Продолжаем изучать великий и могучий русский язык, поближе знакомиться с текстом, словами, буквами и звуками. Если вы учитесь по программе "Школа России", то автор вашей рабочей тетради по русскому языку Канакина В.П.

Если нужны уже ответы ко второй части тетради, вам сюда >>

Темы 1 части рабочей тетради по страницам

Стр. 3-5. Наша речь
Стр. 6 - 7. Текст
Стр. 8. Части текста.
Стр. 9 - 11. Предложение.
Стр. 12 - 14. Члены предложения
Стр. 15 - 19. Слово и его значение
Стр. 20 - 22. Синонимы и антонимы
Стр. 23 - 26. Однокоренные слова
Стр. 27 - 32. Слог. Ударение. Перенос слова
Стр. 33 - 35. Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы?
Стр. 36 - 38. Русский алфавит, или Азбука
Стр. 39 - 48. Гласные звуки
Стр. 49 - 58. Согласные звуки
Стр. 59 - 63. Мягкий знак (ь)

Не все учителя используют такие рабочие тетради при проведении уроков, поскольку они не бесплатно предоставляются школой, а родители учеников их вынуждены покупать за свой счет. Если вы приобрели такие рабочие тетради по русскому, то, скорее всего, ребенку во втором классе придется делать по ним домашнее задание. Задания простые, но все же для сверки родители и ученик могут воспользоваться готовыми домашними заданиями или попросту ГДЗ с нашего сайта 7 гуру.

Ответы к 1 части рабочей тетради по русскому языку Канакина 2 класс

Продолжаем изучать великий и могучий русский язык, поближе знакомиться с текстом, словами, буквами и звуками. Если вы учитесь по программе "Школа России", то автор вашей рабочей тетради по русскому языку Канакина В.П.

Если нужны уже ответы ко второй части тетради, вам сюда >>

Темы 1 части рабочей тетради по страницам

Стр. 3-5. Наша речь
Стр. 6 - 7. Текст
Стр. 8. Части текста.
Стр. 9 - 11. Предложение.
Стр. 12 - 14. Члены предложения
Стр. 15 - 19. Слово и его значение
Стр. 20 - 22. Синонимы и антонимы
Стр. 23 - 26. Однокоренные слова
Стр. 27 - 32. Слог. Ударение. Перенос слова
Стр. 33 - 35. Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы?
Стр. 36 - 38. Русский алфавит, или Азбука
Стр. 39 - 48. Гласные звуки
Стр. 49 - 58. Согласные звуки
Стр. 59 - 63. Мягкий знак (ь)

Не все учителя используют такие рабочие тетради при проведении уроков, поскольку они не бесплатно предоставляются школой, а родители учеников их вынуждены покупать за свой счет. Если вы приобрели такие рабочие тетради по русскому, то, скорее всего, ребенку во втором классе придется делать по ним домашнее задание. Задания простые, но все же для сверки родители и ученик могут воспользоваться готовыми домашними заданиями или попросту ГДЗ с нашего сайта 7 гуру.

Ответы к 1 части рабочей тетради по русскому языку Канакина 2 класс

Стр. 3-5

Ответы 7gy.ru к страницам 3-5. Наша речь

2. Прочитайте.

Слушание и говорение - это устная речь. Внутренняя речь - это речь про себя. Чтение и письмо - это письменная речь.

3. Прочитайте и спишите.

4. ... Составьте предложение из слов русского языка. Запишите его.

Мы изучаем русский язык.

6. ... Определите, какой из них диалог, а какой - монолог.

Олешкина кричалка - монолог, "бабушка" - диалог.

7. Составьте диалог по любому рисунку на с.3. Подготовьтесь его инсценировать.

- Мама, пойдем скорее переходить дорогу!
- Нельзя, дочка!
- А почему?
- Потому что на светофоре горит красный свет. Сейчас дождемся зеленого и перейдем.

6-7

Ответы к стр. 6 - 7 Текст

Упражнение 8

8. Прочитайте.

Родная земля

Есть своя               И у нас с тобой
Родная земля        Есть она,
У ручья                 И земля родная -
И у журавля.         Одна.

О. Дриз

  • О чём самом главном хотел сказать автор?

Автор говорит о том, что у каждого есть своя родная земля и у каждого она одна.

  • Подчеркните слова, в которых выражена главная мысль.

Земля родная — Одна.

Упражнение 9

9. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

У каждого человека есть своя родина. Моя родина - это город Москва.

Упражнение 10

10. Прочитайте. Составьте из предложений текст. Укажите в кружках цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.

3. Собрались подружки в лес - по грибы да по ягоды.
2. Была у них внучка Машенька.
4. Пришли звать Машеньку.
1. Жили-были дедушка да бабушка.

• Запишите первые два предложения из составленного текста.

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

• Устно составьте продолжение сказки.

Упражнение 11

11. Прочитайте слова и сочетания слов.

Собака, два молодых петушка, она, несла, шла, победил, через реку, мясо, по дощечке, в зубах, подрались, один петушок.

• Скажите, откуда они: из одного текста или из разных? Как вы об этом узнали?

Эти слова и сочетания слов из двух разных текстов, потому что, если из них составить предложения, то они не будут связаны между собой по смыслу и не будут иметь общей темы.

• Составьте два предложения из басни "Собака и её тень". Запишите их.

Собака шла по дощечке через реку. Она несла в зубах мясо.

8

Ответы к стр. 8 Части текста

Упражнение 12, с. 8

12. Прочитайте. Придумайте и запишите к тексту заголовок.

• Выделите в тексте три части. Отметьте начало каждой части знаком Z.

Смелый дрозд

Z В ветвях берёзы гнездо. Там жил дрозд.
Z Кот Васька полез к гнезду. Дрозд заметил кота и клюнул его в лоб.
Z Васька испугался, прыгнул с дерева и убежал в сад.

Упражнение 13, с. 8

13. Прочитайте начало текста.

Летел в небе лебедь, обронил пёрышко. Поймал пёрышко зайчик и подумал: "Первая снежинка. Скоро зима..."

Г. Цыферов

• Устно составьте продолжение текста.

Стал зайчик к зиме готовиться: серую шубку на белую сменил. Идёт по лесу, грибы, ягоды собирает - запасы на зиму готовит.
Вдруг белочка его приметила и спрашивает:
- Зачем ты, заяц, серую шубу на белую сменил?
- Как же, - отвечает зайчик, - ведь зима на носу!
- С чего ты взял, косой? - удивилась белочка.
- Да, вот, снежинку первую поймал, - сказал неуверенно зайчик.
Посмотрела белочка на лебединое пёрышко и засмеялась:
- Ты, видно, заяц, птиц в жизни не видел, коли перо за снежинку принял...

• Спишите первое предложение.

Летел в небе лебедь, обронил пёрышко.

9-11

Ответы к стр. 9 -11 Предложение. Что такое предложение?

Упражнение 14, с. 9

14. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Запишите их правильно. Не забывайте о том, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Пришёл сентябрь. Наступила осень. Покраснели ягоды рябины. Поспевает клюква. Желтеет листва.

• Докажите, что вы написали текст.

Здесь все предложения объединены общей темой и связаны между собой по смыслу.

Упражнение 15, с. 9

15. Прочитайте. Рассмотрите знаки. (.), (,), (!), (?).

Точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки - это знаки препинания.

• Впишите в предложение пропущенные слова.
• Составьте предложения об осени с разными знаками препинания.

Наступила золотая осень. Стали короче дни.
Как красивы наряды деревьев в октябре! Прекрасна осенняя пора!
На улице снова дождь? Все ли птицы улетели в тёплые края?

Упражнение 16, с. 10

16. Прочитайте диалог.

• Поставьте знак препинания в конце предложения.
• Выразительно прочитайте диалог с товарищем по парте.

- Солнце, солнце, ты откуда?
- Я из зорьки золотой!
- Дождик, дождик, ты откуда?
- Я из тучки грозовой!

О. Высотская

Упражнение 17, с. 10

17. Прочитайте. Из данных слов составьте предложение. Запишите его в две стихотворные строки по схеме.

Ветер по морю гуляет

∟ __ __ __

И кораблик подгоняет.

∟ __ __ .

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Обозначьте ударение.
• Проверьте написание слов по словарю.

вéтер дежýрный сентя́брь
рóдина бы́стро хорошó
скóро тетрáдь карандáш

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.

Пословица - мудрость народная.

Мудрость - это опыт, знания, которые приходят с годами. Пословицы - мудрый учитель, который всегда даст мудрый совет. Стоит только к ним прислушаться, потому что это голос народа, доносящийся сквозь века.

Упражнение 20, с. 11

20. Прочитайте. Составьте из слов три предложения. Запишите их. Составьте устно продолжение текста.

Осеннее солнышко светило по-летнему. Миша и Дима удили рыбу в речке. Рыба хорошо клевала. Ребята наловили целое ведро краснопёрок и решили их поделить поровну. Рыбок оказалось девятнадцать, и ребята задумались - каждый хотел получить последнюю рыбку. Но вдруг Миша предложил забрать рыбку Диме. А Дима взял рыбку и отпустил её в речку. И друзья вместе с уловом побежали домой.

Упражнение 21, с. 11

21. Прочитайте. Вспомните сказки и письменно ответьте на вопросы.

1. Что поймал Емеля? Емеля поймал щуку.
2. С кем подружилась лиса? Лиса подружилась с журавлём.
3. Кто сварил кашу из топора? Солдат сварил кашу из топора.

12-14

Ответы к стр. 12 - 14 Члены предложения

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте

Составьте из данных слов предложения.
Дикие гуси на юг улетели.
На юг улетели дикие гуси.
Дикие гуси улетели на юг.
Улетели на юг дикие гуси.

• Запишите любое предложение. Подчеркните в нём главные члены: подлежащее и сказуемое.

Дикие гуси улетели на юг.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
• Подчеркните в каждом предложении главные члены: подлежащее и сказуемое.

Дождь прошёл.
Трава блестит.
В небе радуга горит.

Упражнение 24, с. 13

24. Прочитайте. Составьте с каждым словом нераспространённое предложение и запишите его.

Ребята рисуют.
Облака плывут.
Ворона каркает.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте скороговорки. О чём говорится в каждой из них?
• Подчеркните главные члены предложения. Спишите то предложение, которое подходит к данной схеме.
кто? кого? что сделал? когда?

Пудель пуделя пóтчевал пýдингом.
Зяблик зоря́нку разбудил спозарáнку.

В первой скороговорке говорится о том, что один пудель другого пуделя угощал пудингом.

Во второй скороговорке говорится о том, что зяблик разбудил зорянку ни свет ни заря.

Зяблик зоря́нку разбудил спозарáнку.

Упражнение 26, с. 14

26. Прочитайте. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

1. Куда уехал цирк?
2. Ребята вышли из автобуса.
3. Мы искали в лесу грибы.

• В каком предложении сказуемое отвечает на вопрос что сделали? Спишите это предложение.

Ребята (что сделали?) вышли из автобуса.

Упражнение 27, с. 14

27. Составьте по рисунку, схемам и опорным словам предложения.

1. Кто? что делает?
∟ __ .
2. Кто? что делает? чем?
∟ __ __ .
3. Кто? что делает? чем? что?
∟ __ __ __ .
Слова для справок: пила, плотник, доска, пилит.

• Запишите предложения. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Плотник пилит.
Плотник пилит пилой.
Плотник пилит пилой доску.

15-19

Ответы к стр. 15 - 19 Слово и его значение

Упражнение 28, с. 15

28. Прочитайте. Объясните, как вы поняли смысл каждого предложения.

Любой язык состоит из слов.
Русский язык богат словами.

В каждой стране есть свой родной язык. Он состоит из слов. Единицей общения является предложение, а предложение состоит из слов. Слово - основная единица языка. Любой язык - это прежде всего язык слов.

Русский язык - один из богатейших языков мира. Так о настоящем друге можно сказать: верный, преданный, надёжный, готовый в огонь и в воду.

• Скажите, где можно узнать, сколько слов в русском языке.

Чтобы узнать, сколько слов в русском языке, нужно заглянуть в Большой академический словарь русского языка.

Упражнение 29, с. 15

29. Прочитайте. Что вы представили, читая слова? Нарисуйте к любому слову иллюстрацию.

ягода                                                             цветок

• Одинаковые или разные рисунки получились у вас и у ваших одноклассников? Почему?
• Составьте и запишите предложение по любому рисунку.

На лугу растёт красивый цветок.
Клубника - вкусная ягода.
Новая игрушка радует малышей.

Упражнение 30, с.16

30. Прочитайте. Разделите слова на три группы в зависимости от значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы слов и запишите его.

Ёрш, ры́жик, щýка, рóза, áстра, опя́та.

рóза      ёрш        ры́жик
áстра     щýка      опя́та

Цветы. Рыбы. Грибы.

Упражнение 31, с. 16

31. Прочитайте. Дополните каждую группу слов другими словами.

Деревья: берёза, клён, дуб, ясень.
Кусты: смородина, шиповник, ежевика, крыжовник.
Травы: щавель, крапива, мята, полынь.

• Подберите общее название для всех этих слов.

Растения.

• Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Тонкие берёзки стоят золотые, а красавец-клён багряный.

Упражнение 32, с. 17

32. Прочитайте. Поставьте в конце предложений пропущенные знаки препинания.

- Кто вы?
- Мы лисички -
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё - со шляпкой.

А. Шибаев

• Объясните значение каждого из выделенных слов. Составьте свои предложения с данными словами. Запишите их.

В первом случае имеются ввиду грибы лисички, а во втором животные лисицы.

На лесной полянке мы собирали лисички.
Из всех зверей в сказках самые хитрые рыжие лисички.

Упражнение 33, с. 17

33. Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие их значениям.

1. Неядовитая змея

уж

2. Перелётная птица с чёрным блестящим оперением.

грач

3. Место, где ты родился и вырос.

родина

4. Инструмент для копания земли.

лопата

Упражнение 34, с. 18

34. Прочитайте.

- Мои часы ушли вперёд, -
Сказала тётя Маша.
- Ой, убежало молоко! -
Сказала тётя Груня.

А. Шибаев

• Объясните написание выделенных букв.

Часы (ча-ща пишется с буквой а), Маша, Груня (имена людей пишутся с заглавной буквы), молоко (словарное слово).

• Подчеркните многозначные слова. Составьте предложение с одним из этих слов в другом значении. Запишите его.

Дети ушли в лес за грибами.

Упражнение 35, с. 18

35. Рассмотрите рисунки. Какие многозначные слова они иллюстрируют? Сделайте ещё один рисунок к любому другому многозначному слову и подпишите его.

Ручка (дверная ручка,  шариковая ручка). Кисть (кисточка, кисть руки). Молния (гроза, молния-застежка).

• Подпишите каждый рисунок. Составьте предложение по любому рисунку.

В небе блеснула молния.

Упражнение 36, с. 19

36. Прочитайте. Объясните значение каждого словосочетания.

Хрустальная ваза. Хрустальная вода.
Туча пыли. Грозовая туча.
Хмурый день. Хмурый взгляд.
Играть в футбол. Играть с огнём.

Хрустальная ваза (ваза из хрусталя), хрустальная (чистая, прозрачная) вода , туча (множество, густое облако) пыли, грозовая (чёрная) туча, хмурый (пасмурный, ненастный) день , хмурый (недовольный, сердитый) взгляд, играть в футбол (играть на поле с мячом), играть с огнём (рисковать).

• В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.
• Составьте предложение с любым словосочетанием. Запишите его.

Вчера был хмурый день.

Упражнение 37, с. 19

37. Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?

Спали в поле перепёлки.
Ветерок уснул (перен.) в лесах.
Золотистые, как пчёлки,
Звёзды плыли (перен.) в небесах.

А. Усачёв

• Спишите третье предложение. Подчеркните в нём сказуемое.

Золотистые, как пчёлки,
Звёзды плыли в небесах.

20-22

Ответы к стр. 20 - 22 Синонимы и антонимы

Упражнение 38, с. 20

38. Прочитайте.
• Впишите пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.

Синóнимы - это словá, бли́зкие по значéнию.

Упражнение 39, с. 20

39. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линией синонимы.

Родина ⇒ Отечество           дорога ⇒ путь
прощай ⇒ до свидания        работа ⇒ труд
ребята ⇒ дети                       быстро ⇒ скоро
рисунок ⇒ узор                     ветер ⇒ ураган

• Устно составьте предложение с одним из слов.

Мороз нарисовал красивый узор на окне.

Упражнение 40, с. 20

40. Прочитайте.

огонь ⇔ пламя озорник ⇔ шалун блестеть ⇔ сверкать
печаль ⇔ грусть мороз ⇔ холод квакушка ⇔ лягушка
золотой ⇔ жёлтый

• Составьте пары слов, близких по значению. Запишите синонимы по образцу.

Морóз - хóлод, квакýшка - лягýшка, жёлтый - золотóй, грусть - печáль, сверкáть - блестéть, огонь - плáмя, озорни́к - шалýн.

Упражнение 41, с. 21

41. Прочитайте.
• Впишите пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.

Антóнимы - это противополóжные по смы́слу словá.

Упражнение 42, с. 21

42. Прочитайте диалог выразительно.

- Мама, этот большой кусок торта ты оставила для Оли?
- Нет, для тебя.
- Такой маленький кусочек?!

• Какой знак пропущен? Поставьте его.
• Почему один и тот же кусок торта мальчик назвал и большим, и маленьким?

Когда мальчик думал, что кусок торта предназначен сестре, он ему показался большим. Когда он понял, что этот кусочек для него, он кажется ему крошечным и совсем не хочется им делиться ни с кем.

• Найдите в предложениях антонимы, подчеркните их. Подберите к каждому антониму синонимы.

Большой - огромный, крупный.
Маленький - крошечный, миниатюрный.

Упражнение 43, с. 22

43. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Думай медленно, а работай быстро.

• Почему так говорят? Подчеркните в предложениях антонимы.

Готовь сани летом, а телегу зимой. Говорят, чтобы напомнить, что к важному делу нужно готовиться тщательно и заранее.
Вместе тесно, а врозь скучно. Говорят, когда люди часто ссорятся, спорят, а в разлуке скучают друг без друга.
Думай медленно, а работай быстро. Так говорят, когда хотят напомнить, что работу нужно делать энергично, заранее всё хорошо продумав.

Упражнение 44, с. 22

44. Прочитайте. На каком уроке вы часто употребляете эти слова?

сýмма ⇔ рáзность
мéньше ⇔ бóльше
сложéние ⇔ вычитáние
ми́нус ⇔ плюс

Мы часто употребляем эти слова на уроке математике.

• Обозначьте в словах ударение. Соедините линиями слова-антонимы.

Упражнение 45, с. 22

45. Заполните "ящички" антонимами.

       Что?                                      Какой?
утро        вечер                        добрый    злой
ночь       день                          тихий       громкий
радость   грусть                      новый      старый
лето        зима                         сильный  слабый

23-26

Ответы 7gy.ru к стр. 23 - 26 Однокоренные слова

Упражнение 46, с. 23

46. Рассмотрите рисунки. Подпишите каждый рисунок.

Слон) и слон)ёнок. Гус)ь и гус)ёнок.

• Обозначьте в однокоренных словах корень так: ∩.
• Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

Здесь и далее мы - 7 гуру будем выделять корень жирным шрифтом и скобкой), а вы в тетрадях обозначайте его дугой ∩.

Гусь вёл своего гусёнка к озеру.

Упражнение 47, с. 23

47. Напишите слова. Корень каждого слова "спрятался" в рисунке.

куб)ик       гриб)ник          еж)онок

• Объясните значение записанных слов.

Кубик - небольшой предмет в форме куба. Грибник - человек, который собирает, любит собирать грибы. Ежонок - детёныш ежа.

Упражнение 48, с. 24

48. Прочитайте. Впишите в слова пропущенный корень -лес- или -бобр-.

пере(лес)ок
лес)ник                  бобр)иха
лес)ной                  бобр)овый
лес)ок                     бобр)ёнок

• Составьте предложение с одним из однокоренных слов. Запишите его.

Бобр)ёнок строил плотину.

Упражнение 49, с. 24

49. Прочитайте.
• Найдите в предложении однокоренные слова. Обозначьте корень.
• Спишите предложение. Проверьте себя.

Рыж)ий  рыж)ик  рыж) не зря:
Рыж)ик - вестник сентября.

Упражнение 50, с. 25

50. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Запишите каждую пару этих слов. Выделите в них корень.

Пыл)ь - пыл)инка, школ)а - школ)ьник, пер)о - пер)ина, пис)ьмо - пис)атель, сахар) - сахар)ница.

Упражнение 51, с. 25

51. Прочитайте. Найдите в каждой строке только родственные (однокоренные) слова. Обозначьте в них корень.

Белка, бел)енький, бел)ить.
Вод)яной, вод)а, водить.
Лист, лис)а, лис)ёнок.
Лос)ь, лоскут, лос)ёнок.
Гор)ный, гор)ка, городок.

Выпишите каждое выделенное слово и рядом с ним запишите однокоренное.

Вод)а - вод)яной, лис)а - лис)ёнок, гор)ка - гор)ный.

Упражнение 52, с. 26

52. Прочитайте выразительно.
• Выделите корень в однокоренных словах.

(Еж)овы рукавицы

(Еж)ата - детки хоть куда!
И что же тут дивиться
Ведь мама держит их всегда
В (еж)овых рукавицах!

Е. Серова

• Объясните, как вы поняли значение выделенных выражений.

В ежовых рукавицах, то есть строго воспитывать.

Упражнение 53, с. 26

53. Прочитайте. Какая группа слов лишняя? Объясните ответ.

вороб)ей         тигр)           ворон)а        грач)
вороб)ушек     тигр)ята      ворон)ята     грач)иха

Лишняя группа - грач-грачиха (самка и самец грача, а везде животное - детеныш)

• Вставьте пропущенные буквы.
• Выделите корень в однокоренных словах.

Упражнение 54, с. 26

54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и слова.

В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебрé,
Как серебряные блюдца,
Блещут лужи на заре.

С. Козлов

27-32

Ответы к стр. 27 - 32 Слог. Ударение. Перенос слова

Примечание от 7 гуру. Канакина делит на слоги по "новым" правилам (вот эти правила, ознакомьтесь, кто не в курсе >>). 

Упражнение 55, с. 27

55. Прочитайте.

Э-ле-ктри-чка

Ты видишь поезд вдалеке?
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по строке,
Разбитое на слоги...

А. Шибаев

• Соберите из слогов слово. Что оно обозначает?

Электричка - электропоезд.

• Запишите его. Обозначьте в слове ударение.

Электри́чка.

Упражнение 56, с. 27

56. Прочитайте.

Уж нéбо ó|се|нью ды|шá|ло,
Уж рéже сóл|ны|шко бли|стá|ло,
Ко|рó|че станови́лся день.

• Впишите в слова пропущенные слоги.
• Проверьте по учебнику (с. 67, упр. 99), правильно ли вы написали слова.
• Разделите трёхсложные слова на слоги вертикальной чертой.

Примечание от 7 гуру. Канакина с сотоварищами, видимо, не особо углубилась в тему деления на слоги по правилам теории Аванесова, и поэтому граница слогов у нее проходит после гласного либо после сонорного и сонорного с ь. Это не во всех случаях верно, но учителя делят как написано в учебнике, тоже не докапываясь до истины.  Пример - солнышко. По новым правилам правильно делить на слоги как со/лны/шко, а в рабочей тетради выделен первый слог сол.

Упражнение 57, с. 28

57. Соберите из слогов вежливые слова.

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, здравствуйте, до свидания.

• Запишите слова. Устно составьте диалог, используя в нём вежливые слова.

- Здравствуйте! Извините, пожалуйста, Вы не подскажете, как пройти в Центральную библиотеку?
- Вам нужно на перекрёстке свернуть направо.
- Спасибо.
- Пожалуйста. Хорошего дня. До свидания.

Упражнение 58, с. 28

58. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Кóсит косец,
А зайчишка коси́т.
Трýсит трусишка,
А ослик труси́т.

• Что обозначают слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся?

Это слова - омографы.

Косец кóсит траву, заяц коси́т глазами. Трусишка боится, ослик бежит трусцой.

Упражнение 59, с. 29

59. Прочитайте ряды ударных и безударных слогов.

• Составьте из слогов двусложные слова. Запишите их. Поставьте, где нужно, знак ударения.

Свёкла, столя́р, звони́ть, стакáн, шофёр, щавéль, вéрба.

Упражнение 60, с. 29

60. Подберите и запишите слова, которые подходят к таким схемам:

___|___
кáша
рýки

___| ___
зимá
веснá

__| __ |__
зелёный
дежýрный

Упражнение 61, с. 29

61. Измените форму каждого слова так, чтобы ударный слог стал безударным. Запишите.

Зéмли - земля́, кóльца - кольцó, стрáны - странá, слёзы - слезá, рéки - рекá, змéи - змея́, пи́сьма - письмó, сóсны - соснá.

Упражнение 62, с. 30

62. Прочитайте, правильно ставьте ударение в каждом слове.
• Обозначьте ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Алфави́т, вéрба, бáнты, тóрты, гербы́, стакáны, крáны, простыня́, клéить, портфéль.

Упражнение 63, с. 30

63. Прочитайте. Найдите загадку. Отгадайте её. Из других строк составьте скороговорку.

Приучить сорóку одна морóка,
Сóрок одёжек и все без застёжек.
А сóрок сорóк - сóрок морóк.

• Спишите загадку или скороговорку.

Загадка:

Сорок одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Скороговорка:

Приучить сороку одна морóка,
А сорок сорок - сорок морóк.

• Что обозначают выделенные слова? Поставьте в них ударение.

Сорóка - птица, сóрок - число.

Упражнение 64, с. 30

64. Прочитайте. Вставьте в словарные слова пропущенные слоги.
• Проверьте написание слов по орфографическому словарю. Обозначьте в словах ударение.
• Подчеркните в безударных слогах буквы, написание которых надо запомнить.

Капýста, извини́те, посýда, дерéвня, сáхар, зáяц, рисýнок, дорóга, вéтер, сентя́брь, рóдина, Москвá.

Упражнение 65, с. 31

65. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Зме|я, те|традь, пе|тух, чай|ник, ши|шка, мо|роз, я|го|да, у|чи|тель, о|сень, я|бло|ко, ве|тер, за|яц, за|вод, по|су|да, про|щай, жизнь.

• Разделите слова на слоги вертикальной чертой (|). Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.
• Выпишите пять слов, которые можно перенести с одной строки на другую. Разделите их горизонтальной чёрточкой (-) для переноса.

Тет-радь, пе-тух, чай-ник, шиш-ка, мо-роз.

Упражнение 66, с. 31

66. Подберите слова, которые можно перенести с одной строки на другую так, как показано в образце. Запишите их.

Паль-то, день-ки, конь-ки, пись-мо, силь-но.
Лей-ка, май-ка, чай-ка, чай-ник, сай-ка.
Ван-на, мас-са, груп-па, тон-на, пан-но.

Упражнение 67, с. 32

67. Подберите и запишите двусложные слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Оля, змея, Юля, Юра, юмор, пою, иду, олень, осень, яма, иней, ирис, уголь, улей, юла, орёл, алый, якорь, енот, ужи, язык.

Упражнение 68, с. 32

68. Соберите из слогов слова, а из слов загадку с отгадкой.

• Запишите загадку. Подчеркните в словах загадки слог, который нельзя перенести на другую строку.

Цвет белый, а ягода чёрная.

• Запишите слово-отгадку, разделяя его горизонтальной чертой столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.

Че-рё-му-ха.

33-35

Ответы 7gy.ru к стр. 33 - 35 Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы?

Упражнение 69, с. 33

69. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Вот бутóн,
А вот - батóн.
Вот бидóн,
А вот питóн.
Ну, а вот бетóн.
В печке выпечен батóн,
А в петли́цу вдет бутóн.
По траве ползёт питóн,
Молоко течёт в бидóн,
А на стройке есть бетóн.

Н. Матвеева

• Что обозначают слова, которые вы вписали в предложения? Какое из этих слов вам незнакомо? Подчеркните его.

Батон - белый хлеб продолговатой формы.
Бутон - нераспустившийся цветок.
Питон - крупная неядовитая змея.
Бидон - жетсяной сосуд с крышкой.
Бетон - строительный материал.

Какими звуками и буквами различаются слова бутон и батон, бидон и питон, бетон и бидон?
Бутон и батон различаются буквами у - а, звуками [у] - [а].
Бидон и питон различаются буквами б - п, д - т и звуками [б’] - [п’].
Бетон и бидон различаются буквами е - и, т - д и звуками [т] - [д].

Упражнение 70, с. 34

70. Рассмотрите рисунки. Произнесите названия изображённых предметов. Какие звуки делают слова разными по смыслу?

Шар, шарф (звук [ф] делает слова разными по смыслу).
Кот, кит (звуки [о], [и] делают слова разными по смыслу).

• Запишите названия предметов рядом с рисунками.

Упражнение 71, с. 34

71. Соберите из звуков слова. Запишите их.

Санки, коньки, горка, зима.

• Составьте с любым словом предложение на тему "Зимние забавы". Запишите его.

Зимой дети любят кататься на коньках по льду и стремительно мчаться на санках с горки.

Упражнение 72, с. 35

72. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Произноси́мые слова состоят из звуков. На письме звуки обозначаются буквами.

Упражнение 73, с. 35

73. Прочитайте. Чем интересно стихотворение?

Белка, балка и булка,
У меня шкатулка,
Ключ, клюв, клюква,
В плюшке пляшет буква,
А из каждой буковки
                растут слова, как луковки!

Ю. Мориц

Стихотворение интересно тем, что первые буквы слов каждой строки образуют слово "БУКВА".

• Выпишите слова, которые различаются одной буквой. Подчеркните эти буквы. Объясните значение записанных слов.

Белка, балка, булка; ключ, клюв; буковки, луковки.

Белка - зверёк-грызун с пушистым хвостом.
Балка - брус.
Булка - белый хлеб, круглой или овальной формы.
Ключ - предмет для открывания замка.
Клюв - окончание рта у птиц.
Буковки - знаки азбуки, уменьшительное от "буквы"
Луковки - побеги растений, уменьшительное от "луковицы".

Упражнение 74, с. 35

74. Прочитайте. Подчеркните "озорные" буквы и верните правильный смысл двустишиям.

Утром бабушка к рубашке
Прибивала мне кармашки.

В новом зоопарке нашем
Стон стоит! Ушами машет.

И. Синицина

Утром бабушка к рубашке
Пришивала мне кармашки.

В новом зоопарке нашем
Слон стоит! Ушами машет.

• Подчеркните в первом предложении главные члены.
• Задайте вопрос к каждому второстепенному члену предложения.

Пришивала (когда?) утром, пришивала (к чему?) к рубашке, пришивала (кому?) мне, пришивала (что?) кармашки.

36-38

Ответы к стр. 36 - 38 Русский алфавит, или Азбука

Упражнение 75, с. 36

75. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы алфавита.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз
Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр
Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ
ъ ы ь Ээ Юю Яя

Проверьте по учебнику (с. 81, упр. 121), правильно ли вы записали буквы по алфавиту. Прочитайте, правильно называя каждую букву.
Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (и краткое), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эь), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твёрдый знак), ы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

Упражнение 76, с. 36

76. Запишите строчные буквы по алфавиту в две группы: в первую - буквы, которые обозначают гласные звуки, во вторую - буквы, которые обозначают согласные звуки.

а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Упражнение 77, с. 37

77. Запишите по алфавиту сначала названия летних месяцев, а потом - осенних месяцев.

Август, июль, июнь.
Ноябрь, октябрь, сентябрь.

Упражнение 78, с. 37

78. Прочитайте.

Иваново, Михалков, Бианки, Пришвин.
Москва, Киев, Волга, Кострома.
Мальвина, Буратино, Незнайка, Пьеро.

• Определите, какое слово в каждой группе слов лишнее. Почему оно лишнее? Подчеркните это слово.

Иваново (название города среди фамилий русских писателей).
Волга (название реки среди названий городов).
Незнайка (герой из другой сказки среди героев "Золотой ключик, или Приключения Буратино")

• Запишите любую группу слов (без лишнего слова) в алфавитном порядке.

Киев, Кострома, Москва.

Упражнение 79, с. 37

79. Прочитайте. Что обозначает это слово? Выпишите из данного слова все буквы в алфавитном порядке.

Энциклопéдия (научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний, обычно в форме словаря).

д, е, и, к, л, н, о, п, ц, э, я.

• Кто больше составит слов из букв данного слова? Запишите любые из них.

Цикл, клоп, лекция, циклоп, кон, кино, дело, цинк, клон, пик, кол, яд, як, коп, пол, пони, пион, один, плед, кепи, клин, клип, линия.

Упражнение 80, с. 38

80. Назовите буквы. Расшифруйте каждый ребус, и получатся слова-названия грибов.
• Запишите названия грибов в алфавитном порядке.

Груздь, мухомор, опята, подберёзовик, рыжик, сыроежка.

Упражнение 81, с. 38

81. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в слова-названия животных.

Кто чем гордится?

Павли́ны - пышными хвостами.
Рáки - цепкими клешнями.
Ишаки́ горды ушами.
Вóлки - острыми зубами.
Енóты - стираной обнóвой.
Телёнок - матушкой коровой.

Л. Яхнин

• Назовите животных в алфавитном порядке.

Волки, еноты, ишаки, павлины, раки, телёнок.

39-48

Ответы к стр. 39 - 48 Гласные звуки

Упражнение 82, с. 39

82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.
• Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Не будет скуки, коли заняты руки.

Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.

Упражнение 83, с. 39

83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.

В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.

Упражнение 84, с. 39

84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.
• Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.

Яблоко, арбуз, лимон.

Упражнение 85, с. 40

85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.
• Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.

1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].
4. Мяч, сад, ряд: [а].

Упражнение 86, с. 40

86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё

Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.

Упражнение 87, с. 40

87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.

Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога -
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.

С. Козлов

• Объясните написание выделенных букв.
• Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]

Упражнение 88, с. 41

88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!

Н. Бетенькова

Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.

Горá, травá, моря́, делá.

Упражнение 89, с. 41

89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е

рекá - рéчка          бéрег - берегá
моря́к - мóре         письмó - пи́сьма
дождь - дожди́      грач - грачи́
стрижи́ - стриж    нóжик - ножи́

• Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
• Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 90, с. 42

90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

щёки - щекá           мяч - мячи́
зёрна - зернó         лист - листы́
сёстры - сестрá     шкаф - шкафы́
звёзды - звездá      хлеб - хлебá

• Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 91, с. 42

91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

етвь) ветви́стый           (крик) крикли́вый
(глаз) глазнóй                   (сóсны) соснóвый
óлод) холóдный            (вóздух) воздýшный
éчер) вечéрний             (даль) далёкий

• Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?

Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые - какой?

Упражнение 92, с. 43

92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.

Дул холодный ветер.
Шумел сосновый лес.
Летел воздушный шар.

• Подчеркните в предложениях главные члены.

Упражнение 93, с. 43

93. Прочитайте выразительно.
• О чём самом главном хотел сказать автор?

Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.

• Объясните написание выделенных орфограмм.

Проверяемый безударный гласный в корне слова: рекой (рéки), родной (рóдненький), окне (óкна), золотой (зóлото), береги (берéчь), светлей (свет). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

Непроверяемый безударный гласный в корне слова: золотой. Надо запомнить.

Имя собственное: (на) Руси. Пишем с заглавной буквы.

• Спишите стихотворение.

Над рекой -              Береги его,
родной уголок,        не гаси,
А в окне -                 От него светлей
золотой огонёк.        на Руси.

П. Синявский

Упражнение 94, с. 44

94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
• Запишите по образцу.

(пли́тка) плитá           (сáдик) сады́
(гóрка) горá                 (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá             (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá           (цвéтик) цветы́

Упражнение 95, с. 44

95. Прочитайте.

1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.

• Выполните одно из заданий:

а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;

Лесни́к охраня́ет наши лесá.

б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.

éки) рекóй, (скáлы) (на) скалé, (кóзлик) козёл, (лес) лесни́к.

Упражнение 96, с. 45

96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.

Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.

Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.

• Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.

(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.

Упражнение 97, с. 45

97. Прочитайте. Обозначьте ударение.

что делает? хвáлит - что делать? хвали́ть
что делает? кóрмит - что делать? корми́ть
что cделает? спи́шет - что сделать? списáть
что делает? дéржит - что делать? держáть

что делает? лéчит - что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит - что делать? смотрéть
что cделает? скáжет - что сделать? сказáть
что делает? дáрит - что делать? дари́ть

• Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
• Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Упражнение 98, с 46

98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а

Ширóкие поля́, леснáя тропá, стальнóе кольцó, морскáя волнá, грачи́ное гнездó, полевóй цветóк, соснóвые лесá, цветнóй ковёр, ядови́тые грибы́.

• Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.

Берегите сосновые леса!

Упражнение 99, с. 46

99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.

Утро в деревне

На рассвете прокричал петух. Надя проснулась. Девочка посмотрела в окно. По улице деревни шёл пастушóк. Мальчик играл на дудочке. За ним шли коровы. На лугу их ждёт сочная трава, а на озере - холодная водичка.

• Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 100, с. 47

100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.

О? А?                                 
поля́нка (пóле), малыши́ (мáленький), далекó (даль), площáдка (плóщадь), колéчко (кóльца), трави́нка (трáвы), скворéц (сквóрушка), полéзный (пóльза)

 Е? И?
смельчáк (смéлый), ширинá (ши́ре), дерéвья (дéрево), верши́на (вéрхний), линéйка (ли́ния), семенá (сéмечко), силáч (си́ла), смешнóй (смех)

• Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Упражнение 101, с. 47

101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.

Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит над горой.
(Берёза)

Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)

Упражнение 102, с. 47

102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.

дети - ребята
школьник - ученик
путь - дорога
узор - рисунок

Упражнение 103, с. 48

103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.
• В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
• Выделите корень в однокоренных словах.

рис\ýнок - рис\овáть (надо запомнить)
рос\á- рос\и́нка (рóсы)
свист\óк - свист\éть (свист\)
снеги́р\ь - снегир\ёк (снег)
сор\и́нка - сор\и́ть (сор\)
сáхар\ - сáхар\ница (надо запомнить)
вéтер\ - ветер\óк (надо запомнить)
погóд\а - погóд\ка (надо запомнить)

Упражнение 104, с. 48

104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.

1. На яблоне растут яблоки. 2. Гвоздь забивают молотком. 3. Квакает лягушка, ворона каркает, а собака лает. 4. На лесной полянке созрела земляника. 5. Малина - ягодный кустарник. Сентябрь - осенний месяц.

49-58

Ответы к стр. 49 - 58 Согласные звуки

Упражнение 105, с. 49

105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.

лак бочка сок
рак почка сон
мак кочка сом
бак точка сор

• Что обозначает каждое из слов? Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Сегодня мне приснился удивительный сон.

Упражнение 106, с. 49

106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.

С. Маршак

• Подготовьтесь ответить на вопрос: одинаковые или разные звуки обозначены буквами "эр", "эль", "эс", "тэ"?

Этими буквами обозначены разные звуки по твёрдости-мягкости.
[р] - серый, рыжую, [р’] - встретил,
[л] - волк, глухом, встретил, [л’] - (в) лесу, лису,
[с] - (в) лесу, встретил, лису, [с’] - серый,
[т] - встретил, [т’] - встретил.

Упражнение 107, с. 50

107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Шуршащая песня

Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, и дождь шуршит. А там тихо-онечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат.

А. Усачёв

• Прочитайте текст ещё раз. Какие звуки вы слышите при чтении? Подчеркните буквы, которыми передаются эти звуки. Почему автор использовал слова с повторяющимися звуками?

Автор использовал слова с повторяющимися звуками, чтобы передать шуршание.

Упражнение 108, с. 50

108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.

[с] ⇒ оса; [с’], [г] ⇒ гусь; [г’], [р’] ⇒ гиря; [р] - роза.

• Соедините рисунок с тем звуком, который слышится в названии предметов.
• Запишите названия предметов. Подчеркните в них буквы, обозначающие согласные звуки.

Оса, гуси, роза, гиря.

Упражнение 109, с. 51

109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Буквой "и краткое" обозначается согласный звук [й’]. Буквой "и" обозначается гласный звук [и].

Слова для справок: гласный, согласный.

Упражнение 110, с. 51

110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.

Незнайка, шайка, чайка, случай, тройка, майка, мойка, лайка, стройка, муравей, муравейник, чайник.

Над морем кружилась белоснежная чайка.

• Устно составьте предложение с любым словом.

Упражнение 111, с. 52

111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.

[край’] край [край’á] края
[л’э́й’ка] лейка [й’э́л’и] ели
[трóй’ка] тройка [й’óлка] ёлка
[играй’ут] играют [й’ýжный’] южный

• Подчеркните буквы, в которых "спрятался" звук [й’]. Почему в некоторых из этих слов звуков больше, чем букв?

В некоторых словах звуков больше, чем букв, потому что звук [й’] "прячется" в е, ё, ю, я.

Упражнение 112, с. 52

112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
• Подчеркните в словах слоги с буквой й.

Сырое молоко не пей.
Прокипяти его скорей.
Вернувшись с улицы домой,
Скорее руки с мылом мой.

Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.

Упражнение 113, с. 52

113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.

Косой - заяц, косолапый - медведь, серый - волк.

Упражнение 114, с. 53

114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.
• Подчеркните удвоенные согласные.

С двойной согласной непременно
пишем мы слова: антенна,
килограмм, и грамм, и тонна,
пассажир, шоссе, колонна,
ссора, теннис и программа,
группа, касса, телеграмма,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.

Н. Бетенькова

Слова для справок: телеграмма, Анна, колонна.

Упражнение 115, с. 53

115. Прочитайте. Откуда эти строки?

- Вот вам телегра(мм)а
От Ги(пп)опотáма!

К. Чуковский

Жил человек рассея(нн)ый
На улице Ба(сс)éйной.

С. Маршак

Это строки из произведений Корнея Ивановича Чуковского "Айболит" и Самуила Яковлевича Маршака "Вот какой рассеянный".

• Обведите кружком удвоенные согласные. Подчеркните синоним к слову бегемот.
• Составьте ответ на вопрос: кто прочитал телеграмму от больных зверей?

Доктор Айболит прочитал телеграмму от больных зверей.

Упражнение 116, с. 54

116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.

лл               мм              нн                 пп
Ал-ла      Эм-ма         Ан-на         Фи-липп
Эл-ла      Рим-ма      Жан-на         Ип-по-лит
 
• Запишите слова, разделяя их для переноса чёрточкой (-).

Упражнение 117, с. 54

117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.

1. Автобусы ехали по широкому шоссе.
2. Ссора до добра не доведёт.
3. Аппетит приходит во время еды.
4. В лесу растёт можжевельник. Это хвойный кустарник.
5. Римма собирала коллекцию марок.

Слова для справок: ссора, аппетит, можжевельник, шоссе, Римма, коллекция.

Упражнение 118, с. 55

118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.

о-бла-ко   скамей-ка    су-ббота
об-лако    скаме-йка     суб-бота

Упражнение 119, с. 55

119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:

а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:

б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х

б) только твёрдый согласный звук:

ж, ц, ш

в) только мягкий согласный звук:

й, ч, щ

Упражнение 120, с. 55

120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый звук, который обозначен пропущенной буквой.
• Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте, где нужно, ударение.

дя́тел, ель, лисá, орёл, индю́к

Упражнение 121, с. 56

121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
Налетел на старый вяз...
Вот и кончен наш рассказ.

А. Усачёв

• В чём сходство и различие слов вёз и воз, ваз и вяз, раз и ваз? Какими звуками они различаются?

вёз - воз [в’ос] - [вос], ваз - вяз [вас] - [в’ас], раз - ваз [рас] - [вас]

• Запишите ответ на вопрос: что вёз вол Василий?

Вол Василий вёз целый воз с вазами.

Упражнение 122, с. 56

122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.

Лёня и Лиля леденцы делили.
Лёня ломом колол лёд перед домом.

В. Борисов

Подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки. Подготовьтесь произнести эти звуки.

Упражнение 123, с. 56

123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:

е, ё, ю, я, и, ь

Упражнение 124, с. 57

124. Прочитайте.
• Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Не зря прилетают зимой снегири.
Горят на снегу они, как фонари.

Упражнение 125, с. 57

125. Прочитайте.
• Вставьте в предложения пропущенные слова (больше или меньше).
• Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Рысь меньше льва.
Медведь больше белки.

Упражнение 126, с. 57

126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.

Белый - чёрный, верхний - нижний.

• Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Белый медведь занесён в Красную книгу России.

Упражнение 127, с. 58

127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.

Здравствуй, гостья-зима!

• Вставьте каждый произнесённый звук в квадратные скобки. Подчеркните его признаки.

[й’] - согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[г] - согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[з’] - согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.

Упражнение 128, с. 58

128. Рассмотрите рисунок. Украсьте ёлку словами-названиями игрушек. В первый столбик запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, во второй - с твёрдого согласного звука.

мишка         шишка
львёнок      зайка
лиса            мышка
петушок      поезд

59-63

Ответы к стр. 59 - 63 Мягкий знак (ь)

Упражнение 129, с. 59

129. Прочитайте колыбельную песенку.
• Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.
• Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Кóтя, кóтенька-котóк,
Кóтя - сéренький хвостóк!
Приди, кóтя, ночевáть,
Мою дéточку качáть, прибаю́кивать.

Упражнение 130, с. 59

130. Прочитайте. Вставьте в слова в слова мягкий знак и букву перед ним.

сирень          зверь            школьник
тюлень         окунь            огоньки
                                           дельфин

ладонь         день           колокольчик
грусть          тень            васильки
тюльпан

• Подчеркните слова, в которых все согласные звуки являются мягкими.
• Выпишите слово, в котором семь букв, а звуков - шесть. Разделите его для переноса горизонтальной чёрточкой (-).

огонь-ки

• Составьте предложение с одним из слов.

Наступила ночь, и в небе зажглись белые огоньки.

Упражнение 131, с. 60

131. В каких словах могут встретиться такие буквосочетания? Запишите несколько слов.
нь, дь, ньк, ль, сь, льк, рь, ть

День, тень, нянька, капель, карась, калька, ларь, читать.

Упражнение 132, с. 60

132. Прочитайте. В каких словах пропущен мягкий знак? Разделите слова вертикальной чертой (|) на слоги.

о|ке|ан      сне|гирь    паль|то     со|суль|ка
о|лень       шо|фёр      пал|ка       ве|шал|ка
ле|бедь     ме|бель     конь|ки     сту|пень|ки
о|бед         гло|бус     зон|ты       пе|сен|ка

Упражнение 133, с. 60

133. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Львиный зев имеет удивительные цветки: если сжать их с боков, они раскрываются, как пасть льва.

• Почему растение получило такое название?

Растение получило такое название из-за строения цветков, напоминающих пасть льва.

• Подготовьтесь объяснить написание слов с пропущенными и выделенными буквами.

Упражнение 134, с. 61

134. Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие данным значениям. Каждое слово заканчивается мягким согласным звуком.

1. Время года.
2. Летний месяц.
3. Осенний месяц.
4. Зимний месяц.
5. Весенний месяц.

1. О С Е Н Ь
2. И Ю Л Ь
3. Н О Я Б Р Ь
4. Я Н В А Р Ь
5. А П Р Е Л Ь

Упражнение 135, с. 61

135. Прочитайте стихотворение-шутку.

Привели на море Гальку.
"Собирай, - сказали, - гальку!"
Галька гальки набрала -
Встать на ножки не смогла.

М. Бородицкая

• Скажите, какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать? Нарисуйте её.

Рисуем, как девочка собирает гальку на берегу моря.

• Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Упражнение 136, с. 62

136. Прочитайте выразительно.
• Подчеркните буквы-орфограммы, написание которых вы можете объяснить.
• Сколько в словах данных предложений мягких согласных звуков? Произнесите эти звуки.

У осьминога только восемь ног,
А сколько под водой дорог!
Задумался моллюск: как быть?
Где карту дна морского раздобыть?

Т. Марковская

В стихотворении 11 мягких согласных звуков. Осьминога [c’], [м’], только [л’], восемь [с’], [м’], сколько [л’], задумался [с’], моллюск [л’], быть [т’], где [д’], раздобыть [т’].

Упражнение 137, с. 62

137. Прочитайте стихотворение "Рукавички". Вставьте пропущенные буквы.

Снеговик у снеговички
Взял на время рукавички.
День прошёл, второй идёт -
Он их всё не отдаёт!

Говорит, что в рукавичках
Согреваются синички,
Вот когда зима пройдёт -
Рукавички он вернёт.

Г. Гранова

• Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.
• Подходит ли рисунок к стихотворению? Скажите, а что вы могли бы нарисовать?

Данный рисунок подходит к тексту. Я бы нарисовал, как снеговик приносит снеговичке в подарок новые рукавички.

Упражнение 138, с. 63

138. Прочитайте выразительно.

Ясный день, замечательный воздух...
Забирайте коньки - и на лёд!
Встретим так новогодний наш отдых,
Чтоб потом вспоминать целый год.

Н. Саконская

• Объясните написание выделенных орфограмм.

День, замечательный - мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного.
Замечательный - ча - ща пиши с буквой а.
Коньки - написание нужно запомнить.
Лёд - льда, год - года - проверяемый глухой\звонкий согласный звук.
Новогóдний - нóвый, вспоминáть - вспóмнить - безударный гласный в корне слова.

Упражнение 139, с. 63

139. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему текст. Подготовьтесь его рассказать.

• Запишите несколько предложений из составленного текста.

На катке

До Нового года остались считанные деньки. Но уже кругом красуются нарядные ёлки. Дети очень любят в преддверии праздника выйти на лёд или прокатиться на санках с горы. Сегодня все собрались на катке. Гладкий лёд сверкает и блестит, как гирлянды на ёлке. Дети кружатся под красивую музыку. Скользят коньки по льду.