Ответы к заданиям учебника Русский язык за 4 класс. Часть 2. Авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская О.В.. Вторая часть линейки учебников русского языка программы "Перспективная начальная школа", по традиции, служит для развития речи  и плюсом содержит к тому - же справочную информацию, на которую ссылаются первая и третья часть учебника. В этой части, как и следует из цели этих материалов, еще больше пустой болтовни, что и следовало ожидать. Сплошные рассуждения. Общительный и разговорчивый ученик с легкостью справится со всеми заданиями этого учебника. Но ведь есть еще детки замкнутые, или дети, которым трудно выражать свои мысли, или просто неуверенные в себе. Покажет верную дорожку ГДЗ на 7 гуру. Читайте, пользуйтесь, но не злоупотребляйте готовыми ответами, нужно же и самим учиться мыслить :).

Ответы к части 2 учебника русский язык 4 класс Каленчук, Чуракова:

Ответы к заданиям учебника Русский язык за 4 класс. Часть 2. Авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская О.В.. Вторая часть линейки учебников русского языка программы "Перспективная начальная школа", по традиции, служит для развития речи  и плюсом содержит к тому - же справочную информацию, на которую ссылаются первая и третья часть учебника. В этой части, как и следует из цели этих материалов, еще больше пустой болтовни, что и следовало ожидать. Сплошные рассуждения. Общительный и разговорчивый ученик с легкостью справится со всеми заданиями этого учебника. Но ведь есть еще детки замкнутые, или дети, которым трудно выражать свои мысли, или просто неуверенные в себе. Покажет верную дорожку ГДЗ на 7 гуру. Читайте, пользуйтесь, но не злоупотребляйте готовыми ответами, нужно же и самим учиться мыслить :).

Ответы к части 2 учебника русский язык 4 класс Каленчук, Чуракова:

Упражнение 1

ЗНАКОМИМСЯ С ТЕКСТОМ-РАССУЖДЕНИЕМ

Ответы к упражнению 1, с. 6 — 11

1. Прочитай отрывок из текста.

                    ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ

Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе. Там было светло и тепло, и собралось много народу.
И мы стали играть в прятки. И это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким — Костику или Аленке, а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос. Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате. Комната была маленькая, тесная и мы всё время прятались за портьеру, или за шкаф, или за сундук, и в конце концов мы стали потихоньку выплёскиваться из Мишкиной комнаты и заполнили своей игрой большущий длинный коридор квартиры.
В коридоре было интереснее играть, потому что возле каждой двери стояли вешалки, а на них висели пальто и шубы.
Когда водить выпало Костику, он отвернулся к стене и стал громко считать: раз, два… Мишка сейчас же залез на подоконник, Алёнка – за шкаф. Андрюшка, не долго думая, полез под шубу. А я увидел раскрытую дверь и вскочил в неё.
Это была какая-то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать. Там был приятный полумрак и лежало довольно много вещей, и я стал сейчас же их рассматривать. Под этой кроватью было очень много туфель разных фасонов, но все довольно старые, а ещё стоял плоский деревянный чемодан, а на чемодане стояло алюминиевое корыто вверх тормашками, и я устроился очень удобно: голову на корыто, чемодан под поясницей – очень ловко и уютно.
Я хотел поглядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдёт и как он будет меня искать. Но в это время в комнату вошёл никакой не Костик, а вошла Ефросинья Петровна. Она очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула её. А потом, гляжу, повернула ключик – и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота и погасила свет. И я услышал, как завыли пружины над моей головой, а кругом кромешная тьма, и Ефросинья Петровна лежит в своей постели и не знает, что я тоже здесь, под кроватью. Я понял, что попал в скверную историю, что теперь я в заточении, в ловушке.
Сколько я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придёт с собакой-ищейкой. По кличке Мухтар. А если в нашей милиции никаких собак нету? И если милиция меня не найдёт? А если Ефросинья Петровна проспит до самого утра, а утром пойдёт в свой любимый сквер сидеть целый день и снова запрёт меня, уходя? Тогда как? Ведь это самый настоящий кошмар! У меня сердце замерло от испуга. Сколько же я буду тут лежать?

(По В. Драгунскому)

Тебе знакомы другие произведения этого автора?
Ты узнаёшь героев этого рассказа? Как ты думаешь, от чьего имени рассказана эта история?
Почему Дениске очень нравилась игра в прятки? Зачитай ту часть текста, в которой об этом говорится.
Что сначала думал Дениска о своём положении под кроватью? Какие преимущества он в нём видел? Подтверди свой ответ строчками из текста.
Как Дениска оценивает своё положение чуть позже? ПРОЦИТИРУЙ нужное место из текста.
Какие высказывания Дениски вызывают у тебя смех? Приведи ЦИТАТУ из текста.
Найди в тексте повествование. Вспомни, какова цель текста-повествования. Слова какой части речи помогают осуществить эту цель? Выпиши из текста слова в тетрадь.

Повествование (в начале отрывка и в его предпоследнем абзаце): «Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе. Там было светло и тепло, и собралось много народу. И мы стали играть в прятки. И это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким — Костику или Аленке, а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос. Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате. Комната была маленькая, тесная и мы всё время прятались за портьеру, или за шкаф, или за сундук, и в конце концов мы стали потихоньку выплёскиваться из Мишкиной комнаты и заполнили своей игрой большущий длинный коридор квартиры.»

«Я хотел поглядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдёт и как он будет меня искать. Но в это время в комнату вошёл никакой не Костик, а вошла Ефросинья Петровна. Она очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула её. А потом, гляжу, повернула ключик – и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота и погасила свет. И я услышал, как завыли пружины над моей головой, а кругом кромешная тьма, и Ефросинья Петровна лежит в своей постели и не знает, что я тоже здесь, под кроватью. Я понял, что попал в скверную историю, что теперь я в заточении, в ловушке.»

Теперь найди в тексте описание. В какой части текста оно находится? Какова цель этого описания? Какие слова помогают нам лучше представить то, что описывает автор? Выпиши эти слова.

Описание (пятый абзац): «Это была какая-то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать. Там был приятный полумрак и лежало довольно много вещей, и я стал сейчас же их рассматривать. Под этой кроватью было очень много туфель разных фасонов, но все довольно старые, а ещё стоял плоский деревянный чемодан, а на чемодане стояло алюминиевое корыто вверх тормашками, и я устроился очень удобно: голову на корыто, чемодан под поясницей – очень ловко и уютно.»

Ты, наверное, ещё не знаешь, что такое рассуждение? Прочитай последнюю часть текста. Какие вопросы задаёт себе Дениска, лёжа под кроватью?

«Сколько я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придёт с собакой-ищейкой. По кличке Мухтар. А если в нашей милиции никаких собак нету? И если милиция меня не найдёт? А если Ефросинья Петровна проспит до самого утра, а утром пойдёт в свой любимый сквер сидеть целый день и снова запрёт меня, уходя? Тогда как? Ведь это самый настоящий кошмар! У меня сердце замерло от испуга. Сколько же я буду тут лежать?»

Какой вопрос больше всего волнует Дениску? Подтверди, обращаясь к тексту, что это для него главный вопрос. Какие предложения строит Дениска, пытаясь ответить на этот вопрос? Теперь ты догадываешься, что такое рассуждение?

«Сколько я буду тут лежать?»

Ещё раз прочитай последнюю часть отрывка. Ты сможешь доказать, что это рассуждение?

Выяснив, что РАССУЖДЕНИЕ – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос и что в РАССУЖДЕНИИ всегда виден ход мысли человека, можно доказать, что последний абзац отрывка представляет собой именно РАССУЖДЕНИЕ Дениски.

2

УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ

Ответы к упражнению 2, с. 12 — 13

2. Рассмотри две фотографии.
Ты сможешь объяснить первоклассникам, что изображено на этих фотографиях?

Перед нами две фотографии веточки с раскрывающейся почкой.

Сумеешь доказать, что фотограф снимал одну и ту же веточку, а не разные? Понятно ли, когда были сделаны эти фотографиии: в один и тот же день или в разные дни?
Известно, что одна фотография была сделана в воскресенье 8 мая, а другая — накануне, в субботу. Как ты расставишь даты под фотографиями? Обоснуй своё решение. Покажи первоклассникам фотографии и объясни им, когда они были сделаны.
Затем расскажи им, где прятался лист, что произошло с почкой весной, что дальше произойдёт с листом, как он будет развиваться летом и осенью.

Объясняя первоклассникам это природное явление, мы будем строить своё рассуждение на: 1) сравнении двух фотографий, 2) дополнительной информации о том, когда они были сделаны и 3) своих ежегодных наблюдениях за жизнью листьев деревьев летом и осенью.
В заключение мы выясним, что смотрели на лист глазами учёного.

3

Ответы к упражнению 3, с. 14 — 15

3. А теперь рассмотри ещё две фотографии.

Сравним две фотографии поляны одуванчиков.

Как ты можешь подтвердить, что фотограф снимал одно и то же место?
Как ты думаешь, почему на двух фотографиях одуванчики выглядят по-разному? Это объясняется тем, что фотографии сделаны в разные дни или в разное время суток?

Одуванчик для меня один из самых интересных цветов. Он растёт на лугах, в садах, вдоль дорог, в огородах, на лесных опушках, в полях. Одуванчики подчиняются определённому биологическому ритму. Ровно в 6 часов утра жёлтые корзинки разворачиваются и ровно в 3 часа дня закрываются; реагируют соцветия и на влажность атмосферы — в пасмурную погоду корзинки также закрываются, защищая пыльцу от влаги. Всем известны семена-парашютики этого растения: окончательно созревшие, они легко срываются с корзинки лёгким дуновением ветерка и уносятся на значительные расстояния (до сотен метров). Период цветения одуванчика один из самых продолжительных — с ранней весны и до осени.

Ты сумеешь объяснить первоклассникам, что произошло с одуванчиками? Какая фотография сделана в 12 часов дня? Какая — в 8 часов вечера? Обоснуй своё мнение.

Можно привести в пример отрывок из рассказа М. Пришвина «Золотой луг»:

«Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.»

4

РАБОТА С КАРТИНОЙ

Ответы к упражнению 4, с. 17 — 20

Как ты думаешь, сколько примерно лет юному художнику? А его модели? Кто ещё изображён на картине?

Дети выскажут свои предположения: девочке – 4–5 лет; мальчику – лет 11–12. На картине также изображена молодая женщина.
Возможно, это мама, сестра или няня (гувернантка) девочки.

Ты можешь предположить, как чувствует себя маленькая девочка? Легко ли ей неподвижно сидеть на месте? Долго ли она уже позирует? Почему ты так думаешь?

Девочка уже явно устала позировать, возможно, она хочет встать, побегать, поиграть. В ее возрасте трудно усидеть на одном месте. А возможно, она хочет поскорее посмотреть на работу художника. Судя по тому, что портрет на холсте у художника близится к завершению, девочка позирует давно и, быть может, не первый раз.

Попробуй догадаться, что говорит девочке молодая женщина и почему она грозит ей пальцем?

Женщина грозит девочке пальцем, чтобы та не вертела головой и сидела смирно. Возможно, она просит девочку потерпеть еще немного, объясняет, что портрет уже почти закончен и обещает, что скоро девочка его увидит.

Что можно сказать о характере мальчика, судя по его позе и жестам?  Он чувствует себя за мольбертом уверенно, как настоящий художник, или держится нерешительно, как начинающий ученик? (Рассмотри, как мальчик держит кисть; обрати внимание на палитру и другие кисти в его левой руке.)

Мальчик держит кисти и палитру привычным жестом. Его поза свободна и естественна, в ней чувствуется привычка к работе живописца: одну ногу он поставил на мольберт, а его рука с палитрой и кистями опирается на колено этой ноги. Он уверенно пишет кистью и оценивающе смотрит на результаты своей работы. У мальчика внимательный взгляд художника – это видно даже в таком ракурсе (юный живописец изображен почти спиной к зрителю).

Сможешь описать комнату-мастерскую юного живописца? Какие предметы говорят об увлечении её владельца? Обрати внимание на фигурку из папье-маше. Для чего она нужна художнику?

Мастерская юного художника не очень велика, но кажется просторной, так как в ней мало мебели. Кроме большого мольберта, стула, на котором сидит мальчик, высокого стула, на котором сидит девочка, и скамеечки для ног в комнате есть стол. На столе можно разглядеть книги, рисунки, гипсовую скульптуру (женский бюст) и фигурку из папье-маше. Этот манекен, скорее всего, нужен для того, чтобы учиться изображать фигуру человека. О том, что владелец этой комнаты – художник, свидетельствуют практически все предметы: и мольберт, и этюдник, лежащий на полу, и все, что находится на столе, а также картины, висящие на стене.

Как тебе кажется, эта картина написана в 18-м или в 20-м веке? Какие детали помогли тебе догадаться?

Судя по одежде людей, изображенных на картине, можно догадаться, что картина написана в 18-м в. Молодая женщина и девочка одеты в длинные платья и чепцы. На мальчике – камзол, короткие штаны и чулки.

Задание 1 и задание 2  ставят задачу письменно описать комнату юного художника и письменно же рассказать о том, что происходит в мастерской. Таким образом, школьники должны будут составить короткий текст-описание или текст-повествование. Выполнить эти письменные задания детям помогут дополнительные вопросы, которые коротко дублируют те вопросы, которые дети уже обсудили устно.

Задание 3: устно порассуждать на тему «Насколько серьезным является для мальчика его увлечение живописью?» Нужно ещё
раз обратить внимание, насколько увлеченно и уверенно работает юный художник, проанализировать с этой точки зрения название картины, обсудить черты характера мальчика.

Мальчик чувствует себя взрослым, причастным к искусству, потому что относится к своему занятию серьезно, увлеченно и ответственно.

5

Упражнение 5, с. 20 — 22

Выполняя упражнение 5, школьники учатся устно рассуждать на тему, связанную с их жизнью, с их интересами и увлечениями. Целый ряд подробных и развернутых вопросов поможет им в этом. Отвечая на эти вопросы, дети сначала расскажут о своих занятиях и увлечениях в жанре повествования. Затем школьники должны будут постараться ответить на вопросы: почему мне интересно именно это? Что особенно меня привлекает в том или ином занятии? Таким образом, у них должно получиться рассуждение о себе, размышление о своей жизни.

Как ты думаешь, твое увлечение – одно из многих, или оно может быть как-то связано с твоей будущей профессией?

Ответ на этот вопрос послужит своеобразным выводом из предшествующего устного рассуждения. Серьезно и с интересом отнестись к этому вопросу поможет то, что они недавно обсуждали в классе картину Ивана Фирсова «Юный живописец» и видели, как мальчик их возраста (или чуть старше) серьезно и уже вполне профессионально занимается любимым делом.

6

АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ

Ответы к упражнению 6, с. 25 — 27

В учебнике «Окружающий мир» дети прочитают доклад Миши Иванова о животных Арктики. Затем они узнают, как Миша готовил свой доклад: выбрал книги в библиотеке, составил план доклада и расширил его до тезисов.

После того как дети познакомятся с понятием «тезисы», им предлагается самостоятельно составить тезисы к Мишиному докладу. Если это задание вызовет затруднения, то дети смогут посмотреть в тексте упражнения готовые тезисы. В этом случае можно познакомить их с одним или двумя тезисами, а остальные пусть попробуют составить сами. Затем школьники должны сравнить свои тезисы с теми, которые составил Миша. В заключение учащимся предлагается оценить Мишин доклад, исходя из правил вежливости, с которыми они познакомились на прошлом уроке.

7

ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ТЕКСТОМ-РАССУЖДЕНИЕМ

Ответы к упражнению 7, с. 27 — 31

Школьники прочитают текст В. Пескова «Речка моего детства». Они обнаружат, что уже в начале текста (во втором абзаце) выражена одна из его главных мыслей:

«Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой».

Можно также обратить внимание на то, что эта мысль получит свое развитие и завершение в конце текста:

«Купание летом, костры на берегах осенью, плавание в лодке по весеннему половодью… Только теперь понимаешь, сколько радости дает человеку великое чудо – река, пусть даже маленькая».

Затем учащиеся найдут и перескажут ту часть текста, которую можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке (это третий, четвертый, пятый и шестой абзацы).

Дети в очередной раз (при помощи системы вопросов к тексту) найдут подтверждение того, что рассуждение – это всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу. Они обнаружат, что в детстве Васю Пескова волновал вопрос: «Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода?» Прочитают, что сначала он думал, будто «река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села». И что постепенно мальчик пришел к выводу, что «не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды».

Потом школьники процитируют примеры, которыми Василий Песков подтверждает этот вывод:

«Возле воды по лугам бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти лошадей, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать белье, у реки по вечерам деревенские девки собирались петь песни».

8

ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Ответы к упражнению 8, с. 31 — 32

Дети отметят, что в этом тексте природные явления (зима, весна, почки деревьев) ведут себя, как живые существа: обижаются, прячутся, разговаривают друг с другом. В подтверждение того, что автор пользуется олицетворением, дети могут процитировать такие фрагменты текста: «…пока однажды зима не обиделась», «Испугалось лето, опечалилось», «Тут позвали лето почки на деревьях и сказали, что они его от зимы спрячут».

Далее школьники выяснят, что история, рассказанная в этой сказке, напоминает «самые древние сказочные истории», так как в ней объясняется причина возникновения природного явления: приход зимы и наступление весны, а также говорится о возникновении природной закономерности, того, что весенние листочки прячутся в почках. Они должны процитировать слова из текста: «С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется».

Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такими:

1. Как зима на лето обиделась.
2. Некуда лету от зимы скрыться.
3. Как лето в почки деревьев спряталось.
4. Наступление весны.
5. Куда с тех пор лето от зимы прячется.

В плане пять частей – по количеству абзацев в тексте.

После такой подготовительной работы дети читают текст еще раз вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами.

9

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

Ответы к упражнению 9, с. 33 — 34

Читаем два параграфа из учебника «Окружающий мир», часть 1: «Зона лесов России. Растения зоны лесов» и «Животные зоны лесов». Затем они проверят, соответствует ли план, который составили Маша и Миша, содержанию этих параграфов, и расширят каждый пункт плана так, чтобы он превратился в тезис. Это задание потребует от школьников внимательного перечитывания параграфов, умения выбрать и коротко сформулировать главное. В качестве образца дети могут использовать тезисы, которые составил Костя Погодин к первому пункту плана.

Тезисы ко второму и к третьему пунктам плана могут выглядеть примерно так:

2. Основные деревья тайги, смешанного леса и широколиственного леса.

Где расположена тайга и какие деревья для нее характерны. С чем связана выносливость хвойных растений. Другие растения тайги. Что такое смешанный лес и в каких районах он находится. Мелколиственные и широколиственные деревья. Где расположены широколиственные леса. Какие деревья в них преобладают. Многоярусность широколиственного леса: кустарники, травянистые растения и мхи.

3. Животные зоны лесов.

Животные тайги и их умения приспособиться к жизни в суровых условиях. Богатство животного мира смешанных и широколиственных лесов: звери; птицы; животные, обитающие в лесной подстилке и в почве. Необходимость природоохранительных мер для сохранения животного мира наших лесов.

Затем детям предлагается сделать научное сообщение, опираясь на эти тезисы, и рассказать его своим соседям по парте. Эта работа проводится в парах.

В заключение можно оценить в классе сообщения друг друга, исходя из правил вежливости. Это могут сделать несколько учеников по очереди перед всем классом.

10

ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

Ответы к упражнению 10, с. 34 — 39

Познакомимся с текстом Василия Пескова «Плес» и вспомним, что уже читали произведение этого автора – «Речка моего детства» (упражнение 7).

Отвечая на вопрос «Каким увидел художник Исаак Левитан волжский городок Плес», школьники приведут цитату из текста:

«…взгляд живописца привлек маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берез и елок. На бугре стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес».

Затем рассказываем, как говорит о своих впечатлениях от Плеса автор текста – Василий Песков.

Сначала он смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу: «Овраги в Плесе громадные»; «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо таинственных, непролазно-зеленых оврагов»; «В пахучем царстве зарослей тут хочется заблудиться». А затем – постепенно поднимаясь на гору: «Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берез. Отсюда Волга – как на ладони».

Еще раз прочитав текст, выясняем, что самый эффектный вид на город открывается, если переправиться на лодке на левый берег:

«Через реку, как бы со стороны, городок виде весь целиком. Видна внизу слева бывшая рыбачья слобода, виден в ней домик, где жил Левитан. И в мелких подробностях видны уступы кружевной зелени леса, уступы домов, садов, паутина желтых дорожек, освещенные солнцем полянки и темные русла оврагов. Светел, зелен, радостен городок! А у ног его – зеркало Волги».

Далее видим, что автору Плес напоминает «большой многопалубный пароход, приставший тут и не желающий уплывать – так ему хорошо. Как мачты, белеют церквушки. Нижняя палуба – самая оживленная…». Строчки, которые передают уютную и спокойную атмосферу городка, такие: «Плотно друг к другу стоят дома. Почти что двухэтажные, низ – каменный, верх – деревянный. Заборы. Наличники. Двери с коваными запорами. В окнах – герань. У заборов – скамейки с обязательными старушками. Девятнадцатый век!»

Вопрос о том, что, по мнению автора, особенно ценно в облике Плеса, обратит внимание школьников на строчки:

«Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плес остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад».

Школьники без труда обнаружат, что кроме зрительных впечатлений автор описывает разные запахи, которые окружают его в городке. Это запахи лесных оврагов:

«…тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином». А также запахи садов, огородов: «В огородах возле домов пахнет укропом, нагретой ботвой помидоров. Пахнет яблоками, колотыми дровами, вяленой рыбой, дымком».

В завершение работы с текстом дети выяснят, что первая часть текста (рассказ о художнике Левитане) представляет собой повествование. Далее автор рассуждает о том, почему городок Плес сейчас выглядит почти так же, как и 100 лет назад: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по жёлтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плес остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад». Затем в тексте идет подробное описание городка, в котором автор использует яркое сравнение Плеса с большим многопалубным пароходом, стоящим на пристани.

Важно, чтобы школьники каждый раз доказывали свое мнение, объясняя, почему та или иная часть текста представляет собой повествование, описание или рассуждение.

11

РАБОТА С КАРТИНОЙ

Ответы к упражнению 11, с. 40 — 41

Школьники найдут в «Музейном Доме» («Литературное чтение», 4 класс, часть 1) картину Исаака Левитана «Тихая обитель». Они прочитают, что эта картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Дети узнают, что на картине изображен монастырь. Примерные ответы на предложенные вопросы могут быть такими.

Как ты думаешь, почему художник назвал картину «Тихая обитель»? Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

Пусть дети присмотрятся к репродукции и почувствуют тишину и покой, разлитые в пейзаже. Безветренная погода, спокойная гладь воды, в которой отражаются храмы монастыря и розовые предзакатные облака, – видно, что художник любуется этим местом волжской природы.

Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным?

Можно обратить внимание детей на то, как чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака – это придает пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес, белозолотые храмы...

А что – близким и обжитым? Что в нем напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди?

Школьники обратят внимание на деревянные мостки, переброшенные с одного берега на другой. Можно предложить детям мысленно пройти по этим мосткам, держась за деревянные, отполированные руками людей перила, ощущая легкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Пусть дети обратят внимание на то, что мостки старые, с заплатами (недалеко от ближнего к нам берега на месте выпавших досок перекинуты две горизонтальные дощечки). Ребята
могут мысленно попутешествовать по пейзажу: обнаружить тропинку, ведущую к мосткам, ступеньки и тропку на другой стороне реки, которые ведут к монастырю. Главное, чтобы школьники мысленно присвоили пространство картины, ощутили присутствие в нем людей.

12

ЧТО ТАКОЕ МОНОЛОГ И ДИАЛОГ

Ответы к упражнению 12, с. 41

Снова читаем последний абзац текста «Двадцать лет под кроватью» из упражнения 1:

«Сколько же я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придет с собакой-ищейкой…» и т. д.

Выясняем, что в этом отрывке герой рассуждает сам с собой. После чего они узнают, что вопросы и ответы, которые человек задает сам себе и на которые сам же отвечает, – это МОНОЛОГ и что человек может произносить монолог ВСЛУХ перед кем-то или мысленно ПРО СЕБЯ.

13

Упражнение 13, с. 42 — 43

Возвращаемся к упражнению 10, находим и читаем в тексте Василия Пескова «Плес» разговор художника и капитана парохода:

«Левитан побежалк капитану.
– Что за место?
– Городок Плес, – равнодушно сказал капитан, – точнее сказать, городишко…
Но художник уже не слушал. Он побежал в каюту за мольбертом и саквояжами».

Школьники узнают, что разговор между двумя людьми называется ДИАЛОГОМ. А также то, что из диалога можно понять, что чувствуют и как ведут себя его участники.

14

Упражнение 14, с. 43 — 44

Выясняем, что в упражнении использован отрывок из рассказа Виктора Драгунского «Ровно 25 кило», героями которого являются любимые герои писателя Дениска и Мишка. Система вопросов к этому упражнению подводит детей к мысли, что когда звучит живая речь героев, то нам легче себе их представить.

Важно обратить внимание детей на то, что очень часто в разговоре принимают участие не двое, а несколько человек.

15

Упражнение 15, с. 44 — 45

Найди в библиотеке рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо"...
Отыщи в нем диалог - разговор, в котором принимают участие два человека.

–Надо было валенки надеть, – сказала Дуся.
–На валенках кошка спит, – отозвалась Ольга. И они замолчали, наговорившись.

Затем найди места в тексте, где в разговоре участвуют несколько человек.

– Тетенька! Я деньги потеряла! – закричала она. – По дороге потеряла! Я не нарочно!
Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала:
– Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.
Но Дуська не отходила.
–Дырка у меня! Я не нарочно! – ревела она. Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.
–Иди, поищи, может, на дороге найдешь, – посоветовала темнолицая женщина из очереди.
–Как же, найдешь. – фыркнул одноглазый старик.
–Не задерживайтесь, чего зря болтать! Эй, девочка, отойди в сторону! – сказал кто-то третий.

16

ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Ответы к упражнению 16, с. 45 — 46

Сначала дети выяснят, что одуванчик мечтал путешествовать, ему было скучно стоять на одном месте. Это видно из строчек: «Одуванчику было завидно, что все вокруг него куда-то торопятся, спешат, а он стоит на месте». А также из его снов: «Ночью ему снилось, будто путешествует он по земле, глядит на реки, на горы, на города и деревни. Сны были очень приятные». Школьники расскажут, что при пробуждении одуванчик видел себя на старом месте. Затем они процитируют ту часть текста, из которой видно, что мечта одуванчика сбылась: «Пушинки одуванчика оторвались от шляпки и полетели. Порыв ветра понёс их по всему свету».

Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такими:

1. Где рос одуванчик, кому и почему он завидовал.
2. Какие сны видел одуванчик и что выяснялось при пробуждении.
3. Как изменился одуванчик внешне.
4. Как девочка помогла одуванчику совершить путешествие.

В плане четыре части – по количеству абзацев в тексте.

После такой подготовительной работы дети читают текст еще раз вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами.

17

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

Ответы к упражнению 17, с. 46 — 48

Дети будут готовить доклад для третьеклассников на тему «Солнечная система».

Сначала они вспомнят материал второго класса. Для этого им придется взять в школьной библиотеке или попросить у второклассников учебник «Окружающий мир», часть 1, и прочитать раздел «Планеты и звезды» (с. 17–34).

Когда четвероклассники представят, с какой информацией о планетах и звездах третьеклассники уже знакомы, они смогут дополнить их знания. Для составления доклада школьники будут использовать материал параграфа «Земля – частица космоса» в своем учебнике.
Также они могут задействовать дополнительную литературу и сведения с сайта 7 гуру о планетах Солнечной системы >>.

Важно, чтобы дети в своем докладе постарались ответить на следующие вопросы:
1. Какие космические тела образуют Солнечную систему?
2. Каковы размеры Солнечной системы по сравнению с Вселенной?
3. Почему Земля – это особая планета Солнечной системы?

Пусть эти вопросы станут планом доклада. Школьникам нужно будет расширить каждый пункт плана так, чтобы он превратился в тезис. Пользуясь тезисами, они напишут текст доклада.

Когда дети прочитают свои доклады в классе, организуйте их обсуждение с учетом знания четвероклассниками того, как грамотно и вежливо оценивать сообщения и выступления товарищей. Затем ребята смогут выступить со своими докладами перед третьеклассниками.

18

АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ
Учимся отстаивать своё мнение (свою точку зрения) в споре

Ответы к упражнению 18, с. 48 — 53

Школьники найдут в своем учебнике по литературному чтению рассказ Леонида Андреева «Петька на даче», отыщут и прочитают отрывок, из которого видно, как повел себя Петька, когда узнал, что  ему нужно возвращаться к хозяину Осипу Абрамовичу.

Затем дети прочитают, как Маша и Таня обсуждают этот отрывок: Таня считает, что Петька повел себя очень некрасиво, а Маше жалко Петьку, и она его не осуждает.

На примере ошибок, которые допустили девочки (на эти ошибки указывает Евдокия Васильевна), школьники должны усвоить, что всегда нужно обосновывать, доказывать свою точку зрения, подтверждать ее примерами или цитатами из текста.

Далее школьники обоснуют и подтвердят строчками из текста точку зрения Тани и мнение Маши. То, что Петька повел себя очень некрасиво, видно из строчек: «И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, – он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре». А то, что Петька – несчастный мальчик, вызывающий жалость и сочувствие, понятно из слов автора: «Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее».

Очень важно, чтобы дети поняли, что в споре никогда не следует обсуждать и оскорблять друг друга, а нужно обсуждать проблему спора.

Советы Евдокии Васильевны подводят итог этого обсуждения и формулируют правила поведения при споре, а также в ситуации, когда ты не смог отстоять свою точку зрения или когда ты одержал победу.

19

РАБОТА С КАРТИНОЙ
Сочинение-рассуждение на тему «О чём размышляет кот, сидя на окне?»

Ответы к упражнению 19, с. 53 — 56

Школьники должны рассмотреть репродукцию картины Вилли Джеймса «Кот на окне» . Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?», детям предлагается ответить на ряд вопросов. Вот примерные ответы на эти вопросы.

1. Насколько высокий дом, в котором находится окно?

Дети заметят, что из окна, на котором сидит кот, видны крыши соседних домов. Значит, дом, в котором находится это окно, довольно высокий.

2. Случайно ли кот оказался на окне, или он живет в этом доме?

Дети могут строить разные предположения: кот случайно зашел в подъезд погреться, или он вышел на лестничную клетку из своей квартиры и т. д.

3. Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный?

О том, что день солнечный, можно судить по золотисто-желтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и окон домов. На крышах, похоже, лежит снег, или они покрыты инеем.

4. Сидя на окне, может ли кот наблюдать жизнь за окном: видеть людей, других животных, проезжающие машины? Нравится ли ему сидеть на окне?

Что происходит внизу (под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице. Дети могут пофантазировать о том, что же привлекло внимание кота: движение транспорта, или собака, с которой вышли на прогулку, или что-то другое. Несмотря на то что мы не видим мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту явно нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице.

5. О чём кот думает? О еде? О том, как хорошо дышать свежим воздухом? Или о том, что хорошо иметь крышу над головой? А может, о том, что у всех, кого он видит, своя жизнь?

6. Возможно, кот строит какие-нибудь планы: пойти погулять, вернуться в тёплую комнату? Или наведаться на кухню?

Школьники опять же могут дать волю своему воображению. Главное, чтобы они постарались вжиться в образ – рассуждать с точки зрения кота.

7. Давно ли кот сидит на окне, наблюдает и о чем-то думает?

Если дети когда-нибудь наблюдали за поведением кошек, они знают, что кот может сидеть на окне довольно долго. Можно еще раз обратить внимание школьников на позу кота: его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг.

Устно ответив на эти вопросы, четвероклассники выберут, на какие из них они будут отвечать в своем сочинении. Можно посоветовать школьникам выбрать три-четыре вопроса из семи предложенных и составить из них план своего сочинения. Дети запишут план в тетрадь, а затем напишут небольшое сочинение по этому плану.

Пример сочинения.

О чём размышляет кот, сидя на окне?

   На картине Вилли Джеймса «Кот на окне» я вижу раскрытое окно подъезда. За окном зимний день, падает снег, крыши соседних домов покрыты инеем.
   На подоконнике сидит чёрный кот. Он уселся поудобней. В такой позе он сидит давно и созерцает мир вокруг. Ему нравится сидеть на окне. Кот сверху видит машины, животных, людей. Сидя на подоконнике, он наблюдает за тем, как в городе кипит жизнь. Может быть, он мечтает о прогулке по снегу. Ему хочется подышать свежим воздухом, пробежаться по первому снежку. А может быть он думает, какая там на улице суета, все куда-то спешат. Они не могут себе позволить спокойно посидеть на окне и расслабиться. 
   И кот остаётся на окне. Там тепло и спокойно.

20

Упражнение 20, с. 56 — 58

Читаем отрывок из воспоминаний Василия Пескова. Выясняем, что автор рассказывает о тяжелом для всей страны и для каждого человека времени – о Великой Отечественной войне. Можно сказать ребятам, что во время эвакуации Василию Пескову было 12–13 лет.

Подтверждением того, что в эти тяжелые времена люди находили в себе силы помогать друг другу, являются строчки: «Это было житье в нужде, тесноте, тревоге и в горе. Но не в обиде. ”Парижане” безропотно приютили в своих домишках переселенцев».

Из текста видно, что юный Вася Песков обрел в этом селе новых друзей.

По описанию в тексте можно представить село «Парижская коммуна» и местность, в которой оно находится: «Вспоминались… речка, протекавшая за огородом, лесок, из которого мы воровски тягали дровишки. И с особенной радостью вспоминал я четыре огромные сосны, росшие у ”парижского” сельсовета. Весь облик села был связан с этими соснами. Их было видно издалека. Сначала из-за бугра над дорогой возникали темные их вершины, потом появлялись литые медного цвета стволы. И вот уже видно: дерева царствуют над цепочкой домов. Сады, дворы, амбары, палисадники, погреба – все было маленьким, будничным рядом с этими великанами».

Из этого описания видно, что самым ярким в облике села были эти четыре огромные старые сосны. И именно это впечатление острее всего врезалось в память писателя: «Мне казалось тогда: сначала тут выросли сосны, а потом уже возле них поселились люди».

21

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Ответы к упражнению 21, с. 58 — 60

После того как дети познакомились с несколькими отрывками из рассказов журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова, который много поездил по нашей стране, побывал в разных ее уголках, школьникам предлагается обратить внимание на природу своего родного города или села.

Важно, чтобы школьники поняли, что в каждой местности есть нечто такое, что делает ее неповторимой, особенной. Слова Евдокии Васильевны обращают внимание детей на то, что все мы воспринимаем мир по-разному: каждый из нас считает особенным что-то свое, полюбившееся именно ему. Дальнейший текст учебника помогает школьникам рассказать о местах, в которых они живут.

Для составления плана своего сочинения дети могут воспользоваться вопросами, которые предложены в учебнике. Свои работы школьники могут отправить в клуб, и, таким образом, у них есть дополнительный мотив рассказать о дорогом им уголке природы так, чтобы члены клуба смогли его себе представить.

Краткий план:

1. Расположение  города/села
2. Любимое место
3. Чем мне тут нравится

22

КАК УСТРОЕНА КНИГА

Ответы к упражнению 22, с. 60 — 62

Школьники возьмут учебник «Русский язык», часть 3 (или часть 1), прочитают, что написано на обложке, и выяснят, для какого класса предназначен этот учебник и кто его авторы. Дети должны запомнить, что эти сведения можно узнать, рассматривая лицевую сторону обложки.

Затем школьники перевернут книгу, рассмотрят заднюю сторону обложки и найдут место, где указано название издательства, которое выпустило этот учебник.

После этого дети откроют учебник так, чтобы увидеть внутреннюю сторону обложки, найдут двойной лист (одна сторона приклеена к обложке), на котором размещены правила, и узнают, что этот двойной лист называется немецким словом ФОРЗАЦ.

Дети узнают, что в книге два форзаца: передний и задний. Они должны будут найти задний форзац и выяснить, что на нем также размещены правила.

Затем школьники вернутся к переднему форзацу, перевернут правую часть листа (ту, которая не приклеена к обложке) и увидят страницу, где еще раз указано название учебника. Дети должны запомнить, что эта страница называется ТИТУЛОМ (или титульным листом).

И наконец, школьники рассмотрят оборот титула. Дети найдут на обороте титула фамилии авторов и небольшой текст – краткое сообщение о содержании книги. Школьники узнают, что такое сообщение называется АННОТАЦИЕЙ, выяснят значение этого слова в Толковом словаре и его происхождение в Словаре происхождения слов.

В конце урока нужно напомнить детям, что в каждой книге в начале или в конце есть страница СОДЕРЖАНИЕ или ОГЛАВЛЕНИЕ . Учащиеся найдут эти страницы в своем учебнике.

23

РАССУЖДАЕМ О НАШЕМ ПРОШЛОМ

Ответы к упражнению 23, с. 63 — 67

Читаем текст Василия Пескова «Старая Рязань». Внимательно прочитав текст, школьники смогут отметить, что старушка тетя Шура живет в удивительном месте, где сохранились следы старинных поселений и в земле постоянно обнаруживаются древние предметы быта, интересующие археологов. Дети скажут, что сначала тетя Шура не доверяла археологам («Лет тридцать назад тетя Шура не сомневалась, что приезжие люди только для виду интересуются черепками, на самом же деле ищут тут золото»). А затем и сама научилась различать находки и поняла их ценность («Но каждый год, слушая разговоры и споры под своей крышей и будучи от природы человеком любознательным, она стала вполне разбираться в находках. Отдавая тряпицу, она теперь говорит: “Тринадцатый век… А это из позднего кое-что…”»).

Школьники еще раз внимательно просмотрят текст и найдут слова о главном археологе Владиславе Петровиче. Он человек, «всегда жаждущий видеть сокровища из земли», он нетерпелив, как ребенок («…прямо после приветствия тете Шуре сказал: «Ну скорее хвались…»), и готов рассматривать драгоценные находки в любых условиях: «Электричество в этот вечер Старой Рязани почему-то не дали.

Находки учёный разбирал при свете тонкой церковной свечки…». То, что главный археолог очень хороший специалист, видно из того, как он быстро даже при слабом свете свечи определяет возраст и происхождение находок: «Это бусина из Хорезма… Это пряслице* здешнее… Осколок браслета – тоже местной рязанской работы. Все – тринадцатый век…»

Ребята определят, что автор рассуждает в последнем абзаце текста. Они должны выяснить и доказать, что автор отвечает на вопрос: «В чем главная ценность археологических находок, сделанных в Старой Рязани?» Автор рассуждает не о том, КАК археологи находят старые вещи («Черепки древней посуды, изделия из стекла, из железа, из меди, (из золота и серебра тоже)…»), а говорит о том, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ имеют эти находки для понимания того, как жили наши предки. Вывод, который делает автор и который должны процитировать учащиеся, доказывая свою точку зрения, таков: «…главное состоит в том, что эти находки помогают восстановить облик древнего города, понять его жизнь – его связи с миром, его место в старой Руси».

24

Упражнение 24, с. 67 — 68

Рассмотри рисунок Бориса Григорьева «На огороде». Обрати внимание на фигурки людей, найди изображение лошади.

На первом плане рисунка дети сразу увидят три фигуры: женщину, работающую в огороде (справа), мальчика в картузе с удочкой или хворостиной (слева) и женщину, работающую граблями (в глубине в центре). Далее, если дети присмотрятся, то на дальнем плане слева они заметят еще несколько фигур с граблями и силуэт лошади.

Как можно охарактеризовать жизнь деревни, изображённой на рисунке? Чем заняты ее жители? Как ты думаешь, это их обычные, каждодневные занятия?

Люди заняты обычными каждодневными делами: работой в поле и в огороде. Деревенская жизнь течет в размеренном, привычном ритме.

А может быть, эта деревня расположена в таком же историческом месте, как Старая Рязань? И в древние времена здесь было поселение или город? Ты можешь представить, как старушка, работая на огороде, случайно обнаруживает старинные черепки и украшения?

Эти вопросы направлены на то, чтобы подвести школьников к мысли, что у любого места есть своя история, свое прошлое.

25

Упражнение 25, с. 68 — 69

Школьники рассматривают фотографию древнего украшения и внимательно читают сведения о нем (подпись под фотографией). Учащиеся выясняют, что это украшение называется «Колт звездчатый», что оно было сделано в 13 в. из серебра и найдено в Киеве. Далее школьники узнают, что колты – это такие подвески, которые украшали головной убор княгинь. Они вплетались в волосы у висков или подвешивались к головному убору. Следующие вопросы направлены на то, чтобы обратить внимание детей на форму колта (в виде звезды) и на то, что он сохранился лишь частично (судя по всему, недостает трех лучиков и четырех шариков).

После того как школьники выяснят в Толковом словаре, что означают термины «ковка», «зернь» и «скань», они смогут рассказать, какие элементы колта украшены зернью (в основном это лучики звезды и часть ее середины), а какие части украшены сканью (центральная часть звезды и застежка).

Если детям трудно назвать эти части украшения, пусть попробуют сначала показать их на фотографии.

Чтобы письменно описать это украшение, дети должны составить план из вопросов, выделенных в тексте цветом. План будет выглядеть так:

1. Почему это украшение называется «Колт ЗВЕЗДЧАТЫЙ?»
2. К акую форму оно имело изначально?
3. К акие элементы колта украшены зернью?
4. К акие части колта украшены сканью?

Это описание дети составят в классе.

26

Упражнение 26, с. 70 — 71

Школьники рассмотрят фотографию с изображением древних украшений и выяснят значение слова «эмаль» в Толковом словаре. После этого они прочитают описание украшения (подпись под фотографией) и расшифруют каждую его строчку (используя вопросы 1, 2, 3, 4 к предыдущей фотографии).

Дети выяснят, что это украшение тоже называется «колты», что сделаны они в 12 в. из золота и найдены в Чернигове.

Далее нужно помочь четвероклассникам увидеть, где расположена на этих колтах эмаль (в центре); отметить, что она сохранилась только на одном (правом) колте. Изображение нанесено темно-синей и зеленой эмалью и напоминает стилизованное дерево. Можно напомнить детям об особом значении священных деревьев в древности. Пусть они вспомнят, что такое Мировое дерево (этот материал знаком им из курса литературы).

Колты украшены речным жемчугом вокруг центральной круглой пластинки. Жемчуг сохранился частично и только на одном (левом) колте.

Подскажите детям, что если киевский колт напоминает по форме звезду и изготовлен из серебра, то черниговские колты напоминают по форме солнечный диск с лучиками и сделаны из золота.

Письменное описание черниговских колтов дети должны выполнить дома.

27

ЧТО ТАКОЕ АННОТАЦИЯ И КАК ЕЁ СОСТАВИТЬ

Ответы к упражнению 27, с. 73 — 74

Читаем короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского «Денискины рассказы» и дополнят ее, назвав рассказы, которые вошли в сборник, и указав имена главных героев. У них получится примерно такой текст аннотации: «В книгу вошли веселые рассказы для детей: “Сверху вниз, наискосок”, “Ровно 25 кило”, “Шляпа гроссмейстера”, “Кот в сапогах” и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска».

28

Упражнение 28, с. 74 — 75

Читаем короткую аннотацию, составленную к сборнику сказок Сергея Козлова, и расширить ее, указав главных героев сказок Сергея Козлова и перечислив названия самых интересных, с их точки зрения, сказок, которые могли бы войти в этот сборник. У ребят получится примерно такая аннотация: «В сборник вошли сказки для детей: “Ежик в тумане”, “Красота”, “Как оттенить тишину”, “Разрешите с вами посумерничать”, “Лисичка” и другие. Героями этих сказок являются замечательные друзья Ёжик, Медвежонок и Заяц». Потом дети познакомятся с аннотацией, помещенной в сборнике сказок Сергея Козлова «Трям! Здравствуйте».

Важно, чтобы у детей появилось желание прочитать эту книгу.

29

Упражнение 29, с. 75 — 76

Читаем аннотацию к книге Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне». Чтобы дополнить эту аннотацию, детям нужно будет выяснить, как называются все три повести о Малыше и Карлсоне, и указать в аннотации эти названия.

                Аннотация

   В книгу Астрид Лингрен "Три повести о Малыше и Карлсоне" вошли части "Карлсон, который живёт на крыше","Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел","Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять".
Главный герой - мальчик по прозвищу Малыш. Однажды Малыш знакомится с Карлсоном. Карлсон - это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же, он умеет летать сам по себе.
   Есть в книге и домработница по имени Фрекен Бок. Она не слишком утруждает себя работой, а Малыш называет её домомучительницей.
   Вместе с Малышом Карлсон шалит и веселится, и эти все веселые моменты описаны в книге.

30

ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Ответы к упражнению 30, с. 76 — 78

При помощи системы вопросов к упражнению 30 внимание школьников будет обращено на каждый абзац текста, который они готовятся пересказывать. После того как школьники последовательно обсудят весь текст, они придут к выводу, что к самолетику вернулось ощущение смысла жизни после того, как на него снова посмотрели как на чудо.

В плане изложения будет четыре части. Этот план может выглядеть примерно так:

1. Как выглядел самолетик и как к нему относились люди.
Или: Главное чудо века.
2. Как и почему самолетик оказался в музее и как он там себя чувствовал. Или: Жизнь самолетика в музее старой техники.
3. Как самолетик вновь очутился на улице и что он там обнаружил.
Или: Путешествие на улицу.
4. Как маленький мальчик назвал самолетик. Или: Что вернуло самолетику ощущение смысла жизни.

Составив план, дети перечитают текст, обратят внимание на знаки препинания, на то, как оформлены слова мальчика. Затем закроют учебник и напишут изложение.

31

ЧТО ТАКОЕ МОНОЛОГ И ДИАЛОГ

Ответы к упражнению 31, с. 79

Сначала школьники вспомнят, чем монолог отличается от диалога. Затем выполнят упражнение 31. Для этого они должны взять в библиотеке книгу Ирины Пивоваровой «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса» и найти рассказ «Бедная Дарья Семеновна». Прочитают фрагмент этого рассказа, начиная со слов: «Люська опустилась на колени, обхватила Урана руками за шею, уткнулась в него лицом и вдруг… заревела» и до конца текста.

В этом фрагменте дети должны найти монолог Люси Синицыной и зачитать его: «Неужели притворяется? Нет, она не притворялась. Плакала. Слезы катились по ее лицу. Она сидела на полу и вытирала лицо руками, а руки были в чернилах, и все лицо ее стало в чернилах, и шерсть у Урана на голове стала синяя.

Бабушка всегда заставляла Люську мыть после школы руки мочалкой. Бедная Дарья Семеновна! Неужели ее и вправду увезли в больницу? Неужели Люська не врет?! Нет, не врет она. Сидит на полу, плачет, и всего Урана намочила
своими слезами… Бедная Люська! Что же делать? Что ей сказать?»

Важно, чтобы дети поняли, что этот монолог девочка произносит про себя.

Затем школьники должны найти диалог:

– Люська, – сказала я, – перестань реветь. Ты Урана чернилами перемазала.
– Мне ба-а-абушку жа-а-алко… Ей там в больнице так гру-у-уст-но… так бо-о-ольно…
– Люська, да чего ты на полу сидишь? Поправится твоя бабушка!
(и далее до конца рассказа).

Дети определят, что в этом диалоге принимают участие уже две девочки: Люся Синицына и Люся Косицына, и прочитают его по ролям с соседом по парте.

Из этого диалога видно, что девочки разные по характеру: Люся Синицына более сдержанная и рассудительная (она старается успокоить подругу), а Люся Косицына более эмоциональная и чувствительная (она очень переживает за бабушку – с трудом успокаивается, долго всхлипывает). И в то же время девочки похожи тем, что способны сочувствовать, сопереживать: Люся Косицына переживает за свою заболевшую бабушку, а Люся Синицына тут же забывает о том, что поссорилась с Косицыной, и старается поддержать и успокоить подругу.

32

УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АННОТАЦИИ

Ответы к упражнению 32, с. 80

Выполняя упражнение 32, школьники прочитают аннотацию к сборнику сказок. Они должны почерпнуть из этой аннотации следующие сведения:

1) в сборник вошли произведения народного творчества, а не авторские сказки;
2) эти сказки появились в прошлые века, а не в наше время (так как они народные);
3) их сочинили в разных странах (в Норвегии, Венгрии, Японии и т. д.).

В заключение дети придут к выводу: такой сборник можно назвать «Сказки народов мира» или «Народные сказки разных стран».

33

Упражнение 33, с. 81 — 82

Из стихотворений, помещенных в учебнике «Литературное чтение», 4 класс, они сформируют поэтический сборник «Времена года» (такую работу школьники уже выполняли в третьем классе) и письменно составят аннотацию к этому сборнику. Для этого учащиеся должны, во-первых, написать, произведения каких поэтов вошли в этот сборник; во-вторых, указать, только ли это современные поэты, или и поэты, жившие в прошлые века; в-третьих, сообщить: это только русские поэты или и русские, и зарубежные. Завершая свою аннотацию, школьники перечислят имена нескольких поэтов, чьи стихи вошли в сборник.

Затем они сравнят свою аннотацию с той, которая помещена в первом сборнике «Времена года» в учебнике, и обсудят с одноклассниками, удалось ли им составить настоящую аннотацию к поэтическому сборнику.

34

ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ТЕКСТОМ-РАССУЖДЕНИЕМ

Ответы к упражнению 34, с. 82 — 87

Прочитав текст Василия Пескова «Сестры», дети должны ответить на первый вопрос так: журналисты ожидали увидеть рядом со стадом взрослого человека, пастуха, а увидели двух девочек. Из разговора с девочками автор узнал, что «девочки были сестрами. Старшей исполнилось десять, младшей – “шестой миновал”. Отец у девчушек пастух. Сестры носят ему обед. И старшая Таня с шести лет уже научилась ездить на лошади. И не просто ездит, а помогает отцу пасти стадо – две с половиной сотни коров.

По ее рассказу было понятно: делает она это с удовольствием, даже с радостью…». И что «сегодня день – особо ответственный. Отец заболел, и стадо пасет соседка Елизавета Григорьевна Чагина. Но она не садится на лошадь. Она только смотрит за стадом, а пасут его Таня и Галя Гавриловы». Дети могут процитировать и еще один кусочек текста: «Мы поговорили еще о школьных отметках, о передачах по телевидению, о деревеньке девчушек, которая называлась Кривая Часовня и которую называют теперь Заря».

Внимательно просмотрев текст, школьники выяснят, что стадо было большое – «две с половиной сотни коров». Проследят по тексту, как девочки управляются с коровами: они переводят коров через реку, подгоняя хромую телку. Пусть дети обратят внимание на слова старшей девочки и на то, как ее слушаются коровы:
– Ну пошли, пошли… Пошли, кому я сказала!

Коровы нехотя, но послушно вылезли из воды и гуськом потянулись на горку». Дети должны отметить, что старшая девочка, даже разговаривая с приезжими, не забывает следить за стадом («… сказала Таня, мимоходом кивнув сестренке на двух коров, соблазнившихся выйти к овсам. – Сбегай-ка их огрей, да как следует…») и ухаживать за лошадью («Пока я возился с блокнотом, девчурка выдрала репьи из хвоста Мальчика, дала ему корочку хлеба, подтянула подпруги видавшего виды седла. Лошадь шевелила ушами, полная благодарности»).

То, что старшая девочка Таня уже многое знает и умеет, подтверждают строчки, в которых она рассказывает о лошади: «Мальчик, он умный. Он меня слушает даже лучше, чем папу». О своей встрече с лисой: «Один раз лисица вон там на пашне за речкой ловила мышей.

Я подъехала к ней ну вот так. И она не бежит. Папа сказал, что лисы и зайцы лошадей и коров не боятся…». И о том, какой адрес указать на письме: «Когда будете посылать фотокарточки, пишите хоть Заря, хоть Часовня – дойдет все равно». Таня сама, без посторонней помощи, может сесть в седло: «Она подвела Мальчика к луговой кочке, ловко подпрыгнула, подтянулась и вот уже помогает забраться в седло сестренке». Младшая девочка явно гордится и восхищается сестрой: «Младшая Галя с восхищением глядит на сестру…»

Два последних абзаца текста можно считать рассуждением. Как это часто бывает в текстах Василия Пескова, журналист сначала рассказывает о людях, с которыми познакомился, о событиях, свидетелем которых стал, а потом рассуждает о жизни и приходит к каким-то обобщениям и выводам. Эту закономерность школьники уже смогут подметить. Нужно обратить на нее их внимание.

Дети должны заметить, что, глядя на сестер, автор вспоминает произведение Некрасова «Крестьянские дети» («Вспомнился сразу некрасовский шестилетний мальчишка “в больших сапогах, в полу- шубке овчинном… а сам с ноготок”). В этом стихотворении поэт рассказывает о деревенском мальчике, который чувствует себя взрослым и ответственным за жизнь семьи. Так же по-взрослому ведут себя и сестры Таня и Галя Гавриловы.

В заключение учащиеся должны отметить, что Василий Песков приходит к следующему выводу: «Взрослых людей в деревенских детях всегда покоряет причастность их с раннего возраста ко всем делам и заботам, которыми заняты взрослые».

35

РАБОТА С КАРТИНОЙ

Ответы к упражнению 35, с. 88 — 90

 Школьники найдут в «Музейном Доме» («Литературное чтение», часть 1) картину Николая Богданова-Бельского «Дети». Учащиеся выяснят, что эта картина находится в Самарском областном художественном музее. Они узнают, что на картине изображены деревенские мальчишки, которые пришли в господский дачный дом, возможно, для того, чтобы продать собранные ими ягоды.

Примерные ответы на предложенные вопросы могут быть такими.

Есть ли сходство в том, как они одеты? В каких позах сидят?

Дети одеты очень скромно, можно сказать, бедно: на них короткие штаны и рубахи с закатанными рукавами, они босые, на одном из мальчиков шляпа от солнца.

Они чувствуют себя свободно или несколько скованно? Вспомни, в какой позе сидел в вагоне поезда герой рассказа Леонида Андреева Петька, когда ехал с дачи. Найди это место. Видишь ли ты в состоянии Петьки и мальчиков с картины Богданова-Бельского что- то общее?

Мальчики, изображенные на картине, сидят скромно на краешке скамьи, сложив руки на коленях и скрестив ноги. В их позах видна скованность и застенчивость, им явно неуютно. Школьники найдут и зачитают то место в рассказе Леонида Андреева, где говорится, как Петька ехал с дачи: «Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравны сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».

Какой из мальчиков кажется тебе старше, взрослее? Почему?

А что ты можешь сказать о его товарище?

Мальчик в темной рубашке и шляпе кажется взрослее. У него серьезное лицо, напряженный, немного усталый взгляд. Светловолосый мальчик выглядит более наивно, в его лице видна какая-то детская растерянность.

Что выражают лица мальчиков: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое?

Можно ли сказать, что мальчиков объединяют общие заботы, похожее настроение?

В целом лица обоих мальчиков выражают стеснительность и ожидание. Можно предположить, что они ждут, пока с ними расплатятся за принесенные ягоды. Видно, что дети чувствуют себя неуютно, сидя в беседке в господском саду. Оба мальчика смотрят как-то недоверчиво и напряженно.

Какое настроение придает пейзаж этой картине? За счет чего создается ощущение особой летней праздничности? Можно ли сказать, что в картине есть контраст между изображением детей и пейзажем?

Художник изобразил мальчиков в солнечный летний день. Возможно, это начало лета, когда зелень деревьев еще свежая и нежная.

Беседку, в которой сидят мальчики, окружает свежая зеленая листва, освещенная солнцем. Солнечные блики падают на ограждение беседки и на скамью, играют на одежде и лицах мальчиков. Это ощущение особой летней свежести и праздничности, которое придает картине пейзаж, вступает в противоречие с серьезными напряженными лицами мальчиков. Отсюда возникает ощущение контраста, на котором строится картина.

Внимательно рассмотрев и обсудив картину, четвероклассники смогут письменно составить описание мальчиков, опираясь на дополнительные (коротко повторяющие те, на которые они отвечали) вопросы учебника.

Затем школьники устно рассуждают о том, как жили их сверстники в прошлом. Для этого они отвечают на ряд вопросов. Главное, чтобы школьники не забывали обосновывать каждый свой ответ. В ходе рассуждений учащиеся будут сравнивать свою жизнь с жизнью своих сверстников в прошлом. Они отметят, что семьи мальчиков скорее всего живут тяжело, что ребята помогают своим родителям зарабатывать на хлеб, и придут к выводу, что художник изобразил детей, которые очень рано становятся взрослыми.

36

ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Ответы к упражнению 36, с. 90 — 92

 Отвечая на вопросы к тексту «Муравьишкин корабль» , школьники обратят внимание на начало текста, на последовательность событий, о которых в нем говорится, на отдельные слова и детали. Отвечая на вопрос: «Как встретили муравьишкин корабль на острове, куда он приплыл?», учащиеся процитируют третий абзац текста: «И вдруг… красивый остров. На острове пристань и много всякого народа.

Все муравья встречают. Кто в трубы трубит, кто в барабан бьет, а кто просто танцует». Затем они устно перескажут четвертую, последнюю часть.

План текста будет состоять из четырех частей. Он может быть примерно таким:

1. Чудесная находка.
2. Изобретение лягушонка.
3. Торжественная встреча.
4. Настоящий корабль.

Затем дети внимательно прочитают текст еще раз вслух вполголоса, обращая внимание на знаки препинания. И после этого письменно перескажут его своими словами.

37

УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АННОТАЦИИ

Ответы к упражнению 37, с. 92 — 94

 Школьники прочитают аннотацию к сборнику произведений Бориса Житкова (упражнение 37). Они обнаружат, что из нее можно узнать много интересной и важной информации о самом авторе: когда родился и сколько жил писатель, какие профессии в своей жизни он сменил, какие произведения создал и для кого писал свои книги.

Дети узнают, из каких источников можно получить информацию о жизни и творчестве писателей (сведения о писателе могут содержаться во вступительной статье к книге, в специальных словарях, а также их можно найти в Интернете).

После того как школьники найдут и прочитают статью о Борисе Житкове в разделе «Сведения о писателях» в своем учебнике, они снова вернутся к аннотации к книге этого писателя. Прочитав ее еще раз, дети должны прийти к выводу, что в ней использованы самые главные и интересные сведения о писателе. Важно обратить внимание школьников, насколько коротко и четко эти сведения изложены.

38

Упражнение 38, с. 94

 Выполняя упражнение 38, школьники выяснят, имена каких писателей включает раздел «Сведения о писателях», помещенный в учебнике. Дети обнаружат, что все фамилии им знакомы. Затем они выберут, к сборнику произведений какого из этих писателей будут составлять полную аннотацию. Составить такую аннотацию учащиеся смогут, опираясь на план, приведенный в учебнике, и на материал одной из статей.

Нужно отметить, что школьники должны сами решить, какие произведения должны войти в сборник писателя, к которому они будут составлять аннотацию. Это не должно вызвать трудностей, так как произведения писателей, включенных в «Сведения о писателях», очень хорошо знакомы детям.

Пример оформления:

              Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972)
     Учился в школе в Москве. Закончил Литературно-театральные мастерские, работал актёром в театрах, выступал в цирке и на эстраде, писал песни и короткие смешные рассказы для эстрады и цирка. "Денискины рассказы" - самая известная книга Виктора Драгунского. В нее входят рассказы: "Что я люблю", "Что любит Мишка", "Гусиное горло", "Кот в сапогах", "Сверху вниз, наискосок", "Девочка на шаре", "Шарик в небе", "Ровно 25 кило" и другие.

39

РАССМАТРИВАЕМ СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ

Ответы к упражнению 39, с. 95 — 98

 Школьники рассмотрят фотографию детей семьи Хейфец. Пусть учащиеся обратят внимание на то, когда она была сделана (1907 год) и осмыслят слова Кости Погодина о том, что эта фотография была сделана почти сто лет назад.

На фотографии шестеро детей. Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников (мальчик, может быть, чуть старше).

Они уже учатся в гимназии и сфотографированы в форменной одежде. Младшие дети одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев.

Видно, что из старших детей наиболее стесненно и скованно чувствует себя мальчик. Он стоит вполоборота, чуть отстранясь от девочек. В его лице видно какое-то напряжение и неуверенность. Скоре всего, если к нему обратиться с вопросом, он будет отвечать стесняясь и тихим голосом.

Вопросы: «К кому из троих ты бы скорее всего обратился(лась) с вопросом или с просьбой? Тебе было бы интересно расспросить их о жизни в гимназии?» направлены на то, чтобы сегодняшние школьники внимательнее вгляделись в лица своих сверстников, живших почти сто лет назад. Чтобы дети постарались представить, как они жили, как общались. Старшая девочка с короткой стрижкой может показаться более бойкой, чем другая девочка. С ней, возможно, легче завязать беседу. Старшая девочка с длинными волосами кажется серьезной и задумчивой.

Если рассмотреть лица малышей, можно догадаться, что маленький мальчик (ему года три) и девочка, которая постарше (ей примерно пять лет), недавно поссорились: видно, что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки. Во время съемки они не захотели стоять рядом и держаться за руки. Видимо, сначала предполагалось поставить детей по росту, но пришлось нарушить этот порядок, чтобы разделить поссорившихся детей. Поэтому самая маленькая девочка (ей примерно два года) стоит не первая, а между ними. Из троих малышей наиболее уверенно и уютно чувствует себя самая младшая девочка. Она стоит очень уверенно и свободно, чуть отставив вперед правую ножку.

Пусть четвероклассники рассмотрят, как ребята держатся за руки: кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кого сам(а) держит за руку. Школьники могут обнаружить, что не во всех случаях на этой фотографии самых маленьких держат за руку более взрослые.

Старший мальчик, например, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит ее. Пусть дети по- рассуждают о том, что в такой маленькой детали тоже проявляется характер.

Завершая обсуждение, школьники должны прийти к выводу, что эта фотография представляет собой ценность не только для родственников и потомков изображенных на ней людей, но и для нас тоже, и объяснить свое мнение.

40

Упражнение 40, с. 99 — 102

 Школьники рассмотрят другую фотографию. На ней изображены двоюродные сестры со своей тетей. Одну из девочек зовут Верочка Ноликова.

Девочки одеты в платья с матросскими воротниками. Можно объяснить школьникам, что в 19 в. так одевали детей по выходным и праздникам. Волосы у девочек аккуратно причесаны и украшены лентами.

Чтобы определить, в какое время года сделана фотография, нужно обратить внимание на обувь одной из девочек. На сестре Верочки – летние сандалии.

Дальнейшие вопросы направлены на то, чтобы школьники вглядывались в лица людей, изображенных на фотографии, и старались представить себе их характеры, манеру поведения и общения. Чтобы люди со старых фотографий предстали перед современными школьниками живыми, конкретными. Дети могут отметить, что Верочкина тетя умная, но смешливая девушка. Что Верочка очень похожа на свою тетю и внешне, и характером. Школьники могут присоединиться к мнению Миши, что Верочка умная и требовательная; или к мнению Тани, что Верочка может быть временами упрямой и нетерпеливой. Могут, подобно Маше, представить, кто из девочек будет мириться первой в случае ссоры.

41

Упражнение 41, с. 102 — 104

 На третьей фотографии изображены Галочка и Коля со своей мамой. Видно, что дети только что поссорились. Галочка очень расстроена, а Коля обижен.

На заднем плане видна пышная зелень сада, в руках у мальчика букетик полевых цветов. Значит, скорее всего, эта фотография была сделана в разгар лета – в июле. Галочке примерно 8–9 лет, а ее брату Коле лет 5–6. Мама детей выглядит довольно строгой, но дети любят ее: можно обратить внимание школьников на то, как Галочка доверчиво упирается кулачком в мамино колено, как Коля наклонил голову к
маминой щеке.

Когда школьники рассмотрят в лупу платье и украшения молодой женщины, они наверняка придут к выводу, что на ней нарядная, а не повседневная одежда (платье украшено ажурной вышивкой, на вороте красивая застежка в виде броши, на шее молодой женщины украшение из жемчуга).

Реплика Маши: «Мне жалко Галочку. Коля ей пока еще не друг – слишком маленький и капризный. Не то что мой Мишка!» и слова Евдокии Васильевны «…Фотограф, возможно, сделал фотографию сразу после ссоры детей, а дети обычно быстро мирятся» помогут школьникам представить, как общаются брат и сестра, задуматься о том, какие у них характеры. Важно, чтобы дети пришли к выводу, что на старых фотографиях отражаются переживания людей и их характеры.

42

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Сочинение (описание и рассуждение) на тему «О чём мне рассказала старая фотография»

Ответы к упражнению 42, с. 104 — 105

Дети должны заранее, до этого урока, обратиться к своим бабушкам и дедушкам и попросить их найти и показать их фотографии, где они сняты в детстве или в молодости. Пусть школьники поинтересуются, сохранились ли в семье фотографии прабабушек и прадедушек, и расспросят о них своих родственников. Возможно, они расскажут о том времени, когда были сделаны эти фотографии, и о тех людях, которые на них изображены. Нужно поручить школьникам принести одну из фотографий в класс, показать ее одноклассникам и постараться о ней рассказать.

В помощь четвероклассникам предлагается план. Дети должны письменно рассказать:

1) кто и где изображен на фотографии;
2) как одет и в каком настроении находится тот, кто на снимке;
3) можно ли сказать хоть что-нибудь о его характере;
4) почему эта фотография представляет ценность для меня и для моей семьи.

Таким образом, у них должно получиться сочинение, в котором будут и описание, и
рассуждение.

43

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ ИЛИ ПОЭТА

Ответы к упражнению 43, с. 106 — 107

 В начале урока дети знакомятся с планом, по которому можно рассказать о творчестве писателя или поэта.

Затем школьники еще раз посмотрят, имена каких авторов включает раздел «Сведения о писателях» в их учебнике, и решат, о ком из них они хотели бы сделать сообщение.

После того как школьники внимательно прочитают статью, посвященную выбранному ими писателю, они смогут ответить на два первых пункта плана. Затем при помощи системы вопросов в учебнике они расскажут о любимых героях писателя и назовут произведение этого автора, которое понравилось им больше всего. Важно, чтобы дети рассуждали, аргументируя свою точку зрения. Можно дать школьникам письменное задание: подготовить сообщение о творчестве выбранного ими автора к следующему уроку.

Послушав сообщения друг друга на следующем уроке, дети могут оценить их, опираясь на правила вежливости. Для этого школьникам придется снова заглянуть в раздел «Азбука вежливости» на с. 23–24.

44

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Ответы к упражнению 44, с. 109 — 110

Текст учебника подводит детей к мысли о том, что места, в которых они живут, – это не только пейзаж. Они не только красивы, но и связаны с культурой и историей нашей страны.

Текст перед упражнением 44 нужен для того, чтобы показать школьникам, о чем они могут написать в своих сочинениях. Дети могут написать о древних курганах, где ведутся раскопки, или о сохранившихся с 19 в. старых деревянных домах, о народных промыслах или музеях, о памятниках и интересных людях.

Чтобы четвероклассникам было легче справиться с этим заданием, им предлагается представить, что герои интриги – Маша и Миша Ивановы, Таня Перова, Петя Захаров и Костя Погодин – приехали к ним в гости, и поводить их мысленно по самым интересным местам своего города, села или деревни.

Также школьникам предлагается план сочинения, который они могут изменить по своему усмотрению. Важно только, чтобы дети помнили, какова тема и основная мысль сочинения. Школьникам предлагается разработать собственный маршрут по самым интересным местам их города или села.

Комментарии  

#4 Модератор 31.01.2022 09:49
1, в чем проблема, открывай в учебнике сведения о писателях (страница 112) и выписывай про любого!
#3 1 31.01.2022 09:18
в номере 38( русс. яз. 4 кл 2 часть байкова) там написано : Воспользуйся планом едвокии васильевны и письменно составь такую аннотацию к книге: 1. указать имя фамилию отчевство и даты жизни писателя 2. коротко упомянуть где он учился и как стал писателем 3. назвать самые известные его произведения. 4. перечислить произведения которые вошли в данный сборник. Там просто написано какая то фигня а списать нечего. :-?
#2 ........ 11.11.2021 09:09
В каком номере, Леонид?
#1 леонид 10.12.2020 11:58
всё норм только в уч 2, русский язык, 4 класс Каленчук Чуркова М. вы ещё диалог пропустили. :lol: а так всё норм :lol: