В первом классе многие дети еще только учатся читать, и в этот период важно приучить ребенка к чтению. Так или иначе, всюду нас окружают слова. Любой учебник - это чтение. Если ребенок не научится быстро и осознанно читать в первом классе, у него могут быть проблемы по всем предметам, а не только по литературному чтению.
Чтение при правильном подходе - довольно увлекательное занятие, и его не заменят никакие видео и интерактивные программы. Это самостоятельный и особенный процесс познания, развивающий мозг. Начитанные дети не только эрудированы, они преуспевают во многом, обгоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников.
Но что делать, если возникли проблемы с домашним заданием по литературному чтению? Можно заглянуть в готовые домашние задания на 7 гуру и посмотреть ответы. Можно и нужно, потому что у нас все ответы одобрены учителями начальных классов, а на их основе ребенок сможет сформулировать свою мысль, если она не пришла в голову ранее, научится рассуждать.
Перед вами готовые домашние задания к первой части учебника литературное чтение за первый класс, авторы учебника Климанова, Горецкий, Голованова, программа Школа России. Ответы одобрены учителем начальных классов.
Ответы к учебнику по литературному чтению 1 класс часть 1, Школа России
Кликайте по вкладкам с номерами страниц, чтобы увидеть ответы
Страница 5
-
В мире книг, страница 5
Вопрос №1
О чем может рассказать обложка книги? Рассмотри выставку книг. Прочитай названия. Назови авторов.
Ответ
На обложке книги есть название произведения, его автор и иллюстрация. Исходя из этого можно сказать, о чём будет книга. На выставке книг представлены только "Азбуки", значит в этих книгах будет рассказываться об буквах алфавита. При этом, глядя на иллюстрацию и полное название книги, видно, что истории будут сюжетными.
Названия книг на выставке:
• И. П. Токмакова "Азбука" − "Аля, Кляксич и буква "А"
• Б. Заходер "Мохнатая азбука"
• В. Берестов "Цирковая азбука"
• "Азбука" ученикам 1 класса.Вопрос №2
Как ты думаешь, о чём эти книги?
о буквах русского алфавита
о приключениях букв
о том, как научиться читатьОтвет
Я думаю, что эти книги о буквах русского алфавита.
Вопрос №3
Посмотри содержание учебника. Найди раздел «Жили−были буквы». Прочитай, какие произведения в него включены. Какая тема их объединяет?
Ответ
Произведения, которые включены в раздел «Жили−были буквы»:
• Т. Павлова "Говорю я детям..."
• В. Лунин "Шорох..."
• Ф. Бобылёв "Хохоталв звонко Мила..."
• В. Данько "Загадочные буквы"
• И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква"А"
• Г. Сапгир "Про медведя"
• И. Гамазкова "Кто как кричит?"
• И. Гамазкова, Е. Григорьева "Живая азбука"
• С. Маршак "Автобус номер двадцать шесть"
• Саша Чёрный "Живая азбука"
Тема, которая объединяет произведения из раздела, − буквы и азбука. 6-7
-
Разноцветные страницы, страница 6-7
Вопрос №1
Прочитай стихотворение сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения. Определи, почему дети допустили ошибки.
Говорю я детям:
− Крот!
Повторяют дети:
− Кот!
Говорю я детям:
− Марки!
Повторяют дети:
− Маки!
Говорю я детям:
− Краска!
Повторяют дети:
− Каска!
Стало совершенно ясно:
Дети слово повторяют,
Только в слове звук теряют.
Этот звук такой,
Очень непростой.
Повторяй за мной:
− Р−р−р!
(Т. Павлова)Ответ
Дети допустили ошибки, потому что не выговаривают букву "р".
Вопрос №2
Прочитай стихотворение сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения. Определи, почему дети допустили ошибки.
Шорох,
Шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое… Кто это − гном?
Шшш! Там, за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
(В. Лунин)Ответ
Дети допустили ошибки, потому что ошибались, кто шуршит.
Вопрос №3
Прочитай стихотворение сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения. Определи, почему дети допустили ошибки.
Хохотала звонко Мила,
В рот смешинка угодила.
Ха−ха−ха!
Вдруг − бух!
Упала
И смешинку потеряла.
(Ф. Бобылёв)Ответ
Дети допустили ошибки, потому что смешинка в рот попасть не может.
8-11
-
Ответы к странице 8-11
Вопрос №1
Рассмотри рисунки к каждой строчке стихотворения. Они помогут догадаться, какие буквы спрятались в клеточках.
лягушку проглотил.тележку покатила.
откроем и войдём.
под ёлкою найдём.
жужжит и больно жалит.
в лесу деревья валит.
чирикает на ветке.
рычит на нас из клетки
приятный любит запах.
на мягких ходит лапах.
спасается от кошки.
в горшочке на окошке.
усердно чистит зубы.
велит надеть нам шубы.
в коробочке сидит.
совсем не ядовит.
с собою домик тащит.
откликнется из чащи.
в лесу на курьих ножках.
лежит у нас в лукошках.
по шёрстке мы погладим.
мы к празднику нарядим.
мерцает огоньком.
завертится волчком.
в лесу с куста мы ели.
вокруг Луны летели.
к обеду на столе.
на каждом корабле.Ответ
Буквы, которые спрятались в клеточках:
А (аист), Л (лошадь), Д (дверь), Ш (шишка), О (оса), П (пила), В (воробей), Т (тигр), Н (нос), К (кошка), М (мышка), Ц (цветок), Щ (щётка), З (зима), Ж (жук), У (удав), Ч (черепаха), Э (эхо), И (избушка), Г (гриб), С (собака), Ё (ёлка), Ф (фонарь), Ю (юла), Е (ежевика), Р (ракета), Х (хлеб), Я (якорь). 11
-
Ответы к странице 11
Вопрос №1
Запиши буквы, которые встречаются в стихотворении, в «Рабочую тетрадь». Все ли буквы алфавита ты запишешь?
Ответ
Буквы, которые встречаются в стихотворении:
А, Л, Д, Ш, О, П, В, Т, Н, К, М, Ц, Щ, З, Ж, У, Ч, Э, И, Г, С, Ё, Ф, Ю, Е, Р, Х, Я.
Не запишу буквы: Б, Ы, Ь, Ъ.Вопрос №2
Почему автор назвал буквы загадочными ? Можно ли в названии произведения заменить слово «загадочные» на близкое по смыслу слово «таинственные»?
Ответ
Автор назвал буквы загадочными, потому что их не видно и, чтоб их найти, нужно отгадать слово.
Слово «загадочные» значит непонятные, представляющие собой какую−то загадку. Слово «загадочные» можно заменить на слово «таинственные». Ведь оно тоже обозначает труднообъяснимые понятия.Вопрос №3
Найди и перечитай в тексте строки про кота, черепаху и мышку.
Ответ
Кот на мягких ходит лапах.
Мышка спасается от кошки.
Черепаха с собою домик тащит.Вопрос №4
О какой букве тебе хотелось бы рассказать? Самостоятельно придумай предложение или двустишие. Помощь можно найти в «Рабочей тетради».
Ответ
М − на всём свете самая милая, добрая,
Самая нежная, неповторимая и любимая.
(Мама) 13
-
Ответы к странице 13
Вопрос №1
Как ты представляешь себе Кляксича? Какой он: добрый или злой, сварливый или добродушный? Найди подтверждение в тексте и прочитай.
Ответ
Я представляю Кляксича большим, чёрным и некрасивым. Кляксич − злой и сварливый. Он ссорил и выгонял буквы.
"Он ссорит буквы друг с другом.Он хочет их всех заменить своими кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса − его племянница…"Вопрос №2
Как ты думаешь, произведение «Аля, Кляксич и буква «А» это сказка? Обоснуй своё мнение. Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует?
Ответ
Я думаю, что «Аля, Кляксич и буква «А» — это сказка.
Обычно в сказках происходят невозможные, волшебные вещи, как и в этом произведении − например, разговаривают буквы.Вопрос №3
Какие ещё приключения могут произойти с героями, например с буквой «А»? Придумай об этом сказку. Помощь ты найдёшь в «Рабочей тетради».
Ответ
Вдруг, прямо на середине страницы, показалось ещё несколько букв.
Они стали защищать букву «А». Это были буквы «Я», «К», «Б». Все они плакали и возмущались поступкам Кляксича. Але стало очень жалко буквы. И девочка стала очень стараться, чтоб написать буквы аккуратно.
Она очень обрадовалась, что ей это удалось. А Кляксич обиделся и исчез.Вопрос №4
Если тебе интересно узнать, что произойдёт дальше, то найди книгу И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А» в библиотеке и прочитай её вместе со взрослыми.
Ответ
Если тебе интересно узнать, что произойдёт дальше, то найди книгу И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А» в библиотеке и прочитай её вместе со взрослыми.
15
-
Ответы к странице 15
Вопрос №1
Как ты считаешь, подходит ли это стихотворение к теме "Жили−были буквы"?
Г.Сапгир
Про Медведя
Мой приятель Медведь
не умел читать,
а умел рычать
и умел реветь.
Раз пришло к нему письмо
непонятно от кого.
Он сказал в восторге: О−о−о!
Встретил Кролика в траве,
встал и чешет в голове,
что сказать, не знает: Э−э−э...
А увидел он Москву,
город мой, где я живу,
в удивленье рявкнул: У−у−у!
Колыбельную сынишке
пел он нежно: А−а−а!
Ну а голос был у Мишки −
просто медная труба.
Он ревел не хуже ветра −
все медведи таковы.
В чаще за три километра
из берлоги слышно: Ы−ы−ы!
Я сказал: "Хотя бы лапой
ты письмо нам нацарапай".
− О, Э, Ы, У, А −
вот и все его слова.Ответ
Я думаю, это стихотворение подходит к теме "Жили−были буквы", потому что Медведь в стихотворении произносит разные буквы с разными интонациями.
Вопрос №2
Почему стихотворение называется "Про Медведя"? Обсудите с другом, только ли о Медведе идёт в нём речь. Придумайте своё название.
Ответ
Я думаю, что стихотворение называется "Про Медведя", потому что Медведь является главным героем. Но в стихотворении еще упоминается приятель Медведя, который живёт в городе. Также в стихотворении есть Кролик и звуки "О", "Э", "А", "У", "Ы".
Стихотворению можно дать название − "Слова Медведя" или "Звуки".Вопрос №3
С кем и как пытался общаться Медведь? Найди строки и прочитай.
Ответ
Медведь пытался поговорить с Кроликом и спеть колыбельную сынишке.
"Встретил Кролика в траве,
встал и чешет в голове,
что сказать, не знает: Э−э−э...
Колыбельную сынишке
пел он нежно: А−а−а!"Вопрос №4
Какими словами можно заменить звуки, которые произносит Медведь?
Ответ
«О−о−о» можно заменить на фразу «какой сюрприз».
Вместо «Э−э−э» можно сказать «здравствуй».
«У−у−у» значит «никогда такого не видел».
«А−а−а» − можно заменить на «спокойной ночи», «приятных снов».
«Ы−ы−ы» − это, возможно, «я проснулся», «доброе утро». 16
-
Ответы к странице 16
Вопрос №1
Правильно ли ты всё прочитал? Не допустил ли ошибок? Почему было трудно произносить ответ? Обсудите с другом, почему стихотворение получилось весёлым.
И. Гамазкова
Кто как кричит
Сидит ворон на суку
И кричит ... .
Над селом взошла заря,
Петухи запели ... .
Не пойму я, почему
Запищал цыпленок ... .
Гуси−гуси, все ко мне!
Отвечают гуси ... .Ответ
И. Гамазкова
Кто как кричит
Сидит ворон на суку
И кричит "Ку−ку!".
Над селом взошла заря,
Петухи запели "Кря!".
Не пойму я, почему
Запищал цыпленок Му!".
Гуси−гуси, все ко мне!
Отвечают гуси "Бе−е!".
С одной стороны − прочитано правильно, так, как написал автор.
С другой стороны − неправильно. Ведь сюжет стихотворения не соответствует здравому смыслу. Из−за того, что в стихотворении перепутано, кто как кричит, оно получилось весёлым и необычным.Вопрос №2
Прочитай стихотворение ещё раз, вставляя слова по смыслу. Будет ли это теперь стихотворением?
Ответ
Если вставить слова по смыслу − то стихотворение не будет стихотворением − там не будет рифмы.
Кто как кричит
Сидит ворон на суку
И кричит "Кар−кар" .
Над селом взошла заря,
Петухи запели "Ку−ка−ре−ку" .
Не пойму я, почему
Запищал цыпленок "Пи−пи" .
Гуси−гуси, все ко мне!
Отвечают гуси "Га−га−га" . 17
-
Ответы к странице 17
Вопрос №1
Легко ли было вставить пропущенные слова? Обрати внимание на созвучие окончаний стихотворных строк, это называется рифмой.
И. Гамазкова, Е. Григорьева
Живая азбука
Жарким летом по горам
В шубе бегает ... .
− Как бы мне пошла кор−рона!
Важно каркает ... .
В колючках ёж и ёрш,
Но сразу разберёшь:
Кто ёжится − тот ... .
А кто ершится − ... .
Куда ведет подземный ход?
Об этом знает только ... .
Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса, чудеса,
Как проведала ... .Ответ
Пропущенные слова было легко вставить − получается рифма в стихотворении:
Живая азбука
Жарким летом по горам
В шубе бегает баран .
− Как бы мне пошла кор-рона!
Важно каркает ворона .
В колючках ёж и ёрш,
Но сразу разберёшь:
Кто ёжится − тот ёж .
А кто ершится − ёрш .
Куда ведет подземный ход?
Об этом знает только крот .
Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса, чудеса,
Как проведала оса. 20
-
Ответы к странице 20
Вопрос №1
Подходит ли данное стихотворение для раздела «Жили−были буквы»?
С.Маршак
Автобус номер двадцать шесть
Автобус номер двадцать шесть
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошёл, и волк, и вол,
Гиппопотам, пыхтя, вошёл.
Дельфин не мог вползти в вагон.
Енот не может выйти вон.
Жираф − как дернет за звонок:
Змею он принял за шнурок.
Индюк спросил: − Который час?
Козел сказал: − Не слышу вас.
Лиса сказала: − Скоро семь.
Медведь сказал: − Я всех вас съем!
Навозный жук жужжит: − Боюсь!
Орёл сказал: − А ты не трусь!
Петух пропел: − Какой герой!
Рысь проворчала: − Рот закрой!
Свинья заспорила с ежом.
Тюлень поссорился с моржом.
Удав кольцом сдавил свинью.
Фазан забился под скамью.
Хорёк за хвост цыплёнка − хвать!
Цыплёнок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: − Бежим!
Щегол уселся на окно.
Выпь говорит, что ей темно.
Эму сказал: − Закрыл он свет!
Юрок и дрозд сказали: − Нет!
Як промычал, пройдя вперёд:
− Автобус дальше не пойдёт!..
Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землёй,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньёй!Ответ
Данное стихотворение подходит для раздела «Жили−были буквы», потому что первые буквы каждой строчки составляют алфавит.
Вопрос №2
Перечитай строки об орле, свинье, цыплёнке и яке. Что ты можешь сказать об их характерах?
Ответ
Орёл сказал: − А ты не трусь!
Свинья заспорила с ежом.
Цыплёнок бросился бежать.
Як промычал, пройдя вперёд:
− Автобус дальше не пойдёт!.
Орёл − гордый, бесстрашный;
свинья − некультурная спорщица;
цыплёнок всего боится,
а як − рассудительный и правильный.Вопрос №3
Обсудите с другом последние две строки стихотворения. Можно ли сказать, что в этих строках выражена главная мысль?
Ответ
В последних строках стихотворения выражена главная мысль.
Не быть ежом − значит не быть "колючим", не говорить плохих слов, не цепляться к словам.
Не быть медведем − значит не показывать, что ты лучше других.
Не быть удавом − не обижать окружающих.
Не быть свиньёй − значит вести себя культурно.
В общем − быть культурным и приличным человеком.Вопрос №4
Определи, что ты уже знаешь о сказках.
• Сказочные герои могут играть, ссориться, смеяться.
• У сказочных героев могут быть характеры как у людей.
• Сказочные герои попадают в невероятные ситуации, совершают необычные поступки.Ответ
Я уже знаю о сказках:
• Сказочные герои могут играть, ссориться, смеяться.
• У сказочных героев могут быть характеры как у людей.
• Сказочные герои попадают в невероятные ситуации, совершают необычные поступки.Вопрос №5
Можно ли данное стихотворение назвать сказкой?
Ответ
"Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена."
В самом стихотворении сказано, что это сказка. И в стихотворении происходят чудеса − животные, птицы разговаривают. 21
-
Поговорим о самом главном, страница 21
Вопрос №1
Обсудите в классе высказывание «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Ответ
Смысл этой поговорки говорит сам за себя. Если ты сделаешь кому−то плохо, то он тебе в ответ сделает тоже плохо.
Ведь все мы желаем себе только хорошее, поэтому поступать надо именно так, как каждый из нас поступил бы по отношению к самому себе.
Поговорка «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь» − очень точно описывает суть поступков, которые совершают люди в своей жизни. 100 раз надо подумать, прежде чем поступить неправильно.Вопрос №2
Прочитайте пословицы.
Ищешь помощи, сам помогай.
Доброе слово тоже помощь.
Всякая помощь хороша вовремя.
Хочешь дружить - сам будь другом.Ответ
Ищешь помощи, сам помогай.
Доброе слово тоже помощь.
Всякая помощь хороша вовремя.
Хочешь дружить − сам будь другом.Вопрос №3
Рассмотрите иллюстрации, опишите ситуации, которые на них изображены.
Ответ
На первом рисунке − друзья зовут мальчика играть в мяч, а он болеет и не может с ними пойти.
На втором рисунке − мальчик зовёт друга и показывает ему грибы, а тот пошёл в другую сторону.Вопрос №4
Сделайте вывод, что необходимо делать, чтобы иметь настоящего друга.
Ответ
Друг − это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться и радостью, и печалью, которому можно доверить самые сокровенные желания и тайны.
Чтобы иметь настоящего друга, нужно:
• научиться признавать свои ошибки;
• относиться с уважением к другу;
• помнить, что старый друг лучше новых двух;
• хранить секреты, рассказанные другом;
• радоваться успехам друга и приходить другу на выручку в беде;
• не ссориться, а постараться понять, в чем виноват ты и всё исправить;
• делиться с товарищем интересными книгами, играми, игрушками. 22
-
Ответы к странице 22
Вопрос №1
Какие знаки препинания соответствуют паузе?
Саша Чёрный
Живая азбука
(В сокращении)
Буквам очень надоело
В толстых книжках спать да спать…
В полночь − кучей угорелой
Слезли с полки на кровать,
А с кровати на пол сразу.
Посмотрели − люди спят −
И затеяли проказу,
Превесёлый маскарад.
А стал аистом, Ц − цаплей,
Е − ежом… Прекрасный бал!
Я не спал и всё до капли
Подсмотрел и записал…Ответ
Паузы делают там, где стоят запятые и точки. Запятая − это короткая пауза, а точка − длинная.
Тире требует значительной паузы. Многоточие – очень богатый знак, звучит как длительная пауза и вздох.Вопрос №2
Какие слова тебе непонятны? Посмотри их значения в словаре в конце учебника. Обрати внимание на ударения. Прочитай в соответствии с ударением.
Ответ
Непонятные слова в стихотворении:
Как угорелый − быстро, со всех ног, изо всей силы.
Проказа − озорная шутка, шалость.
Маскарад − праздник, бал, на который приходят в масках и особых костюмах. 23-24
-
Проверим себя, страница 23-24
Вопрос №1
Можно ли сказать, что тема "Жили−были буквы" имеет сказочное название? Обоснуй своё мнение.
Ответ
Тема "Жили−были буквы" имеет сказочное название, потому что неживые герои−буквы наделены человеческими способностями.
И в названии раздела: неживые буквы жили−были как люди.Вопрос №2
О чём может рассказать обложка книги?
Ответ
Обложка несёт довольно разнообразную информацию, причём не только о названии книги и имени писателя. При разработке дизайна издательства стараются придать им характерные, узнаваемые особенности.
Вопрос №3
Почему писателей называют настоящими волшебниками? Выбери ответ.
• Писатели придумывают сказки и стихи о буквах, чтобы мы лучше их запомнили.
• Писатели могут научить буквы разговаривать.
• Писатели своим талантом, умением владеть словом превращают буквы в настоящих артистов, которые, как в театре, могут устраивать представления, маскарады, затевать игры.Ответ
Писателей называют настоящими волшебниками, потому что:
• Писатели могут научить буквы разговаривать.Вопрос №4
Вспомни и назови произведения, в которых герои оживают, шалят, играют, спорят, ведут разговоры. О какой особенности сказочного текста нам это говорит? Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт, рассказчик, учёный?
Ответ
Произведения, в которых герои оживают, шалят, играют, спорят, ведут разговоры:
• И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква"А";
• С. Маршак "Автобус номер двадцаь шесть";
• А. Данько "Загадочные буквы";
• И. Гамазкова "Кто как кричит?";
• С. Маршак "Автобус номер двадцать шесть";
• И. Гамазкова, Е. Григорьева "Живая азбука".
Благодаря таланту писателей и поэтов буквы оживают, шалят, играют, спорят, ведут разговоры. В этом заключается особенность сказочного текста − неживые предметы обладают способностями живых существ.Вопрос №5
Обсудите с другом, каким образом можно обычные буквы превратить в волшебные. Расскажите, как выглядят буквы, какой у них характер, как они себя ведут. Можно ли сказать, что буквы представлены как живые люди?
Ответ
Чтобы буквы превратить в волшебные, надо представить их живыми, со своими характерами и желаниями. Они могут быть добрыми или злыми, решительными или трусливыми, дружелюбными или злобными.
Сказочные буквы имеют такие же эмоции, как и люди, поэтому они представлены в произведениях как живые люди.Вопрос №6
Вспомни свои любимые сказки. Попробуй назвать одну из их особенностей, используй слова: волшебное, невероятное, необычное, превращение.
Ответ
Мои любимые сказки:
• "По щучьему велению"
• "Снегурочка"
• "Три медведя"
Особенность сказок − невероятные приключения.Вопрос №7
Знаешь ли ты, что звукоподражательные слова передают различные звуки, издаваемые животным (гав−гав…), предметом (буль−буль…), человеком (ха−ха−ха…), а также звуки природы (кап−кап−кап…)? Найди произведения, в которых автор использует звукоподражательные слова. Как называется это стихотворение? Кто его автор?
Ответ
Путаница (отрывок)
Вот обрадовались звери −
Засмеялись и запели,
Гуси начали опять
По−гусиному кричать −
Га−га−га!
Кошки замурлыкали −
Мур, мур, мур!
Птицы зачирикали −
Чик−чирик!
Лошади заржали −
И−го−го!
Мухи зажужжали −
Ж−ж−ж−ж−ж!
Лягушата квакают −
Ква−ква−ква!
А утята крякают −
Кря−кря−кря!
Поросята хрюкают −
Хрю−хрю−хрю!
Мурочку баюкают,
Милую мою...
Баюшки−баю, баюшки−баю...
(К.Чуковский)Вопрос №8
Устройте с друзьями конкурс «Кто больше придумает весёлых историй». Основное условие: слова должны начинаться с выбранной вами буквы.
Шершавый шершень шуршал, шевелился, шептал.Ответ
1) П: Павлин пением похвалялся, певцом представлялся, поразить пытался.
2) Г: Глупые гуси громко гоготали, горланили.
3) К: Коза козлят кормила, кочан капусты купила.Вопрос №9
Назови одну из особенностей стихотворного текста.
Ответ
Стихотворный текст − это ритмически особая форма текса, имеющая следующие особенности (отличия от прозаического текста): обязательное наличие рифмы и ритма, деление текста на строфы, связанных по смыслу.
Вопрос №10
Какие вопросы к произведениям вызвали у тебя затруднения?
Ответ
Вопросы к произведениям, которые вызвали у меня затруднения:
• Можно ли данное стихотворение назвать сказкой?
• Какими словами можно заменить звуки, которые произносит Медведь?Вопрос №11
Обсудите с другом, что важнее: читать быстро или понимать смысл прочитанного. Попробуйте побеседовать на эту тему, высказывая разные точки зрения.
Ответ
Важнее понимать смысл прочитанного. Ведь, если читать и не понимать произведение, ты ничего хорошего из него не извлечешь. Лучше прочитать одно произведение, получить от этого удовольствие и осознать его мораль, чем прочитать три произведения и ничего не понять. А ещё лучше быстро читать и понимать смысл прочитанного. Тогда ты сможешь за меньшее время усвоить больше полезного.
27
-
Ответы к странице 27
Вопрос №1
Рассмотри обложки, представленные на выставке книг. Прочитай их названия. Определи, везде ли указаны авторы. Как ты думаешь, почему?
Ответ
Обложки, представленные на выставке книг:
• "Небылицы"
• "Книга загадок"
• А. Толстой "Три медведя"
• Русские народные сказки "По щучьему велению"
Авторы указаны не везде, потому что в книгах собраны произведения разных авторов.Вопрос №2
Открой содержание учебника. Перечисли, какие произведения помещены в разделе «Сказки, загадки, небылицы». Какие из них можно поместить на выставку?
Ответ
Произведения, которые помещены в разделе «Сказки, загадки, небылицы»
Сказки:
• "Курочка Ряба"
• "Гуси−Лебеди"
• Е.Чарушин "Теремок"
• "Рукавичка"
• "Петух и собака"
Загадки.
Небылицы:
• "Ехала деревня..."
• "Лошадь ела сало..."
Английские народные песенки и небылицы:
• "Не может быть"
• "Я видел озеро в огне..."
• "Мой сыночек − молодец..."
• "Мама, можно искупаться?..."
• "Король Пипин"
• "Дом, который построил Джек"
А. С. Пушкин "Отрывки из сказок"
К. Ушинский "Гусь и журавль"
К. Ушинский "Жалобы зайки"
Поместить на выставку можно:
Небылицы:
• "Ехала деревня..."
• "Лошадь ела сало..."
Сказки:
• "Курочка Ряба"
• "Гуси−Лебеди"
• Е.Чарушин "Теремок"
• "Рукавичка"
• "Петух и собака"
Загадки.Вопрос №3
Какую книгу, которая есть на выставке, ты хотел бы прочитать? Объясни, почему ты выбрал именно эту книгу. Выбери ответ.
• Я люблю читать сказки.
• Мне нравятся необычные истории.
• Я люблю читать сказки, которые сочинили писатели.
• Я люблю отгадывать загадки.Ответ
Из книг, которые есть на выставке, я хотел бы прочитать:
Русские народные сказки "По щучьему велению".
Я выбрал эту книгу, потому что я люблю читать сказки. 30
-
Ответы к странице 30
Вопрос №1
Восстановим последовательность событий сказки по рисункам.
Ответ
1 − Жили−были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка золотое яичко.
3 − Дед бил−бил − не разбил
4 − Бабка била−била − не разбила.
5 − Мышка бежала, хвостиком махнула − яичко упало и разбилось.
6 − Плачут дед да баба.
7 − А курочка успокаивает их: "Не плачь, дедка, не плачь, бабка. Снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое".Ответ
31
-
Ответы к странице 31
Вопрос №1
Рассмотри рисунки на странице 32.
Ответ
Рисунки на странице 32 по сказке "Гуси−лебеди", но не последовательно.
Вопрос №2
Расскажи, что надо сделать, чтобы восстановить последовательность событий сказки по рисункам. Запиши план сказки в «Рабочую тетрадь».
Ответ
План сказки по рисункам:
1. Гуси−лебеди забирают мальчика.
2. Девочка забирает братца.
3. Баба−яга посылает ворона в погоню за детьми.
4. Гуси−лебеди не замечают детей укрытых за ветвями яблони.Ответ
Вопрос №3
Перескажи сказку, используя рисунки. Начни рассказывать так: «Жили−были…»
Ответ
Пересказ сказки "Гуси−лебеди":
Жили−были дед да баба. И были у них − старшая дочка и маленький сынок.
Родители уехали, а девочка стала играть, да так заигралась, что позабыла про братца. Тем временем, прилетели гуси−лебеди, схватили мальчика и понесли его к бабе−яге.
Прибежала девочка, увидела избушку бабы−яги, а в ней и братца своего. Схватила девочка братца и бежать, что есть сил. Гуси−лебеди увидали, что девочка братца забрала и погнались в погоню за девочкой.
На пути опять речка встретилась, предлагает молочка испить, девочка попила молока, поела киселя речка её с братцем и спрятала. Бежит дальше, а гуси вновь догоняют.
На пути яблонька, отведала девочка яблочко и яблонька её спрятала. Снова побежала, а гуси за ней летят, догоняют. На пути печка, пришлось и пирожка отведать. Спрятала печка девочку и братца, гуси мимо пролетели.
Так и добежала она девочка до дома, а там уж и родители вернулись.Вопрос №4
Чему учит нас сказка «Гуси−лебеди»? Какой урок мы можем получить, прочитав её?
Ответ
Сказка «Гуси−лебеди» построена в первую очередь на семейных ценностях. Она учит уважать близких людей и дорожить ими, когда нужно − быть за них ответственными. Ну и, конечно, тому, что нужно слушаться своих родителей, помогать им и выручать, когда нужно. И ещё − раз уж совершил оплошность, умей исправить её последствия. Сестрица, хоть и было ей тяжело, все−таки справилась, разрушила преграды, смогла убежать от преследования Бабы−Яги. Сказка учит тому, что в нужный момент необходимо быть находчивыми, но при этом благодарными за то, что другие оказывают какую−либо помощь.
36
-
Ответы к странице 36
Вопрос №1
Предположи, как называется эта сказка.
Ответ
Я предположу, что сказка называется "Теремок".
Вопрос №2
Знакомы ли тебе герои? Прочитай имена действующих лиц в том порядке, в каком они появляются в сказке. Как ты думаешь, почему автор назвал зайца — на горе увёртыш? Вспомни, какие прозвища зверей употребляются в народных сказках.
Ответ
Действующие лица в сказке:
• мышка−норушка
• лягушка−квакушка
• заяц − на горе увёртыш
• лисичка−сестричка
На горе увёртыш — то есть связанный не только с норой, нижним миром, но и с горами.
Прозвища зверей, которые употребляются в народных сказках:
• зайчик−побегайчик
• волчок − серый бочок
• медведь косолапыйВопрос №3
Перечитай, какие звуки произносят мышка, лягушка, другие действующие лица.
Ответ
Звуки, которые произносят мышка, лягушка, зайчик, лисичка:
− Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! (мышка)
− Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! (лягушка)
− Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! (зайчик)
− Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!.. (лисичка)Вопрос №4
Вспомни, что говорит лягушка мышке, что мышка ей отвечает. Разыграйте с другом этот эпизод.
Ответ
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Кто в тереме живёт?
— Я, мышка−норушка! А ты кто?
— Я, лягушка−квакушка!
— Иди ко мне жить!
Прыгнула лягушка в теремок
Стали они жить−поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!Вопрос №5
Какой конец сказки можешь предложить ты? Придумай свой вариант.
Ответ
Поселились в теремок ещё волчок−браток, медведь косолапый, ёжик−добряк, крот−учёный. И все они жили в согласии и взаимопонимании. Животные вместе готовили кушать, ели, спали, играли, убирались и гуляли. И всем было достаточно места и все были довольны.
Вопрос №6
Найди и прочитай сказку Е. Чарушина до конца.
Ответ
Найди и прочитай сказку Е. Чарушина до конца.
Вопрос №7
В чём отличие этой сказки от известной тебе народной сказки? Кто авторы? Сравни героев, события, окончания сказок.
Ответ
В сказке Е. Чарушина, в отличие от народной, есть много рифмованных строк.
События двух сказок одинаковые, герои тоже одинаковые, только автор даёт им другие прозвища.
Также сказки различаются окончанием: в народной сказке медведь не специально раздавил теремок, и животные построили новый; в сказке Е. Чарушина медведь нарочно разогнал всех жителей теремка, он хотел им навредить. 40-41
-
Рукавичка, страница 40-41
Вопрос №1
Назови действующих лиц сказки. Почему мышку называют поскребушкой, а кабана − клыканом?
Ответ
Действующие лица сказки:
• мышка−поскребушка
• лягушка−попрыгушка
• зайчик−побегайчик
• лисичка−сестричка
• волчок−серый бочок
• кабан−клыкан
• медведюшка−батюшка
Мышку называют поскребушкой, потому что она часто скребёт, собирая зёрнышки. Кабан – клыкан, потому что у него большие и заметные клыки.Вопрос №2
Представь себе героев сказки «Рукавичка». Какой у них характер, как они говорят, с какой интонацией? Прочитайте с другом сказку по ролям.
Ответ
Главными героями сказки являются дикие животные: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан и медведь. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.
Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.Вопрос №3
О каких событиях рассказывается в сказке?
Ответ
События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает её место развития повествовательного действия:
• Потерял дед в лесу рукавичку, и в ней мышка поселилась.
• Вскоре пустила мышка к себе лягушку, а потом и зайчика жить.
• Следом поселились в рукавичке лисичка, волк и кабан.
• Медведь не мог залезть в рукавичку и сел рядом.
• Вспомнил дед про рукавичку и вернулся в лес.
• Собака залаяла, звери разбежались, и забрал дед рукавичку.Вопрос №4
Ответь на вопросы и попробуй пересказать сказку.
• Как начинается сказка?
• Кто за кем появляется в сказке?
• Кто был последним?
• Пустили звери медведя в рукавичку?
• Кто испугал зверей?Ответ
Возвращался дед с охоты из зимнего леса, да и обронил рукавичку. Недолго лежала рукавичка пустой. Нашла её мышка, обрадовалась, забралась внутрь и решила, что будет в ней жить. А мимо лягушка скакала, увидела рукавичку и стала спрашивать, кто в ней живет. Ответила мышка, что живет здесь мышка−поскребушка. Сказала лягушка, что она лягушка−поскакушка и спросила, можно ли и ей в рукавичке пожить. Разрешила мышка, залезла лягушка в рукавичку и стали они вдвоем с мышкой жить.Вскоре пробегал мимо зайчик−побегайчик. тоже попросился в рукавичку жить. Пустили его.
А следом уже лисичка−сестричка бежит, тоже в рукавичку хочет. И ее пустили добрые звери.
И вот уже волчок−серый бочок в рукавчику просится. И его пустили.
Пробегает кабан−клыкан, тоже в рукавичку просится. Засомневались звери, влезет ли кабан в рукавичку, но пустили. Стали уже вшестером жить.
Тут и медведь пришел. Тоже в рукавичку просится. Медведя пустили в рукавичку. тесно стало и рукавичка затрещала, но выдержала.
А дед хватился рукавички и назад вернулся. Собака его залаяла, испугались звери, разбежались кто куда. Забрал дед рукавичку и домой пошёл.Вопрос №5
Определи главную мысль сказки. Какое выражение можно соотнести по смыслу со сказкой «Рукавичка»?
Не учись разрушать, а учись строить.
В тесноте, да не в обиде.
Согласие крепче каменных стен.Ответ
Это выражение можно соотнести по смыслу со сказкой «Рукавичка»: В тесноте, да не в обиде. Также оно выражает главную мысль сказки.
Вопрос №6
Обсудите с другом смысл пословиц.
Не учись разрушать, а учись строить.
В тесноте, да не в обиде.
Согласие крепче каменных стен.Ответ
Смысл пословицы «Не учись разрушать, а учись строить»: чтоб что−то разрушить много ума не требуется, а вот создать – может не каждый. Этому и нужно учиться.
«В тесноте, да не в обиде» − это означает, что людям хорошо находиться рядом, несмотря на скромные жилищные условия. Самое ценное в такой ситуации – дружба, любовь, душевная теплота.
Смысл пословицы «Согласие крепче каменных стен» заключается в том, что, если люди уверены друг в друге, то им не страшны никакие преграды, препятствия и испытания. Они все преодолеют.Вопрос №7
Придумай небольшой рассказ на тему одной из пословиц.
Не учись разрушать, а учись строить.
В тесноте, да не в обиде.
Согласие крепче каменных стен.Ответ
Небольшой рассказ на тему пословицы «В тесноте да не в обиде».
Как−то раз мы с ребятами из класса гуляли в парке. Вдруг небо закрыло тучами, пошёл дождь. Недалеко от нас стояла маленькая беседка. В ней никого не было. Мы побежали туда. И побежали все люди, которые гуляли поблизости. Все еле−еле поместились в беседку. Но все старались сделать так, что бы все туда вошли. Как говорится «В тесноте да не в обиде»!Вопрос №8
Сравни сказки Е. Чарушина «Теремок» и русскую народную сказку «Рукавичка». Чем они похожи, а чем различаются?
Ответ
Чем похожи сказки "Теремок" и "Рукавичка":
• Сюжет: очень похож. Сперва в домике появляется мышка, затем лягушка, а потом и другие звери.
• Одинаковые события: для каждого нового жильца в домике находится место.
• Одинаковые проблемы: героям приходится потесниться, чтобы пустить к себе нового жильца.
Чем различаются сказки "Теремок" и "Рукавичка":
• Действующие лица: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк и медведь, но в "Рукавичке" есть ещё герои − кабан, дед и собака.
• Начало сказки: в "Рукавичке" история начинается с того, как дед потерял рукавичку, а в "Теремке" мы узнаем, что теремок стоит в поле.
• Концовка: В "Рукавичке" дед возвращается за потерянной рукавичкой и звери вынуждены покинуть свой новый дом, в "Теремке" медведь не добрый, как в сказке "Рукавичка", а злой: он наваливается на теремок, тот трещит и разваливается. Медведь пытается поймать зверей, но они убегают от него.
• "Рукавичка" написана в прозе, "Теремок" − в стихах. Кроме того, в "Теремке" встречаются повторы. 44
-
Петух и собака, страница 44
Вопрос №1
Обсудите с другом, можно ли смысл сказки выразить пословицами.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не рой другому яму - сам в неё упадёшь.Ответ
Поскольку речь в сказке идёт о друзьях и о взаимопомощи, то лучше всего отражают её суть пословица "Не имей сто рублей, а имей сто друзей".
А лиса пыталась обмануть петуха, к этой ситуации подходит пословица "Не рой другому яму − сам в неё упадёшь".Вопрос №2
Какая мысль в сказке самая важная?
Ответ
Главная мысль сказки "Петух и собака" − никакие беды не страшны, когда рядом настоящий товарищ.
46
-
Загадки, страница 46
Вопрос №1
В каждой загадке определи слова, которые помогли тебе её отгадать.
***
Круглолица, белолица,
Во все зеркала глядится,
По небу, как по льду,
Катается.
***
По синему небу
Тарелка плывёт.
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
***
Летом шубу надевает,
А зимой её снимает.
***
Ползун ползёт,
Иглы везёт.
***
Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит.
***
Маленький, усатенький,
Мохнатенький,
Со спинкой полосатенькой.
***
Молоко пьёт,
песенки поёт,
чисто умывается,
а с водой не знается.Ответ
Подчеркнутые слова помогли мне отгадать загадки.
***
Круглолица, белолица,
Во все зеркала глядится,
По небу, как по льду,
Катается. (Луна)
***
По синему небу
Тарелка плывёт. (Луна)
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Летом шубу надевает,
А зимой её снимает. (Дерево)
***
Ползун ползёт,
Иглы везёт. (Ёжик)
***
Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)
***
Маленький, усатенький,
Мохнатенький,
Со спинкой полосатенькой. (Котик)
***
Молоко пьёт,
песенки поёт,
чисто умывается,
а с водой не знается. (Котик)Вопрос №2
О чём эти загадки? Прочитай сначала все загадки о еже, потом — о котёнке. Раздели загадки на группы. Какие группы получились?
Ответ
Загадки о еже:
***
Ползун ползёт,
Иглы везёт.
***
Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит.
Загадки о котёнке:
***
Маленький, усатенький,
Мохнатенький,
Со спинкой полосатенькой.
***
Молоко пьёт,
песенки поёт,
чисто умывается,
а с водой не знается.
Все загадки можно разделить на группы:
• о луне
• о дереве
• о ёжике
• о котёнкеВопрос №3
Составь самостоятельно загадку о кошке или еже.
Ответ
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)
Мягкие лапки,
А в лапках − цап−царапки. (Кошка) 48-49
-
Небылицы, страница 48-49
Вопрос №1
Для чего сочиняют небылицы? Выбери ответ:
• для потехи;
• для поучения;
• для игры.Ответ
Небылицы придумывают для потехи и для поучения.
Вопрос №2
Переставь в небылице все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Прочитай, что получилось.
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из−под собаки
Лают ворота.
Выскочила палка
С бабкою в руке
И давай дубасить
Коня на мужике.
***
Лошадь ела сало,
А мужик − овёс.
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.Ответ
***
Ехал мужик
Мимо деревни,
Вдруг из−под ворот
Лают собаки.
Выскочила бабка
С палкою в руке
И давай дубасить
Мужика на коне.
***
Лошадь ела овёс,
А мужик − сало.
Мужик сел в сани,
А лошадь повёзла.Вопрос №3
Попробуй придумать свою небылицу.
Небылица − это история, которая никогда не могла бы произойти на самом деле; вымысел, неправда. В небылицах часто бывает весёлая путаница.Ответ
Злой кабан сидел на ветке,
Грыз орехи и конфетки,
Лимонадом запивал.
Вдруг охотника увидал,
Кабан крыльями взмахнул
И на Марс упорхнул. 53
-
Ответы к странице 53
Вопрос №1
Какая из прочитанных английских песенок показалась тебе особенно смешной?
Ответ
Песенка «Я видел озеро в огне» показалась мне особенно смешной. Все её герои совершают несвойственные им вещи. Об этом очень интересно и забавно читать.
***
(в сокращении)
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил.Вопрос №2
Каким словом можно заменить слово стеречь?
Ответ
Слово стеречь можно заменить словами:
• охранять
• следить
• караулитьВопрос №3
Можно ли назвать английские песенки небылицами? Подтверди своё мнение текстом.
Ответ
Английские песенки – это небылицы. Они представляют истории, которые никогда не могут произойти на самом деле. В них описываются невозможные явления, что вызывает улыбку и смех.
"Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши."Вопрос №4
Какое настроение создают эти произведения? Почему?
Ответ
Песенки описывают очень весёлые события, поэтому создают радостное, приподнятое настроение. В них описываются невозможные явления, что вызывает улыбку и смех.
55
-
Дом которой построил Джек, страница 55
Вопрос №1
Удалось ли тебе открыть секрет известного стихотворения «Дом, который построил Джек»? Если нет, то перечитай стихотворение и сравни первые две строки со всеми последующими.
Дом, который построил Джек.
(В сокращении)
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это весёлая птица−синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот кот, который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек…Ответ
Секрет этого произведения – процесс описания самого объекта. То есть, в первых строках говорится о доме, а дальше обо всём, что в нём происходит.
При этом используются повторы: каждые несколько строк повторяется одна и та же фраза. Такой приём делает произведение очень необычным, увлекательным и забавным. И с каждой строчкой продолжение становится всё интереснее.Вопрос №2
Как построено это стихотворение? Какие слова повторяются в каждой части стихотворения? Сравни: построить дом; построить стихотворение.
Ответ
Каждые 2−3 строки повторяется основная фраза: "В доме, который построил Джек" .
Построить дом – это физическое действие, которое предусматривает наличие рабочей силы и строительного материала.
Построить стихотворение – это творческое действие, которое требует таланта и вдохновения.Вопрос №3
Почему первые строки стихотворения вынесены в заглавие?
Ответ
Они выражают тему произведения, на которой основано всё стихотворение. Именно поэтому эти строки стали заглавием.
57
-
Как хорошо уметь читать, страница 57
Вопрос №1
Что вызывает у тебя трудности при чтении?
• Не знаю, как правильно выделить ударный слог.
• Не понимаю некоторые слова.
• Не знаю, где сделать паузу.Ответ
Я не понимаю некоторые слова и это у меня вызывает трудности при чтении.
58
-
Поговорим о самом главном, страница 58
Вопрос №1
Обсудите в классе, будете ли вы хорошо относиться к человеку, который всегда говорит: «Я самый умный», «Я самый добрый».
Ответ
Я вряд ли буду относиться к такому человеку хорошо, потому что фразы «Я самый умный», «Я самый добрый» вызывают только отрицательные впечатления. Человек, который действительно умный и добрый, будет молчать об этом, лишь изредка показывая их тем, кто этого заслуживает.
Человек, который просто кричит об этом, не показывая примерами и хорошими поступками − проcто хвастун и зазнайка.Гусь и журавль (страница 58
Вопрос №1
О какой черте характера говорится в произведении?
Ответ
Лучше делать мастерски одно дело, чем делать множество дел, но плохо.
В произведении говорится о том, что гусь хвастал множеством своих умений. А журавль пояснил гусю, что в каждом своем умении гусь не так уж и хорош.
В произведении говорится о хвастовстве. 59
-
Жалобы зайки, страница 59
Вопрос №1
Объясни, что мешает зайчику жить: храбрость, трусость, ум, глупость? Найди подтверждение в тексте.
Ответ
Зайчику мешает жить трусость.
"Всё бы ещё можно жить на свете, если б не трусость негодная."Вопрос №2
Найди в библиотеке книгу рассказов К. Д. Ушинского.
Ответ
Найди в библиотеке книгу рассказов К. Д. Ушинского.
60
-
Проверим себя, страница 60
Вопрос №1
Определи, какие произведения ты прочитал в этом разделе, и приведи примеры.
рассказ
небылица
загадка
песенка
былина
сказка
басня
стихотворениеОтвет
Произведения, которые я прочитал в этом разделе:
Сказки − "Курочка Ряба", "Гуси−Лебеди", "Теремок", "Рукавичка", "Петух и собака".
Загадки.
Небылицы − "Ехала деревня...", "Лошадь ела сало...".Вопрос №2
Назови сказку, которую создал автор. Какие стихотворения в этом разделе ты прочитал? Какая небылица тебе больше всего понравилась?
Ответ
Сказка, которую создал автор − Е. Чарушин "Теремок".
Стихотворения, которые я прочитал в этом разделе:
• "...Ветер, ветер! Ты могуч..." (отрывки из сказок)
• "Король Пипин"
• "Дом, который построил Джек"
Мне понравилась небылица − "Ехала деревня..."Вопрос №3
Назови отличительные особенности сказки, небылицы, загадки.
Ответ
Отличительные особенности сказки:
• сказка – это вымышленная история; неживые предметы могут обладать человеческими способностями;
• могут присутствовать волшебные предметы;
• в конце добро всегда побеждает зло;
• сказка осуждает плохие черты характера и преподносит хорошие, в ней всегда есть мораль.
Небылицы − обычно это небольшие комические произведения, в которых автор изображает действительность в искаженном виде. Например: на деревьях растут сосиски, люди ходят на головах, родители учаться в школе, а дети их учат и так далее.
Загадка − это метафорическое выражение, вопрос, где в итоге нужно дать ответ на загадку, разгадать её.Вопрос №4
Подумайте с другом, чем похожи сказки про теремок, которые вы прочитали, и чем они различаются.
Ответ
Сказки про теремок похожи началом, развитием событий, действующими героями.
Отличаются они концом и прозвищами некоторых животных. Одна из сказок имеет автора, имя которого известно, а вторая – создана народом.Вопрос №5
Закончи предложение так, чтобы оно стало небылицей.
• По небу плывут… .
• По лесу скачут… .
• По траве бегут…Ответ
• По небу плывут котята и щенята .
• По лесу скачут ложки и вилки.
• По траве бегут трамваи.Вопрос №6
Проведите в классе конкурс «Кто больше вспомнит загадок». Придумай свою загадку про солнышко. С чем ты его сравнишь?
Ответ
Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой.
(Солнце)
Я сравниваю солнышко с воздушным шаром золотым.Вопрос №7
Попробуй продолжить стихотворение «Дом, который построил Джек», дополнив его такими строками:
…А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста…Ответ
А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.Вопрос №8
Назови сказки, написанные стихами.
Ответ
Сказки, написанные стихами:
• Александр Пушкин — "Сказка о царе Салтане"
• Александр Пушкин — "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
• Корней Чуковский — "Котауси и Мауси"
• Корней Чуковский — "Федорино горе"
• Корней Чуковский — "Мойдодыр" 63
-
В мире книг, страница 63
Вопрос №1
Рассмотри выставку книг. Прочитай названия. На всех ли обложках написаны фамилии авторов? Как ты думаешь, почему?
Ответ
Названия книг на выставке:
• "Чиста небесная лазурь"
• "Времена года" Стихи русских поэтов
• Ф. Тютчев "Весенняя гроза"
• Р. Сеф "Лицом к весне"
На обложках двух книг не написаны фамилии авторов, потому что это сборники произведений разных авторов.Вопрос №2
Как ты думаешь, о чём рассказывается в этих книгах,
Ответ
• "Чиста небесная лазурь" − сборник стихов, в котором много душевных, светлых стихотворений о природе, о Родине и детстве.
• "Времена года" Стихи русских поэтов − сборник стихов о временах года − зиме, весне, лете, осени.
• Ф. Тютчев "Весенняя гроза" − стихотворение о первой весенней грозе, в нём поэт красочно и эмоционально описывает весеннюю грозу.
• Р. Сеф "Лицом к весне" − стихотворение о наступающей весне.Вопрос №3
Стихи каких поэтов ты прочитаешь в разделе? Посмотри в содержании учебника.
Ответ
Стихи поэтов, которые я прочитаю в разделе:
• В. Лунин "Тень"
• А. Майков "Ласточка примчалась..."
• А. Плещеев "Травка зеленеет..."
• А. Майков "Весна"
• Т. Болозёров "Подснежники"
• С. Маршак "Апрель"
• И. Токмакова "Ручей"
• И. Токмакова "К нам весна шагает..."
• Е. Трутнева "Голубые, синие..."
• Р. Сеф "Чудо"Вопрос №4
Как можно назвать выставку книг?
Рассказы о животных
Стихи о природе
Рассказы о природе
Люблю природу русскуюОтвет
Выставку книг можно назвать − Стихи о природе.
66
-
Ответы к странице 66
Вопрос №1
Что услышал поэт А. Майков в щебетании ласточки? Прочитай.
А. Майков
Ласточка примчалась
Из−за бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Всё весною пахнет!»Ответ
Поэт А. Майков услышал в щебетании ласточки приближение весны:
"Как февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Всё весною пахнет!"Вопрос №2
Какие слова говорят о том, что поэт А. Плещеев радуется и ждёт весну?
А. Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.Ответ
Об этом говорят ласкательные слова "травка", "солнышко". И ласково обращается к ласточке − вестнику весны.
"Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит." 67
-
Ответы к странице 67
Вопрос №1
Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
А. Майков
Весна
Голубенький, чистый
Подснежник−цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
И. С. Остроухов
Первая зеленьОтвет
Слово, которое помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна» − «сквозистый». Это значит, что снег уже становится прозрачным, тает.
Вопрос №2
Нравится ли тебе сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
Т. Белозёров
Подснежники
Плакала снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники —
Снегурочкины слёзы.Ответ
Мне нравится это сравнение, потому что оно очень необычное и несёт в себе интересный смысл.
Вопрос №3
Как выразительно прочитать стихотворение? Надо:
• читать целыми словами;
• делать паузы между предложениями;
• выделять голосом важные слова.Ответ
Надо:
• читать целыми словами;
• делать паузы между предложениями;
• выделять голосом важные слова. 68
-
Ответы к странице 68
Вопрос №1
Обрати внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.
С. Маршак
Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.Ответ
С. Маршак радостно описывает пробуждение природы и животных. Ритм стихотворения весёлый.
Вопрос №2
Какое настроение создаёт у тебя стихотворение?
Ответ
Стихотворение создаёт у меня радостное настроение, восторг от пробуждения природы.
Вопрос №3
Найди рифму к слову «апрель».
Ответ
Рифма к слову «апрель» − капель.
Вопрос №4
Определи слова, которые помогают почувствовать приход весны.
Ответ
В стихотворении перечисляются признаки весны: капель звенит, ручьи бегут, лужи образовались, проснулся медведь после зимней спячки, запели птицы, расцвёл первый весенний цветок − подснежник.
69
-
Ответы к странице 69
Вопрос №1
Прислушайся к ритму повторяющихся слов, и ты почувствуешь, как звонко и весело звучал ручей.
И. Токмакова
Ручей
Бежит ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал…
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал…
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул…
Увидел речку — прыг туда —
И сразу утонул!Ответ
Повторяющиеся слова:
• Бежал, бежал, бежал...
• Лежал, лежал, лежал...Вопрос №2
Как подчёркнутые слова помогают представить весёлый ручей?
Ответ
Слова "вскачь", "прыг туда" отражают движение ручья и можно его представить весёлым, забавным непоседой.
Вопрос №■
Как в стихотворении изображается быстрый приход тёплой весны?
И. Токмакова
***
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.Ответ
Автор пишет о том, что весна передвигается быстрыми шагами. Это и говорит о наступлении теплой погоды. И автор сравнивает наступление весны с ее шагами тёплыми ногами.
70
-
Ответы к странице 70
Вопрос №1
Как бы ты назвал стихотворение?
Е. Трутнева
***
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки.
Первая трава.
Луг, совсем как ситцевый
Всех цветов платок, —
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака...Ответ
Стихотворение можно назвать − Приход весны.
Вопрос №2
Объясни, как ты понимаешь подчёркнутые слова. Нравятся ли тебе такие сравнения?
Ответ
Выражение "льдинки − кружева" даёт представление снежинок, которые напоминают кружева.
Выражение "ситцевый платок" даёт представление луга, который полностью укрыт прекрасными цветами.
Это очень прекрасные сравнения и мне они нравится. 71
-
Как хорошо уметь читать, страница 71
Вопрос №1
Прочитай стихотворение, обращая внимание на знаки препинания.
Р. СефЧудо
Ты ещё
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда —
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
«ПОСУДА»
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрёстка
Пробивается
Берёзка.Ответ
Чудо
Ты ещё
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда —
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
«ПОСУДА»
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрёстка
Пробивается
Берёзка.Вопрос №2
Какое чувство ты хотел бы передать, читая стихотворение "Чудо"?
Ответ
Читая стихотворение "Чудо", я хотел бы передать чувства удивления, взволнованности.
Вопрос №3
Что ты представлял себе, читая это стихотворение? Найди мультфильм к этому произведению. Совпали ли твои представления с тем, как это проиллюстрировано в мультфильме?
Ответ
Читая стихотворение Р. Сефа "Чудо", я представлял себе спокойную жизнь, красивый свободный двор, общение двух детей, и магазинчик вокруг которого растут деревья. И одна берёзка пробивается сквозь асфальт, хотя ей это очень тяжело делать.
После просмотра мультфильма, мои представления не совпали с тем, как сюжет произведения проиллюстрирован в нём. В мультфильме показано далёкое будущее, в котором растения полностью отсутствуют, поэтому появление берёзки − чудо. 72
-
Поговорим о самом главном, страница 72
Вопрос №1
Обсудите в классе, как научиться договариваться друг с другом.
Ответ
Чтобы научиться договариваться друг с другом, надо уметь слушать и слышать. Эти навыки помогут принять точку зрения друга по тем или иным случаям, а после высказать ему свое и прийти к чему−то общему.
Вопрос №2
Прочитай пословицы. Какая тема их объединяет?
• Не так живи, как хочется, а как совесть велит.
• От человека утаишь, а от совести не утаишь.
• Совесть дороже золота.
• Больная совесть, что больной зуб.
• Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
• Счастье — спокойная совесть.Ответ
Пословицы объединяет тема совести.
Совесть — внутреннее сознание человека, умение оценивать и ценить собственные дела и поступки, неся полную ответственность. Если совесть человека чиста, его не мучает чувство вины. Душа спокойна — это счастье.Вопрос №3
Выберите пословицу и обсудите её в классе. Найдите общую точку зрения. Действуйте по плану:
• выслушай мнение собеседника;
• выскажи свою точку зрения;
• определи, совпали ли ваши мысли.
Запишите вашу общую точку зрения в «Рабочую тетрадь».Ответ
Выбрана пословица.
• Не так живи, как хочется, а как совесть велит.
На сколько ваше внутреннее состояние позволит вам спокойно жить и не болеть? Однако всегда есть путь назад − можно признаться в низком поступке перед тем, кого вы обманули. Преодоление себя − это самое трудное, что может быть. 73
-
Проверим себя, страница 73
Вопрос №1
Сравни интонацию, с которой ты будешь читать стихотворение о весне А. Майкова «Ласточки примчались…» и стихотворение Т. Белозёрова «Подснежники».
Ответ
Стихотворение А. Майкова «Ласточки примчались…» читается с восклицательной интонацией, стихотворение Т. Белозёрова «Подснежники» — с повествовательной интонацией.
Вопрос №2
Назови одну из особенностей стихотворного текста.
Ответ
Главным отличием стихотворения от прозы является присутствие рифмы в предложениях. А также стих имеет другую форму записи. Его не просто записывают в строчки, а делят на строфы.
Вопрос №3
Вспомни, с чем сравнивают поэты тающий снег, весенний ручей, цветущий луг.
Ответ
Тающий снег Т. Белозёров сравнивает со снегурочкиными слезами; И. Токмакова, описывая весенний ручей, рассказывает, как он мчится вскачь и прыгает в реку; Е. Трутнева сравнивает цветущий луг с ситцевым платком.
Вопрос №4
Какие стихи о весне тебе больше всего понравились? Почему? Прочитай выразительно одно из стихотворений.
Ответ
Мне понравилось стихотворение И. Токмаковой. Это стихотворение вызывает улыбку. Оно написано с весёлым, приподнятым настроением. Особенно забавно читать строки: «Верно, очень теплые ноги у весны». Они немного удивляют, ведь весна – не человек и не имеет ног.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)Вопрос №5
Стихи каких поэтов рассказывают о радостном приходе весны, о первых цветах?
Ответ
Стихи, которые рассказывают о радостном приходе весны, о первых цветах написаны следующими поэтами:
• А. Майков ("Ласточка примчалась...")
• А. Плещеев ("Травка зеленеет...")
• А. Майков ("Весна")
• Т. Белозёров ("Подснежники")
• С. Маршак ("Апрель")
• И. Токмакова ("Ручей")
• И. Токмакова ("К нам весна шагает...")
• Е. Трутнева ("Голубые, синие...")Вопрос №6
Продолжи стихотворения.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит…Апрель, апрель!
На дворе звенит…Ответ
Травка зеленеет,
Солнышко блестит…
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.Апрель, апрель!
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.Вопрос №7
Выбери утверждение, с которым ты согласен.
• Мне нравятся стихи о весне. Я так люблю это время года.
• Я не люблю стихи, потому что там ничего не происходит.
• Я люблю слушать стихи, слушать, как они звучат (как музыка).
• Мне нравится читать стихи, определять, какое настроение хотел передать автор.Ответ
Утверждение, с которым я согласен:
• Мне нравятся стихи о весне. Я так люблю это время года.