Тетрадь для самостоятельной работы (авторы Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А) полностью оправдывает свое название, потому что в ней предусмотрены задания исключительно для выполнения их учеником дома, а значит самостоятельно. Но о какой безусловной самостоятельности может идти речь, когда ученик еще только в третьем классе. Конечно же, родителям нужно будет все проверить и перепроверить. Для вас, родители, ГДЗ к тетради номер один для самостоятельной работы к уроку Окружающий мир за третий класс авторов Федотова, Трафимова, программа перспективная начальная школа. Ответы разделены по темам и страницам, как в тетради №1.
Глобус — модель земного шара, с. 2
Задание 1. Рассмотри рисунок глобуса. Подпиши на нем Северный полюс, Южный полюс, отметь красным карандашом экватор, а синим - один из меридианов.
Задание 2. Дополни предложение. Наша страна - Россия находится в северном полушарии.
Ответы к стр. 3 - 4. Материки и океаны на глобусе
Задание 3. Найди на глобусе пять океанов Земли и напиши их названия. Обозначь их цифрами на рисунках глобуса.
1. Северный Ледовитый океан.
2. Атлантический океан.
3. Индийский океан.
4. Тихий океан.
5. Южный океан.
Задание 4. Прочитай текст. Определи с помощью глобуса и напиши, о каких океанах идёт речь.
1. Берега Антарктиды омывает Южный океан.
2. Океан, который полностью находится в Северном полушарии, — это Северный Ледовитый.
3. Океаны, через которые проходит экватор: Тихий, Атлантический, Индийский.
Задание 5. Найди на глобусе материки и впиши их названия в предложения.
1. Материк, на котором находится наша страна — Россия, называют Евразия.
2. Экватор пересекает материки: Южная Америка, Африка.
Задание 6. Прочитай высказывания. Проверь их правильность с помощью глобуса. Если высказывание верное, напиши «да».
Северный Ледовитый океан находится в Северном полушарии. Да
Южный полюс находится на материке Южная Америка. Нет
Ответы к стр. 5. Формы поверхности Земли
Задание 7. Прочитай текст. Подчеркни прямой линией предложения, в которых говорится о равнинах, а волнистой линией — предложения, где речь идёт о горах.
Придумай и напиши своё высказывание об этих формах земной поверхности.
1. Они обычно обозначены на глобусе коричневым цветом.
2. Они обозначены на глобусе зелёным и жёлтым цветами.
3. Это ровная или с невысокими холмами поверхность суши.
4. Самые высокие из них даже летом покрыты снегом и льдом.
5. Они занимают большую часть поверхности территории нашей страны.
6. Они удобны для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
7. Здесь сложнее заниматься сельским хозяйством, строительством зданий и дорог.
8. Их вершины покоряют альпинисты.
9. Они удобны для передвижения на транспорте.
Ответы к стр. 6 - 7. Географическая карта
Задание 8. Рассмотри таблицу. Определи, о чём идёт речь — о глобусе или о карте. Обведи буквы правильных ответов. Если ты ответишь верно, то выделенные буквы составят слово из семи букв.
Ответ: ОТЛИЧНО.
Задание 9. Подпиши КАРАНДАШОМ на контурной карте полушарий (с. 44-45) названия всех океанов.
Задание 10. На физической карте России (в конце учебника) найди: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, озеро Байкал, Уральские горы, реку Обь, Каспийское море. Подпиши эти объекты на контурной карте России (с. 46-47).
Ответы к стр. 8 - 10. Учимся читать карту
Задание 11. На физической карте полушарий найди названия двух-трёх океанов, морей, рек, гор, равнин и выпиши их.
Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический.
Моря: Чёрное, Белое, Азовское.
Реки: Волга, Дон, Обь.
Горы: Гималаи, Уральские, Альпы.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Европейская (Великая Европейская) равнина.
Задание 12. Открой физическую карту полушарий. Найди и запиши по шкале глубин и высот:
а) самые глубокие места Тихого океана, окрашенные на карте в тёмно-синий цвет, глубже 6000 м;
б) самые мелкие места Тихого океана, окрашенные в бледно-голубой цвет, до 200 м;
в) высоту Кавказских гор, окрашенных на карте в коричневый цвет, до 5000 м;
г) высоту Гималайских гор, окрашенных на карте в коричневый цвет, > 5000 м.
Задание 13. Определи условные обозначения рек, озёр, болот, вулканов, используя физическую карту России. Перерисуй их в свою тетрадь.
Задание 14. Посмотри план местности села Мирного (с. 10). Изучи условные обозначения плана. Запиши, какие объекты живой и неживой природы ты встретишь по дороге от дома Ивановых до дуба.
Объекты живой природы: растения, деревья, кусты, берёза.
Объекты неживой природы: магазин, детский сад, школа.
Задание 15. Начерти на плане местности села Мирного маршрут от школы до метеостанции; от метеостанции до пляжа.
Ответы к страницам 11 - 12. Холмы и овраги
Задание 16. Рассмотри рисунок холма. Покажи стрелкой склон, по которому во время дождя поток воды будет сильнее. Такой склон холма называют КРУТЫМ склоном.
Задание 17. Рассмотри рисунок оврага. Прочитай названия его частей: 1 — вершина, 2 — устье, 3 — дно, 4 — склоны. Отметь с помощью цифр эти части оврага на рисунке.
Дополни рисунок: покажи, как можно остановить рост оврага.
Для того, чтобы остановить рост оврага, по склонам сажают деревья и кустарники, сеют травы. А небольшие овраги засыпают камнями и землёй.
Ответы к страницам 13 - 15. Стороны горизонта
Задание 18. Рассмотри рисунок. Укажи линию горизонта синим цветом.
Определи и подпиши стороны горизонта, если на рисунке изображён момент восхода Солнца. Допиши предложения.
Солнце восходит на востоке.
Маша стоит лицом к востоку.
Стог расположен к северу от Маши.
Водоём находится к югу от Маши.
Задание 19. Рассмотри рисунок. Определи стороны горизонта, если известно, что наступил полдень. Синим цветом укажи на рисунке основные стороны горизонта, а зелёным — промежуточные стороны горизонта. Дополни рисунок: нарисуй кустарник, который находится на северо-востоке от Миши, и дерево, которое расположено на юго-западе от Миши.
Задание 20. Определи по физической карте России, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург.
Допиши предложение.
Санкт-Петербург находится в северо-западном направлении от Москвы.
Задание 21. Члены клуба, совершая экскурсию, шли от дома Ивановых на северо-восток до реки Татьянки. Повернув на юго-восток, они дошли до дуба. От дуба они повернули на юго-запад и дошли до магазина.
Нарисуй маршрут школьников, используя условные обозначения и план местности.
Ответы к страницам 16 - 17. Ориентирование на местности. Компас
Задание 22. Рассмотри рисунок компаса. Напиши названия его основных частей. Конец стрелки компаса, направленный на север, закрась синим цветом, а на юг — красным.
Ответы к страницам 18 - 20. Тела, вещества, частицы
Задание 25. Дополни схему, которую начала составлять Маша.
Задание 26. Рассмотри рисунки. Напиши названия тел живой и неживой природы.
Живая природа: цветы, бабочка.
Неживая природа: айсберг, сосульки, снежинка, облака.
Допиши предложение.
Айсберг (плавучая ледяная гора), снежинка и сосулька состоят из одного и того же вещества — воды.
Задание 27. Запиши названия разных тел, которые состоят из одного и того же вещества, например древесины. Сравни свой ответ с ответом соседа по парте.
Из древесины: стол, парта, стул, карандаш, указка, шкаф, доска, мольберт.
Неживая природа: айсберг, сосульки, снежинка, облака.
Задание 28. Из каких веществ можно сделать ведро?
Железо, пластмасса, алюминий, древесина.
Задание 29. Как убедиться в том, что кристаллик поваренной соли состоит из мельчайших частиц, невидимых глазом?
Подчеркни верный ответ.
1. Посмотреть на него через лупу.
2. Растворить в воде.
3. Разбить молотком на мелкие частицы.
Ответы к странице 21. Твёрдые вещества, жидкости и газы
Задание 30. Выпиши названия веществ: природный газ, сахар, вода, углекислый газ, кислород, питьевая сода, уксус, древесина, азот.
Выпиши их по группам: твёрдые вещества; жидкости; газы. Дополни каждую группу своими примерами.
Твёрдые вещества: сахар, питьевая сода, древесина, камень.
Жидкости: вода, уксус, нефть.
Газы: природный газ, углекислый газ, кислород, азот, водород.
Напиши названия одного-двух тел, состоящих из веществ, указанных в каждой группе.
Твёрые тела: лёд.
Жидкие тела: озеро, река.
Газообразные тела: пар, облако.
Ответы к странице 22. Вода — необыкновенное вещество.
Задание 31. Допиши текст, заполнив пропуски.
Вода — необыкновенное вещество. В природе она одновременно может находиться во всех трёх состояниях: в жидком, твёрдом и газообразном.
Если мы возьмём стакан воды и перельём её в колбу, то вода примет форму колбы. Частицы воды (молекулы) находятся в постоянном движении. Расстояние между частицами позволяет им свободно перемещаться относительно друг друга, «скользить» и менять своё местоположение. Поэтому вода не сохраняет свою форму.
Этим объясняется одно из основных свойств воды — текучесть, то есть способность течь.
Ответы к странице 23. Свойства воды в жидком состоянии.
Ответы к страницам 24 - 25. Термометр и его устройство.
Комментарии