Ответы к главе 6. Индия и Китай в древности
Знакомясь с главой, подумайте:
1. Какие культурные достижения древних индийцев и китайцев сохранили своё значение в наши дни?
Цивилизации Древней Индии и Древнего Китая оказали огромное влияние на мировую культуру. Самым большим культурным вкладом этих народов в мировую культуру, на мой взгляд, можно считать философско-религиозные системы индуизма, буддизма и конфуцианства, которые сегодня занимают ведущие позиции в религиозном мировоззрении. Сегодня индуизм проповедуют около 1 млрд человек, буддизм 0,5 млрд, а конфуцианство — 6,5 млн человек.
Также сегодня каждый человек в мире знает, что такое Великая Китайская Стена — монументальное сооружение протяженностью более 8 тысяч километров, заложенное первым императором единого Китая Цинь Шихуаном. А неповторимые по своей красоте и изяществу древнеиндийские храмы и по сей день поражают воображение миллионов туристов.
Древнекитайские иероглифы стали основой для корейской, японской и вьетнамской письменности. Индийские цифры были заимствованы арабами, а сегодня их использует весь мир.
Также мировая копилка знаний и открытий была существенно пополнена китайскими изобретениями: бумага, порох, шёлк, компасс, бумажные деньги и сотни других вещей. А ряд древнекитайских традиций, как например чаепитие или традиционная китайская медицина, сегодня пользуются популярностью во всем мире.
2. Какие поучения древних мудрецов Конфуция и Будды могут принести пользу людям нашего времени?
Безусловно поучение древнего мудреца Конфуция было бы полезным для большинства современных людей. Эти поучения говорят о необходимости делать человеческие отношения гармоничными. Для этого, как считал Конфуций, необходимо младшим уважать старших, а старшим относиться к младшим благосклонно. Также Конфуций проповедовал очень разумный подход к осмыслению и отношению к различным понятиям, таким как благородство, справедливость, богатство, бедность, радость и невзгоды. Его поучения по отношению людей к этим понятиям действительно могут сделать мир добрее и правильнее.
Понятие гармонии так же исследовал Будда, но его практика приводила человека к гармонии с самим собой и имела отношение более к психологии и внутренней самоорганизации. Практики, используемые в буддизме для достижения нирваны или высшего покоя, так же могут в определенной степени помогать современным людям в познании себя и гармонии в себе.
Выберите параграф из списка
§20 Природа и люди Древней Индии
-
Ответы к §20. Природа и люди Древней Индии
Проверьте себя
1. Что представляли собой джунгли на берегах Ганга? Какую пользу они приносили людям? Какие опасности подстерегали там человека?
Джунгли долины реки Ганга представляли собой густые, труднопроходимые леса. От густой листвы в джунглях днем было темно. Ветви деревьев крепко сплетались между собой и, касаясь земли пускали корни, делая лес еще более густым и непроходимым. Джунгли были домом для множества птиц, зверей и насекомых. На многих из них индийцы охотились. Фруктами и кореньями, произрастающими в лесу индийцы питались. Также джунгли были источником древесины. Однако в джунглях было много опасностей: хищных зверей, ядовитых насекомых и змей.
2. Каким было отношение индийцев к змеям, слону, обезьяне, корове?
Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса в качестве угощения для змей в надежде, что змеи не будут кусать людей. Некоторых богов индийцы представляли в виде животных. Так, индийцы поклонялись слону — одним из главных богов был мудрый бог Ганеша с головой слона. Слонов индийцам удалось приручить, и они помогали индийцам, перетаскивая тяжелые бревна или участвуя в сражениях в качестве боевых слонов.
Обезьяны в Индии считаются священными животными. По старинному преданию царь обезьян Хануман украл вкусные плоды манго из сада мифического великана и подарил их людям. Также в древних индийских преданиях обезьяна Хануман помогает герою Раме спасти прекрасную царевну Ситу.
Также священным животным в Индии считается корова. Индийцы представляли ее в виде матери, дающей молоко. Многие индийцы при этом не ели мясо коров, ее убийство до сих пор считается страшным преступлением. Согласно индуистской мифологии, индусу, чтобы после кончины добраться до небес, необходимо переплыть речку. Сделать это возможно только при помощи коровы, держась за ее хвост.
3. В чём заключалась вера в переселение душ?
Индийцы верили, что после смерти человека его душа не умирает, а возрождается в другом обличии. В зависимости от того, праведной ли жизнью жил человек, его душа после смерти может переселиться в другого человека, насекомого, зверя, птицу или растение. Круговорот рождения и смерти принимался как естественный феномен природы.
Идея перевоплощения души любого живого существа — людей, животных, растений — тесно связана с понятием кармы. Карма является влиянием действий человека и выступает причиной его следующего воплощения. Душа с плохой кармой могла переродиться в теле насекомого или животного. Желая наслаждаться в материальном мире, душа рождается снова и снова ради удовлетворения своих материальных желаний, которое возможно только через посредство материального тела. После многих рождений душа в конце концов разочаровывается в ограниченных и мимолётных наслаждениях, даруемых ей этим миром, и начинает поиск высших форм наслаждения, которые возможно достичь только с помощью духовного опыта. Когда человек осознает свою вечную духовную природу и не желает больше материальных наслаждений, тогда все материальные желания прекращаются, душа более не рождается и освобождается из круговорота перерождений. Душа навечно остаётся в состоянии умиротворения и блаженства, которое является результатом осознания того, что всё бытие есть единый и неделимый бог, а бессмертная душа — частичка этого единого целого.
Поработайте с картой (см. с. 96).
Найдите и определите:
1. Местоположение Индии, её главных рек, высочайших в мире гор
Индия расположена в Южной Азии. С запада, юга и востока Индию омывают воды Индийского океана. С севера естественной границей индии служат самые высокие горы в мире — Гималаи. Две главные реки Индии Инд и Ганг берут свое начало в ледниках Гималаев. Инд течет на юго-запад и впадает в Аравийское море Индийского океана, а Ганг несет свои воды на юго-восток и впадает в Бенгальский залив. Эти реки формируют долину, покрытую джунглями и плодородными полями.
2. Места раскопок древнейших городов Индии
На карте специальными значками показаны три места, при раскопке которых были обнаружены древние города Индии. Эта местность расположена по обеим берегам реки Инд и в горах недалеко от этой реки.
3. Территорию державы царя Ашоки, её столицу. Какая часть Индии не вошла в состав державы?
На карте розовой линией обозначена территория державы царя Ашоки со столицей Паталипутра, который смог объединить разрозненные территории под единой властью. Это государство называлось империей Маурьев. До нее на этих территориях была империя Нанда и страна Магадха. Но они занимали только северо-западную часть полуострова. Мы видим, что самая южная часть полуострова Индостан не вошла в состав империи Маурьев — первой крупной древней империи индийцев.
Подготовьте сообщения
1. Древнейшие города Индии. В ходе раскопок этих городов учёные не сумели разгадать возникшие перед ними загадки. Что это за загадки?
Открытие таинственной древнеиндийской цивилизации, некогда существовавшей в долине реки Инд, произошло в 1856 году, во время строительства Восточно-Индийской железной дороги. Строителям не хватало материала, необходимого для подсыпки колеи, и они обратили внимание на большой холм, расположенный неподалеку от селения Хараппа (в Пенджабе). Под толщей земли скрывались руины древних кирпичных зданий. Сначала эти кирпичи пошли на нужды строительных работ, но затем ими заинтересовались исследователи.
Раскопки древнего поселения в Хараппе начались в 1921 году. Экспедиция обнаружила останки крупного города, возведенного в III тысячелетии до н. э. Чуть позже экспедиция обнаружила сходное поселение около Мохенджо-Даро, которое сохранилось гораздо лучше своего двойника в Хараппе (сегодня оба этих поселения находятся на территории современного Пакистана). Среди местных жителей существует легенда, что некогда могущественные города погибли в результате гнева богов, навлеченного порочным поведением правителей.
Город, обнаруженный возле Мохенджо-Даро, располагался на достаточно обширной территории. В настоящее время его окраины занесены илистыми отложениями Инда. Здания в древних городах Индии сооружали из обожженного кирпича, а не из сырца, как это было принято у шумеров. Возведение зданий в обоих городах было подчинено строгому и продуманному плану. Все улицы были прямыми и широкими. Они пересекались под прямым углом, образуя кварталы квадратной формы. Интересно отметить, что углы зданий, расположенных на перекрестках улиц, были закруглены – видимо, это делалось для удобства уличного движения.
Раскопки в Мохенджо-ДароБольшинство зданий в древних городах были одноэтажными, с плоской кровлей, но встречались также двух– и трехэтажные. Во всех домах, кроме лачуг на окраинах, имелись купальни, выложенные из кирпича. В городе был водопровод и система канализации. В некоторых домах обнаружили углубления в стенах, которые служили шкафами, однако чаще с этой целью использовали большие глиняные кувшины. В стенах зданий не делали окон, но все дома имели хорошую систему вентиляции.
Археологов поразило то, что тип городских сооружений и облик городов в целом оставались неизменными на протяжении нескольких веков. Были обнаружены только следы периодической надстройки сооружений – стен домов, ограждений колодцев и канализационных стоков, – потребность в которой периодически возникала из-за нарастания культурного слоя. При раскопках в Мохенджо-Даро было найдено множество изделий из меди, бронзы и керамики, а также ювелирных украшений.
До сих пор о цивилизации долины Инда известно очень мало. Не удалось установить, как называлось древнее государство и те города, руины которых обнаружены археологами. Древнеиндийские надписи, встречающиеся на резных печатях, глиняных табличках и сосудах, а также на стенах некоторых домов, пока не расшифрованы. Наличие нескольких сотен знаков позволяет предположить, что древнеиндийская письменность может представлять систему звуковых и понятийных символов, как древнеегипетская.
Благодаря сохранившимся немногочисленным скульптурным изображениям антропологам удалось воссоздать облик типичного представителя цивилизации долины Инда: невысокий рост (1,5 метра), низкий лоб, близко расположенные друг к другу глаза, толстые губы и длинный нос. Мужчины носили коротко подстриженные бороды.
В XX веке на территории Индии и Пакистана было обнаружено свыше 100 небольших поселений, относящихся к древнеиндийской цивилизации. Все они имели общие характерные черты, связанные с четкой планировкой городов, расположением зданий и их архитектурными особенностями, что позволило ученым выдвинуть гипотезу о существовании в III–II тысячелетиях до н. э. единого государства, которое простиралось от территории современного Дели до берегов Аравийского моря.
Существует много версий относительно причин угасания этой цивилизации. Однако все исследователи согласны в одном: гибель древнеиндийских городов происходила постепенно и по разным причинам. Начало упадка приходится на XVII–XV века до н. э.
Известно, что около 1500 года до н. э. в долину Инда стали проникать племена кочевников-скотоводов, которые называли себя ариями. Их мифологические и религиозные представления, сохранявшиеся в устной традиции, позднее были записаны и получили название Веды (знание). Важнейшей и старейшей из текстов Вед является Ригведа, в которой арии встреченный ими в долине Инда народ называют словом «дасья», применявшимся для обозначения рабов. «Дасья» имели крепости из камня (или кирпича), поклонялись странным богам, и их язык был непонятен ариям.
Однако нет никаких данных, что цивилизация долины Инда погибла в результате военного столкновения с ариями. Кроме того, гибель древнеиндийских городов относится к более позднему периоду, чем появление арийских племен. Раскопки в Мохенджо-Даро дают возможность предположить, что город погиб в результате какой-то внезапной катастрофы. Во многих домах археологи находили скелеты людей, которые умерли внезапно. На их останках не было следов насильственной смерти, на них сохранились украшения, то есть они не были убиты с целью ограбления. Однако причина гибели людей точно не установлена. Известно, что арии пришли в Индию в тот период, когда существовавшая здесь цивилизация уже начинала угасать. Многое из культуры долины Инда было воспринято ариями, которые стали наследниками этой некогда великой цивилизации.
2. «Сказание о Раме». Кто в этом сказании олицетворяет добро и кто — зло? Какие человеческие качества героев сказания привлекли вас?
В древнем сказании о Раме и Сите добро олицетворяет царевич Рама. По преданию Рама был легендарным царем города Айодхьи, седьмой аватарой бога Вишну, спустившегося на землю в человеческом обличье. Зло же отражено в образе Равана-ракшаса.
Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам дхармы, несмотря на тяжёлые жизненные испытания. Ради сохранения чести своего отца, Рама отказывается от своих претензий на престол царства Кошалы и соглашается добровольно уйти в изгнание в лес на период в 14 лет. В изгнании Раму сопровождают его жена Сита и брат Лакшмана, которые принимают решение присоединиться к нему, будучи не в состоянии жить в разлуке. Когда Ситу похищает Равана, могущественный демонический правитель-ракшаса острова Ланки, Рама отправляется в долгий и трудный поиск своей супруги, в ходе которого подвергаются испытанию его сила и добродетель. Определив местонахождение Ситы, Рама сражается в огромной битве с многочисленной армией Раваны. В войне принимают участие могущественные чудесные существа и применяются сверхъестественные виды оружия, обладающие огромной разрушительной силой. В конце концов Рама убивает Равану и освобождает свою жену из его плена. После завершения периода изгнания Рама возвращается в Айодхью и становится царём, а впоследствии и императором всего мира. Правление Рамы продолжается 11 тыс. лет, в течение которых на всей планете царит эпоха совершенного счастья, мира, благосостояния и справедливости, известная как «Рама-раджья».
В поисках Ситы Рама проявляет огромное мужество и доблесть, сражаясь в ужасной войне ради её освобождения. Сита в свою очередь показывает совершенный пример добродетельной жены, демонстрируя абсолютную преданность своему мужу и совершенное целомудрие, несмотря на пребывание в плену у демонического Раваны. Раме оказывают содействие такие могучие последователи, как мудрая обезьяна Хануман, с его помощью Рама освобождает Ситу из плена Раваны. Рама почитается индийцами за проявленные им качества безграничного сострадания, доблести, верности долгу и религиозным принципам.
В этом сказании мое внимание привлекло описание обезьяны Ханумана. Мне понравилась его мудрость, хитрость, доброта и верность.
§21 Индийские касты
-
Ответы к §21. Индийские касты
Объясните значение слов
Каста — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
Брахман — член высшей касты индийского общества. Брахманы служат духовными наставниками. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, учёные, учителя и чиновники. Исторически брахманы были жрецами, а также учителями, монахами, учёными.
Отшельник — человек, отказавшийся от общения с людьми, живущий уединенно.
«Неприкасаемые» — группа каст, занимающая самое низшее положение в кастовой системе Индии. Неприкасаемые не входят в систему четырёх каст. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст. По одной из версий, группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племён, не включённых в общество завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или посёлках на окраине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. Неприкасаемым запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистских ритуалах, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы. В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Сегодня практика неприкасаемости по конституции Индии запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением. Однако до сих пор, несмотря на запреты, неприкасаемые во многих случаях остаются изгоями.
Буддизм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда. Сегодня буддизм — это одна из основных мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым.Проверьте себя
1. Какие касты существовали в Индии?
В Индии существовали четыре основные касты: брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Вне кастовой системы оставались так называемые «неприкасаемые», низшее и самое многочисленное сословие Индии.
2. Индийцы считали, что принадлежность к касте передавалась по наследству. Что это означает?
Это означает, что потомки представителя какой-нибудь касты не могли подняться по кастовой иерархии и сменить касту. Так, сын слуги не мог стать членом касты торговцев, скотоводов и земледельцев. Сын скотовода никогда не мог стать кшатрием, знатным воином. А сын воина мог стать царем, но не мог войти в касту брахманов. Можно было только надеяться, что при праведной жизни после смерти человека его душа переродится в представителя более высшей касты.
3. За что индийцы почитали жрецов-брахманов? Как брахманы приносили жертвы? Чем они «кормили» богов?
Самыми почитаемыми в Индии были жрецы-брахманы. Их приглашали в дом, хозяева которого хотели принести жертву богам. Брахманы разжигали огонь трением двух палочек, пели хвалебную песню богам и звали их в гости — посидеть у костра, вдыхая запах еды. Индийцы верили, что продукты, которые они сжигают на костре, не сгорают, а с дымом уносятся на небеса к богам. Если боги будут сыты и довольны, то они дадут людям хороший урожай на полях. Брахманы за свою работу получали богатую плату, обычно корову.
4. Кого называли «неприкасаемыми»? Почему этих людей так называли? Какие надежды порождала у «неприкасаемых» вера в переселение душ?
«Неприкасаемыми» называли людей, принадлежащих к самому низшему слою индийского общества. Они даже не входили в иерархию четырех каст. Считалось, что они способны осквернить членов более высоких каст. «Неприкасаемым» предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или посёлках на окраине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. «Неприкасаемым» запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистских ритуалах. «Неприкасаемым» предписывалось носить особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся. Религия давала «неприкасаемым» утешение, что после смерти они смогут переродиться в представителя одной из высших каст и стать воинами, царями или даже жрецами.
5. Что вам запомнилось о каждом из трёх периодов жизни брахмана?
Считалось, что жизнь настоящего брахмана должна пройти три периода: обучение, обзаведение семьей и отшельничество. В обучение детей брахмана отдавали с 7 лет. До 16 лет они должны были во всем слушаться своего учителя-брахмана и жить у него в доме и выполнять разную работу по дому. После этого молодому брахману подыскивали жену. С этого момента он мог сам принимать учеников и проводить обряды в честь богов. И когда у брахмана появлялись внуки, он оставлял свой дом старшему сыну и уходил в отшельники. Он избегал общества, жил в одиночестве, проводя время в медитации, стремясь достичь блаженного состояния душевного покоя.
Подготовьте сообщение о Будде (по учебнику и ресурсам Интернета).
Ответьте на вопросы: что привлекало последователей Будды в нём самом и его учении? Как Будда относился к кастовым различиям между людьми?
Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» — это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем принца Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя ни богом, ни пророком. Он был человеком, который стал Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.
Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как страдание, старение, болезни и смерть. Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге он покинул дворец и последовал традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.
Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде. Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.
Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, Просветление является безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.
На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Он говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями и лишениями, но свою участь можно улучшить, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний богатств и удовольствий. Тогда круговорот перерождений его души будет прерван, и душа обретет вечный покой и блаженство. Будда считал, что главное для совершенствования души — это праведные дела и личные качества человека, а не его происхождение. Стать буддистом мог представитель любой касты. Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.
Будда не был богом и не заявлял о своем божественном происхождении. Он был человеком, который с помощью огромных усилий сердца и ума превзошел все свои ограничения. Он подтвердил, что каждый человек обладает потенциальной возможностью достичь природы Будды. Буддисты видят в нем идеальное человеческое существо и проводника, который может привести всех к Просветлению.
Подумайте
Что важнее — личные достоинства человека или его происхождение в той или иной семье? Обоснуйте свою мысль.
Я считаю, что личные достоинства человека намного важнее его происхождения в той или иной семье. Конечно, окружение, в котором растет ребенок, играет большую роль в воспитании, но история имеет множество примеров, доказывающих, что и у талантливых и добродетельных людей могут вырасти бездарные дети и наоборот. Талант и добродетельность не обязательно передается по наследству.
Кастовый принцип Индии, в которой рождение в той или иной семье определяло будущее человека, была распространена и в других культурах. Даже в Российском государстве средних веков была распространена система, похожая на кастовую. Это явление носило название местничество. Местничество — система распределения служебных должностей в России по происхождению и служебному положению предков. Зародилась в XIV в, а отменена в 1682 г. То есть, насколько бы ни был талантлив человек, он все равно не мог «прыгнуть» выше положения, которое занимал его отец. Такая система была признана порочной, поскольку часто получалось, что на ключевых должностях оказывались совершенно некомпетентные люди.
Таким же кастовым пережитком можно объяснить и аристократические традиции практически во всех европейских государствах средних веков. Но и она была намного мягче, чем кастовая иерархия в Индии. Аристократом можно было стать только в силу каких-то особых заслуг, но проще всего было им родиться.
С приходом эпохи Просвещения и развитием общества постепенно эти принципы уходят в прошлое. Жесткие законы, запрещающие общение, браки и т.д. между представителями разных классов или слоев общества, исчезли, но иногда мы все-равно встречаемся с такими пережитками, когда о человеке судят по тому, кто его отец.
§22 Чему учил китайский мудрец Конфуций
-
Ответы к §22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
Объясните значение слов
Поднебесная — термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора. Со II века до н.э. император рассматривался в конфуцианской идеологии как представитель неба на Земле. Согласно конфуцианскому мировоззрению, подвластной ему территорией представлялся весь поднебесный мир. Главное святилище императорской столицы называлось храмом Неба. Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.
Сын Неба — один из титулов правителей древних Китая и Японии. Появление титула «Сын Неба» в китайском мировоззрении тесно связано с почитанием Вечного Синего Неба как Верховного Божества и понятием о Небесном мандате, предоставляемом Вечным Синим Небом своему «сыну», т.е. правителю, который по воле и от имени Вечного Синего Неба руководит Поднебесной.
Дракон — в китайской культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. По китайским поверьям, дракон обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
Бамбуковая книга — связанные между собой узкие дощечки из расщепленного бамбука, на которых сверху вниз писались тушью иероглифы.
Проверьте себя
1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам?
Китайцы, как и многие другие народы верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ и драконов. Вообще религиозные верования древнего Китая отличалась большим своеобразием. Если религии Древнего Египта и Древней Греции были мифологичны, а боги были героями мифов, то китайцы фактически не имели своей мифологии — ее место заняли исторические легенды о мудрых правителях.
Жрецов в буквальном смысле этого слова в религии древнего Китая тоже не существовало, точно так же, как не было персонифицированных богов и храмов в их честь. Жреческие функции выполнялись обычно государственными чиновниками, а роли высших божеств выполняли умершие предки шан-ди и различного рода духи, олицетворяющие силы природы.
Религиозные идеи обладали высокой степенью философской абстракции. Так, с глубокой древности китайцы имели представление о некоем Высшем Начале, которое называлось Тянь (Небо) или Шан-Ди (Господь), но воспринимали они его отстранено — как верховную всеобщность, холодную и строгую. Ее нельзя было любить, с ней нельзя было слиться, ей невозможно было подражать, как и не было смысла ею восхищаться.
Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных, то есть является высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Император назывался «сыном Неба» и находился под его особым покровительством. Однако он мог править Поднебесной лишь до тех пор, пока сохранял добродетель. Теряя ее, он терял и право на власть. Культ Неба стал главным в Китае, причем отправлять его мог лишь сам сын Неба.
Еще одним древнейшим принципом религии древнего Китая было деление всего сущего на два начала — инь и ян. Каждое из этих понятий было многозначно, но в первую очередь ян олицетворяло мужское начало, а инь – женское.
Ян связывалось со всем светлым, ярким, твердым и сильным и считалось в самом общем смысле началом положительным.
Женское инь было связано с Луной, со всем темным, мрачным и слабым.Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали, причем результатом этого взаимодействия была вся видимая Вселенная.
2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?
Китайская письменность построена на похожих с египетской принципах. Иероглифы символизируют определенные понятия и изначально были похожи на рисунки, показывающие эти понятия. С развитием языка наблюдается унификация и упрощение иероглифов, а также появление составных иероглифов, одна часть которых являлась детерминантой, показывающей, как нужно читать этот иероглиф. Каждому иероглифу соответствовало определенное звучание. Поскольку большинство слов в китайском языке односложные, их общее количество, по понятным причинам ограничено. Следовательно для формирования более сложного понятия использовались составные иероглифы, которые со временем стали самостоятельным иероглифом. В отличие от древнеегипетской письменности в китайской письменности насчитывалось несколько десятков тысяч иероглифов, хотя сегодня, человек, знающий 3 тысячи иероглифов, может спокойно читать газеты и журналы.
Поработайте с картой (обратитесь к карте в атласе или Интернете).
Найдите и определите местоположение Китая, его главных рек.
Китай расположен на востоке Евразийского континента в Восточной Азии. Он занимает обширную территорию, омываемую морями Тихого океана — Желтым и Восточно-Китайским морями с востока и Южно-Китайским морем с юга. Древнейшее государство в Китае во втором тысячелетии до нашей эры занимало территорию Великой Китайской равнины, расположенной между двумя главными реками Китая — Хуанхэ и Янцзы. Эти реки берут свое начало в горах Тибета и несут свои воды на восток в Тихий океан. Границы первого объединенного государства Китай при Цинь Шихуане (III век до н.э.) обозначены розовой линией.
Поработайте с датами
Конфуций и Будда жили в разных странах, но примерно в одно время: за пять веков до н. э. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад жили эти мудрецы.
Конфуций и Будда жили примерно 2,5 тысячи лет назад.
Подумайте
Прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший, что воспитанного человека легко узнать по его поведению.
Не думаю, что сегодня можно легко узнать воспитанного человека по его поведению. Общепринятые нормы поведения легко заучить, но это не будет говорить о воспитанности человека в целом. Только длительное наблюдение может позволить понять, действует так человек, исходя из общепринятых норм, или опираясь на внутреннее понимание этих норм. Другими словами, человека «встречают по одёжке, а провожают по уму».
Познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция»
Ответьте, кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком. Согласны ли вы с Конфуцием?
Благородным Конфуций считал человека, который стремится не к выгоде, а к справедливости, лишен тревоги и боязни, потому что знает, что сам он чист душой. Эта чистота души определяла отношение человека к богатству и нищете, окружающему миру и мнению других людей. Я считаю, что Конфуций был прав, построив такую систему оценки человеческой добродетели.
§23 Первый властелин единого Китая
-
Ответы к §23. Первый властелин единого Китая
Проверьте себя
1. В чём состояли трудности войны с кочевниками-гуннами?
У кочевников нет постоянных мест обитания, городов. Их поселения мобильны. Поэтому при нападении кочевники просто уходили на новое место. Преследование армией кочевников было бесполезным, поскольку большой армии нужно много провизии и фуража. Без него армия погибнет от голода. А обозы с продовольствием сделали бы армию абсолютно немобильной и догнать быстрые войска кочевников будет нереально.
2. Как строили Великую Китайскую стену?
Для защиты от набегов кочевников-гуннов китайцы начали возводить Великую Китайскую стену. Ее строили из больших каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли. На строительстве были задействованы огромные массы заключенных и простых китайцев. Тысячи людей умирали на этой тяжелой стройке, их хоронили прямо возле стены. Высота стены была с двух-трехэтажный дом, над стеной возвышались сторожевые башни, в которых несли стражу дозорные. Протяженность Великой Китайской стены — более 8 тысяч километров.
3. Почему в Китае применялись жестокие наказания по отношению к провинившимся?
Большая и сильная армия требовала огромных расходов на содержание. Для этого с простых китайцев взимали огромный налог. Естественно, китайцам это не нравилось и они противились власти императора. Для того, чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе неминуемого и жестокого наказания за любое нарушение. За провинность одного человека, наказывали всю семью и даже соседей.
4. Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?
Верховенство единого закона — это, конечно, благо для единого государства. Но в данном случае нельзя перегнуть палку, что как-раз и сделал император Цинь Шихуан. Нельзя заставить людей думать, что они не страдают, если это так и есть и если им есть с чем сравнивать. Рано или поздно терпение народа кончится. Так и случилось уже при правлении сына императора. Восстание положило конец недолгому правлению династии Цинь.
Поработайте с картой (см. с. 106).
Найдите Южно-Китайское море; Великую Китайскую стену и Великий шёлковый путь; населённую гуннами область; столицу объединённого Китая. Определите название столицы.
Южно-Китайское море омывает южное побережье единого Китая. Великая Китайская стена ограничивает северные территории единого Китая на протяженности более 8 тысяч километров. Она должна была охранять внутренние территории Китая и Великий шелковый путь от набегов кочевников. Земли племен гуннов на карте показаны с севера от Великой Китайской стены. Во времена первой империи Цинь столицей единого Китайского государства был город Сяньян. Великий шелковый путь шел с запада и проходил через столицу Саньян к городу Лоян (путь обозначен жирной красной линией). Оттуда торговцы развозили товары по китайским торговым путям в крупные города Цзи, Фаньюй, Чэнду и Чайша, а также в населенные пункты восточного и южного побережья.
Подумайте
Что хорошего принесло народу Китая объединение страны при Цинь Шихуане? А что плохого? Так ли правил Цинь Шихуан, как учил Конфуций? Обоснуйте ответ.
Есть один художественный фильм-притча с Джетом Ли в главной роли, он называется «Герой». В фильме рассказывается об эпохе объединения Китая под властью династии Цинь. По сюжету фильма несколько легендарных китайских воинов из царств-противников Цинь придумали хитроумный план, который позволил бы подобраться к императору Шихуану на близкое расстояние с целью убить тирана. Однако герой Джета Ли отказывается от своего плана, следуя идеологии, объясненной в трех словах: «Все под Небесами». Суть этой идеологии в том, что только позволив императору Цинь победить все царства, можно было рассчитывать на создание единого Китая, единой страны, находящейся под Небесами — Поднебесной, с единым правлением, с едиными законами и правилами. Именно это герой фильма посчитал благом для Китая.
В этом фильме также четко показана главенствующая идеология грядущей империи Цинь, которую сегодня исследователи называют легизмом и противопоставляют ее конфуцианству. Эта идеология получила также название «Школа законников». Ее основной идеей было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина, вплоть до первого министра. На мой взгляд действие четких и понятных законов, унификация всех общественных процессов — это то хорошее, что привнесло правление императора Цинь.
Однако идеология легизма печально прославилась тем, что при ней устанавливались крайне жестокие законы и наказания. Она противоречила идеям Конфуция, что повлекло за собой расправу над последователями мыслителя. Угнетение и жестокости режима — это негативная сторона правления императора Цинь Шихуана.
Возвращаясь к фильму, мы видим яркое подтверждение идеологии легизма. Император был благодарен безымянному герою за то, что он смог понять его истинные побуждения в объединении Китая. Но следуя букве жестокого закона Герой был казнен за намерение покушения на императора. При этом он был похоронен с величайшими почестями.
Опишите рисунок
Опишите рисунок «Великая Китайская стена» (см. с. 112) по плану: 1) высота, ширина и длина стены; 2) башни и бойницы; 3) назначение стены.
Для защиты от набегов кочевников-гуннов китайцы начали возводить Великую Китайскую стену. Ее строили из больших каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли. На строительстве были задействованы огромные массы заключенных и простых китайцев. Тысячи людей умирали на этой тяжелой стройке, их хоронили прямо возле стены.
Высота стены была с двух-трехэтажный дом, над стеной возвышались сторожевые башни, в которых несли стражу дозорные. Если они замечали опасность, они подавали сигнал — зажигали огонь, который было видно на соседних башнях. На других башнях тоже зажигали сигнальный огонь. Таким образом сигнал доходил до местоположения войск, которые немедленно выступали на защиту стены. В стене были устроены бойницы, через которые войска императора могли вести обстрел атакующих войск противника.
На картинке мы видим, что стена довольно широкая, на ней спокойно могут разъехаться две конных повозки. Протяженность Великой Китайской стены — более 8 тысяч километров.
Подведём итоги
-
Подведём итоги и сделаем выводы
Как индийцы объясняли возникновение каст?
Каждый индиец с момента своего рождения принадлежал к одной из четырех каст (жрецы, воины, земледельцы, слуги) или же был причислен к внекастовой группе «неприкасаемых», самых презираемых людей, выполняющих грязную и противную работу. Индийцы верили, что каждая каста произошла от какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы произошли из его рта, поэтому они знают как произносить молитвы. Воины появились из рук бога, поэтому они умеют сражаться. Земледельцы, скотоводы, торговцы возникли из бёдер Брахмы. А слуги появились из его запыленных стоп. Индийцы считали, что люди разных каст отличаются друг от друга так же как и животные разных видов. Переход из касты в касту в течение жизни был невозможен, дети тоже с рождения принадлежали той же касте, что и их родители, поскольку не может же родиться у коровы поросёнок.
Как вера в переселение душ вынуждала индийцев заботиться о своих поступках и поведении?
Индийцы верили в переселение душ или реинкарнацию. По этим верованиям душа умершего перерождалась в другом теле. От того, как себя вел и какие поступки совершал умерший, зависело, в чьем теле возродится его душа. Если человек вел неправедную жизнь, то его душа после смерти могла переместиться в тело, например, червяка. Если же он был честен, соблюдал правила и не гневил богов, то душа человека могла переродиться в теле человека более высшей касты. Таким образом, вера в переселение душ вынуждала индийцев заботиться о своих поступках и поведении.
Какой народ придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими?
Сегодня весь мир пользуется цифрами, которые называются арабскими, поскольку они были заимствованы у арабов. Но в свою очередь арабы заимствовали их у древних индийцев. Именно в Древней Индии впервые стали записывать числа в таком же виде, как привычно нам: самая правая цифра показывает единицы, левее нее цифра, показывающая десятки, еще левее — сотни и т.д. Так же в Древней Индии были изобретены шахматы. Эту игру называли игрой царей, поскольку она помогала развивать живость ума, так необходимую для управления государством.
В каких странах древности научились изготовлять шёлковые и хлопковые ткани? Где были изобретены бумага и компас?
Китай и Индия привнесли в мировую культуру множество изобретений. Так, в Китае научились использовать тончайшую нить тутовых шелкопрядов (шелковичных червей) для изготовления тонкой и лёгкой шелковой ткани. В Индии с кустов хлопчатника собирали пушистые и мягкие белые волокна, из которых индийцы научились прясть нить и ткать хлопковые ткани.
В Китае был также изобретен дешевый материал для письма — бумага, которую изготавливали из измельченной коры деревьев, бамбука и тряпок. Эту массу варили, затем переливали в прямоугольный бассейн, откуда массу зачерпывали рамкой с густой сеткой. Вода с сетки стекала, и на сетке оставался влажный лист бумаги.
Компас был тоже изобретен в Китае. Его использовали для уточнения направления пути во время далеких путешествий. Компас был похож на ложку, изготовленную из магнетита. Намагниченная ручка ложки указывала на юг. Сегодня современные компасы также представляют собой портативные магниты в которых красная стрелка указывает на север, а белая на юг.
Комментарии