Если во втором классе у учеников и родителей возникали незначительные проблемы с выполнением заданий по этому пособию, то в третьем они преумножатся. Поэтому для вас мы подготовили ГДЗ к учебному пособию Крыловой Ольги Николаевны по чтению: работа с текстом, третий класс.

 Первая грубая ошибка, которая бросается в глаза - точки после заголовков. Это неправильно. Да, раньше в начальной школе ставили точки, а потом детей переучивали. Наконец поняли, что это не дело. А в тетради Крыловой так и остался этот архаизм. Второе - рисунки нарисованы "на скорую руку", да и в самих заданиях встречаются спорные формулировки, такие, что даже учителя трактуют задания по-разному, что уж говорить о детях.

Ну раз задали вам домашнее задание по тетради "Чтение. Работа с текстом", придется выполнять. А ГДЗ на 7 гуру поможет сделать это максимально правильно.

Ответы к тетради Работа с текстом 3 класс, Крылова:

 Если во втором классе у учеников и родителей возникали незначительные проблемы с выполнением заданий по этому пособию, то в третьем они преумножатся. Поэтому для вас мы подготовили ГДЗ к учебному пособию Крыловой Ольги Николаевны по чтению: работа с текстом, третий класс.

 Первая грубая ошибка, которая бросается в глаза - точки после заголовков. Это неправильно. Да, раньше в начальной школе ставили точки, а потом детей переучивали. Наконец поняли, что это не дело. А в тетради Крыловой так и остался этот архаизм. Второе - рисунки нарисованы "на скорую руку", да и в самих заданиях встречаются спорные формулировки, такие, что даже учителя трактуют задания по-разному, что уж говорить о детях.

Ну раз задали вам домашнее задание по тетради "Чтение. Работа с текстом", придется выполнять. А ГДЗ на 7 гуру поможет сделать это максимально правильно.

Ответы к тетради Работа с текстом 3 класс, Крылова:

Вариант 1

Вариант 1 (с. 6 – 8)

1. Прочитай текст.

               Синица.

   В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица-синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

   Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих-то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.

(83 слова)
(По Г. Скребицкому)

2. Определи главную тему текста.

О синице.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Описание.

4. Подбери к данному прилагательному синоним.

шустрая птичка – юркая, проворная

5. С какой птицей сравнивает автор синицу?

С воробьём.

6. Заполни таблицу, используя слова текста.

О птице        Какая?
Спинка          серая
Грудка          жёлтая
Головка        чёрная

7. Отметь рисунок, на котором изображена синица.

Это рисунок слева (черная голова с белыми щеками). Поставьте галочку в квадрате под ним.

8. Как в народе называют синицу?

Сторожем наших садов.

9. Какой вред приносят садам жучки, червячки и гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.

10. Образуй разные формы слова.

синица – синицы, синицам, синицу.

Вариант 2

Вариант 2 (с. 9 – 11)

1. Прочитай текст.

   1. Со всего света устремляются весной на север длинноносые птицы. Они летят над морями и лесами, преодолевая огромные расстояния. 2. Почему их так манит великая холодная равнина? Всё очень просто. Летняя тундра – это огромный щедрый стол. На зелёной скатерти находят себе угощение миллионы птиц. Особенно ждут в тундре гостей с длинными носами. Здесь столько комариков, червячков, личинок! Каждый клочок земли набит ими доверху. Взять такое угощение можно лишь длинным клювом. 3. Вот почему в тундре есть спрос на длинный нос. Кстати, долгоносики прилетели! Вот они, все как на подбор!

(86 слов)
(По А. Тихонову)

2. Определи главную тему текста.

О гостях с длинными носами.

3. Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть.

1. На север!
2. Щедрый стол.
3. Спрос на длинный нос.

4. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение.

5. Запиши, с чем сравнивает автор летнюю тундру.

Летняя тундра – это огромный щедрый стол.

6. Подбери к данным словам синонимы.

огромные – большие, гигантские
набит доверху – полный, переполненный
все как на подбор – одинаковые, схожие

7. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

(над) морями – мóре
(над) лесами – лес
(на) зелёной – зéлень

8. Отметь рисунок, который соответствует теме текста.

Это рисунок справа, где птица поймала комара.

9. Выпиши из текста:

вопросительное предложение

Почему их так манит великая холодная равнина?

восклицательное предложение

Здесь столько комариков, червячков, личинок!
Кстати, долгоносики прилетели!
Вот они, все как на подбор!

10. Почему в летнюю тундру прилетают птицы с длинным носом? Подчеркни в тексте ответ.

Вариант 3

Вариант 3 (с. 12 – 14)

1. Прочитай текст.

Это розово-красная птица выглядит необыкновенно хрупкой, когда бродит в воде на своих длинных, тонких ногах. У неё удивительно изогнутая шея и большой клюв в виде своеобразного крючка. Лучшей средой обитания для фламинго являются тёплые и мелкие озёра. А вот гнёзда фламинго строят не на деревьях, поскольку в местах, где они селятся, обычно нет ни одного дерева по всей округе. Поэтому им и приходится лепить из ила гнёзда-столбики, напоминающие пни. Они приблизительно на сорок сантиметров выступают над поверхностью воды и имеют наверху небольшое углубление. Самка откладывает всего одно большое яйцо. Птенец появляется на свет спустя месяц. Через месяц птенец соскальзывает со столбика в мелкую воду. Начинай, птенец, самостоятельную жизнь.

(110 слов)
(По Э. Бауэру)

2. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Описание

3. Определи главную тему текста.

О фламинго

4. Как можно озаглавить текст?

Необыкновенная птица фламинго

5. Восстанови порядок пунктов плана.

1. Необыкновенно хрупкая птица.
2. Место обитания фламинго.
3. Строительство гнёзда.
4. Новая жизнь.
5. С первых дней к самостоятельной жизни.

6. Подбери к выделенным словам антонимы.

большой (клюв) – маленький
тёплые и мелкие (озёра) – холодные и глубокие
соскальзывает – взбирается

7. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы в предложениях.

Лучшей средой обитания для фламинго являются тёплые и мелкие озёра.
Чаще всего обитает фламинго на тёплых и мелких озёрах.

8. Выпиши из текста побудительное предложение.

Начинай, птенец, самостоятельную жизнь.

9. Подчеркни в тексте слова, в которых количество звуков и букв различно.

10. Определи место, на котором фламинго построит своё гнездо.

Это самый первый, верхний рисунок - мелкое озеро.

Вариант 4

Вариант 4 (с. 15 – 18)

1. Прочитай текст.

   Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные  разгрызают пищу,  выкапывают в земле норы и гнёзда. Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.
    В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке – капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Её длина всего около семи сантиметров.

(94 слова)
(По материалам энциклопедии “Хочу всё знать”)

2. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Научный

3. Какова главная тема текста?

Грызуны

4. Выпиши один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.
“Грызуны”, “Самый большой грызун”, “Бобры и мыши”.

“Грызуны”

5. Отметь рисунки животных, которые относятся к грызунам.

Белка, мышь и бобёр. 

Зайца НЕ отмечаем, это не грызун!

6. Подчеркни грамматическую основу второго предложения.

7. Выпиши из третьего предложения по одному словосочетанию к каждой схеме.

глагол + существительное

перегрызть деревья

прилагательное + существительное

речные плотины

8. Подбери и запиши слова-антонимы.

острые – тупые
передние – задние
выкапывать – закапывать
маленький – большой

9. Заполни таблицу, используя слова текста.

Животные Что нового узнал(а)?
Бобры Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.
Воздушная свинья Другое название – капибара. Самый большой грызун в Южной Америке. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов.
Полевая мышь Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Её длина всего около семи сантиметров.

10. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах.

С помощью плотин бобры поднимают уровень воды в водоёмах. Глубина запруженного местечка такая, что водное пространство зимой не промерзает до дна.

Вариант 5

Вариант 5 (с. 19 – 22)

1. Прочитай текст.

   Бактерии — это мельчайшие живые существа, которые невозможно увидеть невооружённым глазом. Это одна из простейших форм жизни. Бактерии больше всего похожи на растения, чем на животных. Они имеют разную форму: цилиндрическую, спиралевидную или шарообразную.

   Существуют тысячи видов бактерий. Огромное количество бактерий можно найти повсюду, куда ни посмотри. Многие бактерии обитают в почве. Некоторые бактерии живут внутри нашего тела – они помогают нам переваривать пищу.

   Большинство бактерий совершенно безвредны, но некоторые вызывают инфекции. Попадание некоторых бактерий в организм человека несёт опасность. Такие бактерии называют микробами. Для борьбы с микробами используют специальные лекарства.

(88 слов)
(По материалам энциклопедии “Хочу всё знать”)

2. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Научный

3. Какова главная тема текста?

Бактерии

4. Допиши план.

1. Бактерии — мельчайшие живые существа.
2. Существуют тысячи видов бактерий.
3. Борьба с микробами.

5. Закончи предложение.

Для борьбы с микробами используют специальные лекарства.

6. Отметь рисунок, на котором на руках мальчика будет меньше микробов.

Рисунок слева, где мальчик моет руки.

7. Объясни, как ты понимаешь выражение “совершенно безвредны”.

Безопасны, не несут угрозу, не причиняют вреда.

8. Заполни таблицу, используя слова текста.

Вопрос Ответ
Кто такие бактерии? Это мельчайшие живые существа, которые невозможно увидеть невооружённым глазом.
Какую форму имеют бактерии? Они имеют разную форму: цилиндрическую, спиралевидную или шарообразную.
Где живёт наибольшее количество бактерий?  Огромное количество бактерий можно найти повсюду, куда ни посмотри. Многие бактерии обитают в почве.
Как называются бактерии, которые вызывают инфекцию? Такие бактерии называют микробами.

9. Подбери к словам синонимы.

обитают – водятся, живут
безвредный – безопасный
мельчайшие – микроскопический, крошечный
шарообразный – круглый, шаровой

10. Вставь пропущенную безударную гласную. Подчеркни грамматическую основу.

Некоторые бактерии  передвигаются  с помощью маленьких усиков.

Вариант 6

Вариант 6 (с. 23 – 25)

1. Прочитай текст.

По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами соломенную крышу. Солома была гнилая, так что волчиха едва не провалилась. На неё пахнуло тёплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягнёнок. Прыгнув в дыру, волчиха упала на что-то мягкое и тёплое… Она схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон…
Она бежала, а в это время Арапка выла, кудахтали куры, сторож кричал и свистел. Когда всё затихло, волчиха стала замечать, что её добыча, была тяжелее и твёрже, чем бывают в эту пору ягнята… Волчиха остановилась, положила свою ношу на снег и отскочила с отвращением. Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с белым пятном во весь лоб, как у Арапки.

(127 слов)
(По А. Чехову)

2. Определи главную тему текста.

О животных

3. Определи главную мысль текста.

Голод не тётка, пирожка не поднесёт.

4. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование.

5. Отметь в данных словосочетаниях главное слово.

         х
отскочила с отвращением
                    х
крупной породы
                  х
тёплым паром
                    х
с белым пятном

6. Найди и подчеркни в тексте предложение, содержащее развязку.

7. Отметь рисунок, на котором изображён главный герой произведения.

Это рисунок слева - волк.

8. Дополни план.

1. На крыше хлева.
2. Желанный трофей.
3. Побег с добычей.
4. Белолобый щенок.

9. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Жила она с волчатами (волк) в неглубокой яме. Года три назад (позади) во время сильной бури вывернуло с корнями (кóрень) высокую старую сосну (сóсны), отчего и образовалась (óбраз) эта яма.

10. Отметь окончание предложения.

Арапка – это…

    лошадь
V собака
    корова
    волчица

Вариант 7

Вариант 7 (с. 26 – 29)

1. Прочитай текст.

Ответ.

Пристал однажды маленький Цыплёнок к большому Петуху:
– Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие?
Отстань!
– Почему у зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету?
Не приставай!
– Почему у котёнка красивая шёрстка, а у меня какой-то противный жёлтый пух?
Отвяжись!
– Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика?
Замолчи!
– Почему у козлёнка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету?
Прекрати! Отстань! – не на шутку рассердился Петух.
Всё отстань … отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? – пропищал Цыплёнок.
– Потому, что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! – серьёзно ответил Петух.
И это была чистая правда.

(113 слов)
(С. Михалков)

2. Определи главную тему текста.

Зависть

3. Определи главную мысль текста.

Нужно ценить то, что есть, не завидуя другим.

4. Запиши участников диалога.

1) Цыплёнок.
2) Петух.

5. Отметь животных, с которыми сравнивает себя Цыплёнок.

Со щенком, зайцем и аистом. Отмечаем все картинки кроме петуха.

6. Подчеркни в тексте все побудительные предложения.

7. Вставь пропущенные буквы. Запиши из данных слов предложение. Подчеркни грамматическую основу.

умный, цыплёнку, ничего, петух, завистливому, не ответил.

Умный петух ничего  не ответил  завистливому цыплёнку.

8. Разгадай кроссворд, используя имена прилагательные из текста.

1. Клюв. Длинный
2. Шёрстка. Красивая
3. Ноги. Предлинные
4. Пух. Жёлтый

9. Допиши данные предложения словами из текста.

Красивая шёрстка у котёнка.
Есть рожки у козлёнка.
Длинные уши у зайца.
Ноги совсем маленькие, противный жёлтый пух, нету ушей и даже плохоньких рожек у цыплёнка.
Длинный клюв и предлинные ноги у аиста.
Умеет вертеть хвостиком щенок.

10. Запиши, почему большой петух не стал отвечать на вопросы маленького Цыплёнка.

Петух не стал отвечать на вопросы Цыплёнка потому, что тот не спрашивал, а просто всем завидовал.

Вариант 8

Вариант 8 (с. 30 – 33)

1. Прочитай текст.

                        Что за диковинное дерево!

   Сколько видим её — хвойная да хвойная. Того и разряду значит? А нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда – по соболезности? Не покину вас! Мои и без меня перестоят покойно – осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр.

   Сказать, что – сердцем, сердцевиной мягка? Древесина лиственницы – наинадёжнейшая в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподъёмна. А покинутая в воде не гниёт, крепится всё ближе к вечному камню. Ну а возвратится снова ласковое тепло – знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть – и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь – и люди такие есть.

(113 слов)
(По А. Солженицыну)

2. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Описание.

3. В каком предложении содержится главная мысль? Подчеркни это предложение.

4. Как ты понимаешь выражение “по соболезности”?

Испытывать или выражать соболезнование, сострадать, сочувствовать в горе, жалеть, сожалеть, болеть сердцем, принимать участие в беде; сочувствие, сострадание, сердечное соучастие.

5. Отметь слово, которым можно заменить выражение “уходить в опад”.

   падать
   выпадать
V опадать

6. Заполни таблицу, используя сведения, полученные из текста.

Вопрос Ответ
О каком дереве рассказывается в тексте? О лиственнице.
Почему не сплавляют лиственницу? Для сплава она неподъёмна.
Каким качеством обладает древесина лиственницы? Древесина лиственницы – наинадёжнейшая в мире.

7. Подбери и запиши к данным словам

1) антонимы:

лиственное (дерево) – хвойное,
мягка (сердцем) – тверда.

2) синонимы:

празднично (осыпается) – торжественно,
шелковистые (иголочки) – мягкие.

8. Вставь в слова пропущенные буквы.

Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт,
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег, идёт наугад,
Словно сновиденье.

(Э. Фарджен)

— Выпиши имена существительные, в которых согласная буква на конце слова не совпадает с произношением.

Снег, снегопад.

9. Выпиши из текста вопросительное предложение.

Того и разряду значит?
Тогда – по соболезности?
Сказать, что – сердцем, сердцевиной мягка?

10. Отметь рисунок, на котором изображено хвойное дерево.

Отмечаем рисунок слева - ель.

Вариант 9

Вариант 9 (с. 34 – 36)

1. Прочитай текст.

Воздух находится повсюду вокруг нас. Он окружает землю сплошным слоем, который называется атмосферой. Чтобы жить, нам необходимо дышать воздухом. Воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Но в действительности это смесь различных газов и его можно ощущать. Мы чувствуем, как дует ветер, и знаем, что воздух имеет вес. Воздух, находящийся в обычной комнате, весит около сорока пяти килограммов – примерно, как большой мешок с картошкой! Также воздух распространяет звук – без воздуха мы не могли бы слышать, потому что звуки не могут распространяться в безвоздушном пространстве.
В основном воздух состоит из азота и кислорода, газа, который необходим нам для жизни. В воздухе также содержится небольшое количество воды в виде пара.

(108 слов)
(По материалам энциклопедии “Хочу всё знать”)

2. Какова главная тема текста?

О воздухе.

3. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Научный.

4. Выпиши из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.
«Мешок с картошкой», «Воздух», «Мы чувствуем воздух».

“Воздух”.

5. Что такое атмосфера? Найди в тексте ответ и подчеркни.

6. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу.

При нагревании воздух  расширяется  и  становится  легче.

7. Отметь рисунок, на котором изображено место с наиболее чистым воздухом.

Поляна в лесу. Отмечаем галочкой или крестиком рисунок слева.

8. С помощью суффиксов -н-, -ов- образуй и запиши однокоренные слова. Выдели в словах корень и суффикс.
Кислород, газ, холод, азот, воздух, цвет, атмосфера

Кислородный, газовый, холодный, азотная, воздушное, цветные, атмосферное.

9. Выпиши из предложения все словосочетания. Подчеркни главное слово в каждом словосочетании.
В самолётах специалисты искусственно поддерживают давление воздуха.

Поддерживают давление,
искусственно поддерживают,
давление воздуха,
поддерживают в самолётах.

10. Восстанови предложение. Впиши пропущенные слова.

Мы чувствуем, как дует ветер, и знаем, что воздух имеет вес.

Вариант 10

Вариант 10 (с. 37 – 40)

1. Прочитай текст.

Послышался шум, будто налетел ураган. А заснеженные кедры оставались неподвижными. И тут из-за холма на лёд реки выкатилось оленье стадо. Стоял гул копыт. Потрескивали рога, ударялись о рога соседа.

Позади стада понеслись пастухи на своих лёгких нартах, не давая оленям разбежаться в стороны. Никогда я не мог бы подумать, что на санках можно перелетать через кусты, камни и поваленные деревья.

Через два месяца мы научились ездить на оленях. Но ездили гораздо хуже наших хозяев. Научились чум разбирать и ставить. И ещё научились покрикивать. Но не было в моём крике удали. Но мой друг, пятилетний Лёнька, сказал:

— Ничего. Поживёшь ещё, научишься.

(101 слово)
(А. Старостин)

2. Определи главную тему текста.

Жизнь оленеводов.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование.

4. Подбери к данным словам антонимы.

лёгкие — тяжёлые;
ставить — убирать, разбирать;
разбирать — собирать, соединять;
кричать — молчать, шептать.

5. Образуй и запиши однокоренные cлова. Выдели в них корни.

олень - оленье (стадо)

скала - скалистый (берег)

снег - снежные (кедры)

6. Отметь рисунки с изображением нарт.

Нарты похожи на санки, это 2 верхних рисунка.

7. Как можно озаглавить текст?

Кочевая жизнь оленеводов

8. Восстанови последовательность пунктов плана.

3 Мы кое-чему научились.
2 Олени разбежаться не смогут.
1 Появление оленьего стада.

9. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова. В первом предложении подчеркни грамматическую основу.

На Ямале.

На Ямале  дуют  дуют снежные ветра. (вéтер)
На Ямале день короткий, (кóроток),
ночь — длинна. (дли́нный)

Ханты, русский, ненец и селькуп —
На Ямале люди гордые живут. (жизнь)

Ловят рыбу и пасут (пас) стада, (стáдо)
Добывают газ и нефть, и строят города. (гóрод).

(К. Алеменкова)

10. Запиши, как ты понимаешь выражения.

«выкатилось оленье стадо» — оленьи упряжки не­слись по льду реки.


«научились чум собирать и ставить» — умение установить, транспортировать, разобрать чум – жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством, – в условиях тайги и тундры крайне важно.

Вариант 11

Вариант 11 (с. 41 – 43)

1. Прочитай текст.

   Много легенд ходит о взгляде змей, под которым цепенеет всё живое. Взгляд у них немигающий — глаза без век, прикрыты лишь прозрачной плёнкой.
   Время от времени змеи линяют — постепенно выползают из старой шкуры. При линьке даже с глаз сходят круглые прозрачные «окошечки». Только не путайте эту полупрозрачную шкурку с кожей. Кожа остаётся и блестит, как лакированная. Змеи удивительно нарядны после линьки.
   Шипение змей — это не проявление злобы, а способ предупредить о своём присутствии.
   Змеи полезны. Из их яда делают ценные лекарства. А против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка. Есть и другая польза от змей: они уничтожают грызунов-вредителей.

(99 слов)
(По материалам энциклопедии
“Что такое? Кто такой?”)

2. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Описание.

3. Определи главную тему текста.

О змеях.

4. Дополни план.

1. Немигающий взгляд змеи.
2. Линька.
3. Шипение змеи.
4. Польза змей.

5. Каким образом змея предупреждает окружающих о своём присутствии? Найди и подчеркни ответ в тексте.

6. Используя слова для справок, подбери к словам синонимы.
Слова для справок: немеет, сверкает, деревенеет, сияет, блистает, каменеет.

цепенеет – немеет, деревенеет, каменеет;
блестит – сверкает, сияет, блистает.

7. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в предложении грамматическую основу. Выпиши словосочетания.

Осторожная змея  передвигается  по земле быстро и без шума.

Осторожная змея, передвигается по земле, передвигается быстро, передвигается без шума.

8. Выпиши из текста побудительное предложение.

Только не путайте эту полупрозрачную шкурку с кожей.

9. Вставь пропущенные буквы. Определи границы предложений. Спиши текст.

Кукабарра питается ядовитыми змеями. Она хватает змею позади головы. Потом бросает её вниз с высоты.

10. Отметь рисунки, которые соответствуют содержанию текста.

Это 2 рисунка по краям: 1 слева (человек держит змею) и 3-й слева - кобра.

Вариант 12

Вариант 12 (с. 44 – 46)

1. Прочитай текст.

Замело снегами землю.
Была летом земля цветная: у каждого пригорка, у каждой низинки свой цвет.
А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинаковой.
Лежат косые сугробы, и кое-где торчат из них веточки кустов. Пусто, голо.
А так хочется, чтоб хоть один цветок глаз порадовал!
Я позвал цветы, и они ко мне прилетели.
В палисаднике построил избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. И всякий день гляжу как жалуют в гости живые цветы.
Стайкой опускаются синицы. Грудки них ясные, жёлтые, и сразу покажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетят пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири-пузаны, то словно красные маки распускаются… И опять у меня цветной палисадник.
Поглядишь — будто теплее станет.

(120 слов)
(По Э. Шиму)

2. Какова главная тема текста?

О природе.

3. Определи главную мысль текста.

От красочного мира душе теплее.

4. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Художественный.

5. Выпиши из текста предложение с однородными подлежащими. Разбери предложение по членам.

За синицами  прилетят пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели.

6. Запиши один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.
“Кормушка для птиц”, “Цветной палисадник”, “Живые цветы”.

“Живые цветы”.

7. Запиши, с чем автор сравнивает синиц и снегирей-пузанов.

Синицы, будто солнечные зайчики.
Снегири-пузаны, словно красные маки.

8. Укажи количество букв и звуков в словах.

свой – 4 б., 4 зв.
ясные – 5 б., 7 зв.
земля – 5 б., 5 зв.
стая – 4 б., 5 зв.

9. Запиши подходящие по смыслу слова.

Ко мне в сад прилетела стая птиц.
Пастух пасёт стадо овец.
Мимо промчался табун лошадей.
В небе летит клин журавлей.

10. Отметь рисунок, который соответствует теме текста.

1-й слева, с кормушкой для птиц.

Вариант 13

Вариант 13 (с. 47 – 50)

1. Прочитай текст.

На арене цирка за крепкой железной решёткой рычат могучие львы, злобные тигры, коварные пантеры. А их дрессировщик-укротитель спокойно расхаживает по клетке. Он заставляет хищников проделывать разные трюки. Как же он не боится?
Укротитель очень хорошо знает характер каждого из своих питомцев.
Дрессировка животных требует огромного терпения, смелости, наблюдательности, знания привычек и характеров животных.
Помимо хищных зверей дрессировщики выступают со слонами, лошадьми, собаками, обезьянами, даже бегемотами, кенгуру и многими другими животными.
Вот на арене морской лев подбрасывает носом и ловит мячики. Как его этому научили? На свободе, в океане, морской лев охотится за живой рыбой. Поймав рыбку, он подбрасывает её, и рыба падает головой вниз прямо в рот морскому льву. Эту повадку животного использовал дрессировщик, только заменил рыбу мячиком.

(120 слов)
(По материалам энциклопедии
“Что такое? Кто такой?”)

2. Какова главная тема текста.

Дрессировка животных требует огромного труда.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение.

4. Запиши, какими чертами характера должен обладать дрессировщик.

Укротитель должен обладать терпением, смелостью, наблюдательностью.

5. Запиши, что должен знать дрессировщик о своих питомцах.

Дрессировщик должен знать привычки, повадки и характер животных.

6. Отметь иллюстрацию, которая соответствует содержанию текста.

2-я картинка слева, где нарисована арена цирка.

7. Выпиши из первого абзаца слова с приставками. Выдели приставки.

расхаживает, заставляет, проделывать

8. Подчеркни в предложении грамматическую основу. Выпиши словосочетания. Укажи главные слова в каждом словосочетании.

Дикие животные полностью подчиняются строгому дрессировщику.

Дикие животныеХ, полностью подчиняютсяХ, подчиняютсяХ дрессировщику, строгому дрессировщикуХ.

9. Спиши текст, раскрывая скобки.

В Москве есть Уголок Дурова. Ребята могут посмотреть, как дрессируют медведей, обезьян, барсуков, лисиц, волков, мышей и других животных.

10. Допиши данные предложения словами из текста.

Вот на арене морской лев подбрасывает носом и ловит мячики. На свободе, в океане, морской лев охотится за живой рыбой.

Вариант 14

Вариант 14 (с. 51 – 53)

1. Прочитай текст.

И так бывает

Росли вместе дружные сосны. Были они стройные, прямые. Ничто не страшило их: ни гроза, ни буря, ни метель. Всегда поддерживали они друг друга, не давая согнуться, упасть. Ветви их переплетались и, как крепкие руки, лежали на плечах друг друга.​
И вот одна сосна решила, что со всеми ей душно и тесно, что шелест её хвойных игл теряется в общем шуме, что запах её смолы не выделяется, и шишки, которые она роняет на землю, смешивается с другими. Трудно сказать, где ростки из её семян.​
Покинула она дружную семью.
​Выбежала из лесу и встала одна, на отшибе. Солнце её палит, ветер гнёт, дождь, град секут, а поддержать и защитить некому.
​Искривился ствол, обломались ветви. Стоит она кривобокая, глаз не радует и для дела не годится.

(126 слов)
(По Л. Киселёвой)

2. Определи главную тему текста.

О дружбе и одиночестве.

3. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Художественный.

4. Определи последовательность пунктов плана.

1. Дружная семья.
2. Никто меня не замечает.
3. Буду жить одна!
4. Одинокая сосна погибает.

5. Кто является главной героиней рассказа?

Сосна.

6. Рассказывая о каких предметах, автор использует сравнение?

О ветвях.

Ветви, как крепкие руки, лежали на плечах друг друга.​

7. Какая пословица соответствует теме текста?

    Дорога ложка к обеду.
V Один в поле не воин.

Запиши свою пословицу на эту же тему.
Одной рукой узла не завяжешь.
Один ворочаешь — ошибок наворочаешь.
В единении — сила.
Что есть — вместе, чего нет — пополам.

8. Выпиши из текста предложение, которое соответствует схеме.

====== _____, ======= _______.

​Искривился ствол, обломались ветви.

9. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Смешиваются, не_выделяются, покинула, переплетались, поддерживали, обломались ветки, выбежала из_лесу.

10. Отметь рисунки, которые соответствуют теме текста.

Это 2 рисунка по краям - 1-й и 3-й слева.

Вариант 15

Вариант 15 (с. 54 – 56)

1. Прочитай текст.

   После жаркого, душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под тёмной тучей, словно гигантская дуга, появилась радуга. Семь чистых цветов переходят один в другой – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Что это такое – радуга? Почему в воздухе возникло такое чудо?
   А причина этому – солнечный свет.
   Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но вот на их пути встретилась дождевая капля. А капля по форме близка к призме — геометрической фигуре. Когда луч света проходит через каплю, белый луч распадается на составные лучи. На стене появляется красивый разноцветный зайчик, а на небе — радуга.
Чем ниже стоит солнце, тем выше и ярче будет радуга.

(120 слов)
(По материалам энциклопедии
“Что такое? Кто такой?”)

2. Определи главную тему текста.

О радуге.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение.

4. С чем в тексте сравнивают радугу? Запиши полный ответ.

В тексте радугу сравнивают с гигантской дугой.

5. Выпиши из текста вопросительные предложения.

Что это такое – радуга? Почему в воздухе возникло такое чудо?

6. Образуй однокоренные слова с помощью приставок за-, при-, пере-, про-, в-, вы-. Выдели корень и приставку в однокоренных словах.

заход, приход, переход, проход, вход, выход

залил, прилил, перелил, пролил, влил, вылил

7. Выпиши из первого абзаца текста слова с непроизносимым согласным. Запиши проверочные слова.

Солнце – солнышко, гигантская – гиганты.

8. Закончи предложение, используя текст.

Когда луч света проходит через каплю, белый луч распадается на семь цветов (к а к и х?) красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

9. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы предложений.

Над горизонтом  засветило заходящее солнце.
Заходящее солнце  освещает горизонт.
Горизонт  освещён заходящим солнцем.

10. Отметь рисунок, который соответствует содержанию рассказа.

Рисунок справа, потому что радуга появилась ПОД темной тучей.

Вариант 16

Вариант 16 (с. 57 – 60)

1. Прочитай текст.

Клонится к закату благодатное лето. Дни становятся всё короче, а ночи – длиннее. Зелёные косы берёз тронула желтизна. Потянулись к югу перелётные птицы. Готовит свою «квартиру» к зиме хозяйственный барсук. Натаскал в нору соломы и устроил себе тёплую постель. А чем заняты другие звери и птицы? Медведь брусникой объедается, жир накапливает перед зимней спячкой. Присматривает местечко посуше колючий ёж. Скоро и ему лес пожелает «спокойной ночи» на всю долгую зимушку. Те, кто спать зимой собираются, вовсю стараются. Запасы готовят, в кладовые носят. Не зря говорят: «Летний день всю зиму кормит».
Птичка гренадёрка, например, запасы на зиму начинает готовить ранней весной. Она собирает на снегу еловые семена и прячет их в кустик лишайника. Для надёжности обматывает свой «клад» паутинкой. А летом запасает гусениц и яйца насекомых. Множество спрятанных «кладов» выручит животных в тяжёлую зимнюю пору.

(134 слова)
(По А. Тихонову)

2. Какова главная тема текста?

Подготовка природы к наступлению зимы.

3. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Художественный.

4. Какой из предложенных заголовков наиболее полно отражает содержание текста?

    Запас карман не тянет
V Скоро зима.
   Занятия зверей и птиц

5. Выпиши из текста, как готовится природа к наступлению зимы.

Клонится к закату благодатное лето. Дни становятся всё короче, а ночи – длиннее. Зелёные косы берёз тронула желтизна.

6. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах.

пожелтеет, желтизна, цветной, жёлтый, жёлудь

засмотрелся, глядит, смотрит, смотрящий

7. Замени выделенные слова в словосочетаниях синонимами..

первая желтизна – ранняя
оскудеет птичья “столовая” – обеднеет

8. Выпиши первое предложение. Разбери предложение по членам. Укажи, какой частью речи они выражены.

   глаг.   пр.   сущ.    прил.         сущ.
Клонится к закату благодатное лето.

лето (какое?) благодатное, клонится (куда?) к закату.

9. Заполни таблицу, используя слова текста.

Животное   Как готовится к зиме?
Медведь     Брусникой объедается, жир накапливает перед зимней спячкой.
Барсук        Готовит свою «квартиру» к зиме.
Ёжик           Присматривает местечко посуше.

10. Отметь рисунки, на которых изображены животные, которые делают запасы на зиму.

Это 2 нижних рисунка - белка и бобёр.

Вариант 17

Вариант 17 (с. 61 – 64)

1. Прочитай текст.

Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь по старому сосновому бору – точно высокие огромные свечи возвышаются над головой стволы старых деревьев. Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. Через малонаезженную песчаную дорогу протянулись длинные корни. Седым мягким мхом поросли невысокие кочки. Кое-где зеленеют листочки брусники. Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев. Пахнет смолой и землёй. Тихо в сосновом старом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел.

В сосновых борах собирают летом ягоды – бруснику и чернику, крепконогие боровики и хрупкие шляпки сыроежек. На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда хищные птицы – ястребы и орлы.
Хорош и подрастающий мелкий сосновый лес. Одно к одному тесно жмутся покрытые хвоей молодые сосенки. В тени этих деревьев весной и летом можно отыскать грибы.

(126 слов)
(По И. Соколову-Микитову)

2. Определи главную тему текста.

Сосновый бор.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Описание.

4. Как можно озаглавить текст?

Сосновый бор.

5. Запиши, с чем сравнивает автор стволы старых сосен.

С высокими огромными свечами.

6. Допиши предложения, используя слова текста.

Листочки брусники зеленеют.
Тесно жмутся покрытые хвоею молодые сосенки.
Лучи солнца пробиваются через высокие зелёные вершины.

7. Озаглавь каждую часть текста вопросительным предложением.

1. Чем хорош сосновый бор?
2. Что происходит летом в лесу?
3. Чем хорош молодой сосновый лес?

8. Вставь пропущенные буквы. Определи границы предложений. Спиши текст. Выдели корни в однокоренных словах.

Картина Шишкина «В сосновом бору» пользуется особой популярностью. Художник смог передать мощь вековых сосен. Солнечный свет робко заглядывает в этот дремучий сосновый лес. Мы являемся наблюдателями за дикой природой и её обитателями.

В сосновом, сосен.

9. Выпиши из текста предложение с однородными второстепенными членами.
Выпиши словосочетания. Укажи главное слово.

В сосновых борах собирают летом ягоды – бруснику и чернику, крепконогие боровики и хрупкие шляпки сыроежек.

       х
собирают (что?) ягоды,
       х
собирают (что?) бруснику,
       х
собирают (что?) чернику,
       х
собирают (что?) боровики,
       х
собирают (что?) шляпки,
       х
собирают (когда?) летом,
       х
в борах (каких?) сосновых,
      х
боровики (какие?) крепконогие,
      х
шляпки (чего?) сыроежек,
     х
шляпки (какие?) хрупкие.

10. Отметь рисунок, который соответствует содержанию текста.

Это рисунок справа - сосновый бор.

Вариант 18

Вариант 18 (с. 65 – 67)

1. Прочитай текст.

   Издавна существуют рассказы о дельфинах, похожие на сказки. Греческая легенда поведала о дельфине, который каждый день возил через залив мальчика – в школу и обратно. Однажды мальчик сильно заболел. Дельфин долго ждал его на обычном месте и погиб от тоски по своему маленькому другу.
   Греческий историк рассказывает, что дельфины помогали рыбакам загонять в сети рыбу и получали за это награду – кусок хлеба.
   Очень часто дельфины провожают корабли в открытом океане. С огромной скоростью несутся, рассекая волны. Вдруг в разных местах, словно по неслышному сигналу животные парами, тройками, целыми группами выпрыгивают из воды. Описав плавную дугу, они врезаются в воду, чтобы через секунду взметнуться вверх.
Дельфины – высокоразвитые существа. Эти дружелюбные, забавные животные могут стать нашими большими друзьями.

(115 слов)
(По материалам энциклопедии “Что такое? Кто такой?”)

2. Какова главная тема рассказа?

О дельфинах.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование.

4. Озаглавь каждую часть текста.

1. Дельфин и мальчик.
2. Дельфины загоняют в сети рыбу.
3. Дельфины провожают корабли.
4. Дельфины – высокоразвитые существа.

5. Спиши четвёртый абзац. Поставь ударение в каждом слове.

Дельфи́ны – высокорáзвитые существá. Эти дружелю’бные, забáвные живóтные мóгут стать нáшими больши́ми друзья́ми.

6. Подбери к словам синонимы, используя слова для справок.
Слова для справок: очертить, разрезать, посмотреть, обрисовать, записать, разрубать.

Рассекать – разрезать, разрубать.
Описать – очертить, обрисовать.

7. Запиши, как понимаешь выражение «легенда поведала о дельфине».

Существует предание о дельфине.

8. Выпиши из третьего абзаца слова, подходящие к схеме.

¬⌒∧

Про/вож/а/ют, рас/сек/а/я, по не/слыш/н/ому, вы/прыг/ива/ют.

9. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова.

В дельфинарии (дельфи́н) мы смотрели (смóтрят) потрясающее (потря́с) представление (предстáвить). Морские (мóре) животные весело (весёлый) прыгали через обручи.

10. Определи последовательность рисунков согласно содержанию текста.

Последовательность: 2  1  3.

Вариант 19

Вариант 19 (с. 68 – 70)

1. Прочитай текст.

Башмачки.

Однажды утром, когда все ребята из Мишиного дома бегали во дворе, Миша сидел разутый на стуле около кровати. Он задумчиво смотрел на свои красивые башмаки с длинными-предлинными шнурками. Что делать? Не хотят его ноги в башмаки забираться, может подождать, когда башмаки сами наденутся?

Сидит Миша, ждёт. А ребята во дворе весело с мячиком бегают. Башмаки постояли, подождали… переступили с каблучка на носок. Разок, другой, да и сами на улицу побежали.

От удивления мальчик чуть со стула не свалился. Вскочил и помчался беглецов догонять. А они уже через порог перескочили, с крыльца вот-вот сбегут. Едва успел их Миша за шнурки ухватить.

Нам ждать тебя надоело. Вот мы и пошли сами гулять, — сказали беглецы.

Миша сел на ступеньки, обулся и очень крепко шнурки завязал (на всякий случай).

Вот так башмаки проучили лентяя.

(140 слов)
(По Л. Киселёвой)

2. Какова главная мысль рассказа?

Как башмаки проучили лентяя.

3. Определи стиль текста: научный, художественный, публицистический.

Художественный.

4. Дополни план.

1. Лень одолела.
2. Побег.
3. В погоню.
4. Лентяй проучен.

5. Подчеркни в каждом словосочетании главное слово.

бегают за мячиком
побежали на улицу

крепко завязал
задумчиво смотрел

красивые башмаки
в башмаки забираться.

6. Запиши, почему башмаки сбежали от Миши.

Башмаки сбежали от Миши, потому что им надоело ждать мальчика, которому лень было обувать башмаки. Вот они и пошли сами гулять.

7. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

(во) дворе — двóрик
(за) мячиком — мяч

завязал — завя́жет
побежали — бег

8. Что сказали башмаки Мише? Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.

9. О каком предмете рассказывает автор, используя олицетворение?

О башмаках.

10. Отметь рисунок, который соответствует теме текста.

Рисунок справа, где башмаки на крыльце.

Вариант 20

Вариант 20 (с. 71 – 73)

1. Прочитай текст.

Немецкая овчарка похожа на своих диких предков. У неё торчащие уши, узкая, но мощная голова, сильные челюсти. А самое главное – выносливость, как у волка. Подобно волку, собака предпочитает жить в стае, в обществе других. Поэтому она так легко и безоговорочно подчиняется своему хозяину, которого воспринимает, как своего рода, вожака стаи. При этом собаке необязательно узнавать его при помощи зрения. Гораздо большее значение имеет для неё слух и особое чутьё.
Длинный нос собаки настолько чувствителен, что нам трудно даже представить. Для него в мире существует столько разных запахов различных оттенков, что собака может разыскать человека, совсем его не видя.
Собака чувствует и страх, и доверие, чувствует, когда хозяин возвращается издалека.
Немецкая овчарка очень вежливая и добрая собака, любит играть с детьми, с удовольствием играет и шалит.

(125 слов)
(По Э. Бауэру)

2. Определи главную тему текста.

О немецкой овчарке.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Описание.

4. Озаглавь каждую часть текста вопросительным предложением.

1. В чём сходство немецкой овчарки с её предком?
2. Чем хорош нос овчарки?
3. Что чувствует собака?
4. Что любит овчарка?

5. Запиши с каким животным сравнивает автор немецкую овчарку. Почему?

С волком. Волк – предок овчарки. Она схожа с ним внешне, также вынослива, предпочитает жить в стае.

6. Подбери и запиши однокоренные слова. Выдели корень.

запахпахнет
чувство – чувственность
шалит – шалость

7. Выпиши из первого абзаца текста имена прилагательные. Разбери их по составу.

Нем ецк [ая], дик[их], уз к [ая], мощ н [ая], силь н [ые], особ[ое].

8. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни все имена существительные.

Началась весенняя охота. Дед Матвей пошёл со своей собакой уток да гусей пострелять. Его верный пёс – хороший охотник. Любую дичь из озера вытащит.

9. Подбери к данным словам синонимы.

сильные – мощные, крепкие
(с большим) удовольствием – охотно, с радостью

10. Оформи обложку книги, в которой помещён данный текст

  Немецкая овчарка

Общая характеристика

Вариант 21

Вариант 21 (с. 74 – 77)

1. Прочитай текст.

Осёл и Бобр.

Росло среди полянки молодое красивое деревцо. Бежал через полянку Осёл, зазевался и налетел со всего хода на это деревцо, да так, что искры из глаз посыпались.
Обозлился Осёл. Пошёл к реке, позвал Бобра:
— Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растёт?
— Как не знать!
— Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые…
— Это ещё зачем?
— Да я об него лоб расшиб — шишку себе набил!
— Куда ж ты смотрел?
— «Куда, куда»… Зазевался — и всё тут… Свали деревцо!
— Жалко валить. Оно полянку украшает.
— А мне бегать мешает. Свали, Бобр, деревцо!
— Не хочу.
— Что тебе, трудно, что ли?
— Не трудно, но не стану.
— Почему?
— А потому, что, если я его свалю, ты на пенёк налетишь!
— А ты пенёк выкорчуй!
— Пенёк выкорчую, ты в яму свалишься — ноги переломаешь!
— Почему?
— Потому, что ты Осёл! — сказал Бобр.

(135 слов)
(С. Михалков)

2. Определи главную тему текста.

О глупости.

3. Определи главную мысль текста.

О том, что от тебя самого зависит, как часто ты попадаешь в неприятные истории.

4. Назови участников диалога.

1) Осёл
2) Бобр

5. Отметь рисунок, который соответствует содержанию текста.

Рисунок слева, потому что бобр не стал грызть деревце.

6. Допиши слова Бобра. Подчеркни обращение.

Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растёт?
— Как не знать!
— Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые…
— Это ещё зачем?
— Да я об него лоб расшиб — шишку себе набил!
— Куда ж ты смотрел?
— «Куда, куда»… Зазевался — и всё тут… Свали деревцо!
— Жалко валить. Оно полянку украшает.
— А мне бегать мешает. Свали, Бобр, это деревцо!

7. Почему Осёл просил Бобра свалить дерево? Найди и подчеркни ответ в тексте.

8. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Стоит (стóя) на берегу (бéрег) лесок (лес) густой, как стена (стéны). Покричишь (крик) – лесок (лес) отвечает (отвéт).

9. Подбери к данным словам синонимы.

выкорчевать (пенёк) – вытащить
свалить (дерево) – повалить

10. Как ты понимаешь выражение “искры из глаз посыпались”?

Появилась рябь в глазах от сильного удара, боли.

Вариант 22

Вариант 22 (с. 78 – 81)

1. Прочитай текст.

Весна пришла в этом году ранняя, бурная. Осели сугробы, по оврагам ручьи побежали, кустарники снежные шапки стряхнули.

Хорошо в тундре стало, весело. Дни сделались длинные, светлые. Олени двинулись к Ледовитому морю-океану, там комаров поменьше. Спокойно идут и по сторонам не оглядываются: в светлую пору им даже волки не страшны. А маленькие оленята в прятки играют: за сугробы друг от друга прячутся.

Один оленёнок далеко убежал от своих товарищей. Под большим сугробом затаился: “Попробуй, найди меня”.

Но вот тучи небо заволокли, завыл злой ветер, закрутила метель. Снег поднялся стеной до самого неба.

Сугроб, где оленёнок прятался, превратился в пещеру. В такую погоду и носу не высунешь.

Наконец утихла метель. Выглянул оленёнок из своей снежной пещеры – кругом снег и снег. Оленей не видно.

…Долго искал оленёнок своих оленей. Вернулся живым и невредимым.

(130 слов)
(По записям В. Васильева)

2. Определи главную тему текста.

Оленёнок.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование.

4. Как можно озаглавить текст?

Оленёнок

5. Установи последовательность событий текста. Запиши.

1. Весна пришла.
2. Путь к Ледовитому морю-океану.
3. Игра в прятки.
4. Погода изменилась.
5. В снежной пещере.
6. Потерялся.
7. Вернулся живым.

6. Подбери к данным словам синонимы.

заволокли – заслонили, закрыли
стряхнули – скинули, сбросили

7. Выпиши из стихотворения словосочетания прилагательных с существительными. Укажи главное слово в каждом словосочетании.

Мой северный край — любимый Ямал!
Метелями, вьюгами Север обнял.
Но здесь холода не страшны никому,
С горячей душой люди служат ему!

(К. Алеменкова)

северный крайX, любимый ЯмалX, с горячей душойX

8. Как ты понимаешь выражения:

“осели сугробы” – снег подтаял, сугробы уплотнились;
“носу не высунешь” – непогода;
“вернулся невредимым” – целым, таким, как был.

9. Образуй однокоренные слова. Выдели корни в однокоренных словах.

светсветлый (день)
весна – весенняя (пора)
волна – волнистая (линия)
вредвредное (насекомое)

10. Оформи обложку книги, в которой помещён данный текст.

Сказки о животных

    Оленёнок

Вариант 23

Вариант 23 (с. 82 – 85)

1. Прочитай текст.

День был солнечный. Лёд блестел.
Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно размахивая руками, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
Только коленку
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

(127 слов)
(В. Осеева)

2. Какова главная тема текста?

О детях.

3. Определи главную мысль текста.

Как влияет мнение посторонних людей на поведение человека.

4. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Художественный

5. Запиши один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.
“Это было зимой”, “На катке”, “Друзья дороже всего”

“На катке“

6. Подпиши каждую иллюстрацию.

1 - А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную ногу и плакала.
2 - День был солнечный. Лёд блестел.

7. Почему Витя отказался помогать девочке?

Для него важнее мнение посторонних людей. Смех знакомых мальчишек заставил Витю изменить своё поведение.

8. Подчеркни в тексте предложения, в которых слово ДЕВОЧКА употреблено в именительном падеже.

9. Вставь пропущенные буквы. Восстанови пословицы. Запиши.

Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Мудрым никто не родился, а научился.

10. Спиши текст, заменяя имена прилагательные антонимами. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.

Лось бродил по светлому лесу. Его большие рога цеплялись за редкие ветви деревьев. Наконец-то спокойный лось выбрался на маленькую поляну около узкой дороги.

Вариант 24

Вариант 24 (с. 86 – 89)

1. Прочитай текст.

Растения – это живые организмы, которые используют для своей жизни солнечную энергию. Они забирают из окружающего воздуха углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород. Без растений жизнь на планете была бы невозможна. Растения поставляют кислород, который необходим для дыхания всем животным, включая человека. Кроме того, растения служат пищей для многих животных, а также местом их обитания.

В природе существует множество видов растений, начиная с тонких мхов размером в несколько миллиметров и заканчивая гигантскими красными деревьями высотой около ста метров.

Растения можно встретить в любой точке земного шара. Даже в пустыне есть растения. Кактусы имеют длинные разветвлённые корни, способные собирать с большой глубины воду.

Растения, живущие в холодном климате, низкорослые, и их ствол покрыт толстым слоем коры, защищающей от мороза и ветра.

(120 слов)
(По материалам энциклопедии
“Хочу всё знать”)

2. Какова главная тема текста?

О растениях.

3. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Научный.

4. Определи последовательность пунктов плана:

1. Значение растений на планете.
2. Разнообразие растений.
3. Растения пустыни.
4. Растения холодного климата.

5. Выпиши слова, подходящие к схемам.
живущие, земного, забирают, корни, защищают, организмы

⌒☐ корни, защищают
⌒∧☐ живущие, земного, организмы
¬⌒∧☐ забирают

6. Чем отличаются растения, живущие в холодном климате? Подчеркни ответ в тексте.

7. Спиши предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Колхозники выращивают зерновые растения, разводят сады и огороды. Хороший урожай овощей и фруктов собирают они со своих участков.

8. Отметь растения, растущие в твоей местности.

Если вы живете не на крайнем севере, можно отметить все растения: тополь, дуб, ель, рябина, берёза.

9. Вставь пропущенные слова в предложение.

Растения поставляют кислород, служат пищей и местом обитания для животных.

10. Поставь в словах ударение.

хвóя, хвóйные растéния, ли́ственные растéния, соцвéтие, стéбель

Вариант 25

Вариант 25 (с. 90 – 93)

1. Прочитай текст.

Калина обычно растёт по оврагам и берегам лесных и глухих рек. Густые кусты калины покрыты широкими листьями. Выкопанная в лесу молодая калина хорошо приживается на деревенских огородах, в садах.
Цветёт калина красивыми белыми соцветиями, похожими на кружевные венчики. Крупные алые ягоды калины созревают поздней осенью, когда выпадает первый снежок и все листья на деревьях уже облетели.
Необыкновенна красива увешанная гроздьями красных ягод калина на фоне глубокого снега. Ягоды калины зимою обклёвывают птицы. Мёрзлые ягоды калины деревенские хозяйки парят в русских печах, готовят для ребят вкусное угощение.
Несколько лет назад я выкопал в лесу небольшой куст калины и посадил под окнами моего лесного домика. Теперь этот куст широко разросся. Зимою и летом я любуюсь им из окна своего домика. Осенью, когда в домике вставляют зимние рамы, мы кладём между ними на белую вату гроздья калиновых алых ягод. Они украшают наше скромное жилище.

(142 слова)
(По И. Соколову-Микитову)

2. Определи главную тему текста?

О калине.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Описание.

4. Запиши недостающие пункты плана в виде вопросов.

1. Где растёт калина?
2. Как цветёт калина и когда созревают её ягоды?
3. Кто и как использует спелые ягоды калины?
4. Где и для чего автор посадил калину?

5. Подбери к данным словам антонимы.

выкопать – закопать
положить – взять

6. Что сравнивает автор с кружевными венчиками? Найди и подчеркни ответ в тексте.

7. Выдели корни в однокоренных словах.

ягодник, ягодка, Баба-яга, ягодный
краснота, красный, красивый, красненький, краснеть, краснуха

8. Подпиши иллюстрацию, используя слова из текста, так, чтобы она соответствовала содержанию.

Ягоды калины зимою обклёвывают птицы.

9. Выделенные предложения написаны от имени автора. Запиши их так, чтобы рассказ шёл от имени куста калины.

Несколько лет назад меня выкопал в лесу человек и посадил под окнами своего лесного домика. Теперь я широко разросся. Зимою и летом человек любуется мной из окна своего домика.

10. Заполни таблицу, используя слова текста.

Вопрос Ответ
Где растёт калина? по оврагам и берегам лесных и глухих рек
Какие цветки у калины? красивые белые соцветия
Когда созревают ягоды калины? поздней осенью, когда выпадает первый снежок
Что готовят из ягод калины? вкусное угощение

 

Всё, конец тетради!