Для закрепления изученного материала по географии применяются контурные карты. В этом году, в пятом классе, ученики встретятся с ними впервые, как и с самим уроком географии. На первый взгляд, заполнять контурные карты довольно сложно, ведь они представляют из себя лишь однотонные контуры тех или иных регионов Земли. Но если уделять учебе не слишком мало внимания, то становится понятным, что все ответы для заполнения контурных карт имеются в учебнике и атласе того же учебно-методического комплекта "Полярная звезда". Осталось лишь вооружиться хорошо наточенными цветными карандашами и перерисовать все точки-стрелочки и надписи.
Ежели нет времени искать все в учебнике, можно воспользоваться готовыми домашними заданиями с правильными ответами. Но и тут нужно быть очень внимательным, придется перерисовывать очень много мелких объектов. В целом, ГДЗ может вам помочь в выполнении домашнего задания по географии на пятерку, при условии вашей внимательности и аккуратности.
Ответы к контурным картам по географии за 5 класс "Полярная звезда":
Чтобы выбрать нужную страницу контурных карт, кликните по ее номеру.
Страница 2-3.
-
Страница 2 — 3. Географические открытия X—XVII вв. 5 класс. Полярная звезда
*кликните по карте для увеличения ее масштаба.
В правилах оформления контурных карт вы найдёте информацию о том, как должны быть сделаны надписи к различным географическим объектам. Например, что все водные объекты подписываются синим цветом, а остальные — чёрным. Но на наших картах все объекты подписаны другими цветами. Это сделано специально, чтобы помочь вам сориентироваться в огромном количестве информации, которой насыщена любая контурная карта. Разноцветные надписи помогут вам быстро найти нужное: города и реки, моря и равнины. Вы сможете быстро увидеть, что добавилось на карте в результате выполнения следующего задания и лучше понять, что и где находится. Так что пользуйтесь нашими картами «с умом», чтобы ваши оценки не были снижены из-за тонкостей оформления. Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам.
Чтобы увеличить карту, клик/тап на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать карту атласа на страницах 2 и 3.
1. Определите, маршруты каких великих путешественников обозначены на карте. Подпишите их имена и даты путешествий над линиями, обозначающими соответствующие маршруты.
Чтобы легче было найти путешествие конкретного человека, будет отмечать на каждой карте только по три маршрута. Карту со всеми нанесёнными маршрутами можно посмотреть ниже.
Маршрут путешествия Эрика Торвальдсона (Эрика Рыжего) 983-984 гг. — обозначен синими стрелками.
Маршрут путешествия Лейфа Эйриксона 1004 г. — обозначен тёмно-синими стрелками.
Маршрут путешествия Марко Поло 1271-1295 гг. — обозначен зелёными стрелками.Маршрут путешествия Афанасия Никитина 1468-1474 гг. — обозначен ярко-малиновыми стрелками.
Маршрут путешествия Бартоломеу Диаша 1487-1488 гг. — обозначен оранжевыми стрелками.
Маршрут путешествия Васко да Гама 1497-1499 гг. — обозначен тёмно-красными стрелками.Маршрут путешествия Христофора Колумба 1492-1493 гг. — обозначен светло-коричневыми стрелками.
Маршрут путешествия Джона Кабота 1497 г. — обозначен тёмно-зелёными стрелками.
Маршрут путешествия Христофора Колумба 1502-1504 гг. — обозначен тёмно-коричневыми стрелками.Маршрут путешествия Фернана Магеллана 1519-1521 гг. — обозначен красными стрелками.
Маршрут путешествия Френсиса Дрейка 1577-1580 гг. — обозначен светло-зелёными стрелками.
Маршрут путешествия Виллема Баренца 1596-1597 гг. — обозначен малиновыми стрелками.Маршрут путешествия Ермака 1581-1582 гг. — обозначен тёмно-лиловой стрелкой.
Маршрут путешествия Генри Гудзона 1610 г. — обозначен жёлто-оранжевыми стрелками.
Маршрут путешествия Абела Тасмана 1642-1644 гг. — обозначен фиолетовыми стрелками.Маршрут путешествия Федота Попова и Семёна Дежнёва 1648-1649 гг. — обозначен тёмно-фиолетовой стрелкой.
Основные направления освоения Сибири и Дальнего Востока — обозначены тёмно-голубыми стрелками.
Все маршруты путешественников на одной карте.
2. Подпишите острова, вблизи которых проходили маршруты Ф. Магеллана, X. Колумба, А. Тасмана.
Маршрут Фернана Магеллана походил вблизи островов:
Канарские острова;
острова Зелёного Мыса;
остров Огненная Земля;
Филиппинские острова;
остров Калимантан (Борнео);
остров Новая Гвинея.Маршрут Христофора Колумба проходил вблизи островов:
Канарские острова;
остров Гаити;
остров Куба;
остров Ямайка.Маршрут Абела Тасмана проходил вблизи островов:
остров Суматра;
остров Ява;
остров Новая Гвинея;
острова Кергелен;
остров Тасмания;
острова Новая Зеландия.3. Найдите и подпишите города, через которые проходило путешествие М. Поло.
Путешествие Марко Поло проходило через города:
Венеция
Ормуз
Каракорум
Пекин
Сингапур4. Подпишите на карте географические объекты, названные в честь путешественников X—XVII вв.
Географические объекты, названные в честь путешественников X—XVII вв.:
в честь Васко да Гама:
город Васко-да-Гама в Индии;
в честь Христофора Колумба:
страна Колумбия в Южной Америке;
город Колон в стране Панама;
гора Кристобаль-Колон в Южной Америке;в честь Фернана Магеллана:
Магелланов пролив между материком Южная Америка и островом Огненная Земля;
в честь Френсиса Дрейка:
пролив Дрейка между островом Огненная Земля и материком Антарктида;в честь Виллема Баренца:
Баренцево море на побережье Серного Ледовитого океана;
город Баренцбург на острове Шпицберген;в честь Генри Гудзона:
Гудзонов залив в Северной Америке;
Гудзонов пролив в Северной Америке;
озеро Гудзон в Северной Америке;
река Гудзон в Северной Америке;
город Гудзон в Северной Америке;в честь Абеля Тасмана:
остров Тасмания южнее материка Австралия;
Тасманово море между материком Австралия и островами Новая Зеландия;
гора Тасмана на островах Новая Зеландия;
залив Тасмана;в честь Семёна Дежнёва:
мыс Дежнёва — самая восточная точка материка Евразия;
залив Дежнёва — чуть севернее полуострова Камчатка. Страница 4-5
-
Страница 4 — 5. Карта путешествий XVII—XX вв. 5 класс. Полярная звезда
*кликните по карте для увеличения ее масштаба.
В правилах оформления контурных карт вы найдёте информацию о том, как должны быть сделаны надписи к различным географическим объектам. Например, что все водные объекты подписываются синим цветом, а остальные — чёрным. Но на наших картах все объекты подписаны другими цветами. Это сделано специально, чтобы помочь вам сориентироваться в огромном количестве информации, которой насыщена любая контурная карта. Разноцветные надписи помогут вам быстро найти нужное: города и реки, моря и равнины. Вы сможете быстро увидеть, что добавилось на карте в результате выполнения следующего задания и лучше понять, что и где находится. Так что пользуйтесь нашими картами «с умом», чтобы ваши оценки не были снижены из-за тонкостей оформления. Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам.
Чтобы увеличить карту, клик/тап на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать карту атласа на страницах 4 и 5.
1. Определите и подпишите морские маршруты путешественников XVII—XX вв.
Чтобы легче было найти путешествие конкретного человека, будет отмечать на каждой карте только по три маршрута. Карту со всеми нанесёнными маршрутами можно посмотреть ниже.
Маршрут путешествия Витуса Беринга и Алексея Чирикова в 1741 г. — обозначен фиолетовыми стрелками.
Маршрут путешествия Александра Гумбольдта в 1799-1804 гг. — обозначен светло-коричневыми стрелками.
Маршрут путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского в 1803-1806 гг. — обозначен тёмно-коричневыми стрелками.Маршрут путешествия Джеймса Кука в 1768-1771 гг. — обозначен синими стрелками.
Маршрут путешествия Джеймса Кука в 1772-1775 гг. — обозначен светло-зелёными стрелками.
Маршрут путешествия Джеймса Кука в 1776-1779 гг. — обозначен тёмно-зелёными стрелками.Маршруты всех приведённых выше морских путешествий XVII—XX вв. на одной карте.
2. Определите и подпишите сухопутные маршруты путешественников. Подпишите материки, которые они исследовали.
Маршрут путешествия Александра Маккензи 1789, 1792-1793 гг. — обозначен розовыми стрелками.
Маршрут путешествия Давида Ливингстона 1840-1872 гг. — обозначен тёмно-красными стрелками.
Маршрут путешествия Николая Пржевальского 1867, 1870, 1883-1885 гг. — обозначен красными стрелками.Материки, которые они исследовали:
Александр Маккензи исследовал материк Северная Америка;
Давид Ливингстон исследовал материк Африка;
Николай Пржевальский исследовал материк Евразия.Также на карте обозначены города, из которых начинали свои маршруты путешественники:
Лондон
Плимут
Лиссабон
Санкт-Петербург
Кяхта
Улан-Батор
Каракол
Пекин
Хабаровск
Владивосток
Петропавловск-Камчатский
Джакарта
Порт Элизабет
Кейптаун (Капстадт)
Рио-де-Жанейро
Лима
Вашингтон
Нью-Йорк
Форт-Чипенвайан3. Обозначьте маршрут экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, во время которого был открыт самый холодный материк Земли.
Маршрут путешествия Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в 1819-1821 гг. — обозначен оранжевыми стрелками.
Самый холодный материк Земли — Антарктида. Страница 6-7
-
Страница 6 - 7. Карта полушарий. Физическая карта. 5 класс. Полярная звезда
*кликните по карте для увеличения ее масштаба.
В правилах оформления контурных карт вы найдёте информацию о том, как должны быть сделаны надписи к различным географическим объектам. Например, что все водные объекты подписываются синим цветом, а остальные — чёрным. Но на наших картах все объекты подписаны другими цветами. Это сделано специально, чтобы помочь вам сориентироваться в огромном количестве информации, которой насыщена любая контурная карта. Разноцветные надписи помогут вам быстро найти нужное: города и реки, моря и равнины. Вы сможете быстро увидеть, что добавилось на карте в результате выполнения следующего задания и лучше понять, что и где находится. Так что пользуйтесь нашими картами «с умом», чтобы ваши оценки не были снижены из-за тонкостей оформления. Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам.
Чтобы увеличить карту, клик/тап на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий надо прочитать параграф 14 в учебнике.
1. Обозначьте Гринвичский меридиан красным цветом. При помощи градусной сетки определите его протяжённость в градусах и километрах по территории Африки. Подпишите полученные результаты над линией.
Гринвичский меридиан — это нулевой меридиан. Он проходит через пригород Лондона Гринвич в месте, где в 1675 г. начала работать одна из самых старых астрономических обсерваторий в мире — на карте обозначен красной линией.
Для определения протяженности нулевого меридиана по территории Африки, надо определить:
расположение параллели, пересекающей нулевой меридиан в самой северной точке на территории Африки — это параллель 36° северной широты, обозначена верхней фиолетовой линией;
расположение параллели, пересекающей нулевой меридиан в самой южной точке на территории Африки — это параллель 5° северной широты, обозначена нижней фиолетовой линией;
рассчитать протяжённость меридиана в градусах: 36° — 5° = 31° — протяжённость Гринвичского меридиана по территории Африки в градусах;
рассчитать протяжённость меридиана в километрах: 31° • 111 км = 3 441 км — протяжённость Гринвичского меридиана по территории Африки в километрах.Примечание: Длина 1° любого меридиана составляет примерно 111 км.
2. Обозначьте точки с координатами: А (60° с. ш. 30° в. д.), Б (60° с. ш. 150° в. д.), В (20° ю. ш. 30° з. д.), Г (90° ю. ш.). Проведите кратчайшие расстояния между точками А и Б, В и Г. Определите эти расстояния в километрах при помощи градусной сетки и подпишите полученные результаты над проведёнными линиями.
Обозначим указанные точки (синие точки на карте):
А (60° с. ш. 30° в. д.) — находится в районе города Санкт-Петербурга;
Б (60° с. ш. 150° в. д.) — находится на побережье Охотского моря в районе города Магадан;
В (20° ю. ш. 30° з. д.) — находится в Атлантическом океане, восточнее города Рио-де-Жанейро;
Г (90° ю. ш.) — находится на Южном полюсе нашей планеты.Кратчайшее расстояние:
между точками А и Б проходит по параллели 60° с. ш. (зелёная линия) и составляет 150° — 30° = 120°, то есть 120° • 55,8 км = 6 696 км;
между точками В и Г проходит по меридиану 30° з. д. (оранжевая линия) и составляет 90° — 20° = 70°, то есть 70° • 111 км = 7 770 км.Примечание: Длина 1° любого меридиана составляет примерно 111 км, а длина 1° на 60-й параллели составляет примерно 55,8 км.
3. Ваше судно расположено у берегов полуострова Лабрадор в месте пересечения 50-й параллели и 60-го меридиана. Обозначьте это место на карте. Укажите стрелками от него направления: север — юг, запад — восток.
Полуостров Лабрадор находится на материке Северная Америка. Значит нам нужно пересечение 50-й параллели северной широты и 60-го меридиана западной долготы — отмечено тёмно-красной точкой.
Определять направления на карте следует по меридианам и параллелям. То есть для того, чтобы обозначить направление:
на север — надо провести линию вдоль 60-го меридиана в сторону Северного полюса;
на юг — надо провести линию вдоль 60-го меридиана в сторону Южного полюса;
на восток — надо провести линию вдоль 50-й параллели в сторону нулевого меридиана;
на запад — надо провести линию вдоль 50-й параллели в сторону 180-го меридиана.
На карте направления обозначены тёмно-голубыми стрелками. Страница 8-9
-
Страница 8 - 9. Карта полушарий. Физическая карта. 5 класс. Полярная звезда
*кликните по карте для увеличения ее масштаба.
В самой контурной карте не указан перечень заданий для данной страницы. Вы можете посмотреть ответы для этой карты в ГДЗ к учебнику географии. Так же вы можете написать в комментариях формулировки заданий, на которые вы хотели бы увидеть ответы.
ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. На контурную карту нанесите штриховкой районы землетрясений на Земле (задание № 8 к § 20. Движения земной коры (1)).
Для выполнения заданий будем рассматривать рисунок 47 на странице 10 в учебнике и карту атласа на странице 15.
Землетрясения происходят в основном на границах литосферных плит — в горных районах и в океанах.
2. На контурной карте отметьте вулканы, указанные в тексте учебника. Что общего у районов распространения землетрясений и вулканов? (задание № 5 к § 21. Движения земной коры (2)).
Для выполнения заданий будем рассматривать рисунок 47 на странице 10 в учебнике и карту атласа на странице 15.
В тексте учебника указаны вулканы:
Везувий (Италия)
Кракатау (Индонезия)
Монтань-Пеле или Мон-Пеле (Малые Антильские острова и остров Мартиника)
Ключевская Сопка (Россия)
Этна (Италия)
Фудзияма (Япония)
Гекла (Исландия)
Орисаба (Мексика)
Килиманджаро (Танзания)
Котопахи (Эквадор)Практически все вулканы расположены на границах литосферных плит, то есть районы распространения вулканов совпадают с зонами землетрясений.
3. Специальным знаком отметьте действующие и потухшие вулканы.
Для выполнения заданий будем рассматривать рисунок 47 на странице 10 в учебнике и карту атласа на странице 15.
Действующие вулканы — обозначены на карте красными звёздочками:
Шишалдина
Катмай
Рейнир
Шаста
Орисаба
Ирасу
Мон-Пеле
Руис
Котопахи
Гульятири
Ласкар
Тупунгато
Вильярика
Осорио
Берни
Гекла
Везувий
Этна
Камерун
Ньирагонго
Шивелун
Ключевская сопка
Толбачинская сопка
Тятя
Фудзияма
Сакурадзима
Таал
Апа
Керинчи
Кракатау
Амбуломбо
Улавун
Ламингтон
Руапеху
Мауна-ЛоаПотухшие вулканы — обозначены на карте чёрными звёздочками:
Чимборасо
Эльбрус
Казбек
Эми-Куси
Кения
Килиманджаро Страница 10-11
-
Страница 10 -11. Карта полушарий. Политическая карта. 5 класс. Полярная звезда
*кликните по карте для увеличения ее масштаба.
В правилах оформления контурных карт вы найдёте информацию о том, как должны быть сделаны надписи к различным географическим объектам. Например, что все водные объекты подписываются синим цветом, а остальные — чёрным. Но на наших картах все объекты подписаны другими цветами. Это сделано специально, чтобы помочь вам сориентироваться в огромном количестве информации, которой насыщена любая контурная карта. Разноцветные надписи помогут вам быстро найти нужное: города и реки, моря и равнины. Вы сможете быстро увидеть, что добавилось на карте в результате выполнения следующего задания и лучше понять, что и где находится. Так что пользуйтесь нашими картами «с умом», чтобы ваши оценки не были снижены из-за тонкостей оформления. Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам.
Чтобы увеличить карту, клик/тап на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать карту атласа на страницах 12 и 13.
1. Используя политическую карту атласа, выделите территорию пяти крупнейших по площади стран мира. Подпишите их названия. Укажите столицу каждой страны.
Самые крупные по площади страны мира это:
Россия — занимает площадь 17 125 191 км². Столица России — город Москва.
Канада — занимает площадь 9 984 670 км². Столица Канады — город Оттава.
Китай — занимает площадь 9 598 962 км². Столица Китая — город Пекин.
США (Соединённые Штаты Америки) — занимает площадь 9 525 067 км². Столица США — город Вашингтон.
Бразилия — занимает площадь 8 515 767 км². Столица Бразилии — город Бразилиа.2. Подпишите 5 государств, расположенных на островах. Укажите их столицы.
К островным государствам относятся:
Япония — столица Токио;
Филиппины — столица Манила;
Великобритания — столица Лондон;
Мадагаскар — столица Антананариву;
Куба — столица Гавана.3. Выделите красным 60-й меридиан з. д. Подпишите страны, чью территорию он пересекает.
60-й меридиан западной долготы (обозначен красной линией) пересекает территорию следующих стран:
Аргентина — столица Буэнос-Айрес;
Парагвай — столица Асунсьон;
Боливия — столица Ла-Пас;
Бразилия — столица Бразилиа;
Гайана — столица Джорджтаун;
Венесуэла — столица Каракас;
Канада — столица Оттава;
Дания — столица Копенгаген (остров Гренландия входит в состав территории государства Дания). Страница 12-13
-
Страница 12 — 13. Карта полушарий. Политическая карта. 5 класс. Полярная звезда
*кликните по карте для увеличения ее масштаба.
Комментарий: К сожалению, к данной контурной карте не указан перечень заданий. Поэтому мы предлагаем написать в комментариях формулировки заданий, на которые вы хотели бы увидеть ответы.
ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. На контурную карту нанесите штриховкой районы землятресений на Земле (задание № 8 к § 20. Движения земной коры (1)).
Ответ описан на стр. 8-9 контурных карт.
Страница 14-15
-
Страница 14 - 15. Россия. Физическая карта. 5 класс. Полярная звезда
*кликните по карте для увеличения ее масштаба.
В правилах оформления контурных карт вы найдёте информацию о том, как должны быть сделаны надписи к различным географическим объектам. Например, что все водные объекты подписываются синим цветом, а остальные — чёрным. Но на наших картах все объекты подписаны другими цветами. Это сделано специально, чтобы помочь вам сориентироваться в огромном количестве информации, которой насыщена любая контурная карта. Разноцветные надписи помогут вам быстро найти нужное: города и реки, моря и равнины. Вы сможете быстро увидеть, что добавилось на карте в результате выполнения следующего задания и лучше понять, что и где находится. Так что пользуйтесь нашими картами «с умом», чтобы ваши оценки не были снижены из-за тонкостей оформления. Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам.
Чтобы увеличить карту, клик/тап на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий надо будет вспомнить темы, пройденные в течение всего учебного года.
1. Обведите границу России.
Сухопутная граница России обведена красной линией.
Морская граница России обведена тёмно-голубой линией.2. Найдите на карте города со следующими координатами: 66° с. ш. 66° в. д., 62° с. ш. 129° в. д.
Город с координатами 66° с. ш. 66° в. д. — это Салехард
Город с координатами 62° с. ш. 129° в. д. — это Якутск3. Вы находитесь на территории Среднесибирского плоскогорья в точке пересечения 100-го меридиана и 60-й параллели. Стрелками разного цвета укажите направления на север и восток от этого места.
Направление из точки по сторонам света на карте указывается вдоль расположения меридианов и параллелей:
направление на север обозначено синей стрелкой;
направление на восток обозначено красной стрелкой.4. Обозначьте крайние северную и восточную точки России. Определите их географические координаты и подпишите результаты возле соответствующих точек. Подпишите названия полуостровов, на которых расположены крайние точки.
Крайние точки России (континентальные) находятся:
Северная крайняя точка — на мысе Челюскин, расположенном на полуострове Таймыр. Координаты точки: 77° с.ш. 104° в.д.
Восточная крайняя точка — на мысе Дежнёва, расположенном на Чукотском полуострове. Координаты точки: 66° с.ш и 169° з.д.5. Выделите цветом отрезок 80-го меридиана, пересекающий Западно-Сибирскую равнину. Определите её протяжённость на этом отрезке в градусах и километрах. Полученные результаты подпишите рядом с отрезком меридиана.
Отрезок 80-го меридиана, пересекающий Западно-Сибирскую равнину обозначен зелёной линией: от 72° с.ш. 80° в.д. до 51° с.ш. 80° в.д.
Протяженность отрезка в градусах: 72° — 51° = 21°
Протяженность отрезка в километрах: 21 • 111 = 2 331 км.
Комментарии