В этой статье речь пойдет об очередном учебном пособии, немного о предмете, которому оно посвящено, ну и, конечно, ответам. Ведь 7 гуру - это прежде всего сайт, призванный помогать школьникам, а вот ответы можно отчасти засчитать как помощь, но только в том случае, если ими пользоваться так, как задумано... А задумано ГДЗ пользоваться так! Во-первых, необходимо все же сосредоточиться и затратить какое-то время на изучение материала, затем уже пытаемся хоть что-то сделать сами. В конечном счете сверяем все с тем, что у нас получилось, то есть с ответами. Собственно, ответы будут приведены для рабочей тетради по Русскому языку за 2 класс авторов Рамзаевой и Савинкиной.
Действовать с просмотром ответов будем по такому алгоритму. Вначале вспоминаем, что же нам задали на дом, и что вы, в принципе, хотели бы увидеть из материала рабочей тетради, потом кликаем по вкладкам, и только тогда перед вами откроется контент.
ГДЗ по Русскому языку за 2 класс, рабочая тетрадь Рамзаева
Кликаем и смотрим.
О нашем русском языке
-
О нашем русском языке
№1Прочитай стихотворение.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно−певучий.
В нём есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
(М. Матусовский)• Почему автор так говорит о русском языке?
• Какие ещё стихотворения о русском языке ты знаешь?Ответ:
• В русском языке множество слов, благодаря этому легко разнообразить речь. Если передать один и тот же смысл разными словами, можно изменить настроение текста. Словами можно выразить восторг, описать окружающую красоту, передать свои чувства.
• Стихотворения о русском языке:
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой —
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти —
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
(А. Шибаев)Усердно русский я учил,
Дружил с ним неразлучно
Он окрылял и чаровал
Простою речью звучной,
Читая Пушкина стихи,
Вдыхая строчек свежесть,
С волнением в сердце я познал
Как он прекрасно нежен!
(М. Ефимов)№2
Прочитай и дополни предложение по рисункам.
• Допиши предложение двумя словами (по выбору).
Речь нам нужна, когда мы
спрашиваем, отвечаем
читаем, пишем
вместе трудимся
играем, узнаёмОтвет:
Речь нам нужна, когда мы спрашиваем и отвечаем.
Речь нам нужна, когда мы читаем и пишем.
Речь нам нужна, когда мы вместе трудимся.
Речь нам нужна, когда мы играем и узнаём.№3
Прочитай и поставь нужный знак в конце предложения.
В сентябре деревья стали разноцветными _
Кто поможет мне собрать букет _
Как прекрасен осенний букет _
• Поставь в вазу свой осенний цветок. Дорисуй.Ответ:
В сентябре деревья стали разноцветными.
Кто поможет мне собрать букет?
Как прекрасен осенний букет!
№4Напиши около рисунков название спортивной игры, используя данные слова.
Шахматы, футбол, теннис, хоккей.
• Составь предложение об одной из игр (устно, по выбору).Ответ:
• Зимой в нашем дворе заливают каток, и все ребята выходят играть в хоккей.№5
Прочитайте.
Ёжик нашёл под берёзой яблоко.
• Что вас удивило в предложении?
• Как называется дерево, на котором растут яблоки? Впишите буквы в клеточки. Обозначьте ударение.
• Составьте своё предложение о ёжике. Напишите.я о Ответ:
• В предложении меня удивило то, что ёжик нашёл яблоко не под яблоней, а под берёзой.
• Дерево, на котором растут яблоки, называется я́блоня.я/ б л о н я • Ёжик нашёл много яблок в бабушкином саду.
№6
Прочитайте текст.
Минуты тянулись долго Дождь лил как из ведра Малыш ждал Карлсона Когда же он появится
• Поставьте знаки препинания.
• Напишите ещё одно предложение, чтобы закончить рассказ. Составьте его из слов: вдруг, влетел, окно, в, Карлсон.
• Прочитайте весь текст и озаглавьте (устно).Ответ:
Заголовок: Где же Карлсон?
Минуты тянулись долго. Дождь лил как из ведра. Малыш ждал Карлсона. Когда же он появится? Вдруг Карлсон влетел в окно. Звуки и буквы. Слово и слог
-
Звуки и буквы. Слово и слог
№7Составьте из букв сло́ва игрушка несколько слов и напишите их.
Ответ:
Слова́ из букв сло́ва «игрушка»:
1) игра
2) икра
3) уши
4) груша
5) шкура
6) круг
7) рагу
8) шарик
9) рука
10) шар
11) шаг№8
Продолжи цепочку слов, учитывая последнюю букву в слове.
Яблоня – яблоко – орбита – арбуз –Ответ:
Яблоня – яблоко – орбита – арбуз – замок – картон – нарцисс – сапог – гиря.
№9
Прочитайте вслух слова парами и сравните в них согласные звуки. Какие согласные звуки одинаковые, а какие — разные?
Кот — кит. Семь — сом. Лес — лось. Лето — лото.
• Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих словах? Подчеркните их карандашом синего цвета.
• Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие.Ответ:
Первое слово Согласные звуки в нём Второе слово Согласные звуки в нём кот [к], [т] кит [к'], [т] семь [с'], [м'] сом [с], [м] лес [л'], [с] лось [л], [с'] лето [л'], [т] лото [л], [т]
№10Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Тюлень, дети, конь, пень, мяч, житель.
• Напиши ещё три слова, в которых все согласные звуки мягкие.Ответ:
Тюлень, дети, конь, пень, мяч, житель.
Слова, в которых все согласные звуки мягкие: кисель, печенье, сирень.№11
Составь из букв сло́ва цветочки несколько слов и напиши их.
• Подчеркни буквы, которые обозначают согласные звуки.Ответ:
Слова из букв сло́ва "цветочки":
1) Цвет.
2) Очки.
3) Точки.
4) Веточки.
5) Отец.
6) Кит.
7) Кот.
8) Ток.№12
кран
_ кран
рот
_ рот
очки
_ очки
оса
_ оса
лён
_ лён
мех
_ мехОтвет:
кран
э кран
рот
к рот
очки
д очки
оса
р оса
лён
к лён
мех
с мех№13
стол
столб
зуб
зуб_
вол
вол_
шар
шар_Ответ:
стол
столб
зуб
зубр
вол
волк
шар
шарф№14
Прочитай текст.
Петя и Паша пришли к Ивану.
— Поздравляем с днём рождения, желаем всего−всего хорошего!
• Обозначь ударение в словах второго предложенияОтвет:
1) Петя и Паша пришли к Ивану.
2) — Поздравля́ем с днём рожде́ния, жела́ем всего́−всего́ хоро́шего!№15
Знаешь ли ты, почему библиотека так называется? Прочитай.
Библио по−гречески — книга, текос — храни́лище. Библиотека — это хранилище книг (или книгохрани́лище).
• Спиши выделенные слова.Ответ:
Слово "библиотека" образовалось от слов "библио" – книга и "текос" – хранилище. Библиотека так называется, потому что в ней хранятся книги.
Библио, текос, библиотека.№16
Прочитай.
Янта́рь — это древесная смола.
• Замени в слове янтарь одну букву так, чтобы получить название месяца.
• Впиши пропущенную букву и слово.
Ян_арь – первый _ _ _ _ _ года.Ответ:
Янтарь – январь.
Январь – первый месяц года.№17
Узнай слова и вставь пропущенные буквы.
Весёлый г_ом,
страшный г_ом.• Подбери два слова, которые различаются только одной буквой, и напиши их. Эти слова – названия двух предметов на рисунке.
Высокая _,
глубокая _.Ответ:
Весёлый гном,
страшный гром.
• Высокая гора,
глубокая нора.№18
Узнай слова и напиши пропущенный слог или слоги. Обозначь ударение.
Морская _куш_ .
На голове _куш_ .
• Составь и напиши предложение с одним из слов.Ответ:
Морская ракушка .
На голове макушка .
• На память об отпуске Митя оставил красивую ракушку. Слова с буквой Й
-
Слова с буквой Й
№19Напиши слова, в которых на конце есть буква й, и раздели их на слоги.
Воробей, чайка, муравей, соловей, канарейка, попугай, край, играй.
Во−ро−бей, ... .
• Прочитай предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Низко над озером летали чайки.Ответ:
Во−ро−бей, чай−ка, му−ра−вей, со−ло−вей, ка−на−рей−ка, по−пу−гай, край, иг−рай.
• Низко над озером летали чайки.№20
Измени слова так, чтобы они побуждали к действию. Подели их, если можно, на слоги.
поймать – пой−май
клеить –
петь –
думать –
хлопать –
решать –
читать –
ответить –
проверять –Ответ:
1) поймать – пой−май
2) клеить – клей
3) петь – пой
4) думать – ду−май
5) хлопать – хло−пай
6) решать – ре−ши
7) читать – чи−тай
8) ответить – от−веть
9) проверять – про−верь Щипящие согласные звуки
-
Щипящие согласные звуки
№21Прочитай.
Женьше́нь – это лекарственное растение.
• Объясни смысл выделенных слов.
• Подчеркни буквы, которые обозначают шипящие звуки.
• Спиши название растения, обозначь ударение.Ответ:
Лекарственное растение − это растение, у которого есть целебные свойства.
Название растения: Женьше́нь.№22
Прочитай старинную русскую пословицу. Как ты понимаешь её смысл?
• Вставь пропущенные буквы.
Не страшен моро_, что на дв_ре трещит, если гречневая каша на печи стои́т.
• Подчеркни буквы, которые обозначают шипящие звуки.
• Какую ещё букву, обозначающую шипящий звук, ты знаешь? Напиши эту букву прописную (заглавную) и строчную.Ответ:
Не страшен мороз, что на дворе трещит, если гречневая каша на печи стои́т.
Пословица говорит о том, что если в доме есть каша – сытная еда, то мороза можно не бояться. Сытый человек быстро не замерзнет.
• Буква, обозначающая шипящий звук, которую я ещё знаю: Ж, ж.№23
Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Меж с_сёнок рыжих
Я кач_ на лыжах
По крутой г_ре.
Солнышко смеётся.
Сне_ за мной метётся –
Весь я в серебре!
(А. Чепуров)• Озаглавь стихотворение и напиши свой заголовок.
• Ты любишь кататься на лыжах или на санках? Почему? Напиши об этом.Ответ:
С горы
Меж сосёнок рыжих
Я качу на лыжах
По крутой горе.
Солнышко смеётся.
Снег за мной метётся –
Весь я в серебре!• Я люблю кататься на лыжах, потому что приятно ехать по снегу в лесу. Зимний лес очень красив, в нем очень тихо и чисто.
№24
Прочитай. Вставь пропущенную букву.
Раньше мячи́ тоже ш_ли из кожи. Кожаный мяч наполняли зёрнами инжи́ра. Дерево инжир растёт в жарких странах. У него сладкие плоды.
• О чём ты узнал из текста?
• Подчеркни орфограмму «Гласные после шипящих».
• Выпиши выделенное слово.
Что? _Ответ:
Раньше мячи́ тоже шили из кожи. Кожаный мяч наполняли зёрнами инжи́ра. Дерево инжир растёт в жарких странах. У него сладкие плоды.
• В тексте говорится о том, какие раньше были мячи. Их шили из кожи и наполняли зёрнами инжира. Инжир – это дерево, которое растёт в жарких странах.
• Что? Инжир.№25
Отгадайте загадку. Вставьте пропущенные буквы.
Выросла травка – к пище приправка.
Её пож_тки – душ_стые нитки.
• Обозначьте ударение.у п Ответ:
Загадка:
Вы́росла тра́вка – к пи́ще припра́вка.
Её пожи́тки – души́стые ни́тки.
Отгадка: Укро́п.у к р о п
№26Прочитай. Обозначь ударение в словах. Вставь пропущенные буквы.
Вчера мы были на выставке. Уч_стники выставки – собаки. Русская овч_рка – замеч_тельный сторо_. Пуш_стый коричневый клубок чау−чау – ч_десный домашний дру_.
• Озаглавь текст. Напиши заголовок.
• Приходилось ли тебе бывать на выставке собак? Расскажи.Ответ:
Заголовок: На выставке собак
Вчера мы были на выставке. Участники выставки – собаки. Русская овчарка – замечательный сторож. Пушистый коричневый клубок чау−чау – чудесный домашний друг.
• Я бывал на выставке собак. Там было много животных разных пород: маленькие, большие, декоративные, бойцовые и компаньоны. У владельцев можно спросить об особенностях породы и лучше понять, какого пушистого друга стоит завести.№27
Отгадайте загадку. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение в словах загадки.
Друч_н и забияка, живёт в воде.
Кости на спине, а щ_ка не проглотит.
• Напишите отгадку.ё • Составьте и напишите предложение об этой или какой−нибудь другой рыбке (по своему выбору).
Ответ:
Загадка:
Дручу́н и забия́ка, живёт в воде́.
Ко́сти на спине́, а щу́ка не прогло́тит.
Отгадка: Ёрш.ё р ш Вася и Вова долго просили папу о рыбалке и расстроились, когда за целый день поймали только трёх ершей.
№28
Отгадай загадку.
На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.
• Напиши отгадку.п о и • Во втором предложении подчеркни грамматическую основу.
Ответ:
Загадка:
На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.
Отгадка: Почки.п о ч к и Алфавит
-
Алфавит
№29Что значит написать слова в алфавитном порядке? Выбери правильный ответ.
Написать слова, учитывая количество букв в слове.
Написать слова, учитывая место их первой буквы в алфавите.
• Напиши слова Москва, весна, столица, мир, город в алфавитном порядке.
• Знаешь ли ты, что если первая буква в словах одинаковая, то сравнивают место в алфавите их второй буквы?
• В нужном ли порядке ты написал слова Москва и мир? Проверь.Ответ:
Написать слова в алфавитном порядке значит написать слова, учитывая место их первой буквы в алфавите.
Правильный ответ:
Написать слова, учитывая количество букв в слове.
Написать слова, учитывая место их первой буквы в алфавите.
• Слова в алфавитном порядке:
1) весна
2) город
3) мир
4) Москва
5) столицаМир – буква "и" десятая в алфавите.
Москва – буква "о" шестнадцатая в алфавите.
Буква "и" идет в алфавите раньше, чем буква "о".№30
Напиши первые четыре буквы алфавита и по два слова на каждую букву.
А – автор, адрес
Б – _Ответ:
А – автор, адрес.
Б – берёза, больница.
В – варежка, верблюд.
Г – грусть, галоп.№31
Напишите фамилии писателей в алфавитном порядке.
Помните: при расположении слов в алфавитном порядке нужно учитывать не только первую букву, но и вторую, и третью.
При́швин, Чуко́вский, Биа́нки, Чару́шин, Скреби́цкий, Сладко́в, Че́хов, Толсто́й, Крыло́в, Пермя́к, Паусто́вский, Житко́в.
• Напишите название и фамилию автора той книги, которую сейчас читает каждый из вас.
Я читаю ... .Ответ:
Фамилии писателей в алфавитном порядке:
1) Биа́нки,
2) Житко́в,
3) Крыло́в,
4) Паусто́вский,
5) Пермя́к,
6) При́швин,
7) Скреби́цкий,
8) Сладко́в,
9) Толсто́й,
10) Чару́шин,
11) Че́хов,
12) Чуко́вский.
• Я читаю книгу "Незнайка на Луне" Носова. Перенос слов
-
Перенос слов
№32Прочитай.
У каждого человека есть фамилия. Откуда появилось много фамилий? Часто они вырастали из имени отца или матери. Жил Пётр, был он сыном Ивана. Так его и звали – Пётр Ива́нов. Жил Андрей, был он сыном Марьи. Его звали Андрей Ма́рьин.
• Расскажи, о чём сообщается в тексте.
• Озаглавь текст. Напиши заголовок.
• Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
• Выпиши слова из трёх слогов, разделяя их для переноса.Ответ:
Заголовок: Как появились фамилии?
У каждого человека есть фамилия. Откуда появилось много фамилий? Часто они вырастали из имени отца или матери. Жил Пётр, был он сыном Ивана. Так его и звали – Пётр Ива́нов. Жил Андрей, был он сыном Марьи. Его звали Андрей Ма́рьин.
• В тексте сообщается о том, как образовались первые фамилии. Они пошли от имен отцов и матерей людей, которые получили фамилии.
• Слова из трёх слогов: каж−до−го, от−ку−да, фа−ми−лий, име−ни, ма−те−ри, Ива−на, Ива́−нов.№33
Прочитай.
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То−то! – сказал я, – не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайки, деда Мазая!»
(Н. Некрасов)
• Объясни смысл выражения команда косая.
• Как дед Мазай относится к этой команде? Докажи свой ответ (устно).
• Выпиши слова из трёх слогов, разделяя их для переноса.Ответ:
• Выражение «команда косая» обозначает группу зайцев. Дед Мазай подобрал много зайцев – команду, а косыми зайцев называют за расположение глаз.
• Дед Мазай относится к зайцам покровительственно. Он опытный и знает, как преодолеть водную преграду и чем грозит животным попытка укрыться на островке от разлива, а зайцы – нет. Поэтому он поучает их: «То−то! – сказал я, – не спорьте со мной!», а потом спасает.
• Слова из трёх слогов: усе−лась, ко−ман−да, ко−сая, слу−шай−тесь, Ма−зая.№34
Подчеркни слова, которые не переносятся. Объясни почему.
Осень, ёлка, Юрий, ясный, южный, пой, копьё, юность, юркий, юноша, идёт, рейс, моё, утюг, устный, фрукт.Ответ:
Осень, ёлка, Юрий, ясный, южный, пой, копьё, юность, юркий, юноша, идёт, рейс, моё, утюг, устный, фрукт.
1) Слова "пой", "рейс", "фрукт" не переносятся, потому что состоят из одного слога.
2) Слова "осень", "Юрий", "копьё", "юность", "идёт", "моё", "утюг" не переносятся, потому что слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на следующую.№35
Прочитай название месяцев года. Обозначь в словах ударение.
Сентябрь, январь, май, март, июль, октябрь, февраль, апрель, август, ноябрь, июнь, декабрь.
• Напиши эти названия в порядке их следования в году, начиная с первого. Раздели слова на слоги для переноса.
• Объясни, почему некоторые слова не переносятся.
• В каких словах ты не поставил знак ударения? Почему?Ответ:
Ян−ва́рь, фев−ра́ль, март, ап−ре́ль, май, ию́нь, ию́ль, а́в−густ, сен−тя́брь, ок−тя́брь, но−я́брь, де−ка́брь.
• Слова "март", "май" не переносятся, потому что состоят из одного слога.
Слова "июнь", "июль" не переносятся, потому что слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку..
• Знак ударения не ставится в словах из одного слога, потому что там всего одна гласная буква, на которую и падает ударение. Я не поставил ударение в слове "май".№36
Прочитайте предложение по схеме, устанавливая связь слов с помощью вопросов.
• Напишите предложение.
• Составьте (устно) одно предложение.Ответ:
Осенью в лесу хлопочут проворные белки.
• Беличьи запасы помогут животным пережить зиму. Предложение и текст
-
Предложение и текст
№37Прочитайте.
Летучие мыши днём спят. А ночью они охотятся.
• Докажи, что это текст, а не отдельные предложения. Как они связаны между собой? Проверь себя по учебному пособию (часть 1, с. 68).Ответ:
Текст — это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. В задании мы видим текст, потому что второе предложение продолжает мысль, высказанную в первом – летучие мыши днём спят, а ночью охотятся.
№38
Составь и запиши предложение.
Используй слова: в, прячутся, цветы, траве, душистые
• Подчеркни грамматическую основу.
• Прочитай схему связи слов в этом предложении.
• Составь своё предложение по такой же схеме. Напиши его.Ответ:
В траве прячутся душистые цветы.
• (Где?) в траве (что делают?) прячутся (какие?) душистые (что?) цветы.
• В парке подрастают молодые деревья.№39
Прочитай загадку. Впиши в клеточки отгадку.
За леско́м, леско́м
Кипит горка с песко́м.
• Объясни свою отгадку.
• Составь текст из двух предложений и напиши его. Дополни текст ещё одним предложением (устно).
• Используй слова: с, мы, друзьями, гуляли, лесу, в, заметили, сосны, муравейник, около.а и к Ответ:
Загадка:
За леско́м, леско́м
Кипит горка с песко́м.
Отгадка: Муравейник.м у р а в е й н и к Муравейник представляет собой горку, в которой муравьи постоянно работают. Из−за этого кажется, что горка муравейника постоянно шевелится, кипит.
• Мы с друзьями гуляли в лесу. Около сосны мы заметили муравейник. Пока мы наблюдали за ними, муравьи ни на минуту не прекращали работать.№40
Прочитай загадку. Ответь на вопрос.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
(В. Степанов)• Напиши ответ, используя слова из стихотворения.
Ответ:
Загадка:
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?Отгадка:
Мальчишку с длинным носом из полена смастерил Папа Карло.№41
Прочитай. О каком природном явлении говорится? Докажи. Озаглавь текст.
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый−белый.
Отчего же так темно
(В. Берестов)• Озаглавь текст. Напиши его заголовок.
• Поставь нужный знак препинания в конце последнего предложения. Напиши ответ на вопрос.
• Используй сочетания слов: вдруг стемнело, повалил хлопьями, начался снегопад, стало темно.
... , потому что ... .Ответ:
Заголовок: Снегопад.
В тексте рассказывается о снегопаде, потому что когда он начинается, из−за большого количества падающего снега не видно солнечного света.
В конце последнего предложения ставится вопросительный знак:
Отчего же так темно?
• Ответ на вопрос из текста: Вдруг стемнело, потому что начался снегопад, снег повалил хлопьями и стало темно.№42
Прочитай текст. Напиши заголовок.
Ранним утром мы поехали кататься на лыжах. В лесу было тихо. Плавно падали снежинки. Я встала около ёлочки. Три снежинки упали мне на ладошку. Какие они разные! Через секунду снежинки растаяли. Я побежала догонять друзей.
• Раздели текст на части (начало, основная часть, концовка) значком *.
• Начерти схему третьего предложения.Ответ:
Снежинки
* Ранним утром мы поехали кататься на лыжах. В лесу было тихо. Плавно падали снежинки.
* Я встала около ёлочки. Три снежинки упали мне на ладошку. Какие они разные!
* Через секунду снежинки растаяли. Я побежала догонять друзей.
Третье предложение:
Плавно падали снежинки.
№43Прочитай. О чём говорится в загадке?
Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Торти́ла
На дне пруда хранила.
(В. Степанов)• Что хранила Тортила на дне пруда?
• Напиши ответ. Подчеркни грамматическую основу.Ответ:
Загадка:
Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Торти́ла
На дне пруда хранила.
Отгадка: Ключ.
Тортила хранила на дне пруда золотой ключик. Мягкие и твердые согласные звуки
-
Мягкие и твердые согласные звуки
№44Прочитай. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.
Ветер, ковёр, рисунок, рюкзак, рябина, липа.Ответ:
Ветер, ковёр, рисунок, рюкзак, рябина, липа.
№45
Вспомни и напиши имена, в которых после букв согласных есть буквы е, ё, и, ю, я.
Еле́на, ... .
• Обозначь ударение.Ответ:
Еле́на, Поли́на, Макси́м, Алёна, Дени́с, Мари́я, Пётр, Верони́ка, Ири́на, Кири́лл, Бори́с, Ю́лия, Ви́ктор, Вале́рий, Па́вел, Евге́ний, Софи́я.
№46
Прочитай слова и обозначь в них ударение.
Дерево, домик, ребята, встреча, кролик, малыши, люди, фамилия.
• Подчеркни в словах ударные слоги с мягким согласным звуком.Ответ:
Де́рево, до́мик, ребя́та, встре́ча, кро́лик, малыши́, лю́ди, фами́лия.
№47
Прочитай.
Игрушка
Раньше на Руси дети играли в бирюльки. Бирюлька – это соломинка с соломенным крючочком на конце. Этим крючочком вытаскивали соломинки из кучки. Побеждал тот, кто вытащил больше соломинок.
• Расскажи, о чём сообщается в тексте.
• Найди два слова, в которых звук [р'] мягкий, и два слова, в которых [р] твёрдый звук. Выпиши эти слова в два столбика.[р'] [р] • Какая буква обозначает в этих словах мягкость согласного звука? Подчеркни её.
• В какую игру ты любишь играть? Почему? Напиши.Ответ:
• В тексте сообщается о том, как на Руси дети играли в бирюльки. Автор рассказывает, как выглядят бирюльки, и правила игры в них.
[р'] [р] бирюльки раньше крючочком Руси • Я люблю играть в хоккей, потому что это активная игра, в которой нужно уметь работать в команде.
№48
Составь и запиши предложение.
Используй слова: строительную, бульдозер, площадку, ровнял.
• Произнеси мягкие согласные звуки в слове бульдозер.
• Какими буквами обозначена мягкость этих согласных звуков?Ответ:
Бульдозер ровнял строительную площадку.
• Мягкие согласные звуки в слове "бульдозер": [л'], [з'].
• Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков: "ь", "е". Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука
-
Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука
№49Закончи обратный счёт. Напиши слова, разделяя их на слоги.
Де−сять, де−вять, во−семь, ... .
• Подчеркни мягкий знак. Что обозначает мягкий знак в этих словах?
Буква мягкий знак звука не обозначает.Ответ:
Де−сять, де−вять, во−семь, семь, шесть, пять, че−ты−ре, три, два, о−дин.
Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука.№50
Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Напиши слова, разделяя их на слоги. Будь внимательным!
конёк – конь−ки́ уголёк – котёнок – ребёнок – • Подчеркни мягкий знак в словах. Почему его нужно написать?
• Правильно ли ты написал два слова в последней строчке? Проверь.Ответ:
конёк – конь−ки́ уголёк – у−голь−ки котёнок – ко−тя−та ребёнок – де−ти Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
№51
Прочитай, впиши в текст пропущенные буквы. Произнеси звуки на конце слов, в которых были пропущены буквы.
И в деся_ лет, и в се_, и в пя_
Все люди любя_ рисова_.
(В. Берестов)
• Допиши слова.Ответ:
И в десять [т'] лет, и в семь [м'], и в пять [т']
Все люди любят [т] рисовать [т']. Парные звонкие и глухие согласные на конце слов
-
Парные звонкие и глухие согласные на конце слов
№52Соедини стрелкой слова с одинаковым звуком на конце.
• Подчеркни последнюю букву в словах.друг жираф лев карп ястреб крот морж крюк верблюд ёрш • Произнеси слова и объясни, почему перед записью такие слова нужно проверять. Проверь себя по учебному пособию (часть 1, с. 109).
Ответ:
• Такие слова нужно проверять, потому что у них на конце парные по глухости−звонкости согласные звуки, это орфограмма.друг [друк] жираф [жыраф] лев [л’эф] карп [карп] ястреб [й’астр’ип] крот [крот] морж [морш] крюк [кр’ук] верблюд [в’ирбл’ут] ёрш [й’орш]
№53Прочитай, добавляя слова.
• Впиши слова. Проверь себя по учебному пособию (часть 1, с. 108).
Мы любим дни морозные
Катка упругий _ ,
Ночное небо звёздное
И шумный Новый _ !
(О. Высотская)Ответ:
Мы любим дни морозные
Катка упругий лёд
Ночное небо звёздное
И шумный Новый год!№54
Допиши слова по образцу.
Жёлуди – жёлудь, флаги – фла_, моржи – мор_, львы – ле_.
• Какие слова являются проверочными? Почему? Приведи свой пример таких слов. Напиши их.
Стрижи – стриж, ... .Ответ:
Жёлуди – жёлудь, флаги – флаг, моржи – морж, львы – лев.
Проверочные слова – жёлуди, флаги, моржи, львы, потому что для проверки парных согласных на конце слова нужно его изменить так, чтобы после согласного стоял гласный.
Пример: стрижи – стриж, грибы – гриб, коржи – корж, пороги – порог.№55
Вставь пропущенные буквы.
Осадки: сне_, дож_ь, гра_.Ответ:
Осадки: снег, дождь, град.
№56
Допиши названия птиц с буквами б(бь), д(дь) на конце.
Ястре_, голу_, дроз_, лебе_.
• Составь и запиши предложение об одной из этих птиц.Ответ:
Ястреб, голубь, дрозд, лебедь.
На дереве у нашего окна поселился дрозд.№57
Прочитай и отгадай.
В полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывёт парохо_
То назад, то вперё_.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
(С. Маршак)• Вставь пропущенные буквы. Назови проверочные слова.
• Напиши отгадку.у т Ответ:
Загадка:
В полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывёт пароход (пароходы)
То назад, то вперёд (впереди).
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
Отгадка: Утюг.у т ю г
№58Отгадайте слова.
• Напишите предложение с одним из слов.у Небольшая змея.
ё Колючая рыбка.
г л Орган зрения.
с а п Обувь.
в е б ю Животное с одним или двумя горбами.
Ответ:
Уж
Ёрш
Глаз
Сапог
Верблюд
На утренней рыбалки с крючка сорвался ёрш.
№59
Напиши три слова, в которых на конце произносится звук [п], а обозначается он буквой б (пишется буква б).
Зу[п] – зуб, ... .
• Устно докажи, что правильно выполнил задание. Для этого подбери проверочные слова: зубы – зуб.Ответ:
Зу[п] – зуб, хле[п] – хлеб (хлеба), сугро[п] – сугроб (сугробы), ку[п] – куб (кубик).
№60
Напиши три слова, в которых:
• на конце произносится звук [т], а обозначается он буквой д (пишется буква д). Подбери проверочные слова. Подчеркни орфограмму «Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова».
Тру[т] – труды – труд, ... .
• на конце произносится звук [с], а пишется буква з. Подбери проверочные слова. Подчеркни орфограмму «Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова».
Моро[с] – морозы – мороз, ... .Ответ:
Слова, на конце которых произносится звук [т], а обозначается он буквой д:
тру[т] – труды – труд, пара[т] – парады – парад, заво[т] – заводы – завод, верблю[т] – верблюды – верблюд.
Слова, на конце которых произносится звук [с], а пишется буква з:
моро[с] – морозы – мороз, арбу[с] – арбузы – арбуз, топа[с] – топазы – топаз, карни[с] – карнизы – карниз. Ударение
-
Ударение
№61Прочитай. Обозначь ударение, учитывая смысл слова.
Рожки – макаронные изделия в виде коротких трубочек.
Рожки – маленькие рога.
Орган – кла́вишный музыкальный инструме́нт.
Орган – часть организма, которая имеет своё строение и назначение (орган слуха, орган зрения).
Полки – воинские части.
Полки – горизонтальные доски в шкафу.
• Составь предложение с одним из слов.
• Назови пару слов, которые пишутся одинаково, но различаются ударением.Ответ:
Рожки́ – макаронные изделия в виде коротких трубочек.
Ро́жки – маленькие рога.
Орга́н – кла́вишный музыкальный инструме́нт.
О́рган – часть организма, которая имеет своё строение и назначение (орган слуха, орган зрения).
Полки́ – воинские части.
По́лки – горизонтальные доски в шкафу.
• В бабушкином шкафу все по́лки были заняты.
• Хло́пок (растительное волокно) – хлопо́к (резкий удар в ладоши).№62
Добавь слог или два слога и напиши слова. Обозначь ударение.
Ра – _
Ре – _
Бук – _
Ли – _
Хок – _
Го – _
Фут – _
Ру – _Ответ:
1) Ра−ке́−та
2) Ре−мо́нт
3) Бу́к−ва
4) Ли−сто−па́д
5) Хок−ке́й
6) Го́−ре
7) Фут−бо́л
8) Ру−ба́ш−ка№63
Добавь слог или два слога и напиши слова. Обозначь ударение.
_ − ка
_ − на
_ − тель
_ − вут
_ − ра
_ − кий
_ − нок
_ − ваОтвет:
1) ко́ш−ка
2) о−си́−на
3) шпа́−тель
4) зо−ву́т
5) ме́−ра
6) то́н−кий
7) ру−ба́−нок
8) со−ва́ Разделительный мягкий знак (ь)
-
Разделительный мягкий знак (ь)
№64Подбери и напиши подходящие по смыслу слова с разделительным ь.
_ нора, _ уши, _ берлога, _ конура, _ гнездо, _ шерсть.
• Слова для справок: медвежья, собачья, овечья, заячьи, птичье, лисья.
• Почему в эти словах нужно писать разделительный мягкий знак?Ответ:
1) лисья нора
2) заячьи уши
3) медвежья берлога
4) собачья конура
5) птичье гнездо
6) овечья шерстьРазделительный мягкий знак служит для раздельного произношения согласных звуков с последующими гласными.
№65
Замени одним словом и напиши. Обозначь ударение в слове.
1) Снежная буря, метель – в_а.
2) Ягоды, сваренные в сахаре, – это вар_е.
3) Полоса суши вдоль берега – это побер_.
4) Местность, которая расположена за рекой, – зар_ч_е.
• Почему ты написал в словах разделительный ь?
• Составь предложение с одним из слов (устно).Ответ:
1) Снежная буря, метель – вью́га.
2) Ягоды, сваренные в сахаре, – это варе́нье.
3) Полоса суши вдоль берега – это побере́жье.
4) Местность, которая расположена за рекой, – заре́чье.
• Разделительный мягкий знак нужен в этих словах для раздельного произношения согласных звуков и последующего гласного.
• Когда наступят летние каникулы, мы с родителями поедем на побережье.№66
Отгадай слова.
к о ё Вид спортивного снаряда.
ч у т Способность животных ощущать запахи.
а т е Мастерская по пошиву одежды.
п л а Одежда, которую носят поверх белья.
с к а я/ Мебель в виде доски на ножках.
с ч с т Чувство огромной радости.
н е н с т е Дождливая, пасмурная погода.
• Напиши предложение с любым из слов.Ответ:
Копьё.
к о п ь ё Чутьё.
ч у т ь ё Ателье.
а т е л ь е Платье.
п л а т ь е Скамья.
с к а м ь я/ Счастье.
с ч а с т ь е Ненастье.
н е н а с т ь е • К празднику мама сшила Кристине новое платье.
Двойные согласные
-
Двойные согласные
№67Прочитай имена.
Андрей, Анна, Геннадий, Дмитрий, Алла, Кирилл, Инна, Иван, Агнесса, Анатолий, Римма.
• Подчеркни имена с двойными согласными. Спиши их в алфавитном порядке.
Агнесса,Ответ:
Имена с двойными согласными в алфавитном порядке:
Агнесса, Алла, Анна, Геннадий, Инна, Кирилл, Римма.№68
Соедини слово с его смысловым значением.
Зво́нница
Ипподро́м
Иллюстра́ция
↓↑
специально оборудованный участок для конных скачек.
рисунок, поясняющий текст.
часть церкви, где висят колокола́ (колоко́льня).
• Подчеркни в выделенных словах двойные согласные.
• Спиши эти слова, отделив первый слог для переноса. Проверь себя по учебному пособию (часть 1, с. 135).Ответ:
Зво́н-ница – часть церкви, где висят колокола́ (колоко́льня).
Ип-подро́м – специально оборудованный участок для конных скачек.
Ил-люстра́ция – рисунок, поясняющий текст.№69
Прочитай.
У Риммы её любимая кукла Марианна заболела гриппом. Больная кукла будет пить чай с лимонным соком и вареньем из малины. Девочка аккуратно делает кукле массаж.
• Подчеркни в тексте слова с двойными согласными.
• Выпиши три слова с двойными согласными (по выбору).Ответ:
У Риммы её любимая кукла Марианна заболела гриппом. Больная кукла будет пить чай с лимонным соком и вареньем из малины. Девочка аккуратно делает кукле массаж.
• Слова с двойными согласными: Марианна, лимонным, массаж.№70
Напиши по образцу.
Лимон – лимон−ный сок.
Конь – _ спорт, цена – _ подарок.
• Докажи, что правильно разделил слова для переноса.Ответ:
Лимон – лимон−ный сок.
Конь – кон−ный спорт, цена – цен−ный подарок.
• При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.№71
Прочитай.
Ребята посадили вокруг школы берёзы. Ранней весной деревья радуют первой зеленью. В осенние дни золотой дождь встречает ребят у школы.
• Выпиши слова с двойными согласными, разделив их для переноса.Ответ:
Слова с двойными согласными: ран−ней, осен−ние.
№72
Отгадай загадку.
Стоит на крыше всех труб выше.
(анте́_а)
• Напиши отгадку. Подчеркни двойные согласные.Ответ:
Загадка:
Стоит на крыше всех труб выше.
Отгадка: анте́нна. Имя существительное
-
Имя существительное
№73Напиши подходящее по смыслу слово, которое отвечает на вопрос кто?
Лев – хищный _
Пчела – полезное _
Щука – хищная _
• Слова для справок: рыба, насекомое, зверь.
• Составь предложение о льве, щуке или пчеле (по выбору) и напиши.
• Подчеркни имена существительные. Проверь себя по учебному пособию (часть 2, с. 4−6).Ответ:
Лев – хищный зверь.
Пчела – полезное насекомое.
Щука – хищная рыба.
• Лев в зоопарке нашего города громко рычит по ночам.№74
Прочитай.
Брусника не сбрасывает осенью листья. Они и под снегом остаются зелёными. И ягодки зимой сохраняют яркий красный цвет.
• Скажи, почему это растение можно назвать удивительным. Продолжи предложение.
Брусника – удивительное растение, потому что _
• Подчеркни имена существительные.Ответ:
Брусника – удивительное растение, потому что её листья под снегом остаются зелёными и ягоды зимой сохраняют яркий красный цвет.
№75
Прочитайте. Отгадайте.
Я – спортсмен−колобок,
Зашнурованный бок.
Бей ногой, не тронь рукой.
Угадай, кто я такой.
(А. Рождественская)• Напишите в клетках название игры с мячом.
Что?т Составьте текст из трёх−четырёх предложений об игре в футбол. Подчеркните имена существительные.
Ответ:
Загадка:
Я – спортсмен−колобок,
Зашнурованный бок.
Бей ногой, не тронь рукой.
Угадай, кто я такой.Отгадка: Мяч.
• Название игры с мячом – футбол.ф у т б о л Чтобы стать хорошим игроком в футбол, нужно не только быстро бегать и метко бить. Важно научиться просчитывать действия наперед. А еще нужно уметь играть в команде.
№76
Напиши, какие животные хищные, а какие – травоядные.
Корова, олень, _ – _ животные. Рысь, кошка, _ – _ животные.
• Дополни каждое предложение названием ещё одного животного.Ответ:
Корова, олень, зебра – травоядные животные. Рысь, кошка, волк – хищные животные.
№77
Составьте и напишите поговорку, добавляя названия животных.
Хитра как
Ползёт как
Труслив как
Силён как
Голодный как
Громадный как
• Составь и запиши текст, используя одно из сравнений (по выбору).Ответ:
Хитра как лиса.
Ползёт как черепаха.
Труслив как заяц.
Силён как бык.
Голодный как волк.
Громадный как бегемот.• Бабушкин пудель Рекс на самом деле труслив как заяц. Он боится даже соседского кота, а от детей во дворе и вовсе убегает. Плохой из Рекса охранник.
№78
Прочитай.
Ягоды земляники клонятся к земле. Поэтому растение так называется.
• О чём сообщается в тексте?
В густой траве краснела душистая земляника.
• Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое.
• Начерти схему предложения.Ответ:
• В тексте сообщается, что земляника называется так из−за того, что её ягоды клонятся к земле.
• В густой траве краснела душистая земляника.
• Схема предложения:
№79Прочитай.
Академический театр драмы имени Александра Сергеевича Пушкина находится в городе Санкт−Петербурге. Это первый профессиональный театр в России.
• Объясни, почему некоторые слова написаны с заглавной буквы.
• Спиши первое предложение. Проверь.Ответ:
С заглавной буквы пишутся имена, отчества и фамилии людей, географические названия, клички животных.
• Первое предложение:
Академический театр драмы имени Александра Сергеевича Пушкина находится в городе Санкт−Петербурге.№80
Прочитайте.
В декабре 2000 года в Москве на Красной площади впервые была поставлена красавица ёлка и залит каток. Взрослые и дети радостно встречали Новый год и новое столетие.
• Расскажите, о чём текст.
• Составьте текст о встрече Нового года в вашей школе. Запишите три−четыре предложения.Ответ:
Текст рассказывает о том, как встречали в Москве 2000 год. На Красной площади впервые поставили ёлку и залили каток.
• О встрече Нового года в моей школе:
К Новому году в нашей школе готовятся заранее. В декабре ученики украшают классы и коридоры. Составляется праздничная программа. Певцы выбирают песни, артисты готовят сценки, начинаются репетиции.№81
Вставь в текст пропущенные слова.
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить _.
А когда воды напился,
То в ко_ превратился.
(В. Степанов)• Напиши название сказки.
«Сказка о _е _е и _е _е».
• Какие слова ты написал с заглавной буквы и почему?Ответ:
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу.
А когда воды напился,
То в козлёнка превратился.
• Название сказки: «Сказка о сестрице Алёнушке и братце Иванушке».
• Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы. Глагол
-
Глагол
№82Прочитай. Отгадай. Напиши отгадку.
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но какая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться:
Два могучие крыла
У хозяина – о_ .
(Е. Серова)• На какие вопросы отвечают подчёркнутые слова? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? Оставь только свой ответ, а остальные слова зачеркни.
• Составь текст со словом−отгадкой. Расскажи, что ты знаешь об этой птице. Напиши.Ответ:
Загадка:
На скале он строит (что делает?) дом.
Разве жить (что делать?) не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но какая высота!
Нет, хозяин не боится (что делает?)
Со скалы крутой скатиться (что сделать?):
Два могучие крыла
У хозяина – орла.Отгадка: Орёл.
• Подчёркнутые слова обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета.
• Орел — это большая хищная птица. Его крылья имеют размах до 2,5 метров, клюв и когти очень большие, а глаза красивые и выразительные. У орла острое зрение, благодаря которому он высматривает добычу с большой высоты.№83
Прочитай вопросы и глаголы в двух столбиках.
Что делать? Что сделать? рисовать нарисовать прыгать подпрыгнуть решать решить учить выучить варить сварить проверять проверить • Сравни глаголы в каждой строчке.
• В чём сходство и чем они различаются?
• В каком столбике слова называют совершённые действия, а в каком – несовершённые?Ответ:
• Глаголы в каждой строчке сходны по смыслу, но первый обозначает еще не совершённое действие, а второй – совершённое.
• Слова второго столбика называют совершённое действие
Слова первого столбика называют несовершённые действия.№84
Прочитай глаголы, поставь к ним вопрос что делал? или что сделал? Напиши вопрос над словами каждого столбика.
- - прилетел летал выиграл играл крикнул кричал замолчал молчал • Составь и напиши предложение с одним из слов.
Ответ:
Что сделал? Что делал? прилетел летал выиграл играл крикнул кричал замолчал молчал • Гитарист Олег выиграл в школьном конкурсе талантов.
№85Прочитай.
Под дождём
Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома,
Мы спешили скрыться под мохнатой елью...
Не было конца тут страху и веселью!
(А. Майков)• О чём сообщает поэт?
• Как он относится к тому, что случилось? Докажи свой ответ словами из текста, подчеркни эти слова.
• Выпиши глаголы. Поставь к ним вопросы.
• Прочитай предложение.
Летний ливень застал нас в лесу.
• Подчеркни подлежащее и сказуемое.
• Начерти схему предложения. Проверь себя по тетради (с. 21).Ответ:
• Поэт рассказывает о том, как его с друзьями далеко от дома застал внезапный ливень.
• Автор говорит, что в описанной ситуации было страшно и весело: "Не было конца тут страху и веселью!"
• Глаголы из текста:
помнишь (что делаешь?)
ждали (что делали?)
застал (что сделал?)
спешили (что делали?)
скрыться (что сделать?).
• Летний ливень застал нас в лесу.• Схема предложения:
№86
Соедини глаголы из левого столбика с глаголами, близкими по смыслу, из правого столбика.
говорить грохотать греметь сообщать принуждать скрывать прятать заставлять • Составь предложение с одним из слов.
Черёмуха душистая
С весною расцвела...
(С. Есенин)Мчатся тучи, вьются тучи...
(А. Пушкин)Бежать – мчаться – нестись;
помогать – выручать – содействовать;
расцветать – распускаться.
• Составь предложение с одним из слов−синонимов. Напиши его. Почему из ряда синонимов ты выбрал именно его?Ответ:
• Новости нужны, чтобы сообщать людям информацию.
• С приходом тепла на деревьях начинают распускаться почки.
Я выбрал этот синоним, потому что он больше подходит по смыслу именно этому предложению.№87
Допишите в каждой строчке слово, противоположное по смыслу.
встречать –
зажигать –
увеличивать –
радоваться –
создавать –• Слова для справок: грустить, разрушать, уменьшать, провожать, тушить.
• Впишите в пословицу глаголы−антонимы заканчивать, начинать.
Прежде чем _ дело, подумай, как будешь его _.Ответ:
встречать – провожать
зажигать – тушить
увеличивать – уменьшать
радоваться – грустить
создавать – разрушать• Прежде чем начинать дело, подумай, как будешь его заканчивать.
Имя прилагательное
-
Имя прилагательное
№88Прочитай и подумай, о чём сообщается в тексте. Как его можно озаглавить?
Простой карандаш. Вот он лежит передо мной. Чёрное сердечко, деревянная рубашка. Рубашка сделана из дерева, поэтому и названа деревянной. А почему сердечко называется чёрным? Оно сделано из чёрного камня – графита.
(По Н. Орловой)• Озаглавь текст. Напиши заголовок.
• Подчеркни слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы они отвечают?
• Как называются такие слова? Проверь себя по учебному пособию (часть 2, с. 32).
• Знаешь ли ты, почему карандаш так называется? Если забыл, прочитай в учебном пособии (часть 1, с. 32).Ответ:
Заголовок: Из чего состоит карандаш
Простой (какой?) карандаш. Вот он лежит передо мной. Чёрное (какое?) сердечко, деревянная (какая?) рубашка. Рубашка сделана из дерева, поэтому и названа деревянной (какой?). А почему сердечко называется чёрным (каким?)? Оно сделано из чёрного (какого?) камня – графита.• Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" – это прилагательные.
• Слово "карандаш" пришло к нам из тюркского языка. "Кара" — означает "чёрный". "Даш" − означает "камень". Карандаш — "чёрный камень".№89
Прочитай слова в левом и правом столбиках. Соедини название предмета с названием признака.
класс сладкий лёд кислый лимон скользкий мёд песчаный берег дружный след лоси́ный • Прочитай предложение. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.
На песчаном берегу лоси оставили крупные следы.
• Составь схему предложения.Ответ:
• На песчаном берегу лоси оставили крупные следы.
• Схема предложения:
№90Прочитай. Напиши название дерева.
Весной на ветках дерева появляются серебристые, пушистые комочки. Они похожи на крошечных цыплят. Ты, конечно, догадался, что это дерево называется...
(По Ю. Дмитриеву)• Подчеркни волнистой линией слова, которые обозначают признаки предметов. Прочитай текст без этих слов. Как он изменился?
в Ответ:
Весной на ветках дерева появляются серебристые, пушистые комочки. Они похожи на крошечных цыплят. Ты, конечно, догадался, что это дерево называется верба.
в е р б а • Текст без слов, которые обозначают признаки предметов:
Весной на ветках дерева появляются комочки. Они похожи на цыплят. Ты, конечно, догадался, что это дерево называется верба.
Без слов, обозначающих признаки предметов, текст стал менее выразительным.№91
Прочитай.
В тёплые летние ночи вдоль лесной тропинки появлялось очень много светляков. И вся тропинка, как в праздник, была украшена зелёными фонариками−огоньками.
(По И. Соколову−Микитову)
• О чём сообщается в тексте? Озаглавь текст. Напиши заголовок. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
• Нарисуй тропинку, о которой говорится в тексте.
• Что тебе показалось интересным в тексте? Напиши.
Интересным мне показалось то, что _Ответ:
Заголовок: Летние "фонарики"
В тёплые летние ночи вдоль лесной тропинки появлялось очень много светляков. И вся тропинка, как в праздник, была украшена зелёными фонариками−огоньками.
Интересным мне показалось то, что светляков сравнивают с зелёными фонариками.№92
Назови признаки иначе. Используй имена прилагательные.
Сок из яблок – яблочный сок. Варенье из вишни – _ое варенье. Мука из пшеницы – _ая мука. Дом из кирпича – _ый дом. Рыба в реке – _ая рыба. Рыба в море – _ая рыба.
• Составь и напиши предложение с любым сочетанием слов.Ответ:
Сок из яблок – яблочный сок. Варенье из вишни – вишнёвое варенье. Мука из пшеницы – пшеничная мука. Дом из кирпича – кирпичный дом. Рыба в реке – речная рыба. Рыба в море – морская рыба.
• У бабушки Анфисы получается самое вкусное вишнёвое варенье.№93
Напиши слова, которые обозначают признак предмета, – имена прилагательные.
Сочный арбуз, _ лиса, _ слон, _ хлеб, _ друг, _ река.Ответ:
Сочный арбуз, рыжая лиса, спокойный слон, свежий хлеб, верный друг, бурная река.
№94
Прочитай.
Самые тяжёлые птицы – дро́фы и лебеди. Они весят 12−16 килограммов. А самая лёгкая птица – королёк. Она весит всего 6 граммов.
(По Н. Сладкову)
• Вставь в предложения имена прилагательные вместе с именами существительными.
Дро́фы и ле́беди – это _. Королёк – это _.
• По какому признаку автор сравнивает птиц?Ответ:
Дро́фы и ле́беди – это тяжёлые птицы. Королёк – это лёгкая птичка.
• Автор сравнивает птиц по весу.№95
Прочитай.
Самая огромная рыба на Земле – китовая акула. Длина её достигает 20 метров. А самая маленькая рыбка – филиппи́нский бычок размером с муравья.
(Н. Сладков)
• По какому признаку автор сравнивает акулу и бычка? Какие слова он использует для этого? Они близки по значению или противоположны? Подчеркни их.Ответ:
• Автор сравнивает акулу и бычка по размеру.
Для этого он использует слова "огромная", "маленькая". Эти слова противоположны по значению.№96
Напиши прилагательные, противоположные по значению (антонимы).
Весёлая или грустная песня?
Тупой или _ карандаш?
Быстрый или _ танец?
Тёплый или _ ветер?
Трусливый или _ человек?
• Слова для справок: смелый, острый, холодный, медленный.Ответ:
Весёлая или грустная песня?
Тупой или острый карандаш?
Быстрый или медленный танец?
Тёплый или холодный ветер?
Трусливый или смелый человек?№97
Впиши в пословицу слова.
У человека должно быть (какое?) _ сердце, а у дерева – (какой?) _ корень.
• Слова для справок: хороший, доброе.
• Слова, которые нужно было вставить, близки по значению или противоположны?
• Как ты понимаешь смысл пословицы?Ответ:
У человека должно быть (какое?) доброе сердце, а у дерева – (какой?) хороший корень.
• Слова, которые нужно было вставить, близки по значению.
• Пословица говорит о том, что как дереву для полноценной жизни необходим хороший корень, так и человеку нужно доброе сердце. Тогда жизнь будет полна красок, хороших людей и добрых поступков.№98
Прочитай.
Поляна в лесу. На поляне берёза. А под берёзой огромная сыроежка. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого сыроежка была как большая глубокая тарелка.
(По М. Пришвину)• Представь вместо огромной сыроежки малюсенькую сыроежечку. Замени подчёркнутые слова на противоположные по смыслу (антонимы). Напиши.
огромная –
старая –
вверх –
большая –
глубокая –Ответ:
1) Огромная – малюсенькая.
2) Старая – молодая.
3) Вверх – вниз.
4) Большая – маленькая.
5) Глубокая – мелкая.Текст со словами, противоположными по смыслу:
Поляна в лесу. На поляне берёза. А под берёзой малюсенькая сыроежка. Она такая молодая, что края её завернулись вниз. И от этого сыроежка была как маленькая мелкая тарелка.№99
По данным признакам узнайте животное и напишите его название.
Сильный, здоровый как _
Трудолюбивый как _
Разъярённый, злой как _
Упрямый как _
Задиристый как _
• Слова для справок: муравей, медведь, осёл, тигр, петух.
• Подумайте, почему и когда так говорят.
• Составьте предложение, используя сравнение (по выбору).Ответ:
Сильный, здоровый как медведь.
Трудолюбивый как муравей.
Разъярённый, злой как тигр.
Упрямый как осёл.
Задиристый как петух.• Так говорят, когда хотят сравнить качества, например, человека с яркими качествами какого−либо животного.
• Мой дядя Боря – лесник, он сильный как медведь. Корень слова. Однокоренные слова
-
Корень слова. Однокоренные слова
№100Прочитай.
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. В России есть Музей кукол. По музейным экспона́там можно узнать кукольную историю.
• О чём сообщается в тексте?
• Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень: ____.
• Объясни, почему эти слова можно назвать однокоренными. Проверь себя по учебному пособию (часть 2, с. 48−49).Ответ:
• В тексте рассказывается о том, что в России есть Музей кукол, в котором можно узнать историю этих игрушек.
• Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. В России есть Музей кукол. По музейным экспона́там можно узнать кукольную историю.
• Слова "кукла", "кукольный" и "музей", "музейный" однокоренные, потому что они родственные по значению и имеют общую часть.№101
Подбери к подчёркнутым словам однокоренные имена прилагательные. Запиши. Обозначь корень.
Ветер с севера – северный ветер. Парк в городе – _ парк. Шишка с кедра – _ шишка. Сок из клюквы – _енный сок.Ответ:
Ветер с севера – северный ветер.
Парк в городе – городской парк.
Шишка с кедра – кедровая шишка.
Сок из клюквы – клюквенный сок. Приставка и суффикс
-
Приставка и суффикс
№102Образуй новые слова с суффиксами. Напиши их.
Помощь – помощник
Учёба – _
Подъём – _
Багаж – _
• Обозначь суффиксы в записанных словах.
• Составь и запиши предложение с одним из слов по выбору. Подчеркни грамматическую основу.Ответ:
Помощь – помощник.
Учёба – учебник.
Подъём – подъёмник.
Багаж – багажник.
• Багажник папиной машины перед поездкой к бабушке был полон гостинцев.№103
Прочитай.
Как опытные грибники собирают грибы? Они аккуратно срезают их ножичком под корешок, чтобы не повредить тоненьких, нежных нитей грибницы. На них снова могут вырасти грибочки.
(По Ю. Дмитриеву)• Расскажи, о чём сообщается в тексте.
• Обозначь приставку в выделенных словах.
• Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень. Докажи, что правильно выполнил задание. Проверь себя по учебному пособию (часть 2, с. 54).Ответ:
• В тексте рассказывается о том, как грибники срезают грибы, чтобы не повредить грибницу.
• Как опытные грибники собирают грибы? Они аккуратно срезают их ножичком под корешок, чтобы не повредить тоненьких, нежных нитей грибницы. На них снова могут вырасти грибочки.
• Однокоренными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.№104
Допиши суффикс в однокоренных именах существительных. Выдели суффикс.
храбрый – храбр_, играть – игр_, писа́ть – пис_, рисовать – рис_, читать – чит_, звонить – звон_.Ответ:
Храбрый – храбрость, играть – игрушка, писа́ть – писатель, рисовать – рисунок, читать – читатель, звонить – звонок.
№105
Прочитай. Подчеркни в предложении главные члены. Начерти схему предложения. Обозначь в одном слове приставку.
Быстро наступает вечер в густом лесу.Ответ:
Быстро наступает вечер в густом лесу.
Безударные гласные в корне
-
Безударные гласные в корне
№106Прочитай. Обозначь ударение в словах.
И з_йчонок, и в_лчица –
Все б_гут к нему л_читься.
(В. Степанов)• Выдели корень в словах с пропущенными буквами.
• Подбери проверочное слово, вставь нужную букву.
• Составь предложение о том, к кому бегут лечиться звери. Напиши.Ответ:
И зайчо́нок (за́яц), и волчи́ца (волк) –
Все бегу́т (бе́гать) к нему́ лечи́ться (ле́карь).
• Доктор Айболит готов вылечить всех больных зверей.№107
Прочитайте текст и определите, какие буквы в словах пропущены. Напишите.
С_рока по лесу летает, стрекочет, а к гн_зду подлетает молча. Гн_здо у с_роки похоже на муфту: сверху вето_ки навалены и по б_кам входы. С_рока в гн_зде с_дит, только хв_ торчит и кл_.
(Г. Снегирёв)• Что автор сообщает о сороке? Расскажите.
• Дополните текст своим предложением.Ответ:
Сорока по лесу летает, стрекочет, а к гнезду подлетает молча. Гнездо у сороки похоже на муфту: сверху веточки навалены и по бокам входы. Сорока в гнезде сидит, только хвост торчит и клюв. Зато сорочьи гнёзда получаются теплыми и сухими.
• Автор рассказывает о сорочьих гнёздах. Сороки долго вьют гнёзда, зато они получаются прочными, тёплыми и сухими.№108
Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Доктор Айболит любил гулять. Каждый веч_р после р_боты он ух_дил со св_ими зв_рями куда−нибудь в лес или в поле.
Рядом с ним ш_гал Тянитолкай, впереди б_жала утка Кика, сзади – с_бака Авва, а на пл_че у доктора с_дела старая с_ва Бумба.
(По К. Чуковскому)
• Выдели орфограмму «Правописание безударных гласных в корне» в словах, в которых вписаны буквы.Ответ:
Доктор Айболит любил гулять. Каждый вечер после работы он уходил со своими зверями куда−нибудь в лес или в поле.
Рядом с ним шагал Тянитолкай, впереди бежала утка Кика, сзади – собака Авва, а на плече у доктора сидела старая сова Бумба.№109
Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Мой старший брат очень любит ловить (уди́ть) рыбу.
Сегодня, собираясь на рыбалку, он положил в рюкзак болотные с_поги, набор рыболовных крю_ов, к_робку с д_ждевыми ч_рвями, сухари для подкормки рыбы.
• Что забыл старший брат взять с собой из необходимых вещей? Напиши.
• При правильном ответе найдёшь в тексте однокоренное слово.Ответ:
Мой старший брат очень любит ловить (уди́ть) рыбу.
Сегодня, собираясь на рыбалку, он положил в рюкзак болотные сапоги, набор рыболовных крючков, коробку с дождевыми червями, сухари для подкормки рыбы.
• Старший брат забыл взять с собой удочку.
• Однокоренные слова: удочка – удить.№110
Прочитай и разбери предложение по членам. Начерти его схему.
На улице звенят весенние ручьи.Ответ:
На улице звенят весенние ручьи.
Схема предложения: Парные звонкие и глухие согласные в корне
-
Парные звонкие и глухие согласные в корне
№111Прочитай. Вставь пропущенную букву.
В лесу дож_ь дважды идёт.
• А ты знаешь, почему так говорят?
• Напиши проверочное слово вместе с выделенным проверяемым словом. Обозначь корень.
• Напиши своё предложение с любым другим словом на это же правило. В скобках напиши проверочное слово.Ответ:
В лесу дождь дважды идёт.
• Так говорят, потому что в лесу сначала капают капли дождя, а потом капли воды, собравшейся на листьях деревьев.
• Дождь – дожди.
• В каждом племени индейцев был свой вождь (вожди).№112
Прочитай. Отгадай.
До́мик с круглым око́нцем,
Возле дома поро_,
Чтобы, греясь на солнце,
Петь бы скворушка мо_.
(А. Барто)• Проверочные слова: у поро́га, могу.
• Вставь пропущенные буквы.с к о ч н и к Ответ:
Загадка:
До́мик с круглым око́нцем,
Возле дома порог (у поро́га),
Чтобы, греясь на солнце,
Петь бы скворушка мог (могу).
Отгадка: Скворечник.с к в о р е ч н и к
№113Прочитай.
Ло_ка (_) причалила к берегу. Лунный стол_ (_) тянулся, как мост по р_ке (_).
(По И. Тургеневу)
• Подбери и напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.Ответ:
Лодка (ло́дочка) причалила к берегу. Лунный столб (столбы́) тянулся, как мост по реке (ре́чка).
№114
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы.
1) Воля и тру_ человека дивные всходы дают.
2) Зимой сне_ глубокий, летом хле_ высокий.
3) Не допускай, чтобы дру_ плакал, а вра_ смеялся.
• Объясни, почему так говорят.Ответ:
1) Воля и труд (труды) человека дивные всходы дают. − Пословица говорит о том, что усердный труд даёт хороший результат.
2) Зимой снег (снега) глубокий, летом хлеб (хлеба) высокий. − Пословица говорит о том, что чем больше зимой будет снега, тем больше будет воды весной, а значит, земле будет чем питать урожай.
3) Не допускай, чтобы друг (подруга) плакал, а враг (враги) смеялся. − Пословица говорит о том, что нужно поддерживать друзей в горе и не плошать самому, чтобы не давать врагам повода для радости.№115
Отгадайте и напишите слова.
в Столетие.
д л Обязанность, то, что надо выполнить.
ф и и Конец спортивного состязания.
п д и Самоотверженный (героический) поступок.
с ю р п Неожиданный подарок, неожиданное событие.
э к и а Команда, личный состав самолёта, корабля, танка.
• Составьте предложение с одним из слов (по выбору) и напишите.Ответ:
Век.
в е к Долг.
д о л г Финиш.
ф и н и ш Подвиг.
п о д в и г Сюрприз.
с ю р п р и з Экипаж.
э к и п а ж • В годовщину свадьбы родителей мы с сестрой подготовили им сюрприз.
№116
Прочитай. Подчеркни в предложениях грамматическую основу.
Ученики ходили вчера в краеведческий музей. Экспонаты музея рассказывают об истории родного края.
• В каком музее тебе хотелось бы побывать? Почему? Напиши.Ответ:
Ученики ходили вчера в краеведческий музей. Экспонаты музея рассказывают об истории родного края.
• Я бы хотел побывать в Лувре, потому что там много экспонатов разных эпох и стран. Повторение в конце года
-
Повторение в конце года
№117• Что такое предложение и что такое текст?
• Сравни предложение и текст.
Прочитай текст.
Голубые, лиловые и фиолетовые цветочки чуть−чуть покачиваются на ветру. Они низко опустили свои головки. Это колокольчики.
(По Ю. Дмитриеву)• Почему цветы так назвали?
Цветы так назвали потому, что они похожи на _
• Напиши предложение о колокольчике по рисунку или по своим воспоминаниям.
Задание рисунок 1Ответ:
• Предложение − это слово или не сколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
Текст − это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
• Предложение – это часть текста. В тексте предложения связаны по смыслу. А группа предложений может не составлять текст, если в них содержатся разные мысли.
• Цветы так назвали потому, что они похожи на маленькие колокола.
• Синие колокольчики среди зелёной травы всегда радуют глаз.№118
Прочитай.
Мухомор – красивый гриб. Его сразу узнаешь по красной шляпке с белыми крапинками. Но почему человек дал ему такое название?
• Ответь на вопрос устно.
• Составь из слов три предложения и напиши их.
Старый, блюдечко, мухомор, похож, на.
После, шляпка, дождя, водой, наполнится.
Муха, погибнет, напьётся, и.
• Докажи, что написан текст, а не отдельные предложения (устно).Ответ:
• Мухомор так называется, потому что мухи, которые на него садятся, гибнут.
• Предложения:
1) Старый мухомор похож на блюдечко.
2) После дождя шляпка наполнится водой.
3) Муха напьётся и погибнет.
• Эти предложения связаны между собой по смыслу, поэтому они составляют текст.№119
Прочитай.
Какую пользу приносят кукушки?
Кукушки поедают в лесу вредных гусениц. Так они спасают лес от опасных вредителей.
• Разбери первое предложение по членам. Начерти схему.
• Напиши ответ на вопрос, который дан в заголовке. Используй одно из предложений текста.
• Сравни слово и предложение. Чем слово отличается от предложения? Проверь себя по учебному пособию (часть 2, с. 4).Ответ:
• Кукушки поедают в лесу вредных гусениц.
Схема предложения:
• Какую пользу приносят кукушки? − Кукушки поедают в лесу вредных гусениц.
• Слова называют предметы, признаки или действия предметов.
Предложения сообщают о чём−либо или о ком−либо, содержат вопрос или побуждают к действию и состоят из слов.№120
Подбери и напиши слова, противоположные по смыслу.
Помнить – _; заканчивать – _; разрешать – _; отдавать – _; продавать – _; ухудшать – _.
Мягкий – _; трусливый – _; сырой – _; редкий – _; слабый – _; длинный – _.
• Слова для справок: запрещать, забывать, покупать, начинать, улучшать, брать; сухой, сильный, смелый, частый, короткий, твёрдый.
• Какой частью речи являются слова в каждой группе? Напиши названия частей речи.
• Подчеркни буквы, которые нужно проверять.Ответ:
Глаголы:
Помнить – забывать; заканчивать – начинать (на́чал); разрешать – запрещать (запре́т); отдавать (отда́ть) – брать; продавать (прода́ть) – покупать; ухудшать (худо) – улучшать.
Прилагательные:
Мягкий (мягок) – твёрдый; трусливый – смелый; сырой – сухой; редкий (редок) – частый; слабый – сильный; длинный – короткий (короток).№121
Прочитай, добавляя слова так, чтобы получилась рифма.
Хомяк
Я устраиваюсь ловко.
У меня с собой _.
Где кладовка? _.
Вот я хитренький _.
(Е. Серова)• Слова для справок: кладовка, какой, за щекой.
• Приходилось ли тебе видеть хомяка? Может быть, хомяк жил у тебя в клетке? Расскажи о нём.
• Напиши о хомяке или другом животном, которое ты знаешь.Ответ:
Я устраиваюсь ловко.
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой.
Вот я хитренький какой.
• У меня в клетке жили два хомяка. Они по очереди бегали в колесе и постоянно носили зёрна из кормушки в домик.№122
Рассмотрите ребусы. Отгадайте и запишите слова.
• Попробуйте придумать и нарисовать два ребуса на слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.Ответ:
Игрушки.
и г р у ш к и Шайба.
ш а й б а Ребусы:
Отгадка: Нога (но́ги).
Отгадка: Частота (ча́сто, часто́ты).№123
Прочитай текст. Узнай, кто нарисован.
Мордочка у зв_рька вытянута в маленький хобото́к, спинка не прямая, а го́рбиком. Это землеройка. Кошка понюхала зв_рька и отвернулась.
(По Ю. Дмитриеву)
• Спиши, вставляя пропущенные буквы. Озаглавь текст.
• Приходилось ли тебе видеть землеройку и мышонка? Расскажи об этом.Ответ:
Незнакомый зверь
Мордочка у зверька вытянута в маленький хобото́к, спинка не прямая, а го́рбиком. Это землеройка. Кошка понюхала зверька и отвернулась.
◾ На даче я видел мышей. Они живут под домом и иногда выбираются, чтобы украсть еду. Маленьких мышат увидеть сложно – они пугливые и прячутся.№124
Скажите, с какой целью употребляются в речи глаголы, прилагательные, существительные.
• Приведите пример предложения или вспомните строчку из стихотворения.Ответ:
Глаголы употребляются в речи, чтобы передать действия одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Прилагательные употребляются в речи, чтобы описать одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Существительные употребляются в речи, чтобы обозначить одушевлённые и неодушевлённые предметы.
• Пример предложения:
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.№125
Прочитай.
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из надломленной лосями берёзовой ветви прозрачными каплями сочится сладкий сок.
(И. Соколов−Микитов)
• Какое чувство передаёт автор? Какие слова для этого использует?
• Прочитай ещё раз и подчеркни в тексте слова, которые помогают увидеть лес ранней весной. Докажи, что это текст−описание.
• Составь текст о сегодняшнем дне. Напиши его.
• Обменяйтесь тетрадями с товарищем. Что в тексте товарища оказалось особенно удачным?Ответ:
• Автор передаёт чувство умиротворения. Он пишет, что в лесу "ласково пригревает весеннее солнышко", и описывает "душистые почки", которые надулись на деревьях.
• Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из надломленной лосями берёзовой ветви прозрачными каплями сочится сладкий сок.
Это текст−описание, потому что в нём используется много прилагательных, они рисуют перед нами полную картину.
• Текст о сегодняшнем дне:
Утром меня разбудил солнечный луч, проникший между штор. Я выглянул в окно и увидел, что погода замечательная. Легкий ветерок шевелит листья деревьев, редкие облака не закрывают солнце. С отличным настроением я пошел в школу.№126
Дополните пословицы подходящими по смыслу словами.
Легче друга потерять, чем _.
Птица сильна крыльями, а человек _. Человек без друзей, что дерево _.
• Слова для справок: дружбой, найти, без корней.
• Подумайте, почему так говорят. Объясните.Ответ:
1) Легче друга потерять, чем найти. − Так говорят, потому что сложно найти настоящего верного друга, а испортить дружбу легко.
2) Птица сильна крыльями, а человек дружбой. − Так говорят, потому что птицу в трудной ситуации выручат крылья, а человека – друзья.
3) Человек без друзей, что дерево без корней. − Так говорят, потому что как дерево питают корни, так и человек духовно растет благодаря друзьям.