Развитие ребенка в 1 год

В возрасте 1 года ребенок уже может иметь двенадцать зубов. Это восемь резцов (по четыре сверху и снизу) и четыре коренных зуба. Если у вашего ребенка в этом возрасте еще нет двенадцати зубов, — не страшно. Они могут прорезаться в течение ближайших трех месяцев. И это тоже будет норма. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок в достаточном количестве получал соли кальция и фосфора и витамин D.

Однажды вы захотели поцеловать своему малышу пяточку и увидели, что у него плоская стопа. И от этого факта пришли в волнение. И напрасно: оснований для волнения нет. У вашего ребенка не плоскостопие. А подобная форма стопы (без свода) объясняется наличием под кожей так называемой жировой подушечки. Со временем, когда ребенок будет более активно ходить, жировая ткань исчезнет, и обозначится свод.

Вы можете оценить психофизическое развитие своего ребенка, сравнив его с тем «среднестатистическим» малышом, который в возрасте 1 года умеет:

— свободно вставать на ноги;
— ходить без помощи взрослых;
— с помощью взрослых (когда его держат за руку) бегать;
— подражая взрослому, повторять некоторые простые действия и забавляться этим;
— без посторонней помощи пить из чашки;
— произносить отдельные простые слова;
— понимать, что требуют от него взрослые;
— называть членов семьи по имени, порой, правда, сильно коверкая эти имена;
— проситься на горшок.

В годовалом возрасте рост ребенка должен примерно соответствовать 72 сантиметрам.

В год ребенок, как вы уже заметили, очень подвижен. В подвижности его и в новых возможностях скрыта опасность травмы. С учетом того, что ваш ребенок научился делать, осмотрите критически обстановку в своей квартире (доме); и не оставляйте ребенка ни на минуту без вашего бдительного контроля.

Что умеет ребенок в 1 год

Хотя ваш малыш только что научился ходить, передвигаясь, он способен совершать и другие действия. Он сможет идти и толкать, идти и тянуть, идти и нести игрушки и т.д. Если рядом находится старший брат или сестра, ребенок охотно, подражая им, займется гимнастикой. Он наклонится. Упрется головой в пол, и из этого положения будет с интересом рассматривать окружающих, ожидая при этом их одобрения.

Карапуз научился бросать предметы и теперь тренируется при каждом удобном случае. Иногда он делает это просто ради удовольствия, а иногда ему хочется узнать, куда покатится мяч. Увлеченный, годовасик будет внимательно наблюдать за тем, как мяч отскакивает от стены или как катится через дверь в спальню и закатывается под кровать.

Ближе к 1 году ребенок может перекладывать ложку с едой из одной руки в другую и уверенно держать чашку. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока тот не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает через голову бусы, чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.

Ребенок интересуется не только тем, что находится прямо передним или сзади, но и тем, до чего не дотянуться. Обуреваемые любопытством, многие малыши забираются туда, откуда сами не в состоянии слезть. Поскольку младенцу проще залезть наверх, чем спуститься вниз, высота может вызвать у него неожиданный страх – это говорит о том, что у малыша появилось ощущение высоты, которое в свою очередь порождает чувство опасности.

Перед своим первым днем рождения маленький человечек радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, поход в магазин. Кроха с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, ощупывать бананы и нюхать виноград. Малыш любит проводить «осязательные» эксперименты – трогать скользкое желе, липкую, влажную глазурь, твердые и холодные кубики льда.

Невозможно удержать ребенка от того, чтобы во время кормления он не дотрагивался до еды. Годовалый ребенок размазывает по столу кашу, разбрызгивает сок и окунает пальцы в молоко. Даже самые аккуратные и придирчивые родители не в состоянии помешать этому. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать сыр или откусить кусочек цветной капусты.

Ребенок 1 года горит желанием узнавать новые звуки, так же как и новые предметы. Он стучит ложкой по стакану, тарелке, миске и по стульчику. Малыш экспериментирует и со своим голосом – иногда вскрикивает, иногда подолгу невнятно бормочет, подражая разговору и пению. Бывает, что, проснувшись утром, кроха развлекается так минут двадцать, пока кто-нибудь не обратит на него внимание.

Большинство «научных открытий и опытов» происходит, когда ребенок занимается с игрушками и другими предметами. Он любит стучать и перемешивать что-нибудь ложкой, переворачивать коробочки, баночки и другие емкости, высыпая оттуда содержимое, дергать игрушку за веревочку. В конечном счете, все действия малыша направлены на то, чтобы научиться использовать предметы поназначению.

Занятия с ребенком 1 года

Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего сынишки или дочурки, например, к машинке и к мишке. Положите игрушки на некотором расстоянии от ребенка, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре малыш научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы крохе были видны только ленточки.

Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть карапуз походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и по траве. Вернувшись из магазина и положив продукты вхолодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог убрать их сам. Поговорите с любимым чадом о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить продукты в холодильник.

Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Если вместо карандаша использовать муку, получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии. Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите ребенку, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.

Физическое развитие ребенка 1 года

Положите на пол хорошо отшлифованную доску размером не меньше 15 см в ширину и 120 см в длину. Пусть малыш находится на одном краю дочки, а на другой вы положите игрушку. С вашей помощью ребенок должен добраться до игрушки и взять ее. А если доска будет лежать под уклоном, игра станет еще интереснее.

Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: кроха с удовольствием сорвет их. Данное упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она надоест карапузу.

Отправляясь купаться, дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки, и вынимать их из воды. Такая игра способствует развитию координации движений. Если ваш годовасик уже умеет ходить, сложите перед ним ряд из кубиков. И предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять равновесие.

Сколько должен спать годовалый ребенок

Ваш ребенок спит ночью от 10 до 12 часов. И еще 1 или два раза в день по 1,5 -2 часа, постепенно переходя на единоразовый дневной сон. Убедитесь, что ему этого достаточно — продолжительность сна играет большую роль в развитии ребенка. Также важно придерживаться постоянного расписания дневного сна. Если этот график скользящий, то, велика вероятность, что ребенку будет трудно заснуть и он будет часто просыпаться в течение ночи.  Подробнее: сколько должен спать ребенок

Первые кризисы

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих ( или наших ) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

- «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Комментарии  

#73 Ирина 27.03.2017 10:33
Марина #69, а что странного, что в месяц ребенок просится на горшок? Мой в пеленки писал только в роддоме и я не сколько не фантазирую. По любому малышу сразу видно, когда хочет писать, нужно просто быть внимательнее. Я держала его над тазиком (горшок маловат, не попадали мы в него). И ночью он просыпается и просится пописать. С 9 месяцев ходит сам на горшок.
#72 Светлана 27.03.2017 10:17
нам год и месяц 12 зубов,ходим с 9 месяцев,из слов мама, папа,баба,дай, иди,остальное детский не понятный лепет.Пьет с бутылочек из кружек не хочет ,сама пытаеться кушать но пока плохо получаеться,о горшке еще и не думали.Все детки разные ,а то что как говорят врачи должно быть то извините значит уникумы еще не родились.
#71 Наталья 25.02.2017 01:05
Вот у меня ребенок все по стстье делает, а не кого не называет ни по имнни, ни по бабе, маме. Маму может позвать ну если ему совсем плохо и есть сисю очень хочется. Болоболит на своем языке очень много, но только ему понятное. Повторит какое-нибудь только что услышанное слово ненароком и больше его не говорит (не применяет). Начинаю читать книжку, он у меня ее отбирает или закрывает. Любит когда играют с ним в игрушки и любит носиться со старшим братом. Пошел в год и 11 дней. Зубов у нас пять. Сейчас на год и месяц.
#70 Екатерина 08.11.2016 11:01
Это сейчас дети отсталые,раньше декрет длился год и потом ребенок шел в сад а мама на работу..... так вот в год ребенок должен быть приучен к горшку сам уметь кушать и пить с чашки..... это сейчас памперсы а раньше их не было и детки в год ходили на горшок...... наверное это и есть норма.
#69 Марина 29.10.2016 19:10
Народ,я читаю просто в шоке!!!! Дети в месяц ходят на горшок, к году они становятся такими вундеркиндами (ведут родителей в туалет за руку, всех по именам знают, куда нести грязный горшок!!!), у меня и моих знакомых мамочек, что, самые отсталые дети получаются???? Я сейчас тоже могу написать, что мой ребенок самый супер, но зачем??? мы же здесь не на конкурсе "лучший ребенок", а делимся своим опытом. !!! Так давайте делиться, а не фантазировать!!
#68 Евгений 08.09.2016 16:15
Не делайте из ребенка вундеркиндера. Воспитывайте умных а не напичканных. Этих умных как грязи, обидно что бестолковые, только языком могут но не руками и головой
#67 Таня 30.06.2016 16:07
спасибо всем за примеры, а я и не задумывалась, что пора на горшок ) Через 3 дня годик. Не ходим, 6 зубов, с 4 месяцев уверенно держит голову, с 9 месяцев ползать и сидеть научились, с 9 же месяцев выполняем просьбы - танцуй, покажи сороку-ворону, ладушки, дай пять, где сися, ложись на подушечку; в последнее время - помаши папе пока, включи музыку и т.д. С 5 месяцев глазами показываем - где люстра, где книжки, где гитара. Сейчас не говорит, только повторяет какие-то слова за взрослыми непосредственно после того, как их услышит. И я вообще ничем не занимаюсь с ним, свободное от прогулок на воздухе и хлопот по дому время трачу на свою личную жизнь и карьеру, а он сам балуется со всем, что найдет в комнате. Надеюсь, он не отстанет в развитии от родителей, которых тоже не развивали специально, и будет гордиться мной, так как я не собираюсь жить без своих новых достижений это время его раннего детства. А те мамы, которые развивают, тоже молодцы; но упор лучше всего делать на физическое развитие, а с интеллектом еще достанут в саду и школе и т.д. Говорю это как отличница в n-ном поколении.
#66 Анна 18.06.2016 15:42
Какая разница-если малыш здоровый,то у него все будет в порядке.Если вы хотите гениев,то девочки вспомните себя в детстве-думаю, мало кому хотелось,что бы его или ее родители учили тому,что не нравилось.Хорош о,что дети тоже нас учат жить по их правилам,но все должно быть в меру.Простого человеческого счастья вам-любите своих деток и они вас будут радовать.
#65 Лиза 27.03.2016 03:54
Я сама педагог в области раннего развития детей. И замечаю, что термин "дети разные" используют совсем не по назначению. Разные у них физические данные - это да: кто-то в 9 месяцев пошел, кто-то в год. А вот умственные способности - это больше работа с ребенком. У нас в группе все годовички умеют все перечисленное в статье, кроме горшка. Только вот обучали всех разными способами. Как пример: кому-то интересно строить кубики - строят кубики, а кого-то они не привлекаю - и мы учили "нагромождать" предметы, понравившиеся ребенку, а потом уже он сам начинал интересоваться кубиками. Кто-то на себе только показывает части тела, а кому-то надо в игровой форме "зайкой рассказывать" и на кукле показывать. А речь развивают месяцев с 2-х - начиная с гласных звуков. Если этот момент упущен - наверстать сложно.
#64 Лиза 27.03.2016 03:44
Странные такие мамаши - кто нормы выставляет, зачем уметь все... Почитайте Мюнхенские нормы - там все подробно расписано: кто, как и почему. Нам год. Ходим с 9 месяцев, всего 2 зуба. Пьет с поильника уже давно, а с кружки - маленько попьет и выливает рукой водичку плюхать :) Занимаемся по методике Домана. Говорит много, но больше слова каверкает: бутля на бутылку, ока на сок, аруа - на корову. Звук "р" говорим хорошо, но только в середине слова (ыба - на рыбу). На горшок не ходим. Всех по именам знает. Любит ходить по дому и спрашивать - это че? )) Если предмет нравится - обязательно учится его говорить. Указательный жест появился только в 11 месяцев - до этого пятерней показывал.