Занимаетесь русским языком по рабочим тетрадям? Отлично! Что-то не поняли? Не беда. ГДЗ на 7 гуру придут вам на помощь. Поможем и вам, второклассники, разобраться и правильно выполнить упражнения, и вам, взрослые, проверить работу ученика. На этой страничке ответы ко второй части рабочей тетради по русскому языку за второй класс, автор тетради Канакина, программа "Школа России".

Будем изучать тему звуки и буквы, в частности правописание разных буквосочетаний, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака. Подробнее познакомимся с частями речи, такими как существительное, глагол, прилагательное, местоимение и предлог. Повторим пройденный материал.

Не забываем подчеркивать только карандашиком и по линейке. Подписывать части речи тоже карандашиком.

Все ответы в наших ГДЗ проверены и одобрены учителем, а самые трудные задания мы вам постараемся подробно объяснить.

Ответы ко 2 части рабочей тетради за 2 класс по русскому

Занимаетесь русским языком по рабочим тетрадям? Отлично! Что-то не поняли? Не беда. ГДЗ на 7 гуру придут вам на помощь. Поможем и вам, второклассники, разобраться и правильно выполнить упражнения, и вам, взрослые, проверить работу ученика. На этой страничке ответы ко второй части рабочей тетради по русскому языку за второй класс, автор тетради Канакина, программа "Школа России".

Будем изучать тему звуки и буквы, в частности правописание разных буквосочетаний, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака. Подробнее познакомимся с частями речи, такими как существительное, глагол, прилагательное, местоимение и предлог. Повторим пройденный материал.

Не забываем подчеркивать только карандашиком и по линейке. Подписывать части речи тоже карандашиком.

Все ответы в наших ГДЗ проверены и одобрены учителем, а самые трудные задания мы вам постараемся подробно объяснить.

Ответы ко 2 части рабочей тетради за 2 класс по русскому

Стр. 3-6 чк, чн, чт, щн, нч

 Ответы к стр. 3 - 6  Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч

Страница  3

1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо речка.
Принесли мы для бычка
Полведёрка молочка.
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки.
Подарила мама дочке
Разноцветные платочки.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

[р’э́ч’ка] рéчка
[пóч’та] пóчта
[п’ис’мó] письмó
[мóщ’ный’] мóщный
[мáч’та] мáчта

[нóч’ка] нóчка
[п’э́ч’ка] пéчка
[тóч’ный’] тóчный
[х’и́щ’ный’] хи́щный
[пал’тó] пальтó

Страница 4

3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

синица - синичка 
облако - облачко  
задача - задачка  
вода - водичка 
конец - кончик 
диван - диванчик  

крыльцо - крылечко
кольцо - колечко
место - местечко
сестра - сестричка
птенец - птенчик
стакан - стаканчик

  • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

4. Прочитайте.

1. Улетела ласточка за тридевять земель. 2. На солнечной поляночке мотыльки и бабочки лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живёт небольшая собачка.

  • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Страница  5

5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

что?           какой? 
молокó - молóчный
песóк - песóчный
кирпи́ч - кирпи́чный
цветóк -  цветóчный

как?           какой?
вéчно - вéчный
срóчно - срóчный
тóчно - тóчный
скýчно -  скýчный

  • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Цветочная клумба украшала наш сад.

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

       Белкины и грибы
На поляне у пенёчка
Белка набрала грибочков.
Скрылось солнце за горой,
Время двигаться домой.
Но домой далековато,
А грибы тяжеловаты...

                                            А. Захаров

  • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
  • Устно составьте продолжение текста.

Съела белка половину -
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
"Я грибы домой несу!"

Страница  6

7. Прочитайте.

Синичка - воробью сестричка.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чтут.

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Спишите любое предложение.

Синичка - воробью сестричка.

8. Прочитайте. Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы? Обозначьте этот звук.

        [ш]      [ш]   [ш]              [ш]       [ш]
Помощник, что, чтобы, конечно, яичница.

9. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

Мы едим кисель черничный.
Аппетит у нас отличный.
А усы черничные
Очень симпатичные.

                                           П. Синявский

  • Подчеркните в словах буквосочетание чн.

7-9 жи-ши, ча-ща, чу-щу

Ответы к стр. 7 - 9 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Страница  7

10. Заполните "домики" словами с данными буквосочетаниями.

   и                   а              у
пружина    задача    кольчуга
джип          удача     лачуга
душица      пища      прищур
ежиха        роща       грущу
машина      чаща      впущу

11. Прочитайте.

1. Не живут ужи, где живут ежи. 2. У шиповника колючие шипы, но душистые цветы. 3. В лесу в тени цветут ландыши, на лугу - мышиный горошек, в воде - кувшинки. 4. У зайчихи - зайчата, у крольчихи - крольчата, а щуки - щурята.

  • Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.

Живут, ужи, ежи, (у) шиповника, шипы, душистые, ландыши, мышиный, кувшинки - жи-ши пиши с и.
Зайчата, крольчата - ча-ща пиши с а.
Щуки, щурята - чу-щу пиши с у.
Колю́чие (кóлкий), (в) лесý (лес), (в) тени́ (тень), цветýт (цвет), (в) водé (вóды), крольчи́хи, крольчáта (крóлик).

  • Найдите среди предложений скороговорку. Выучите её.

Не живут ужи, где живут ежи.

Страница  8

12. Составьте из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запишите.

Щавель, чаща, роща, встреча, шина, смешинка, снежинка, живёт, мыши, щука, грущу, тужить, машина, туча, лыжи, дача, чайка, чай, шить, жить, стучу.

13. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Кочан капусты, шины у машины, жители деревни, чуткий товарищ, кувшин молока, широкое шоссе, цветные карандаши, площадка для ребят, вершина берёзы, чудесная картина, душистая малина, чайная посуда.

  • Проверьте по словарю написание словарных слов.
  • Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

Душистая малина хороша со стаканом молока.

Страница 9

14. Прочитайте скороговорку. Какие слова перепутали свои места? Напишите скороговорку правильно. Чем чашка чище, тем чаще чищу.

Чем чаще чищу, тем чашка чище.

  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

15. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

    Щука у щуки
Навещала щука щуку
В середине суток.
Угощала щука щуку
Щавéлевым супом.

А. Фёдорова

  • Озаглавьте текст.
  • Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Ча-ща - пишу с а (навещала, угощала), чу-щу - пишу с у (щука, щуку), (в) середине - серёдка.
Кто? щука (подлежащее) что делала? навещала (сказуемое).
Кто? щука (подлежащее) что делала? угощала (сказуемое).

16. Прочитайте. Вставьте в звуковые "домики" пропущенные звуки.

[ш], [ж] - твёрдые непарные шипящие согласные звуки.
[ч’], [щ’] - мягкие непарные шипящие звуки.

10-18 Согласные

Ответы к стр. 10 - 18 Звонкие и глухие согласные звуки

Страница  10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

Кот Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

Собачка Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’] м - [м], [м’], й - [й’] т - [т], [т’]

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Страница 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб                б - п    сноп, потоп
зов, клюв                в - ф    шарф, жираф
дог, снег                  г - к     ток, лук
обед, холод            д - т    кот, пилот
гараж, стриж          ж - ш    малыш, карандаш
мороз, рассказ       з - с      кокос, страус

  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Страница  12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?
Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это орфограмма.

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Страница  13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог -
С ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты...
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком...
Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чáшка
лó[ш]ка - лóжка 
лá[ф]ка - лáвка
кó[ф]та - кóфта 
шá[п]ка - шáпка
шý[п]ка - шýбка  

укá[с]ка - укáзка
кá[с]ка - кáска
лó[к]ти - лóкти
кó[к]ти - кóгти
лó[т]ка - лóдка
щё[т]ка - щётка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта - словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка).

Страница  14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Страница  15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ - дубы́, я́годка - я́годы.
Лóвкий - лóвок, бли́зкий - бли́зок.
Лóжка - лóжечка, булáвка - булáвочка.
Прóсьба - проси́ть, сторóжка - сторожи́ть.
Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.

Рисуем арбуз.

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова - водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Страница  16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Страница 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу! Проверяю! Записываю!
ястре[п]        ястребá        ястреб
д[и]ревья      дéрево       деревья
заво[т]            завóды        завод
м[а]ряк            мóре           моряк
сапо[к]            сапоги́        сапог
д[а]лёкий           даль       далёкий
ре[т]кий          рéдок       редкий

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1. Сам худ, голова с пуд, как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Страница 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

           Январь
Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший -
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз -
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

19-22 Разделительный ь

Ответы к стр. 19-22 Разделительный мягкий знак (ь)

Страница  19 

38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

сыно[в’й’á] сыновья      [в’й’ý]га вьюга
воро[б’й’и́] воробьи       ру[жй’ó] ружьё
пи[с’мó] письмо            тю[л’э́н’] тюлень

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

Перья, жильё, братья, ручьи, бельё, крылья, стулья, копьё, друзья, скамья, колья, комья, семья, копья, хлопья, прутья.

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.

Страница  20

40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать "свои" слова.

Кот → коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто

Собачка → муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье

  • Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-мени, боль-ше, паль-то.
Мура-вьи, дру-зья, обезья-на, сви-нья, пече-нье, счас-тье.

41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.
2. Вызывает удивленье прилежание тюленье: целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.
3. Лягушачья песенка льётся из пруда. Лягушонка слушают листья и трава.

  • Подчеркните одной чертой мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

Страница 21

42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

        Всадник
Сабля бьётся на боку,
Щит есть и копьё.
Всаднику такому
Славное житьё!
- Дайте нам дорогу!
Берегись! - кричу. -
Я быстрее птицы
На коне скачу.

Д. Минаев

  • Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
  • Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

Разделительный мягкий знак: бьётся, копьё, житьё.
Безударный гласный в корне: (на) бокý (бок), копьё (кóпья), береги́сь (бéрежно, берéчься), кричý (крик), (на) коне (конь), скачý (скáчет).
Дорогу (сочетание -оро-)
Житьё (жи-ши пиши с и).

43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье. Овсянóе печéнье. Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́на.

  • Обозначьте в словах ударение.

Страница  22

44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

      Муравьишка и жук
Муравьишка занемог -
И бедняжка сразу слёг.
Жук пришёл его проведать:
- Друг, пора бы пообедать!
Молочко парное пей!
Выздоравливай скорей!

В. Нестеренко

  • Озаглавьте стихотворение.

45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Братья, улыбка, ходить, скворец, морковь, писать, зелёный, друзья, лягушка.

1. Разделительный мягкий знак: братья, друзья.
2. Звонкие и глухие согласные в корне слова: улыбка, морковь.
3. Проверяемый безударный гласный в корне слова: ходить, скворец, писать, зелёный.
4. Непроверяемый безударный гласный в корне слова: морковь, лягушка.

  • Обсудите, в какие группы по правилам письма можно объединить данные слова.

46. Прочитайте. Закончите звуко-буквенный разбор слова гриб.

Гриб [гр’ип] - 1 слог.
г [г] - согл., твёрд. парн., звонк. парн.
р [р’] - согл., мягк. парн., звонк. непарн
и [и] - гласн., ударн.
б [п] - согл., твёрд. парн., глух. парн.

23 Что такое части речи?

Ответы с к стр. 23 Части речи. Что такое части речи?

Страница  23

47. Прочитайте. Впишите пропущенные слова в предложение-определение.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол - это части речи.

48. Прочитайте. Раскрасьте иллюстрацию к стихотворению.

Под кустик загляни-ка!
                       сущ.
В укромном уголке
   гл.
Алеет земляника
         прил.
На тонком стебельке.

земляника

Вс. Рождественский

  • Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является (суущ., прил., гл.).

49. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лисица, обезьяна, медведь.
Зелёный, вишнёвый, золотой.
Смотреть, читать, помогать.

  • В чём сходство слов каждой группы?

В первой группе представлены имена существительные, во второй - имена прилагательные, в третьей - глаголы.

  • Составьте и запишите с любым словом предложение.

Осень раскрасила лес в золотые и вишнёвые цвета.

24-33 Существительное

Ответы к стр. 24-33 Имя существительное

Страница  24

50. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Вот так зимушка - зима:
Не сугробы - терема!
На деревьях синий иней,
Как густая бахрома.

Ю. Синицын

  • Подчеркните имена существительные.

51. Прочитайте. Дополните каждую группу слов двумя именами существительными.

Явления природы: дождь, гроза, град.
Времена года: зима, лето, весна.
Люди: художник, артист, режиссёр.
Мебель: диван, стул, кровать.
Месяцы года: февраль, март, апрель.
Дни недели: среда, четверг, пятница.
Посуда: тарелка, сковорода, стакан.
Животные: заяц, лиса, волк.
Растения: сирень, калина, малина.

Страница  25

52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед каждым словом напишите вопрос, на который оно отвечает.

(Что?) берёза, (кто?) учи́тельница,
(что?) декáбрь, (кто?) обезья́на,
(что?) карти́на, (кто?) садóвник,
(что?) мéсяц, (кто?) дéвочка.

  • Обозначьте в словах ударение.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

53. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Кот → капуста → ноябрь → сахар → рисунок → ветерок → стакан → ветер

Собачка → ученик → заяц → сорока → медведица → медведь → лягушка → снегирь → лисица

  • Помогите коту и собачке собрать "свои" слова.
  • Выпишите однокоренные имена существительные. Выделите в них корень. (Корни медвед, ветер)

Медведь - медведица, ветерок - ветер.

Страница  26

54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линиями синонимы и антонимы.

синонимы                         антонимы
луна → месяц                 жара → мороз
ребята → дети                север → юг
храбрец → смельчак      война → мир
метель → вьюга              друг → враг  

  • Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Скажите, как вы их определили.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

55. Прочитайте. Укажите над именами существительными часть речи (сущ.).

Составьте из данных слов четыре предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст.

                          Метелица
      сущ.                             сущ.                      сущ.
На небо наползла серая туча. Снежные облака
                  сущ.                         сущ.                   сущ.
закрыли солнце. Зашумела метелица. Густой снег
                сущ.          сущ.
засыпал кусты и деревья.

Страница  27

56. Вспомните имена существительные на тему "Школа" из орфографического словаря. Запишите, распределяя слова по вопросам.

(Кто?) ученик, ученица, учительница.
(Что?) пенал, тетрадь, карандаш.

  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
  • Как в русском языке называются имена существительные каждого ряда?

Первый ряд - одушевлённые существительные.
Второй ряд - неодушевлённые существительные.

57. Прочитайте.

Настя и Маша Толмачёвы из города Курска представляли Россию на конкурсе детской песни "Евровидение-2006". И победили! Они исполнили песню "Весенний джаз". Настя и Маша занимались в эстрадной студии "Сверчок".

  • Найдите имена собственные. Что обозначает каждое из них? Подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

Настя и Маша - имена. Толмачёвы - фамилия. Курска - название города. Россию - название страны. "Евровидение" - название конкурса. "Весенний джаз" - название песни. "Сверчок" - название студии.

58. Впишите имена собственные. (Впишите свои)

Моё имя - Иван.
Моё отчество - Петрович.
Моя фамилия - Смирнов.

Страница  28

59. Разгадайте ребусы, в которых "спрятались" имена. Запишите эти слова.

Зина    Юля    Игорь    Роман

60. Прочитайте. Подберите имена детям, названия реке и деревне, клички животным. Впишите их в предложения.

                  В деревне

Девочки Аня и Катя жили в деревне Лаптево. Рядом протекала речка Ик. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка Тузик. На лугу пастушонок Володя пас маленьких телят. Жёлтая тёлочка Милка мычала. Чёрная тёлочка Ночка нюхала травку. Бычок Боря жевал длинный стебелёк цветка. Конь Буян стоял у реки. Он пил воду.

  • Придумайте к тексту заголовок и запишите его.
  • Подчеркните заглавную букву в именах существительных собственных.

Страница  29

61. Прочитайте. Впишите заглавную букву:

- в названия государств:
Россия, Франция, Англия;
- в названия городов:
Москва, Ярославль, Владимир;
- в названия рек:
Волга, Днепр, Иртыш, Нева, Ока;
- в названия планет:
Земля, Марс, Венера, Юпитер.

  • Составьте предложение с любым именем существительным собственным.

Земля - красивая планета.

  • В чём сходство и различие слов Земля и земля, Солнце и солнце? Устно составьте с каждым словом предложение.

Слова Земля и земля, Солнце и солнце схожи в написании, а различие в том, что слова Земля и Солнце пишутся с заглавной буквы, когда речь идёт об астрономических названиях: Земля вращается вокруг солнца, но: обработка земли, восход солнца.

62. Прочитайте.

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия.

  • Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
  • Выпишите из предложения синонимы.

Отечество - Родина.

Страница 30

63. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.

            Сам придумай
     ед. ч.               ед. ч.      ед. ч.                ед. ч.
У слона высокий рост. У лисы пушистый хвост. У
 ед. ч.                   мн. ч.
козлёнка крепки рожки. У цыплёнка тонки ножки. У мартышки толсты губы, а у волка остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

А. Бродский

  • Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.
  • Составьте своё предложение про ежа или про ужа. Запишите его.

У ежа колючки есть
Их на пальцах нам не счесть!

64. Прочитайте. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите.

далёкий - дальний            свистеть - свист
олень - оленёнок              зелёный - зелень

Страница  31

65. Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.

бинты́ - бинт    
снегá - снег   
пчелá - пчёлы 
зáйцы - зáяц   
тýчи - тýча   
учени́к - ученики́ 

воробéй - воробьи́
дéрево - дерéвья
городá - гóрод
морóзы - морóз
завóды - завóд
снеги́рь - снегири́

  • Обозначьте в словах ударение. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

66. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

   ед. ч.
Урожай хороший
                     ед. ч.
В нынешнем году.
 мн. ч.             ед. ч.
Яблоки - как сахар,
   мн. ч.             ед. ч.
Груши - чистый мёд.

Е. Благинина

  • Укажите число имён существительных (ед. ч., мн. ч.).
  • Подчеркните имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Страница 32

67. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?.

68. Прочитайте выразительно. Объясните написание выделенных орфограмм.

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: "Поскорей!"
Мышь пищит: "Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка".
"Уколю, - грозится ёж, -
Если снимка не пришлёшь!"

В. Берестов

  • Подчеркните имена существительные. Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы их определили.

(Кого?) зверей, (кто?) заяц, мышь, кошка, ёж.
(Что?) снимок, (чего?) снимка.

69. Прочитайте. Подчеркните имена существительные.

                                            неодуш.
У речки на пригорке чья-то норка.
                                  одуш.
Зовут (хозяйку) тоже (норка).

И. Гамазкова

  • Объясните, какое из выделенных имён существительных одушевлённое, а какое неодушевлённое. Обведите в кружок одушевлённые имена существительные.

Страница  33

70. Прочитайте. Озаглавьте текст.

                Весёлые приметы
Как на носу высыпают веснушки,
Это примета - ВЕСНА НА НОСУ.
Если же нос посинел у Танюшки -
Лето. Черника поспела в лесу.

А. Усачёв

  • Что обозначает выделенное выражение?

Весна на носу - весна наступит совсем скоро.

  • Подчеркните имена существительные. Объясните написание выделенных букв.

71. Прочитайте. Подчеркните имя существительное одушевлённое, нарицательное.

С колен у бабушки клубок
Упал случайно на порог.
И закрутился, и покатился...

Р. Сеф

  • Прочитайте ещё раз. А что будет дальше? Устно составьте продолжение текста.

С горы скатился -
С пути он сбился.

72. Запишите имена существительные, которые имеют такие признаки:

Дмитрий - сущ., одуш., собств., ед. ч.
Человек - сущ., одуш., нариц., ед. ч.
Москва - сущ., неодуш., собств., ед. ч.

34-42 Глагол

Ответы к стр. 34 - 42 Глагол

Страница  34 

73. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

  гл.
Тают сугробы.
     гл.
Утихли метели.
В садовую рощу
                         гл.
Грачи прилетели.
      гл.
Строят там гнёзда,
                       гл.
Задорно кричат:
- Вот колыбели
Для наших грачат.

Л. Кузьмин

  • Найдите слова, которые обозначают действия предметов. Укажите, какой частью речи являются эти слова.

74. Прочитайте. Соедините линией каждый вопрос с тем глаголом, который отвечает на этот вопрос.

(что делать?) ↔ играть
(что делает?) ↔ живёт
(что делают?) ↔ летят
(что делали?) ↔ читали
(что сделать?) ↔ нарисовать
(что сделает?) ↔ напишет
(что сделают?) ↔ построят
(что сделали?) ↔ расцвели

  • Составьте предложение с любым глаголом. Запишите предложение.

Расцвели красивые розы.

Страница  35

75. Прочитайте. Соедините линиями синонимы и антонимы в каждой группе глаголов. Обозначьте в словах ударение.

синонимы                            антонимы
прости́ть ⇒ извини́ть      покупáть ⇒ продавáть
алéть ⇒ краснéть            молчáть ⇒ кричáть
вращáть ⇒ вертéть         забы́ть ⇒ вспóмнить
сочиня́ть ⇒ писáть         чернéть ⇒ белéть
идти́ ⇒ ходи́ть                  брать ⇒ отдавáть
бежáть ⇒ мчáться            брани́ть ⇒ хвали́ть

  • Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
  • Подготовьтесь объяснить написание выделенных орфограмм.

Безударные гласные: алеть (áлый), краснеть (крáсный), вертеть (вéртит), писать (пи́шет), ходить (хóдит), бежать (бег), продавать (продáжа), молчать (мóлча), кричать (крик), белеть (бéлый), отдавать (отдáча), хвалить (хвáлят).
Сочетания ча-ща: вращать, мчаться.
Звонкие и глухие согласные в корне: идти (идёт).

76. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово - глагол, отвечающий на вопрос что делать?

Корм - кормить, звон - звонить, вред - вредить, сор - сорить, боль - болеть, сторож - сторожить, свет - светить, воз - возить, соль - солить.

  • Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните в корнях глаголов буквы, написание которых надо проверять.

Страница  36

77. Прочитайте. Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу глаголы.

         Хмурый денёк
Тучи по небу бежали,
Тучи солнышку мешали.
Рос грибок,
И цвёл цветок,
И с цветком играл щенок,
И сидела около
Чья-то кукла Фёкла.

Л. Мезинов

Рисуем куклу.

  • Придумайте к стихотворению название и запишите его. Нарисуйте к стихам иллюстрацию.
  • А что было дальше? Устно составьте продолжение текста.

Косточку щенок нашёл,
А из тучки дождь пошёл.
Маленькая Фёкла
Очень сильно мокла.
В зубы взял её щенок,
Быстро к дому поволок.
И теперь она сухая
За столом сидит, зевая.

78. Прочитайте.

1. Не торопись отвечать, торопись слушать.
2. Не спеши языком, спеши делом.
3. Играй, играй, да дело знай.

  • Выпишите из пословиц глаголы, которые отвечают на вопрос что делай?

Не торопись, торопись, не спеши, спеши, играй, играй, знай.

Страница  37

79. Измените глаголы по вопросам.

                          ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делает?) Поёт, идёт, кричит.
                          мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делают?) Поют, идут, кричат.
                        ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делаю?) Пою, иду, кричу.
                           мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делаем?) Поём, идём, кричим.

  • Над глаголами укажите число.

80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадки к загадкам.

1. Живёт - лежит, умрёт - побежит. (Снег)
2. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и растёт. (Дождь, земля, трава)
3. Зимой молчат, весной журчат, жителей лесных водой напоят. (Ручьи)

  • Выпишите четыре глагола в единственном числе, а рядом запишите эти же глаголы во множественном числе.

Растёт - растут, живёт - живут, льёт - льют, пьёт - пьют.

Страница  38

81. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не.

Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки - в уголке.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.

Е. Благинина

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Устно составьте предложения на тему "Как не нужно вести себя за столом".

За столом не следует держать в кулаке вилку, ложку или нож. Нельзя кормить кошку со стола. Не нужно макать в солонку продукты питания. Нельзя толкать друг друга.

82. Прочитайте. Впишите в каждое предложение пропущенное подлежащее.

Корова мычит. Воробей чирикает. Собака лает. Ворона каркает. Муравей работает. Грузовик шумит.

Страница  39

83. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему стихотворения.

Ходит-бродит
в облаках
гром
в огромных
сапогах.
Громыхнёт и -
притаится...
Огнехвостая лисица
вспыхнет,
полыхнёт хвостом!

С. Козлов

  • Какие сравнения использует автор?
  • Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос Что сделает?

84. Прочитайте. На какую тему можно составить рассказ, употребив в нём данные глаголы? Составьте такой рассказ.

Появилась, загромыхал, пронёсся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул, спрятались.

  • Запишите заголовок и составленный текст.

                Лесная гроза

На хмуром небе появилась туча. Загромыхал гром. Пронёсся грохот над лесом. Закачались деревья, упали листья. Сверкнула молния. Ударил гром, хлынул ливень. Спрятались лесные жители в своих домиках.

Страница  40

85. Прочитайте. Запишите данные глаголы в других формах по образцу.

Что делать? Что делает? Что делал?
кричáть          кричи́т           кричáл
звони́ть           звони́т          звони́л
смеши́ть        смеши́т          смеши́л
пищáть            пищи́т           пищáл

  • Подчеркните изученные орфограммы. Обозначьте в словах ударение.

86. Прочитайте скороговорку Л. Сухина.

                             сущ.
С носа на нос переносица
            гл.
не переносится...

  • Какие слова произносятся одинаково? Укажите над этими словами, какими частями речи они являются.

Слова "переносица" и "переносится" произносятся одинаково.

87. Прочитайте начало пословиц и варианты их продолжения. Запишите пословицы правильно.

1. Любишь кататься - люби и саночки возить.
2. Лес рубят - щепки летят.

Страница  41

88. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

89. Прочитайте стихи Н. Разговорова.

Это что за ералаш?

Самосвал ⇒ привёз песок.
Снеговик ⇒ на солнце тает.
Светофор ⇒ горит без дыма.
Пастушок ⇒ дудит в рожок.
Шахматист ⇒ наморщил лоб.
Паучок ⇒ залез на сноп.
Рыболов ⇒ поймал налима.
Рыжий кот ⇒ в углу мяучит.
Ученик ⇒ уроки учит.
Фокстерьер ⇒ на кошку лает.

  • Почему вы улыбнулись? Может ли быть такое в жизни? Соедините линиями части предложений так, чтобы они соответствовали тому, что бывает в жизни.
  • Какое предложение может быть заголовком к этому стихотворению. Запишите заголовок.
  • Подчеркните в предложениях глаголы, которые отвечают на вопрос что сделал?

Улыбнулись, потому что все в стихотворении перепутано. Такого в жизни не бывает 

42-48 Прилагательное

Страница 42-48 Имя прилагательное

Страница 42

90. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Впишите в загадки подходящие по смыслу имена прилагательные.

1. На лесной ← полянке красуется Татьянка - алый ← сарафан, белые ← крапинки. (Земляника)
2. Красная ← девица сидит в темнице, а зелёная ← коса на улице. (Морковь)
3. Стоит Алёнка, платок → зелёный, тонкий ← стан, белый ← сарафан. (Берёза)

  • Укажите стрелкой (←), с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное.

91. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному имя прилагательное на тему "Весна". Запишите.

Небо (какое?) лучезарное, облака (какие?) белые, солнце (какое?) ласковое, ветер (какой?) свежий, погода (какая?) чудесная.

Страница 43

92. Прочитайте. Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите.

           какой?                           какая?
русский ← язык                любимая ← книга
           какой?                            какое?
грецкий ← орех                зимнее ← утро
             какая?                            какие?
душистая ← малина        сочные ← ягоды
           какое?                                какой?
большое ← озеро            косолапый ← медведь

  • Обозначьте стрелкой (←) связь имени прилагательного с именем существительным. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает имя прилагательное (какой? какая? какое? какие?).

93. Прочитайте. Подчеркните волнистой линией слова - имена прилагательные. Составьте и запишите из данных слов три предложения.

Светит яркое солнышко.
Тает мартовский снег.
Плачут длинные сосульки.

  • Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Страница 44

94. Прочитайте. Соедините линиями имена прилагательные, противоположные по значению (антонимы).

белый - чёрный                глухой - звонкий
сладкий - горький             тихий - громкий
низкий - высокий              острый - тупой
лёгкий - тяжёлый              сухой - влажный

95. Прочитайте. Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными из упр. 94.

Пух лёгкий, а камень тяжёлый.
Воздух бывает сухой и влажный.

96. Прочитайте. Составьте загадку о ландыше. Запишите её.

Беленькие горошки на зелёной ножке.

  • С чем сравниваются цветки и стебель ландыша? А что ещё напоминает этот цветок? Придумайте свою загадку о ландыше.

Цветки сравниваются с горошинками, а стебель с ножкой. Эти цветочки напоминают колокольчики.

На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят -
И запах свежести лесной
Приносят позднею весной.

Страница 45

97. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

А. Фет

  • Как автор сказал о вербе и о весне?
  • Выпишите словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного.

Верба пушистая, весна душистая.

98. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к каждому имени прилагательному однокоренное имя существительное. Запишите его.

ленивый - лень             солёный - соль
садовый - сад               больной - боль
медовый - мёд              лесной - лес
грибной - гриб              глазной - глаз
далёкий - даль             широкий - ширь

  • Выделите корень в каждом слове.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Страница 46

99. Прочитайте. Распределите имена прилагательные на три группы по вопросам.

(Какой?) Золотой, лимонный, жёлтый.
(Какая?) Маленькая, небольшая, крошечная.
(Какое?) Жаркое, тёплое, знойное.

  • Запишите. Докажите, что в каждой строке вы записали синонимы.

Слова в каждой строке - синонимы, потому что они близки по своему значению.

  • Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

Наступило жаркое лето.

100. Прочитайте. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Улицы (какие?) широкие,
лиса (какая?) хитрая,
молоко (какое?) парное,
ёжик (какой? ) колючий.

  • Запишите составленные словосочетания. В скобках ставьте вопрос, на который отвечает каждое имя прилагательное.

Страница 47

101. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова в предложение-определение.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?.

102. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Впишите в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.

В лесу на солнечной полянке расцвели красная гвоздика, белая ромашка, синий колокольчик.
На берегу ручья распустились голубые незабудки и жёлтые лютики.

  • Подчеркните имена прилагательные, которые употреблены во множественном числе.

Страница 48

103. Рассмотрите рисунки.

  • Выберите любой рисунок для составления описательного текста. Какие имена прилагательные вы употребите, чтобы описать предмет?
  • Запишите составленный текст.

Колокольчик

Колокольчик - травянистое растение. Его цветы окрашены во все оттенки синего цвета. У него очень слабый тонкий стебель. Чашечка цветка по форме напоминает маленький колокольчик. Днём цветочек мечтательно смотрит в небо, а ночью его голова склоняется ко сну.

104. Прочитайте. Соедините линией название части речи и её значение (что обозначает часть речи).

имя существительное → предмет
имя прилагательное → признак предмета
глагол → действие предмета

  • На какие вопросы отвечает каждая из данных частей речи?

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделал?

49-51 Местоимение

Ответы к стр. 49 - 51 Местоимение

Страница  49

105. Прочитайте.

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья -
Куда он,
Туда и я!

С. Михалков

  • Подчеркните известные вам местоимения. Какое местоимение употребляет рассказчик, говоря о себе? о своём друге? о себе и своём друге?

Говоря о себе, рассказчик употребляет местоимение я, говоря о своём друге - местоимение он, (с) ним, говоря о себе и своём друге - местоимение мы.

  • Подберите синонимы к слову друзья.

Друзья - приятели, товарищи.

106. Прочитайте. Вставьте в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение.

Я пою. Она поёт. Мы поём. Вы поёте. Они поют. Ты поёшь.

  • Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите его.

Мы с приятелем поём в школьном хоре.

Страница  50

107. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.

 сущ.       м.     сущ.   сущ.     сущ.
Платок, он, облако, обед, тарелка.
м.   м.   м.   сущ.   м.   м.
Я, мы, он, ягода, вы, ты.
прил.          прил.             гл.          прил.
Жёлтый, счастливый, желтеет, чудесный.

  • Над словами укажите части речи.

108. Прочитайте.

солнце ⇒ оно          мальчики ⇒ они
лампа ⇒ она           птица ⇒ она
цветок ⇒ он              зверь ⇒ он

  • Каким местоимением можно заменить каждое из данных имён существительных? Соедините их линиями.

109. Прочитайте дразнилку.

           сущ.        сущ.
Наша утка - крякалка,
А Серёжка - якалка:
          гл.
"Я сумею, я смогу,
                       гл.
Я быстрее пробегу!"
Отдохни немножко,
Якалка Серёжка!

И. Демьянов

  • Вставьте пропущенное местоимение.
  • Кого называют якалкой?

Якалкой называют человека, склонного выдвигать на первый план самого себя, своё я.

  • Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Страница 51

110. Прочитайте загадки. В них пропущены местоимения.

1. Он шипит, а ты не трусь.
Это белый-белый... (Гусь)
2. В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (Рыба)
3. Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас. (Будильник)
4. Днём я сплю, а ночью летаю.
Хорошо я поступаю? (Сова)

  • Впишите пропущенные местоимения и буквы в слова-отгадки.

111. Прочитайте выразительно.

             сущ.                                                        гл.
- Эй, опёнок, никак не пойму, почему вас собирают
  сущ.           м.           прил.                              сущ.
люди, ведь вы некрасивые, бледные, как поганки.
                   м.
То ли дело я!
                                                         прил.         м.
- Ну и что? Пусть бледные, зато вкусные! А ты,
      сущ.
мухомор, хорош на вид, да ядовит.

П. Машканцев

  • Укажите, какой частью речи является каждое выделенное слово. По каким признакам вы определили части речи?

52-54 Предлоги

Ответы к стр. 52 - 54 Предлоги

Страница  52

112. Рассмотрите записи. Какие предлоги здесь "спрятались"? Запишите их.

На, по, до, за, из, в, с, у, о, к, об, над.
Около, без, для, под, про.

113. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предлоги.

Под, на, над, за, около, по, с, в.

  • Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

На ветке щебечет птичка.
Под деревом растут грибы.
Над нами пролетела ласточка.
За конурой прячется кошка.
Около собаки стоит миска с косточкой.
По небу плывут облака.
В небе светит солнце.
Курочка с цыплятами гуляет по двору.

  • Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Страница  53

114. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы, а в сочетания слов подходящие по смыслу предлоги.

Сок из земляники, приехал из Москвы, работал в магазине, катался на коньках, жил в деревне, чай с сахаром, пришёл из школы, гулял на улице, листья берёзы.

115. Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные предлоги.

           Как паучок путешествовал
    Паучок спустился со стебля на листок, с листка на цветок. Собрал свои восемь ног вместе к голове, брюшко повернул к небу. Ветерок оторвал паучка от цветка. Летит паучок над травой на паутинке. Зацепилась паутинка за травинку, порвалась.
   сущ.        гл.    пр.  прил.    сущ.
Паучок отлетел в зелёную траву.

В. Бианки.

  • Придумайте и запишите к тексту заголовок.
  • Укажите, какой частью речи является каждое слово в последнем предложении.

Страница  54

116. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Под каждым именем существительным запишите другое, но с тем же предлогом.

в пальто               над берёзой
в море                 над городом

без пальто           около деревни
без перчаток        около леса

из метро              для мальчика
из школы             для мамы

117. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

Раз приснился Коле сом,
Он катился колесом
И среди травы сухой
Угодил в котёл с ухой.

З. Козловский

  • Подчеркните в предложении предлоги.

118. Прочитайте. Составьте предложения по данному началу. Запишите их. Подчеркните предлоги.

От зари до зари поют песни соловьи.
После сна и перед сном нужно чистить зубы.

55-63 Повторение

Повторение, стр. 55 - 63

Страница 55

119. Прочитайте. Обозначьте текст-повествование цифрой 1, текст-описание цифрой 2, текст-рассуждение цифрой 3. Придумайте к каждому тексту заголовок.

1. Пчёлкино утро

Солнечный луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и ""зум-зум-зум!" - полетела собирать медок с душистых цветов.

К. Ушинский

2. Мышки

Собрались мышки у своей норки. Глазки у них чёрненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.

К. Ушинский

3. Отчего мухи-журчалки так названы?

На цветках часто встречаются мухи-журчалки. Они названы так за то, что при полёте издают негромкий журчащий звук.

Страница 56

120. Прочитайте. Составьте по данной записи описательный текст. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.

               Красавцы тюльпаны
Расцвели тюльпаны. Как красивы эти цветы! Стебелёк у них тоненький. Листочки заострённые. А цветок просто загляденье! Лепестки красные. А сердцевинка жёлтая.

121. Прочитайте. Составьте текст-рассуждение, используя данное начало. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.

                         Любимое время года
Моё любимое время года - весна.
Я люблю весну, потому что всё расцветает и природа преображается.

                         Любимая игрушка
Моя любимая игрушка - дудочка.
Мне нравится дудочка, потому что на ней можно играть красивые мелодии.

Страница  57

122. Рассмотрите рисунки.

  • Устно составьте текст-повествование по рисункам. Подготовьтесь его рассказать.
  • Запишите составленный текст.

Аня и Ваня сажают деревья. Мама принесла саженцы. Собака весело резвится между садоводами.

123. Прочитайте диалог. Почему вы улыбнулись? Поставьте пропущенные буквы и знаки конца предложений.

- Петя, почему на твоём рисунке яблоко синее?
- А оно упало.
- Ну и что?
- Так синяк же получился!

Из журнала "Миша"

  • Обсудите: синяк и синий - это однокоренные слова или нет?

Слова синяк и синий однокоренные, общий корень -син-. Слово синяк произошло от прилагательного синий.
Я улыбнулся, потому что это юмористический рассказ-шутка.

Страница  58

124. Прочитайте.

        в чём?                   какая?
В небе засверкала яркая звёздочка.

  • Подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам. Запишите эти вопросы над стрелками.

125. Прочитайте. Составьте и запишите из данных слов два предложения.

На день рождения папа подарил Алёше щенка.
Мальчик дал щенку кличку Бим.

126. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы, а в предложения - пропущенные слова. Озаглавьте текст.

                   Гостеприимный дятел
     Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. В гости к дятлу прилетают и приползают лесные обитатели.

Страница  59

127. Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Объясните значения любого из них.

Алфавит, бинокль, дорога, класс, клетка, май, плитка, скрипка, салат, чай, хлеб.

Дорога - полоса земли для передвижения. Дорога - путешествие, поездка.
Класс - помещение, комната для занятий. Класс - социальное положение большой группы людей.
Клетка - элементарная единица строения живых организмов. Клетка - загон для животных.
Плитка - стройматериал для облицовки стен. Плитка - небольшой плоский четырёхугольный предмет.
Салат - холодное блюдо. Салат - огородная культура.
Чай - растительный настой или отвар. Чай - растение.
Хлеб - пищевой продукт из муки. Хлеб - пропитание, пища.

128. Прочитайте. Определите, что обозначает слово верный в каждом выражении. Выберите и напишите нужное слово.

Верный товарищ - надёжный.
Верный ответ - правильный.
Верный закон - справедливый.

129. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова, выбирая их из слов для справок. Объясните свой выбор.

На поляне стоял могучий дуб. Вдруг сильный ветер закачал ветви дерева. Большая туча закрыла небо. Раздался мощный раскат грома.

Страница  60

130. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Платье новое -
Вполне
Хорошо сидит на мне.
Это платье мне идёт.
А костюм, - наоборот,
Потому что плохо сшит.
Он на вешалке висит.

А. Шибаев

  • Объясните значение выделенных слов. Какие из них употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.

Хорошо сидит - словно на вас сшит, точно влитой сидит, по мерке, как по заказу, в самый раз, в аккурат, как раз, впору, подходящего размера.
Платье мне идёт - к лицу, подходит, хорошо смотритесь в платье.
Висит - находится в вертикальном положении, на весу.

131. Прочитайте выразительно.

Дождик выглянул из тучки:
"Не пойду!
Внизу колючки!"

М. Бородицкая

  • Подчеркните в предложениях изученные орфограммы.
  • Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнесите его. Найдите для каждого из звуков свой звуковой "домик".

[ч’] - согласный звук, мягкий непарный, глухой непарный;
[ж] - согласный звук, твёрдый непарный, звонкий парный;
[о] - гласный звук, безударный.

Страница 61

132. Прочитайте. Как вы поняли стихотворение? Что обозначает выделенное выражение?

   Заяц в трамвае

Волк на зайца тычет пальцем:
"Э|тот за|яц е|дет зай|цем!"
Достаёт косой билет:
"Здесь в вагоне зайцев нет!"

А. Щедрецов

Едет зайцем - без билета.

  • Найдите и подчеркните в стихотворении синоним к слову заяц.
  • Найдите слова волка и выполните задания:
    а) подчеркните в этом предложении слово, которое начинается с гласного звука;
    б) разделите каждое слово на слоги вертикальной чертой (|).

133. Прочитайте стихи Е. Васильевой.

    сущ.
Грызуну везёт:
                        гл.
Всё грызун грызёт;
                    сущ.
И зубы от грызения
Растут - вот так везение!

  • Кого называют словом грызун? Найдите однокоренные слова и выделите в них корень. Укажите над этими словами часть речи.

Грызун - самый многочисленный отряд млекопитающих. Отличительным признаком представителей отряда является наличие пары крупных резцов в верхней и нижней челюстях.

  • Найдите и подчеркните в предложениях глагол, в котором все согласные звуки твёрдые парные.

Страница 62

134. Прочитайте диалог.

          сущ.
- Жеребёнок, дай отве(т, д),
      мест.
Что ты кушал на обе(т, д)?
- Ле(х, г)че лё(х, г)кого вопро(с, з)!
мест.
Я сегодня ел овё(с, з),
А потом, когда гулял,
Тра(ф, в)ку в поле пощ(е, и)пал.

В. Хесин

  • Подчеркните буквы из скобок, которые надо выбрать для правильного написания слов. Объясните выбор букв.
  • Подчеркните глаголы-синонимы.
  • Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

135. Прочитайте. Где пословица, а где скороговорка?

Оса не летает в росу - в росе сыро осе. (скороговорка)
Лад и согласье - первое счастье. (пословица)

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить их написание.
  • Спишите пословицу.

Лад и согласье - первое счастье.

136. Прочитайте предложение. Спишите.

Однажды три маленькие белые мышки покинули свой уютный лесной домик.

... Они не знали, что их белая шкурка будет выделяться в зелёной траве и на серой земле. Серые мышки только посмеивались над ними. Но белые мыки не унывали и побежали искать себе пропитание. Они унюхали приятный запах из двери деревенского домика на окраине леса и двинулись к нему. Мышки уже забрались на крыльцо, как из дома вышел большой и страшный фермер. Он увидел мышей и поймал их. Мышки подумали, что им сейчас придет конец, но фермер позвал своих детей и отдал им мышей. Дети очень обрадовались своим новым питомцам и тот час накормили их. Так мышки обрели новый дом.

  • А что было дальше? Придумайте сами.
  • Подготовьтесь рассказать придуманную историю.

Страница  63

137. Прочитайте слова и словосочетания.

В лесý, лёгкие облакá, сóчная травá, берёзки, оси́нки, цветы́, зелёный кузнéчик, пою́т, соловьи́, дрозды́, тропи́нка, полосáтый шмель, летáют, норá кротá, кричáт, души́стые я́годы, ребя́та, колю́чий ёж.

Выполните одно из заданий:
а) обозначьте в словах ударение, подчеркните изученные орфограммы;
б) составьте устно рассказ на тему "Летом в лесу", используя данные слова.

Летом в лесу

Чудесно летом в лесу! Над стройными берёзками и осинками плывут лёгкие облака. Над цветами летает, кружится полосатый шмель. Зелёный кузнечик стрекочет в сочной траве. В прохладе деревьев поют соловьи и дрозды. На лесной тропинке можно встретить колючего ежа. А под сосной увидеть нору крота. На окраине леса кричат ребята, собирающие душистые ягоды.

138. Рассмотрите рисунки. Назовите сказки. Представьте, что вы рекламируете книги. Расскажите о своих любимых героях так, чтобы одноклассникам захотелось побольше их узнать и прочитать о них книги.

Сказки: "Заяц Коська и его друзья", Золотой ключик, или приключения Буратино", "Мужик и Медведь", "Краденое солнце", "Конёк-Горбунок", "Цыплёнок".

 

Вот и всё! Конец учебного года и каникулы!