Упражнение 175

Выпишите по группам слова известных вам частей речи.

Написать, прыжок, два, детский, пятый, в, на, седьмой, перепрыгнуть, четыре, товарищ, десять, верный, за, с, вбежать, десятый, вагон, пассажирский.

Ответ:

Имена существительные: прыжок, товарищ, вагон.
Имена прилагательные: детский, верный, пассажирский.
Глаголы: написать, перепрыгнуть, вбежать.
Предлоги: в, на, за, с.
Остальные слова: два, пятый, седьмой, четыре, десять, десятый.

Какие слова не попали ни в одну из групп? Что обозначают эти слова? На какие вопросы они отвечают?

Эти слова обозначают точное количество предметов или число, а также порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? или который? Это числительные.

Упражнение 176

Вставьте в устойчивые обороты (фразеологизмы) на месте пропусков нужные имена числительные и запишите получившиеся выражения. Объясните значение фразеологизмов

От горшка ... вершка. ... сапога пара. Заблудиться в ... соснах. Идти на все ... стороны. Знать как свои ... пальцев. За ... вёрст киселя хлебать. ... пятниц на неделе. Давать ... очков вперёд. Перескакивать с ... на ... . Как ... колесо в телеге. На ... небе.

Ответ:

От горшка два вершка. Два сапога пара. Заблудиться в трёх соснах. Идти на все четыре стороны. Знать как свои пять пальцев. За семь вёрст киселя хлебать. Семь пятниц на неделе. Давать сто очков вперёд. Перескакивать с пятого  на десятое. Как пятое колесо в телеге. На седьмом небе.

Объясните значение фразеологизмов

От горшка два вершка.   — Маленький.
Два сапога пара.   — Похожие друг на друга.
Заблудиться в трёх соснах.   — Не суметь разобраться в простых вещах.
Идти на все четыре стороны.   — Поступать так как хочется.
Знать как свои пять пальцев.   — Хорошо знать.
За семь вёрст киселя хлебать.   — О напрасных действиях. 
Семь пятниц на неделе.   — О том, кто часто меняет свое мнение.
Давать сто очков вперёд.    — Ощущать превосходство.
Перескакивать с пятого  на десятое.   — Непоследовательность.
Как пятое колесо в телеге.   — О излишних, ненужных вещах.
На седьмом небе.   — Невероятное счастье.

Упражнение 177

Распределите и запишите имена числительные на две группы по вопросам сколько? или который?

Шесть, одиннадцать, двадцатый, десятый, восемь, двенадцать, второй, сороковой, сто, двадцать пятый, шестнадцать, семнадцатый. 

Ответ:

Сколько? шесть, одиннадцать, восемь, двенадцать, сто, шестнадцать.
Который? двадцатый, десятый, второй, сороковой, двадцать пятый, семнадцатый.