У.60

Ответы к заданиям тетради для самостоятельной работы № 2 по русскому языку за 4 класс. Автор Байкова Т.А.. Программа "Перспективная начальная школа".

Пишите, какую страницу и какое упражнение вам задали, чтобы мы успевали сделать для вас ГДЗ.

Ответы к тетради №2 русский язык 4 класс Байкова:

Листайте вкладки с упражнениями, чтобы посмотреть ответы.

У.60

Ответы к заданиям тетради для самостоятельной работы № 2 по русскому языку за 4 класс. Автор Байкова Т.А.. Программа "Перспективная начальная школа".

Пишите, какую страницу и какое упражнение вам задали, чтобы мы успевали сделать для вас ГДЗ.

Ответы к тетради №2 русский язык 4 класс Байкова:

Листайте вкладки с упражнениями, чтобы посмотреть ответы.

Упражнение 1

Ответы к упражнению 1, с. 5

1. Найди в тексте имена существительные в форме мн.ч. Синим карандашом подчеркни те из них, которые не имеют форм ед.ч. Рядом с остальными существительными во мн.ч. в скобках напиши их начальные формы, укажи род и склонение.
Рядом с существительными в форме ед.ч. укажи род и склонение.

СЛЕСАРЬ

Мне нужны такие вещи: (вещь, ж. р., 3-е скл.)
Молоток, (м. р., 2-е скл.)
Тиски
И клещи,
Ключ, (м. р., 2-е скл.)
Напильник (м. р., 2-е скл.)
И ножовка, (ж. р., 1-е скл.)
А всего нужней
Сноровка! (ж. р., 1-е скл.)

(Б. Заходер)

Сделай звукобуквенный разбор выделенного слова.

ключ [кл’уч’] 1 слог
к [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
л [л’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ю [у] – гласн., ударн.
ч [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
4 б., 4 зв.

2

Ответы к упражнению 2, с. 6

2. Найди в тексте существительные в ед.ч. Над ними укажи род и склонение.

ВО ДВОРЕ

ж.р. 3 скл. ср.р. 2 скл.              ж.р. 1 скл.
Дверь.       Крыльцо.   Цветы. Дорожка.
м.р. 2 скл. м.р. 2 скл.
Куст.           Сарай.
м.р. 2 скл.     ж.р. 1 скл.
(В сарае   —   кошка!)
ж.р. 1 скл. ср.р. 2 скл. м.р. 2 скл.
Клумба.        Дерево.     Забор.
Это всё зовётся
м.р. 2 скл.
ДВОР!

(Е. Липатова)

Какие слова имеют один и тот же род, но относятся к разным склонениям? Закрась их жёлтым карандашом.
Какие слова относятся к одному склонению, но имеют разный род? Закрась их синим карандашом.

3

Ответы к упражнению 3, с. 6 — 7

3. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте устойчивое выражение и подчеркни его волнистой линией. Затем найди разные формы одного слова. Жёлтым карандашом подчеркни формы того слова, у которого беглый гласный в корне, а синим — у которого беглый гласный в суффиксе.

ПЕТУХ И ЧЕРВЯЧОК

П е тух,
Во сне увидев Червячка,
Ск а зал:
«Не заморить ли червячка
«Ужа сн ый сон!» —
Подум а л Червячок
И п о вернулся
На другой б о чок.

(М. Яснов)

Выделенные слова запиши в два столбика:

Одушевлённые сущ. Неодушевлённые сущ.
петух                              сон
червячок                        бочок
человек                           ветер
паучок                             пень
заяц                               листок

Каждый столбик дополни своими примерами.

4

Ответы к упражнению 4, с. 7 — 8

4. Вставь пропущенные буквы. Существительные в скобках запиши в нужной форме. Рядом со всеми формами существительных «полынья» и «свинья» в скобках укажи падеж.

СВИНЬЯ В ПОЛЫНЬЕ

Шла весной по льду СВИНЬЯ (И. п.).
Ей попалась ПОЛЫНЬЯ (И. п.).

Плюх!.. Торчит из полыньи (Р. п.)
Только хвост и к от свиньи (Р. п.).

Мы — скорее к полынье (Д. п.),
Мы хотим помо чь свинье (Д. п.).

Сами — чуть не в полынью (В. п.),
Но спасли-таки свинью!.. (В. п.).

Недовольны мы свиньёй (Т. п.):
Разве шут ят с полыньёй (Т. п.)?

В с поминайте о свинье (П. п.),
Чтоб не плавать в полынье (П. п.)!

(Тим Собакин)

Жёлтым карандашом подчеркни слова, в котором пропущена орфограмма «безударный гласный в корне, проверяемый ударением.

5

Ответы к упражнению 5, с. 8 — 9

5. Вставь пропущенные буквы. Синим карандашом подчеркни существительные, в которых пропущена орфограмма «безударный гласный в корне, проверяемый ударением. Жёлтым карандашом подчеркни глаголы, в которых пропущена орфограмма «безударный гласный в приставке, проверяемый ударением.

Ураган донёсся до степи и приблизился к домику Элли. Тотошка беспокойно бегал и лаял на тучи. Он очень боялся грозы. Когда молния сверкнула совсем близко, он вбежал в домик и забился в самый дальний угол. Элли бросилась за ним. Домик повернулся два или три раза, как карусель, вихрь закружил его, поднял вверх и понёс по воздуху. Элли схватила Тотошку на руки и подбежала к двери, но домик летел очень высоко над землей. Девочка забралась на кровать, прижала испуганного пёсика и закрыла глаза.

В последнем предложении поставь нужные знаки препинания и разбери его по членам предложения. Над всеми словами укажи часть речи. Выделенное слово разбери как часть речи.

Девочкасущ. забраласьгл.  напр. кроватьсущ.,  прижалагл.  испуганногоприл.  пёсикасущ. ис. закрылагл.  глазасущ..

1. На кровать (куда? на что?) — сущ.
2. Н. ф. — кровать
3. Ж.р., 3 скл.
4. Ед. ч., В. п.
5. Обстоятельство.

6

Ответы к упражнению 6, с. 9 — 11

6. Вставь пропущенные буквы. Выдели нужными значками те части слов, в которых пропущены орфограммы. На пустых строчках запиши нужные формы слова «оранжевый». Реши, над какими из них ты укажешь род и падеж, а над какими только падеж. Третье предложение разбери по членам предложения.

                                 ОРАНЖЕВЫЙ МИР

(По С. Сахарнову)

Выпиши из текста 10 слов с орфограммой «безударный гласный в корне, проверяемый ударением. Орфограмму подчеркни. Рядом напиши проверочные слова.

Качало — кáчка, к окну — óкна, за стеклом — стёкла, облака — óблако, бежал — бег, вымолвить — мóлвить, зелёным — зéлень, глаза — глаз, не изменилось — измéнится, присмотрелся — смóтрят.

За круглым корабельным стеклом расстилался невиданный мир.

Выделенное слово разбери как часть речи.

1. Круглым (каким?) — прил.
2. Н. ф. — круглый
3. М.р., Т.п., ед.ч.
5. Определение.

7

Ответы к упражнению 7, с. 11

7. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте личное местоимение. Рядом в скобках укажи лицо, число и род.

ФИЛИН

Только ночью
Страшен
ФИЛИН,
А при свете
Он (3-е л., ед.ч., м.р.)
Бессилен!

(Б. Заходер)

Выпиши из текста краткие формы прилагательных. Рядом напиши их полные формы.

Страшен — страшный, бессилен — бессильный.

8

Ответы к упражнению 8, с. 12

8. Вставь пропущенные буквы. В первых двух строках найди и подчеркни жёлтым карандашом разные формы одного местоимения. Над ними укажи лицо, число и падеж.

УЖ

1-е л., ед.ч. И.п.
   — Я                по совести скажу:
                     1-е л., ед.ч. Д.п.
Плохо, плохо           мне,       УЖУ, —
Очень гадок я на вид,
А ведь я — не ядовит!

(Б. Заходер)

Выпиши в столбик выделенные краткие прилагательных. Над ними укажи род и число. Рядом напиши форму ед.ч. ж.р. и форму мн.ч. Во всех формах поставь ударение. Подчеркни синим карандашом слово, у которого в кратких формах подвижное ударение.

м.р. ед.ч.
  гáдок     —   гадкá, гáдки
  м.р. ед.ч.
не ядови́т — ядови́та, ядови́ты.

9

Ответы к упражнению 9, с. 12 — 13

9. Вставь пропущенные буквы. Выдели нужными значками те части слов, в которых пропущены орфограммы.
В каждой группе пословиц найди слова-синонимы. Запиши их парами, поставив в начальную форму. В каждой паре подчеркни синим карандашом то слово, которое считается устаревшим.

10

Ответы к упражнению 10, с. 13 — 14

10. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы двумя чертами. Над каждым укажи время.

В ЛЕСУ

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло,
                              Н
что только вот не тает. Деревья окружены снегом.
сущ.      гл. П          прил.            прил.  сущ.
Ели    повесили громадные, тяжёлые лапы. Берёзы
       П                                               П
склонились и некоторые даже согнулись макушками
                                  П
до самой земли и стали кружевными арками. Ни одна
                  Б
ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что
       Б                                                         Н
сломается, а берёза чуть что — и склоняется. Ель
       Н                                Н
царствует. А берёза плачет.
                                                                              П
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали
                                                               Н
так выразительны, что странно становится: отчего
                          Б
они ничего не скажут друг другу?

(М. Пришвин)

Выпиши из текста слово, в котором пропущена орфограмма «безударный гласный в приставке». Рядом напиши проверочное слово.

повесили — пóезд

Выпиши выделенные наречия. Рядом напиши прилагательные, от основ которых они образованы.

Тихо — тихий, тепло — тёплый.

Четвёртое предложение разбери по членам предложения. Над каждым членом предложения укажи часть речи.

11

Ответы к упражнению 11, с. 15

11. Вставь пропущенные буквы. Найди личные местоимения. Рядом в скобках укажи лицо и число.

МОЛОКО

Сперва
Оно  (3-е л., ед.ч.)
Лилось
Легко,
А стало,
Словно каша.
«Ты   (2-е л., ед.ч.)   кто?» —
Спросил я   (1-е л., ед.ч.).
«МО-ЛО-КО», —
Сказала
ПРОСТОКВАША.

(С. Островский)

Выпиши из текста все глаголы столбиком. Рядом укажи время, число и род. Вспомни, как изменяются глаголы в этом времени. Рядом с каждым глаголом напиши недостающие формы прошедшего времени этих глаголов. В каждой глагольной форме выдели окончание и поставь ударение.

лил[ó]сь (П., ед.ч., ср.р.), ли́лся, лил[á]сь, лил[и́]сь.
стáл[о] (П., ед.ч., ср.р.), стал, стáл[а], стáл[и].
спроси́л (П., ед.ч., м.р.), спроси́л[а], спроси́л[о], спроси́л[и].
сказáл[а] (П., ед.ч., ж.р.), сказáл, сказáл[о], сказáл[и].

Синим карандашом подчеркни глагол с подвижным ударением.

12

Ответы к упражнению 12, с. 16

12. Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках запиши в форме настоящего времени 3-го л. мн.ч. Над ними укажи спряжение. Синим карандашом подчеркни те из них, спряжение которых определяется по ударному окончанию.

         КАМЫШИ

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршатII спр. камыши.
О чём они шепчутI спр.? О чём говорятII спр.?
Зачем огоньки между ними горятII спр.?
МелькаютI спр., мигаютI спр. — и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

(К. Бальмонт)

Найди слова с орфограммой «написание ЖИ-ШИ» и подчеркни её жёлтым карандашом.

13

Ответы к упражнению 13, с. 16 — 17

13. Вставь пропущенные буквы. Над выделенными глаголами укажи спряжение. Жёлтым карандашом подчеркни те из них, спряжение которых ты определил(а) по ударным личным окончаниям.

Вечерний лес ещё не спит (II спр.).
Луна восходит (II спр.) яркая.
И где-то дерево скрипит (II спр.),
Как старый ворон, каркая.

Всё этой ночью хочет петь (I спр.).
А неспособным к пению
Осталось гнуться (II спр.) да скрипеть (II спр.),
Встречая ночь весеннюю.

(С. Маршак)

Найди разноспрягаемый глагол. Запиши его в той форме, в которой он стоит в тексте. Над ним укажи время, лицо и число. Рядом напиши формы настоящего времени этого глагола 1-го, 2-го и 3-го л. мн.ч.

хочетН., 3-е л., ед.ч., хотим, хотите, хотят.

14

Ответы к упражнению 14, с. 17 — 18

14. Прочитай отрывок из сказки Б. Заходера «Почему рыбы молчат».

   В старину рыбы любили поговорить, а Судак — так тот уж даже слишком. Добро бы он дело говорил, а то всё пустяки: то лясы точет, то ерунду мелет, то чепуху несёт, а бывало и того хуже — лишнее болтает.
   И до того он как-то всем рыбам надоел, что ни одна с ним разговаривать не желает: только разлетится он к какой-нибудь рыбе побеседовать, а она вильнёт хвостом — и поминай как звали!
   Вот плавал он, плавал, молчал-молчал — до того намолчался, хоть топись!
А язык чешется смерть как!
   Подплыл Судак с горя к берегу. Думает: нет ли хоть там кого, с кем бы посудачить.
Высунул нос из воды, смотрит — верно, сидит на берегу кто-то мохнатенький, четыре лапки, пятый — хвост.

(Б. Заходер)

Каждому выделенному устойчивому выражению найди его значение и впиши в нужную строку:

болтать попусту — лясы точить
пропал, исчез — поминай как звали
трудно молчать, не терпится сказать — язык чешется

Миша нашёл в тексте ещё два устойчивых выражения. Если ты догадываешься какие, то подчеркни их синим карандашом.
Выпиши подчёркнутый глагол. Найди в тексте слова, которые являются синонимами данного слова. Запиши их рядом в начальной форме.

Посудачить, поговорить, болтать, побеседовать, разговаривать.

15

Ответы к упражнению 15, с. 19

15. Вставь пропущенные буквы.

Бабушки ворчали:
— Не было печали,
Как родились внуки,
Нам связали руки (1).

Оказался молодцом,
Смог осилить ношу —
Не ударил в грязь лицом (2)
И не сел в калошу (3).

(А. Шибаев)

В каждом четверостишии найди и подчеркни устойчивые выражения. Прочитай список значений, которые объясняют смысл устойчивых выражений. Рядом с каждым фразеологизмом поставь соответствующую цифру значения.
Список значений:
1. Лишить возможности действовать свободно.
2. Показать себя с лучшей стороны.
3. Попасть в неловкое положение.

16

Ответы к упражнению 16, с. 19 — 20

16. Выбери из списка подходящее по смыслу устойчивое выражение и вставь в предложения в нужной форме.

1. Довольно тебе    бить баклуши   , пора делом заняться.
2. Догадался Заяц, что Лиса его    водит за нос   .
3. На лугу весной одуванчиков    хоть пруд пруди   .
4. Ворона — птица любопытная. Вечно     суют нос    в чужие дела.
5. Мышонок стоял    как вкопанный    и с ужасом смотрел на кота.

17

Ответы к упражнению 17, с. 20 — 21

17. Найди в стихотворных строках личные местоимения. Над ними укажи лицо и число.
Подчеркни двумя чертами глаголы в повелительной форме.

Сядьте рядом на скамью.
                2 л., мн.ч.
Накормлю вас, напою.
2 л., мн.ч.
Вы        поспите нынче всласть.
1 л., ед.ч.
 Я          же тихо буду прясть.
Наберу грибов в лесу
И на ужин принесу.
                  2 л., мн.ч.
Буду мыть   тебе    посуду,
                         1 л., ед.ч.
Поросят качать   я        буду.

(С. Маршак)

Найди глаголы в форме будущего времени 1-го л. ед.ч. Выпиши их в две группы:
1. Глаголы в простой форме будущего времени. Рядом с каждым глаголом напиши начальную форму.

(что сделаю?) накормлю (что сделать?) накормить
(что сделаю?) наберу (что сделать?) наберу
(что сделаю?) принесу (что сделать?) принести
(что сделаю?) напою (что сделать?) напоить

2. Глаголы в сложной форме будущего времени. Рядом с каждым глаголом напиши начальную форму.

(что буду делать?) буду прясть (что делать?) прясть
(что буду делать?) буду мыть (что делать?) мыть
(что буду делать?) буду качать (что делать?) качать
(что буду делать?) буду читать (что делать?) читать

Вторую группу дополни своим примером.
Дополни вывод.

Глаголы, отвечающие в начальной форме на вопрос (ЧТО ДЕЛАТЬ?), образуют    простую    форму будущего времени.
Глаголы, отвечающие в начальной форме на вопрос (ЧТО СДЕЛАТЬ?), образуют    сложную    форму будущего времени.

18

Ответы к упражнению 18, с. 21 — 22

18. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте глаголы в сложной форме будущего времени. Подчеркни их двумя чертами. Реши, у какого из двух слов надо выделить окончание и над словом указать лицо и число. Одной чертой подчеркни глаголы в простой форме будущего времени. Выдели окончания. Над глаголами укажи лицо и число.

1 л., ед.ч.
  Я      —    петушок,
Золотой Гребешок.
Разрешите здесь пожить,
1 л., ед.ч.          2 л., мн.ч.
Буд[у]    честно   вам       служить.

Я — Мышка-Норушка.
         1 л., ед.ч.
Пусти   меня   в дом,
1 л., мн.ч.           2 л., ед.ч.
Буд[ем]    жить с тобой     вдвоём.
                           1 л., мн.ч.
Спелых зёрен раздобуд[ем],
1 л., мн.ч.
Печь блины с тобою буд[ем].

Не горюй, голубчик Петя,
  2 л., ед.ч.
Пожив[ёшь] ещё на свете,
 2 л., ед.ч.
Буд[ешь]   песнями опять
Солнце красное встречать!

А пока теремок — на замок.
3 л., ед.ч.
Буд[ет]   спать до утра теремок.

(С. Маршак)

Над выделенными местоимениями укажи лицо и число. Подчеркни синим карандашом обращение. Выпиши глаголы в повелительной форме в ед.ч. и во мн.ч. Разбери их по составу.

Мн. ч.: раз/реш\[ите] (раз- – приставка, реш- – корень, -ите – окончание);

Ед.ч.: пуст[и], не гор/ю\/й\ (гор- – корень, -ю- – суффикс, -й- – суффикс).

19

Ответы к упражнению 19, с. 23

19. Вставь пропущенные буквы. Рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках укажи склонение и падеж.

А в том магазине (2-е скл., П.п.)
Не сыр на витрине (1-е скл., П.п.) —
Грибы на прилавке (2-е скл., П.п.)
В плетёной корзине (2-е скл., П.п.).
А рядом —
Тугие мешочки орехов.
Откроешь —
И выпрыгнет звонкое эхо!
И будет гулять,
Хохотать и резвиться
И в окна зеркальные
С грохотом биться!

(Л. Мезинов)

Выпиши четыре глагола в сложной форме будущего времени. В скобках укажи лицо и число.

будет (3 л., ед.ч.) гулять, будет (3 л., ед.ч.) хохотать, будет (3 л., ед.ч.) резвиться, будет (3 л., ед.ч.) биться.

20

Ответы к упражнению 20, с. 23 — 24

20. Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках поставь в нужную форму будущего времени. Предложения под цифрой 2 разбери по членам предложения.

1. Весной с юга прилетят птицы. Они будут прилетать постепенно.

2. Девочки будут встречать гостей на вокзале.
Коля встретит маму на автобусной остановке.

3. Ребята будут поздравлять первоклассников. Оля поздравит бабушку и маму с 8 Марта.

4. Вы будете приглашать гостей? Мы пригласим Игоря Николаевича на классный час.

5. Ты будешь играть на гитаре, а я буду танцевать.

Подчеркни синим карандашом словарные слова.

21

Ответы к упражнению 21, с. 24 — 25

21. Вставь пропущенные буквы. Найди слова, в которых пропущена орфограмма «безударный гласный в корне, проверяемый ударением». Подчеркни орфограмму синим карандашом. Над выделенными местоимениями укажи лицо и число.

Волшебник Алёша сидел за столом и в глубокой задумчивости глядел на лежащее перед ним (3-е л, ед.ч.) письмо.
А написано было вот что:
«Всем, всем добрым волшебникам!
Поскорее придите в наш город. Если нам (1-е л., мн. ч.) никто не поможет, случится большое несчастье. Обойдите стороной королевский дворец и разыщите башню Ренгиста Беспамятного. Вам (2-е л., мн.ч.) каждый покажет. Только не удивляйтесь, что дверь не скоро откроют. Пожалуйста, не уходите, подождите у дверей. Потому что тётушка Черепаха спускается по лестнице очень медленно. Неужели, неужели вы (2-е л., мн.ч.) не придёте?»
Внизу стояла подпись: Астрель.

(С. Прокофьева)

Выпиши из текста глаголы в повелительной форме. Рядом напиши эти же глаголы в форме 2-го л. мн.ч. настоящего или простого будущего времени. Во всех формах поставь ударение.

Приди́те, придёте;
обойди́те, обойдёте;
разыщи́те, разы́щите;
не удивля́йтесь, не удиви́тесь;
не уходи́те, не ухóдите;
подожди́те, подождёте

Запиши подчёркнутые глаголы в начальной форме. Рядом напиши эти же глаголы в форме будущего времени 2-го и 3-го л. мн.ч.

сидеть, будешь сидеть, будет сидеть;
глядеть, будешь глядеть, будет глядеть;
спускаться, будешь спускаться, будет спускаться.

22

Ответы к упражнению 22, с. 26

22. Поставь глагол «задавать» в форму настоящего времени 3-го л. мн.ч. и впиши во вторую строчку. Затем этот же глагол поставь в форму будущего времени 3-го л. мн.ч. и впиши в четвёртую строчку.

                  1 л. ед.ч. Р.п.
Жизнь для    меня      кромешным стала адом:
1 л. мн.ч. Д.п.
  Нам            задают ужасно много на дом.
А если дома вовсе не бывать,
        3 л. мн.ч. И.п.  1 л. ед.ч. Д.п.
Куда     они                      мне          будут задавать?

(В. Лейкин)

Найди в стихотворении личные местоимения. Над нами укажи лицо, число и падеж. Подчеркни жёлтым карандашом местоимения одного и того же лица.

23

Ответы к упражнению 23, с. 26 — 27

23. Вставь пропущенные буквы . В квадратных скобках [] укажи звуки, которые произносятся на месте выделенных букв. Местоимения в скобках поставь в нужные формы. Рядом укажи лицо, число и падеж. Над остальными личными местоимениями в тексте также укажи лицо, число и падеж. Местоимения 1-го лица подчеркни жёлтым карандашом, а местоимения 3-го лица — синим.

ИГРАЛЬНЫЙ АВТОМАТ

                                                        [шн]
Любой из нас (1 л. мн.ч. Р.п.), конечно, рад
Монетку бросить в автомат,
На кнопку красную нажать
И вражьи цели поражать.

Но через три минуты свет
Внутри погаснет.
Кончен бой.
И если больше денег нет,
Не будет он (3 л. ед.ч. И.п.) играть с тобой (2 л. ед.ч. Т.п.).

Другое дело — Вовка!
С ним (3 л. ед.ч. Т.п.)
Играем мы (1 л. мн.ч. И.п.),
Когда хотим.
И он (3 л. ед.ч. И.п.) мне (1 л. ед.ч. Д.п.) друг,
И он (3 л. ед.ч. И.п.) мне (1 л. ед.ч. Д.п.) рад —
Не то что жадный автомат!

(С. Махотин)

Найти в тексте глагол в сложной форме будущего времени. Подчеркни его двумя чертами. Выпиши из стихотворения два глагола с безударным гласным в приставке. Орфограмму подчеркни. Рядом напиши проверочные слова.

поражáть — пóезд, нажáть — нáчисто.

24

Ответы к упражнению 24, с. 27 — 28

24. Вставьте пропущенные буквы. Впиши нужные формы местоимения «я». Над этими формами укажи падеж.

ЗАЧЕМ?

                   В. п.
Весь день меня сомнение буравило:
                               И. п.
Зачем, чудак, учил я это правило?
            И. п.
Зачем я разобрался в этом правиле?
                                      Д. п.
Пятёрку всё равно не мне поставили.

(В. Лейкин)

25

Ответы к упражнению 25, с. 28 — 29

25. Вставьте пропущенные буквы. Впиши нужные формы местоимений. Над ними укажи лицо, число, падеж.
Найди в тексте глагол-исключение. Подчеркни его двумя чертами. Над глаголом укажи спряжение.

РАЗГОВОР С ПРИЯТЕЛЕМ

                          1 л. ед. ч. Д. п.
Сказал приятель    мне:     «Прости,
Но что за ерунда
Про всяких птиц и про зверей
Писать в твои года.
2 л. ед. ч. И. п.          II
   Ты            всюду видишь чудеса,
Но нет чудес поверь:
Не может птица говорить,
Дружить со зверем зверь!
1 л. ед. ч. И. п.    3 л. ед.ч. Д. п.
И     я                     ему                 ответил так:
2 л. ед. ч. И. п.
Ты                просто слеп и глух!

             1 л. ед. ч. Д. п.
Об этом       мне         вчера сказал
На улице петух.
И это подтвердил пингвин
В присутствии моржих.

     2 л. ед. ч. И. п.              1 л. ед. ч. Д. п.
А если    ты        не веришь     мне
                                3 л. мн. ч. Р. п.
Подойди спроси у         них.
Но если звери промолчат
Или зевнут в ответ,
                                    2 л. ед. ч. Т. п.
То, значит, говорить с тобой
 3 л. мн. ч. Р. п.
У     них            охоты нет.

Выпиши из стихотворения краткие прилагательные. Над ними укажи число и род. Рядом с каждым напиши формы ед.ч. ж.р., с.р. и мн.ч. Во всех формах поставь ударение.

ед.ч. м.р.
   слеп,    слепá, слéпо, слéпы;

ед.ч. м.р.
    глух,    глухá, глýхо, глýхи.

В этих словах подвижное/неподвижное ударение. Нужное подчеркни.

26

Ответы к упражнению 26, с. 29 — 30

26. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жёлтым карандашом родственные слова. Выдели в них корень.

СНЕГОВИК

Новый год! Новый год!
Снеговик домой идёт.
Всем несёт он по подарку:
Снежной бабеснеговарку,
Чтоб варила холодцы,
Снегирятам — леденцы,
А Снегурочке — обновку:
Новую морковку!

(А. Усачёв)

Родственные слова:
1) снег/овик, снеж/ной, снег/оварку, Снег/ирятам, Снег/урочке (корень снег-/снеж-).
2) снего/вар/ку, вар/ила (корень вар-).

Выпиши из текста сложное слово. В скобках напиши слова, которые дали ему жизнь.

снеговарка (снег, варить)

Выпиши выделенные слова в начальной форме. Разбери их по составу.

27

Ответы к упражнению 27, с. 30 — 31

27. Вставь пропущенные орфограммы. С помощью нужных значков покажи, в каких частях слов они находятся. Подчеркни жёлтым карандашом разные формы одного глагола.

КРОЛИК

(М. Грозовский)

Найди в тексте две группы родственных слов. Выпиши их в начальной форме. Над ними укажи часть речи. В каждой группе подчеркни то слово, от основы которого образовано второе слово.

сущ.                прил.       гл.      сущ.
капуста, капустный; резать, резак.

28

Ответы к упражнению 28, с. 31 — 32

28. Вставь пропущенные буквы. Над личными местоимениями укажи лицо и число. Найди в тексте устойчивое выражение и подчеркни его синим карандашом.

РУСАЧОК

    Жил-был маленький зайчик по имени Русачок, и был у него (3 л. ед.ч.) знакомый Головастик. Зайчик жил на лесной опушке, а Головастик — в пруду.

   Бывало встретятся — Головастик хвостом виляет, Русачок лапками барабанит. Русачок ему (3 л. ед.ч.) — про морковку, А Головастик про водоросли. Весело! Вот как-то приходит Русачок к пруду — глядь-поглядь а Головастика нет. Как в воду канул.

  А на берегу какой-то Лягушонок сидит.

— Эй, лягушонок, — говорит Русачок, — не видал моего (1 л. ед.ч.) знакомого — Головастика?
— Нет, не видал, — отвечает Лягушонок, а сам хохочет: «Хва-хва-хва!»
— Чего ты (2 л. ед.ч.) смеёшься, — обиделся Русачок, — у меня (1 л. ед.ч.) приятель пропал а ты (2 л. ед.ч.) хохочешь! Эх ты!
— Да не я (1 л. ед.ч.) «эх», — говорит Лягушонок, а ты (2 л. ед.ч.) «эх»! Своих не узнаёшь! Это ж я (1 л. ед.ч.) и есть!

(Б. Заходер)

Выпиши подчёркнутые слова и разбери их по составу.

Запиши выделенный глагол в начальной форме. Письменно покажи, как он образован.

барабанить = барабан/ + -и- + ть.

29

Ответы к упражнению 29, с. 32 — 33

29. Вставь пропущенные буквы. Покажи с помощью значков, в каких частях слов они находятся. Подчеркни двумя чертами глаголы-исключения. Выделенное слово разбери по составу.

В ЛЕСУ

(М. Горький)

Выпиши слова с подчёркнутыми орфограммами и разбери их по составу. Подчеркни жёлтым карандашом те из слов, у которых орфограмма находится на стыке корня и окончания. Слово, у которого орфограмма находится на стыке корня и суффикса, подчеркни синим карандашом.

30

Ответы к упражнению 30, с. 33 — 34

30. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков выдели ту часть слова, в которой находится выделенная орфограмма. Рядом в скобках написать проверочные слова — эти же слова в форме мн.ч. Р.п. В проверочных словах подчеркни орфограмму «беглый гласный в части слова».

(Б. Заходер)

Над глаголами укажи, в какой форме они стоят в тексте.

31

Ответы к упражнению 31, с. 34 — 35

31. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни одой чертой орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Двумя чертами — орфограмму «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Найди слово с орфограммой «беглый гласный в корне слова» и закрась его жёлтым цветом.

СЕНТЯБРЬ

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!

И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября.

(Н. Рубцов)

Выпиши выделенные слова. Рядом напиши проверочные слова.

поднебесный — небеса
радостный — радости
чудесный — чудеса
праздник
известно — вести
бездне — бездонный

Маша нашла слово, которое нельзя проверить. А ты нашёл(ла) это слово? Подчеркни его синим карандашом.
Найди в тексте три слова с орфограммой «написание ЧУ-ЩУ». Покажи с помощью значков, в какой части или на стыке каких частей слова находится эта орфограмма.

32

Ответы к упражнению 32, с. 35 — 36

32. Выбери из списка слов и запиши на пустых строчках слова с противоположным значением (слова-антонимы).

Толст — худ.
Богат — беден (бедный).
Глуп — умён (умный).
Румян — бледен (бледный).
Пуст — полон (полный).
Мир — война.

Равнодушна — влюблена.
Мал, как мышь —
Велик, как слон.
Отстающий —
Чемпион.

Зной — стужа.
День — ночь.
Все сюда! —
Ступайте прочь!
Труд — безделье.
Смех — рыданья.
Здравствуйте…
И до свиданья!

(М. Лукашина)

Список слов: зной, беден, мал, пуст, безделье, война, ночь, толст, смех, глуп, бледен, влюблена.

Найди краткие прилагательные, в которых есть орфограмма «беглый гласный в корне слова». Рядом с этими словами в скобках напиши их полные формы. Подчеркни орфограмму синим карандашом.

33

Ответы к упражнению 33, с. 36 — 37

33. Найди в тексте слова с орфограммой «беглый гласный в части слова». Подчеркни орфограмму синим карандашом. С помощью нужных значков покажи, в какой части слова она находится.

СЧИТАЛКА С БУРУНДУКОМ

(М. Яснов)

Выпиши выделенные слова столбиком. Разбери их по составу. Докажи, что в одной из форм этих слов появляется орфограмма «беглый гласный в части слова». Запиши каждое слово в этой форме. Орфограмму подчеркни.

Выпиши подчёркнутое слово в начальной форме. Подчеркни орфограмму «беглый гласный в суффиксе». Письменно покажи, как образовано это слово (начиная от слова «корешок»). Подчеркни чередования согласных.

корешочек ← корешок ← корень.

34

Ответы к упражнению 34, с. 38

34. Прочитай шуточное стихотворение. Ты догадываешься, какие слова зашифрованы в названии небывалых блюд? Запиши эти слова в начальной форме.

ОБЪЕДЕНЬ
Ждём вас в гости каждый день
В ресторане «Объедень!»
Здесь десятки вкусных блюд
На обед вам подадут:

Крюкву, пастилад, моркофель,
Сока-колу, молокофе,
Йогурцы, лиморс, кексушки,
Воблоки и халватрушки.
Если вам меню по нраву,
Мы накормим вас на славу!

(Л. Уланова)

Клюква, пастила, мармелад, морковь, картофель, сок, Кока-кола, молоко, кофе, йогурт, огурец, лимон, морс, кекс, сушка, вобла, яблоко, халва, ватрушка.

В выписанных тобой словах одной чертой подчеркни буквы, написание которых надо запомнить.

35

Ответы к упражнению 35, с. 39 — 40

35. Вставь пропущенные буквы.

Большой бразильский муравьед —
Большой шутник-затейник:
Шутя съедает на обед
Солидный муравейник.

(Б. Заходер)

Рад опушке можжевельник,
Бор сосновый — дом родной!…
Чащу леса, тёмный ельник
Он обходит стороной.
Нет, не жадина репейник:
Семена отдаст без денег.

(В. Мусатов)

Гришке горько и обидно,
А задачника не видно.

Шьют портнихи на машинке,
Шьют сапожники ботинки.

Кто там стучится у ворот?
Я — кошкин дворник, старый кот.

Он чайник исправит — и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце.
И старый кофейник сверкает, как солнце.

(С. Маршак)

Физкультурник спозаранку
Перепрыгивает планку.

(М. Яснов)

Запиши выделенные существительные группами, в зависимости от значения суффикса -ник-:

1. а) муравейник, ельник; кедровник, ольховник, виноградник.
    б) можжевельник, репейник; подснежник, крыжовник, шиповник.
    в) задачник, чайник, кофейник; учебник, салатник, умывальник.

2. шутник-затейник, сапожники, дворник, физкультурник; лесник, грибник, садовник.

Каждую группу дополни своими примерами.

36

Ответы к упражнению 36, с. 40 — 41

36. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков покажи часть слова, где находится орфограмма. В скобках объясни выбор буквы.

ЭТО ПРОСТО ЛЕТО
В мор[е] (2 скл., П. п.) жарко-жарко,
В море тихо-тихо.

Рядом с медузёнк[ом] (2 скл., Т. п.)
Дремл[ет] (I спр., ед. ч.) медузиха.

(Ая Эн)

Подчеркни в тексте родственные слова. Выпиши слово, называющее детёныша животного, в форме ед.ч. И.п. Выдели суффикс. Рядом напиши два слова с таким же суффиксом.

Выпиши слово, называющее самку животного, в форме ед.ч. И.п. Выдели суффикс. Рядом напиши два слова с тем же суффиксом. На следующей строчке напиши ещё два слова с суффиксом-синонимом, имеющим такое же значение.

37

Ответы к упражнению 37, с. 41 — 42

37. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни синим карандашом существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик-, а жёлтым — существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ик-.

Шёл я лесом и боялся.
Чей то шарфик мне попался.

(Г. Виеру)

Что же сделал человечек?
Он купил двенадцать свечек.
Как то ночью человечек
Переплыл двенадцать речек.

(Б. Заходер)

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.

(Е. Серов)

Я — малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.

(В. Берестов)

Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом.

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.

Выпиши существительные в которых пропущена орфограмма «беглый гласный в части слова». Рядом напиши формы этих слов, доказывающие наличие этой орфограммы. С помощью нужных значков выдели ту часть слова в который находится данная орфограмма.

38

Ответы к упражнению 38, с. 42 — 43

38. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков покажи, в каких частях слова они находятся.

ДЫМОВАЯ ЛЕСЕНКА

(Ая Эн)

Выпиши из текста родственные слова. (Название тоже учитывай!)

Дым, дымовая, дымочек, дымок.

Среди родственных слов подчеркни исходное слово.

Покажи письменно, как были образованы остальные слова в этой группе.

Дым → дым/ + -ок- +  → дым/ + -ек;
дым → дым/ + -ов- + -ая.

39

Ответы к упражнению 39, с. 43 — 44

39. Вставь пропущенные орфограммы. С помощью нужных значков покажи, в каких частях слов они находятся. В выделенных словах поставь ударение.

Ежонок и медвежонок

(С. Васильев)

Над личными местоимениями укажи лицо, число и падеж. Подчеркни жёлтым карандашом разные формы одного глагола. Над ними укажи, в какой форме они стоят в тексте.

40

Ответы к упражнению 40, с. 44 — 45

40. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жёлтым карандашом глаголы в повелительной форме мн. ч.

СОКРОВИЩЕ
Мимо огородища,
Брюквища-салатища,
Шла себе коровища,
А за ней — телятище.

Говорит коровища:
— Ты моё сокровище!
Вон какой хвостище!
Вон какой носище!
А бока-бочищи
И того почище!

А твои копытища
Нужно мыть и мыть ещё:
Эти килограммища
Оставляют ямища!
Добрые соседища,
Не жалейте пищи —
Принесите сенища
Моему сынище!

(По М. Яснову)

Найди существительные с суффиксом -ищ- и запиши их в начальной форме (в форме ед.ч. И.п.). Поставь ударение, выдели суффикс и окончания. Рядом в скобках напиши существительные, от основ которых они образованы. Над ними укажи род.

Подчеркни синим карандашом слова, у которых ударение падает на суффикс.

41

Ответы к упражнению 41, с. 45 — 46

41. Вставь пропущенные орфограммы. С помощью нужных значков покажи, в каких частях слов они находятся. Цветными карандашами подчеркни группы родственных слов.

ЧТО ЛЕТЕЛО ПО НЕБУ

 

(Ая Эн)

Над личными местоимениями укажи лицо, число и падеж.

42

Ответы к упражнению 42, с. 46 — 47

42. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни двумя чертами глагол-исключение.

ВО САДУ ЛИ, ВО ПОЛЕ

Во саду ли, во поле,
В городе Укрополе,
Где торчит стручок дозорный
Над оградой помидорной,
За салатной слободою,
За гороховой горою,
За морковным мокрым долом,
За чесночным частоколом,

Под светлицею свекольной
Сытый, праздничный, довольный,
Лёг на розовый бочок
Кабачок!
Держит листик на весу,
Пьёт медовую росу.

(М. Яснов)

Найди в тексте прилагательные. Жёлтым карандашом подчеркни те из них, которые родились прилагательными. Прилагательные, образованные от основ существительных, запиши в следующем порядке:
1. Прилагательные, образованные при помощи суфикса -н- от основ существительных. Рядом в скобках напиши эти существительные. Подчеркни чередования в корнях.

дозорный (дозор), помидорной (помидор), салатной (салат), морковным (морковь), чесночным (чеснок), свекольной (свёкла), праздничный (праздник).

2. Прилагательные, образованные при помощи суфикса -ов- от основ существительных. Рядом в скобках напиши эти существительные. Синим карандашом подчеркни прилагательное, у которого ударение падает на суффикс.

горóховой (горох), рóзовый (роза), медóвую (мёд).

43

Ответы к упражнению 43, с. 48

43. От основ существительных, записанных в скобках, образуй с помощью суффикса -ск- прилагательные и запиши их в нужной форме. Суффикс выдели.

1. (Египет) египетские пирамиды.
2. (Афины) Афинский акрополь.
3. (Форос) Форосский маяк.
4. (Москва) Московский Кремль.
5. (Родос) Родосский Колосс.
6. (Рим) Римский колизей.

44

Ответы к упражнению 44, с. 49

44. Вставь пропущенные буквы. С помощью значков покажи, в какой часть слова пропущена буква.
Найди в тексте местоимения. Над ними укажи лицо, число и падеж . (Подчёркнутое местоимение её не учитывай.)

СТАРАЯ ЛИПА

(М. Пришвин)

Запиши выделенные прилагательные в начальной форме. Письменно покажи как образовано каждое из них.

морщ/ин/ист[ый] = морщ/ +-ин- + -ист- + -ый
лип/ов[ый] = лип/ + -ов- + -ый

45

Ответы к упражнению 45, с. 50

45. От основ существительных, записанных в скобках, образуй с помощью суффикса -ов- прилагательные и запиши их в нужной форме. В прилагательных поставь ударение. Синим карандашом подчеркни те, в которых ударение падает на суффикс.

Дрова (берёза) берёзовые,
Дрова (дуб) дубóвые,
Дрова (осина) оси́новые,
Дрова (ольха) ольхóвые,
Дрова (сосна) соснóвые,
Дрова (ель) елóвые,
Из дубравы дрова,
На траве дрова,
Их Варвара брала.

Выпиши выделенный глагол в той форме, в которой он стоит в тексте. Укажи в скобках время, число и род. Рядом напиши остальные формы прошедшего времени: ед.ч. м.р., с.р.; мн. ч. Во всех формах поставь ударение.

бралá (прош. вр., ед.ч., ж.р.), брáл, брáло, брáли.

В этом слове подвижное/неподвижное ударение. Подчеркни нужное.

46

Ответы к упражнению 46, с. 51

46. Вставь пропущенные буквы. От основ существительных, записанных в скобках, образуй прилагательные с помощью суффикса -лив- и запиши их в нужной форме. В прилагательных поставь ударение. Синим карандашом подчеркни прилагательные, в которых ударение падает на суффикс.

(Сон) Сонли́вый да ленивый — два родных братца. (Запас) Запáсливый лучше богатого. (Зависть) Зави́стливое око видит далёко.
(Стыд) Стыдли́вый покраснеет, а бесстыжий побледнеет. (Слеза) Слезли́вый слезами обольётся, а (смех) смешли́вый со смеху надорвётся.

Выделенные прилагательные разбери по составу.

по/красн/е\[ет] (по- – приставка, красн- – корень, -е- – суффикс, -ет – окончание)

по/бледн/е\[ет] (по- – приставка, бледн- – корень, -е- – суффикс, -ет – окончание)

47

Ответы к упражнению 47, с. 51 — 52

47. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жёлтым карандашом глаголы прошедшего времени. Выдели суффикс прошедшего времени.

Синим карандашом подчеркни глаголы в повелительной форме. Выдели суффикс повелительной формы.
Двумя чертами подчеркни глагол в начальной форме. Выдели суффикс начальной формы.

— Кра! —
Кричит ворона. —
Кража!

Караул! Грабёж!
Пропажа!

Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!...

(В. Орлов)

48

Ответы к упражнению 48, с. 53

48. Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках поставь в форму прошедшего времени ед.ч. м.р. Выдели в них глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.

ТАРАКАН

Жил в квартире (1-е скл., П. п.) Таракан,
В щели (3-е скл., П. п.) у порога.
Никого он не кусал,
Никого не трогал,
Не царапал никого,
Не щипал,
Не жалил,
                     3л. ед.ч. Р.п.
И домашние его
Очень уважали.
Так бы прожил Таракан
Жизнь со всеми в мире.
                                  3л. ед.ч. Р.п.
Только люди завелись у него в квартире.

(Р. Муха)

Рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках укажи склонение и падеж.

Найди личные местоимения. Над каждым укажи лицо, число и падеж.

49

Ответы к упражнению 49, с. 53 — 54

49. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков укажи часть слова, в которой пропущена орфограмма. Третье предложение разбери по членам предложения.

(По С. Сахарнову)

Подчеркни жёлтым карандашом обращения.

50

Ответы к упражнению 50, с. 55

50. Вставь пропущенные буквы. Над существительными с пропущенными окончаниями укажи склонение и падеж. Рядом в скобках напиши опорные слова для проверки.


Возьми книгу в руки и не будет скуки1-е скл. Р.п. (земли́).
Искусный плаватель и на море2-е скл. П.п. (окнé) не тонет.
По старой памяти3-е скл. Д.п. (ржи́), что по грамоте1-е скл. Д.п. (стенé).
Пословицами на базаре2-е скл. П.п. (окнé) не торгуют.
Взят из грязи3-е скл. Р.п. (ржи́), да посажен в князи.
Грамоте1-е скл. Д.п. (стенé) учиться всегда пригодится.
Азбука — к мудрости3-е скл. Д.п. (глуши́) ступенька.

Дополни вывод.

В окончаниях имён существительных I скл. пишется буква Е в   Д  .п.,    П   .п., а буква И в    Р  .п.
В окончаниях имён существительных II скл. в П. п. пишется буква    Е  .
В окончаниях имён существительных III скл. в Р. п.,    Д  .п.,    П  .п. пишется буква    И  .

51

Ответы к упражнению 51, с. 55 — 56

51. Слова в скобках запиши в форме мн.ч. Р.п. Выдели окончания. Подчеркни жёлтым слова с орфограммой «беглый гласный в корне слова».

Колокол весёлый
Будит спозаранок
(Заяц) Зайц[ев] и (медведь) медвед[ей],
(Дятел) Дятл[ов] и (зарянка) зарян[ок].

(В. Кожевников)

52

Ответы к упражнению 52, с. 56 — 57

52. Вставь пропущенные буквы. Найди прилагательные с безударным гласным в падежных окончаниях. Стрелками покажи словосочетания, куда входят эти прилагательные. Над стрелкой запиши вопрос, который ты задаёшь от главного слова к зависимому. Выдели окончания у вопросов и у прилагательных.

                                 Медведи


Только что им до зимы,

до слабеющего голоса
коченеющей сосны!

                   II спр.    II спр.
А они всё сп[ят] да сп[ят].

(М. Вейцман)

Найди в тексте глаголы. Выдели окончания. Над глаголами укажи спряжение.

53

Ответы к упражнению 53, с. 57 — 58

53. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков покажи, в какой части слова пропущена орфограмма. Объясни выбор буквы в окончаниях прилагательных и запиши в скобках. Например: (м.р., И.п.)

                 Колючая сказка

(М. Яснов)

Выделенные глаголы разбери по составу.

удруж[ите]        (у- – приставка, друж- – корень, -ите – окончание)

подар[ите]        (по- – приставка, дар- – корень, -ите – окончание)

54

Ответы к упражнению 54, с. 59 — 60

54. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков покажи, в какой части слова пропущена орфограмма. Объясни выбор буквы в окончаниях прилагательных и запиши в скобках. Например: (м.р., И.п.)

Над чёрной прорубью дымится сизый пар.
Под валенками снег шипит и таетI спр..
В далёкой деревушке Жучка лаетI спр.,
А солнце — алый шар!
Ветер лютый и бесстыжий
Шелестит листвою рыжей,
С неба сыплетсяI спр. снежок.
Пусть. Весна не за горами:
Пестроглазыми цветами
ЗакудрявитсяII спр. лужок,
Понатужась, лопнутI спр. почки,
И зелёные комочки
КрикнутI спр. радостно: «Пора!»
Не ворчи. Ведь я терплю же,
У меня беда похуже:
ВидишьII спр. — в валенках дыра?

(С. Чёрный)

Выпиши выделенные глаголы в той форме, в которой они стоят в тексте. Рядом напиши их начальные формы. В скобках укажи спряжение. Синим карандашом подчеркни ту форму, по которой ты определил(а) спряжение.

шипит — шипеть (II спр.)

шелестит — шелестеть (II спр.)

55

Ответы к упражнению 55, с. 60

55. Глаголы в скобках запиши в форме настоящего времени 3-го л. ед.ч.
Выдели окончания. Рядом укажи спряжение.

МЫ РАБОТАЕМ

Паша пашет (I спр.),
Сева сеет (I спр.),
Маша машет (I спр.),
Вера веет (I спр.),
Поля полет (I спр.),
Валя валит (II спр.).
Коля колет (I спр.),
Варя варит (II спр.),
Глаша гладит (II спр.),
Лада ладит (II спр.),
Катя катит (II спр.) —
Ну и хватит (II спр.)!

(Б. Заходер)

56

Ответы к упражнению 56, с. 60 — 61

56. Запиши глаголы в скобках в форме будущего времени 2-го л. ед.ч. Выдели окончания. Сверху укажи спряжение. Подчеркни синим карандашом глагол-исключение.

                 Как достать Луну

Если быстро, быстро ты прогон[ишь]II спр. сон,
Если смело, смело выйд[ешь]I спр. на балкон,
Если сильно, сильно вытян[ешь]сяI спр. вверх,
То луну достан[ешь]I спр., как лесной орех!

(М. Тахисова)

Выпиши выделенные наречия. Письменно покажи, как они образованы.

быстро — быстр/ый + -о-;
смело — смел/ый + -о-;
сильно — сильн/ый + -о-.

57

Ответы к упражнению 57, с. 61 — 62

57. Вставь пропущенные буквы. Запиши глаголы в скобках в форме настоящего или простого будущего времени 2-го л. ед.ч. Выдели окончания. Рядом с существительными с пропущенным гласным в окончаниях в скобках укажи склонение и падеж.

Хозяин вернулся!

Нет, не сидится!
Нет, неймётся!
Хозяин в дверь
Ключом (2-е скл., Т.п.) скребётся!
Щелчок!
А ты уже сто[ишь]!
Чуть-чуть для виду
поскул[ишь],
Чуть-чуть
Для храбрости (3-е скл., Р.п.)
Пола[ешь] —
А сам от радости (3-е скл., Р.п.)
пыла[ешь]!

(М. Яснов)

58

Ответы к упражнению 58, с. 62 — 63

58. Вставь пропущенные буквы. Рядом со словами, у которых пропущена орфограмма «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением», в скобках напиши проверочные слова. Над глаголами с пропущенным гласным в окончаниях укажи спряжение.

На волне (вóлны) всплыла медуза.
Я поймал её в кувшин:
В киселе (кисéль) сквозного пуза
Жилки алых паутин.
Мерно дышит и колышет
Студень влажный и живой (жить),
И не видит, и не слышит,
Ах как трудно с головой (гóловы)!
Теснота (тéсно).

(С. Чёрный)

Выпиши из текста глаголы-исключения в начальной форме. Вспомни и запиши остальные глаголы-исключения.

Дышать, видеть, слышать, гнать, держать, зависеть, обидеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, терпеть.

Выпиши выделенные слова. Докажи, что в одной из форм в этих словах есть орфограмма «беглый гласный в части слова».

Жилки — жилок, студень — студня.

59

Ответы к упражнению 59, с. 63 — 65

59. Вставь пропущенные буквы. Над глаголами с пропущенными орфограммами укажи спряжение. Подчеркни синим карандашом глаголы, спряжение которых ты определил(а) по начальной форме, а жёлтым — глаголы, спряжение которых ты определил(а) по ударным личным окончаниям.

    Дворник — Дед Мороз

В шубе, в шапке, в душегрейке
Дворник трубочку курил,
И, усевшись на скамейке,
Дворник снегу говорил:
— Ты (2-е л., ед.ч., И.п.) летаешьI спр. или таешьI спр.?
Ничего ты не поймёшь!
ПодметаешьI спр., разметаешьI спр.,
Только без толку метёшь!
Да к чему я (1-е л., ед.ч., И.п.) говорю?
Сяду я (1-е л., ед.ч., И.п.) да покурю.
Дворник трубку куритII спр., куритII спр.
И глаза от снега щуритII спр.,
И вздыхаетI спр., и зеваетI спр.,
И внезапно засыпаетI спр..
— Глянь-ка, Маня… — крикнул Ваня. —
ВидишьII спр., чучело сидитII спр.
И глазами-угольками
На метлу свою глядитII спр. .
Это вроде снежной бабки
Или просто Дед Мороз,
Ну-ка дай ему (3-е л., ед.ч., Д.п.) по шапке,
Да схвати его (3-е л., ед.ч., В.п.) за нос!»
А оно (3-е л., ед.ч., И.п.) как зарычитII спр. !
Как ногами застучитII спр. !
II спр.
Да как вскочит со скамейки,
Да по-русски закричитII спр.:
— Будет вам (2-е л., мн.ч., Д.п.) уже мороз —
Как хватать меня (1-е л., ед.ч., В.п.) за нос!

(Д. Хармс)

Найди личные местоимения. Над каждым укажи лицо, число и падеж.

Выпиши выделенные слова столбиком в той форме, в которой они стоят в тексте. Разбери их по составу. В каждом слове подчеркни орфограмму. Рядом напиши проверочное слово.

60

Ответы к упражнению 60, с. 65 - 66

 

 

Упражнение 61, с. 66
Упражнение 62, с. 67-68
Упражнение 63, с. 68-69
Упражнение 64, с. 69-70
Упражнение 65, с. 70
Упражнение 66, с. 70-71
Упражнение 67, с. 71-72
Упражнение 68, с. 72
Упражнение 69, с. 72-74
Упражнение 70, с. 74
Упражнение 71, с. 74-75
Упражнение 72, с. 76
Упражнение 73, с. 76 77
Упражнение 74, с. 77-78
Упражнение 75, с. 78-79
Упражнение 76, с. 79-80
Упражнение 77, с. 80-81
Упражнение 78, с. 82
Упражнение 79, с. 82-83
Упражнение 80, с. 83
Упражнение 81, с. 83-84
Упражнение 82, с. 84-85
Упражнение 83, с. 86-86
Упражнение 84, с. 86-87
Упражнение 85, с. 87
Упражнение 86, с. 87-89
Упражнение 87, с. 89
Упражнение 88, с. 90
Упражнение 89, с. 91
Упражнение 90, с. 92
Упражнение 91, с. 93
Упражнение 92, с. 93 - 94
Упражнение 93, с. 94 - 95

 

Конец!

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)