Очень часто в учебниках по русскому языку встречается задание выделить основу предложения, то есть подчеркнуть главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Зачастую дети не могут самостоятельно разобраться, какое из слов является подлежащим. Давайте разбираться вместе.
Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет, явление, действие, признак, состояние которого поясняется сказуемым. Подлежащее обозначает, о ком или о чём идет речь в предложении, и отвечает на вопросы кто? или что?
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
Если предмет одушевленный, к нему задается вопрос кто? К неодушевленному субъекту действия задается вопрос что?
(Кто?) Кошка лакает молоко.
(что?) Солнце взошло над лесом.
(кто?) Никто не спал в эту ночь.
(кто?) Вы позвоните мне завтра в десять часов?
В предложении главный член сказуемое поясняет подлежащее и сообщает, что делает этот предмет. Оба главные члены предложения равноправны по отношению друг к другу.
Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением, обозначающим лицо или предмет, который сам совершает действие.
Значит, чтобы найти подлежащее в предложении, выполняем последовательно следующие действия:
- зададим вопрос: о ком или о чём говорится в предложении?
- Ответим на этот вопрос с помощью слова в форме именительного падежа, обозначающего лицо или предмет.
- Зададим к этому слову вопрос: кто? или что?
- Посмотрим, возможно ли от него задать вопрос к глаголу: что делает? что делал? и пр.
- Подчеркнем подлежащее одной линией.
Но помимо существительного в именительном падеже или местоимения подлежащее может быть выражено словами других частей речи
- числительное
Трое — это уже семья! Семеро одного не ждут. Шесть делится на три.
- Инфинитив (обычно - в начале предложения)
Грубить - плохая привычка.
- Субстантивированное причастие, прилагательное
Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших.
- Любая часть речи в значении существительного
Наше завтра туманно. Грянуло ура.
- Различные сочетания слов:
а) составные географические названия;
Садовое кольцо - круговая транспортная магистраль.
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты;
В стране активно развивается сельское хозяйство.
в) количественно-именные сочетания;
Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках.
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.;
На площади собралось множество народа.
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными;
Что-то черное зашевелилось в углу.
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом "с" и сущ. в тв. п.
Мама с ребенком шли впереди.
Также подлежащее может быть выражено неразложимым словосочетанием, в составе которого имеются слова следующих частей речи:
- числительное + существительное, либо только числительное
Три тополя стояли у дороги. Обе подруги были голодны. Четверо щенят резвятся около собачьей будки.
- словами «много», «мало», «большинство», «меньшинство» + существительное
Большинство учеников хорошо справились с заданием.
- местоимение «столько», «сколько», «несколько» + существительное
Несколько воробьев купаются в луже.
- неопределённое местоимение (некто, нечто, несколько, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо и пр.) + прилагательное или причастие
Что-то странное появилось в его взгляде. Кто-то незнакомый заглянул во двор.
- термин или собственное наименование (бабье лето, Красный Крест)
Наступило долгожданное Рождество Христово.
Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что
- подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются.
Пример:
Мне надо доделать упражнение. («Мне» - это тот, кто производит действие, названное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО?);
- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
Пример:
В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания. («Которые» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что действие «не обращали внимания» производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчиненного предложения);
- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.
Пример:
Она ненавидела всё, что было связано с футболом. («Что» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «все», которое производит действие «было связано».)
- подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев - именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:
* слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже.
Пример:
В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовало около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.
* слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже.
Пример:
Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестер поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших.
* слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеже (если сказуемое стоит в форме множественного числа).
Пример:
Сестра с братом учатся в разных школах.