Русский язык

Русский языкВеликий и могучий, как говорили умные люди, но незаслуженно забываемый современной молодежью русский язык... Этот раздел нашего сайта 7гуру для тех немногих, кто хочет понять тонкости русского языка, говорить и писать грамотно. Мы разберем сложные и спорные темы, правила и приведем примеры. Попытаемся объяснить все просто и интересно.

А если вас интересует курс начальной школы, обратитесь к соответствующему разделу:

РУССКИЙ ЯЗЫК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ >>

Мы уже привыкли, что ЕГЭ меняют ежегодно почти по всем предметам, все никак не найдут оптимальное решение. 2024 год не стал исключением. Поменяли почти все, за исключением двух. Давайте поговорим подробнее, какие же изменения нас ждут в этом году, к лучшему они, или затруднят сдачу экзамена. Разбираемся вместе.

ОГЭ меняют редко, но метко. Изменения обычно сопровождаются добавлением новых заданий. Так произошло и в этот раз. Хотя изменения затронули не все предметы, а лишь часть, многим это усложнит ОГЭ, экзамен станет сдавать труднее. Но есть приятный бонус к ОГЭ по математике, и о нем в конце статьи.

Сочинения абсолютных победителей, призеров и победителей в номинациях перед вами. Увидите, что планка довольно высока, сочинения очень образные, насыщенные, читаются на одном дыхании. Именно к этому нужно стремиться при написании любого сочинения, там более конкурсного.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

Мыльный пузырь

Одно мгновение живет этот блаженный шарик… Всего один краткий миг – и конец… Радостный миг! Светлое мгновение! Но его надо создать и уловить, чтобы насладиться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно… О легкий символ земной жизни и человеческого счастья!..

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

Когда Корзинкин прибыл в редакцию армейской газеты, он был похож на большого растерянного птенца, который залетел не в свое гнездо. Даже шинель и грубые кирзовые сапоги не могли скрыть в нем глубоко гражданского человека.

В разгар боев под Москвой редактор послал Корзинкина на передний край за материалом.
— Будьте осторожны! — напутствовал он молодого сотрудника.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.

Публикуем ответы к заданиям ЕГЭ реального экзамена 2022 года по результатам. По формулировкам ответов будет понятно, какое было примерно задание. Нет смысла приводить все формулировки, так как неправильные варианты могут варьироваться.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.

В этом году некоторые тексты для сочинений были довольно сложные, с неявно выраженной проблематикой, а потому сочинение далось экзаменуемым не очень легко. Но есть и такие ребята, кто все же смог написать его на максимальные 25 баллов даже с тяжелым текстом. Мы собрали примеры таких сочинений.

Для записи звучащей речи в науке используется фонетическая   транскрипция. Транскрипция (в языкознании) -совокупность специальных знаков, при помощи которых передаются все тонкости произношения.Необходимо, транскрибируя слова литературного языка, хорошо знать нормы произношения, следить за правильностью артикуляции.  В отличие от орфографического письма  в транскрипции буква-знак всегда соответствует одному звуку и каждый звук  обозначается одной и той же буквой. При  транскрибировании следует учитывать определенные правила:

 Отличная полная таблица со всеми корнями с чередующейся гласной и условиями выбора буквы в них, а так же с примерами на каждое правило. Если ребенок проходит эту тему в школе на уроках русского языка, не лишним будет распечатать таблицу, чтобы наглядно и комплексно показать все варианты. Так запоминается лучше!

Эта тема — одна из самых «больных» для школьников. А ведь все так просто: чтобы понять, нужна слову приставка пре- или при-, достаточно обратиться к лексическому значению слова. О том, как именно все это работает в русском языке, поговорим в сегодняшней статье.

Деепричастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Деепричастие не изменяется. В предложении деепричастие является обстоятельством.

Причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик, расцветший сад) или действием над этим предметом (брошенный камень, гонимые ветром облака). Иными словами, причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию. Большинство учёных выделяют причастие как самостоятельную часть речи.

 За лето многое забывается. Беззаботные дни вытесняют из мозга ребятишек ненужную информацию о правилах правописания, в результате ученики в новый учебный год входят с радостными мыслями и практически пустой головушкой. И учеба начинается тяжело, долго повторяем материал прошлого года, когда надо бы уже начать изучать новое. Чтобы легче втянуться в учебу и сразу начать получать хорошие и отличные отметки по русскому языку, нужно просто повторить все пройденное за пятый класс. Для вас мы собрали краткое изложение теории в таблицах.

В русском синтаксисе неопределенная форма глагола, или инфинитив, может быть любым членом предложения. Рассмотрим на примерах, когда начальная форма глагола является частью составного сказуемого, а когда - второстепенным членом предложения или даже подлежащим. Разберемся, как определить, каким же членом предложения является инфинитив, на конкретных примерах.

Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что  подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на во­прос КОМУ?, подлежащими не являются. Пример: Мне надо доделать упражнение. («Мне» - это тот, кто производит действие, на­званное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО?)...

Порассуждаем о том, существительное ребята во множественном числе какого склонения? Есть ли у него единственное число? Ответим на все ваши вопросы! По поводу слова ребята ведут споры даже сами лингвисты. Одни словари пишут, что это множественное число от слова ребёнок, другие - что у ребят нет формы в единственном числе. Разберемся.

Начнем с того, что же понимается под склонением. Все существительные можно разделить на 7 групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при изменении слова по падежам и числам, а значит существует 7 типов склонения существительных:

Подобранный — причастие. Образовано от слова подобрать, которое, в свою очередь, образовано от слова брать. Корень слова — бр. Слов с омонимичным корнем масса, но нас  в данном случае интересуют только родственные слова к слову "подобранный", то есть только слова, близкие (родственные) по значению.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов, а иногда - для образования новых форм слова.

 Тема "Как я провел лето" - одна из самых замусоленных в школьной программе. Как правило, каждый год на первой же неделе учебы, начиная класса со второго, ученики должны написать сочинение, в котором описывается летнее времяпрепровождение. Да, у кого-то бывают выдающиеся каникулы, о которых можно красочно написать в сочинении, а кто-то просто болтался во дворе или, того хуже, все три месяца проиграл в компьютерные игры. Не будешь же об этом писать в сочинении. Вот и учат учителя детей врать с малолетства и придумывать, как весело и замечательно прошли у них каникулы. Ведь если вы напишите правду, вряд ли вас одобрят. Задание есть задание, будем фантазировать. А если в голову ничего не приходит, воспользуйтесь подсказками 7 гуру. На этой страничке вы найдете памятку, как писать сочинение о лете, и примеры сочинений (образцы) для учеников со второго по восьмой класс.

Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Числительные, отвечающие на вопрос сколько? — количественные. Числительные, отвечающие на вопрос какой ? — порядковые. Имена числительные изменяются по падежам и бывают разными членами предложения: Два да два — четыре. Разделите шесть на три. Мы живём на втором этаже.

Подлежа́щее — главный член предложения, который обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчёркивается одной чертой. Мы привыкли, что подлежащее обычно - существительное или местоимение в именительном падеже, но подлежащим может быть даже глагол! Интересно, углубляемся!

В учебниках русского языка часто встречается задание сделать морфологический разбор слова, то есть нужно разобрать его как часть речи. Хотя признаки части речи в разных учебниках отличатся не могут, но оформление и порядок разбора все же отличается. На этой странице мы приведем образцы морфологического разбора имени существительного, прилагательного и глагола из учебника за шестой класс, авторы Ладыженская, Баранов. Разбор актуален на конец 6 класса и охватывает весь материал, изученный за этот учебный год. В седьмом будем разбирать так же, практически ничего нового не добавится.

  Пришла зима. Кругом лежит пушистый снег. До весны задремали дуб и берёза. Ель и сосна надели зимний наряд. Они укрылись снежными косынками. Красив лес зимой!
На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы. Хорошо весной!

Ли́чные местоиме́ния — местоимения, которые указывают на предмет, но не называют его. В группу личных местоимений входят слова: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Это все начальная форма личных местоимений. Местоимения 1-го и 2-го лица ед. или мн. числа могут указывать на определённые лица, например, на собеседника (я, ты, вы, мы). Местоимения 3-го лица ед. или мн. числа указывают на тех или того, кто не участвует в диалоге, или на предмет (он, она, оно, они). Личные местоимения могут употребляться с предлогами: у него, к нему, за ним, за ними, с ними, с ним, благодаря ему, ей, им.

Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Картина «Летний сад осенью», написанная в 1928 году, относится к лучшим работам художника. Произведение проникнуто поэзией, автору удалось создать удивительно тонкий и правдивый образ природы. Чтобы подготовиться к написанию сочинения, ответим на вопросы по картине. 1. О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник? Какой момент изображен на картине?

Исаак Ильич Левитан – талантливый русский художник. Он считается выдающимся основоположником пейзажной живописи 19 века, одухотворенным мастером, который создаёт поэтический образ природы.  Его картины наполнены теплыми, мягкими тонами. Простые изображения русской природы несут покой, умиротворение и тихую радость созерцания. Картины Левитана – это пейзажи настроения с удивительно правдивой достоверностью. За время его творческой биографии Левитан создал тысячи картин и этюдов. 

Постфикс -ся может быть формообразующим и словообразующим, и от этого напрямую зависит, будет ли он входить в основу слова. Постфикс -ся можно считать словообразующим, если он вносит новое значение. Постфикс -ся включается в основу, если он словообразующий.

  Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

В программе "Перспективная начальная школа" уже со второго класса ребята учатся писать сочинения, а к четвертому уже умеют это делать практически самостоятельно. В других программах написанию сочинений не уделено так много внимания, как здесь. И вот по плану учебника очередное наше сочинение, оно по картине Шишкина "Рожь". Для вас примеры (образцы) сочинений и подсказки, как его правильно и красиво написать.

Вроде бы тема не слишком сложная, но у многих возникают вопросы, поэтому рассмотрим все подводные камни написания и выделения разделительного твердого знака.

Скоро День Победы, и в этот день мы вспоминаем своих дедов и прадедов, сделавших чище небо над головой для нас - потомков. Традиционным в школах стало задание написать сочинение к этому празднику. В сочинении нужно обосновать, почему День Победы - это праздник без срока давности, привести примеры героизма наших праотцов. На этой страничке вы можете посмотреть пример сочинения, ориентированный на возраст 4-5 класса.

В конце учебника "Русский язык 2 класс 2 часть", авторы которого М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, есть обратный словарь русского языка. В первой и третьей части той же линейки учебников множество заданий, где предполагается использование обратного словаря, но не всегда эта вторая часть оказывается под рукой, и бывает проще воспользоваться нашим словарем, который совпадает со словарем в учебнике.

Учебник русского языка за 5 класс Разумовской не входил в Федеральный перечень, теперь снова входит, куда деваться, если в школьной библиотеке других нет, и денег у школы на новые учебники тоже нет по известным причинам. Учимся по тем, что в наличии. На самом деле учебник так себе, правильно его из ФПУ в свое время вычеркнули. Ну что ж, раз вам или вашим детям приходится довольствоваться тем, что есть, так хоть с ГДЗ 7 гуру вам поможет.

Слово «Это» может быть либо местоимением, либо частицей, либо словом-связкой, что зависит от его окружения. Разберемся, когда слово "это" выступает в роли местоимения, а когда - частицы или связки.

Баранов, Ладыженская, Тростенцова и еще несколько филологов - авторы этого учебника русского языка для шестого класса. Не удивительно, что детки этого возраста у нас в России малограмотно изъясняются устно и письменно на родном языке. Слишком много заданий из первой части этого учебника посвящены демагогии. Грамматике русского языка, как показалось нашим учителям, маловато. Сочинения писать учебник не учит. Хорошо, если у вас учитель - профессионал своего дела, такой даст знания не зависимо от учебника. А если не повезло? В любом случае, для родителей, которые все еще контролируют выполнение домашнего задания своего чада - ГДЗ к первой части учебника русского языка за шестой класс, авторы учебника Баранов, Ладыженская, Тростенцова.

Итак, шестой класс. Вы занимаетесь по учебникам русского языка, авторами которого являются Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба. Может быть вы и не видели на обложке учебника фамилии автора, тогда - это учебник с голубым рисунком на белом фоне, ни с каким другим не перепутаешь. Как и к любому другому учебнику русского языка, диктанты к Ладыженской  так же специально подобраны под темы учебника. Предлагаем эту подборку вашему вниманию.

Тексты для диктантов взяты из произведений русской и зарубежной литературы, детской энциклопедии. Они имеют большое воспитательное значение: учат любить природу, чувствовать её красоту, знакомят с миром животных, с просторами Родины, воспитывают нравственные качества.

Детки перешли из начальной школы в пятый класс, перешли с разных программ, у них разные знания. В первую очередь, учителю нужно выявить уровень этих знаний, найти слабые места, чтобы потом в течении учебного года их тщательно проработать. Для этого в начале года всегда даются проверочные диктанты за курс начальной школы с первого по четвертый класс. По мере изучения новых тем пишем диктанты тематические. Варианты всех возможных диктантов за учебный год в пятом классе мы приводим для вас на этой страничке.

Словарные слова в картинках Ах эти словарные слова, их так много, как их все запомнить бедному ученику? Очень просто! Давайте подключим к запоминанию зрительную память. Перед вами карточки с картинками, частично заменяющими сложные места в словарных словах. ребенок запоминает образ слова, а не пустые буквы. Этот образ остается в памяти надолго, ученику не придется заучивать эти слова заново.

Определение спряжения глаголов и написание их окончаний - сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.

В русском языке каких-либо четких правил и указаний о том, как ставить ударение в словах, практически нет. Ударения в словах ставятся на основании словарей.  Но ведь не станешь смотреть в словари при каждой необходимости уточнить, где ставить ударение. Поэтому попробуем с вам сформулировать общие принципы постановки ударения. В принципе, если все это запомнить, можно стать как минимум в два раза грамотнее. Давайте разберемся, где ставить ударение в словах.

Учебник, авторы которого Т.А. Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба и еще одна Ладыженская - Н.В.. Ответы ко второй части  учебника мы подробно разберем на этой страничке ГДЗ от 7 гуру.

 Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет. Это значит, что их лексическое значение не изменилось. Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.

Вы тоже думали, что с пятого класса уже нет деления на УМК и все начинают учиться по одинаковым учебникам? Не тут то было. Учебник, авторы которого Т.А. Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба и еще одна Ладыженская - Н.В., лишь один из многих учебников русского языка, рекомендованных к применению в школе. У учебника две части, ответы к первой из которых мы подробно разберем на этой страничке ГДЗ от 7 гуру.

Сочинение по картине Первый снег, ПластовДавайте внимательно рассмотрим картину. На переднем плане, справа, две детские фигуры - девочки и мальчика. Это брат и сестра. Они с нетерпением ждали наступления зимы, и вот выпал долгожданный первый снег, одел землю белым покрывалом. Радость детей настолько велика, что они не смогли усидеть дома и, кое-как накинув на себя одежонку, выскочили на крыльцо.

Вспомним, что сложное предложение - это предложение, в котором несколько основ. Что такое основа? Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая. Повторите эту тему и вы сможете написать любой диктант по ней на пять. Вот вам несколько пробных диктантов для тренировки.