь солнечный машина синичкин день хищный птенчик Подчеркни буквосочетания чк, чн, щн.
Составь 2−3 предложения с получившимися словосочетаниями.Ответ
мощная → машина
отличный → ответ
изящная → ваза
солнечный → день
синичкин → птенчик
хищный → зверь1. На полу в гостиной стояла большая изящная ваза.
2. Вчера был отличный солнечный день.
3. В понедельник я получил пятёрку за отличный ответ у доски. 69
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №69
Прочитай и спиши предложение.
Умелые руки – помощ(?)ники науки.Ответ
Умелые руки – помощники науки.
70
-
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Упражнение №70
Замени по образцу слова так, чтобы в них появилось буквосочетание чн.
Вода из реки — ре_ая вода.
Дом из кирпича — _
Труба печи — _
Сок из яблок — _
Свет солнца — _Ответ
Вода из реки — речная вода.
Дом из кирпича — кирпичный дом.
Труба печи — печная труба.
Сок из яблок — яблочный сок.
Свет солнца — солнечный свет. 71
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №71
Какие слова можно составить из этих слогов? Запиши их.
Сколько слогов в словах? _Ответ
Мо|ре, мо|ток, мо|ряк, мо|роз.
Со|ба|ки, со|ро|ка, со|ло|вей, со|ва.В словах 2 и 3 слога.
72
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №72
Подбери как можно больше слов, которые содержат:
один слог _
два слога _
три слога _
четыре слога _
пять слогов _Ответ
Слова, которые содержат:
один слог: снег, пыль, стол, стул, кот, пёс, дом, рис.
два слога: поле, пальто, гречка, кошка, утро, каша, урок, школа.
три слога: пылесос, собака, колбаса, картина, пробежка, голосок.
четыре слога: макароны, понедельник, переписка, холодильник, сочувствие, участие, перелесок.
пять слогов: путешествие, выступление, насекомое, аплодисменты. 73
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №73
Обозначь дугой количество слогов.
Снег, красный, апельсиновый, пуш..стый, сок, кар..ндаш.Составь и запиши словосочетания с этими словами. Вставь пропущенные буквы.
Ответ
Снег, красный, апельсиновый, пушистый, сок, карандаш.
Пушистый снег, красный карандаш, апельсиновый сок. 74
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №74
Выпиши слова из пословицы в такой последовательности: односложные, из двух слогов, трёх слогов и четырёх слогов.
Час упустишь − годом не наверстаешь.
Подчеркни в словах буквы гласных звуков.Ответ
Односложные слова: час, не.
Слова из двух слогов: годом.
Слова из трёх слогов: упустишь.
Слова из четырёх слогов: наверстаешь. 75
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №75
Один второклассник считает, что все слова надо переносить со строки на строку одинаково: просто разделить слово пополам и перенести вторую часть слова на другую строку. Согласны ли вы с ним?
Подчеркните правильные варианты переноса слов.
Порт−фель, крок−одил, пос−уда, пла−ток, одеж−да, изви−ните, вор−она, вес−ело, меб−ель, лёг−кий.Поставьте в словах ударение.
Ответ
Порт-фе́ль, крок−оди́л, пос−у́да, пла-то́к, оде́ж-да, изви-ни́те, вор−о́на, ве́с−ело, ме́б−ель, лёг-кий.
76
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №76
Прочитай слова из словаря. Вставь пропущенные буквы.
Тр..мвай‚ ..нварь, р..стения, уч..ник, ж..вотные, л..пата‚ земл..ника‚ к..ртофель, ..рбуз, п..ртфель.Запиши слова, разделив их на слоги.
Ответ
Трам|вай‚ ян|варь, ра|сте|ни|я, у|че|ник, жи|вот|ны|е, ло|па|та‚ зем|ля|ни|ка‚ кар|то|фель, ар|буз, пор|тфель.
77
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №77
Вспомни правила переноса слов с буквами й, ь, ъ и помоги Ане и Ване разделить слова для переноса.
Змейка, подъезд, пять, пальто, май, ельник, зайчишка, угольки, канарейка.Обведи слова, которые переносить нельзя.
Ответ
Змей−ка, подъ−езд, пять, паль−то, май, ель−ник, зай−чиш−ка, уголь−ки, ка−на−рей−ка.
78
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №78
Прочитай предложения. Раздели слова на слоги. Обозначь каждый слог дугой.
Зелёный наряд радует взгляд.
Растение − берегам спасение.Покажи варианты переноса выделенных слов.
Ответ
Зелёный наряд радует взгляд.
Растение − берегам спасение.
Раду−ет/ра−дует, спа−сение / спасе−ние. 79
-
Слог. Перенос слов. Упражнение №79
Прочитай строки из стихотворении А. Блока «Зайчик». Запиши их, вставляя пропущенные буквы.
Мален..кому зайчику
На сырой лужайке
Прежде гла..ки тешили
Белые цв..точки.Как можно перенести выделенные слова? Покажи, где это возможно, варианты.
Ответ
Маленькому зайчи−ку / зай−чику
На сырой лу−жайке / лужай−ке
Прежде глазки тешили
Бе−лые цветочки. 80
-
Ударение. Ударный слог. Упражнение №80
Выберите одну из колонок со словами. Посоревнуйтесь друг с другом, кто быстрее и правильнее расставит в словах ударения.
Игра "Кто быстрее?"1. Вода, море. 1. Река, роща. 2. Пенал, доска. 2. Столы, парта. 3. Петух, баран. 3. Индюк, карась. 4. Зеркало, вешалка. 4. Лестница, комната. Ответ
1. Вода́, мо́ре. 1. Река́, ро́ща. 2. Пена́л, доска́. 2. Столы́, па́рта. 3. Пету́х, бара́н. 3. Индю́к, кара́сь. 4. Зе́ркало, ве́шалка. 4. Ле́стница, ко́мната. 81
-
Ударение. Ударный слог. Упражнение №81Прочитай предложения. На какой слог падает ударение в выделенных словах? Обозначь этот слог дугой.
Жучка громко лаяла. − Воробей поймал жучка.
Село Ясное стоит на берегу реки. − Красное солнце село за рекой.
Возьми соли и соли суп.Ответ
Жу́чка громко лаяла. − Воробей поймал жучка́.
Село́ Ясное стоит на берегу реки. − Красное солнце се́ло за рекой.
Возьми со́ли и соли́ суп. 82
-
Ударение. Ударный слог. Упражнение №82
Запиши слова в такой последовательности: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге.
Директор, договор, понял, взяла, шофёр, щавель, позвонишь, портфель, столяр, свёкла, углубить, хвоя, искра, позвонят.
1) _
2) _
3) _Ответ
1) С ударением на первом слоге: понял, свёкла, хвоя, искра.
2) С ударением на втором слоге: директор, взяла, шофёр, щавель, портфель, столяр.
3) С ударением на третьем слоге: договор, позвонишь, углубить, позвонят. 83
-
Ударение. Ударный слог. Упражнение №83
Прочитай отрывок из сказки «Лиса и журавль». Поставь во всех словах ударение.
Какая буква обозначает всегда ударный гласный звук? Подчеркни её.
Лиса с журавлём подружились. Вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости.Вспомни с друзьями, что произошло с героями сказки «Лиса и журавль» дальше.
Ответ
Буква "ё" всегда обозначает ударный гласный звук.
Лиса́ с журавлём подружи́лись. Взду́мала лиса́ угости́ть журавля́ и пошла́ зва́ть его́ к себе́ в го́сти.
Дальше в сказке: Лиса пригласила журавля в гости, угостила манной кашей в тарелке. Журавль не смог ничего съесть. Позвал лису к себе и подал ей окрошку в кувшине с узким горлышком. Лиса не смогла ничего поесть и обиделась. На этом их дружба закончилась. 84
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №84
Прочитай стихотворные строки. Какие буквы надо вставить вместо пропусков? Подчеркни слова−подсказки.
Чтобы верно написать с..сна,
Возьмём мы слово со́сны.
А слово чу́дное зв..зда,
Проверим словом звёзды.
Т. БабушкинаВыпиши слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами.
Ответ
Чтобы верно написать сосна,
Возьмём мы слово со́сны.
А слово чу́дное звезда,
Проверим словом звёзды.
Сосна − со́сны, звезда − звёзды. 85
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №85
Выбери нужную букву, чтобы подобрать проверочные слова.
О, А
п..ля — _
д..ска — _
др..зды — _
ш..ги — _
ст..лы — _
ч..сы — _
Е, И
р..ка — _
сл..за — _
стр..жи — _
св..ча — _
хл..ба — _
з..мля — _Ответ
О, А
поля — поле
доска — доски
дрозды — дрозд
шаги — шаг
столы — стол
часы — час
Е, И
река — реки
слеза — слёзы
стрижи — стриж
свеча — свечи
хлеба — хлеб
земля — земли 86
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №86
Измени слова в скобках так, чтобы получились словосочетания.
Синие м..ря (мо́ре).
Пушистые _ (снег).
Чистые _ (озеро).
Грибные _ (дождь).
Далёкая _ (страны).Ответ
Синие моря (мо́ре).
Пушистые снега (снег).
Чистые озёра (озеро).
Грибные дожди (дождь).
Далёкая страна (страны). 87
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №87
Прочитай текст. Озаглавь его. Вставь пропущенные буквы.
За деревней хвойные л..са. Там живёт хитрая рыжая л..са. У л..сы ушки на макушке. Л..сица и во сне кур считает. Б..жит л..са по л..су, пуш..стым хв..стом сл..ды заметает.Запиши выделенные слова вместе с проверочными словами.
Ответ
Заглавие: "Рыжая лиса"
За деревней хвойные леса. Там живёт хитрая рыжая лиса. У лисы ушки на макушке. Лисица и во сне кур считает. Бежит лиса по лесу, пушистым хвостом следы заметает.
Леса − лес, лиса − лис. 88
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №88
Собери родственные слова по группам. Продолжи строчки.
Морской, садовый, моряк, сад, домовик, цвет, садовник, дом, цветной, глазеть, домашний, глаз, море. глазной, расцветает.
Сад − садовый, садовник.
Дом − _
Море − _
Глаз − _
Цвет − _Поставь в словах знак ударения. Какое слово является проверочным в каждой группе? Подчеркни его.
Ответ
Са́д − садо́вый, садо́вник.
До́м − домови́к, дома́шний.
Мо́ре − морско́й, моря́к.
Гла́з − глазе́ть, глазно́й.
Цве́т − цветно́й, расцвета́ет. 89
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №89
Прочитай. Запиши данные слова вместе с проверочными словами.
Соловей, молоко, города, молоток, топоры.
Солове́й — соло́вушка, _Подчеркни буквы безударных гласных звуков, которые нельзя проверить.
Ответ
Солове́й — соло́вушка, молоко́ − моло́чный, города́ − го́род, молото́к − мо́лот, моло́тит, топоры́ − топо́р.
90
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №90
Прочитай слова. Запиши их, вставляя пропущенные буквы.
Л..пата‚ д..ревня, вет..р‚ м..шина‚ з..вод‚ д..журный, пон..дельник, ч..тверг, пятн..ца, сп..сибо, ст..кан‚ п..суда‚ уж..н‚ ..дежда.Ответ
Лопата‚ деревня, ветер‚ машина‚ завод‚ дежурный, понедельник, четверг, пятница, спасибо, стакан‚ посуда‚ ужин‚ одежда.
91
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №91
Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова из словаря. Запиши стихотворение по памяти.
Утро в огороде
На м..рковке и на свёкле
Гнётся зел..нь от р..сы.
..гурцы и те примолкли
Промочили все усы.Ответ
Утро в огороде
На морковке и на свёкле
Гнётся зелень от росы.
Огурцы и те примолкли
Промочили все усы. 92
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №92
Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.
гн..здо
к..л..ски
х..л..да
цв..ты
гр..бы
л..ства
зв..здаДопиши предложения, выбрав нужные слова.
Наступили сильные _.
Ласточка свила под крышей _.
Дети собирали в поле _.
В небе сияет яркая _.
Вадим принёс в школу _.
С клёна осыпалась последняя _.
В лесу собирают осенние _.Ответ
гнездо
колоски
холода
цветы
грибы
листва
звездаНаступили сильные холода.
Ласточка свила под крышей гнездо.
Дети собирали в поле цветы.
В небе сияет яркая звезда.
Вадим принёс в школу колоски.
С клёна осыпалась последняя листва.
В лесу собирают осенние грибы. 93
-
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №93
Аня и Ваня составили для вас диктант. Вспомните, в каком произведении описаны похожие события. Прочитай текст, объясняя друг другу по очереди правописание пропущенных букв.
К..тёнок Васька с..дел на п..лу и л..вил мух. На ст..ле л..жала шляпа. К..тёнок заметил её, прыгнул и уц..пился к..гтями за края шляпы. Шляпа упала со ст..ла и накрыла шалуна Ваську.
Мальчики увидели на п..лу шляпу и х..тели поднять её. Но шляпа поползла прямо на р..бят.Вспомни вместе с друзьями, что произошло дальше с героями рассказа.
Ответ
Н. Носов "Живая шляпа".
Котёнок Васька сидел на полу и ловил мух. На столе лежала шляпа. Котёнок заметил её, прыгнул и уцепился когтями за края шляпы. Шляпа упала со стола и накрыла шалуна Ваську.
Мальчики увидели на полу шляпу и хотели поднять её. Но шляпа поползла прямо на ребят.
Котёнок (кот), сидел (сидя), полу (пол), ловил (ловит), столе (стол), лежала (лёг), уцепился (цепко), когтями (когти), хотели (хочет), ребят (словарное слово).
Далее в рассказе: ребята испугались и решили кидать в шляпу картошкой, а когда попали в цель, из−под шляпы вылез котёнок. Они поняли что произошло, и стали гладить, и обнимать котёнка от радости. 94
-
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №94
Впиши пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
Фла.. — флаги, са.. — _, гла.. — _, гри.. — _, рука.. — _, ё.. — _, сле.. — _.
Кро.. — кроты, мос.. — _, ле.. — _, ду.. — _, ёр.. — _, шка.. — _, пиро.. — _.
Сове.. — советы, бере.. — _, галсту..— _, самолё.. — _, обе.. — _, лё.. — _, ло.. — _.Ответ
Флаг — флаги, сад — сады, глаз — глаза, гриб — грибы, рукав — рукава, ёж — ежи, след — следы.
Крот — кроты, мост — мосты, лев — львы, дуб — дубы, ёрш — ерши, шкаф — шкафы, пирог — пироги.
Совет — советы, берег — берега, галстук— галстуки, самолёт — самолёты, обед — обеды, лёд — льды, лоб — лбы. 95
-
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №95
Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.
пиро..
лу..
горо..
лу..
сне..
ю..Допиши предложения, выбрав нужное слово. В скобках впиши проверочное.
Красивыми цветами запестрел _ (_).
Мама испекла нам вкусный _ (_).
К вечеру густыми хлопьями повалил _ (_).
На берегу Оки стоит красивый _ (_).
Осенью журавли летят на _ (_).
На грядке вырос зелёный _ (_).Ответ
пирог
луг
город
лук
снег
югКрасивыми цветами запестрел луг (луга).
Мама испекла нам вкусный пирог (пироги).
К вечеру густыми хлопьями повалил снег (снега).
На берегу Оки стоит красивый город (города).
Осенью журавли летят на юг (юга).
На грядке вырос зелёный лук (луковка). 96
-
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №96
К данным словам устно подберите проверочные. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Ре..ка − репа, гла..ки, берё..ка, слё..ки, зу..ки, тетра..ка‚ сли..ки, ко..ка‚ но..ти‚ ло..ка.Ответ
Репка − репа, глазки − глаза, берёзка − берёза, слёзки − слёзы, зубки − зубы, тетрадка − тетрадочка‚ сливки − сливочки, кошка − кошечка‚ ногти − ноготки‚ лодка − лодочка.
97
-
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №97
Прочитай отрывок из стихотворения Н. Некрасова "Саша". Вставь в слова пропущенные буквы.
В зимние сумерки нянины ска..ки
Саша любила. Поутру в сала..ки
Саша садилась, л..тела стр..лой‚
Полная счастья, с г..ры л..дяной.Запиши стихотворение по памяти.
Ответ
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой‚
Полная счастья, с горы ледяной. 98
-
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №98
Прочитай и отгадай загадки. Напиши отгадки. Вставь в слова пропущенные буквы.
Без ру.., без но.., а руба..ку носит.
Бегут по доро..ке доски да но..ки.
Всю жизнь свою хожу в тельня..ке, но без сапо.. и без фура..ки.Ответ
Без рук, без ног, а рубашку носит. (Подушка)
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
Всю жизнь свою хожу в тельняшке, но без сапог и без фуражки. (Зебра) 99
-
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Упражнение №99
Прочитай текст. Озаглавь его.
Наконец выпал пушистый сне.. . Он замёл все доро..ки. Какой большой сугро.. вырос у дома!
Сергей взял кон..ки и поб..жал на пру... Пру.. замёр... Сергей пок..тил по гла..кому л..ду.Спиши текст, вставляя в слова пропущенные буквы.
Попроси товарища проверить написанное.Ответ
Заглавие: "Зимние забавы"
Наконец выпал пушистый снег. Он замёл все дорожки. Какой большой сугроб вырос у дома!
Сергей взял коньки и побежал на пруд. Пруд замёрз. Сергей покатил по гладкому льду. 100
-
Слова с удвоенными согласными. Упражнение №100
Прочитай слова. Запиши их в алфавитном порядке. Подчеркни удвоенные согласные.
Алла, класс, Анна, Кирилл, шоссе, Геннадий, жужжать, Римма, дрожжи, Инна, колонна, аллея.Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
Ответ
С заглавной буквы написаны имена собственные.
Алла, аллея, Анна, Геннадий, дрожжи, жужжать, Инна, Кирилл, класс, колонна, Римма, шоссе. 101
-
Слова с удвоенными согласными. Упражнение №101
Прочитайте предложения. Спишите их. Вставьте букву там, где это необходимо.
С(..)ора до добра не доведёт.
Не выноси с(..)ор из избы.Ответ
Ссора до добра не доведёт.
Не выноси сор из избы. 102
-
Слова с удвоенными согласными. Упражнение №102
Прочитай текст. Впиши подходящие по смыслу слова.
Ребята из нашего _ любят спорт. Мы играем в _ и _.
По _ все вместе ходим в _. По _ парка мы бегаем _. Мы закаляемся и не болеем _.
Слова для выбора: класса, бассейн, гриппом, кроссы, теннис, субботам, хоккей, аллеям.Подчеркни слова с непроверяемым написанием.
Ответ
Ребята из нашего класса любят спорт. Мы играем в теннис и хоккей.
По субботам все вместе ходим в бассейн. По аллеям парка мы бегаем кроссы. Мы закаляемся и не болеем гриппом. 103
-
Слова с удвоенными согласными. Упражнение №103
Запиши пары слов. Подчеркни удвоенные согласные.
Осень − осенний, весна − весенний, рано − ранний, утро − утренний.Ответ
Осень − осенний, весна − весенний, рано − ранний, утро − утренний.
104
-
Слова с удвоенными согласными. Упражнение №104
Прочитай текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы.
Пришла осен..яя пора. В это время ещё ласково светит солнце. Но становится всё прохладнее. Начинаются утрен..ие заморозки.Ответ
Пришла осенняя пора. В это время ещё ласково светит солнце. Но становится всё прохладнее. Начинаются утренние заморозки.
105
-
Слова с удвоенными согласными. Упражнение №105
Вспомни, как переносят слова с удвоенными согласными.
Раздели слова для переноса.
Колонна, сумма, аккуратно, пассажир, группа, сумма, суббота, троллейбус, хоккей, перрон, жужжать.Ответ
Ко−лон−на, сум−ма, ак−ку−рат−но, пас−са−жир, груп−па, сум−ма, суб−бо−та, трол−лей−бус, хок−кей, пер−рон, жуж−жать.
106
-
Слова с удвоенными согласными. Упражнение №106
Знаешь ли ты, как называют:
1) шестой день недели: _
2) игру с шайбой на льду: _
3) семь нот подряд: _Впиши слова−отгадки, разделив их для переноса.
Слова для выбора: гамма, хоккей, суббота.Ответ
1) шестой день недели: суб−бо−та.
2) игру с шайбой на льду: хок−кей.
3) семь нот подряд: гам−ма. 107
-
Непроизносимые согласные. Упражнение №107
Прочитай пары слов. Найди и подчеркни буквы непроизносимых согласных звуков.
Сердце − сердечко, звёздный − звезда, радостный − радость, солнце − солнышко, здравствуй − здоровье, счастливый − счастье.Запиши слова парами. Подчеркни слова, которые являются проверочными.
Ответ
Сердце − сердечко, звёздный − звезда, радостный − радость, солнце − солнышко, здравствуй − здоровье, счастливый − счастье.
108
-
Непроизносимые согласные. Упражнение №108
Прочитай текст.
Ёлка в Кремле
Наступили зимние каникулы. Володя Соловьёв отправился в Кремль на новогодний _. Он поднялся по красивой _ в Георгиевский зал. Там стояла _ ёлка. _ у Володи _ забилось. Вместе с другими детьми он играл с дедом Морозом, пел песни. Ни у кого не было _ лиц. Все были _.Вставь пропущенные слова. Подчеркни буквы непроизносимых согласных звуков.
Слова для выбора: счас..ливы, праз..ник, лес..нице, чудес..ная, сер..це, радос..но, грус..ных.Ответ
Ёлка в Кремле
Наступили зимние каникулы. Володя Соловьёв отправился в Кремль на новогодний праздник. Он поднялся по красивой лестнице в Георгиевский зал. Там стояла чудесная ёлка. Сердце у Володи радостно забилось. Вместе с другими детьми он играл с дедом Морозом, пел песни. Ни у кого не было грустных лиц. Все были счастливы. 109
-
Непроизносимые согласные. Упражнение №109
Прочитай словосочетания. Есть ли в них слова с непроизносимым согласным звуком?
Вкусное угощение. Прекрасный подарок. Ужасный ветер. Чудесный доктор. Опасный поворот. Интересная книга. Небесный купол.Запиши словосочетания по памяти.
Ответ
Вкусное угощение. Прекрасный подарок. Ужасный ветер. Чудесный доктор. Опасный поворот. Интересная книга. Небесный купол.
Слов с непроизносимым согласным звуком в упражнении нет. 110
-
Непроизносимые согласные. Упражнение №110
Прочитай предложение. Как ты понимаешь его?
Честность — великая добродетель.Выпиши слово с непроизносимым согласным, подобрав к нему проверочное слово.
Ответ
В предложении имеется ввиду, что честность − ценное качество в человеке.
Честность − честен. 111
-
Непроизносимые согласные. Упражнение №111
Прочитай стихи А. Пушкина. Есть ли в них слова с непроизносимым согласным звуком? Выпиши эти слова.
Вспомни из каких произведений взяты эти строки.
Мороз и со..нце; день чудес..ный!
Ещё ты дремлешь, друг прелес..ный‚
Пора, красавица, проснись.Здра..ствуй, князь ты мой прекрас..ный!
Что ж ты тих, как день ненас..ный?Ответ
"Зимнее утро"
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный‚
Пора, красавица, проснись.
"Сказка о царе Салтане и мёртвой царевне"
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Слова с непроизносимым согласным звуком: солнце, прелестный, здравствуй, ненастный.