Упражнение 104

Сравните предложения. Какие из них можно отнести к утвердительным предложениям, а какие — к предложениям с отрицанием?
1. На утренней заре пастух (не)гонит уж коров из хлева. (А. Пушкин) 2. Ещё природа (не)проснулась. (Ф. Тютчев) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий) 4. Правда в огне (не)горит, в воде (не)тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский) 6. Ветер листы (не)срывает с ветвей, солнышко в тучи (не)прячется там… (А. Плещеев) 7. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт) 9. За двумя зайцами погонишься — ни одного (не)поймаешь.
Как пишется частица не с глаголами?

Ответ

Раздельно.

Запишите предложения, раскрывая скобки.

Записываем

1. На утренней заре пастух не  гонит уж коров из хлева. (А.Пушкин.) 2. Ещё природа не  проснулась. (Ф. Тютчев.) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий.) 4. Правда в огне не  горит, в воде не  тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский.) 6. Ветер листы не  срывает с ветвей, солнышко в тучи не  прячется там... (А. Плещеев.) 7. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева.) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт.) 9.  За двумя зайцами погонишься — ни одного не  поймаешь.

Утвердительные: 3, 5, 7, 8.
С отрицанием: 1, 2, 4, 6, 9.

Упражнение 105

Второклассники составили предложения о том, как нужно вести себя в лесу и на реке.
Прочитайте эти предложения. Что получится, если все люди будут так поступать?
Объясните второклассникам, что природу важно беречь и охранять. Исправьте их предложения. Запишите получившийся вариант.

Ответ

Не разоряй муравейники. Не вытаптывай цветы. Не ломай ветки деревьев. Не бросай мусор в речку. Не оставляй в лесу мусор. Не прыгай в воду с крутого обрыва в незнакомом месте.