Готовые домашние задания (домашка) за 1 класс Готовые домашние задания (домашка) за 2 класс Готовые домашние задания (домашка) за 3 класс Готовые домашние задания (домашка) за 4 класс Готовые домашние задания (домашка) за 5 класс Готовые домашние задания (домашка) за 6 класс Готовые домашние задания (домашка) за 6 класс

С упр. 31

Программа "Перспективная начальная школа" предполагает изучение русского языка по учебникам, одним из авторов которого является Чуракова Н.А. На наш взгляд учебники своеобразные, мало "писанины", много "болтовни", которую они могли бы перенести в учебник литературного чтения. Но так или иначе, если вы учитесь по этой программе, заданий из этого учебника не избежать. Мы, как всегда, готовы вам помочь и на этой странице выкладываем подробное ГДЗ с ответами на задания первой части учебника русский язык за второй класс (Чуракова). Остальные части смотрите по ссылкам.

Ответы к 1 части учебника русский язык 2 класс Чуракова:

С упр. 31

Программа "Перспективная начальная школа" предполагает изучение русского языка по учебникам, одним из авторов которого является Чуракова Н.А. На наш взгляд учебники своеобразные, мало "писанины", много "болтовни", которую они могли бы перенести в учебник литературного чтения. Но так или иначе, если вы учитесь по этой программе, заданий из этого учебника не избежать. Мы, как всегда, готовы вам помочь и на этой странице выкладываем подробное ГДЗ с ответами на задания первой части учебника русский язык за второй класс (Чуракова). Остальные части смотрите по ссылкам.

Ответы к 1 части учебника русский язык 2 класс Чуракова:

Упражнение 1

Ответы к упражнению 1, с. 14 — 19

Стр. 14

Сравни картинки. Чем они различаются? По какой из них ты сможешь составить рассказ?

На нижней картинке нарисованы птички, о которых трудно сочинить рассказ, поскольку нет никаких подробностей. Об одной птичке можно сказать: птичка летит. Об остальных: птицы сидят (или стоят?). Связь их между собой неясна.

На верхней картинке птички составляют часть пейзажного целого, поэтому что-то более распространённое
можно сказать и о каждой в отдельности, и обо всех вместе.

Например:

Наступила весна. Пригрело солнышко. Небо стало голубым. Вода в реке чуть-чуть потеплела. Приходу весны обрадовались птицы. Большая птица сидит на дереве. Маленькие птички весело щебечут.

Стр. 15-19

1. Сравни два текста.

1. В лес пришла весна. Бормочет тетерев и на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

(По М. Пришвину)

2. Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.

Чем второй текст отличается от первого? Из чего состоит каждое предложение во втором тексте? Как называется пара главных слов в предложении?
Какие предложения во втором тексте кажутся тебе смешными или непонятными? Почему?
Зачем же предложению кроме главных слов ещё и другие слова? Они поясняют (дополняют? уточняют?) то, о чём говорят главные слова?

Сравнительный анализ двух текстов — это начало организации наблюдений за тем, что предложению кроме главных членов (пары главных слов) нужны ещё и второстепенные члены (другие слова).

Мы должны открыть разницу между предложениями, которые самодостаточны, понятны и без второстепенных членов (Пришла весна. Бормочет тетерев. Белеют берёзки.) и теми предложениями, которые непонятны и даже смешны без них (Звёзды распухают. Осины выбросили.). Это нужно для того, чтобы стала понятна объясняющая функция второстепенных членов: их способность уточнять и дополнять.

Вернитесь ко второму тексту. Попробуйте доказать, что в каждом предложении оба слова — главные, оба командуют друг другом.

Пришла (кто? что?) весна.
Весна (что сделала?) пришла.

Спиши из первого текста первые два предложения. Перед словами с подчёркнутыми буквами пиши проверочные слова.

В (леса) лес пришла весна. Бормочет (тетерева) тетерев и на вечерней заре.

Выпиши из второго текста два предложения, которые могут состоять только из ОСНОВЫ.

 Пришла весна. Бормочет тетерев.

Рассмотри картинки и сравни предложения.

1. Собака лает. 2. Собака лает.

Это одинаковые предложения? Они состоят из одной ОСНОВЫ?

Одинаковые предложения. Состоят из одной основы.

Прочитай два других предложения.

1. (Какая?) Маленькая рыжая собака лает.
2. (Какая?) Большая чёрная собака лает.

Это одинаковые предложения или разные? Можно ли сказать, что они состоят только из ОСНОВЫ? Какие слова сделали их разными?

Это разные предложения. Они состоят из основы и «других слов» (второстепенных членов). Разными их сделали «неглавные слова»: маленькая рыжая и большая чёрная.

А представляешь ли ты, как именно лает каждая собака? Прочитай об этом на странице 18.

1. Маленькая рыжая собака (как?) весело и звонко лает.
2. Большая чёрная собака (как?) громко и хрипло лает.

А догадываешься, на кого лает каждая собака?

1. Маленькая рыжая собака весело и звонко лает (на кого?) на кошек.
2. Большая чёрная собака громко и хрипло лает (на кого?) на ворону.

А когда же именно каждая собака лает?

1. Маленькая рыжая собака (когда?) по утрам громко и звонко лает на кошек.
2. Большая чёрная собака (когда?) сейчас громко и хрипло лает на ворону.

Найди в двух последних предложениях слова-названия признаков. К каким словам-названиям предметов они относятся? На какие вопросы они отвечают? Зачем они нужны в предложении?
Найди в двух последних предложениях слова, которые отвечают на вопрос КАК? Для чего они нужны в предложении?
А зачем нужны слова, отвечающие на вопрос КОГДА? Найди и прочитай эти слова.

В этом блоке наблюдений выяснится способность «других слов» (второстепенных членов) пояснять признаки действующих лиц (быть определениями), способ действия (быть обстоятельствами образа действия) и время действия (быть обстоятельствами времени).

В этом блоке предложений мы действуем наоборот: не усекаем предложения до их основы (как в случае с упражнением 1), а наращиваем предложения, вызывая к жизни всё новые и новые второстепенные члены. На заключительный вопрос этого блока заданий с собаками («Так зачем в предложении нужны неглавные слова?») мы должны ответить, что неглавные слова помогают уточнить и дополнить то, о чём сообщают главные слова, указывают на то, КАК происходит действие, КОГДА оно происходит, указывают ПРИЗНАКИ всех действующих лиц.

2

Ответы 7 гуру к упражнению 2, с. 19 — 20

2. Устно дополни первые два предложения неглавными словами. Третье предложение должно подтверждать то, о чём говорит второе.

1. Подул (какой?) ветер.

Подул сильный (северный, западный, порывистый) ветер.

2. (Какие?) листья слетали (откуда?) и падали (куда?).

Алые и золотые (красные и жёлтые, яркие кленовые, разноцветные) листья слетали с деревьев и падали на землю (под ноги, на дорожку, на асфальт, на тропинку).

3. Красивое время года — осень!

Правда ли, что во втором предложении есть два слова-названия действий? Запиши это предложение. Подчеркни в нём ОСНОВУ.

Алые и золотые листья слетали с деревьев и падали на землю.

3

Ответы к упражнению 3, с. 21

3. Запиши два предложения.

1. Кошка ела колбасу.
2. Ела кошка колбасу.

Подчеркни в них основу. Прочитай неглавное слово-название предмета в первом и во втором предложениях (колбасу).
У предложений одинаковый смысл или разный?
Что разное в этих предложениях? В них разные слова? Слова стоят в разном порядке?

Картинка на с. 21 — это шуточная подготовка к очень серьёзной проблеме, которую мы решаем в упражнении 3. Если переставить местами животных (норку и рыбку), то совершенно меняется содержание картинок. Но нам важно понять, а что же изменится, если мы будем менять местами слова в предложении?
Изменится ли смысл? Достаточно ли просто менять местами слова, или нужно менять и их формы, чтобы изменился смысл?

В предложениях (Кошка ела колбасу. Ела кошка колбасу.) сравниваются два предложения с одинаковым составом слов, одинаковой формой слов, но с разным порядком слов: мы должны прийти к выводу, что смысл у них — одинаковый.

Посмотри на схемы этих предложений. Какая схема к какому предложению относится?

Члены предложений подчеркнуты. Это облегчает определение того, какая схема относится к какому предложению. Первая схема ко второму предложению, вторая — к первому.

4

Ответы к упражнению 4, с. 22

4. Прочитай небылицу.

МИР НАОБОРОТ

Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса.
Птицы пугало пугали.
Ела кошку колбаса.
Соль себя пересолила,
Мыло в шайке пену мыло.
Шалопаев били стёкла.
Пыль пошла — вода промокла.
Тень отбрасывала шест. —
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил,
Покамест голову чинил.

(Ф. Галас)

Небылица кажется тебе смешной? Почему тебе смешно? Можно сказать, что главные и неглавное слова кое-где поменялись местами? Как же из главного слова получилось неглавное? Покажи это на примере выделенных предложений.

Здесь важно, чтобы мы поступили по аналогии с тем, что видели на картинке: норка ловит рыбу; рыба ловит норку. А здесь: предложение «Ела кошку колбаса» получилось из предложения «Кошка ела колбасу» или «Ела кошка колбасу». Предложение «Шалопаев били стекла» получилось из предложения «Шалопаи били стекла», предложение «Тень отбрасывала шест» — из предложения «Шест отбрасывал тень».

Потом сравниваются два предложения (Ела кошка колбасу. Ела кошку колбаса.), где одинаковый состав и порядок слов, но разная форма слов: мы должны правильно выделить главное слово-название предмета и зависимое слово-название предмета. Сравнив одно и то же слово в двух разных формах (кошка-кошку, колбаса-колбасу), мы должны обнаружить, что изменяется в них конечная часть, и познакомиться с понятием «окончание». Одновременно с этим идёт усвоение ещё одного понятия —«форма» слова. Ведь именно изменения слова называются его формами, а собственно изменяемая часть — окончанием.

В следующих двух предложениях (Шалопаи били стекла. Шалопаев били стекла.) у слова шалопай — две видимые разные формы: шалопаи, шалопаев; зато у слова стекло — разные формы, которые внешне ничем не отличаются: стЁкла — стЁкла (в первом — форма винительного падежа, во втором — форма именительного падежа). Только разный смысл предложений, отражённый в разных схемах, способен прояснить ситуацию и обнаружить эту разницу форм.

Вывод: форма слова окончательно проясняется только в словосочетании или в предложении. Последняя пара предложений (Тень отбрасывала шест. Шест отбрасывал тень.) представляет уже последнюю степень
сложности: и у слова шест — две видимые одинаковые формы (шест — шест), которые вместе с тем являются разными (форма винительного и форма именительного падежа), и у слова тень — две видимые одинаковые формы: тень — тень, которые также являются разными.

Мы выясняем разницу форм одного и того же слова в предложении через обнаружение разной работы его в предложении (оно является то главным, то неглавным), через строительство схем предложений и цветовое выделение наблюдаемых слов на этих схемах.

Вывод: чтобы узнать форму слова, надо посмотреть на его работу в предложении.

5

Ответы к упражнению 5, с. 23

5. Сравни два предложения.

Ела кошка колбасу.
Ела кошку колбаса.

В них разный смысл?
Чем они отличаются? В них разные слова? В них разный порядок слов? Почему же в предложениях разный смысл? Чем различаются слова в предложениях?

Предложение «Ела кошку колбаса» получилось из предложения «Ела кошка колбасу».

Потом сравниваются два предложения (Ела кошка колбасу. Ела кошку колбаса.), где одинаковый состав и порядок слов, но разная форма слов: мы должны правильно выделить главное слово-название предмета и зависимое слово-название предмета. Сравнив одно и то же слово в двух разных формах (кошка-кошку, колбаса-колбасу), мы должны обнаружить, что изменяется в них конечная часть, и познакомиться с понятием «окончание». Одновременно с этим идёт усвоение ещё одного понятия —«форма» слова. Ведь именно изменения слова называются его формами, а собственно изменяемая часть — окончанием.

Посмотри на схемы: ты понимаешь, какая схема к какому предложению относится?

Первая схема к ко первому предложению, вторая — ко второму.

6

Ответы к упражнению 6, с. 25

6. Прочитай предложения.

1. Шалопаи били стёкла.
2. Шалопаев били стёкла.

Ты понимаешь, кто кого бил в первом предложении? А во втором?
Сможешь определить главное слово в каждом предложении? А начертить их схемы?

Предложение «Шалопаев били стекла» получилось из предложения «Шалопаи били стекла»

В предложениях у слова шалопай — две видимые разные формы: шалопаи, шалопаев; зато у слова стекло — разные формы, которые внешне ничем не отличаются: стЁкла — стЁкла (в первом — форма винительного падежа, во втором — форма именительного падежа). Только разный смысл предложений, отражённый в разных схемах, способен прояснить ситуацию и обнаружить эту разницу форм.

Вывод: форма слова окончательно проясняется только в словосочетании или в предложении.

7

Ответы к упражнению 7, с. 26

7. Запиши предложения.

1. Тень отбрасывала шест.
2. Шест отбрасывал тень.

Разные ли формы слова тень использованы в первом и во втором предложениях?

Предложение «Тень отбрасывала шест» получилось из предложения «Шест отбрасывал тень».

Последняя пара предложений (Тень отбрасывала шест. Шест отбрасывал тень.) представляет уже последнюю степень сложности: и у слова шест — две видимые одинаковые формы (шест — шест), которые вместе с тем являются разными (форма винительного и форма именительного падежа), и у слова тень — две видимые одинаковые формы: тень — тень, которые также являются разными.

Мы выясняем разницу форм одного и того же слова в предложении через обнаружение разной работы его в предложении (оно является то главным, то неглавным), через строительство схем предложений и цветовое выделение наблюдаемых слов на этих схемах.

Вывод: чтобы узнать форму слова, надо посмотреть на его работу в предложении.

8

Ответы к упражнению 8, с. 28 — 29

8. Прочитай, поставив слова в скобках в нужную форму по смыслу. Помогла ли тебе рифма?

В жаркий день в лесу глухом
Гном сидел под лопухом.
Из волнушки пил росу,
Слушал бабушку-Осу.

(С. Козлов)

Помогает рифма стиха.

Запиши второе предложение, используя подходящую форму слов. Сравни слова в скобках с теми словами, что ты записал(а).

Из волнушки пил росу,
Слушал бабушку-Осу.

Выпиши их парами: волнушка — из волнушки, роса — рос…

Волнушка — из волнушки, роса — росу.

Чем они различаются? Подчеркни ту часть, которой отличаются эти слова.
Для чего словам изменяться?
Почему нельзя было оставить слова без изменений? Для чего же служат эти маленькие частички слов?
Сравни ещё раз слова в каждой паре:
волнушка — из волнушки, роса — росу.
Это разные слова или разные формы одного и того же слова?

На плакате Летучей Мыши (на с. 29) мы видим вывод: «Разные формы одного и того же слова различаются окончаниями».

Но, кроме этого, там ещё написано: «Иногда разные формы слова выглядят одинаково». Это написано ради того, чтобы мы вспомнили предложения про ТЕНЬ и ШЕСТ. К этим предложениям мы ещё не раз будем возвращаться. Они нам очень важны для того, чтобы мы осознали, что только из словосочетания или из предложения можно понять форму слова. Важно это усвоить.

9

Ответы к упражнению 9, с. 29 — 30

9. Прочитай, изменив слова в скобках по смыслу. Читай так, чтобы первая строчка рифмовалась со второй, а третья — с четвёртой.

МАК

Прибежали две собаки
Посмотреть на поле маки.
Но увидели подружки
Лишь на ножках погремушки.

(М. Дружинина)

Ты изменял(а) слова по числам? А почему? Что тебе подсказывало форму слов?

Так, если в первой строчке стишка говорится «побежали две…», то, конечно же, «собакИ», а требование рифмы, в свою очередь, диктует форму слова, завершающего вторую строчку: «посмотреть на поле макИ».

То же самое с третьей и четвертой строчками. Если в третьей строчке говорится «увидели подружкИ », то в четвёртой — «лишь на ножк… погремушкИ ». Форма слова ножка выясняется опять-таки из контекста: если «погремушкИ», то, конечно, «на ножкАХ», а не «на ножкЕ».

Те два вопроса, которые заданы после упражнения, требуют вот такой подробной работы, которую мы сейчас произвели. Тот вывод, который «держит» Летучая Мышь, является и выводом к данным конкретным рассуждениям, и поводом ещё раз вспомнить предложения про ШЕСТ и ТЕНЬ, про ШАЛОПАЕВ, где одинаково написанное слово СТЁКЛА было то главным, то неглавным словом в предложении, а значит, имело разную форму.

В стихотворении-шутке А. Екимцева две трудности произношения: в слове Что первый звук [ш], а не [ч’]. А в слове километр надо следить за правильным ударением: ударение подсказывает рифма.

10

Ответы к упражнению 10, с. 31 — 32

10. Прочитай двустишие.

Ослик влез в чертополох.
Обезьянки ищут блох.

(Саша Чёрный)

Спиши первое предложение. Подчеркни пару главных слов.

Ослик влез в чертополох.

Какое же слово из двух главных командует формой слова в чертополох?
Сравни:
Ослик в чертополох.
Влез в чертополох.
В каком сочетании слов есть смысл?
Можешь ли ты задать вопрос от слова ослик к форме слова в чертополох?
А от слова влез к форме слова в чертополох?

Уточни значение слова чертополох в Толковом словаре.

Шуточная картинка к уроку изображает одних и тех же обезьянок. В левой части картинки непонятно, что они делают. Они либо сидят, либо что-то рассматривают, либо что-то ищут, но не ясно, что же именно. («Обезьянки ищут».) А вот в правой стороне картинки обезьянки ищут именно блох. По этой картинке можно составить вполне конкретное предложение, в котором есть не только главные члены, но и словосочетание «обезьянки ищут блох». Переносный смысл картинки в том, что словосочетания придают предложению конкретность, снабжают его подробностями.

Обнаружение словосочетаний в предложении — гарантия понимания его структуры и системы смысловых связей. Словосочетания ищут в предложении путём нескольких шагов: 1) сначала выделяются главные слова: Ослик влез в чертополох; 2) потом предпринимается попытка найти, от какого слова зависит оставшееся неглавным слово Чертополох.

Мы обнаруживаем, в каком именно сочетании слов есть смысл и приходим к выводу, что это сочетание слов влез в чертополох. Мы узнаём, что именно такое сочетание слов и является словосочетанием. Определение словосочетания звучит так: «Два слова, связанные по смыслу (не считая слов-помощников), называются словосочетанием И при этом одно из слов командует другим. От слова-командира можно задать вопрос к слову-солдату».

Спиши предложение.

Обезьянки ищут блох.

Подчеркни пару главных слов.
Найди словосочетание. Какое слово в нём командует? Какой вопрос ты от него задашь?

Ищут (кого? что?) блох. Командует слово ищут.

11

Ответы к упражнению 11, с. 33

11. Прочитай ещё одно двустишие Саши Чёрного.

Норка ловит рыб в волне.
Носорог храпит во сне.

Найди ОСНОВУ в каждом предложении. Запиши первое предложение. Подчеркни главные слова. Сможешь определить словосочетания? Назови их.

Миша нашёл такие словосочетания: ловит (кого?) рыб; рыб (где?) в волне.
Маша определила словосочетания по-другому: ловит (кого?) рыб; ловит (где?) в волне.
Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки.

Права Маша.

12

Ответы к упражнению 12, с. 33 — 34

12. Прочитай правильно два предложения.

1. Петя увидел птичку.
2. Петя увидел сер… (-ого? -ую?) птичку.

Чем отличаются эти два предложения? Где словосочетаний больше? 

Отличаются количеством слов. Во втором словосочетаний больше:  увидел птичку, серую птичку.

Запиши второе предложение, вставив окончание в слово-название признака. Соедини стрелками слова в словосочетаниях.

Как правильно провести стрелку во втором словосочетании?

Птичку (какую?) серую.

Что тебе помогло догадаться, что это словосочетание? А ещё что?

Вопрос предполагает ответ, отсылающий к плакату Мыши на с. 32: это два слова, связанные по смыслу. Среди них есть слово-командир и зависимое слово. От слова-командира можно задать вопрос к слову-солдату. Можно заметить, что у слов подчёркнуты окончания, поскольку они как-то связаны друг с другом.

13

Ответы к упражнению 13, с. 34

13. Устно определи окончания в словах-названиях признаков.

На птичьем рынке Петя видел серого зяблика и серых тетеревов. Ещё он видел неизвестную серую птичку. Это было такое маленькое серое создание.

Почему у слова СЕРЫЙ каждый раз разное окончание? Найди все словосочетания, где есть это слово. Сначала назови слова-командиры, потом задай от них вопросы к словам-солдатам. Запиши эти словосочетания и проведи нужные стрелки.

Слово серый связано с разными словами-названиями предметов.


У слова-названия признака каждый раз меняется окончание.
Это свидетельство того, что оно всякий раз — зависимое слово, слово-солдат.

Как ты думаешь, любое слово-название признака может изменяться? А как? Приведи свой пример.

Сладкий (плод, компот),
сладкая (груша, малина, ягода),
сладкое (яблоко, желе, варенье),
сладкие (фрукты, ватрушки).

14

Ответы к упражнению 14, с. 35 — 36

14. Прочитай двустишие.

Юнга моет свой корабль.
Юра строит дирижабль.

(Саша Чёрный)

Запиши второе предложение. Подчеркни главные слова. Стрелочкой покажи словосочетание. Сделай схему предложения.

Перечитай первое предложение. Устно назови главные слова. Назови все словосочетания. Не забывай ставить вопрос от слов-командиров к словам-солдатам.

Юнга моет свой корабль.
Моет (что?) корабль,
корабль (чей?) свой.

Миша назвал такие словосочетания:
юнга (что делает?) моет;
моет (что?) корабль;
корабль (чей?) свой.

Ты соглашаешься с Мишей? Обрати внимание на подсказку Летучей Мыши.

Миша ошибся: основу предложения записал как одно из словосочетаний.
Основа предложения (юнга (что делает?) моет) не входит в число словосочетаний, поскольку в ней оба слова — главные.

Сделай схему предложения. Придумай и устно скажи своё предложение по этой схеме.

Юнга моет свой корабль.

Маша гладит Серёжиного котёнка.

Если буква заблудилась (c. 36)

Если раньше мы наблюдали, что замена буквы обозначает изменение одного звука, то сейчас задача чуть усложняется — замена буквы обозначает изменение сразу двух звуков: са[л’ут], [салат]; [пл’ущ’], [плащ’]. Важно помнить, что БУКВА — всего лишь ЗНАК, она вторична, она лишь ОБОЗНАЧАЕТ те изменения, которые произошли на ЗВУКОВОМ уровне. Важно не путать причинно-следственные связи: ЗВУК первичен — если в слове меняется ЗВУК(И), то это находит своё выражение, или обозначение, в БУКВЕ. Нельзя говорить, что изменили БУКВУ, поэтому изменился и ЗВУК. Мы в БУКВЕ лишь обозначили то, что изменили ЗВУК или ЗВУКИ. Мы сначала по-другому произнесли слово: с другими звуками, а уже потом обозначили это на письме в другом буквенном выражении! Важно понять, почему смена одной буквы может ОБОЗНАЧАТЬ, что в слове изменились сразу два звука. Это возможно потому, что буква гласного не только ОБОЗНАЧАЕТ гласный звук, но и УКАЗЫВАЕТ на характер согласного звука перед ней.

15

Ответы 7 гуру к упражнению 15, с. 37 — 39

15. Прочитай слова.

   1            2               3
дедушка девочка облако
юноша    река         поле
стол         земля       окно

Понимаешь, почему слова объединены именно в такие группы?
Какой группой слов руководит слово ОН?
Какими словами управляют слова ОНО, ОНА?

Подбери к каждому слову пару (как в образце): есть (кто? что?) — нет (кого? чего?)

Образец: ОН           ОНА       ОНО
есть        дедушка девочка облако
нет          дедушки девочки облака

Запиши оставшиеся пары слов столбиками одно под другим. Всего должно получиться три столбика — по четыре слова в каждом.
(Образец не пиши.)
Чем различаются слова в каждой паре? Подчеркни частички-окончания слов, которыми они различаются!

           ОН     ОНА     ОНО
есть юноша   река    поле
нет юноши    реки     поля
есть стол      земля   окно
нет стола      земли  окна

После того как письменная часть упражнения выполнена, мы читаем плакат Летучей Мыши, узнаём, что такое основа.

Одним и тем же словом ОСНОВА называется и пара главных слов в предложении, и главная часть слова (потому что и там и тут основа заключает в себе главное сообщение или смысл).

Обращаем внимание на то, как подчёркивается основа слова, возвращаемся к записям своих слов и подчёркиваем везде основы.

Дома подбери и запиши слова-названия предметов: 4 слова с окончанием -а, 2 слова с окончанием -е. Окончания выдели. Воспользуйся помощью Обратного словаря.

бумаг[а]       мор[е]
книг[а]          сердц[е]
парнишк[а]
дядюшк[а]

После этого мы подробно останавливаемся на выяснении того, что же такое нулевое окончание, рассматривая пример со словом стол.

16

Ответы к упражнению 16, с. 40

16. Докажи с помощью слов нет, дам, любуюсь, что у слов МОРЖ и СОМ есть окончания. Запиши эти слова на одной строчке. Под каждым из них выпиши столбиком три разные формы: (нет)… (дам)… (любуюсь)…

Морж                        Сом
нет моржа                нет сома
дам моржу               дам сому
любуюсь моржом    любуюсь сомом

У слов морж и сом в трёх предлагаемых формах есть окончания, а значит, и в исходных формах (морж, сом) тоже есть окончания — нулевые.

Прочитай двустишие. Следи за правильным произношением выделенного слова.

Вёз водитель в магазин
Много мётел и корзин.

(А. Шибаев)

Чтение вслух двустишия А. Шибаева важно для того, чтобы мы не делали одну часто встречающуюся орфоэпическую ошибку, связанную с неправильным ударением в слове магази́н.

Если буква заблудилась

Важно сравнить звуковые записи слов и обнаружить, что изменился только один звук: был мягкий звук [м’], стал твёрдый звук [ц]. Гласный звук не изменился.

17

Ответы к упражнению 17, с. 42 — 44

17. Открой Обратный словарь на букву -У. Выпиши слова-названия предметов. Эти слова пришли к нам из других языков. У всех этих слов НЕТ окончаний.

Зебу, какаду, эму, кенгуру.

Слова-иностранцы на конце могут иметь эту букву У, а также буквы О и Е : кино, пальто, метро, эскимо, кофе, кафе. Но: «Что же такое окончание? Это не просто буква на конце слова! А что это? Откройте страничку 38. Уточните, что такое окончание». Это изменяемая часть слова.

Дальше мы читаем предложения про кенгуру (с. 42). А потом снова их все перечитываем, чтобы ответить на те вопросы, которые задаёт учебник: «Где слово кенгуру стоит в единственном числе?». В первом предложении число подсказывает глагол (слово-название действия): если «завтракаЛ», то уж точно один. Что касается второго предложения, в этом предложении непонятно, в каком числе стоит это слово. На вопрос «Где это слово точно стоит во множественном числе?» отвечаем: «На это указывает окончание слова-названия признака: «маленькИХ».

Обращаем особое внимание на то, что внешний вид слова кенгуру не изменился ни при смене числа, ни при смене вопросов. Обратите внимание на вопросы и на то, как подчёркнуто в каждом предложении это слово. Вопросы — разные, подчёркнуто — по-разному, а вид слова один и тот же. Вспомнив определение окончания на с. 38, надо сказать, что у слова кенгуру нет окончания, поскольку у него просто нет изменяемой части слова: у него ничего не меняется! А вот потом мы убеждаемся в том, что хотя это слово в разных предложениях выглядит одинаково, у него всё-таки разная форма! Убедиться в этом нам помогут разные вопросы, которые задаются к этому слову, и то, что оно по-разному работает в предложении, т. е. по-разному подчёркнуто.

После этого мы читаем стишок про пони. Первый вопрос можно уточнить и так: «Что же смущает поэта?» «Поэта смущает то, что слово пони выглядит так, как будто животных несколько, а означает всего одну лошадку. (Вам необходимо будет уточнить, что именно в данном случае слово означает, что лошадка одна, но это слово может означать и то, что лошадок несколько!). В данном случае слово пони стоит в единственном числе.

Следующий вопрос направлен на то, чтобы мы поняли: в данном стихотворении речь идёт о пони-девочке, но ведь может быть и пони-мальчик! (серенькИЙ пони; пони пощипаЛ травку). Внешний вид слова всё равно не изменится. Потом мы меняем слово по числам (славнЫЕ маленькИЕ пони; пони пилИ воду). То же самое делаем, меняя вопросы к слову пони. («Я ни разу не видел (кого?) пони». Или: «Я угощу печеньем (кого?) пони». «Я дам поесть (кому?) пони».) После всех изменений слова выясняем, что у слова пони нет окончания, поскольку оно никак не меняется.

Прочитай в хрестоматии «Окружающий мир» (в Иллюстрированном словарике) описания этих животных.

Зебу — травоядное млекопитающее. Не очень крупное. Родственник коровы. На холке животного есть горб с запасом жира. Хорошо переносит жару. Разводят в жарких странах.

Какаду — большой попугай с хохолком из перьев на голове. Растительноядный. Хорошо летает. Лазает по деревьям при помощи крепкого клюва и сильных лап. Живёт на юге.

Эму — Большая птица. Не умеет летать, зато быстро бегает. Ростом с человека. Питается растениями, насекомыми, ящерицами, змеями и птицами. В нашей стране живёт в зоопарке.

Кенгуру — растительноядное млекопитающее. Ростом с человека. Хорошо прыгает. Мать донашивает детёныша в сумке на брюхе. В нашей стране живёт в зоопарке.

Сочини и запиши предложение с любым из этих слов. Покажи подчёркиванием, каким — главным или неглавным — это слово является в предложении.

Кенгуру носят детёнышей в кожаных мешках на животе.

Вечером мы смотрели фильм про страуса эму.

Разноцветные какаду перепархивали с ветки на ветку.

18

Ответы к упражнению 18, с. 44 — 45

18. Прочитай правильно.

1. (Кто?) Зебу, эму и кенгуру жили в зоопарке.

2. В зоопарке мы увидели (кого?) зебу, кенгуру и эму.

3. Служитель подошёл совсем близко (к кому?) зебу, эму и кенгуру.

4. Я рассказал маме (о ком?) о зебу, эму и кенгуру.

Докажи на примере любых двух предложений, что у слов ЗЕБУ, ЭМУ, КЕНГУРУ нет окончаний.

Первый вопрос нацеливает нас на то, что надо взять не одно, а два предложения (т. е. одно слово в двух разных формах!), чтобы доказать, что у слова нет окончания. Мы должны осознать, что это такое — «нет окончания», должны понять, что одинаковый внешний вид слов ещё не означает, что слова стоят в одной и той же форме. В первом предложении слова зебу, эму, кенгуру являются главными и отвечают на вопрос (кто?), а во втором предложении (или в третьем, четвёртом) эти слова не являются главными и отвечают на другой вопрос (кого? или: к кому? о ком?). Но внешний вид слов никак не изменился.

Докажи, что эти слова стоят в разных предложениях в РАЗНОЙ ФОРМЕ.

Хоть слова и выглядят совершенно одинаково, мы видим, что они выполняют разную работу в предложении. В первом предложении эти слова — главные. Они отвечают на вопрос (кто?), в остальных предложениях эти слова неглавные, они каждый раз отвечают на разные вопросы, они каждый раз по-разному подчёркнуты. Итак, эти слова стоят в разной форме, поскольку они отвечают на разные вопросы, выполняют разную работу (являясь то главными, то неглавными в предложении).

Запиши любое предложение из четырёх, где слова ЗЕБУ, ЭМУ, КЕНГУРУ не являются главными.

Мы можем записать любое предложение, кроме первого.

В зоопарке мы увидели (кого?) зебу, кенгуру и эму.

 Служитель подошёл совсем близко (к кому?) зебу, эму и кенгуру.

 Я рассказал маме (о ком?) о зебу, эму и кенгуру.

19

Ответы к упражнению 19, с. 45 — 47  первой части учебника за 2 класс Чуракова

19. Запиши слова в два столбика: ОН… ОНА…

Список слов: комар, лисица, капуста, медведь, степь, день.

ОН               ОНА
комар      лисица
медведь  капуста
день         степь

Есть слова-названия предметов, которыми командует слово ОНО. Это слова среднего рода. Попробуй их отыскать!

Облако

С вечера
Мама
Окно не закрыла —
Белое облако
В гости заплыло.
Ночью
Оно
Никому не мешало,
Только шуршало,
Словно дышало.

У книжного шкафа
Уткнулось в стекло,
Красное яблоко
Обволокло.
Потом
К щеке моей
Прикоснулось,
Я улыбнулась ему —
И проснулась.

Солнышко светит.
Раскрыто окно.
А облако белое?
Где же оно?

(Я. Аким)

Найди и выпиши слова-названия предметов, которыми управляет слово ОНО, то есть слова среднего рода.

Нам нужно выписать только слова-названия предметов среднего рода (слово оно не нужно выписывать):

Окн[о], облак[о], стекл[о], яблок[о], солнышк[о].

Выдели в этих словах окончания. Устно докажи, что окончания выделены правильно.

Нет (кого? чего?) окна, облака, стекла, яблока, солнышка.

В словах-названиях действий, которые связаны со словами-названиями предметов среднего рода, подчёркнуты окончания.
Сможешь доказать, что окончания выделены правильно? Начинай так: «Облако (оно) что сделало? Заплыло…»

Потом необходимо обратить внимание на окончания глаголов: мешало, шуршало, дышало, уткнулось, обволокло, прикоснулось, раскрыто.

Как доказывать, что окончания в этих словах подчёркнуты правильно? Надо сначала обратить внимание только на одно: и у слов-названий предметов, и у слов-названий действий — окончание -О. Всеми командует слово ОНО.

Вопрос: «Сможешь доказать, что окончания у слов-названий действий выделены правильно?» требует того, чтобы мы одно и то же слово ОНО применили и к словам-названиям предметов, и к словам-названиям действий: ОНО «облакО» (что сделалО?) — «заплылО», «обволоклО » и т. д.

Видно ли по этим окончаниям, что слова-названия предметов среднего рода?

Конечно, самая лучшая проверка состоит в том, чтобы вместо слова «облакО» во всех случаях мы взяли слово другого рода, например «тучА». И прошлись с этим словом по всем строчкам, заменив им слово «облакО». Получится: «белая тучА в гости заплылА, ночью она никому не мешалА, только шуршалА, словно дышалА». Таким образом, если взять другое слово, которым командует слово ОНА, а не слово ОНО, можно наблюдать, как моментально изменятся и все окончания слов-названий действий. Значит, мы сумели доказать, что окончания правильно выделены: они согласованы с окончанием слова-названия предмета. Потом ещё раз проговариваем, что по выделенным в тексте окончаниям видно, что слова (облако и окно) — среднего рода.

20

Ответы 7gy.ru к упражнению 20, с. 47

20. Сравни слова в двух столбиках.

пальто   лето
кино      окно
день      утро

Какое слово здесь лишнее? Почему? Что общего во всех остальных словах?

Лишнее слово день, им управляет слово ОН.

С помощью слов НЕТ (кого? чего?), ДАМ (кому? чему?), ЛЮБУЮСЬ (кем? чем?) докажи, что слова из одного столбика изменяются, а слова из другого — нет. Лишнее слово не учитывай.

Мы должны отметить, что все слова в обоих столбиках — слова среднего рода. Но слова в левом столбике — неизменяемые, а значит, слово целиком представляет собой основу, основу без окончания.

Письменно заполни в тетради табличку.

есть        пальто, кинолет[о], окн[о]
нет          пальто, кинолет[а], окн[а]
дам         пальто, кинолет[у], окн[у]
любуюсь пальто, кинолет[ом], окн[ом]

Выдели основы и окончания во всех формах этих слов. В каких словах есть только основы?

Слова в левом столбике (пальто, кино) целиком представляют собой основу.

21

Ответы к упражнению 21, с. 48

21. Прочитай слова.

Кино, пальто, село, метро.
Кафе, эскимо, какао, море.

Найди лишнее слово в каждой строчке.

Лишние слова, т. е. слова, которое изменяются (в отличие от оставшихся неизменяемых слов). Это слова: село и море.

А что объединяет оставшиеся слова?
Какого они рода? Есть ли у них окончания? Почему «нет»? Запиши эти слова и выдели у них основы.



Все оставшиеся слова — неизменяемые, среднего рода, у них нет окончаний, а есть одни основы.

22

Ответы к упражнению 22, с. 48

22. Запиши предложения.

Какаду сел на стол.

Мальчик любит кино.

Подчеркни основу предложения.

Докажи, что у одного из слов в каждом предложении нет окончания, а у другого — нулевое окончание. Воспользуйся помощью слов: НЕТ, ДАМ, ЛЮБУЮСЬ и запиши формы изменяемых слов — в один столбик, а формы неизменяемых слов — в другой. Выдели основы слов.

Мы должны установить, что слова стол и мальчик — изменяемые, а слова какаду и кино — нет.

Нет стола, мальчика; какаду, кино.
Дам столу, мальчику; какаду, кино.
Любуюсь столом, мальчиком; какаду, кино.

У неизменяемых слов (какаду, кино) нет окончания, у изменяемых (стол, мальчик) — нулевое окончание.
Основа слова: какаду, кино; стол, мальчик.

23

Ответы к упражнению 23, с. 48 — 49

23. Запиши два предложения.

Кенгуру смотрел в окн[о] (окна).
Кенгуру надел пальто (пальто).

Докажи, что одно из выделенных слов не изменяется, а у другого есть окончание. Для этого поставь каждое выделенное слово во множественное число и запиши его в скобках. Выдели окончания у изменяемого слова.

А теперь докажи то же самое по-другому. Воспользуйся помощью слова НЕТ:

У кенгуру нет окна и пальто.

В данном упражнении мы осуществляем различение двумя способами: с помощью слов ОДНО (оно) — ОДНИ (они), ЕСТЬ — НЕТ.

24

Ответы к упражнению 24, с. 49

24. Cпиши предложение.

Мальчик съел яблок[о] и эскимо.

Измени у выделенных слов единственное число на множественное и запиши ещё одно предложение.

Мальчик съел яблок[и] и эскимо.

У какого из выделенных слов нет окончания? (Эскимо) А у какого — оно есть? (Яблоко) Отметь основы и окончания у выделенных слов в обоих предложениях.

25

Ответы к упражнению 25, с. 49

25. Посмотри, как Миша записал стихотворение Олега Григорьева:

Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальта пошёл гулять.

В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно.

Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.

Необходимо правильно записать второе предложение, определив, что слово «пальто» — неизменяемое.

После того как мы прочтём отрывок из стихотворения А. Барто на с. 50, необходимо, проверить по словарю «Произноси правильно» произношение выделенного слова нароЧно (с. 153 во второй части учебника).

26

Ответы к упражнению 26, с. 50 — 51

26. Прочитай отрывок из стихотворения.

РОЗОВЫЕ ФЛАМИНГО

Фламинго маячили
В розовом цвете
И были похожи
На сцену в балете.

Их шеи вопросом
Склонялись к воде.
Такой красоты
Я не видел нигде.

(М. Грозовский)

В каком числе стоит слово на цветном фоне? (Во множественном)  А теперь представь, что герой-рассказчик наблюдает за одним фламинго. Прочитай текст по-другому, поставив слово на цветном фоне в форму единственного числа.

Запиши: один фламинго, много … .
Выдели основу этого слова. Одинакова ли при изменении по числам форма слова «фламинго»?

Один фламинго, много фламинго.

Слова-названия предметов связаны со словами-названиями действий.

27

Ответы к упражнению 27, с. 51

27. Устно заполни пропуски в тексте, используя слова для справки.

Наконец-то наступило лето. То утро было прохладным, хотя ярко светило солнце. Голубое небо обещало хороший день. Лишь одно большое облако напоминало о вчерашнем дожде. Решили пойти в зоопарк. Сначала шли пешком и по пути ели эскимо. Потом поехали на метро. В зоопарке все охотно наблюдали за зебу и кенгуру. Затем долго любовались птицами: фламинго, эму и какаду.

Слова для справки: небо, утро, лето, облако, солнце, метро, эскимо, фламинго, эму, какаду, зебу, кенгуру.

Запиши слова для справки в два столбика: 1) неизменяемые слова; 2) изменяемые слова.

Неизменяемые   Изменяемые
метро                   неб[о] — нет неб[а]
эскимо                  утр[о] — нет утр[а]
фламинго            лет[о] — нет лет[а]
эму                      облак[о] — нет облак[а]
какаду                  солнц[е] — нет солнц[а]
зебу
кенгуру

В словах второго столбика выдели окончания. Рядом с каждым словом из второго столбика напиши другую его форму: нет (кого? чего?) …

28

Ответы к упражнению 28, с. 52

28. Прочитай стихотворение.

СНЕГИРЬ

В окне — заснеженный пустырь.
В окне — зима с морозами.
А на рябину сел снегирь
В жилетке ярко-розовой.

Не унывает важный гость —
Зима ему не в тяготу.
Висит рябиновая гроздь —
Он любит эту ягоду.

(По М. Грозовскому)

Выпиши слова-названия предметов, выделенные жирным шрифтом, столбиком. Укажи, какого они рода. Как слова на цветном фоне помогают подтвердить, что ты правильно указал(а) род слов-названий предметов? (Глаголы) Докажи письменно, что каждое выписанное тобой слово может изменяться по числам.

пустырь — м. р., пустыри
снегирь — м. р., снегири
гость — м. р., гости
гроздь — ж. р., грозди

Найди слово «снегирь» в Словаре происхождения слов. Какое слово дало ему жизнь? Как оно помогает проверить и запомнить написание слова «снегирь»?

снегирь ← снег

29

ГДЗ к упражнению 29, с. 53 первой части учебника за 2 класс Чуракова

29. Спиши предложения, выбрав нужные окончания слов-названий действий. В скобках укажи род слов-названий предметов.

1. Дедушка (м. род) читал.
2. Мышь (ж. род) побежала.
3. Чучело (ср. род) стояло на огороде.
4. Стекло блестело на солнце.
5. Скворушка пел песню.
6. Это была шинель отца.

30

Ответы к упражнению 30, с. 53 — 55

30. Открой Обратный словарь на -Ь. Найди слова с основой на -ЛЬ. Устно по цепочке определите род каждого из этих слов.

Запиши пять слов-названий предметов мужского рода вместе с любым из предлагаемых слов-названий действий: был (, -а, -о), лежал (, -а, -о), стоял (, -а, -о).

1. стоял февраль, был рубль, был корабль, стоял журавль, был июль.

А твой сосед по парте пусть выполнит это же задание, но только со словами-названиями предметов женского рода.

2. была деталь, стояла ель, лежала шинель, стояла мебель, лежала пыль.

Если буква заблудилась (с. 53 — 54)

— Посмотрите, тут и там
БУЛКИ скачут по ветвям!
[бýлк’и] [б’элк’и]

Какие звуки поменялись со сменой буквы?
Чётко произнеси их!
Спиши двустишие с нужным словом. Подчеркни все трудные написания.

— Посмотрите, тут и там
БЕЛКИ скачут по ветвям!

При замене буквы и получении нового слова БЕЛКИ мы должны сделать вывод, что изменился не только гласный звук (был звук [у], стал звук [э]), но и согласный звук (был звук [б], стал звук [б’]).

Следующее задание (с. 54) — прочитать стишок и правильно произнести слово сквореЧники — направлено на то, чтобы мы подчинились звуковой подсказке, которая содержится в самом стихотворении (вешнее — скворе[ш]ники), затем проверили произношение слова по словарю «Произноси правильно» и только затем ещё раз обратили внимание на разницу произношения и написания слова.

Прочти стихотворные строчки.

Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок,
Птичьи домики — скворечники
Мы сколотим из досок.

(М. Высотская)

Далее рассмотрим слова мужского, женского и среднего рода в таблице на с. 54. С помощью слов он, она, оно мы должны убедиться, что слова-названия предметов в таблице — мужского, среднего и женского рода.

Отвечая на блок вопросов, который расположен между двумя подсказками Летучей Мыши, мы вновь повторяем, что именно у слов мужского рода нулевое окончание.

Снова проговариваем, что именно окончания показывают, что слова правильно объединены в группы; повторяем, что окончание — изменяемая часть слова. После этого вспоминаем, что смысл слова позволяет понять его основа и что эта часть слова не изменяется.

После этого мы вновь возвращаемся к таблице на с. 54, зачитываем в третьей колонке слова женского рода и обнаруживаем, что на конце всех этих слов буквы -А и -Я.

Выяснив это, учебник интересуется: «На какие буквы нужно открыть Обратный словарь, чтобы обнаружить слова женского рода?»

 

 

 

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)