Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

Беседа по картине "Опять двойка"

Давайте внимательнее рассмотрим репродукцию Федора Павловича Решетникова «Опять двойка».

- Каков жанр картины? (Бытовой жанр).

- Назовите место, где происходит событие. (Комната в квартире).

- Нашего ли времени изображенный эпизод? Что помогло вам это определить? (Нет. Старого образца мебель, девочка в пионерском галстуке).

- Перечислите всех героев картины.

- Что за момент на ней изображен? Подтвердите свою мысль развернутым ответом. (Мальчик только что зашел домой)

- Каким образом художник выделил главного героя? (Во всей композиции он изображен на переднем плане. Остальные смотрят на него).

- Опишите мальчика: внешний вид, поза, выражение лица. Что он испытывает? (У него поношенное пальто и старый мятый портфель. Он катался на коньках, возможно, и на портфеле. В игре забыл про уроки. Получил двойку. Опустил голову, вот-вот заплачет. Ему стыдно. Грустный вид, прячет глаза, виновато смотрит, готов заплакать, опущена голова, растрепаны волосы, портфель перевязан веревкой, красные щеки, долго гулял на улице.)

- Так же опишите остальных героев. (Мама расстроена. Руки печально и устало опущены. Сестра явно отличница, аккуратная, смотрит строго, осуждает. Брату смешно, он лукаво ухмыляется. Пес рад, виляет хвостом).

- Как относятся к появлению школьника мать, сестра, братишка? (Характеристика мамы - сидит у стола, стиснула до боли руки, печальная, жалко сына, с тревогой думает о его учебе.  Характеристика братишки - малыш, младший братишка, рядом с мамой, катался по комнате, остановился около мамы, не знает - радоваться или грустить, посмеивается над двоечником.  Характеристика сестры - аккуратная девочка, учится хорошо, отличница, смотрит с осуждением, с укоризной, (внимательно и требовательно смотрит), готовится к урокам, переживает за брата.)

- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесенную двойку? (Характеристика собаки - встретила первой хозяина, любит его, радостно бросилась, лапы сложила ему на грудь, старалась лизнуть в лицо, ждет прогулки.)

- Ваши предположения, что хотел сказать нам этой картиной художник? (Это не в первый раз произошло.  Плохо и невесело приносить двойки. Огорчаются самые близкие люди, которые о тебе заботятся).

- Невеселые переживания героев автор передал и красками. Опишите тона. (Они неяркие, приглушенные, потому что далеко не праздничное событие).

Составление плана

- Какие части есть в тексте? (вступление, основная часть, заключение)

- Обычно в начале пишется, о какой картине идет речь, кто её автор, когда она была написана, какому событию посвящена.

1. Картина Ф. Решетникова «Опять двойка»
    Какому событию посвящена картина? Что случилось?
2. Это было уже не раз! (Кто бросился навстречу мальчику первым?
   Какие чувства у всех членов семьи на его отметку? О чем сначала, о чем потом? Кто здесь главный? мальчик, мама, сестра, братишка, собака)
3. Мое отношение к картине.

Варианты вступлений к сочинению

Самое трудное – это начать сочинение искренне, эмоционально. Предлагаю вам рассмотреть несколько вариантов вступлений.

  • Перед нами картина Фёдора Решетникова «Опять двойка».
  • Герой картины Федора Решетникова получил двойку.
  • Мальчик на картине Федора Решетникова чувствует себя виноватым.

В основной части мы описываем героев, цвета картины.

Обычно в завершающей части мы отвечаем на вопрос:
- Какое настроение у нас создаёт картина? Кроме этого мы можем отметить особенность мастерства художника.

Несколько вариантов заключений:

  • Картина Ф.П. Решетникова очень правдивая. Хочется надеяться, что мальчик исправится и будет учиться на одни пятерки.
  • Эта картина очень поучительная. Она учит нас ответственно относиться к учебе и не подводить своих родных.
  • Картина мне очень понравилась. На ней автор правдиво изобразил мальчика, переживающего о совершенном проступке.

Словарная работа

Портфель, пальто, перевязан бечевкой, радостная собака, велосипед, смотрит с укоризной и осуждением, голубоватый цвет стен.

Пример сочинения по картине "Опять двойка"

    Картину «Опять двойка» написал Федор Павлович Решетников. Всех персонажей он изображал с натуры.
     Главный герой картины - мальчик. Он только что пришел домой из школы. Ученик одет в старенькое пальто с меховым воротником, в руках он держит мятый портфель. Мальчик получил в школе двойку, и ему за это стыдно перед семьей. Он опустил голову и грустно смотрит в пол. Школьник является центром композиции картины, все внимание окружающих устремлено на него.
    Первым ученика, вернувшегося из школы, бросилась встречать собака. Она положила лапы мальчику на грудь и радостно виляет хвостом. Собака рада хозяину и ей не важно, какие отметки тот получил в школе.
    На дальнем плане изображена семья, встречающая мальчика. Мама расстроилась из-за двойки сына. Она сидит у стола, сомкнув руки, и смотрит на ребенка с укором. Маме жалко сына, она тревожится о его учебе.
    Не одобряет двойку и сестра. Девушка выглядит опрятно, она, наверное, отличница. Ее портфель аккуратно лежит на стуле, она собирается учить уроки. Сестра осуждает брата за плохую отметку, переживает за него.
    Младший братишка катался по комнате на велосипеде и остановился около мамы. Он смеется над двоечником, потому что еще слишком мал и не понимает сложившейся ситуации.
    Цвета на картине не очень яркие, они подчеркивают настроение изображенных на ней людей.
    Этой картиной художник, вероятно, хотел нам сказать, что плохо получать двойки. Из-за них расстраивается не только сам ученик, но и его близкие люди. Название картины говорит о том, что это не первая двойка в жизни мальчика. Картина создает грустное настроение. Художник изобразил мальчика и его семью очень реалистично, поэтому я переживаю за мальчика и его будущее, желаю ему исправить все двойки. Сюжет картины учит, что к учебе нужно относиться более ответственно, чтобы не расстраивать себя и родных.

Автор сочинения Лиза Зайченко 7 класс