Упражнение 98

Определите, какие предложения могут быть употреблены в научной речи, а какие — в речи художественной.

1. Сурок спит в н..ре с осени до в..сны. —  Сурок заляжет в нору с осени и спит без просыпу до в..сны. 2. Ящерица быстро зарывается в п..сок. — Ящерица в одну с..кунду в п..сок зарывается: прижмётся к п..ску ж..вотом, задрож..т, затр..сётся и утонет в нём. 3. Сильный ветер раскачивает даже большие деревья. — Ноч..ю в п..лях под напевы м..тели дремлют, качаясь, б..рёзки и ели. (И. Бунин)

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Как называются остальные члены предложения?

Второстепенные члены.

Записываем

1. Сурок спит в норе с осени до весны. (Науч.) — Сурок заляжет в нору с осени и спит без просыпу до весны. (Худ.) 2. Ящерица  быстро зарывается в песок. (Науч.) — Ящерица  в одну секунду в песок зарывается: прижмётся к песку животом, задрожит, затрясётся и утонет в нём. (Худ.) 3. Сильный ветер раскачивает даже большие деревья. (Науч.) — Ночью в полях, под напевы метели, дремлют, качаясь, берёзки и ели. (Худ.) (И. Бунин.)

Упражнение 99

Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите несколько предложений на тему «Подготовка к концерту». Подчеркните главные члены в каждом предложении.

Ответ

    Девочки и мальчики готовились к концерту. Хор репетировал песню. Максим дирижировал. Настя и Коля отрабатывали движения для народного танца. Оля опоздала на репетицию и надевала сарафан. Скоро начнётся концерт.