Готовые домашние задания по предмету Окружающий мир за 4 класс сослужат хорошую службу родителям и помогут быстро проверить, как их ученик справился со своим домашним заданием, сверить ответы.
На этой страничке ГДЗ к тетради для практических работ, 2 часть рабочей тетради к учебнику автора Плешаков А.А. Автор тетради - Е.М.Тихомирова. Издание до 2019 года. Программа - Школа России. В крайнем случае решебник можно посмотреть и детям.
Год издания тетради для практических работ текущий.
ГДЗ проверены и одобрены учителем начальных классов.
Ответы ГДЗ к тетради №2 для практических работ, окружающий мир
Стр. 5 6 7
-
Страница 5. Страницы всемирной истории
Стр. 5-7 Начало истории человечества
1. Вопросы по тексту
Из чего делали орудия труда первобытные люди?
Где жили человекоподобные существа, изготовившие первые каменные инструменты?
Для чего использовали заострённые камни?
Что использовали как иглы, а что использовали как пилы?
Из чего изготавливалась большая часть инструментов и почему?2. Нужно закрасить кружочки около тех орудий труда, которыми пользовался первобытный человек.
Очевидно, что незакрашенными останутся нож, коса и грабли.
3. Ставим знак + около высказываний, с которыми согласны.
+ Первобытная история - самая длительная эпоха в истории человечества.
+ Первобытные художники рисовали на стенах пещер.4.
Кроссворд "Начало истории человечества"
1. Мамонт
2. Африка
3. Охота
4. Лошадь
5. Скотоводство
6. Антарктида 8-9
-
ГДЗ к странице 8-9 Мир древности: далёкий и близкий
1. В каких странах можно увидеть данные достопримечательности.
Колизей пирамида Хеопса Парфенон
Древний Рим Древний Египет Древняя Греция2. Имена богов.
Ра Себек Тот
3. Названия государств эпохи Древнего мира.
Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Финикия, Государство Шумер, Древний Китай.
4. Кроссворд.
По горизонтали:
3. Священный жук у египтян.
5. Наука, изучающая прошлое людей по находкам, полученным в результате раскопок.По вертикали:
1. Древний храм в Греции.
2. Особый письменный знак в Египте.
6. Высокий холм в сердце Афин.
4. Государство Древнего мира.Кроссворд "Мир древний: далёкий и близкий"
1. Парфенон
2. Иероглиф
3. Скарабей
4. Акрополь
5. Археология
6. Рим 10-11
-
Стр. 10-11. Ответы по теме Средние века: время рыцарей и замков
1. Числа римскими цифрами.
Средневековье продолжалось с конца (пятого) V до конца (пятнадцатого) XV века.
Буддизм возник в (шестом) VI веке до нашей эры, христианство - в (первом) I веке до нашей эры, а ислам - в (седьмом) VII веке нашей эры.2. Кружки около рисунков предметов, которые принадлежали средневековому рыцарю.
НЕ раскрашиваем 2 ружья и 1 копье самое нижнее.
3. Названия крупнейших мировых религий.
Иудаизм, христианство, буддизм, ислам, индуизм, буддизм.
4. Соединяем стрелками изображения зданий с их названиями.
Слева направо: 1-й рисунок - мусульманская мечеть, 2 - буддистский храм, 3-й - христианский храм.
12-13
-
ГДЗ к стр. 12-13. Новое время: встреча Европы и Америки
1. Читаем предложения о путешествиях известных мореплавателей. Указываем в скобках век, в котором происходили данные события.
3 августа 1492 года (XV век) из порта Испании вышли три каравеллы, которые снарядил Христофор Колумб.
20 сентября 1519 года (XVI век) началась первая кругосветная экспедиция, возглавленная Фернаном Магелланом.
17 июля 1819 года (XIX век) в плавание отправились Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.2. Закрашиваем кружочки около рисунков тех предметов, которые еще не были изобретены в XIX веке.
Закрашиваем 3 круга в верхнем ряду: телевизор, телефон, самолет.
Предметы, которые не были изобретены в 19 веке
3. Соединяем стрелками имена людей и род их занятий.
Жюль Верн и Даниэль Дефо - писал книги
Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи - рисовал картины4. Читаем текст.
Отвечаем на вопросы:
Кто такой Америго Веспуччи? Флорентийский мореплаватель, который понял, что открытые земли Колумбом это не Азия, а новый континент.
В каком году была нарисована первая карта Америки? Первая карта Америки была нарисована в 1507 году.
В честь кого был назван этот континент? Этот континент - Америка, он был назван в честь Америго Веспуччи.
14-15
-
Ответы к стр.14-15. Новейшее время: история продолжается сегодня
1. Названия полюсов, которые были покорены путешественниками.
Роберт Пири - Северный полюс
Руал Амундсен - Южный полюс
2. Ставим знак + около высказываний, с которыми ты согласен.
+ Отсчёт истории Новейшего времени мы ведём с начала XX века.
+ В XX веке кино прочно вошло в жизнь людей.
+ XX век - время величайших открытий человечества.3. Читаем текст. Организация Объединённых Наций была создана...
Отвечаем на вопросы:
Расшифруйте название организации - ООН. Ответ: Организация Объединённых Наций
Когда была создана эта организация? Ответ: ООН создана после Второй мировой войны
С какой целью создали ООН? Ответ: обеспечивать сотрудничество между странами и поддерживать мир во всём мире
Какие страны входят в ООН? Ответ: входят почти все страны мира
Чем ещё занимается ООН? Ответ: занимается вопросами борьбы с голодом, вопросами образования и здравоохранения, оказывает помощь в развитии, помогает беженцам, проводит миротворческую деятельность в зонах военных конфликтов.4. Записываем на "ленте времени" названия эпох, на которые учёные делят всю историю человечества.
Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Они называются так:
первобытная история
история Древнего мира
история Средних веков
история Нового времени
история Новейшего времени 16-17
-
Страница 16. Страницы истории России
Стр. 16-17. ГДЗ к теме Жизнь древних славян
1. Записываем названия племён восточных славян.
Полочане, кривичи, словене (ильменские), вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, поляне, древляне, уличи, волыняне, белые хорваты, тиверцы.
2. Читаем текст.
Пишем заголовок.
Леший
Составляем 4 - 5 вопросов по тексту.
Кто безраздельный владыка леса?
Где живёт леший?
Какой характер у лешего?
Что любит делать леший?
Почему лешего трудно увидеть?
Чаще всего в каком образе появляется леший?
Что нужно сделать, чтобы леший оставил в покое?3. В какой природной зоне поселились славянские племена?
Славянские племена заселили Восточно-Европейскую равнину, следующие природные зоны: зону смешанных и широколиственных лесов, лесостепь, степь.
Почему именно эти места они выбрали?
Ответ: Эти места они выбрали, так как они были богаты природными ресурсами. Здесь были леса, в которых водилось много дичи, а так же их можно было использовать, как строительный материал. Можно на этот вопрос ответить строчками из стихотворения:
И решили: "Места много,
Есть что есть и есть что пить!"4. Выписываем из текста учебника названия фантастических существ, в которых верили славяне.
Перун - бог грома и молнии, охраняет дом - домовой, в лесу водится леший, в реках и озёрах живут водяной и русалки.
Сообщение о фантастических существах, в которых верили славяне.
Перун
Перун – древнеславянский бог грома и молнии. Он верховный правитель языческих высших сил, который покровительствует князю и боевой дружине.
Его мать, Лада, – покровительница всей Руси, верховное женское божество - заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской внутренней и духовной красоты. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.
По небу Перун передвигался на огромной колеснице: грохот её колёс и был тем громом, который устрашал людей на Земле.Символ Перуна – чёрно-белая сорока, поэтому его божественный транспорт был запряжён не только крылатыми лошадьми, но и этими птицами. Кроме того, громовержец мог предстать перед людьми в разных обличьях. Например, в образе грозного быка Тура, которого считали неприкосновенным животным, охраняемым Перуном. Божество изображали в красном развевающемся по ветру плаще: это одеяние впоследствии стало главной отличительной чертой образа любого древнерусского князя.
Перун обладал огромной физической силой, недаром его сравнивали с дубом. Кстати, славяне настолько боялись громовержца, что никогда не рубили эти деревья. В тот дуб, в который попала молния, они почитали: вырезанные из его ствола жезлы и палицы считались лучшим оружием.Наши древние предки праздновали день Перуна 20 июня. В этот день мужчины чистили своё оружие – топоры, секиры, ножи, копья – и шествовали с ними главными улицами города. При этом воины распевали ритуальные песни, которые прославляли божество.
18-19
-
Решебник для стр. 18-19. Во времена Древней Руси
1. Определяем по карте учебника, какие моря соединял путь "из варяг в греки".
Путь "из варяг в греки" соединял Балтийское и Чёрное моря.
2. Кроссворд.
По горизонтали:
3. Столица Древней Руси. Киев
5. Вера, которую приняла Русь при князе Владимире. Христианство
6. Богатый город, в который часто отправлялись русские купцы. Константинополь.
7. Правитель в Древней Руси. Князь
По вертикали:
1. Могущественная соседка Руси. Византия
2. Главное божество древних славян. Перун
4. Прозвище русского былинного героя по имени Алёша. ПоповичПо горизонтали:
3. Киев
5. Христианство
6. Константинополь.
7. Князь
По вертикали:
1. Византия
2. Перун
4. Попович3. Заканчиваем определение
Обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви, называется Крещение.
4. Год, в котором Русь приняла крещение. В скобках указан век, в котором произошло это событие.
Год Крещения Руси - 988-й - 10 (X) век.
20-21
-
Стр. 20-21. Ответы к теме Страна городов
1. Соединяем стрелками изображения достопримечательностей с их названиями.
Золотые ворота в Киеве Софийский собор Киева
Софийский собор Новгорода Новгородский кремль2. Читаем отрывок из былины.
Находим в библиотеке былину "Садко", читаем её полностью.
3. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Человек, занимавшийся торговлей.
3. Собрание всех горожан Новгорода.
5. Имя князя, при котором Русь приняла христианство.
8. Судно, на котором плавали в IX - XI веках.
9. Обряд приобщения к христианской церкви.
10. Имя князя, основавшего Москву.По вертикали:
1. Столица Древней Руси.
2. Знатный боярин, управлявший Новгородом.
4. Страна, из которой на Русь пришло христианство.
6. Река, по которой проходил путь "из варяг в греки".
7. Берёзовая кора, на которой писали в XI веке.
9. Центр древнерусского города.1. Купец (по горизонтали), Киев (по вертикали)
2. Посадник
3. Вече
4. Византия
5. Владимир
6. Днепр
7. Береста
8. Ладья
9. Крещение (по горизонтали), Кремль (по вертикали) 22-23
-
ГДЗ к стр. 22-23. Из книжной сокровищницы Древней Руси
1. Читаем текст. В разных странах для письма люди использовали различные материалы...
4-5 вопросов по тексту.
Какие материалы использовали люди для письма?
На чём писали в Древней Руси?
Где изобрели бумагу?
Сколько уходило времени на изготовление книги?
Сколько стоили книги?2. Кроссворд.
По горизонтали:
4. Византийский монах, создатель славянской азбуки.
5. Монах, автор "Повести временных лет".
7. Записи важнейших событий по годам
8. Князь, заботившийся о развитии просвещения.
9. Орудие письма.
10. Предмет, которым очиняли письменные принадлежности.По вертикали:
1. "Одежда" для книги.
2. Название славянской азбуки.
3. Материал для письма, изготовленный из телячьей кожи.
6. Краска жёлтого цвета.1. Переплёт
2. Кириллица
3. Пергамент
4. Мефодий
5. Нестор
6. Охра
7. Летопись
8. Владимир
9. Перо
10. Нож 24 25 26
-
Стр. 24-26. ГДЗ к теме Трудные времена на Русской земле
1. Гграница Руси начала XIII века.
Граница Руси начала XIII века
Стрелками обозначен путь хана Батыя по Руси.
2. Впиши даты, когда хан Батый нападал на города.
Рязань - конец 1237 года
Владимир - в феврале 1238 года
Киев - в 1240 году3. Читаем стихотворение Н. Кончаловской.
Раньше Русь была удельной:
Каждым городом отдельным,
Всех соседей сторонясь,
Управлял удельный князь,
И князья не жили дружно.
Жить им в дружбе было б нужно
И большой семьёй одной
Защищать свой край родной.
Побоялась бы тогда
Нападать на них орда!Ответь на вопросы:
Что значит удельный князь? Русь к середине XII века распалась на отдельные княжества (уделы), которыми правили удельные князья.
Как жили князья? Князья враждовали, происходили междоусобицы.
Почему монголо-татары не боялись нападать на русские земли? Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу из-за разрозненности русских княжеств.4. Соотнеси битву с её датой.
15 июля 1240 года - битва на Неве
5 апреля 1242 года - битва на Чудском озереДаты битвы на Чудском озере и битва на Неве
5. Читаем описание боя на Чудском озере. Русские дрались яростно. Да и как же не драться без ярости...
Ответь на вопросы:
Почему русские яростно дрались? Они защищали родную землю.
Почему конникам крестоносцев было тяжело в бою? Конники крестоносцев были тяжёлыми, неповоротливыми.
Для чего русские использовали крюки? Подцепляли рыцарей крюками и стаскивали с лошади.
Какие слова Александра Невского запомнили рыцари? Подчеркни эти слова русского князя в тексте. Запомни их."Кто с мечом на Русскую землю придёт, от меча и погибнет".
27-28
-
Решебник по стр. 27-28. Русь расправляет крылья
1. Что изготавливали мастера.
Мастера, изготавливающие вооружение и доспехи - бронники, щитники, лучники, кольчужники.
Бронники - броню
Щитники - щиты
Лучники - луки и стрелы
Кольчужники - кольчугу
2. Рассматриваем картину А.Васнецова "Московский Кремль при Иване Калите".
Отвечаем на вопросы:
Что изображено на переднем плане картины? О чём это свидетельствует? На переднем плане изображена небольшая часть реки с лодками и торговыми судами. Москвичи успешно торговали.
На пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром.
Какое ещё средство передвижения можно увидеть на картине? Можно увидеть у пристани телегу запряженную лошадью.
Как выглядели проездные башни того времени? Башни были деревянные из мощных дубовых стволов. Толщина стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7м.
Из какого материала строили дома? Постройки были деревянными.
Почему город часто горел? Из-за того, что было много построек из дерева.
Какие ещё постройки можно увидеть на территории Кремля? Из какого они материала? Княжеские хоромы, деревянные церкви. На холме - крыши, крыши, припорошенные снегом, - постройки бояр, служивых людей, ремесленного люда. Постройки были из дерева.3. Название символа власти, изображённого на рисунке.
Это шапка Мономаха.
В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти.
29 30 31
-
Стр. 29-31. Тема Куликовская битва
1. Рассматриваем картину М. Авилова "Поединок на Куликовом поле".
Отвечаем на вопросы и выполняем задания:
Покажи на картине монаха Пересвета. Ответ: Слева мы видим Пересвета.
Покажи на картине Челубея. Ответ: Справа Челубей.
Какой момент поединка изобразил художник? Перед началом Куликовской битвы в единоборстве сразились богатыри - ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет.
Можно ли сопроводить рассказ о поединке данными стихами? Можно.
До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, и - кони на дыбы!
Копья устремив ожесточённо,
Оба пали под ноги коней...
И тогда сошлись полки у Дона -
Кто из них отважней и сильней?
(Н. Кончаловская)2. Кроссворд.
Кроссворд "Куликовская битва". Окружающий мир 4 класс.
По горизонтали:
1. Городская крепость в древних русских городах.
5. Имя князя, победившего на Чудском озере.
7. Имя монаха, основателя Троицкого монастыря.
9. Название государства монголов.
11. Налог, который платила Русь ханам - правителям Орды.
12. Форма построения в бою войска шведских рыцарей.
13. Имя хана, напавшего на Русь в начале XIII века.По вертикали:
1. Имя московского князя.
2. Центр княжества Ивана Даниловича.
3. Русский ратник, сразившийся с воином Челубеем.
4. Имя хана, возглавившего войско летом 1380 года.
6. Изображение, которое было на одежде и вооружении немецких
рыцарей.
8. Лик, изображённый на великокняжеском знамени.
9. Имя монаха-богатыря, отправившегося на помощь князю
Дмитрию.
10. Река, возле которой произошла битва 8 сентября 1380 года.
11. Материал, из которого при князе Иване Калите возводили
стены Кремля.1. Кремль (по гориз.), Калита (по верт.)
2. Москва
3. Пересвет
4. Мамай
5. Александр
6. Крест
7. Сергий
8. Иисус
9 Орда (по гориз.), Ослябя (по верт.)
10. Дон
11. Дань (по гориз.), дуб (по верт.)
12. Клин
13. Батый 32-33
-
Ответы к страницам 32-33 Иван Третий
1. Соединяем стрелками имена князей и названия материалов, из которых по их указам строили стены Кремля.
Иван Калита - дуб
Дмитрий Донской - известняк
Иван Третий - кирпич2. Даты событий.
Битва на реке Неве - 15 июля 1240 года.
Битва на Чудском озере - 5 апреля 1242 года.
Куликовская битва - 8 сентября 1380 года.
Окончание зависимости Руси от Орды - в 1480 году.
3. Ставим знак + около высказываний, с которыми согласен.
+ При Иване III закончилась зависимость Руси от Орды.
+ При Иване III возводят кирпичные стены и башни в Кремле.
+ Для государевых приёмов была построена Грановитая палата.
+ На печати Ивана III появился двуглавый орёл.4. Соединяем стрелкой изображение Московского Кремля с именем князя, при котором он возводился.
Верхняя картинка - Иван Калита
Средняя - Дмитрий Донской
Нижняя - Иван Третий 34-35
-
Стр. 34-35. ГДЗ по теме Мастера печатных дел
1. Перечитываем статью "Врата учёности" .
Записываем, какие учебники были созданы в XVII веке указанными авторами.Василий Бурцов - "Букварь"
Мелетий Смотрицкий - "Грамматика"
Карион Истомин -"Букварь"
2. Названия памятников.
памятник Памятник Памятник
Кириллу и Мефодию Ивану Фёдорову Юрию Долгорукому
в Москве в Москве в Москве3. Кроссворд.
По горизонтали:
5. Процесс создания книги. Ответ: Книгопечатание
7. Первый русский учебник. Ответ: "Азбука"
8. Место выпуска современных книг. Ответ: ТипографияПо вертикали:
1. Страна, в которой создали печатный станок. Ответ: Германия
2. Первая печатная русская книга. Ответ: "Апостол"
3. Фамилия русского первопечатника. Ответ: Фёдоров
4. Город, в котором поставили памятник русскому
первопечатнику. Ответ: Москва
6. Имя царя, при котором построен Печатный двор. Ответ: Иван1. Германия
2. Апостол
3. Фёдоров
4. Москва
5. Книгопечатание
6. Иван
7. Азбука
8. Типография4. Страница букваря, аналогичная изображённой в учебнике.
36-37
-
Страницы 36-37. Патриоты России
1. Рассматриваем изображение памятника. Читаем, что написано на постаменте (Памятник Минину и Пожарскому). Отвечаем на вопросы:
Кому установлен памятник? Нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских захватчиков, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.
В каком году установлен памятник? Памятник установлен в 1818 году.
На чьи сбережения был возведён памятник? Был сооружён на средства, собранные по всей России, то есть на народные средства.2. Читаем текст, пишем заголовок.
Создание памятника Минину и Пожарскому
В 1812 году был объявлен конкурс на создание памятника Минину и Пожарскому...
Составляем 4 - 5 вопросов по тексту.
Как звали скульптора, который создал памятник Минину и Пожарскому?
В каком году быд открыт памятник?
Сколько средств собрали на сооружение памятника?
Что за мужчина, отдающий в ополчение двух сыновей, изображён на барельефе памятника?3. Рассматриваем карту в учебнике на с. 92 - 93. Записываем 4-5 названий городов, основанных в XVII веке.
Ишим (1670г), Красноярск (1628), Иркутск (1652), Нерчинск (1653), Якутск (1632), Нижнеколымск (1644), Анадырский (1649), Томск ( 1604), Енисейск (1618), Туруханск (1607), Мангазея (1601).
4. Находим в дополнительной литературе материал о землепроходцах Василии Пояркове, Семёне Дежнёве, Ерофее Хабарове.
Поярков Василий Данилович
Василий Данилович Поярков — русский землепроходец XVII века. Семнадцатый век был периодом, когда Российская империя всеми силами пыталась расширить свои границы. Первую скрипку в исполнении этих целей играли первопроходцы. Они были особенными людьми - смелыми, талантливыми и образованными. Именно таким человеком был Василий Данилович Поярков.
В 1643 году он отправился в экспедицию в Даурию. Целью его путешествия был сбор ценных географических сведений, изучение народов края и по возможности обложение их данью в пользу русского царя. В Даурии Василий Поярков провел три зимы, за это время его отряд существенно сократился. Но, несмотря на это, упрямый первопроходец выполнил поставленные перед ним цели. В 1646 году экспедиция вернулась в Якутию, и на стол воеводы лег отчет, который составил самолично Василий Поярков.
Что открыл этот крайне настойчивый и отважный человек? Довольно много сведений попали благодаря ему к российскому царю. Среди них были географические карты, с нанесенными на них новыми реками и равнинами, данные о народах Даурии, их местоположении и богатстве, а также информация об острове Сахалине и Охотском море.
Расширив русские владения на Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья. Он впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реки Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья. 38 39 40
-
ГДЗ к стр. 38-40 Пётр Великий
1. Ставим знак + около высказываний, которые имеют отношение к деятельности Петра I.
+ Создал флот.
+ Изменил внешний облик бояр: причёски, одежду.
+ Введено новое летоисчисление, календарь.
+ Основан первый русский музей.
+ Россия получила выход к Балтийскому морю.
+ Выпущена первая русская газета "Ведомости".
+ Россия стала империей.2. Записываем название города, которому посвятил свои строки А. Пушкин.
Санкт-Петербург
3. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Река, на берегах которой возведён город Санкт-Петербург.
Ответ: Нева
7. Все военные и торговые суда страны. Ответ: Флот
9. Озеро, на берегах которого началась постройка "потешной
флотилии". Ответ: Плещеево
10. Название первого русского музея. Ответ: Кунсткамера
11. Профессия, которую освоил молодой Пётр за границей. Ответ:
ПлотникПо вертикали:
2. Место постройки и ремонта судов. Ответ: Верфь
3. Название первой русской газеты. Ответ: Ведомости
4. Город-порт на берегах Белого моря. Ответ: Архангельск
5. Страна, в которой Пётр I постигал основы корабельного дела.
Ответ: Голландия
6. Государство с императором во главе. Ответ: Империя
8. Главный проспект Петербурга. Ответ: НевскийКроссворд "Пётр Великий" Окружающий мир 4 класс
По горизонтали:
1. Нева
7. Флот
9. Плещеево
10. Кунсткамера
11. Плотник
По вертикали:
2. Верфь
3. Ведомости
4. Архангельск
5. Голландия
6. Империя
8. Невский4. Читаем текст.
Заголовок.
Старейший музей России
Составляем 4 - 5 вопросов по тексту.
Что означает слово "кунсткамера"?
Чем открыт старейший музей в России?
Для чего открыли музей?
Что вошло в собрание музея?
Сколько шло строительство Кунсткамеры?
На какие музеи разделили Кунсткамеру в 30-е годы XIX века?
Какой музей находится в здании старой Кунсткамеры?
В каком городе находится Кунсткамера? 41-42
-
Ответы к страницам 41-42. Михаил Васильевич Ломоносов
1. Читаем текст.
Заголовок
Московский университет
Составляем 4 - 5 вопросов по тексту.
В какой день был основан первый в России университет?
Кто его основал?
По чьей инициативе его основали?
Когда отмечают день студента?
Платным или бесплатным было обучение в Московском университете?
Сколько студентов содержали за казенный счет?
Сколько факультетов было в первые годы обучения в университете?
Какое имя было присвоено Московскому университету в 1940 году?2. Кроссворд.
По горизонтали:
3. Северное море, в которое могло выходить рыбачить судно Ломоносовых. Ответ: Баренцево
5. Императрица, подписавшая указ о создании Московского
университета. Ответ: Елизавета
8. Поэтические сочинения Ломоносова. Ответ: Стихи
9. Одна из наук, которой занимался Ломоносов. Ответ: ИсторияПо вертикали:
1. Учебное заведение, носящее имя М.В. Ломоносова. Ответ:
Университет
2. Страна, в которой обучался Ломоносов. Ответ: Германия
4. Город, недалеко от которого родился будущий русский учёный. Ответ: Холмогоры
6. Петербургское учебное заведение, в котором работал Ломоносов. Ответ: Академия
7. Река, по которой из Холмогор можно попасть в Белое море. Ответ: Двина.По горизонтали:
3. Баренцево
5. Елизавета
8. Стихи
9. История
По вертикали:
1. Университет
2. Германия
4. Холмогоры
6. Академия
7. Двина. 43-44
-
Стр. 43-44. ГДЗ по теме Екатерина Великая
1. Ставим знак + около высказываний, с которыми согласен.
+ Екатерина II стала продолжательницей дел Петра I.
+ В Москве при Екатерине II был открыт Воспитательный дом.
+ В середине XVIII века в Петербурге был возведён Зимний дворец.
+ Многие дворяне жили в загородных усадьбах.
+ Дворяне могли продать крепостного, подарить его или обменять на что-либо.
+ Восстание крестьян возглавил Емельян Пугачёв.
+ Военную карьеру Ф.Ф. Ушаков закончил в звании адмирала.2. Читаем текст. Суворов был назван в честь выдающегося русского полководца Александра Невского...
Название.
Александр Суворов
Составляем 4 - 5 вопросов по тексту.
В честь кого назвали Суворова?
Представлял ли отец Суворова своего сына военным?
Какое здоровье было у Суворова?
Что делал Суворов для того чтобы стать военным?
В каком возрасте Суворов начал военную службу?3. Находим в дополнительной литературе материал о А.В. Суворове и Ф.Ф. Ушакове.
Ушаков Фёдор Фёдорович
Русский флотоводец, командующий Черноморским флотом; командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, адмирал. Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
Родился в дворянской семье в 1744 году. Родители имели скромные доходы. Отец был военным и служил в лейб-гвардии знаменитого Преображенского полка, но в скромном чине сержанта.
В 16 лет Ушаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус. По окончании учебы, в чине мичмана, был отправлен служить на Балтийский флот.
Фёдор Фёдорович отдавался служению родине полностью. Назначенный однажды на очень престижную должность командира имперской яхты, он отказался от нее и добился своего перевода на военный корабль.
Свое мужество и превосходную тактику Ушаков показал в первом же сражении у острова Фидониси. Флот Турции вдвое превосходил русский, и молодой капитан, командовавший авангардом, пошел на смелый шаг – неожиданно для турок произвел атаку на их флагманский корабль, приказав своим кораблям обойти авангард турок, чтобы их флагман оказался под ударом с обеих сторон. В конце трехчасового боя турки не выдержали и покинули район сражения. Подвиг Ушакова был оценен самым высоким образом – он получил звание контр-адмирала и Севастопольский флот в свое подчинение.
Через год, в Керченском сражении, Ушаков еще раз доказал свои способности великолепного морского тактика. Его смелые действия и неординарные решения сорвали планы турецкого флота по захвату Крыма.
При императоре Павле I Ушаков получил назначение командующего Средиземноморским флотом. В 1799 году он стал адмиралом.4. Закрашиваем кружочек под изображением памятника Петру I.
Картинка посредине.
45 46 47
-
Страницы 45-47. Отечественная война 1812 года
1. Подписываем под портретами имена военачальников.
А.В.Суворов М.И.Кутузов Ф.Ф.Ушаков
2. Судьбы двух военачальников, изображенных в задании 1, связаны друг с другом. О ком пойдёт речь?
Ещё в 1762 году семнадцатилетний Михаил Кутузов...
Отвечаем на вопросы:
Как связаны судьбы Кутузова и Суворова? Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов был первым наставником Михаила Кутузова на военной службе.
Как ты понимаешь слова Суворова о Кутузове? Это значит, что Кутузов был главным помощником Суворова.
Что мы можем сказать об ученике Суворова? Кутузов был одним из лучших учеников Суворова.3. Рассматриваем изображения памятников, сооружённых в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Записываем их названия и города, в которых они находятся.
Александровская колонна Храм Христа Спасителя
в Санкт-Петербурге в МосквеПамятники, сооруженные в честь победы в Отечественной войне 1812 года
4. Крестословица.
1. Высота, которую обстреливали 400 вражеских пушек у села Бородино. Ответ: Курганная
2. Императрица, продолжательница дел Петра I. Ответ: Екатерина
3. Страна, напавшая на Россию в 1812 году. Ответ: Франция
4. Город на берегах реки Невы. Ответ: Петербург
5. Выдающийся русский полководец XVIII века. Ответ: Суворов
6. Русская флотоводец XVIII века. Ответ: Ушаков
7. Имя военачальника, мечтавшего покорить весь мир. Ответ: Наполеон
8. Турецкая крепость, считавшаяся неприступной. Ответ: Измаил
9. Площадь Петербурга, на которой воздвигли памятник Петру I. Ответ: Сенатская
10. Генерал, участник войны 1812 года. Ответ: Раевский
11. Название поля, на котором произошло крупное сражение войны 1812 года. Ответ: Бородино
12. Дворец Петербурга, возведённый на набережной Невы в XVIII веке. Ответ: Зимний
13. Главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 года. Ответ: Кутузов
14. Название войны, во время которой весь народ встал на защиту Отечества. Ответ: Отечественная.1. Курганная
2. Екатерина
3. Франция
4. Петербург
5. Суворов
6. Ушаков
7. Наполеон
8. Измаил
9. Сенатская
10. Раевский
11. Бородино
12. Зимний
13. Кутузов
14. Отечественная.Слово в выделенной строчке.
Генералиссимус - высшее воинское звание. Особенностью является то, что зачастую его дают не просто за выслугу лет или умелое руководство, а за особые достижения перед Родиной.
5. Находим в дополнительной литературе материал о Наполеоне Бонапарте и М.И. Кутузове.
Наполеон Бонапарт
Император французов, один из величайших полководцев мировой истории, Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 г. на острове Корсике, в г. Аяччо. Он был вторым сыном небогатого дворянина.
Свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии. В период Великой французской революции достиг чина бригадного генерала после взятия Тулона 18 декабря 1793 года. 2 марта 1796 года был назначен командующим Итальянской армией. В ноябре 1799 года произвёл государственный переворот и стал первым консулом.18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806—1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться.
Поражение Наполеона I в войне 1812 года против России привело к формированию антифранцузской коалиции европейских держав. Проиграв «битву народов» под Лейпцигом, Наполеон уже не мог противостоять объединённой армии союзников. После вступления войск коалиции в Париж отрёкся от престола 6 апреля 1814 года и отправился в ссылку на остров Эльба.
Свои последние годы прожил на острове Святой Елены в плену у англичан. 48-49
-
Стр. 48-49. Ответы к теме Страницы истории XIX века
1. Закрашиваем кружочки под рисунками, на которых изображены технические новшества второй половины XIX века.
Закрашиваем уличные фонари, настольную (керосиновую) лампу, повозку (конка) и паровоз.
Новшества второй половины XIX века
2. Читаем текст.
Название.
Конка в Петербурге
Составляем 2 - 3 вопроса по тексту.
В каком году открыли первую линию конки в Петербурге?
Какая была скорость конки?
Что вначале перевозили конки?
Кто часто становился вожатыми конки?
Сколько коночных маршрутов насчитывалось в Петербурге в 1906 году?3. Ставим знак + около высказываний, с которыми ты согласен.
+ Возникло много фабрик и заводов.
+ Александра Второго стали звать царём-освободителем.
+ Во второй половине XIX века Россия успешно развивалась.
+ В Москве появилась конная железная дорога. 50-51
-
ГДЗ по стр. 50-51. Россия вступает в XX века
1. Заканчиваем определения.
Война, во время которой весь народ поднимается на защиту Отечества, называется отечественной.
Война, происходящая между гражданами одной страны, называется гражданской.
Решительные действия с целью глубоких изменений в обществе называются революции.2. Ставим знак + около высказываний, с которыми согласен.
+ Николай Второй был последним российским государем.
+ Владимир Ильич Ленин возглавлял партию большевиков.
+ В октябре 1917 года Россия объявила о своём выходе из мировой войны.
+ Летом 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.
+ Многие наши соотечественники эмигрировали, то есть покинули Родину, в начале XX века.3. Крестословица.
По горизонтали:
2. Город, в котором погибла царская семья. Ответ: Екатеринбург
3. Решительные действия с целью изменений в обществе. Ответ: Революция
4. Члены организации, возглавляемой Лениным. Ответ: Большевики
5. Группа людей, выдвигающая свои программы по преобразованию общества. Ответ: Партия
6. Страна, начавшая Первую мировую войну. Ответ: Германия
7. Переселение из своей страны по политическим причинам. Ответ: ЭмиграцияПо вертикали:
1. Противники революции 1917 года. Ответ: Белогвардейцы
1. Белогвардейцы
2. Екатеринбург
3. Революция
4. Большевики
5. Партия
6. Германия
7. Эмиграция 52-53
-
Стр. 52-53. Страницы истории 1920 - 1930-х годов
1. Подписываем, каким государствам принадлежали гербы.
Герб Российской империи Герб СССР
Гербы
2. Рассматриваем карту.
Подчеркиваем, какой перед тобой карты: политико-административная
3. Записываем полное название страны.
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
4. Записываем, как назывался Санкт-Петербург в разные исторические времена.
1703 год - возникновение города Санкт-Петербург.
1917 год - переименован в Петроград.
1924 год - переименован в Ленинград.
1991 год - возвращено историческое название Санкт-Петербург. 54 55 56
-
Решебник стр. 54-56 Великая Отечественная война и Великая Победа
1. Соединяем стрелками названия и даты начала войн.
Отечественная война - 1812 г.
Первая мировая война - 1914 г.
Гражданская война - 1917 г.
Вторая мировая - 1939 г.
Великая Отечественная - 1941 г.Даты начала войн
2. Подписываем портрет выдающегося полководца, маршала Советского Союза, руководившего войсками во время Великой Отечественной войны.
Георгий Костантинович Жуков
3. Записываем полностью даты.
Начало Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 год
Конец Великой Отечественной войны - 9 мая 1945 год4. Рассматриваем фотографию. Записываем название монумента.
Могила Неизвестного Солдата г. Москва
5. Читаем текст.
Название.
Могила Неизвестного Солдата
Составляем 4 - 5 вопросов по тексту.
Как называется мемориал в Москве у Кремлёвской стены?
В каком году был открыт мемориал у Кремлёвской стены?
Что символизирует мемориал?
Откуда извлечён прах неизвестного солдата?
Как называется огонь, который здесь зажжён?
Что замуровано на гранитной аллее?
В каком году установлен пост почётного караула?
Где расположена надпись: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен".6. Перечитываем статьи "Нашествие Наполеона на Россию" и "Героическая летопись Великой Отечественной" . Сравниваем ситуации в начале Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной.
Общее было то, что и Наполеон Бонапарт и немецкие военачальники, покорив большинство стран Европы, нападая на нашу страну, рассчитывали на лёгкую и быструю победу. Но замысел противника был сорван. Наши войска стойко оборонялись и в дальнейшем одержали победу в этих войнах.
57 58
-
Стр. 57-58. Ответы к уроку Страна, открывшая путь в космос
1. Вписываем даты.
Образование Советского Союза - 30 декабря 1922 года
Прекращение существования Советского Союза - 8 декабря 1991 года2. Подписываем фотографии.
С.П.Королёв Космическая станция "Мир" Ю.А.Гагарин
Космический корабль "Восток" Первый искусственный спутник ЗемлиКоролёв, Гагарин
3. Находим в дополнительной литературе материалы об известных космонавтах.
Прошло уже более 60 лет с того дня, как первый человек поднялся в космос. С тех пор там побывало более 500 человек, из них - более 50 женщин. На орбите нашей планете побывали представители 36 стран.
В России и США первые космонавты набирались из числа военных летчиков. Но вскоре стало ясно, что в космосе востребованы и другие профессии. Там побывали врачи, инженеры, биологи. Каждый космонавт, без сомнения - герой. Однако в этом отряде есть самые известные люди, чья известность, поистине, мировая.Юрий Гагарин (1934-1968). 12 апреля 1961 года с Байконура стартовал космический корабль Восток-1 с первым в истории космонавтом на борту. День же исторического полета стал праздноваться, как День космонавтики. 12 апреля 1961 года навсегда изменило жизнь человечества
Валентина Терешкова (род.1937). Первые успешные полеты советских космонавтов зародили мысль у главного конструктора Сергея Королева запустить в космос и женщину. Свой первый полет женщина-космонавт совершила 16 июня 1963 года на корабле Восток-6. Пребывание в космосе заняло трое суток. Терешковой удается оставаться единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночестве.
Алексей Леонов (род. 1934). В списке советских космонавтов у него №11. Славу Леонову принес его полет в космос в статусе второго пилота на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Космонавт совершил первый в истории выход в открытый космос, который продлился 12 минут 9 секунд.
Сергей Крикалев (род.1958). Два человека - Джерри Росс и Франклин Чанг-Диаз побывали в космосе 7 раз. Но рекорд по времени, проведенному на орбите, принадлежит советскому и российскому космонавту. Он стартовал в небо 6 раз, проведя в космосе в общей сложности 803 дня.
Валерий Поляков (род. 1942). Профессия Полякова - врач, он стал доктором медицинских наук и профессором. В истории СССР и России Поляков стал космонавтом №66. Именно ему принадлежит рекорд наиболее длительного пребывания в космосе. На орбите Земли Поляков пробыл 437 суток 18 часов, в течение 1994-1995 годов.
4. Читаем текст.
Название.
Великий конструктор
Составляем 4 - 5 вопросов по тексту.
Какой отдел возглавлял Королёв с 1933 года?
Что было создано под руководством Королёва после войны?
Где был создан первый в мире искусственный спутник Земли?
Какой день считается началом космической эры?
Когда Королёв проводил в полет первого космонавта?
Куда полетели космические аппараты сконструированные под руководством Королёва? 59 60 61
-
Страница 59. Современная Россия
ГДЗ к страницам 59-61. Основной закон России и права человека
1. Соединяем стрелками понятие и его определение.
Конституция - основной закон страны.
Законы - правила, установленные государством.
Декларация - документ, провозглашающий важные принципы и правила.2. Даты принятия Конституции в нашей стране.
1918 год - Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).
1924 год - Конституция Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
1977 год - Конституция СССР.
1993 год - Конституция Российской Федерации.В каком году принята Конституция, по которой мы теперь живём?
В 1993 году принята Конституция, по которой мы теперь живём. День Конституции мы отмечаем 12 декабря.
3. Права ребенка.
Ребёнок имеет право на жизнь, на имя, на заботу родителей, на охрану здоровья, на бесплатное образование, на отдых, на занятия искусством, спортом.
4. Картина В.Г. Перова "Тройка"
Отвечаем на вопросы:
Какое настроение вызывает у тебя эта картина? Почему? Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание.
Какие лица у детей, изображённых на картине? Лица у детей уставшие, грустные. Все подчеркивает безысходность ситуации. У этих детей явно нет будущего, они обречены.
Как ты думаешь, в какое время была написана эта картина? Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду.
Почему дети вынуждены работать? Родители не могли прокормить детей, жили в бедности и поэтому детям приходилось работать. Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, рабов, а потом и ремесленников помогали родителям. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным.
Соответствует ли это занятие их возрасту и физическим возможностям? Это занятие не соответствует их возрасту.
Какие права ребёнка нарушаются? Нарушены право на здоровый рост и развитие. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа, или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.5. Записываем, какие народы населяют твою местность.
Русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, адыгейцы, евреи, татары.
6. Соотносим название документа с датой его принятия.
Декларация прав ребёнка - 1959 г.
Конвенция о правах ребёнка - 1989 г.7. Определяем, какие права сказочных персонажей нарушены.
В сказках "Красная Шапочка", "Золотой ключик", "Приключения Чиполлино" нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
62-63
-
Стр. 62-63. Мы - граждане России
1. Заполняем таблицу.
Личные права граждан:
Право на сободу и личную неприкосновенность
Право на личную и семейную тайну
Право на защиту своей чести и доброго имени
Право на свободный труд и образование
Право на отдых
Право на имуществоПолитические права граждан:
Право участвовать в выборах. (С 18 лет право участвовать в
управлении делами государства. Граждане России выбирают главу
государства и представителей органов государственной власти.)
Право быть избранным. (Право быть избранным на государственный пост
имеет любой гражданин нашей страны.)Личные права - права, которые принадлежат человеку от рождения.
Политические права - права, которые принадлежат только гражданам конкретного государства.2. Знакомимся с некоторыми статьями Конституции, в которых говорится об обязанностях граждан России.
Обязанности детей.
Слушаться родителей. Помогать по дому родителям. Хорошо учиться в школе и получить основное общее образование. Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.
3. Заканчиваем схему.
Федеральное собрание
Совет Федерации Государственная дума4. Пользуясь учебником, заканчиваем предложения.
Главой нашего государства является Президент Российской Федерации.
Он определяет основные направления внутренней и внешней политики. 64-65
-
Стр. 64-65. Ответы по теме Славные символы России
1. Дописываем предложения.
Герб - это отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству.
Гимн - это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства.2. Пишем, что означают цвета на российском флаге.
С древних времён цвета на Руси означали: красный - мужество и смелость, синий - верность и честность, белый - благородство.
Автор слов и музыки гимна России.
Музыку гимна написал композитор А.В. Александров, а слова - поэт С.В. Михалков.
3. Закрашиваем кружочек под изображением герба Российской Федерации.
Самый первый слева.
4. Кроссворд.
По горизонтали:
2. Торжественное музыкальное произведение, символ государства. Ответ: Гимн
6. Название государства, в котором мы живём. Ответ: Россия
7. Часть названия нашей страны, означающая союз, объединение. Ответ: Федерация
8. Фигура, изображённая на гербе Москвы. Ответ: Всадник
9. Птица, изображённая на гербе страны. Ответ: Орёл
10. Основной закон страны. Ответ: КонституцияПо вертикали:
1. Государственный орган, принимающий законы. Ответ: Дума
2. Отличительный знак государства. Ответ: Герб
3. Столица нашего государства. Ответ: Москва
4. Глава государства. Ответ: Президент
5. Документ о правах ребёнка. Ответ: Конвенция
7. Символ государства, день которого отмечают 22 августа. Ответ: Флаг.По горизонтали:
2. Гимн
6. Россия
7. Федерация
8. Всадник
9. Орёл
10. Конституция
По вертикали:
1. Дума
2. Герб
3. Москва
4. Президент
5. Конвенция
7. Флаг. 66
-
Страница 66. Такие разные праздники
1. Заполняем таблицу.
Семейные праздники:
день рождения
свадьба
крестины
встреча друзей
юбилеи
годовщина супружестваПрофессиональные праздники:
день врача
день строителя
день печати
день ВДВ
день учителяРелигиозные праздники:
Рождество Христово
Пасха
Крещение Господне
День Святой Троицы
РамаданГосударственные праздники:
День России
День Государственного флага
День народного единства
День Конституции
День защитника Отечества
День Победы2. Дописываем даты праздников.
День России - 12 июня
День защитника Отечества - 23 февраля
День Победы - 9 мая
День Конституции - 12 декабря
Международный женский день - 8 мартаПишем, к какой группе праздников относятся все перечисленные.
Эти праздники относятся к государственным праздникам
Какой праздник самый любимый.
Моим самым любимым праздником является Новый год. В этот чудесный праздник вся семья собирается вместе, нам дарят подарки. Этот праздник волшебный.
67 68 69
-
Ответы на задания к стр. 67-69. Путешествие по России
1. Пишем названия достопримечательностей, указываем в скобках города, в которых они находятся.
Памятник Минину Александровская Софийский
и Пожарскому колонна собор
г. Москва г.Санкт-Петербург г.Тобольск
Родина-мать Казанский кремль Преображенская
Башня Сююмбике церковь
г.Волгоград г.Казань остров Кижи2. Заполняем таблицу.
Территория России / Города / Народы
Дальний Восток / Владивосток / чукчи, ительмены, эскимосы, русские
Сибирь / Якутск, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Тобольск, Омск / буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, эвены, эвенки, ханты, манси, русские
Урал / Златоуст, Челябинск, Екатеринбург, Воткинск, Ижевск, Уфа, Оренбург / удмурты, башкиры, русские
Север Европейской России / Архангельск, Мурманск, Вологда, Псков / карелы, ижора, вепсы, водь, коми, русские
Поволжье / Углич, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань / калмыки, чуваши, марийцы, татары, мордовцы, русские
Юг России / Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Анапа, Сочи, Симферополь, Ялта, Евпатория, Новороссийск, Севастополь, Нальчик, Пятигорск, Кисловодск, Владикавказ, Назрань, Грозный, Махачкала / аварцы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ногайцы, ингуши, чеченцы, русские3. Подписываем названия старинных городов, которым принадлежат данные гербы.
Владимир Тверь Москва
Смоленск Рязань ТулаЕсли есть вопросы по ГДЗ , задавайте в комментариях.
Комментарии