Соберите с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов информацию по одной из выбранных вами тем:

Соберите с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов информацию по одной из выбранных вами тем:

Тема 1

Проект 1. Изобретения и открытия первобытных людей

Изобретения и открытия первобытных людей. Какую роль сыграли эти открытия и изобретения в жизни первобытных людей? Продолжают ли они использоваться в наши дни?

Первые изобретения

Первобытный период существования человечества продолжался сотни тысяч лет. Лишь с изобретением письменности доисторический период сменился историческим. Изобретения первобытных людей помогали примитивному человечеству не только выживать, но и приспосабливаться к жизни на новых территориях. Открытие новых орудий труда и способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества.

Первым значимым изобретением человечества можно по праву считать способы сохранения, а впоследствии и добывания огня. Укротив огонь, человек существенно улучшил качество жизни и питания. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища.

Другим важным изобретением, которое выделило вид человека из большого количества человекоподобных обезьян, стало открытие орудий труда, с помощью которых могли быть изготовлены другие орудия труда. Таковым является рубило — острый обработанный кусок камня. Древний человек использовал рубило для обработки дерева, кости и камня, а также для изготовления других орудий труда и охоты.

Орудия охоты

Развитие орудий охоты было жизненно важно для человека. Дубину вряд ли можно считать значимым изобретением, но открытие копья позволило повысить эффективность охоты, поскольку копьем можно было убить зверя, не подпуская его слишком близко к себе. Копьё — длинная и прочная (иногда обожженная на костре) деревянная палка с заостренным концом или каменным наконечником, привязанным к древку волокнами растений или кожаным ремешком. С развитием человечества и технологий люди стали использовать для изготовления наконечников копий медь, бронзу, железо.

Примитивные дубины или копья, конечно, позволяли добывать пищу, но требовали усилий всей общины. Дубиной, копьем или камнем можно было убить лишь медленного и не очень поворотливого зверя, предварительно загнав его в природную или заранее созданную ловушку. Человечество развивало методы загонной охоты. Однако, даже при наличии копий, в большинстве случаев, такая охота была опасна и не обходилась без жертв со стороны самих охотников.

С изобретением метательных орудий, например, лука и стрел, человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур.

Еще одним метательным орудием, повысившим эффективность рыбной ловли, стал гарпун. Он представляет из себя копье с зазубренным наконечником (древние люди использовали кость для изготовления наконечника) и веревкой для возврата копья. Разница между копьем и гарпуном заключалась в наконечнике. Для охоты на зверей копье должно было обладать способностью пробить толстую шкуру и поразить жизненно важные органы животного. После этого охотник должен был быстро вытащить копье для следующего удара. Поэтому каменные наконечники изготавливались острыми, тонкими и по возможности гладкими. Для охоты на рыбу важным было быстро поразить объект и обеспечить его удержание на острие. Поэтому наконечники для гарпунов делались легкими (как и само древко), преимущественно из кости, и зазубренными, чтобы рыба не смогла соскользнуть с гарпуна.

Бытовые технологии

Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани. Прядение — это процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон шерсти или льна для получения длинной и прочной нити. Ткачество — это производство ткани, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения.

Еще одним бытовым, а позже и военным орудием труда был топор. В первобытные времена это было орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Каменный топор сменил более древнее рубило (универсальное орудие, не имеющее рукоятки). Материалом для изготовления топора служил кремень, обсидиан, роговик, сланец или всякий другой подходящий камень, позволяющий получать при оббивке заготовки острые сколы. Заостренный камень крепился к топорищу кожаными ремешками или устанавливался на топорище просверленным отверстием. Изобретение топора существенно улучшило способы обработки древесины. Люди смогли строить более крепкие и удобные жилища, а также создавать более удобные и совершенные орудия труда.

Орудия труда для земледелия

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и даже к изменению устройства общества.

Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Первыми земледельческими орудиями труда стали мотыга и серп. Мотыга представляла собой деревянную палку с сучком и предназначалась для вскапывания или разрыхления земли для последующего посева зерновых культур. Серп использовали для срезания колосьев зерновых после их созревания. Его изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. С развитием земледелия человек стал развивать технологии обработки земли. Был изобретен плуг — орудие для вспашки почвы. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади и мулы. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.

Чтобы обрабатывать выращенные зерна, люди изобрели зернотёрку — древнейшее приспособление для помола зерна. Для зернотёрки использовались камни прочных пород: гранит, базальт, прочный песчаник и другие. Нижний камень или плита зернотёрки могла быть любой формы. Для его профиля характерна вогнутая или корытообразная форма, появляющаяся в процессе эксплуатации. Вместо нижнего камня для размола зерна также могли использоваться выбитые углубления в природном скальном основании.

Наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды. Одним из важнейших изобретений человечества стал гончарный круг — приспособление для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда.

Обработка железа

Одним из самых значимых изобретений, обеспечивших качественный скачок в развитии человечества и переход в медный, бронзовый и железный век, стала технология обработки металлов. Как известно, основным материалом, из которого первобытные люди изготавливали орудия труда, был камень. Не зря сотни тысяч лет, прошедшие между появлением человека на земле и возникновением первых цивилизаций называют каменным веком. Но в 5-6 тысячелетиях до н. э. люди открыли для себя металл.

Скорее всего, первое время человек относился к металлу точно так же, как к камню. Он находил, например, медные самородки и пытался обрабатывать их точно так же, как камень, т. е. с помощью обивки, шлифования и т. д. Но очень быстро стала ясна разница между камнем и медью. Может быть, даже, первоначально люди решили, что от металлических самородков толку не будет, тем более что медь была достаточно мягкой, и орудия, которые из нее изготавливались, быстро выходили из строя. Кто придумал плавить медь? Теперь мы никогда не узнаем ответа на этот вопрос. Скорее всего, все получилось случайно. Раздосадованный человек бросил камешек, который показался ему неподходящим для изготовления топора или наконечника стрелы, в костер, а затем с удивлением заметил, что камешек растекся блестящей лужицей, а после прогорания огня – застыл. Потом понадобилось только немного поразмыслить – и идея плавки металла была открыта.

Первобытные изобретения сегодня

Несмотря на многие тысячи лет существования человечества, сегодня мы по-прежнему используем те изобретения, которые были открыты нашими первобытными предками. Конечно же, современный человек усовершенствовал их, но в основе новых технологий лежат те же самые первобытные методики и орудия труда.

Нам знакомы первобытные топоры, копья, луки и стрелы. И хотя сегодня нам они не требуются для охоты, мы их по-прежнему используем в домашнем хозяйстве или в спорте. На огне мы готовим еду так же, как и наши предки тысячи лет назад. При изготовлении одежды используются те же самые технологии прядения и ткачества. А вот технология обработки глины была существенно усовершенствована, в том числе заменен и сам материал для изготовления посуды. Сегодня мало кто использует чисто глиняную посуду, её место занял фарфор.

Технологии земледелия тоже значительно изменились, но его принцип остался прежним, а орудия труда стали намного совершеннее. Так, мотыги остались только в частном хозяйстве. Сегодня землю вспахивают тракторами, оснащенными прочными плугами и боронами. Зерно перемалывается уже не на зернотёрке, а на специальных автоматизированных мукомольных заводах. Несмотря на автоматизацию процесса, в его основе лежит такая же зернотёрка.

Значительное развитие получили технологии обработки металлов. Сегодня мы можем плавить практически любой металл и создавать сплавы, которые способны выдерживать экстремальные нагрузки даже во время космических полётов. Однако, принципы обработки металлов были заложены еще в доисторический период.

2

Проект 2. Древнейшие виды письменности

Древнейшие виды письменности. Когда, где и почему возникло письмо? Чем древнейшее письмо отличалось от нашего письма? Каково происхождение нашей азбуки?

Письменность – это система, предназначенная для фиксации и передачи тех или иных данных в особой знаковой форме. Письменность – это одна из форм существования человеческого языка и не может существовать без него.

Предметное письмо

Письменность прошла достаточно длинный путь становления. Одним из первых и самых примитивных видов считают предметное письмо. Конечно же его вряд ли можно назвать письменностью, но оно выполняло те же самые функции. Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов, не владевших письменностью. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же перевести это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав. Эта легенда показывает, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов.

Пиктограммы

Следующим этапом развития письменности стало пиктографическое письмо. В нем для того, чтобы передать информацию о предмете, просто его рисовали. Например, понятие «человек» могло быть передано изображением человека. Конечно, это было не всегда удобно, поскольку далеко не всю информацию, которую мы хотим передать, можно изобразить в виде рисунков простейших понятий. Поэтому пиктограммы стали упрощаться, постепенно теряя сходство с первоначальными изображениями, и превращаются в иероглифы.

Пиктографическую систему письменности использовали разные культуры в ранних периодах своего развития. Пиктограммами писали и древние шумеры, и египтяне, и китайцы, и даже ацтеки. Считается, что наиболее древней системой письма была шумерская письменность, появившаяся в Месопотамии более 3,5 тысяч лет до н.э. Чуть позже, на рубеже четвертого и третьего тысячелетия появляется письменность в Древнем Египте. Письменность Древнего Египта так же как и шумерская начиналась с пиктограмм.

Иероглифическое письмо

Иероглифическое письмо или «письмо понятиями» (идеограммы) использовалось для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для того чтобы передать понятие «зоркость», люди стали рисовать глаз. Таким образом рисунок глаза как пиктограмма могла означать «глаз», а как иероглиф – «зоркость». Рисунок стал иметь прямое и переносное значение. Многие понятия могли быть переданы лишь с помощью объединения нескольких рисунков. Чтобы упростить написание, в иероглифах стали применять определенные элементы, которые уже были не совсем похожи на образы тех понятий, которые они передавали. С помощью иероглифов люди смогли передавать намного больше информации, чем с помощью пиктограмм.

Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности.

Слоговое и алфавитное письмо

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма). Финикийская письменность, состоящая из согласных букв, вообще сыграла в жизни человечества очень важную роль. Именно финикийская письменность легла в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

Когда финикийским алфавитом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой передачи звучания слов. Ведь в финикийском алфавите не было гласных букв. Для греков это оказалось неудобным, поэтому они придумали специальные символы для обозначения гласных звуков. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо из-за своей простоты быстро распространилось по всему миру.

3

Проект 3. Индия — родина многих басен и сказок о животных

Индия — родина многих басен и сказок о животных. Познакомьтесь с ними. Какие вам больше всего понравились? Чем? С какими верованиями связано то, что в древней литературе индийцев действующими лицами часто являются животные?

Индия – родина многих басен и сказок о животных. Во многом это связано с мифологическими и религиозными представлениями древних индусов. В верованиях индусов все живое в мире содержит божественную искру, и в этом отношении человек от животных отличается лишь формой. При этом и человек, и животное, и даже растение является лишь одной из переходных форм, в которую перевоплощается бессмертная душа на своем пути к совершенству. Поэтому, по верованиям индусов, в каждом живом существе заключена душа, возможно даже, их предка.

Животный мир Индии велик и разнообразен. Издревле индусы жили среди многочисленных животных, которые стали частью жизни и верований индусов. Индусы почитают некоторых божеств в виде животных. Вишну, например, воплощался на земле, как рыба, как черепаха, как кабан, в одном из своих воплощений он наполовину лев, наполовину человек. Кроме того, животные являются в индуизме и ведической мифологии транспортными средствами и непременными атрибутами многих Богов. Животные представляют энергию своих богов и так же, как и сами их владельцы, являются объектами поклонения.

Так, например, корова олицетворяет изобилие, чистоту, святость. Так же, как и Мать-земля, корова дает бескорыстную жертву. Она даёт молоко и другие молочные продукты, которые служат основой вегетарианского питания. Согласно индуистской мифологии, индусу, чтобы после кончины добраться до небес, необходимо переплыть речку. Сделать это возможно только при помощи коровы, держась за ее хвост. Сегодня в Индии пешеходы и автомобилисты уступают этим священным животным дорогу без лишних слов. И если, не дай бог наехать на корову, можно попасть на серьёзный штраф или даже на пожизненное заключение. Однажды на одной из оживлённых дорог почти на сутки образовалась «пробка», потому что одному такому священному животному вздумалось прилечь, прямо посредине улицы.

Обезьяны в Индии считаются священными животными. По старинному преданию царь обезьян Хануман украл вкусные плоды манго из сада мифического великана и подарил их людям. Также в древних индийских преданиях обезьяна Хануман помогает герою Раме спасти прекрасную царевну Ситу.

Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса в качестве угощения для змей в надежде, что змеи не будут кусать людей. Змеи совершенно без спроса заползают в дома индийцев. Особенно часто это происходит во время сезона дождей, когда вода заливает их норы. Священной же в индуизме считается очковая кобра. На ней покоится в волнах мирового океана бог Вишну, покровитель добра и закона. Кобры обвивают и шею всесильного Шивы. Охватывают своими кольцами руки и голову. Под раздутыми капюшонами многоголовой кобры сидел Будда во время проповедей, обратив её перед этим на путь добра, силой своего учения. В некоторых провинциях Индии широко распространен культ кобры. Одна индийская женщина даже вышла за змею замуж. На протяжении нескольких лет женщина приносила к её норе молоко, которое та принимала с благодарностью. И никогда не делала даже попытки напасть. В то время, очарованная коброй женщина, серьёзно болела, но у неё не было средств на оплату лечения. Новобрачная была уверена, что ежедневное общение со змеёй излечило её недуг. После свадьбы новоиспечённая невеста переехала в хижину, построенную рядом со змеиной норой.

Особым вниманием и уважением у индийцев пользуются слоны. Согласно индуистским традициям любой человек, причинивший слону зло, навлекает на себя проклятие. Ведь Земля держится на четырёх слонах. Так, одним из главных богов был мудрый бог Ганеша с головой слона. Слонов индийцам удалось приручить, и они помогали индийцам, перетаскивая тяжелые бревна или участвуя в сражениях.

Все мы помним известную историю о храбром мангусте Рики-Тики-Тави, рассказ о кошке, которая гуляла сама по себе, и сказку о Маугли из «Книги джунглей», ставших известными благодаря мультипликационным экранизациям. Эти истории были написаны английским писателем Редьярдом Киплингом, родившимся в Индии, и передавшим индийские традиции сказок о животных в своих произведениях. Действительно, Индия стала родиной многочисленных сказок о животных. В них животные разговаривают, чувствуют, дружат, ссорятся и мирятся, проявляют мудрость и смекалку, предают друг друга и получают заслуженную кару за предательство. Все, как у людей. Те же самые пороки и достойные качества. На примере животных индийские сказки обеспечивают нравственное воспитание детей, показывая, что хорошо, а что плохо.

4

Проект 4. Древняя культура Китая

Древняя культура Китая. Какими достижениями древней культуры Китая вправе гордиться ныне живущие китайцы?

Китайская культура считается одной из самых древних, уступая по древности лишь шумерской, египетской и индийской. Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта – это большая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемонии.

Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.

Культура Древнего Китая существовала с начала II тысячелетия до н.э. и до 220 года до н.э., когда распалась империя Хань. Непосредственной предшественницей этому периоду была культура позднего неолита. Она получила название Яншао. До II тысячелетия до н.э. китайцы уже научились приручать животных, возделывать поля, строить землянки. Они овладевали пиктографической письменностью и были искусны в ремесленничестве. Высокого уровня в этот период достигают гончарные изделия. Керамические сосуды — блюда, чаши, амфоры, кувшины — украшаются сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными узорами.

Во II тысячелетии до н.э. с появлением городов и цивилизации китайская культура претерпевает глубокие изменения. Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире, усиливается вера в загробную жизнь и значение культа предков. Это проявляется в появлении более сложных и величественных гробницах. Так, например, гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.

Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств» (V-III в. до н.э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за власть. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь. Эпоха «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой «соперничества ста школ». Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знании. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, складывается концепция движения небесных светил — «дао».

Успешно развиваются математика и другие науки. В частности, публикуется «Трактат о горах и морях». Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозно-мифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Об этом свидетельствует трактат «Вопросы к Небу», где звучит критика мифологических представлений. Эта эпоха стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.

Конфуцианство стало, на мой взгляд, одной из самых больших ценностей, привнесенных Китаем в мировую культуру. Основатель конфуцианства — Кун-цзы (551-479 до н.э.) — избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, но отношения между людьми. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном». Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.

Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ и на вопрос о смысле жизни, и о том, как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграю определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным наукам. Благодаря этой системе в китайском обществе сформировалось достаточно широкое сословие образованных чиновников, составлявшее привилегированную элиту и напоминавшее по своей социальной роли касту жрецов в Индии.

В период «Борющихся царств» начинается строительство одного из самых знаменитых культурных и архитектурных памятников Китая – Великой Китайской стены. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны – около миллиона человек. Крепостная стена, протяженностью более 8 тысяч километров была призвана обеспечить защиту от постоянных набегов кочевников.

Еще одним известным памятником – гордостью китайцев — является мавзолей императора Цинь Шихаунди, рядом с которым была захоронена знаменитая терракотовая армия. Так называется захоронение по меньшей мере 8100 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей. По замыслу императора, статуи должны были сопровождать его после смерти, и, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные амбиции в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. Строительство потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников и длилось 38 лет. Периметр внешней стены захоронения равен 6 км.

Китай привнес в мировую культуру и множество изобретений. Так, в Китае научились использовать тончайшую нить тутовых шелкопрядов (шелковичных червей) для изготовления тонкой и лёгкой шелковой ткани.

В Китае был также изобретен дешевый материал для письма — бумага, которую изготавливали из измельченной коры деревьев, бамбука и тряпок. Эту массу варили, затем переливали в прямоугольный бассейн, откуда массу зачерпывали рамкой с густой сеткой. Вода с сетки стекала, и на сетке оставался влажный лист бумаги. Как следствие изобретения бумаги Китай стал родиной книгопечатания.

Компас был тоже изобретен в Китае. Его использовали для уточнения направления пути во время далеких путешествий. Компас был похож на ложку, изготовленную из магнетита. Намагниченная ручка ложки указывала на юг. Сегодня современные компасы также представляют собой портативные магниты в которых красная стрелка указывает на север, а белая на юг.

Еще одно знаменитое изобретение, родиной которого является Китай – это порох. Правда, это было уже в средние века. Свидетельства первого применения пороха в Китае относятся к эпохе пяти династий и десяти царств (907-960 гг).

5

Проект 5. Религии мира

Религии мира. Приверженцы каких древних религий почитали многих богов? Каким религиям свойственно единобожие (почитание единственного Бога)? Не забудьте, что одна из таких религий возникла позже остальных, в ту историческую эпоху, которую называют Средними веками.

Религиозные верования человечества прошли длинный и трудный путь от почитания сил природы, предков и религий с целым пантеоном богов до единобожия. Каждая религия обладает собственным набором мифов, объясняющих непонятные человеку явления: сотворение мира, зарождение жизни, что ждет людей после смерти, почему гремит гром, идет дождь, происходит смена времен года и т.д. И поскольку на многие вопросы у человечества нет рациональных ответов до сих пор, различные религиозные верования продолжают существовать и развиваться.

Первобытные верования и политеизм

Первые религиозные представления первобытных людей ограничивались верой в колдовство, в душу и жизнь после смерти — древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков. Первобытные люди представляли себе жизнь душ предков в «стране мертвых» аналогичной собственной жизни. Души предков переселяются в далекую «страну мертвых», живут там родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в его могилу все необходимое для путешествия в «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, оружие, украшения. На этом этапе развития религии человек верил в одушевленность всей природы. В каждом живом существе, в растениях, деревьях и камнях обитает дух, с которым можно общаться так же, как и с духами своих предков.

Потом древние люди верили в существование особого божественного замысла в организации их жизни. Не найдя объяснений различным явлениям природы, люди стали верить в высшие силы, которые управляют движением солнца, луны, владеют реками и озёрами, представляют собой ветер, огонь, землю, воздух и т.д. Все явления природы считались разумными действиями духов, гораздо более могущественных, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с существующего на тот момент человеческого общества. С развитием религиозных представлений росла и усложнялась религиозная мифология. Каждое божество, управляющее тем или иным явлением природы, получает в воображении человека имя, образ, характер, обзаводится многочисленными родственниками и историями собственного существования. С высшими существами уже нельзя общаться на равных, с ними нельзя жить в гармонии, их нужно почитать, задабривать, просить и в конце концов приносить жертвы. Появляются различные тотемы и идолы, представляющие природные объекты, животных-покровителей, высших духов природы, примитивных богов. Именно им начитают поклоняться люди, веря, что таким образом они поклоняются высшему существу.

На этом этапе появляются уже знакомые нам религии Древнего Шумера, Египта, Греции, Рима, Индии, Руси и т.д. Такие религии принято называть термином «политеизм». Подразумевается, что в такой религии есть множество богов, которые наблюдают или управляют человеческой жизнью. По-другому такие религии еще называются языческими (так именуют все традиционные религии в христианском богословии).

Начало единобожия

Теперь мы подходим к следующему этапу развития религиозных верований – появлению единобожия. Впервые концепция единобожия появилась в Древнем Египте. Фараон Аменхотеп IV ввел новую государственную религию, в основе которой было поклонение единому богу Атону (солнечному диску). При этом Аменхотеп сменил свое имя на Эхнатон, что означало «служащий или угодный Атону». Так Атон впервые стал Богом-Отцом, или первоисточником всего сущего на Земле, чье присутствие люди видели в красоте и многообразии природы. Он наполнял родительской любовью свое любимое детище — Землю, не требуя, в отличие от прежних культов, человеческих жертв. Если политеизм, именуемый нынче язычеством, был основан на свойственной многим стадным животным программе подчинения и преклонения перед более высшим существом, то новый культ впервые опирался на поведение и взаимоотношения людей. Она затрагивала такие тонкие чувства, как любовь, прощение обид и терпимость к недостаткам. Можно сказать, что фактически именно здесь проходит та грань, которая отделяет язычество от более развитых культов.

Именно идеи религиозного культа Эхнатона были заимствованы иудеями во время их пребывания в Египте. Первоначально иудейская религия с одним богом признавала существование многих богов, но при этом иудеи считали, что поклоняться надо лишь своему богу – покровителю рода. До тех пор, пока иудейский бог был одним из многих, это племя ничем не отличалось от других племен и народов, имевших собственных покровителей. Начиная с Моисея, этот Бог становится единственным во всей Вселенной, породив тем самым концепцию богоизбранности, определившую в дальнейшем и нелегкую судьбу еврейского народа. При этом, лежавшие в основе библейского мировоззрения древнешумерские мифы о сотворении земли и человека, о всемирном потопе и т.д. были переделаны под концепцию единого Бога-творца. Таким образом, мы видим, что идея многобожия была заимствована иудеями в Египте, а библейская мифология заимствована из шумерских мифов.

Христианство

Следующий шаг в эволюции иудаизма связан с именем Иисуса из Назарета, впервые осознавшим, что признание единого Бога отцом всего сущего ведет к совершенно иным взаимоотношениям между Богом и людьми. Это должны быть уже не страх и формальное исполнение законов Моисея, а сыновняя любовь к Богу, как к отцу всего сущего, а также отношение к другим людям, как к братьям и сестрам, т.е. фактически так, как это понимали Эхнатон и Нефертити. Пропагандируемые Иисусом идеи отказа от традиционного религиозного формализма и общения каждого человека с Богом не через посредников, а только «в сердце своем», рассматривались иудейскими первосвященниками как ересь, подрывающая устои их власти. Это и привело в конечном счете к преданию ими Иисуса мученической смерти, которую он принял фактически добровольно, повторив подвиг греческого философа Сократа, пропагандировавшего среди сограждан свое собственное понимание этических принципов и осужденного ими в 399 году до н.э. на смертную казнь.

Так с верой в Иисуса Христа, как сына божьего, зародилась новая религия – христианство. Мифология христианства была частично заимствована у иудеев в виде Ветхого завета. А вторая книга Библии Новый завет была составлена из специально отобранных свидетельств жизни Иисуса – Евангелий. Новая религия стала захватывать новых сторонников. От тех евреев, кто признавал Иисуса богочеловеком требовалось отказаться от «всех иудейских обычаев, от мацы и жертвоприношений ягнятами, от всех иудейских праздников, молитв, окроплений, очищений, освящений, канонизаций и искуплений, также соблюдения постов, новолуний, суббот, религиозных предрассудков, гимнов и песнопений, уставов и синагог, а также пищи и напитков евреев». Снятие таких ранее жестких требований, как обрезание, неупотребление свинины и многих других, а также признание всех людей детьми Божьими, по отношению к которым надо было хранить справедливость, милосердие и верность, открывало путь к распространению этого учения среди других народов.

Религии без бога

Отдельно стоит упомянуть религии, в которых Бога как такового не было, но тем не менее они получили широкое распространение. Речь идет о конфуцианстве и буддизме. Эти религиозно-философские учения построены не на вере в какое-то божество, а на признании и следовании определенным жизненным принципам и правилам взаимоотношений.

Ислам

В заключение данного информационно-творческого проекта мы рассмотрим еще одну религию – Ислам. Это, наверное, самая молодая мировая религия. Она возникла в VII веке нашей эры. Ислам так же, как и христианство и иудаизм является авраамической религией, то есть свою мифологию ведет от легендарного патриарха семитских племён Авраама, заключившего договор с Богом. Однако его сутью является очищение истины единобожия от искажений, внесенных иудеями и христианами. Другими словами, исламская религия проповедует веру в единого Бога-творца, но в ней считается, что христиане и иудеи верят неправильно. Об этом говорил в своих проповедях главный пророк ислама Мухаммед. По верованиям мусульман творец простил Адаму и Еве их первородный грех, а следовательно, искупительная смерть Иисуса была не нужна. Мусульмане признают Иисуса, но не сыном божьим, а в качестве еще одного пророка. Сегодня ислам – вторая по численности верующих религия в мире.

6

Проект 6. Мудрецы древности о правилах поведения

Мудрецы древности о правилах поведения. Что общего в этих правилах? Чем ценны для людей нашего времени наставления библейских мудрецов, Будды, Конфуция, Сократа? Чем — поучения Иисуса Христа?

Мудрецов-мыслителей, философов, пророков в древности было более чем достаточно. Все они рассказывали людям о своих умозаключениях о том, какова должна быть жизнь и как достойно нужно ее прожить человеку. Конечно, они по-разному подходили к жизненно важным для людей понятиям. Одни считали, например, что некоторые люди рождены для того, чтобы быть рабами, другие проповедовали всеобщее равенство людей. Одни полагали, что гармонии можно достичь лишь при обретении просветления, отказа от всех благ материального мира, чувств и желаний. Другие считали, что гармоничное общество можно построить благодаря гармоничным взаимоотношениям людей с учетом их социального положения в обществе. Одни считали, что все в руках Бога, и человек должен поклоняться ему, другие полагали, что лишь человеческий разум обладает сверхличной универсальной частью, и эта часть – Вселенский разум, или Бог. Тогда, что же объединяет наставления библейских мудрецов, Иисуса Христа, Будды, Конфуция, Сократа? Ответ достаточно прост – все они пытались определить место человека в природе и обществе; понять, каковы должны быть взаимоотношения человека с Богом, природой и другими людьми; определить понятия добра и зла, добродетели и греха; создать понятные правила поведения, которым должен следовать человек, в попытке достичь добродетели или высшего состояния души.

Рассмотрим основные философские и религиозные позиции известных мудрецов древности.

Будда

Основателем буддизма был принц Сиддхартха Гаутама. Слово «Будда» — это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Сиддхартха Гаутама не провозглашал себя ни богом, ни пророком. Он был человеком, который стал Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов. Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как страдание, старение, болезни и смерть. Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге он покинул дворец и последовал традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде. Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения. Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. Будда стал свободен от привязанности и гнева, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и, следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Он говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями и лишениями, но свою участь можно улучшить, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний богатств и удовольствий. Тогда круговорот перерождений его души будет прерван, и душа обретет вечный покой и блаженство. Будда считал, что главное для совершенствования души — это праведные дела и личные качества человека, а не его происхождение. Стать буддистом мог представитель любой касты. Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Конфуций

Основатель конфуцианства, древний китайский мыслитель и философ Кун Цю (Конфуций), тоже пришел к выводу, что гармония жизни заключена в гармоничных человеческих отношениях. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности и лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

Также Конфуций проповедовал очень разумный подход к осмыслению и отношению к различным понятиям, таким как благородство, справедливость, богатство, бедность, радость и невзгоды. Его поучения по отношению людей к этим понятиям действительно и сегодня могут сделать мир добрее и правильнее.

Сократ

Сократ родился в обычной греческой семье в V веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия Сократа изложена в трудах Ксенафонта и Платона.

Сократ считал, что люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Однако несмотря на все стремления, люди не способны полностью понять истину, все знает только Бог. При этом греческий философ ставил единого Бога выше признанных греческих и считал, что божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Таким образом Сократ верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Философия у Сократа – это попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки. В философии Сократа человек становится единственной формой бытия. Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Кстати, и по сей день многие умозаключения Сократа популярны и его изречения знают во всем мире. Например:

«Познай самого себя»
«Ешьте, чтобы жить, не живите, чтобы есть»
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»
«Если беды, о которой ты говоришь, можно избежать, то почему ты жалуешься? А если она неизбежна, тем более, какой смысл жаловаться?»
«Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности»
«Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто»
«Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное»

Моисей

С Моисеем связывают обретение человечеством мифических скрижалей завета, на которых написаны 10 заповедей, которые должен соблюдать каждый человек, если хочет обрести спасение после смерти. Во эти 10 заповедей, приведенные в простой форме:

Верь в единого Бога и отрицай другие божества.
Не создавай себе кумиров и идолов, не поклоняйся им.
Не произноси имени Господа напрасно.
Шесть дней работай, а субботу не делай ничего, посвяти её Богу.
Почитай отца своего и мать свою.
Не убивай.
Не прелюбодействуй (не изменяй).
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (не лги).
Не желай того, что есть у ближнего твоего (не завидуй).

Таковым по версии Ветхого Завета должен быть праведник. В принципе, эти заповеди актуальны и сегодня. Они предлагают человеку определенную модель поведения. И если заповеди второй половины десятка соответствуют общепринятой морали, то первые четыре заповеди характеризуют характер веры.

Иисус Христос

Напомним, Иисус родился в Вифлееме, в семье плотника из Назарета. Когда он вырос, Иисус стал ходить по землям Иудеи и проповедовать. Иисус объявил себя сыном единого Бога. Иисус считал, что признание единого Бога отцом всего сущего ведет к совершенно иным взаимоотношениям между Богом и людьми. Это должны быть уже не страх и формальное исполнение законов Моисея, а сыновняя любовь к Богу, как к отцу всего сущего. Иисус Христос в своих проповедях расширил требования к правильной жизни, изложенные в десяти заповедях. Он призывал любить ближнего своего как самого себя, «строить» храм веры в своей душе, и поступать с людьми так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой. В принципе, последний пример резюмирует практически все заповеди. Никто не хочет себе зла, а значит не должен желать зла другим. Никто не хочет, чтобы его обокрали, обманули или убили, поэтому не должен этого делать по отношению к другим. Любовь к себе и к ближнему должны быть мотивом всех действий человека, который хочет жить правильно. И в этом заповеди Ветхого Завета и проповеди Иисуса соответствуют общепринятой человеческой морали, а следовательно, признаются правильными большинством людей в нашем обществе.

Пропагандируемые Иисусом идеи отказа от традиционного религиозного формализма и общения каждого человека с Богом не через посредников, а только «в сердце своем», рассматривались иудейскими первосвященниками как ересь, подрывающая устои их власти. Это и привело в конечном счете к преданию ими Иисуса мученической смерти, которую он принял фактически добровольно, принеся тем самым искупительную жертву за все человеческие грехи.

Конечно же Иисуса из Назарета сложно назвать философом-мыслителем. Его проповеди не являются результатом умозаключения, его высказывания нельзя подтвердить аргументами и доводами – просто все его постулаты основаны лишь на вере. Поучениям Иисуса можно верить или не верить, они не поддаются разумному осмыслению, их сложно даже оспаривать, поскольку на любой вопрос можно получить ответ – все происходит по воле Бога, и неисповедимы пути Господа, и нам понять его не суждено. Лишь вера имеет значение.

Тем не менее, проповеди Иисуса о добре, праведности, любви к себе и к ближнему своему сделали намного больше, чем размышления всех философов вместе взятых. Люди, ведомые проповедями Иисуса, приходили к добродетели не через мыслительный процесс, как призывали поступать философы древности, а через веру.

Заключение

Как мы видим, все мудрецы и пророки древности стремились сделать мир лучше, пытались научить людей понимать, что такое добро и зло. Философы видели величие души человека, призывали познать ее, и через познание прийти к добродетели. Пророки проповедовали, что лишь вера дает возможность найти в своей душе Бога и таким образом прийти к добродетели. И тот и другой путь может привести к одному и тому же результату, только в первом случае человек должен думать, а во втором – верить. Как поступать – каждый выбирает для себя сам.

7

Проект 7. Устройство древних государств

Устройство древних государств. Чем отличалось управление в Афинах при Перикле и в Римской республике от управления в Древнем Египте, Персии, Китае?

Древние Афины

Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.

Высшим законодательным органом Древних Афинах было Народное собрание, на котором могли присутствовать граждане (мужчины, рожденные в Афинах и достигшие 20 лет, женщины не принимали участие в управлении государством). Именно граждане на Народном собрании голосовали за тот или иной закон, а также выбирали чиновников. Высшим органом власти в Афинах Совет пятисот. Он представлял собой орган самоуправления и избирался из афинских граждан. Совет следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городской инфраструктуры, храмов. Исполнительную власть в Афинах осуществляли выборные стратеги.

Система управления Афинским государством продемонстрировало всему миру идеальную демократию и стала образцом для подражания для других государств, в том числе и современных. Естественно, сегодня мы не сможем найти практически ни одного примера такой идеальной системы. Тем не менее практически в каждой современной стране с развитыми формами государственного управления мы видим элементы, которые пришли из Древней Греции — выборы руководителей государства или административных территорий, представителей в законодательные органы власти, суды присяжных, личные свободы и права и т.д.

Кардинально другой была система управления в Древнем Египте, Персии, Китае. Название этой системы – тирания или абсолютная монархия.

Древний Египет

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Структура системы управления государством была линейной, в связи с тем, что правил один человек — фараон. В основу такого понимания было положено божественное начало власти фараона. Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальным термином «хам», то есть слуга, раб фараона.

Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же считался казнохранителем государства. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.

Древняя Персия

Древняя Персия была разделена на области – сатрапии во главе с царскими наместниками – сатрапами, обладавшими очень большой административной и законодательной властью. Сатрап имел военные отряды и множество чиновников. За наместниками был учрежден тайный надзор. Их проверяли, меняли, иногда казнили. Сатрапы – иранская знать, теперь оторванная от своих племен и родовых территорий, доносили друг на друга. Естественно, всей полнотой высшей власти обладал лишь царь.

Древний Китай

Для рассмотрения системы государственного управления в Древнем Китае следует ограничить временные рамки. Возьмем для примера период завершения войн семи царств и создания единой империей под властью Цинь Шихуана (221 год до н.э.).

В империи Цинь существовавшая ранее власть ванов трансформировалась в императорскую. Правитель выбрал для себя новый титул — хуанди, который означал претензию на исключительный статус и небывалые ранее полномочия. Власть императора стала практически неограниченной и обожествленной, особа его — священна и прикосновенна. Даже в рамках общего типа древневосточной монархии китайская империя отличалась особой исключительностью статуса правителя. Во главе управления империей находились два министра — советники императора и одновременно управляющие центральными ведомствами. В Древнем Китае впервые на Востоке сформировалась система учреждений, которые существовали независимо от полномочий высших руководителей и представляли постоянный государственный аппарат с особым персональным составом, самостоятельными функциями, особым порядком службы в них.

Империя была разделена на 36 крупных областей, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие округа; на уровне общин и условных волостей администрация (организация работ, взимание налогов, исполнение трудовой повинности и т. п.) была в руках самоуправления. Область возглавляли губернатор-наместник и военный начальник. Областные чиновники подчинялись и своему наместнику, и центральному соответствующему ведомству. Военные и военачальники подчинялись только своему ведомству и, через него, императору.

В короткий срок эта административная система настолько усилила вездесущее государственное регулирование и вмешательство во все стороны общественной жизни, что Цинская империя оказалась способной на грандиозные предприятия: для защиты от кочевых племен севера была построена грандиозная Великая стена, аккумулировавшая на десятилетия людские, финансовые и материальные ресурсы страны, начато строительство новой столицы с огромным дворцовым комплексом. Новая государственная администрация позволила разоружить население и знать, перейдя на территориальные ополчения и профессиональную армию.

Заключение

Мы рассмотрели системы управления в крупнейших государствах древнего мира. По большому счету все их можно разделить на два типа: демократия и тирания (абсолютная монархия). В демократической системе управления вся власть номинально принадлежит народу — гражданам государства. Они реализуют свою власть путем выборных процедур. Фактическое управление государством осуществляется выборными органами управления. В тиранической системе управления власть принадлежит одному монарху. Свою власть он проводит, опираясь на государственный аппарат и войска.

8

Проект 8. Патриотизм греков в войнах с персами

Патриотизм греков в войнах с персами. Почему демократия воспитывала любовь к своему отечеству? Какие сражения с персами и почему могут служить примером патриотизма греков?

На мой взгляд патриотизм греков и любовь к родине греков никак не связаны с победами над персами. Давайте заглянем поглубже, чем страницы учебника. И мы найдем множество примеров отсутствия патриотизма греков в противостоянии с персами. Например, знаете ли вы, что, когда персы прислали во все греческие города послов с требованием «воды и земли», как знака подчинения, лишь Спарта и Афины дали категорический отказ. Большая часть островов Эллады и многие города, например Фивы согласились подчиниться персам. Такое поведение можно назвать патриотичным?

Вот еще пример. Перед марафонской битвой персы высадились на острове Эвбея и осадили Эретрию. Город пал, когда персам открыли ворота некоторые эретрийцы. Персы вошли в город, разграбили его, сожгли, а всех граждан обратили в рабство. Были ли предатели эретрийцы патриотами?

Когда Афины поняли, что персы не собираются шутить и опасность именно Афинам более чем реальна, они … впали в замешательство. Бесконечные дебаты на народном собрании. Сторонники сопротивления спорят с противниками борьбы. Лишь усилиями Мильтиада удалось собрать ополчение всего из 9 тысяч гоплитов. Персидский экспедиционный корпус был минимум в два раза больше. Афины позвали на помощь Спарту – Спарта не пришла (вернее, пришла, но не сразу), сославшись на то, что нельзя выступать в военный поход до полнолунья. Кто пришел на помощь Афинам? Всего лишь 1 тысяча человек из Платей. Можно ли говорить о какой-либо сплоченности греков в тот момент даже перед лицом такой серьезной опасности?

Будем откровенны, греки одержали победу при Марафоне по воле случая. Они победили только потому, что в битве практически не участвовала конница персов, все войско было занято погрузкой на корабли, поскольку нельзя моментально погрузить на корабли 25 тысяч человек — для этого требуется время. Персидские лучники тоже не смогли оказать существенного влияния на битву, поскольку персы не ожидали нападения, а греки быстро преодолели простреливаемое расстояние до персидского войска и ввязались в ближний бой. В этом случае лучникам оставалось бить только поверх голов своих пеших воинов, но при построении фалангой практически вся верхняя часть греческого воина была защищена бронзовым шлемом коринфийского типа, своим щитом и щитом товарища справа.

Если учесть, что по сообщениям Геродота греки потеряли 192 человека, а персы 6400 человек — это была не битва с превосходящим по силам противником, а скорее сражение с неорганизованным и наполовину погруженным на корабли войском. При этом нельзя не признать отвагу афинян, сражавшихся за свою родную землю и развеявших миф о непобедимости персидской армии.

Вспомним, как проходила битва при Марафоне. Греческое войско прибыло к Марафону и расположилось на холмах, преградив единственную дорогу на Афины. Несколько дней греческий стратег Мильтиад выжидал, опасаясь выходить на равнину, где была сильна конница персов. Кроме того, Мильтиад ожидал подхода подкрепления от Спарты. Со своей стороны персы, хотя и имели численный перевес, тоже опасались идти в холмы, где у них была бы более слабая позиция. Персидский полководец принял решение не вступать в бой у Марафона, где их конница не могла развернуться и ударить в полную силу, а погрузиться на корабли и, обогнув Аттику, напасть на лишенный войск город Афины.

Однако, увидев, что персы грузятся на корабли и уже вся конница находится на них, греки решились на внезапное нападение, даже не дожидаясь спартанского войска. Греки вышли на равнину и выстроились фалангой с усиленными флангами. Персы не ожидали нападения. Греки подошли к оставшемуся на берегу пешему войску персов на расстояние около 200 метров и побежали в атаку. Пользуясь численным перевесом, персы смогли опрокинуть центр греческого войска и продвинуться вглубь фаланги, однако на флангах греки отбросили персов и с двух сторон обрушились на вклинившееся в их ряды персидское войско и обратили его в бегство. Греки преследовали персов до самого берега и даже смогли захватить 7 кораблей из 600 приплывших.

Поняв, что отступившие персы отправились морем на Афины, греки быстрым маршем преодолели расстояние до Афин и встретили врага у своего города. Персы побоялись высаживаться на берег и уплыли. Тем временем прибыли опоздавшие на битву спартанцы, которые воздали должное храбрости афинян. Не будем подвергать сомнению храбрость и патриотичность афинского войска, они действительно понимали, что если они проиграют, то свободе Афин придет конец.

Следующий пример. Афины праздновали победу — персы отступили. Вряд ли кто-либо в тот момент не понимал, что для находящейся на пике своего могущества Персии потеря 6 тысяч человек в битве при Марафоне не значит ничего, и что это было только начало. Все это понимали, но не желали верить. Лишь Фемистокла пытался что-то сделать. Он любыми способами (даже обманом) пытался создать морские военные силы для отражения персов на подходах к Элладе, поскольку понимал, что на суше персы будут непобедимы. Афины владели серебряными рудниками в Лаврионе. Собственником рудников было Афинское государство. А государственное имущество считалось собственностью всех граждан. Получаемые с рудников доходы делились между всеми гражданами. Фемистокл предложил направить получаемые от рудников средства на постройку кораблей. Предложение было воспринято весьма неоднозначно. Принимая его, каждый афинянин лишался хоть и небольшого, но верного денежного пособия, предоставляемого государством. Лишь обманом Фемистокл получил средства на постройку кораблей. Было ли это проявлением патриотизма со стороны граждан Афин?

На этом Фемистокл не остановился. В 481 году он организовал конгресс 30 древнегреческих государств, на котором наконец-то было принято патриотичное и согласованное решение совместно отражать предстоящее вторжение персов. Был провозглашён всеобщий мир, чем завершилась борьба между Афинами и Эгиной. Конгресс отправил во все свободные греческие города послов, приглашая всех к участию в войне и взывая к её национальному характеру. Посольство, однако, не имело успеха. Ахайя, Аргос, Фивы, Крит, Керкира, тираны Сиракуз и Акраганта уклонились от участия в будущей войне. Вот и еще одно проявление «сплоченности» греков перед лицом общей угрозы.

Идем дальше. Когда конгресс узнал о том, что на подходе к Элладе находится персидская армия в 250 тысяч человек, все единство моментально развалилось. Одни стали настаивать на том, что нужно сдать Афины и все северные города и дать бой на Коринфском перешейке, отделяющем самые южные территории Греции (Пелопоннес) от Аттики. Другие, естественно, представители севера говорили о необходимости остановить персов на севере в ущелье Темпе на границе Фессалии и Македонии. Сошлись на том, что защищать будут Фермопильское ущелье. Великий и грандиозный конгресс 30 греческих городов выделил против 250-тысячной персидской армии … 7 тысяч греческих воинов. Полагаю, комментарии излишни.

Далее идет битва в Фермопильском ущелье, отход греческой армии из-за опасения окружения, гибель царя Спарты Леонида и 300 спартанцев, действительно проявивших чудеса патриотизма и воинской подготовки. Параллельно с этой битвой проходит героическое морское сражение у мыса Артемисий, в котором Фемистокл с созданным афинским флотом пытается помешать высадке персов у Фермопил. Итог – всеобщее отступление и паника в Афинах.

Чтобы прекратить панику и приготовиться к последнему сражению Фемистоклу пришлось проявлять чудеса дипломатии, убеждая, манипулируя словами Оракула, угрожая гражданам Афин. Фемистоклу даже пришлось обыскивать спасающихся бегством «патриотичных» граждан Афин и изымать чрезмерное количество денег, которые убегающие граждане увозили с собой. Эти средства переходили в общественное пользование, и ими выплачивалось жалованье экипажам кораблей.

Победоносного для греков морского сражения при острове Саламин тоже могло не произойти, поскольку один из начальников флота спартанец Еврибиад хотел сняться с якоря и плыть к Коринфскому перешейку, на котором находилось сухопутное войско пелопоннесцев. Фемистоклу опять пришлось прибегнуть к обману. Он известил Ксеркса о том, что греки хотят бежать, и просил поскорее напасть на греческий флот. Так и случилось. Ксеркс собрал военный совет, на котором его военачальники высказались за сражение в узких проливах у Саламина. Лишь царица Галикарнаса Артемисия советовала отказаться от сражения. Она утверждала, что нужно подождать, скоро греческий флот сам развалится и все разбегутся по своим городам. Вот так оценивали противники сплоченность и патриотизм греков.

Историк Геродот указывает на то, что корабли греков при Саламине были тяжелее и, соответственно, менее манёвренными по сравнению с вражескими. Современные исследователи объясняют это несколькими факторами: нахождением на триреме помимо команды гребцов как минимум 20 тяжеловооружённых гоплитов (не менее 2 тонн), а также различиями в конструкции. Меньшая манёвренность греческого флота была бы выгодной для персов в открытом море. В условиях же узких проливов больший вес трирем эллинов делал их более устойчивыми, так и менее восприимчивыми к тарану. Флот персов же состоял из кораблей покоренных стран. Так, в битве принимали участие корабли финикийцев и ионийцев. Египетский флот не участвовал в сражении, поскольку он был отправлен заблокировать западный выход из Саламинского пролива.

В ходе сражения Фемистокл использовал тактику обманного отхода центральных кораблей флота, из-за чего линия греческого флота выгнулась дугой и корабли флангов смогли атаковать борта кораблей персов. На стороне греков оказалось и бурное течение пролива, которое просто лишило управляемости легкие корабли персов. Флот персов был разбит, а Ксеркс бежал в Персию, бросив сухопутную армию, которая была уничтожена в битве при Платеях.

Герой и настоящий патриот Эллады, Фемистокл, стал всеобщим любимцем и … жертвой демократии. Небывалая слава и авторитет Фемистокла вызвали у афинян подозрение в стремлении к тирании. В 471 г. по предложению вождя афинских аристократов Кимона Фемистокла изгнали из Афин. После долгих скитаний он с семьей удалился в Персию к царю Артаксерксу I, который предоставил ему политическое убежище и дал в управление три города в Малой Азии: Магнесию, Лампсак и Миунт. В 459 г. герой Эллады Фемистокл умер от болезни или, по ряду свидетельств, принял яд и покончил жизнь самоубийством, узнав, что персидский царь собирается отправить его воевать с греками. Так демократическая Греция отплатила человеку, спасшему ее от персидского рабства.

Полагаю, что выводы о патриотизме греков в войнах с персами можно сделать вполне однозначные. Греки в тот момент не обладали каким-либо осознанием единства. Конечно, каждый гражданин был готов сражаться за собственный город (да и то не всегда), не понимая, что лишь в единстве проявляется сила, патриотизм и любовь к родине. Просвещенная Эллада не смогла объединиться и проявить патриотизм и в дальнейшем, долгие сотни лет оставаясь покоренной сначала македонцами, затем римлянами.

В заключение проекта хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи демократии и любви к своему отечеству. Действительно, такую связь можно обнаружить. Демократия предполагает власть народа. Граждане принимают участие в управлении государством, а в Афинах, так вообще, даже распределяли полученные богатства между собой. При афинской демократии граждане действительно считали государство своим – они им управляли и владели. Элементарное чувство собственности позволяло говорить о любви граждан к своему городу. Вот простой пример. Вы же любите СВОЮ корову и будете ее защищать от волков? Однозначно. А если корова будет ЧУЖАЯ? В этом случае вы еще десять раз подумаете, стоит ли рисковать собственной жизнью за чужую собственность. Так и с демократией. Если граждане чувствуют, что они действительно управляют государством, то они будут считать это государство СВОИМ, а следовательно, любить его и проявлять чудеса патриотизма.

9

Проект 9. Зрелища, возникшие в древности

Зрелища, возникшие в древности. Какие из них любимы и в наши дни? Какие зрелища по требованию христиан были запрещены? Почему?

История многих из известных сегодня зрелищ уходит корнями в глубокую древность. Люди в разных странах до нашей эры и в начале нашей эры любили и умели развлекаться. Давайте посмотрим, какие из известных нам зрелищ появились давным-давно, какие существуют до сих пор, а какие остались в прошлом.

Олимпийские игры

Знаменитые Олимпийские игры в честь Зевса Олимпийского зародились еще в Древней Греции и проводились каждые 4 года в городе Олимпия. Спортивные соревнования имели столь грандиозный успех и большое значение для общества, что на время Олимпийской гонки прекращались войны и устанавливалось священное перемирие.

Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько мифов, описывающих это событие. Из истории к нам дошло множество документов, строений и скульптур того периода. Если внимательно присмотреться, то заметим, что все статуи того периода показывают тела людей и не просто любые тела, а красивые. В тот период истории был распространен культ красивых форм для строений и культ красивых тел. «В здоровом теле здоровый дух», - так можно описать одну из идей и причин появления таких скульптур. Занятия спортом и спортивные соревнования начались уже в этом древнем периоде. Победителей на соревнованиях почитали, как героев на войне. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 году до н. э. Они были учреждены Гераклом, хотя известно, что игры проводились и раньше. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. А после того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 393 году н. э. они были запрещены императором Феодосием I.

Сегодня Олимпийские игры проводятся каждые 4 года летние и каждые 4 года зимние.

Театр

Театральные представления, драмы, комедии сегодня любимы всеми. Считается, что театр возник в Древней Греции. Он был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социальные понятия. Первоначально театр служил видом чествования бога Диониса. Так как религия была тесно связана с государственной жизнью, спектакли рассказывали о праздниках Диониса и были предметом забот государственных властей. Театральные представления быстро обрели популярность в Афинах, специально для театров выдающиеся поэты стали писать пьесы, возводились масштабные сооружения театров, вмещавших в себе до десяти тысяч зрителей.

Самый большой театр в Афинах, Театр Диониса, был сооружен на юго-восточном склоне акрополя, на том участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя. Актёры в Афинах и других местах составляли в более позднее время общества под названием «дионисовских мастеров». Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии, то есть с начала V века до н. э.

Греческие театры, в частности, афинский, благодаря обширности и удобствам размещения публики служили и местом народного собрания, особенно с III века до н. э. Сами представления, как и пьесы, с конца IV века до н. э. утратили религиозный характер, а вместе с тем и связь с Дионисовскими праздниками; важные события государственной жизни праздновались драматическими представлениями.

Карнавальные шествия

Сегодня мало кто сегодня хоть раз в жизни не слышал о Карнавале в Рио-де-Жанейро, Венецианском карнавале, Китайском новогоднем шествии и фестивале «небесных фонариков» или Мексиканском карнавале в День всех святых. А уж о народных гуляниях на Новый Год, в Масленицу или на Рождественские святки все русские люди знают очень хорошо. Но мало кто знает, что традиции праздничных шествий возникли задолго до начала нашей эры. Так в Древней Греции были очень популярны праздничные шествия в честь бога Диониса и костюмированные гуляния. В Древнем Риме проводился праздник в честь Сатурна, с именем которого связывали введение земледелия и успехи культуры. Во время так называемых сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников запрещалось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы.

Известны и красочные праздничные шествия в Древнем Китае. Так люди отмечали Китайский Новый Год по лунному календарю. Праздник шел несколько дней и завершался красочным запуском «небесных фонариков». Этот праздник тоже был связан с китайской мифологией. Согласно древнему мифу, в начале каждого нового года китайцы прячутся от чудовища по имени Нянь. Нянь приходит в первый день Нового года, чтобы пожирать скот, зерно и пищевые припасы, а иногда и сельских жителей, особенно детей. Чтобы защитить себя, жители клали еду при входе в помещение, напротив двери, с приходом каждого нового года. Согласно преданию, чем больше будет еды, тем добрее и уступчивее будет зверь, а после того, как Нянь насытится приготовленной для него едой, он больше не нападёт на людей и оставит их в покое. Однажды люди увидели, что Нянь испугался маленького ребёнка, одетого в красную одежду, и решили, что он боится красного цвета. С тех пор каждый раз, когда приходит Новый год, люди запускают в небо красные фонари и развешивают красные свитки на окнах и дверях своих жилищ. По поверьям, эти традиции отпугивают чудовище и вынуждают его обходить поселения. Важным моментом празднования Китайского Нового Года является танец дракона.

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои были известны еще с Древнего Рима. Основной причиной возникновения гладиаторских игр являлся заимствованный у этрусков погребальный обряд. Потенциальные жертвы человеческих жертвоприношений — не только рабы, но и свободные — должны были с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Многие рабы в Древнем Риме добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу. В 105 году до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем.

Это «кровавое зрелище» не дожило до наших дней. В 325 году император Константин, способствуя распространению христианства, выпустил эдикт, порицающий «кровавые игрища» по всей Римской. Отныне на арену запрещалось посылать «на убой» осужденных на смерть преступников. Однако тот же самый император Константин сам способствовал отмене собственного эдикта, предоставив жрецам в Умбрии и Этрурии, в порядке исключения, право проводить гладиаторские бои. После этого гладиаторские бои вновь стали возрождаться несмотря на то, что христианская церковь продолжала добиваться окончательного запрета «кровавых игр». Лишь спустя почти 75 лет, в 399 году, император Гонорий закрыл последние гладиаторские школы, а еще через пять лет последовал окончательный запрет гладиаторских боев. Поводом этому послужило одно происшествие — христианский монах Телемах выскочил на арену и бросился разнимать сражавшихся гладиаторов, это стоило ему жизни, поскольку разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала его. Однако, под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

10

Проект 10. Знаменитые сооружения и постройки древности

Знаменитые сооружения и постройки древности. Как они выглядели? Где и с какими целями были созданы? Какие из них сохранились до наших дней?

Греки и римляне называли самые замечательные творения рук человека семью чудесами света. Исторически и географически 7 чудес света Древнего мира имеют отношение к территориям, завоеванным Александром Македонским в IV веке до нашей эры. Они были разбросаны по обширной территории – от древнего Египта до Вавилона и древней Греции.

Самым древним чудом света и единственным сохранившимся до наших дней является главная египетская достопримечательность — Великая пирамида Хеопса, входящая в комплекс пирамид Гизы.

Второе чудо света, полумифические Висячие сады Семирамиды. Вавилонский царь приказал соорудить искусственную гору на каменных столбах; на её уступах были посажены красивые деревья и цветы. По легенде сады существовали 7 веков, пока не погибли при наводнении I века до н.э.

Третье чудо, огромная храмовая статуя Зевса в Олимпии, выполненная из слоновой кости, драгоценных сортов дерева и инкрустированная золотом. Она простояла 9 столетий, но сгорела в пожаре в V веке н.э.

Сегодня в турецком городе Сельчук можно видеть руины четвертого чуда света, храма Артемиды Эфесской. Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён одиночкой-безумцем Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке н.э. разграблен готами. А в IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен.

Для правителя одной из областей Малой Азии по имени Мавсол построили роскошную гробницу в городе Галикарнасе — Галикарнасский мавзолей (с тех пор вошло в обиход слово «мавзолей»). Галикарнасский мавзолей просуществовал дольше всех других достопримечательностей древнего мира (за исключением Пирамиды Хеопса). Удивительный архитектурный памятник гордо возвышался в течение 19 веков, но стихия одолела и его – мавзолей был разрушен землетрясением. Руины колоссального строения в настоящее время можно увидеть в турецком Бодруме.

Землетрясением была погублена и бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса – так называемый Колосс Родосский на одноименном острове. Статуя простояла всего чуть больше 50 лет и была уничтожена во время родосского землетрясения в 226 году до н.э.

Последнее чудо света по счету, но не по значимости — Александрийский маяк в Египте. Он был построен в III веке до н.э. на острове Фарос около египетского города Александрия. Маяк был построен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 году н.э. был сильно поврежден землетрясением. Впоследствии пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его, и к XIV веку высота маяка составляла около 30 м. В конце XV века султан Кайт-Бей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.

Как мы видим, большинство признанных чудес света имели религиозную функцию. Лишь сады Семирамиды были построены для красоты, а Александрийский маяк – для обеспечения безопасного прохода кораблей. Единственным сохранившимся до настоящего времени чудом света является пирамида Хеопса.

Подробная информация на странице 7 чудес света >>