Упражнение 38

Прочитайте строки из стихотворения «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова.

Однажды, в студёную зимн..ю пору,
Я из лесу вышел; был сильный моро.. .
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лоша..ка, в..зущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лоша..ку ведёт под уз..цы мужичок
В больших сап..гах, в полушубке овчинном,
В больших рук..вицах... а сам с ноготок!

Уточните значение выделенных слов в Толковом словарике. Попробуйте заменить их синонимами из слов для выбора. Объясните, почему поэт выбрал именно эти слова из ряда возможных слов.

Слова для выбора: шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая; степенном, солидном, важном.

Ответ

Шествуя - шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая. Чинный - степенный, солидный, важный. Поэт выбрал именно эти слова, чтобы была рифма.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Упражнение 39

Прочитайте текст К. Чуковского о стихотворении Н. Некрасова «Мужичок с ноготок».

   Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов этого шестилетнего труженика. Другой сказал бы о мальчике, что тот шагает, или идёт, или бредёт, или движется, но Некрасов говорит о нём: «шествует». Так говорили тогда только о почтенных, главным образом старых людях. О детях никто никогда не говорил, что они шествуют. Одним этим словом Некрасов даёт нам понять, как гордился «мужичок с ноготок» тем, что ему поручили такое нужное и трудное дело.
   Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.

Выпишите предложение, в котором выражена главная мысль текста.

Запишем:

Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.