Тема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.
Образование форм слова
В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.
Прочитайте предложения:
Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.
Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.
Это значит, что их лексическое значение не изменилось.
Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.
Окончания образуют форму слова.
Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.
Правила и примеры образования форм слова
Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше...
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.
Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная...
Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.
Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания - разными.
Сосн[а], сосн[Ы], сОсн[ы], сосн[е], сосн[ой], о сосн[е].
Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.
Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.
Формообразующие суффиксы
Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.
Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.
В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.
При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).
Однокоренные слова
Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) - это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.
Однокоренные слова - это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.
Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить - пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава - травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).
Пример:
Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.
Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.
Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.
Все на самом деле просто:
1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.
Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на "отлично". Потренируемся?
Задания для самопроверки:
Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой - формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.
1) Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.
Ответ:
Сосна (однокоренные слова): сосенк[а], соснов[ый], сосняк[].
Сосна (формы слова): под сосн[ой], о сосн[е], сОсн[ы].
2) Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.
Ответ:
Игра (однокоренные слова): игра/ть\, игрушк[и], игрушечн[ый], игрок[].
Игра (формы слова): в игр[е], до игр[ы].
3) Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.
Ответ:
Стрела (однокоренные слова): стрелок[], стреля/ть\, перестрелк[а].
Стрела (формы слова): стрел[ы], без стрел[ы], к стрел[е], со стрел[ой], о стрел[е].