Множество раз нам доводилось держать в руках такие рабочие тетради по русскому языку учеников второго класса, и ни у одного из ребят не было заполнено и половины тетради. Встает вопрос, надо ли было их покупать для учебы? Можете не отвечать. Задания простые, любому второкласснику по силам. Но бываю случаи, когда нужно быстро списать ответы и освободиться. Тогда ГДЗ на 7 гуру вас, как обычно, выручит. Ответы ко второй части тетради для самостоятельных работ по русскому языку за второй класс, авторы Байкова, Малаховская, на этой странице.

Ответы к тетради русский язык 2 класс 2 часть Байкова:

Делаем ГДЗ по ходу учебы, так что пишите, какую страницу проходите, чтобы мы делали ГДЗ вперед вас.

 Множество раз нам доводилось держать в руках такие рабочие тетради по русскому языку учеников второго класса, и ни у одного из ребят не было заполнено и половины тетради. Встает вопрос, надо ли было их покупать для учебы? Можете не отвечать. Задания простые, любому второкласснику по силам. Но бываю случаи, когда нужно быстро списать ответы и освободиться. Тогда ГДЗ на 7 гуру вас, как обычно, выручит. Ответы ко второй части тетради для самостоятельных работ по русскому языку за второй класс, авторы Байкова, Малаховская, на этой странице.

Ответы к тетради русский язык 2 класс 2 часть Байкова:

Делаем ГДЗ по ходу учебы, так что пишите, какую страницу проходите, чтобы мы делали ГДЗ вперед вас.

Страница 3

Ответы к странице 3

1. Расшифруй запись.

Месяц январь — зимы государь.

2. Вставь новое словарное слово. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Выпиши родственные слова и выдели в них корень.

Рассуждение ученика: слова мороз и отморозил — родственные слова. Они имеют общую часть (корень), которая хранит их общий смысл. В слове отморозил пропущены безударные гласные в корне слова. Следовательно, пишу — отморозил.

Ой, мороз! Ой мороз!
Отморозил щёки, нос.

Мороз, отморозил

Дополнительные задания

Слово-название предмета поставить в начальную форму. Рассуждение ученика. Слова-названия действия в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Что сделал?) отморозил — ( что сделать?) отморозить. Также можно предложить детям подобрать и записать слово-название признака, родственное данным словам (морозный).

4

Ответы к странице  4

3. Выпиши главные члены предложения.

1. Дом стоял около дороги.
2. Ребята отнесли ёжика в дом.

3. Мышка любит сыр.
4. Сыр лежит на тарелке.

5. В поле выросла рожь.
6. Крестьяне убрали рожь.

1. (Что?) дом (что делал?) стоял .
2. (Кто?) ребята (что сделали?) отнесли.

3. (Кто?) мышка (что делает?) любит.
4. (Что?) сыр (что делает?) лежит.

5. (Что?) рожь (что сделала?) выросла.
6. (Кто?) крестьяне (что сделали?) убрали.

5

Ответы к странице  5

4. Запиши скороговорку буквами. В первом и во втором предложениях подчеркни основу.

Рассуждение ученика: [д’эт] — в конце слова парный глухой согласный [т], при записи слова можно сделать ошибку. Для этого нахожу проверочное слово — деду, деда. Пишу дед. В конце слова буква Д. Точно такое же рассуждение при записи слов лук (при записи данного слова предложите детям в четвертом предложении найти слово, которое будет являться проверочным для данного слова), внук.
Чтобы правильно записать слово чуб, необходимо вспомнить правило: ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.

Посадил  дед  лук.
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.

5. Спиши стихотворение, вставь нужные буквы. Где возможно, перед словом пиши проверочное слово.
...(С. Маршак)

В (декáбрь) декабре, в декабре,
Все (дéрево) деревья в серебре.

Нашу речку, словно в (сказок) сказке,
За ночь (мост) вымостил (морозы) мороз,

(нóвый) Обновил коньки, (салазок) салазки,
Ёлку из (лес) лесу (везёт) привёз.

6

Ответы к странице  6

6. Вставь новое словарное слово. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Подчеркни основы предложений.

Иней    лёг на ветви ели.
Иглы за ночь побелели.

Выпиши выделенные слова, рядом напиши начальную форму.
Образец: ветви — ветвь

Ветви — ветвь, ели — ель, иглы — игла.

Объясни значение слова через родственное слово.

Белеть — стать    белым.

7. Спиши стихотворение, вставляя нужные буквы. На последних строчках запиши проверки тех слов, которые можно проверить.

В зимний холод и в жару
Зеленеет ель в бору.
Ели выросли в тиши,
Стали ели хороши.

Слова для проверки: холодá, жар, зелёный, зéлень, бор, тишь, хорóший.

Подчеркни предлог В вместе со словами-предметами, в форму которых он входит.

7

Ответы к странице  7

8. Определи, какое из выделенных слов является словом-названием предмета, а какое — словом-названием действия. В скобках напиши их начальную форму. Слово-предмет подчеркни так –––––, а слово-действие так =.

Мы щенка в воде и мыле (  мыло  )
Два часа мочалкой мыли (  мыть  ).

(Кто?) Мы (что делали?) мыли.
Мыли (кого?) щенка.
Мыли (в чём?) в воде и мыле.
Мыли (чем?) мочалкой.

Слово-название предмета в начальной форме отвечает на вопросы (кто? что?) и стоит в единственном числе. (Одно — что?) мыло.
Слово-название действия в начальной форме отвечает на вопросы (что делать? что сделать?). Мы (что делали?) мыли. (Что делать?) мыть.

8-9

Ответы к странице 8-9

9. Одно из слов в тексте дано в разных формах. Найди их и выпиши вместе с предлогами. Подчеркни начальную форму одной чертой.
Выпиши две группы родственных слов. У родственных слов выдели корень.

Бык бодается с быком,
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка.

(В. Бахревский)

Формы слова-названия предмета:

(Кто?)    бык  , (с кем?)    с быком  , (от кого?)    от быка .

Родственные слова:

1. (Что делает?)     бодается,
    (какого?)    бодливого        .

2. (Что делают?)        убегают,
     (кто?)             бегун            .

Рассуждения ученика. В данном стихотворении есть слова, у которых есть одинаковая часть, которая пишется одинаково и в которой заключается общий смысл данных слов. Необходимо выяснить, где формы одного и того же слова, а где разные слова, являющиеся родственными. С быком: начальная форма бык. От быка: начальная форма бык, следовательно, бык, с быком, от быка — формы одного и того же слова, так как у них одинаковая начальная форма.
(Что делает?) бодается, начальная форма (что делать?) бодаться. Бодливого, начальная форма (какой?) бодливый. Бодается и бодливый — разные слова, так как у них разные начальные формы. Данные слова являются родственными словами, так как у них есть одинаковая часть бод (корень), которая хранит их общий смысл.

10. Спиши предложения, вставь нужные буквы. Устно проверь сомнительные написания. Подчеркни основу в каждом предложении. Сделай схему 3-го и 4-го предложений.

Рассуждения ученика. В слове мед парный согласный в конце слова. Чтобы правильно записать слово, надо подобрать проверочное слово — меда. Пишу букву Д. (То же со словами крот, стриж.) В слове ловкий парный согласный в середине слова. Проверочное слово ловок. Пишу букву В. Для слова мышь проверочное слово мыши. Так как это слово женского рода с основой на шипящий, в конце пишу Ь.

Бурый Мишка лижет мёд.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет жёлуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский любит мышь.

(С. Михалков)

3. ___ ==== -----.
4. ==== ---- _____.

Посмотри, какие схемы сделали к подчёркнутым словам Миша и Маша. Выбери правильную и обведи её.

Правильные схемы у Маши.

Дай характеристику каждому согласному звуку. Посмотри, как это сделала Маша.

Мёд [м’от]
[м’] — звонк., мягк.; [т] — глух., твёрд.

Ест [й’эст]
[й’] — звонк., мягк.   [с] — глух., твёрд.
                                  [т] — глух., твёрд.

Стриж [стр’иш]
[с] — глух., твёрд.    [т] — глух., твёрд.
[р’] — звонк., мягк.    [ш] — глух., твёрд.

Сыр [сыр]
[с] — глух., твёрд.     [р] — звонк., твёрд.

10

Ответы к странице 10

11. Из задания 10 выпиши слова-названия действий, ниже напиши их начальную форму.

Образец. (Что делает?) лижет
        (что делать) лизать.

(Что делает?) ужинает
        (что делать) ужинать.
(Что делает?) ловит
        (что делать) ловить.
(Что делает?) любит
        (что делать) любить.

Обратите внимание на то, что если форма слова-названия действия отвечает на вопрос: что делает?, то и начальная форма будет отвечать на вопрос: что делать?

11

Ответы к странице 11

12. 

Рассуждение ученика. Задаю вопрос: какая? Дорогая. Слово дорогая является словом-названием признака, так как отвечает на вопрос: какая? Слова-названия признаков в начальной форме отвечают на вопрос: какой? (Какой?) Дорогой.

Дорогая моя      столица   ,
Золотая моя Москва!

Дорогой, золотой.

13. 

синего, синее, синие, синий

белый, белым, белая

Подчеркиваем в стихах слова машина, лежит.

12

Ответы к странице 12

14. Из каждой скороговорки выпиши родственные слова. Выдели в них корень. Имя и отчество не учитывай. Должно получиться 3 группы родственных слов.

Борона боронила неборованное поле.
Плотник Прокопий Прокопьевич
Пилил пилой и плотничал.

Рассуждение ученика. Слова борона, боронила (боронить — обрабатывать бороной), неборонованное (неборонованное — то, которое не бороновали) являются родственными словами, так как у них есть общая часть, в которой заключен общий смысл, — борон. Плотник, плотничал (плотничать — выполнять работу плотника) — родственные слова, у них есть общая часть, в которой заключен общий смысл (плотник/ плотнич). Так же и с третьей группой слов.

1. Борона, боронила, неборонованное.
2. Плотник, плотничал.
3. Пилил, пилой.

13

Ответы к странице 13

15.

Рассуждение ученика. В слове дубков в середине слова парный согласный [п] стоит перед другим согласным [к]. Чтобы правильно записать слово, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Проверочное слово дубы. В слове дубков пишу буквы Б и К . Подчеркиваю букву Б, так как она нуждалась в проверке.

На каждом из ду  бк  ов
По паре голу   бк   ов.
Кошке игру   шк и, мышке слё  зк и.
Пляшут ша  пк и,
Пляшут у  шк и,
Пляшут ро  жк и и хвосты!

Проверочные слова:  дубы, голуби, игрушечка, слёзы, шапочка, уши, рожища.

16

И нам за это от души
Спасибо    скажут малыши

14

Ответы к странице 14

17.

Рассуждение ученика. Нет скворц[а] , дам скворц[у] , любуюсь скворц[ом] . У слова скворец в других формах есть окончание, значит, в слове скворец нулевое окончание, основа — скворец . Один — скворец☐ , они — скворц[ы] . Чтобы правильно записать форму множественного числа, надо вспомнить правило. Правило: в окончаниях слов-названий предметов во множественном числе после Ц пишется Ы. Записываю слово скворцы, выделяю основу (скворец), окончание ы. Все остальные слова рассматриваются по аналогии.

певец☐ – певц[ы]
жнец☐ – жнец[ы]
купец☐ – купц[ы]
огурец☐ – огурц[ы]
храбрец☐ – храбрец[ы]

Уточни в толковом словаре значение выделенного слова. Составь и запиши с этим словом предложение.

Жнец жнёт в поле пшеницу.

18

Лото   –   лето
Маска   –   миска
Пир   –   пар
Фирма   –   форма
Булка   –   белка
Ласка   –   леска
Слава   –   слива
Кит   –   кот

Миша считает, что надо поменять букву гласного звука, а ты как считаешь?

Я соглашусь с Мишей.

15

Ответы к странице 15

19

Кузнец[ы], молодц[ы], жеребц[ы], дворц[ы], леденц[ы].

16

Ответы к странице 16

20. 

Рассуждение ученика. Форма огурцы — это форма множественного числа слова огурец. В форме огурцы -ы — окончание. Правило: в окончаниях слов-названий предметов во множественном числе после ц пишется ы. Пишу букву Ы. Слово цыкнул — родственное слову цыц (цыкнул — сказал цыц). В словах цыпленок, цыган, цыц, цыпочки в корне слова после ц пишется ы. Эти слова надо запомнить. Следовательно, в словах цыпленок и цыкнул после ц пишу ы.

Огурц  ы 
Молодц  ы  :
Не ползут во все конц  ы  .

В этом домике жильц  ы           
Все умелые пловц  ы   

Поют весной 
Скворц  ы  – отц  ы                  
Пока не вывелись птенц  ы 
                                                  
Ц  ы  плёнок ц  ы  кнул на щенка.
Ц  е  пь, видно, очень коротка.

- Эх, замолчите, мудрец  ы  ,
Конца нет спорам вашим! –
Сказали медные щипц  ы   
Давайте – ка попляшем!

17

Ответы к странице 17

21.

Слова-названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что? и стоят в единственном числе. Один (что?) класс, одна (что?) доска, рука.

Вышел в    классе    я к доске.
Встал. Стою с мелком в руке.

класс, доска, мелок, рука

22.

Рассуждения ученика. Солнечный денёк (день). Нет деньк[а] , они — деньк[и] . В слове денек/☐ нулевое окончание. В слове день и денек есть одинаковая часть (корень), в которой заключен общий смысл де[н’]. Денек — образовано от слова день с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ек- (денек — так ласково называют день).

Горячий         уголёк (уголь).
Трухлявый    пенёк (пень).
Яркий            огонёк (огонь).
Дикий            зверёк (зверь).
Морской        конёк (конь).

18

Ответы к странице 18

23

Баю – баюшки – баю. Не ложися на краю –
Придёт серенький    волчок    (волк),
Он ухватит за    бочок    (бок)
Он ухватит за    бочок    (бок)
И потащит во    лесок    (лес)
Под ракитовый кусток (куст).

Паучок    (паук) приехал на базар,
Мухам    паучок     (паук) привёз товар.

Выпиши слова, в которых произошло чередование согласных звуков в корне слова. Подчеркни буквы чередующихся согласных в корне.

Образец: волк – волчок

волк – волчок, бок – бочок, паук – паучок

19

Ответы к странице 19

24. Одинаковое ли значение у слова почитай в этой поговорке и в предложении «Почитай мне книгу »? Слово почитать имеет разные значения, или это два разных слова? Какому слову из двух будут родственными слова чтение, прочитанный, а какому — слова почтение, почет, почетный (почетная грамота)?

Дети должны прийти к выводу, что есть два разных слова почитать.

Почитай     учителя   , как родителя.

25. Запиши слова звуками.

Двор –    [двор]     , дым –    [дым]   ,
сеть –    [с’эт’]    , вкус –    [фкус]   ,
луна –    [луна]   , клён –    [кл’он]   .

Выбери любое слово и дай характеристику согласным звукам. 

[двор]
[д] – согл., звонк., твёрд.
[в] –  согл., звонк., твёрд.
[р] –  согл., звонк., твёрд.


[с’эт’]
[с’] – согл., глух., мягк.
[т’] – согл., глух., мягк.

[луна]
[л] – согл., звонк., твёрд.
[н] – согл., звонк., твёрд.

20

Ответы к странице 20

26. 

Рассуждение ученика. Слова удивление и диво являются родственными словами, так как в них есть общая часть, которая хранит их общий смысл. Следовательно, в корне слова удивление пишется буква И.

зам  е нить (обмен, мина) – миномёт
ск  а листый (скользкий, скалы) – скользят
скр  и пучий (скрип, скрепка) – скреплять
м  а стерить (мост, мастер) – мостики
г  о  ристый (горка, горе) – горюешь

Еще родственные слова к словам, стоящим в скобках:

мина — минер, скользкий — скользить, скрепка — скрепить, мост — мостик, горе — горевать

27. 

Рассуждение ученика. Сначала у слова кирпич/ надо отсечь нулевое окончание, потом к оставшейся основе добавить суффикс -н-, после чего добавляется окончание -ый. Получилось слово кирпичный.
  Нужно помнить, что ученик образовывает слово-название признака всегда в начальной форме и лишь затем ставит его в ту форму, которая требуется данным словосочетанием: замок/ + н + ... = замочный; цветок/ + н + ... = цветочный. В тех словах, где есть чередование согласных в корне, ученик отмечает еще и это: в корне двух родственных слов можно увидеть чередование звуков [ч’] и [к].

(кирпич)   кирпичн[ый]    дом
(замок)    замочн[ая]       скважина
(цветок)   цветочн[ое]     кашпо
(улица)    уличн[ый]        фонарь
(молоко)  молочн[ая]      каша
(успех)     успешн[ое]      дело

21

Ответы к странице 21

28

Ежели вы не жили
Возле ежеви  чн ика,
Но ежели вы жили
Возле земляни  чн ика, -
Значит, земляни  чн ое
Варенье вам привы  чн ое,
И вовсе непривы  чн ое
Варенье ежеви  чн ое.

Чайник с крыше  чк ой,
Крыше  чк а с шише  чк ой,
Шише  чк  а с дыро  чк  ой,
В дыро  чк  е – пар.

Из второй скороговорки выпиши 3 группы слов, являющихся формами одного и того же слова.

1) С крышечкой, крышечка.
2) С шишечкой, шишечка.
3) С дырочкой, в дырочке.

Возможная ошибка: учащиеся забывают включать предлог в форму слова-названия предмета. Рассуждения ученика. С крышечкой — начальная форма (одна что?) крышечка. С крышечкой и крышечка — формы одного и того же слова (то же самое с шишечкой и шишечка). С дырочкой — начальная форма (одна — что?) дырочка. В дырочке — начальная форма (одна — что?) дырочка, следовательно, с дырочкой и в дырочке — формы одного слова (так как у них одинаковая начальная форма).

22

Ответы к странице 22

29. 

Ежевичник☐ – место, где растёт     ежевик[а].
Земляничник☐ – место, где растёт     земляник[а].
Ежевичн[ое] варенье – варенье из      ежевик[и].
Земляничн[ое] варенье – варенье из     земляник[и].

Дополнительное задание. Учитель может предложить учащимся определить, как образовалось слово ежевичник (от слова ежевика при помощи суффикса -ник-), а также обратить внимание на то, какой оттенок смысла данный суффикс вносит в слово (он обозначает место расположения чего -либо). Ежевик/ + ник + ... = ежевичник☐

30. 

Расплелась    косичк[а].
Рыжая            лисичк[а].

Течёт          речк[а].
Топится      печк[а].

Дождевая тучк[а].
Маленькая ручк[а].

Чтобы выделить окончание, ребенок должен изменить слово: нет косички, вижу косичку. Та часть слова, которая изменяется, является окончанием. Чтобы выделить корень, необходимо подобрать родственные слова: косичка, коса (корень кос-).

23

Ответы к странице 23

31. В стихотворение надо вписать новые словарные слова, поставив их в нужную форму.

Что мы сажаем,
Сажая леса?
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.
       (С. Маршак)

24

Ответы к странице 24

32. 

Рассуждения ученика. Говорим [што], а пишем что. В лоб — парный согласный на конце слова; чтобы правильно записать, надо найти проверочное слово (по лбу); пишу лоб, в конце пишется буква Б . В результате получается запись: что в лоб, что по лбу.

Что в лоб, что по́ лбу

33.

Слово, которое не имеет формы единственного числа, — очки.
Рассуждение ученика. Задаю вопрос: один — что? Венец. Изменю слово. Нет венца, дам венцу. Появилось окончание. Следовательно, у слова венец нулевое окончание и основа — венец. Образую форму множественного числа. Они — что? Венцы. Чтобы правильно записать форму множественного числа, надо воспользоваться правилом: «Во множественном числе у слов-названий предметов после ц в окончаниях пишется ы».

                      Ручки вперёд
                      Ручки назад,
                      Переворот.
                      Палочки,
                      Приседалочки,
                      Скакалочки,
                      Галочки,
                      Ученички,
                      Единички,
                      Очки,
                      Кулачки,
                      Бычки,
Венец,              венц[ы]
Конец!              конц[ы]

25

Ответы к странице 25

34. 

Слон — слониха. Морж — моржиха. Жираф — жирафиха. Лось — лосиха. Медведь — медведица. Волк — волчица.
Рассуждение ученика. Сначала у слова лось отсекаем нулевое окончание, затем к основе ло[c’] добавляем суффикс -их-, после чего к новой основе лосих добавляем окончание -а. Получилось слово женского рода лосиха. Лось/ + их + ... = лосиха.

лось – лось/ + их + [а] =   лос их[а]
медведь – медведь/ + иц  + [а] = медвед иц[а]
верблюд – верблюд/ + иц  + [а] =  верблюд иц[а]

26

Ответы к странице 26

35. 

Следить – это идти по следам.
Дворник – это человек, убирающий  двор.
Садик – это маленький сад.
Лесной – относящийся к лесу.
Хлебница – это посуда, где лежит хлеб.
Конфетница – это посуда, где лежат конфеты.
Чернильница – это посуда для чернил.

36. 

Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
(Б. Заходер)

27

Ответы к странице 27

37.

Рассуждения ученика. В слове [м’эл’] — три звука; если убрать букву М, то получится слово ель [й’эл’], в котором также три звука. Записываю слово ель. Слова, которые записывают дети: ель, яд, ямка, еда, елка.

Мель(3)               ель
Ряд(3)        3        яд
Лямка(5)    5        ямка
Беда(4)      4        еда
Чёлка(5)              ёлка

Запиши подчеркнутое слово звуками. Дай характеристику согласным звукам.

Мель – [м'эл’]
[м’] – звонк., мягк.
[л’] – звонк., мягк.

38

Наездник ловкий (ловок)
Пух лёгкий (лёгок)
Мёд сладкий (сладок)
Лёд гладкий (гладок)
Суп жидкий (жидок)
Снег липкий (липок)
Запах резкий (резок)
Лес редкий (редок)

28

Ответы к странице 28

39. 

«Здравствуйте!» - скажет мне кто-нибудь в Дании.
Я не пойму и скажу:    «До свидания!».
Будут смеяться шведы, датчане,
Русские,     немцы и англичане.
                                  (Дж. Родари)

29

Ответы к странице 29

40. 

Обращение — это слово, обозначающее того, к кому обращаются.
Плачет серый воробей (проверочное слово воробушек или воробышек): «Выйди, солнышко, скорей! » И бегут они к Медведю (проверочное слово: медом ведает) в берлогу: «Выходи ты, Медведь, на подмогу ». Говорю тебе, злодей (зло), Выплюнь солнышко скорей! 
Сказка «Краденое солнце».

Плачет серый вор о бей:
«Выйди, солнышко, скорей!»

И б е гут они к М е дведю в берлогу:
«Выходи ты, М е дведь, на подмогу».

Говорю тебе, зл о дей,
Выплюнь солнышко скорей!

Расти, к о са, до пояса,
Не вырони ни вол о са.

Как прохладно в чаще еловой!
Я цв е ты в охапке несу.
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в л е су?

Осторожней, д е твора,
Дальше, дальше от костра.

Дай мне, зайка, но ж ки в руки,
Я тебе надену брюки.

И скачут лягушки
За мной по п я там
И просят меня:
- Прокати, капитан!

Найди и выпиши слово, написание которого подчиняется правилу:

Ча – ща под ударением пиши с буквой а: в чаще.

Слово-название предмета, которое не имеет формы единственного числа: брюки. Для того чтобы дети правильно выполнили это задание, предложите все слова-названия предмета в выделенном отрывке поставить в форму единственного числа.

30

Ответы к странице 30

41. 

Мишка, Мишка, как не стыдно!
Вылезай из – под комода.

Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи!

- Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

31

Ответы к странице 31

42

Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает        алфавит   .
              (Е. Тарлапан)

43.

Рассуждения ученика. В первой скороговорке родственные слова рыл, дорыл. Выписываю слова-названия действий в начальной форме. (Что делал?) рыл — (что делать?) рыть, (что сделал?) дорыл — (что сделать?) дорыть. Слово дорыть образовалось от слова рыть с помощью приставки до-. В форме дорыл выделяю приставку до-. Во второй скороговорке родственные слова: мост, мостил, вымостил. Корень мост. Выписываю слова-названия действий в начальной форме. (Что делал?) мостил — (что делать?) мостить, (что сделал?) вымостил — (что сделать?) вымостить. Слово вымостить образовалось от слова мостить с помощью приставки вы-. В форме вымостил выделяю приставку вы-. Мост → мостить → вымостить.

Крот нору рыл,
Рыл и не дорыл.

Мороз мост мостил,
Мостил и не вымостил.

Варвара варево варила
Да не выварила, не сварила.

Из каждой скороговорки выпиши только слова-названия действий, поставив их в начальную форму.
У подчеркнутых слов выдели приставку.

1. (Что делать?) рыть – (что сделать?) дорыть.
2. (Что делать?) мостить – (что сделать?) вымостить.
3. (Что делать?) варить – (что сделать?) выварить – (что сделать?) сварить.

Покажи, какое слово от какого образовалось. Правильно расставь стрелки

Мост → мостить → вымостить

32

Ответы к странице 32

44. 

©      По длинной дороге, у соседнего дома, перед дивным садом, возле ближайшего магазина, в сосновом лесу, на лесной опушке, за толстым деревом, под кухонным столом, с высокой горы.

33

Ответы к странице 33

45. 

Скоро   сказка сказывается, не     скоро    дело делается.
Сказка, сказывается. Дело, делается.

46. 

Колыбельная
Баю – бай! Васик – бай!
Ты, собачка,   не    лай!
Ты, бычок,    не     мычи!
Ты, медведь,    не     рычи!
Волк, миленький,    не     вой!
Петушок, дружок,    не     пой!
Все должны теперь молчать:
Васик хочет спать…
Баю – бай! Васик – бай!
Ножками    не     болтай,
Глазками    не     моргай,
Смеяться    не     надо,
Ладушки ладо!
                 (Саша Чёрный)

34-35

Ответы к странице 34-35

47. 

Рассуждение ученика. (Что сделали?) Замяукали. Начальная форма (что сделать?) замяукать. Слово замяукать образовалось от слова мяукать с помощью приставки за-. Приставка — часть слова, стоящая перед корнем.

(что сделать?) замяукать
(что сделать?) захрюкать
(что сделать?) заквакать
(что сделать?) закрякать
(что сделать?) замычать
(что сделать?) запеть
(что сделать?) захлопать
(что сделать?) затопать
(что сделать?) замурлыкать
(что сделать?) зачирикать
(что сделать?) заржать
(что сделать?) зажужжать

36

Ответы к странице 36

48. 

В     субботу    не ходят на р а боту.

49. 

Спеши – спешка, спиши – письма, сидеть – сидя, седеть – седенький, слизать – лижет, слезать – залез, запевал – петь, запивал – пить, отварить – варит, отворить – створки, прожевал – жёванный, проживал – жить.

С выделенными словами составь и запиши два словосочетания.

Прожевал сухарь, проживал жизнь.

37

Ответы к странице 37

50. 

Рассуждения ученика: (что сделал?) пригрел, начальная форма (что сделать?) пригреть. Слово пригреть образовалось от слова греть с помощью приставки при-.
В словах пригрел и напоил корень выделять не надо. Данные слова трудны для разбора по составу.

(Что сделать?) пригреть – (что делать?) греть
(Что сделать?) накормить – (что делать?) кормить
(Что сделать?) напоить – (что делать?) поить
(Что сделать?) позвони́ть – (что делать?) звони́ть

38

Ответы к странице 38

51. 

Рассуждения ученика: (что делать?) сидеть — (что сделать?) посидеть, пересидеть. Слово посидеть образовалось от слова сидеть с помощью приставки по-. Выделяю приставку по-. Слово пересидеть образовалось от слова сидеть с помощью приставки пере-. В слове пересидеть выделяю приставку пере-.

(Что делать?) сидеть – (что сделать?) посидеть, высидеть.
(Что делать?) читать – (что сделать?) прочитать, дочитать.
(Что делать?) писать – (что сделать?) написать, переписать.
(Что делать?) петь – (что сделать?) запеть, спеть.
(Что делать?) стоять – (что сделать?) постоять, выстоять.
(Что делать?) молчать – (что сделать?) помолчать, замолчать.

39

Ответы к странице 39

52. 

Рассуждения ученика. Слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать? Что сделать? Посидеть, посмотреть, порисовать, собрать, поиграть, полепить, переделать. Среди данных слов надо выбрать слова с одинаковой приставкой. У некоторых слов есть одинаковая часть по-. Проверяю, является ли эта часть приставкой. Слово посидеть образовалось от слова сидеть, следовательно, в слове посидеть приставка по-. Выписываю слова посидеть — сидеть.

Он вздремнёт один часок
И ко мне на кресло – скок!
Чтобы вместе посидеть,
Телевизор посмотреть,
А потом порисовать,
Дом из кубиков собрать,
Поиграть на пианино,
Полепить из пластилина…
За день заинька успел
Переделать кучу дел.
           (М. Дружинина)

 посидеть ← сидеть
 посмотреть ← смотреть
 порисовать ← рисовать
 поиграть ← играть
 полепить ← лепить

Выпиши слово, которое подчиняется правилу:

Чу – щу пиши с буквой у: кучу.

В последней строчке найди и выпиши родственные слова. Выдели корень.

Переделать, дел.

40

Ответы к странице 40

53. 

Рассуждения ученика. Родник разлился (по чему?) по полям. Подчеркиваю по полям.

Разлился родник ключевой,
Белый, снеговой –
По чистым полям,
По крутым берегам,
По мхам, по болотам,
По зелёным просторам.

41

Ответы к странице 41

54.

Примета — то, что приметили (заметили).

Хлеба    урожай   , так зима холодна.

Зима – зимы, холодна – холод, холодный.

55. 

У слов – названий предметов женского рода с основой на шипящий звук на конце пишется Ь:

тишь, речь, рожь, брошь.

У слов – названий предметов мужского рода с основой на шипящий звук Ь на конце не пишется:

шалаш, луч, ткач, пейзаж.

У слов – названий действий в начальной форме на конце пишется Ь:

лечь, испечь, вытечь, толочь, обжечь.

Найди в толковом словаре выделенное слово. Составь и запиши два предложения с разными значениями этого слова.

Пейзаж великого художника украшал стену.                  ©
С холма был виден прекрасный морской пейзаж.

42

Ответы к странице 42

56. 

Пришла тёплая (вёсны) весна. (течь) Потекла (воды) вода. Дети взяли (доски) дощечки и сделали лодочку. (лодочка) Лодка плыла по воде. Дети (бег) бежали за ней и (весёлый) весело (крик) кричали. Они не (смотрит) смотрели под ноги. Дети (мочит) промочили ноги.

==== ____.

43

Ответы к странице 43

57. 

Рассуждение ученика. (Что сделал?) побежал — (что сделать?) побежать. Слово побежать образовалось от слова бежать с помощью приставки по-. Пишу слитно побежал, выделяю приставку по-. По дороге (начальная форма дорога) — по широкой дороге. По — предлог, входящий в форму слова по дороге. Пишу отдельно по дороге.

Побежал по дороге, достать до сливы, загадал  загадку, заглянул в окно, накрыть на стол, поехать по улице, вошёл во двор.

44

Ответы к странице 44

58. 

На трамвайном повороте
Снял с подножки сорванца:
- Отвечайте, где живёте?
Как     фамилия      отца?

...ЧА – ЩА под ударением пиши с буквой А.

отвечайте

45

Ответы к странице 45

59. 

Рассуждение ученика. Гололед — так говорят, когда очень скользко, т. е. голый лед. Буква соединительного гласного О. Косолапый — шутливое название медведя. Так говорят о том, кто ходит пятками врозь, носками внутрь. Косые лапы (ноги). Лежебока — от слов: лежать, бок. Водомерка — от слов: вода, мерить. Толстопятые — толстые пяты (пятки) Сыроежки — от слов: сырые, есть.

Гололёд, косолапый, лежебока, водомерка, толстопятые, сыроежки.

46

Ответы к странице 46

60. 

сорт – рост
аист – стаи
арфа – фара
кони – кино

61

1. Явление природы, когда падают листья, -

листопад.

2. Животное, у которого на носу рог, -

носорог.

3. Крушение, гибель корабля в море –

кораблекрушение.

4. Сухие фрукты –

сухофрукты.

46-47

Ответы к странице 46-47

62. 

Кто пришёл? – Трубочист
Для чего? – чистить трубы.

Чернощёкий (чёрные щёки).
Белозубый (белые зубы).
Синеглазый (синие глаза).
Желторотый (жёлтый рот).
Чернослив (чёрная слива).

48

Ответы к странице 48

63. 

Широкозеленолистый (широкий, зелёный, лист)
Зеленобелогубые (зелёный, белый, губа).

64. 

Рассуждение ученика. Для того чтобы выделить корень, подберу родственные слова: ходить, переход. В слове проходить корень ход. Часть слова, стоящая перед корнем, — приставка. Выделяю приставку про-. (Слово проходить образовалось от слова ходить с помощью приставки про-). Задание не предполагает выделение суффиксов, но если дети захотят это сделать, можно помочь им и показать, что в словах-названиях действий в начальной форме два суффикса — суффикс -ть (показывающий, что слово стоит в начальной форме) и суффикс, который стоит перед ним (в данных случаях это суффиксы -и-, -а-, -е-, -и-, -а-).

Проходить, заиграть, полететь, выносить, подписать.

49

Ответы к странице 49

65. 

Ешь пирог с грибами, а    язык    держи за зубами.

пирог – пироги
с грибами – гриб
держи – держит

В слове пирог — парный согласный в конце слова, проверочное слово пироги. В слове грибами безударный гласный в корне слова — проверочное слово гриб. В слове держи безударный гласный в корне слова — проверочное слово держит.

49-51

Ответы к странице 49-51

66. Выпиши все слова с разделительным ь в строчку через запятую.

Начала́
Воробью, семью, платье, лестью, честью, счастье, подполье, ручьи, муравьи, бельё, обезьянку.

...
Найди в текстве и подчеркни формы слова-названия действия, написание которых подчиняется правилу: жи-ши под ударением пиши с буквой и.

жили, жил

В выделенном двустишии найди родственные слова...

Дрессировщик, дрессирует.
Дрессировщик    – это человек, который
дрессирует    животных.

Объясни значение слова через родственное слово.

Подполье – помещение под полом.

Подчеркни в выводе нужное слово, стоящее в скобках.

Вывод. Разделительный Ь пишется после (согласных, гласных) букв перед (гласными, согласными) буквами. Напиши эти буквы:      е, ё, ю, я, и.

51

Ответы к странице 51

67. 

У слов лист, дерево, брат, стул, крыло, кол форма множественного числа образуется с помощью формообразующего суффикса [й’], а у слова гроздь звук [й’] входит в окончание, поэтому, рассуждая, ученик должен сказать, что звук [й’] произносится после корня. Рассуждение ученика: дерево — оно, следовательно, средний род. Одно дерево — они деревья. Во множественном числе после корня, оканчивающегося на согласный, слышу согласный звук [й’] и гласный звук. В слове деревья после В пишу разделительный Ь и букву гласного я.

(ср. р.) дерево – деревья
(м. р.) брат – братья
(м. р.) стул – стулья
(ср. р.) крыло – крылья
(м. р.) кол – колья
(ж. р.) гроздь – гроздья

52

Ответы к странице 52

68.

В данном упражнении учащиеся должны не только правильно записать слова, но и выполнить следующие задания:
1. Найти и подчеркнуть слова-названия предметов, в форму которых входят выделенные предлоги. Рассуждение ученика. В первом предложении предлог в входит в форму слова-названия предмета в полях. В четвертом предложении предлог под входит в форму слова-названия предмета под ковром (трогаются в рост (под чем?) под ковром). В последнем предложении предлог в входит в форму слова-названия предмета в землю (пустили цепкие корни (во что?) в землю), а предлог к — в форму слова названия предмета к солнцу (тянутся (к чему?) к солнцу).
2. Поставить слово подснежники в начальную форму, подобрать к нему родственные слова, разобрать его по составу и устно объяснить, как оно образовалось. Рассуждение ученика. Подснежники — начальная форма (один что?) подснежник. Родственные слова снег, снежный, снежинка. В слове подснежник выделяю корень снеж (при образовании родственных слов в корне происходит чередование звуков [к]/[ж], которое обозначается буквами г/ж) и нулевое окончание. Слово подснежник образовалось от слова снег СРА ЗУ при помощи приставки и суффикса. От слова снег отсекли нулевое окончание и к основе снег добавили приставку под- и суффикс -ник-, завершили слово нулевым окончанием. Выделяю приставку под- и суффикс -ник-.

Подснежники

В полях вьюжит метель. Ночью ещё наступают холода. Прозрачные лужицы покрываются звонким льдом. А под пушистым снежным ковром трогаются в рост подснежники. Они пустили цепкие корни в мёрзлую землю и тянутся к солнцу.

Выпиши подчеркнутое слово в начальной форме. Подбери к нему родственные слова и запиши их. Разбери подчеркнутое слово по составу.

Подснежник[и], снег, снежинка, заснеженный.

53

Ответы к странице 53

69. 

1. Ь – разделительный      2.Ь – показатель
                                             мягкости согласного
вьюжит                                метель
ночью                                   льдом

Вьюжит (звук [й’] в корне слова), ночью (звук [й’] после корня, так как входит в окончание).

54

Ответы к странице 54

70. 

Гусь свинье не     товарищ.

71. 

соль (ж. р.) – (чем?) солью
боль (ж. р.) – (чем?) болью
изгородь (ж. р.) – (чем?) изгородью
ночь (ж. р.) – (чем?) ночью
ель (ж. р.) – (чем?) елью
вещь (ж. р.) – (чем?) вещью

72. 

соль (ж. р.) – (чем?) солью
боль (ж. р.) – (чем?) болью
изгородь (ж. р.) – (чем?) изгородью
ночь (ж. р.) – (чем?) ночью
ель (ж. р.) – (чем?) елью
вещь (ж. р.) – (чем?) вещью

Рассуждение ученика. В слове соль в конце слова мягкий согласный [л’], в этом слове Ь показывает мягкость согласного. Слово соль подчеркиваю одной чертой. Слово ночь женского рода, основа его оканчивается на шипящий звук [ч’]; в этом слове Ь показывает, что слово женского рода. Слово ночь подчеркиваю волнистой линией. В слове солью — разделительный Ь . Слово солью подчеркиваю пунктирной линией. Ь — показатель мягкости: соль, боль, изгородь, ель. Ь — разделительный: солью, болью, изгородью, ночью, елью, вещью. Ь — показывает, что слово женского рода: ночь, вещь.

55

Ответы к странице 55

73. 

Ученики выполняют данное упражнение, руководствуясь правилом:
1. Разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на букву согласного звука, перед корнем.
2. Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я.
Рассуждение ученика. В слове проявить приставка про- оканчивается на гласный, следовательно, пишу без разделительного Ъ. В слове объявить приставка оканчивается на согласный, а корень слова явить начинается с буквы я, следовательно, пишу разделительный Ъ: объявить.

В слове пишется Ъ            Слово пишется без Ъ
1. объявить                        1. проявить
2. предъявить                    2. заявить
3. подъехать                      3. поехать
4. съехать                          4. наехать
5. объяснить                      5. пояснить
6. разъяснить                    6. выяснить

Подчеркни в выводе нужное слово в скобках.

Вывод. Разделительный Ъ пишется после (корня, приставки), оканчивающейся на букву (гласного, согласного), перед корнем (оканчивающимся, начинающимся) на буквы (гласных, согласных). Напиши их:       е, ё, ю, я.

56

Ответы к странице 56

74. 

Объедки, съесть, подъехали, въехали, съехали.

Рассуждение ученика. В слове объедки после согласного произносится согласный звук [й’] и гласный звук. Надо узнать, в какой части слова стоит это звукосочетание. Объедки — это остатки еды. В слове объедки корень -ед- и приставка об- — значит, пишу разделительный Ъ.

75. 

Выбор знака определяется местом: если не перед приставкой, то пишу разделительный Ь.

Бить – (что делает?) бьёт, (что делают?) бьют.
Лить – (что делает?) льёт, (что делают) льют.
Шить – (что делает?) шьёт, (что делают?) шьют.
Вить – (что делает?) вьёт, (что делают?) вьют.

57

Ответы к странице 57

76. 

Е, ё, ю, я               Е, ё, ю, я 
в начале слова    после разделительного Ъ
1. юнга                 1. вьюн
2. егерь                2. ружьё
3. якорь                3. барьер
4. ёлка                 4. друзья

58

Ответы к странице 58

77.

(сорока) сорочьи (чьи?) сказки
(лиса) лисьи (чьи?) повадки
(волк) волчьи (чьи?) зубы
(заяц) заячьи (чьи?) следы
(птица) птичьи (чьи?) гнёзда

Рассуждая, ученик должен сказать, что звук [й’] слышится после корня.

78. 

Десять ночей Айболит
(не) ест, (не) п(ь/ъ)ёт и (не) спит.

не ест, не пьёт, не спит

Дождик, капай веселей!
(Не) жалей!
Только нас (не) замочи!
Зря в окошко (не) стучи.

не жалей, не замочи, не стучи

Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать (не) хотят.

не хотят

(Не) стойте и (не) прыгайте,
(Не) пойте, (не) пляшите
Там, где идёт строительство
Или подвешен груз.

не стойте, не прыгайте, не пойте, не пляшите

Чушке солнца (не) видать,
Рыльца к небу (не) поднять.

не видать, не поднять

59-60

Ответы к странице 59-60

79

Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я.

Пассажирам на станции объявляется:
- Поезд курьерский на Марс отправляется.

По земле крестьянин ходит,
Плугом борозды проводит.

Возле леса кран подъемный
Поднимает груз огромный.

На фонарь летел снежок,
Крылья белые ожёг.

Продержавшись до поры,
Вновь съезжает, как с горы.

Не дружу с тобою я,
Раз ты съела воробья!

Угощала жирной костью
За печуркою в трубе,
А паук съел муху – гостью
И опять полез к себе.

Запиши выделенные слова звуками. Дай характеристику каждому согласному звуку.

Снег [сн'эк]                            Груз [грус]
[с] – согл., глух., твёрд.         [г] – согл., звон.,
[н’] – согл., звонк.,мягк.         [р] – согл., звон., твёрд.
[к] – согл., глух., твёрд.         [с] – согл., глух., твёрд.

Впиши нужные буквы в формулировку правила.

Правило. Буквы е, ё, ю, я обозначают    два    звука в следующих случаях:
1) в     начале    слова, например: я, ель, яблоко, ёлка;
2) после разделительного    Ь   , например: друзья, курьерский, крестьянин, крылья, воробья, костью, гостью.
3) после разделительного    Ъ   , например: съем, объявляется, предъюбилейный, подъёмный, съезжает, съела.

61

Ответы к странице 61

80. 

Правда – хорошо, а счастье – лучше.

81. 

Рассуждение ученика. Безволосую — начальная форма (какой?) безволосый. Записываю начальную форму слова безволосый. Безволосый — так говорят о ком-то, у кого нет волос. Записываю: нет волос.

безволосый – нет волос
безносый – нет носа
безногий – нет ног
безрогий – нет рогов

62

Ответы к странице 62

82. 

Лошадку – лошади, лошадок; коровку – корова, коровушка.

Найди и выпиши слово, написание которого подчиняется правилу: чк, чн пиши без Ь.

собачку

83. 

     [нц]
Солнце  – солнышко
    [рц]
Сердце  – сердечный
     [сн]
Грустная  – грустит
        [сн]
Радостный – радость
        [сн]
Капустный – капуста

Со словами-названиями признаков составь и запиши словосочетания.

Грустная девочка, радостный крик, капустный суп.             ©

63-64

Ответы к странице 63-64

84. 

Рассуждение ученика: в данных словах возможно чередование настоящего звука с нулевым звуком. Чтобы правильно записать эти слова, надо проверить их с помощью родственных слов.

доблесть – доблестный
вкус – вкусный
интерес – интересный
звезда – звёздный
сердечный – сердце
ярость – яростный
опасение – опасный
ужас – ужасный
уста – устный
чудеса – чудесный
хруст – хрустнуть
весть – известный

Найди и выпиши слово, написание которого подчиняется правилу чу – щу пиши с букой у.

чудесный

65

Ответы к странице 65

85. 

Со л нце над лесом
Лучами играет.
Дальше д е р е вня
В п о ля уб е гает.

Со л нце село.
Поз д ний час.
Ст о рожа выводят нас.

А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она.

Деревня убегает.
Солнце село.
Ходит волна.

Подчеркнутое слово запиши звуками. Дай характеристику каждому согласному звуку.

Час  [ч'ас]
[ч’] – согл., глух., мягк.
[с] – согл., глух., твёрд.

66

Ответы к странице 66

86

        Берёзка
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.

66-67

Ответы к странице 66-67

87. 

Дыни, дыни налитые,
Словно ул ь и з о лотые.

Нет цв е тка красивее тюл ь пана:
Он полыхает радо стн ым огнём.

Собрала я лоскуто чк и,
Сшила плат ь ице для до чк и.

Акула со злост ь ю
Захлопнула ро т .

А дело было ноч ь ю, зимою, в январе.
Два мален ь ких к о тёнка озябли на дв о ре.

По асфал ь ту и по рел ь сам
Шумный горо д  колесит.

Ден ь  за днём,
За годом го д 
Из ре чк и море
Воду п ь ёт.

Солов ь ю приснился сон:
Стал свин ь ёю хрюкать он.

Филину фонар ь  не нужен.
Филин с т ь мой кромешной дружен.

Явно хочет обез ь яна
Яблоки стащит ь  у Яна.

Выпиши подчеркнутое слово в начальной форме. Запиши его звуками и дай характеристику каждому согласному звуку.

Тюльпан [т’ул’пан]
[т’] – согл., глух., мягк.
[л’] – согл., звонк., мягк.
[п] – согл., глух., твёрд.
[н] – согл., звонк., твёрд.

68

Ответы к странице 68

88

Ь – показатель мягкости  Ь – разделительный
1. тюльпана                       1. ульи
2. маленьких                      2. платьице
3. по асфальту                  3. со злостью
4. по рельсам                    4. ночью
5. день                               5. пьёт
6. хрюкать                          6. соловью
7. фонарь                          7. свиньёю
8. с тьмой                          8. обезьяна
9. стащить

69

Ответы к странице 69

89. 

(Ненастье) ненастная, (несчастье) несчастной, (ужасы) ужасный, (честь) честнее, (солнышко) к солнцу, (счастье) счастливый, (опасен) опасная, (страсть) страстное.

Из выделенных слов найди и выпиши слова, в которых:

1) Ь показывает, что слово ж. р.:     ночь.
2) ь – разделительный:   ночью.
3) ь – показатель мягкости согласного:    боязнь, ноченьку, судьбе, конь, путь, очень, стать.

70

Ответы к странице 70

90. 

поз д ний – опоздал
гиган т ский – гигант
извес т ный – известие
радос т ный – радость
мес т ный – место

71

Ответы к странице 71

91.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе    позвал   .

Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый    пирог   .

Пирог, ножи и вилки тут –
Но что – то гости    не идут   .

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек    откусил   .

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту    съел   .

Когда же гости подошли,
То даже крошек    не нашли   .

Посмотри, как выделенное слово записано звуками. Дай характеристику согласным звукам.

Сел [с’эл]
[с’] – согл., глух., мягк.
[л] – согл., звонк., твёрд.

72

Ответы к странице 72

92.

Рассуждение ученика: в гостях — в корне слова безударный гласный, проверяемый ударением. Проверочное слово гость. Пишу в гостях. В данном слове Малыш сделал ошибку. Зачеркиваю а, сверху пишу о. У Карлсона — это имя, оно пишется с большой буквы. Зачеркиваю маленькую букву к, сверху пишу К. Живет — безударный гласный в корне слова, проверочное слово жить. Чтобы правильно записать это слово, надо вспомнить еще одно правило: ЖИ–ШИ пиши с буквой И и т. д.

        о           К
Я в гастях у карлсона,
                 и
который жевёт на|крыше.
Малышь.

В гостях 
Карлсон
Живёт 
На крыше 
Малыш 

73

Ответы к странице 73. Часть 2. Развитие речи

93. 

Отсюда, оттуда –
Отовсюду они хороши,
Алые клёны.
(ЁсаБусон)

В какое время года поэт любуется клёнами?

Напиши: осенью.

Почему поэт не может отвести от них взгляд? Допиши.

Потому что они отовсюду хороши.

Нужное подчеркни.

Это стихотворение является текстом или нет?

74-75

Ответы к странице 74-75

94. Прочитайте текст.

                               Два плуга
    Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. / Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу. Другой плуг долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. / Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро. Плуг же, пролежавший безо всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
                    План
1. Как были сделаны два плуга.
2. В чьи руки они попали.
3. Как оба плуга встретились.

76

Ответы к странице 76

95. 

        3. Кадо вышел на крыльцо, огляделся, его широкая рыжая морда выражала полное довольство. По ней мы прочли: «Кажется, больше не будут кусаться: за лето я всю эту дрянь начисто переловил».
       1. Этим летом спать Кадо мешали комары. У Кадо такая короткая шерсть, что от укусов не защищает. То и дело слышим: огромный Кадо лязгает зубами на комаров. Мало пришлось поспать этим летом Кадо!
        2. Но вот деньки стали короче, лето пошло на убыль, комары исчезли.

77

Ответы к странице 77

96. 

  2. Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна. Прочистила пчёлка глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко – разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
  1. Настала весна. Солнце согнало снег с полей. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
  3. Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло. Выбрались они из улья и полетели.

План а)
1. Наступление весны.
2. Пробуждение пчёл.
3. Пчёлы вылетают из ульев.

78

Ответы к странице 78

97. 

                                 Гаички
          Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка. /   Тогда я заметил, что ветер несет на меня опилки и они тут же ложатся дорожкой. Значит, в той стороне, откуда был ветер, кто – то работал над сухим деревом. /  Я пошел на ветер по этой белой дорожке опилок. И скоро увидел, что это две самые маленькие синицы – гаички работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых.

План
1. Соринка попала в глаз.
2. Ветер разносит опилки.
3. Маленькие работницы.

79

Ответы к странице 79

98. 

Дорогая мамочка!
Поздравляю тебя с праздником!
Желаю тебе     счастья, здоровья, быть всегда такой же красивой, как сейчас!
                                                              Семён    ©

80

Ответы к странице 80

99. 

        У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розка понесла щенка во рту на место.

Сколько получилось у тебя слов?

Напиши: 12.

пришла
не нашла

Такой текст называется повествованием или описание? Нужное подчеркни.

...  слова – названия признаков.

81

Ответы к странице 81

100. 

    Я завел себе легавую собаку.
    Собаку эту звали Мильтон. Она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными ушами и отвислыми губами,
очень сильная и умная.
          ~~~~~~~   ~~~~~    

Подчёркнутые тобой в обоих случаях слова это – слова-названия действий или слова-названия признаков? Нужное подчеркни.

Такой текст называется текст – описание.

82

Ответы к странице 82

101. 

     Весёлая собачка Вьюшка всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

Каким приемом пользуется автор, чтобы мы могли лучше представить, как выглядит Вьюшка? Напиши:

автор пользуется приёмом сравнения.

83

Ответы к странице 83

102. 

а) ... это описание или повествование?

                Красавица ёлка                   ©
а) Ёлка была увешана золотыми и серебряными яблоками. А на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти.
    Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали на тёмных ветках.
Большая ёлка со сверкающими огнями и блестящими игрушками была очень красива.

б) Повествование
    Подготовка к Новому году         ©

84

Ответы к странице 84

103. 

Без труда не выловишь рыбку из пруда

в) Чтобы что-то получилось, нужно постараться.

Пословица – это текст или что-то другое?

85

Ответы к странице 85

104

Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
Иль на окнах дышит
Закоптелых хат
Да узоры пишет,
Глядя на ребят…

Поэт оживляет мороз, холод.
Этот поэтический текст – описание или повествование?

86-87

Ответы к странице 86-87

105. 

                                      Булька
                                (рассказ офицера)
            У меня была мордашка. Звали её Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Булька был смирный и не кусался, но он был очень сильный и цепкий.
             Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что – то чёрное и блестящее. Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой.
          Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.

Итак, текст, в котором часто используются слова-названия признаков, – это  описание или повествование?
А текст, в котором много слов-названий действий, – это описание или повествование?

88

Ответы к странице 88

106. 

    Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. / У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба желтая, и на ней два черных пояса. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Снизу под кормой руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные!

Пароходик
Замечательный пароходик

89-90

Ответы к странице 89-90

107. 

1. Красноносый нырок – крупная массивная утка, весом от 1 до 2 кг.   / Самца легко отличить по большой ярко – рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо – буроватой окраски. /   Питается красноносый нырок почти исключительно зелёными частями растений и водорослями.
2. Я пошел на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывет, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывет и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.

Это текст описание или повествование?
Что общего у этих текстов: тема или основная мысль?

Ради чего написан каждый текст:

1 – сообщает какие – то точные научные сведения об утках – нырках;
2 – повествует о каком – то любопытном случае с нырками, свидетелем которого был рассказчик текста.
Какой из текстов научный: 1 или 2.
Какой из текстов литературный: 1 или 2.

91-93

Ответы к странице 91-93

108. 

                                          Бурундук
1. / Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13 – 15 см. Длина хвоста около 10 см. /
         В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.
         К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питаясь готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.

2.                                     Бурундук
       В самом конце лета я жил у приятеля моего, лесника, в глухом лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде сама собою колышется тяжёлая шапка дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки. Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку.
Мне очень приятно вспомнить маленьких бурундуков, оживляющих таёжную глушь и тишину. 

... оно выражает главное переживание текста,  –  сказала Маша.

94

Ответы к странице 94

109

Где описание более точное, научное: в тексте 1 или в тексте 2.

Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13 – 15 см. Длина хвоста около 10 см.

В каком из текстов (в 1-м или во 2-м):

1 – описываются привычки бурундука, его образ жизни, сообщается, чем питается этот зверёк.
2 – рассказывается какой-то забавный случай, связанный с этим зверьком.

Какой из этих текстов можно поместить в научную энциклопедию о животных: или 2.

V Одна иллюстрация – к литературному тексту (1-я), другая – к научному (2-я), –  возразила Маша.