Упражнение 10

Прочитайте четыре диалога.
Определите цель общения в каждом из диалогов. В каких из них собеседники достигли цели, а в каком нет? Почему? Кто из собеседников не ведёт диалог, а пререкается и потому не достигает цели? У кого вообще нет речевого взаимодействия?
Найдите в текстах предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

1. — Как твоё имя, девочка? (Вопр., невоскл.) — обратилась Королева к Алисе.
— Алиса, с позволения Вашего Величества, — весьма учтиво ответила Алиса. (Л. Кэрролл.)

Цель - знакомство. цель достигнута. Собеседники вежливы друг с другом.

2. — Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу. (Побуд., невоскл.)
— У моего батюшки и садовые не едятся, — сказала девочка.
Яблоня ей ничего не сказала. (Повеств., невоскл.)

Цель - получение информации. Цель не достигнута, потому что девочка ответила грубо.

3. — Яблоня-матушка, спрячь меня! (Побуд., воскл.)
—Поешь моего лесного яблочка!
Девочка поскорее поела и спасибо сказала. Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листьями. Гуси-лебеди не увидали девочку, пролетели мимо.

Цель - добиться помощи. Цель достигнута, потому что девочка вежлива. 

4. — Здорово, кума! (Повеств., воскл.)
— На рынке была.
— Аль ты глуха?
— Да купила петуха.
— Прощай, кума!
— Пять алтын дала.

Цель - получение информации. Цель не достигнута, потому что кума глуха и отвечает невпопад. Речевого взаимодействия нет.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)