Тетрадь для самостоятельной работы к уроку окружающий мир входит в УМК "Перспективная начальная школа", а значит, если у вас эта программа и вы учитесь в третьем классе, вам пригодится наше ГДЗ, то есть готовое домашнее задание. На этой страничке для вас ответы ко второй части тетради окружающий мир за 3 класс, авторы тетради Федотова, Трафимова, Трафимов.

Содержание тетради:
Горные породы. Разрушение горных пород с. 2 — 3
Что такое минералы? с. 4
Полезные ископаемые с. 5
Свойства полезных ископаемых с. 6 — 7
Почему надо беречь полезные ископаемые с. 8 — 9
Как образуется почва с. 10 — 11
Почва и её состав с. 12 — 14
Зачем и как люди заботятся о почве с. 15
Лес и его обитатели с. 16 — 17
Луг и его обитатели с. 18
Поле и его обитатели с. 19
Пресный водоём и его обитатели с. 20 — 22
Болото и его обитатели с. 23 — 24
Значение лесов с.25 — 26

Выбирайте нужную страницу тетради из списка и смотрите правильные ответы.

Ответы к тетради №2 окружающий мир 3 класс Федотова, Трафимова:

Выберите страницу тетради:

Подробный разбор ответов к тетради №2:

Ответы к стр. 2 — 3

1. Прочитай названия горных пород:  базальт, торф, известняк, гранит, каменный уголь.

Подчеркни волнистой линией те, которые есть в вашей школьной коллекции (подчеркиваем те, которые вам показывал учитель). Раздели перечисленные горные породы на две группы.

1. базальт, гранит.
2. торф, известняк, каменный уголь.

2. Рассмотри на с.3 рисунок обломочных (осадочных) горных пород в русле горной реки. Изучи таблицу 1.

Впиши в кружки номера тех обломочных пород, которые видны возле горной реки: валун (1), галька (2), гравий (3), песок (4), глина (5).

Ответы к стр. 4

3. Прочитай и дополни высказывания.

   1. В граните можно увидеть зёрна таких минералов, как кварц, полевой шпат, слюда.
   2. Кварцевый песок состоит из кварца.
   3. Известняк состоит из кальцита.
   4. Алмаз — один из самых твёрдых минералов. А графит из которого сделан грифель карандаша, можно сломать руками.

4. Это рисунки изделий из минералов. Какого цвета они могут быть? Раскрась из цветными карандашами.

Раскрашиваем.

3. Прочитай названия некоторых полезных ископаемых и рассмотри их условные обозначения. Найди в учебнике на с. 17 условные знаки нефти и каменного угля и дополни список полезных ископаемых. Используя текст в учебнике на с. 16-21, приведи другие примеры полезных ископаемых, которые ты знаешь.

Примеры:

Торф
Песок
Гранит
Алмаз
Минеральная вода
Глина
Мрамор

Раздели полезные ископаемые на группы, используя их условные обозначения.

Делим ископаемые на:

Твёрдые   Жидкие   Газообразные

Ответы к стр. 6 — 7

6. Изучи свойства таких полезных ископаемых, как известняк, мрамор, песок и глина. Запиши результаты опытов и наблюдений, следуя инструкциям учебника (с. 22-25), и оформи их своими иллюстрациями.

Известняк
1. Состоит из мелких частичек, скреплённых между собой.
2. Белого или светло-серого цвета.
3. Тонет в воде — тяжелее воды.
4. Твёрдый и плотный.
5. Растворяется под действием уксусной кислоты.

Мрамор
1. Камень.
2. Различной окраски.
3. Матовый, хорошо полируется.
4. Очень твёрдый и плотный.
5. Состоит из отдельных блестящих зёрнышек.

Песок
1. Состоит из отдельных крупинок разной величины.
2. Жёлтый.
3. Сыпучее вещество.
4. Твёрже стекла.
5. Не растворяется в воде, не имеет запаха.

Глина
1. Состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки.
2. Коричневый.
3. Пластична.
4. Мягче стекла.
5. Имеет особый запах.

7. Какими полезными ископаемыми богат ваш край? Перечисли их.

Известняк, глина, песок, каменный уголь, кобальт, молибден, олово, цинк, свинец, золото, нефть, асбест, природный газ, калийные соли, никель, вольфрам, платина, графит, слюда, торф, железные руды, марганец, титановые руды, хром, алюминий, медь, уран, серебро.

Ответы к стр. 8 — 9

8. Обсуди с соседом по парте, что обозначают знаки «Береги полезные ископаемые», придуманные членами клуба «Мы и окружающий мир».

   1. «Экономь добываемую руду!» Надо собирать металлолом.
   2. «Экономь электричество!» Надо следить, чтобы без особой надобности не горели электрические приборы.

9. Нарисуй свои знаки. Покажи их соседу по парте. Понял ли он, что означают твои знаки?

10. Познакомься с названиями книг о горных породах и минералах, которые Маша нашла в школьной библиотеке.

1. Гуллер Ю. Полезные ископаемые. — М.: АиФ, 2004.
2. Зельвельдер М. Камни и ракушки. — М.: Астрель, 2000.

Выпиши названия книг на эти темы, которые есть в вашей школьной библиотеке.

1. Рид С. Минералы. (Серия «Природа в деталях»). — М.: РОСМЭН, 2017.
2. Шуман В. Мир камня. В 2-х т. Т. 1. Горные породы и минералы: М.: Мир, 1986.

Выпиши названия статей по этой теме, которые ты прочитал(а) в хрестоматии «Окружающий мир». Подчеркни, которые тебе понравились.

   1. Какие богатства прячутся под землёй?
   2. Откуда взялся уголь?
   3. Каменный уголь — очень полезное ископаемое.
   4. Как образовалась нефть?

Ответы к стр. 10 — 11

11. Рассмотри рисунок слоёв земли. Обрати внимание на слой почвы. В нём на разной глубине находятся корни растений.
Закрась коричневым цветом слой почвы, голубым — подземные воды, а жёлтым — слой горных пород.

12. Можно ли отнести почву только к живой или только к неживой природе?

Нет, потому что почва — это песок, глина, мелкие камешки, остатки растений и животных, микроорганизмы.

13. Рассмотри шкалу проникновения животных в почву на разную глубину. Обрати внимание, насколько глубоко в неё проникают дождевые черви. Напиши, какую пользу приносят природе животные почвы.

Животные измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почву, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют её своими экскрементами, а после смерти — своими телами.

Ответы к стр. 12 — 14

14. Изучи состав почвы, следуя инструкциям проведения опытов (с. 35-38 учебника). Запиши результаты опытов и наблюдений. Оформи их своими иллюстрациями.

   1. Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных.
Цвет почвы — серый, чёрный.
   2. Из почвы через воду идут пузырьки воздуха. В почве есть воздух.
   3. После испарения воды на стекле остаётся тонкий белый налёт. Это минеральные соли.
   4. На стекле появились капельки воды, значит, в почве есть вода.
   5. Появляется дым, значит, в почве что-то горит.
(Это корешки, листочки растений, остатки животных.) То есть в почве есть перегной.
Прокалённая почва серая. Значит, перегной придаёт почве тёмный цвет.
   6. На дно стакана осел песок, а поверх песка — глина.

15. Как ты теперь ответишь на вопрос, что такое почва?

Почва — это верхний плодородный слой земли.

16. Проверь свои знания.

   1. Какие горные породы входят в состав почвы? Глина, песок.
       А что ещё входит в состав почвы? Минеральные соли, вода, воздух, перегной.

   2. Как называется смесь газов, находящихся в почве? Воздух.

   3. Из чего образуется перегной? Из остатков растений, частиц животных.

   4. Какие нерастворимые минеральные вещества содержатся в почве? Песок, глина.

   5. Какие растворимые минеральные вещества содержатся в почве? Минеральные соли.

   6. Составь 2-3 цепи питания, которые формируются в почве. Корень одуванчика → личинка → крот. Растения → насекомые → животные почвы. Растения → корова → человек.

Ответы к стр. 15 второй части рабочей тетради

17. Ниже перечислены природные явления, а также виды деятельности людей, которые разрушают почву или, наоборот, защищают её от разрушения.

Бытовой мусор (1);
обрушение крупных обломков горных пород при выветривании (2);
снегозадержание (3);
ливневые дожди (4);
засуха (5);
неправильная распашка холмов (6);
образование оврагов (7);
постоянные ветры (8);
посадка лесных полос (9);
использование тяжёлой сельскохозяйственной техники при обработке влажной почвы (10);
извержение вулканов (11);
разработка карьеров при добыче полезных ископаемых (12);
посев трав и посадка кустарников на склонах оврагов (13).

Впиши в таблицу 2 номера соответствующих явлений.

Разрушения почвы 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12
Защита почвы 3, 9, 11, 13

Ответы к стр. 16 — 17

18. Рассмотри рисунок леса в учебнике на с. 46. Сравни его с незаконченным рисунком в твоей тетради на с. 17 Дорисуй животных, живущих на разных ярусах леса.

19. Миша решил проверить Машу и, составляя цепи питания, специально пропустил в каждой из них по одному звену.
Дополни цепи питания недостающими звеньями.

Цветок ⇒ цветочная муха ⇒ серая мухоловка ⇒ ястреб.
Пшеница ⇒ лесная мышь ⇒ сова.

Ответы к стр. 18

20. Рассмотри в учебнике на с. 51. рисунок ярусного расположения растений луга. Сколько ярусов ты насчитал(а)? напиши названия растений каждого яруса.

Растения 1-го яруса: василёк, колокольчик, тимофеевка, тысячелистник.
Растения 2-го яруса: клевер, мятник.
Растения 3-го яруса: мхи.

21. Можно ли сказать, что корова, лошадь и коза, пасущиеся на лугу, — животные этого природного сообщества? Поясни свой ответ.

Все обитатели луга тесно связаны между собой и зависят друг от друга.

А что ты можешь сказать о бабочках? Действительно ли они необходимы для жизни такого природного сообщества, как луг?

Бабочки необходимы лугу. Бабочки перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром. В процессе питания насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений.

Ответы к стр. 19

22. Прочитай названия растений. Подчеркни волнистой линией те, которые выращивают на полях. Дополни список своими примерами.

картофель, рожь, пшеница, кукуруза, лён, хлопок, капуста.
~~~~~~~~~ ~~~~

23. Прочитай названия животных. Подчеркни волнистой линией те, которые обитают на полях. Дополни список своими примерами.

Колорадский жук, серая куропатка, мышь-малютка, крот, мышь-полёвка, ёж.
~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~

24. Составь 2-3 цепи питания, которые сложились в поле.

Зерно ⇒ мыши ⇒ ежи ⇒ совы.
Картофель ⇒ колорадский жук ⇒ куропатка ⇒ хищные птицы.

Остальные ответы смотрите на сканах выше.