Готовые домашние задания к учебнику по информатике, авторы которого И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. Учебник с синей обложкой. 2019 год.

Вроде бы, как говорят, растет "цифровое" поколение детей, с младенчества они с мобильными устройствами и компьютерами, все про них знают. Ан нет, практически у всех возникают сложности с информатикой. Это потому, что компьютер не только для того, чтобы играть в игры, но и для выполнения рабочих задач. А детки, даже в седьмом классе, используют их исключительно для игр, ну и еще для того, чтобы ГДЗ посмотреть. Ни устройства компьютера не знают, не принципов его работы, хотя бы на уровне азов... 

Так что, учите информатику, может хоть немного ума прибавится. Если возникнут трудности с заданиями, так и быть, поможем. ГДЗ на 7 гуру всегда с вами.

ГДЗ содержит ответы фразами из учебника, поэтому в правильности не сомневайтесь.

Ответы к учебнику информатки 7 класс, Семакин

Готовые домашние задания к учебнику по информатике, авторы которого И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. Учебник с синей обложкой. 2019 год.

Вроде бы, как говорят, растет "цифровое" поколение детей, с младенчества они с мобильными устройствами и компьютерами, все про них знают. Ан нет, практически у всех возникают сложности с информатикой. Это потому, что компьютер не только для того, чтобы играть в игры, но и для выполнения рабочих задач. А детки, даже в седьмом классе, используют их исключительно для игр, ну и еще для того, чтобы ГДЗ посмотреть. Ни устройства компьютера не знают, не принципов его работы, хотя бы на уровне азов... 

Так что, учите информатику, может хоть немного ума прибавится. Если возникнут трудности с заданиями, так и быть, поможем. ГДЗ на 7 гуру всегда с вами.

ГДЗ содержит ответы фразами из учебника, поэтому в правильности не сомневайтесь.

Ответы к учебнику информатки 7 класс, Семакин

§ 1

§ 1. Информация и знания ©

1. Что такое информация для каждого из нас?

Информация для человека — это содержание получаемых им сообщений. Информация пополняет знания человека.

2. Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.

Интернет, телевидение, окружающие люди (друзья, учителя), радио.

3. Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.

Декларативные знания начинаются со слов «Я знаю, что...». Земля круглая, Солнце - это звезда, Эверест - самая высокая гора на Земле, Лермонтов родился в 1814 году.
Процедурные знания начинаются со слов «Я знаю, как...». Как умножать обыкновенные дроби, как приготовить печенье, как ухаживать за домашним питомцем.

4. В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а в каком — нет? Приведите примеры обоих случаев и обоснуйте свой ответ.

Сообщение содержит информацию для конкретного человека, если в обращении упоминается его имя и/или фамилия.
Максим, начинай делать уроки.
Пример второго случая: Граждане, будьте бдительны!

§ 2

§ 2. Восприятие и представление информации ©

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).

2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

Потому что со вкусом и запахом организм получает информацию.

3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

Они читают тактильно, с помощью пальцев (наощупь). Специально для незрячих разработан шрифт Брайля, состоящий из выпуклых точек. Задействован орган осязания - кожа.

4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

При чтении нот задействовано зрение, а при прослушивании - слух.

5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

Он производит преобразование информации, полученной с помощью органа слуха, в графическую форму.
Обратное преображение - зрительное восприятие нот в графической форме и перевод их в музыку, доступную для слухового восприятия.

6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

Формирование и передача информации.

7. Что такое естественные языки, формальные языки?

Естественные языки  - разговорные. Это языки, на которых говорят разные народы.
Формальные языки - это языки какой-либо профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

8. Какие существуют формы письменности?

Пиктограммы, иероглифы, звуковая письменность.

9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.

Человеческие органы чувств во сне не отключаются, а продолжают работать. Получение информации об окружающей среде не прекращается ни на минуту. Возможно, это несет в себе защитную функцию. Например, если начнется пожар, человек ощутит запах дыма и проснется. 

§ 3

§ 3 Информационные процессы ©

1. Приведите свои примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.

Программисты, оператор такси или справочной службы, учитель, преподаватель, работник статистической службы.

2. Назовите три основных вида информационных процессов.

Хранение, передача, обработка.

3. Почему информацию, которую мы «помним наизусть», можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слова «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Примеры: имена родственников, телефон мамы и папы, свой адрес, фамилии и имена учителей, таблица умножения, алфавит, названия и сюжеты любимых фильмов и игр.

4. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять? Обоснуйте ответ.

Источником информации вы являетесь когда рассказываете доклад у доски или новости своим друзьям или родителям.
Приёмником информации вы являетесь на уроке, когда слушаете учителя, или когда смотрите телевизор или слушаете радио.

5. Приведите различные примеры процесса обработки информации. Определите, по каким правилам она производится в каждом примере.

Решение математической задачи путем вычисления с учетом исходных данных. 
Выявление следствий из причин и поступков путем логических рассуждений.
Изменение формы информации при переводя текста с одного языка на другой.

§ 4

Параграф 4 Измерение информации ©

1. Что такое алфавит?

Алфавит - набор букв, знаков препинания, цифр, скобок и других символов, используемых в тексте. В алфавит также следует включить и пробел, т. е. пропуск между словами.

2. Что такое мощность алфавита?

Полное число символов в алфавите.

3. Как определяется информационный объем текста при использовании алфавитного подхода?

V=K*i
Информационный объем текста V равен произведению количества символов в тексте K на вес одного символа i.

4. Текст составлен с использованием алфавита мощностью 64 символа и содержит 100 символов. Каков информационный объем текста?

Дано:
N=64,
K=100,
V-?      
Решение:
N=2 - формула мощности
64=2i,
26=2i,
i=6 бит - вес одного символа
V=100*6=600 бит - информационный объем
Ответ: 600 бит.

5. Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт, петабайт?

Это единицы измерения информации.

6. Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст?

Дано:
N=256,
V=3.5 Кб,
K=?     
Решение:
256=2i, i=8 бит - вес одного символа
V = 3,5 Кб = 3,5*1024*8 = 28672 бита - информационный объем
К = V/i = 28672/8 = 3584 символа - количество символов
Ответ: 3584 символа.

Второй способ

В учебнике указано, что поскольку 256 = 28 , один символ компьютерного алфавита «весит» 8 битов. Величина, равная восьми битам, называется байтом. 1 байт = 8 битов. Легко подсчитать информационный объем текста, если известно, что информационный вес одного символа равен 1 байту. Надо просто сосчитать число символов в тексте. Полученное значение и будет информационным объемом текста, выраженным в байтах. Соответственно, информационный объем текста в байтах будет соответствовать числу символов.

Переведем 3,5Кб в байты
1 Кб = 1024 байта
3,5 * 1024 = 3584 байта, значит текст содержит 3584 символа

7. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 32 символа, второй — мощностью 64 символа. Во сколько раз различаются информационные объемы этих текстов?

Формула определения информационного веса N = 2i,
где N - мощность алфавита,
i - информационный вес одного символа, бит.
32 = 2i.
25 = 2i.
i = 5 - информационный вес 1 текста
64 = 2i.
26 = 2i.
i = 6 - информационный вес 2 текста
Количество символов  в текстах одинаковое, значит информационный объем будет соотносится так же, как информационный вес:
6 / 5 = 1,2.
Ответ: информационный объем первого текста меньше в 1,2 раза, чем второго.

Дополнение к главе 1

Дополнение к главе 1 ©

1. Что такое неопределенность знания о результате какого-либо события? Приведите примеры, когда неопределенность знания можно выразить количественно.

Неопределенность знания - это количество возможных вариантов исхода события.

2. Как определяется единица измерения количества информации?

Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несет 1 бит информации.

3. В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении, используя содержательный подход?

Количество информации i, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из решения показательного уравнения 2i = N.
N – количество возможных событий,
i- количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N событий.

4. Сколько битов информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали «даму пик»?

32 = 25 , i = 5 бит

5. Проводятся две лотереи: «4 из 32» и «5 из 64». Сообщение о результатах какой  из лотерей несет больше информации и во сколько раз?

4 * 5 = 20 бит
5 * 6 = 30 бит
30 : 20 = 1,5 раз
Сообщение о результатах второй лотереи несет в 1,5 раз больше информации.

§ 5

Параграф 5 Назначение и устройство компьютера ©

1. Какие возможности человека воспроизводит компьютер?

Компьютер воспроизводит в основном интеллектуальные возможности человека. Он может быстро проводить вычисления, получать и обрабатывать визуальную, звуковую информацию. На базе компьютеров созданы движущиеся роботы, владеющие речью и способные к обучению, они во многом повторяют возможности человека. И все-таки нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека. Важнейшее отличие состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.

2. Перечислите основные устройства, входящие в состав компьютера. Какое назначение каждого из них?

• Устройства ввода;
• устройства запоминания — память;
• устройство обработки — процессор;
• устройства вывода.
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в память результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а в качестве устройства вывода —  монитор или принтер (устройство печати).

3. Опишите процесс обмена информацией между устройствами компьютера.

Например, с устройства ввода (клавиатуры) в программе word вводим текст, процессор обрабатывает эту информацию, текст сохраняется в оперативной памяти компьютера и выводится на устройство вывода - монитор.

4. Что такое компьютерная программа?

Компьютерная программа — это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных.

5. Чем отличаются данные от программы?

Данные — это обрабатываемая информация, а программа — это описание последовательности действий по обработке данных.

6. Подготовьте доклад о принципах, сформулированных фон Нейманом.

В 1946 году американский ученый Джон фон Нейман сформулировал основные принципы устройства и работы ЭВМ. Описанный в учебнике состав устройств ЭВМ и взаимодействие между ними называют архитектурой фон Неймана. Для неймановской архитектуры характерно наличие одного процессора, который управляет работой всех остальных устройств.

Принцип двоичного кодирования
Информация кодируется с помощью двоичных сигналов.

Принцип однородности памяти
Команды и данные хранятся в одной и той же памяти и внешне в памяти неразличимы. Распознать их можно только по способу использования; то есть одно и то же значение в ячейке памяти может использоваться и как данные, и как команда, и как адрес в зависимости лишь от способа обращения к нему. Это позволяет производить над командами те же операции, что и над числами, и, соответственно, открывает ряд возможностей. Так, циклически изменяя адресную часть команды, можно обеспечить обращение к последовательным элементам массива данных. Такой приём носит название модификации команд и с позиций современного программирования не приветствуется. Более полезным является другое следствие принципа однородности, когда команды одной программы могут быть получены как результат исполнения другой программы. Эта возможность лежит в основе трансляции — перевода текста программы с языка высокого уровня на язык конкретной вычислительной машины.

Принцип адресности
Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек, причём процессору в произвольный момент доступна любая ячейка. Двоичные коды команд и данных разделяются на единицы информации, называемые словами, и хранятся в ячейках памяти, а для доступа к ним используются номера соответствующих ячеек — адреса.

Принцип программного управления
Все вычисления, предусмотренные алгоритмом решения задачи, должны быть представлены в виде программы, состоящей из последовательности управляющих слов — команд. Каждая команда предписывает некоторую операцию из набора операций, реализуемых вычислительной машиной. Команды программы хранятся в последовательных ячейках памяти вычислительной машины и выполняются в естественной последовательности, то есть в порядке их положения в программе. При необходимости, с помощью специальных команд, эта последовательность может быть изменена. Решение об изменении порядка выполнения команд программы принимается либо на основании анализа результатов предшествующих вычислений, либо безусловно.

Источник: Википедия

§ 6

Параграф 6 Компьютерная память ©

1. Постарайтесь объяснить, зачем компьютеру нужны два вида памяти: внутренняя и внешняя. Подготовьте сообщение.

Внутренняя память находится внутри компьютера и предназначена для хранения программ и их данных в процессе работы ЭВМ. Внешняя память предназначена для долговременного и энергонезависимого хранения программ и данных (при отключении питания она не обнуляется).

Внешняя память — это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски, флеш-карты памяти. Хранение информации на внешних носителях не требует постоянного электропитания. 

Внутренняя память подразделяется на оперативную и постоянную.

Оперативная память (RAM, random-access memory) служит для хранения программ и данных, с которыми работает процессор в данный момент. На оперативную память накладываются жесткие ограничения по скорости чтения и записи информации. Современные типы оперативной памяти не могут сохранять свое содержимое после выключения питания компьютера.

Постоянная память (ROM, read-only memory) служит для хранения программ, которые должны быть доступны компьютеру сразу после включения, еще до загрузки операционной системы. В постоянной памяти хранится программа первоначального тестирования, BIOS (базовая система ввода-вывода) компьютера. На отдельных микросхемах ROM, размешенных на платах расширения (видеокартах, сетевых адаптерах), хранятся BIOS этих плат.

2. Что такое принцип хранимой программы?

Исполняемая программа хранится во внутренней памяти компьютера.

3. В чем заключается свойство дискретности внутренней памяти компьютера?

Информация в памяти компьютера имеет двоичную форму. Наименьшим элементом внутренней памяти компьютера  является бит. Один бит памяти хранит один бит информации: значение 0 или 1. Восемь подряд расположенных битов образуют байт памяти.

4. Какие два значения имеет слово «бит»? Как они связаны между собой?

У слова «бит» есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера.

5. В чем заключается свойство адресуемости внутренней памяти компьютера?

Восемь подряд расположенных битов образуют байт памяти. Байты пронумерованы, начиная с нуля. Порядковый номер байта называется его адресом.

6. Что представляет собой машинная программа? Какая информация содержится в команде программы?

Машинная программа — множество команд, расположенных в последовательных ячейках памяти.
Команда программы состоит из операционной части — кода операции и адресной части — адресов размещения в памяти  обрабатываемых  данных. Код операции определяет действие, выполняемое процессором по команде. Работа процессора заключается в автоматическом выполнении последовательности команд программы до ее завершения (команды остановки).

7. Назовите устройства внешней памяти компьютера и сделайте их фотографии.

Магнитные диски; оптические (лазерные) диски — CD, DVD, BD; флеш-память; твердотельные накопите-ли (SSD-диски).

8. Какие типы оптических дисков вы знаете?

CD-ROM — Compact Disk–Read Only Memory
CD-RW
DVD - Digital Versatile Disk
BD - Blu-ray Disc

9. Для чего нужна кэш-память?

В кэш-памяти дублируются данные и команды из оперативной памяти, к которым процессор наиболее часто обращается при выполнении программы. Поэтому первоначально процессор ищет требуемую информацию в кэш-памяти, и только если ее там не обнаруживает, обращается к более медленной оперативной памяти.

§ 7

Параграф 7 Как устроен персональный компьютер ©

1. Назовите минимальный комплект устройств, составляющих персональный компьютер, и сделайте фотографии этих устройств.

Системный блок, клавиатура, монитор.

2. Какие устройства входят в состав системного блока?

В состав системного блока входят: микропроцессор, внутренняя память, дисководы, блок питания, контроллеры внешних устройств.

3. Что такое контроллер? Какую функцию он выполняет?

Все устройства внешней памяти, а также устройства ввода/вывода  взаимодействуют с процессором ПК  через специальные блоки, которые называются  контрǔллерами  (от английского control ler — контролёр, управляющий). Сравнительно недавно в составе ПК появился универсальный контроллер, позволяющий подключать через универсальный разъем (USB) различные виды устройств: принтер, монитор, клавиатуру, мышь и др.

4. Как физически соединены между собой различные устройства ПК?

Все устройства ПК связаны между собой по многопроводной линии, которая называется информационной магистралью, или шиной. Физически они соединены проводами и разъемами.

5. Как информация, передаваемая по шине, попадает на нужное устройство?

Каждое внешнее устройство имеет свой адрес (номер). Передаваемая к нему по шине данных информация сопровождается адресом устройства, который передается по адресной шине.

6. Перечислите устройства ввода/вывода.

Есть группа устройств ввода, которая называется манипуляторами: мышь, тачпад (сенсорная панель), сенсорный экран и др. С помощью манипуляторов графические объекты или курсор можно перемещать по экрану. Тачпад заменяет мышь на ноутбуке. Сенсорный экран реагирует на прикосновение к нему. Для ввода графической информации служат сканер и цифровая видео- или фотокамера. Для ввода звуковой информации — микрофон.
   Самым распространенным устройством вывода является монитор. Для создания бумажной копии текстового документа или графического изображения используется принтер. Для вывода звука — колонки или наушники. Очки виртуальной реальности являются устройством вывода графической информации.
   Есть устройства, которые одновременно выполняют и ввод, и вывод информации. Примером такого устройства является сенсорный экран. С одной стороны на нем отображается текстовая и графическая информация, а с другой стороны сенсорный экран реагирует на прикосновение и позволяет с помощью пальца выбирать и перемещать объекты на нем.

§ 8

Параграф 8 Основные характеристики персонального компьютера ©

1. От каких характеристик компьютера зависит его производительность?

От характеристик микропроцессора, объема внутренней (оперативной) памяти, характеристик устройств внешней памяти.

2. Информационный объем какого порядка имеют жесткие магнитные диски, твердотельные накопители, USB-флеш-накопители?

Объем современных жестких магнитных и твердотельных  дисков может достигать нескольких терабайт, флеш-памяти — сотен гигабайт, лазерных Blu-ray дисков — десятков гигабайт.

3. Какие устройства памяти являются встроенными, какие — сменными?

Жесткий магнитный диск или твердотельный диск — обязательное устройство внешней памяти в составе компьютера, он встроенный. Сменными носителями являются оптические диски, флеш-память.

4. Перечислите основные единицы измерения объема памяти.

Байт – мелкая единица измерения объема данных, более крупными являются килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.

5. Какие характеристики имеет микропроцессор?

Основными характеристиками МП являются тактовая частота и разрядность процессора.

§ 9

Параграф 9 Программное обеспечение компьютера ©

1. Что такое программное обеспечение компьютера?

Программное обеспечение компьютера - вся совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти компьютера.

2. Какие задачи выполняет прикладное программное обеспечение?

Программы, с помощью которых пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию,  называются прикладными программами. 

3. Назовите основные виды прикладных программ общего назначения.

Это, например, текстовые и графические редакторы, калькулятор, браузеры, программа электронной почты. В Windows это группа программ называется «Стандартные». К числу программ общего назначения можно отнести также офисные, мультимедийные и развлекательные программы.

4. Что такое прикладные программы специального назначения?

Прикладные программы специального назначения — это инструменты профессиональной деятельности. Например, бухгалтерские программы применяются для автоматизированного начисления заработной платы и других расчетов, которые производятся в бухгалтериях; системы автоматизированного проектирования используются конструкторами для разработки проектов различных технических устройств; программы, позволяющие решать сложные математические задачи, применяются учеными и инженерами; медицинские экспертные системы помогают врачу ставить диагноз больному и многое  другое.
Образовательные программы. Это также программы специального назначения. К образовательным программам относятся электронные учебники, учебные тренажеры. Нередко для целей обучения используется игровая форма. 

§ 10

Параграф 10 О базовом, системном ПО и системах программирования ©

1. Какие разновидности программного обеспечения имеются на современных компьютерах? Подготовьте сообщение.

В программном обеспечении компьютера есть необходимая часть, без которой на нем просто ничего не сделать. Она называется  системным программным обеспечением. Основным элементом системного ПО является операционная система (например, Windows, Linux). Кроме системного ПО в состав программного обеспечения компьютера входят еще прикладные программы и системы программирования. Программное обеспечение компьютера делится на:
— базовое ПО (при каждом включении питания компьютера происходит проверка его работоспособности. Такая проверка осуществляется с помощью базовой системы ввода-вывода (BIOS — basic input/output system). BIOS хранится в ПЗУ и включает в себя программы управления клавиатурой, видеокартой, диска-ми, портами и другими устройствами. BIOS готовит компьютер к тому, чтобы операционная система, размещенная во внешней памяти (на жестком или твердотельном диске), могла загрузиться в оперативную память и получить контроль над компьютером.);
— системное ПО (главная его часть - операционная система);
— прикладное ПО ( простые текстовые и графические редакторы, калькулятор и др., программа электронной почты и интернет-браузер, офисные, мультимедийные и развлекательные программы; прикладные программы специального назначения.);
— системы программирования (с помощью систем программирования программист заносит программу в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.)

2. Что такое операционная система (ОС)? Какие основные функции она выполняет?

Операционная система — это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, а также ведущих диалог с пользователем.

3. Что такое диалоговый режим общения между ОС и пользователем?

Операционная система общается с пользователем через определенную диалоговую среду (оболочку), отражаемую на экране: « Рабочий стол», файл-менеджер и пр. Желая выполнить какое-то действие, пользователь передает ОС соответствующую команду, воздействуя на элементы диалоговой среды. Например, это может быть команда запуска прикладной программы, команда выполнения операции с файлами (удалить файл, скопировать и пр.), команда сообщения текущего времени или даты, команда перезагрузки компьютера. После завершения выполнения данного  этапа работы операционная система переходит в состояние ожидания следующей команды от пользователя. Такой режим работы называется диалоговым режимом.

4. Для чего предназначены системы программирования? Кто с ними работает?

Система программирования — это комплекс инструментальных средств, предназначенных для работы с про граммами на одном из языков программирования. С системами программирования работают программисты. Они разрабатывают компьютерные программы.

§ 11

Параграф 11 О файлах и файловых структурах  ©

1. Как называется операционная система, используемая в вашем компьютерном классе?

Windows 10 ©

2. Сколько физических дисководов работает на ваших компьютерах? Сколько логических дисков находится на физических дисках и какие имена они имеют в операционной системе?

Ответ будет у всех разный в зависимости от компьютера.

3. Каким правилам подчиняются имена файлов в вашей ОС?

Слева от точки находится собственно имя файла. Следующая за точкой часть имени называется расширением файла. Обычно в именах файлов употребляются латинские буквы и цифры. Кроме того, имя файла может и не иметь расширения. В операционной системе Windows в именах файлов допускается использование русских букв; максимальная длина имени — 255 символов.
Расширение указывает, какого рода информация хранится в данном файле. Например, расширение txt обычно обозначает текстовый файл (содержит текст), расширение pcx — графический файл (содержит рисунок), zip или rar — архивный файл (содержит архив — сжатую информацию), pas — программу на языке Паскаль. Файлы, содержащие выполнимые компьютерные программы, имеют расширения exe или com.

4. Что такое путь к файлу на диске, полное имя файла?

Путь к файлу на диске определяет положение файла на этом диске. Путь к файлу — это последовательность, состоящая из имен каталогов, начиная c корневого и заканчивая тем, в котором непосредственно хранится файл. 
Последовательно записанные имя логического диска, путь к файлу и имя файла составляют  полное имя файла. Пример: C:\PETROV\DATA\task.dat

5. Научитесь (под руководством учителя) просматривать на экране каталоги дисков на ваших компьютерах.

Учимся.

6. Научитесь инициализировать работу программ из программных файлов (типа ехе, соm).

Кликаем по файлу с соответствующим расширением и запускаем программу.

7. Научитесь выполнять основные файловые операции в используемой ОС (копирование, перемещение, удаление, переименование файлов).

Клик пкм и выбираем нужную опцию.

§ 12

Параграф 12 Пользовательский интерфейс ©

1. Что такое пользовательский интерфейс?

Способ взаимодействия программы с пользователем.

2. Чем характеризуется объект (с точки зрения объектно-ориентированного подхода)?

Документы и программы — это информационные объекты. А такие объекты, как дисководы и принтеры, являются аппаратными (физическими) объектами. С объектом операционная система связывает:
• имя;
• графическое обозначение;
• свойства;
• действия (поведение).
В интерфейсе операционной системы для обозначения документов, программ, устройств используются значки (их еще называют пиктограммами, иконками) и имена. Имя и значок дают возможность легко отличить один объект от другого.
С каждым объектом связан определенный набор свойств и множество действий, которые могут быть выполнены над объектом. Например, свойствами документа являются его местоположение в файловой структуре и размер. Действия над документом: открыть (просмотреть или прослушать), переименовать, напечатать, скопировать, сохранить, удалить и др.

3. Каким образом можно узнать свойства объекта или выполнить действие с ним?

Выделить объект,  нажать  правую кнопку мыши, выбрать Свойства или действия (переименовать, напечатать, скопировать, сохранить, удалить и др.).

§ 13

Параграф 13 Тексты в компьютерной памяти ©

1. В чем преимущества хранения текстов в файлах по сравнению с бумажным способом хранения?

Имея компьютер, можно создавать тексты, не тратя на это лишнее время и бумагу. Не нужно зачеркивать и перписывать заново.
Файлы компактно размещены, их можно удалить, если они не нужны, и помесить на их место другие файлы.
С помощью компьютера легко скопировать файлы в любом количестве на другие носители.
Файл c текстом можно быстро переслать другому человеку по электронной почте.

2. Что такое таблица кодировки? Какие таблицы кодировки вы  знаете?

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется  таблицей кодировки. ASCII, ANSI, СР1251, UNICODE.

3. В чем заключается принцип последовательного кодирования?

Это означает, что в таблице кодировки буквы располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений.

4. Сколько места в памяти компьютера занимает код одного символа, если используется таблица кодировки ASCII?

28 = 256
8 битов = 1 байт
1 символ = 1 байт

5. Сколько места в памяти компьютера занимает код одного символа, если используется таблица кодировки UNICODE?

2 байта на символ.

6. Что такое гипертекст? Какие возможности предоставляет гипертекст пользователю?

Гипертекст — это текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей между его отдельными фрагментами. Такие связи называются гиперсвязями (гиперссылками).  Гипертекст предоставляет возможность перемещаться по смысловым связям в тексте.

7. Познакомьтесь с кодовой страницей, используемой в школьных компьютерах. Выясните, соблюдается ли принцип последовательного кодирования алфавита из русских букв (их называют кириллицей).

Соблюдается.

8. Закодируйте короткую фразу на русском языке. Обменяйтесь с соседом по парте полученными кодами и декодируйте тексты друг друга.

Для кодирования фраз можно воспользоваться сервисом decodeit.ru/binary

Я люблю информатику
11010000 10101111 100000 11010000 10111011 11010001 10001110 11010000 10110001 11010000 10111011 11010001 10001110 100000 11010000 10111000 11010000 10111101 11010001 10000100 11010000 10111110 11010001 10000000 11010000 10111100 11010000 10110000 11010001 10000010 11010000 10111000 11010000 10111010 11010001 10000011

§ 14

Параграф 14 Текстовые редакторы ©

1. Для чего предназначены текстовые редакторы?

Для создания, редактирования и просмотра текстовых документов.

2. Изучите все элементы среды используемого вами текстового редактора. Какая информация содержится в строке состояния? Какие команды входят в меню, как они отдаются? Подготовьте памятку пользователя.

Microsoft Word.
В строке состояния указан номер страницы, количество страниц, число слов, язык, иконка режим чтения, разметка страницы, масштаб.
В меню входят команды изменения режимов работы, файловых операций, печати, форматирования текста,  обращения за справкой и др.

§ 15

Параграф 15 Работа с текстовым редактором ©

1. Перечислите основные режимы работы текстового редактора.

Ввод-редактирование — это основной режим работы текстового редактора.

2. Какие основные начертания шрифтов используются в текстовом редакторе?

Буквы одного шрифта могут иметь разные начертания. Различаются обычное (прямое)  начертание,  курсив,  полужирное начертание. Кроме того, предоставляется возможность подчеркивания текста.

3. Что понимается под форматированием текста?

Форматирование определяет внешний вид текста. 
К параметрам форматирования страницы относятся: размер и ориентация бумаги (книжная или альбомная), размеры полей, способ нумерации страниц и наличие колонтитулов (надписей на полях вверху или внизу страницы), возможность расположения текста в несколько колонок.
Параметры форматирования абзацев определяют способ размещения строк внутри абзацев: междустрочное расстояние, способ выравнивания строк (по левому краю, по ширине, по центру), расстояние до и после абзаца, расстояние слева и справа от абзаца (абзацные отступы), отступ первой (красной) строки.
К параметрам форматирования символов текста относятся: шрифт, размер и начертание символов.

4. Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнять?

Фрагмент текста - любая его часть. С выделенным фрагментом могут быть выполнены следующие действия: форматирование; удаление; перенос; копирование.

5. Какие возможности предоставляет многооконный режим текстового редактора?

Многооконный режим позволяет открыть несколько документов в одном редакторе.

6. Как осуществляется в текстовом редакторе поиск и замена?

Указав искомое слово (или фразу) и отдав команду «Поиск», вы можете быть уверены, что текстовый редактор не пропустит ни одного места в тексте, где слово встречается. Часто поиск фрагмента текста совмещается с заменой одних слов на другие. Например, в некотором тексте вам требуется заменить слово «дисплей» на слово «монитор». Для этого достаточно отдать команду: «Заменить» «дисплей» на «монитор». И текстовый редактор произведет такую замену во всем документе.

7. Что такое орфографический контроль? Где в компьютере хранится орфографический словарь? Подготовьте сообщение.

Это автоматическая проверка правописания. Орфографический словарь хранится во внешней памяти компьютера.
Самый простой способ исправить орфографическую ошибку в Microsoft Word - это кликнуть правой кнопкой мышки по слову, подчеркнутому красной волнистой линией, и выбрать правильный вариант написания.
Для одновременной проверки правописания более чем одного слова, воспользуйтесь диалоговым окном грамматики и орфографии. Для того, чтобы его увидеть, нажмите на вкладку Рецензирование в верхней части word. Во вкладке Рецензирование найдите раздел Правописание. Затем нажмите кнопку Орфография и Грамматика.
После нажатия кнопки Орфография и Грамматика вы увидите появившееся диалоговое окно.
Используя это диалоговое окно, Вы можете выполнить большинство действий, которые вы могли бы сделать, используя нажатие правой кнопки мышки по написанному с орфографической ошибкой слову. В области Варианты предлагаются альтернативные слова с правильным правописанием подчеркнутому слову.

8. Какие файловые операции можно выполнять, работая в текстовом редакторе?

Создать новый файл; сохранить текст в файле; открыть файл.

9. Как распечатать текст на бумаге? Какие технические и программные средства для этого необходимы?

Тексты, созданные с помощью текстового редактора, можно рас-печатать на бумаге. Для этого предусмотрен режим печати. Он включается командой «Печать». Компьютер для этого, во-первых, должен быть оснащен устройством печати — принтером. Во-вторых, поскольку существует очень много разных типов принтеров, компьютер должен быть настроен на работу именно с тем принтером, который имеется в наличии. Настройка на тип принтера происходит путем установки специальной системной программы управления принтером, называемой драйвером.

10. Как воспользоваться режимом помощи?

F1 или иконка со знаком ?.

§ 16

Параграф 16 Дополнительные возможности текстовых процессоров ©

1. Почему следует придерживаться единого стиля при создании текстового документа?

Потому что трудно воспринимать текст, написанный в разных стилях. Не то восприятие, рассредоточенность.

2. Что такое шаблон документа?

Совокупность параметров оформления документа называется шаблоном.

3. Приведите примеры, когда форма текстового документа очень важна.

Форма текстового документа очень важна в официальных бумагах.

4. Какие шрифты и начертания лучше использовать для заголовков, основного текста, выделений в основном тексте?

Для заголовков желательно использовать шрифт немного крупнее, чем для основного текста. Для выделения использовать жирное начертание.

5. Создайте шаблон для оформления почтового конверта.

От кого:
Откуда:
Индекс отправителя

Кому:
Куда:
Индекс места назначения

6. Как работать со списками?

Чтобы создать создать нумерованный список, достаточно выделить данный фрагмент текста и отформатировать его как нумерованный список. В текстовом процессоре Microsoft Word такое форматирование реализуется с помощью команды «Нумерация».
В случае маркированного списка каждый элемент списка помечается не номером, а каким-либо значком (маркером). Маркированный список создается и форматируется так же, как и нумерованный, но вместо порядка нумерации пользователь должен выбрать вид маркера, которым будут помечены элементы списка. В текстовом процессоре Microsoft Word такое форматирование реализуется с помощью команды «Маркеры».

7. Чем маркированный список отличается от нумерованного?

Вместо порядка нумерации пользователь должен выбрать вид маркера, которым будут помечены элементы списка. 

8. Что такое многоуровневый список?

В таких списках элементы первого уровня содержат списки элементов второго уровня, которые, в свою очередь, могут включать списки элементов третьего уровня и т. д.

9. Как добавить в текстовый документ рисунок, формулу, гиперссылку?

Вставка рисунков.
Первый способ: 1.  Открыть рисунок с помощью графического редактора. 2. Скопировать рисунок в буфер обмена. 3. Перейти в текстовый документ и вставить рисунок из буфера.
Второй способ: 1.  Выбрать команду «Вставить рисунок» из меню текстового процессора. В текстовом процессоре Microsoft Word это можно сделать с помощью команды «Рисунок», расположенной на вкладке «Вставка». 2.  Выбрать графический файл, содержащий нужный рисунок.
Для того чтобы добавить в текст формулу, нужно вначале ее создать, воспользовавшись встроенной в текстовый процессор сервисной программой (мастером формул). Затем формула вставляется в текстовый документ.
Гиперссылка может быть установлена на любом фрагменте в документе (слове, заголовке, предложении и др.) или на объекте (рисунке, формуле и др.), который предварительно нужно выделить. В текстовом процессоре Microsoft Word установку гиперссылки можно сделать с помощью команды «Гиперссылка», расположенной на вкладке «Вставка». После этого открывается диалоговое окно, через которое пользователь выбирает объект для связи: фрагмент в том же документе, новый документ, файл, веб-страницу, адрес электронной почты. Фрагмент текста, на котором установлена гиперссылка, выделяется визуально, обычно изменением цвета шрифта и подчеркиванием. Чтобы осуществить переход по гиперссылке, нужно установить на ней указатель, нажать клавишу Ctrl и щелкнуть левой кнопкой мыши.

10. Приведите пример, когда для представления информации удобнее воспользоваться таблицей.

Журнал успеваемости класса по разным предметам.

§ 17

Параграф 17 Системы перевода и распознавания текстов ©

1. Что такое электронные словари?

Электронный словарь - база данных со словарными статьями. Позволяет быстро найти нужное слово, часто с учётом морфологии и возможностью поиска словосочетаний (примеров употребления), а также с возможностью изменения направления перевода (например, англо-русский или русско-английский).

2. Какие дополнительные проблемы возникают при переводе текстов?

Чтобы понять смысл текста, не всегда хватает понимания значений всех входящих в него слов. Одно слово может иметь несколько значений или может иначе звучать на другом диалекте, и в связи с этим возникают проблемы, какое именно слово выбрать.

3. Что отличает систему перевода текста от электронного словаря?

Система перевода позволяет производить поиск по электронным словарям и переводить тексты, а так же редактировать перевод, работать с различными тематическими словарями, выполнять как простой и быстрый, так и сложный и профессиональный перевод.

4. Почему отсканированный текст нельзя сразу обрабатывать текстовым редактором?

Все, что введено с помощью сканера, хранится в памяти компьютера как изображение, а не текст.

5. Что такое распознавание текста?

Распознавание текста - это перевод графического изображения в текстовые символы. 

6. Подготовьте доклад по теме «Системы компьютерного перевода».

Первые словари были созданы около 5 тысяч лет назад в Шумере и представляли собой глиняные таблички, разделенные на две части. В одной части записывалось слово на шумерском языке, а в другой — аналогичное по значению слово на другом языке, иногда с краткими пояснениями.

Современные словари построены по такому же принципу. В настоящее время существуют тысячи словарей для перевода между сотнями языков. Компьютерные словари могут содержать переводы на разные языки сотен тысяч слов и словосочетаний, а также предоставляют пользователю дополнительные возможности с помощью систем компьютерного (машинного) перевода.

Системы машинного перевода делятся на три категории: системы на основе грамматических правил (Rule-Based Machine Translation, RBMT), статистические системы (Statistical Machine Translation, SMT) и гибридные системы, сочетающие преимущества первых двух групп. Есть ещё один, относительно новый вид машинного перевода — нейронный.

Системы RBMT анализируют текст и строят его перевод на базе встроенных словарей и набора грамматических правил для данной языковой пары. ПРОМТ и Systran — самые известные примеры RBMT-систем. Качество таких переводов оставляет желать лучшего, но они до сих пор используются (например, во всеми любимых переводах названий товаров на Aliexpress).

Среди плюсов RBMT можно отметить морфологическую точность (слова при переводе не путаются), воспроизводимость (всегда одинаковый результат) и возможность настроить систему под предметную область (обучить специальным терминам).

В системах SMT применяется принцип статистического анализа: в программу загружаются огромные объёмы текстов на исходном языке и их переводы, выполненные человеком. Программа анализирует статистику межъязыковых соответствий, синтаксических конструкций и т. п., затем опирается на неё при выборе вариантов перевода — это и есть самообучение.

Тут уже в дело вступает нейронный машинный перевод (англ. Neural Machine Translation, NMT), т.к. самообучение характерно, в первую очередь, для перевода на базе нейросетей. Данный вид перевода начал появляться в 1990-х годах и сейчас является основным видом машинного перевода.

Нейросеть — математическая модель, построенная по принципу сетей нервных клеток живого организма. Возможность обучения является одним из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами перевода. Систему может обучать и человек, корректируя результаты перевода. Именно так и работают онлайн-переводчики Яндекс и Google. Благодаря самообучению качество перевода у них повышается с каждым новым переведённым текстом.

В середине 2000-х годов популярность приобрело «глубинное обучение» (англ. Deep learning). Главное его отличие от классических нейросетей в том, что его сети обучаются находить характерные свойства объектов, не задаваясь вопросами об их происхождении. Таким образом, при таком виде перевода независимо друг от друга действуют два механизма: сначала одна нейросеть кодирует текст на основе каких-либо характеристик, затем вторая декодирует их в текст переводного языка. Студенты переводческого отделения наверняка сейчас вспомнили любимую фразу преподавателей: «Переводите смыслы, а не слова» J

За последние несколько лет нейросети превзошли всё, что было придумано в переводе за последние 20 лет. Они даже научались согласовывать роды и падежи в разных языках (сами!). Кроме того, впервые стало возможно напрямую переводить между языками, у которых не было ни одного общего словаря. Ранее методы статистического перевода всегда работали через английский язык. Нейронному переводу же это не нужно.

А теперь неожиданный вопрос — вы когда-нибудь задумывались, чем отличается Яндекс-переводчик от Google-переводчика? Ничем? А вот и нет, различия всё-таки есть, пусть они и незаметны на первый взгляд.

GOOGLE TRANSLATE

В 2016 году Google включил нейронный перевод девяти языков между собой, в 2017 был добавлен и русский. Google разработал собственную систему под названием Google Neural Machine Translation (GNMT). GNMT улучшает качество перевода, применяя метод машинного перевода на основе примеров (англ. Example-based machine translation, EBMT). Таким образом, система обучается на основе аналогии, используя базу примеров переводов, выполненных человеком.

ЯНДЕКС ПЕРЕВОДЧИК

Яндекс запустил свой нейросетевой перевод в 2017 году и среди своих главных отличий выделял гибридность. Яндекс переводит предложение сразу двумя методами — статистическим и нейросетевым, а потом с помощью специального алгоритма находит наиболее подходящий. Google пользуется только нейросетевым методом.

У гибридного метода есть ряд преимуществ. Например, нейронный перевод не всегда хорошо справляется с короткими фразами. Простой статистический перевод, как правило, лучше находит эквиваленты устойчивых словосочетаний. Получается, что в этом плане Яндекс продвинулся немного дальше.

При этом, когда дело касается перевода предложений целиком, лучше добавлять точку в конце предложения. Тогда система включает механизм нейронного перевода и работает лучше, чем через статистический перевод. С Google-переводчиком такое срабатывает не всегда. Выходит, и тут Яндекс впереди.

Можно ли однозначно утверждать, что один онлайн-переводчик лучше другого? Скорее всего нет, так как учтены далеко не все факторы. Но это уже тема для отдельного исследования, а пока решать вам, каким переводчиком пользоваться. Ну а если верить преподавателям нашего факультета, то лучше ими не пользоваться вовсе и выполнять переводы самим – если даже нейросеть учится, то и вы точно можете!

§ 18

Параграф 18 Компьютерная графика ©

1. Что называют компьютерной графикой?

Компьютерная графика — раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки изображений на компьютере.

2. Каким способом создавали рисунки на ЭВМ до появления аппаратных и программных средств компьютерной графики?

Первоначально программисты научились получать рисунки в режиме символьной печати. На бумажных листах с помощью символов (звездочек, точек, крестиков, букв) получались рисунки, напоминающие мозаику. Так печатались графики функций, изображения течений жидкостей и газов, электрических и магнитных полей. Затем появились специальные устройства для графического вывода на бумагу — графопостроители  (другое название — плоттеры). С помощью такого устройства на лист бумаги чернильным пером наносятся графические изображения: графики, диаграммы, технические чертежи и пр. Для управления работой графопостроителей стали создавать специальное программное обеспечение.

3. На какие устройства производится вывод графических изображений?

Графический дисплей, плоттер, принтер, проектор.

4. В чем преимущество графического дисплея перед другими устройствами графического вывода?

На экране графического  дисплея возможно получать рисунки и чертежи в таком же виде, как на бумаге с помощью карандашей, красок, чертежных инструментов.

5. Опишите основные области применения компьютерной графики.

Создание мультфильмов, компьютерных игр, обработка фотографий, дизайн помещений, компьютерное моделирование.

6. Что такое компьютерная анимация?

Компьютерная анимация — это получение движущихся изображений на экране монитора.

§ 19

Параграф 19 Технические средства компьютерной графики  ©

1. Что такое пиксель? Что такое растр?

Точки на экране компьютера выстроены в ровные ряды. Совокупность точечных строк образует графическую сетку, или растр. Одна точка носит название видеопиксель (далее будем использовать краткое название — пиксель). Пиксель – это элемент рисунка. Чем гуще сетка пикселей на экране, тем лучше качество изображения.

2. Как работает ЭЛТ-монитор?

На экране такого монитора пиксель образуется люминесцирующим веществом, которое светится под воздействием луча, испускаемого электронной пушкой. 

3. В чем преимущества ЖК-монитора по сравнению с ЭЛТ-монитором?

ЖК-монитор — это монитор на жидких кристаллах. Молекулы жидких кристаллов под воздействием электричества могут изменять свою ориентацию и, следовательно, изменять свойства светового луча, проходящего сквозь них. По сравнению с ЭЛТ-мониторами они значительно меньше по весу, имеют плоскую форму. При работе с ЖК-мониторами меньше устают глаза.

4. Из каких трех цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее?

Красный, синий, зеленый.

5. Какие устройства входят в состав видеоадаптера?

Видеоадаптер (другое название — видеокарта) — устройство, управляющее работой графического дисплея. Видеоадаптер со-стоит из трех частей: видеопамяти, графического и дисплейного процессоров.

6. Для чего нужна видеопамять?

Видеопамять нужна для хранения видеоинформации — двоичного кода изображения, выводимого на экран.

7. Что такое дисплейный процессор? Какую работу он выполняет?

Дисплейный процессор — составляющая видеоадаптера. Дисплейный процессор читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея.

8. Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер?

Сканер, цифровой фотоаппарат или видеокамера, цифровой микроскоп.

§ 20

Параграф 20 Как кодируется изображение ©

1. Какая информация содержится в видеопамяти?

Информация о состоянии каждого пикселя в закодированном виде.

2. Сколько битов видеопамяти на один пиксель требуется для хранения двухцветного; четырехцветного; восьмицветного; шестнадцатицветного изображения?

Двухцветного:  2 = 21 ,  1 бит на каждый пиксель
Четырехцветного: 4 = 22,   2 бита на каждый пиксель
Восьмицветного: 8 = 23,  3 бита на каждый пиксель
Шестнадцатицветного: 16 = 24, 4 бита на каждый пиксель

3. Какие цвета получаются из смешения красного и синего, красного и зеленого, зеленого и синего цветов?

Красный (Red) + синий (Blue) = пурпурный (Magenta)
Красный +  зеленый (Green) = желтый (Yellow)
Синий + зеленый = циановый (Cyan).
Из трех базовых цветов можно получить 8 различных цветов. Большее число цветов получается путем управления интенсивностью базовых цветов.

4. Сколько цветов будет содержать палитра, если каждый базовый цвет кодировать двумя битами?

N = 2i, где N - число цветов в палитре, а i - сколько бит приходится на 1 цвет (битовая глубина цвета). 
22 = 4 цвета

5. Придумайте способ кодирования цветов для 256-цветной палитры.

256 = 28
То есть для получения цветовой гаммы из 256 цветов требуется 8 битов.
Используя зеленый, синий и красный, можно получить любые другие цвета.
8 бит нужно равномерно распределить между тремя цветами. Но 8 не делится нацело на 3, поэтому на один цвет приходится только 2 бита, на остальные по 3 бита. 

6. Пусть видеопамять компьютера имеет объем 512 Кбайт. Размер графической сетки — 640 х 480. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре из 16 цветов; 256 цветов?

16 = 24 , i = 4 бита на 1 пиксель
1 байт = 8 бит
1024 байт = 1 кбайт
640*480*4 = 1228800 бит = 1200 байт = 1 кбайт

§ 21

Параграф 21 Растровая и векторная графика ©

1. В чем разница между растровым и векторным способами представления изображения?

Суть растрового способа представления изображения в том, что всякое изображение рассматривается как совокупность точек (пикселей) разного цвета. Векторный подход рассматривает изображение как совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами. 

2. Что такое графические примитивы?

Векторный подход рассматривает изображение как совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами.

3. Какая информация хранится в файлах растрового типа и в файлах векторного типа?

В растровой графике графическая информация — это совокупность данных о цветах пикселей на экране. В векторной графике графическая информация — это данные, однозначно определяющие все графические примитивы, составляющие рисунок.

4. Что такое система графических координат?

Положение и форма графических примитивов задаются в системе графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана. Сетка пикселей совпадает с координатной сет кой. Горизонтальная ось Х направлена слева направо; вертикальная ось Y — сверху вниз.
Отрезок прямой линии однозначно определяется указанием ко-ординат его концов; окружность — координатами центра и радиусом; многоугольник — координатами его вершин; закрашенная область — граничной линией и цветом закраски и пр.

5. С помощью каких средств (программных, технических) получается растровая и векторная графическая информация? Подготовьте доклад.

Для создания рисунков на компьютере используются графические редакторы. Графические редакторы бывают растровыми и векторными.
Растровые графические редакторы: Paint, Adobe Photoshop, Gimp
Векторный: Corel DRAW.
Также растровое изображение можно получить с цифрового фотоаппарата и сканера.

6. Какой способ представления графической информации экономнее по использованию памяти?

Векторный. 

7. Для чего производится сжатие файлов растрового типа?

Для экономии места на диске.

8. Как реагируют растровые и векторные изображения на изменение размеров, вращения?

Картинка, которая прекрасно выглядела при одном размере, после масштабирования или вращения может потерять свою привлекательность. Например, в областях однотонной закраски могут появиться ненужные узоры; кривые и прямые линии могут приобрести пилообразную форму и т. п.

9. Получите растровые коды и векторы описания для изображения букв «Н», «Л», «Т» на черно-белом экране с графической сеткой размером 8 x 8.

Н 01000010 линия(2,1,2,8)
    01000010 линия(2,4,7,8)
    01000010 линия(7,1,7,8)
    01111110
    01000010
    01000010
    01000010
    01000010

Л 00011000 линия(1,8,4,1)
    00011000 линия(8,8,5,1)
    00100100
    00100100
    01000010
    01000010
    10000001
    10000001

Т 11111111 линия(1,1,8,1)
    00011000 линия(4,8,4,1)
    00011000 линия(5,8,5,1)
    00011000
    00011000
    00011000
    00011000
    00011000

§ 22

Параграф 22 Работа с графическим редактором растрового типа ©

1. Каково основное назначение растровых графических редакторов?

Создание рисунков, редактирование фотографий и изображений.

2. Почему в растровых редакторах используются разнообразные инструменты выделения?

Потому что растровые редакторы работают с пикселями, и, чтобы выделить нужную группу пикселей, выделение должно принимать нужную форму.

3. Перечислите основные операции редактирования изображений.

Масштабирование, поворот, ретуширование, изменение яркости изображения и цветовых оттенков.

4. В чем заключается ретуширование фотографий?

При ретушировании с изображения удаляются пятна, трещины и другие дефекты.

5. Что означает термин «коллаж»? Подготовьте коллаж.

Коллаж (перевод с французского — «наклеивание»), объединяет фрагменты различных изображений.

6. Из каких источников могут быть получены растровые изображения?

Сканер, цифровой фотоаппарат.

§ 23

Параграф 23 Работа с графическим редактором векторного типа ©

1. Для каких целей предназначен векторный графический редактор?

Векторный графический редактор предназначен для создания векторных изображений. Графическими редакторами векторного типа пользуются иллюстраторы, дизайнеры, книгоиздатели, а также художники по рекламе.

2. Какие инструменты используются в векторном редакторе?

Для создания рисунков используются различные инструменты: Прямоугольник, Эллипс, Многоугольник, Карандаш. Инструменты для закраски рисунков (заливка) позволяют создавать красочные иллюстрации. Объекты можно закрашивать единым цветом, а также заливкой из нескольких цветовых переходов. Графические редакторы содержат инструмент  Масштаб. Если создается реклама, объявление или обложка для книги, то к иллюстрации добавляют текст.

3. Перечислите основные операции над объектами векторной графики.

Все графические редакторы позволяют перемещать, копировать, удалять, масштабировать, зеркально отражать, а так-же вращать изображения. Кроме того, в векторном редакторе можно изменять порядок расположения объектов друг относительно друга.

4. В каком графическом редакторе можно менять порядок расположения объектов?

Corel Draw или Inkscape

5. В чем состоит различие терминов «объект» и «область»? Приведите пример.

Объекты - векторные примитивы, область - некоторое количество пикселей в растровом изображении.

Дополнение к главе 4

Дополнение к главе 4 ©

1. Почему необходимо иметь общие графические форматы для различных приложений?

Потому что без этого невозможно будет прочитать файл, созданный в одном приложении, другим приложением.

2. Как можно уменьшить размер растрового файла?

1. Уменьшить разрешение ppi
2. Уменьшить глубину цвета
3. Кодировать с палитрой
4. Применять алгоритмы сжатия. Например алгоритм повторяющихся цепочек (RLE)

3. Какой формат разработан специально для хранения фотографий?

Формат  JPEG разработан специально для эффективного хранения изображений фотографического качества.

4. Чем различаются форматы ТIFF?

Различные варианты  формата TIFF  используют разные методы сжатия.

5. Когда целесообразно сохранять изображения в формате ВМР; в формате JPEG?

Формат   BMP желательно использовать в тех случаях, когда изображение содержит большие области однотонной закраски. Это связано с тем, что алгоритм сжатия, включенный в эти форматы, заменяет последовательность повторяющихся величин (в нашем случае — наборы битов для представления пикселей) парой — величиной и числом ее повторений. 
Формат  JPEG разработан специально для эффективного хранения изображений фотографического качества. Сжатие по методу JPEG сильно уменьшает размер файла с растровым рисунком. Высокая степень сжатия достигается за счет сжатия с потерями, при котором теряется часть исходной информации. Пользователю предоставляется возможность контролировать уровень потерь, указывая степень сжатия.

6. Какова особенность формата GIF?

В формате GIF рекомендуется сохранять изображения с ограниченным количеством цветов (до 256). Данные в этом формате сжимаются всегда, так как алгоритм сжатия включен в формат файла.

§ 24

Параграф 24 Что такое мультимедиа ©

1. Что такое мультимедиа?

Мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль.

2. Чем отличается мультимедийная обучающая программа от учебного видеофильма?

Пользователю мультимедийной программы, как правило, отводится активная роль, в отличие от видеофильма, который можно только просматривать.

3. Какие преимущества имеют мультимедийные приложения в образовании перед традиционной формой обучения? Подготовьте доклад.

В мультимедийных программах сочетаются разнообразные формы подачи информации с диалоговым управлением. Красочное оформление, стереофоническое звуковое сопровождение, движущиеся персонажи — все это создает иллюзию реальности происходящих на экране событий. Кроме того, с помощью мыши или джойстика, обучающийся может перемещать на экране фигурки людей, запускать ракеты и многое другое. Такая вовлеченность пользователя в процесс улучшает восприятие и запоминание информации.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

· возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, до 60 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

· возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

· возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

· возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

· возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

· возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

· возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации и др.;

· возможность подключения к глобальной сети Internet;

· возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

· возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации;

· возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

· возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

· возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню, на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта .

§ 25

Параграф 25 Аналоговый и цифровой звук ©

1. Приведите примеры технических устройств, в которых звук хранится и воспроизводится в аналоговой форме.

Фонограф, патефон, граммофон, электрофон, магнитофон.

2. В каких технических системах звук передается в аналоговой форме?

Телефонная и радиосвязь.

3. Почему форму представления звука в компьютере можно назвать дискретной и цифровой?

Основной принцип хранения информации в памяти компьютера — принцип дискретности: любые данные в памяти компьютера хранятся в виде цепочек битов, т. е. последовательностей нулей и единиц. Современные компьютеры умеют работать со звуком. Значит, и звук в компьютерной памяти хранится в дискретной форме, т. е. в виде цифр.

4. Что такое ЦАП и АЦП?

Запись звука происходит через микрофон, который создает непрерывный электрический сигнал, а воспроизведение — через динамики, которые звучат также под действием непрерывного электрического сигнала. Работа этих устройств совмещается с дискретными данными в памяти компьютера следующим образом. Происходит преобразование аналоговой формы представления звука в дискретную и обратное преобразование. Первый процесс называется  аналого-цифровым преобразованием (АЦП), второй — цифро-аналоговым преобразованием (ЦАП)

§ 26

Параграф 26 Технические средства мультимедиа ©

1. Какие элементы звуковой карты отвечают за запись звука в компьютер и за его акустическое воспроизведение?

Звуковая карта совмещает в себе функции ЦАП и АЦП. Непрерывные электрические колебания, идущие от микрофона, преобразуются в числовую последовательность. Эту работу выполняет устройство, подключаемое к компьютеру, которое называется  аудиоадаптером, или звуковой картой. Воспроизведение звука, записанного в компьютерную память, также происходит с помощью аудиоадаптера, преобразующего оцифрованный звук в аналоговый электрический сигнал звуковой частоты, поступающий на  акустические колонки или стереонаушники.

2. Почему для хранения мультимедийных приложений используются компакт-диски?

Звук, видео, графика, объединенные в мультимедийном приложении, требуют больших объемов памяти. Поэтому для их хранения нужны достаточно емкие  и желательно недорогие носители. Этим требованиям удовлетворяют оптические компакт-диски. Наряду  с большой емкостью (около 700 Мбайт) они обеспечивают надежную защиту от потери данных.

3. Почему для работы с видео используются специальные карты ввода/вывода?

Потому что аналоговая видеозапись должна быть оцифрована перед обработкой на компьютере.

4. Для каких целей используется мультимедийный проектор?

Для демонстрации мультимедийного приложения в большой аудитории используют мультимедийный проектор. Такой  проектор переносит на большой экран изображение с экрана монитора.

§ 27

Параграф 27 Компьютерные презентации ©

1. Какая информация может быть расположена на слайде презентации?

Презентация представляет собой последовательность слайдов. Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук.

2. Какова особенность технологии гипертекста?

Благодаря гипертексту становится возможной не только однозначная последовательность просмотра слайдов, но и произвольный просмотр по смысловым связям.

3. Как называется класс систем, в которых технология гипертекста применяется к нетекстовым видам информации?

Гипермедиа.

4. Каковы основные этапы создания презентации?

- Создание сценария;
- разработка презентации с использованием программных средств.

5. Что такое сценарий презентации?

Это план презентации, по которому будет выступать докладчик. ©

6. Как следует готовиться к проведению презентации?

Предварительно необходимо продумать содержание каждого слайда, а также связи между ними.
Затем нужно выбрать программу разработки презентации.
Завершив построение презентации и подготовив доклад, следует провести репетицию, прежде чем выходить на публичное выступление.

7. В чем состоит отличие интерактивной презентации от презентации со сценарием?

Интерактивная презентация — диалог между пользователем и компьютером. В этом случае презентацией управляет пользователь, т. е. он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия, а также объем необходимого материала. Презентация со сценарием — показ слайдов под управлением ведущего (докладчика).

Дополнение к главе 5

Дополнение к главе 5 ©

1. Как технически происходит переход от аналогового сигнала к его дискретному представлению?

Аналоговый сигнал — это непрерывно меняющееся со временем t значение физической величины F. Например, пусть F — сила тока. Дискретизация есть переход от формы А к форме Б. Физически это происходит следующим образом: в равноотстоящие моменты времени, например через каждые 0,01 секунды, измеряется величина F. Если моменты времени измерения обо-значить t0, t1, t2 и т. д., а измеренные значения величины F обозначить F0, F1, F2 и т. д., то дискретное представление зависимости F от t можно свести в таблицу. Эту информацию и нужно отразить в памяти компьютера. Правда, не совсем в таком виде, как в таблице. Номера измерений хранить ни к чему. Все моменты времени измерений также не нужно хранить в памяти. Достаточно знать начальный момент t0 и величину интервала времени между двумя измерениями, поскольку эта величина постоянная. Ее называют шагом дискретизации по времени. Обычно принимается t0 = 0, т. е. время начинает отсчитываться от начала измерений. Зная t0 и шаг, можно определить все остальные моменты времени измерений. На-пример, если шаг равен 0,01 секунды, то t1 = 0,01 с, t2 = 0,02 с, t3 = 0,03 с и т. д. Значения физической величины F хранятся в памяти в виде числовой последовательности (таблицы).
Таким образом, дискретное цифровое представление сигнала — это таблица с результатами измерений физической величины в фиксированные моменты времени.

2. Что такое шаг дискретизации и частота дискретизации? Попробуйте выразить связь между ними в виде формулы.

Величина интервала времени между двумя измерениями - шаг дискретизации. Частота дискретизации — это количество измерений, производимых прибором за 1 секунду. 
Частота измеряется в герцах (Гц). Одно измерение за одну секунду соответствует частоте 1 Гц. 1000 измерений за 1 секунду — 1 килогерц (кГц) или 1000 Гц. 
Частота = 1 / шаг

3. Какой частоте дискретизации соответствует шаг 0,005 с?

1 измерение за 1 секунду соответствует частоте 1 Гц, 10 Гц — 10 измерений в секунду и так далее.
Частота = 1/шаг
1 / 0,005 = 200 Гц

4. Какому шагу дискретизации соответствует частота 1 КГц?

1 КГц = 1000 Гц
Шаг = 1 / частоту
1/1000 = 0,001 с - шаг дискретизации

5. Что такое разрядность дискретизации?

Разрядность  — количество битов. Разрядность дискретизации определяется размером регистра памяти устройства АЦП. Дискретное цифровое представление аналогового сигнала тем точнее его отражает, чем выше частота и больше разрядность дискретизации.

6. Какова разрядность дискретизации АЦП, если в регистр можно записывать 1024 различных значения?

N = n1*n2*...nm          ©
n = 2, N = 1024
1024 является 10-й степенью числа 2, значит m = 10
Ответ: 1024 различных значения можно записать в 10-тиразрядный регистр.

1. Какие элементы звуковой карты отвечают за воспроизведение цифрового и синтезированного звука?

Звуковые карты содержат следующие элементы.       ©
- Преобразователи – они есть на каждом стереоканале: аналого-цифровой (АЦП) и цифро-аналоговый (ЦАП) (на дорогих картах преобразователей бывает больше). АЦП обрабатывает аналоговый сигнал, поступающий с линейного входа или микрофона, и превращает его в цифровой. ЦАП, напротив, преобразует цифровой сигнал в аналоговый и передает его на линейный выход. Качество получаемого звука зависит от битовой глубины, поддерживаемой преобразователем.
- Генератор тактовой частоты – выдает синхронизирующие сигналы на преобразователи, тем самым задавая скорость обработки информации (вспомните понятие частоты дискретизации). Наиболее популярные на сегодняшний день звуковые карты имеют частоту 96 кГц.
- Процессор – формирует аналоговое звучание, которое мы слышим из колонок от поступающих MIDI-команд. Именно процессор определяет возможности звуковой карты. Он является «связным» между центральным процессором компьютера, операционной системой и программой воспроизведения музыки. Процессор звуковой карты берет на себя достаточно много работы, связанной с обработкой звука (частично разгружая центральный процессор).
Звуковые карты проигрывают MIDI-файлы (синтезированный звук), используя встроенный  синтезатор.

2. Почему 32-разрядная звуковая карта точнее кодирует и воспроизводит звук, чем 16-разрядная?

Чем выше разрядность дискретизации, тем выше точность измерений физической величины, тем точнее карта  кодирует и воспроизводит звук.

3. Какая информация хранится в МIDI-файлах?

MIDI- файл — последовательность команд, которыми записаны действия, такие как, например, какая нота звучит, в какое время начинается звучание, как долго оно продолжается, каким инструментом исполняется. Поэтому MIDI-файлы по размеру значительно меньше аналогичных цифровых файлов.