С первого класса малыш узнает буквы, учится читать и писать, погружается в мир литературы. Чтобы полюбить чтение, узнать много интересного из мира книг, в школе введены уроки литературного чтения. Есть учебники, в которых детки читают интересные сказки и стихи, а есть и рабочие тетради, в которых ребенок будет учиться анализировать тексты, выражать свое отношение к произведениям. В них оставлены свободные строки, чтобы вписать ответы на вопросы. Но зачастую вопросы рабочей тетради ставят в тупик не только первоклассников, но и их родителей. Не беда, мы - команда 7 гуру - поможем вам разобраться в заданиях и найти правильные ответы.

ГДЗ на 7 гуру подскажет, где и что нужно вписать и как ответить на устные вопросы. Рабочая тетрадь идет в ногу с учебником, то есть темы повторяются. Обычно с учебником первоклашки работают в школе под руководством учителя, а задания в рабочей тетради задают на дом (хотя в первом классе домашние задания не должны задавать). рабочие тетради будут не только в первом классе, но дальше, все классы начальной школы, привыкайте. Давайте делать домашнюю работу вместе.

 Ответы к рабочей тетради по литературному чтению за 1 класс Бойкина, Виноградская:

С первого класса малыш узнает буквы, учится читать и писать, погружается в мир литературы. Чтобы полюбить чтение, узнать много интересного из мира книг, в школе введены уроки литературного чтения. Есть учебники, в которых детки читают интересные сказки и стихи, а есть и рабочие тетради, в которых ребенок будет учиться анализировать тексты, выражать свое отношение к произведениям. В них оставлены свободные строки, чтобы вписать ответы на вопросы. Но зачастую вопросы рабочей тетради ставят в тупик не только первоклассников, но и их родителей. Не беда, мы - команда 7 гуру - поможем вам разобраться в заданиях и найти правильные ответы.

ГДЗ на 7 гуру подскажет, где и что нужно вписать и как ответить на устные вопросы. Рабочая тетрадь идет в ногу с учебником, то есть темы повторяются. Обычно с учебником первоклашки работают в школе под руководством учителя, а задания в рабочей тетради задают на дом (хотя в первом классе домашние задания не должны задавать). рабочие тетради будут не только в первом классе, но дальше, все классы начальной школы, привыкайте. Давайте делать домашнюю работу вместе.

 Ответы к рабочей тетради по литературному чтению за 1 класс Бойкина, Виноградская:

Стр. 4-5

Стр. 4 - 5 Мне обязательно надо научиться! 

  • Допиши то, что ты ещё считаешь для себя важным.

Запоминать то, что я прочитал.
Уметь пересказать прочитанное.
Научиться читать  выразительно.

6-7

Стр. 6 - 7 Учимся читать без ошибок 

  • В словах левого столбика все буквы написаны правильно. В словах правого столбика буквы перепутались, а некоторые исчезли совсем. Постарайся исправить ошибки и расставить буквы по местам. В этом тебе помо­гут слова левого столбика.

В первом столбике мы видим слова: солнышко, прекрасный, перевернулись, а во втором видим те же слова, но перевернутые.

ПРЕЕЛИСЬУН - это слово ПЕРЕВЕРНУЛИСЬ,
ОЛНШКОЫ - это солнышко,
РЕПКРАЙЫН - это ПРЕКРАСНЫЙ.

  • В строчках с буквами спрятались целые слова. Найди их, подчеркни и прочитай.

КЛМНОПРЗИМАФЦУКМСНТО
МЧНРТОШЩЗДОАЫРАДОСТЬ

CABКЕУЧEHИКПРОГНЕРТСА
МРНОМТРМАМАЧЕКВУЦЙЫ

  • Попробуйте с другом зашифровать другие слова.

ДПОПАПАВЕПТМБЛЮМВРЯБЛОКОРДЬБЛРМИРПВКР.

  • В рассказе С. Баруздина «Улитка» часть букв отсутствует. Постарайся быстро и правильно прочитать рассказ. Будь очень внимательным, ведь разные слова могут начинаться одинаково.

Поймал я улитку, принёс домой.
- Зачем ты меня домой принёс? - спрашивает улитка.
- На улице холодно, сыро, - сказал я. - А в нашем доме тебе хорошо будет.
- А у меня свой дом есть, - сказала улитка. И уползла.

  • Соотнеси (покажи стрелками) близкие по смыслу слова в столбиках.

Повеление - Приказ
Светлица - Гостиная
Очи - Глаза
Потеха - Веселье

8-10

Стр. 8-10 Учимся правильно ставить ударение

  • Подчеркни в тексте незнакомые для тебя слова. Можешь ли ты объяснить их смысл?

Подчеркиваем слова "Глухомань", "Линь", "Мгла".

  • Найди эти слова в Толковом словаре. Прочитай словарную статью. Понятна ли она те­бе?

Слово "Глухомань" обозначает тоже самое что и слово "Глушь", а именно отдаленное место, которое находится вдали от людей.
Слово "Линь" обозначает рыбу, которая живет в реке и похожа на карпа.
Слово "Мгла" обозначает непрозрачный воздух, который заполнен пылью или туманом или сумерками. Через такой воздух видно мало и недалеко.

  • Напиши слово несколько раз. Выдели гласную, на которую падает ударение.

Глухомань, глухомань, глухомань

В слове Глухомань ударение падает на букву А.

  • Составь с этим словом предложение.

Мы с папой пошли за грибами и незаметно для себя зашли в лесную глухомань.

Учимся читать выразительно

А.Шибаев

  • Определи, какие паузы ты будешь делать...
  • Определи, какие чувства ты хотел бы выразить...

Длинные паузы в чтении. Радость. 

11-13

Стр. 11 -13 Учимся понимать текст 

  • Прочитай предложения. Подумай, какое из них может быть началом рассказа.

1, 2 и 4.

  • Дополни предложения. Составь рассказы. Запиши их.

Рассказ с предложением "Пришла осень" для 1 класса:

Пришла осень. Листья на деревьях пожелтели. Каждый день идет дождик. В лужах плавают желтые листья.

Рассказ с предложением "Однажды в лесу мы встретили лося" для 1 класса:

Однажды в лесу мы встретили лося. Лось стоял на поляне. Он увидел нас, испугался и убежал в лес. 

Рассказ с предложением "Плывёт по реке красавец-теплоход" для 1 класса:

Плывет по речке красавец-теплоход. Теплоход везет много людей. Люди стоят на палубе и улыбаются. Они счастливы.

  • Прочитай текст. Ответь на вопросы.

Что Павлик сделал с краской? Павлик взял краску в свою руку, поддержал и отдал своей сестре.
Почему Павлик не хотел рисовать?  Потому что Павлик хотел написать волшебное слово, а не нарисовать его.

  • Прочитайте текст и обсудите с другом, всё ли вам понятно. Постарайтесь исправить возможные ошибки. Догадались ли вы, какая гласная убежала?

Убежала гласная Е. Этот текст называется "Лето", а не Лото.

  • Придумайте свой рассказ о том, как вы провели лето.

Лето я провел в летнем лагере. Мы каждый день играли в игры и ходили на море. На море мы купались и плавали на надувных матрасах. Было весело. Наши вожатые нас учили плавать. В летнем лагере у меня появилось много друзей. Это было очень веселое и интересное лето.

14-15

Стр. 14 -15 Учимся придумывать рассказы 

  • Рассмотри, что изображено на рисунке. Можно ли его назвать: «Осень в парке», «На прогулке», «Осенние радости»? Придумай и запиши своё название.

Прогулка в осеннем лесу

  • Рассмотри, что изображено на рисунке. Можно ли назвать его: «На горке», «Зимние забавы», «Зимние приключения»?

Подходят  названия: "Зимние забавы" и "На горке".

  • Рассмотри внимательно рисунки. О какой сказке идёт речь? Сделай подписи к каждо­му рисунку. Восстанови последовательность событий. Расскажи сказку.

Лиса и Журавль.

В левом верхнем углу картинку можно подписать, как Лисица угощает Журавля, 2 часть сказки;
В левом нижнем углу подпись "Знакомство лисы и журавля", 1 часть сказки;
В правом верхнем углу надпись "Ссора Лисы и Журавля", 4 часть сказки;
В правом нижнем углу будет уместным подписать Лиса - плохая хозяйка", 3 часть сказки.

16-17

Стр. 16 - 17 В. Данько Загадочные буквы 

  • Объясни значение слова "загадочный". Вы бери из предложенных слова, близкие по смыслу.

Таинственная, волшебная и удивительная.

Слово "загадочный" заключается в том, что сложно понять что это за предмет или явление, то есть можно сказать что понять его с первого взгляда трудно.

  • Выбери любую букву. Посмотри внимательно, какой предмет она тебе напоминает.
  • Запиши предложение о букве.

 "К" 
Эта буква похожа на мальчика, разных животных и растения.
В этой букве спряталась кобра, краб, мальчик, котик, корень.
Много интересного можно увидеть в букве "К".

"Ц"
Эта буква похожа на цепь и цветы.
В этой букве спряталась цепочка и много красивых цветов.

"Щ".
Эта буква похожа на расческу для волос или зубную щетку.
В этой букве спряталась  расчёска.

  • Попробуй сочинить несколько стихотворных строк о букве.

С каждой буквой каждый день мы дружим,
Читаем, пишем и не тужим!

17-18

ГДЗ к стр. 17 - 18 И. Токмакова. Аля, Клякчич и буква А 

  • Обсудите с другом, мог ли Кляксич стать добрым. Что могло при этом случиться?

Допишите текст.
Кляксич решил исправиться.
Он собрал все буквы вместе.
Напротив Кляксича выстроились все буквы алфавита.
Они дрожали от страха.
«Ой, что же теперь будет!!!» - испуганно вскрикнули гласные.
Они не подозревали о задуманном поступке Кляксича.
Жирный и злой Кляксич грозно выставил ногу вперед.
Он обещал покинуть тетрадь Али и  гостить только в черновике.

19-20

Стр. 19 - 20 Саша Черный. Живая азбука 

Придумайте с другом историю про одну из букв, «оживите» её. Придумайте с другом историю про одну из букв, «оживите» её. Подумайте, что вам может понадобиться: волшебная палочка, сказочный зонтик, радужный дождик. Составьте план ваших действий.

1) Определите, с чего вы начнёте.
2) Решите, что может произойти с буквой.
3) Расскажите о её друзьях.

      Сказочная история про букву "Д".
У первоклассника Пашки не получалось красиво писать букву «Д».
Маленькая еще как-никак получалось, а большая уж вовсе выходила корявой.
Учительница и мама долго объясняли и показывали мальчику, как правильно выводить букву.
Но Паша никак не мог сделать это.
Тогда мальчик решил, что надо спросить совет у самой буквы.
Он долго думал, как заставить «Д» говорить.
И тут он вспомнил, что читал сказку, где волшебная палочка творила чудеса.
Пашка начал искать в комнате такую палочку и решил, что подойдет его ручка.
Ведь она тоже творит чудеса - из неоткуда делает слова. А значит ручка волшебная.
Паша взял ручку, произнес заклинание и буква «Д» ожила.
Она начала бегать по тетради, а затем остановилась и внимательно посмотрела на мальчика.
  - Что тебе угодно? – спросила буква.
  - Я хочу научиться тебя писать. Ты мне поможешь? – неуверенно произнес Пашка.
  - Конечно. Я помогаю всем послушным детям.
Тогда буква «Д» начала детально рассказывать и наглядно показывать, как надо ее писать.
Но Пашка продолжал делать все по-своему и буква так и не получалась.
  - Все! Не буду я учиться тебя писать. Ты мне не нужна. Обойдусь без одной буквы. Их еще много есть. – недовольно сказал Пашка.
  - Ты просто не слушаешь меня. А чтоб научиться что-то делать, надо внимательно слушать.
Ты не прав, что сможешь без меня обойдись. Вот например, куда ты идешь со школы?
  - Домой. – ответил Пашка.
  - Вот именно. А без меня этого слова не существовало бы. Куда ты записываешь расписание уроков?
  - В дневник.
  - Опять я. ДДДневник.
  - Так я же говорю эти слова, а не пишу. Говорить я умею. А писать мне тебя не надо.
  - Как это не надо? – возмущено произнесла «Д», - Ты каждый день делаешь домашнее задание.
Даже в его названии есть я. Тебе необходимо уметь меня писать. Во многих словах я есть. Невозможно написать рассказ, избегая хоть одной буквы.
  - Действительно. Ты права. Расскажи, пожалуйста, еще раз как нужно тебя писать.
И буква «Д» опять провела для Пашки наглядный урок. Мальчик уже слушал внимательно и старался все запомнить.
Это дало успех – он с первого раза красиво и каллиграфично написал букву «Д».
Теперь у него и большие, и маленькие буквы получались замечательно.
Пашка поблагодарил букву «Д», нашел в тумбочке радужный дождик и вернул «Д» к привычной жизни.
Теперь мальчик всегда внимательно слушает учительницу и у него все получается.

20-21

Стр. 20 - 21 Ф. Кривин. Почему "А" поётся, а "Б" нет

Придумайте с другом сказочную историю о гласных и согласных звуках. Выделите основную мысль, определите последовательность предложений. Рассказ о приключениях звука может начинаться так: «И вдруг однажды случилось чудо...». Составьте план вашей истории.
Выберите один из предложенных вариантов:

Вариант 1

И вдруг однажды случилось чудо.
Когда Маша учила букву «О», она громко ее затянула и звук ожил.
Он поскакал по учебнику.
Подхватил звуки [д] и [м], затем стал между ними.
Катя засмеялась и произнесла: «Дом!».
Довольный звук побежал дальше.
Он взял звук [п], пошел в гости к [л] и тоже стал между ними.
Катя хлопала в ладоши и кричала: «Пол!».
Потом звук [о] пригласил звук [е] путешествовать вместе с ним. [Е] с удовольствием согласился.
Они пошли сначала к [в] и [н], выстроились через одного, чтоб возле главного звука, стоял согласный.
Получилось [о], [в], [е],[н], и Катя шустро прочла: «Овен!».
Потом гласные собрали [р] и [л], выстроились в том же порядке и поняли, что что-то не так.
Тут показался брат [е], который тайком увязался за ним.
[Е] уступил место своему брату [ё], и восторженная Катя произнесла: «Орёл!».
Так гласные, согласные и Катя играли до вечера.
Затем девочка легла спать и уснула крепким, сладким снов.
Она была довольная, что хорошо выучила звуки.
И теперь с радостью читала их на уроке.

Главная мысль

Каждый звук особенный, и каждый из них надо знать.

План:

1) Звук [о] ожил
2) [О] ходил в гости к согласным
3) [О], [е] и [ё] начали путешествовать вместе
4) Катя выучила все звуки и спокойно легла спать

Вариант 2

На столе лежал альбомный лист с рисунком. В верхней части листа собрались согласные буквы.
- Я не понимаю, почему возле меня стоит такая же буква. ММ? Так корова мычит. Разве что Катя имела именно это в виду. – возмущалась буква «М».
- А я с братом ПП создаю. Может так машина пищит. Либо это вообще какая-то аббревиатура, – размышляла буква «П».
- Друзья, у нас ситуация похуже. БРТ. Это вообще в голове не укладывается, – в один голос закричали три буквы.
- А со мной все нормально. Я стою одна единственная, - сказала буква «Я».
Буквы посоветовались и решили, что им надо искать выход.
Ведь они не могут существовать в таких условиях.
Отправилась в разведку буква «М».
Спустя пару минут она прибежала к друзьям с криками:
- Я все поняла. И это катастрофа. Катя хочет подарить рисунок семье. Я стою над маминым изображением.
Значит «ММ» - это «МАМА». «ПП» стоит над папой, «БРТ» - над братом Колей, а «Я» - над Катей. Катя потеряла гласные буквы.
- Какой ужас! – возмутились буквы, - мы потеряли свой смысл. А как некрасиво звучим.
Тут в комнату зашла Катя. Буквы начали давать знаки.
Катя подошла к листику, полюбовалась рисунком и хотела еще раз перечитать надписи.
И вдруг девочка обнаружила, что ничего не получается.
Она вспомнила, как учила в школе правописание и поняла, что упустила важные звуки.
Она добавила на рисунок гласные, и случилось чудо.
Девочка с восторгом прочитала «МАМА», «ПАПА», «БРАТ», «Я».
Звуки произносились красиво и правильно.
Они радовались, что ошибки исправлены.
Слова звонко захлопали в ладоши и легли спать.
А Катина семья была приятно удивлена таким грамотным подарком.

Главная мысль

Если упустить хоть одну букву, слово потеряет смысл.

План:

1) Листик с рисунком
2) У букв случилась беда
3) Буква «М» пошла на разведку
4) Ошибка – отсутствие гласных звуков
5) Катя добавила гласные
6) Слова и семья радовались грамотности Кати

Почему гласные так называются?

Потому что язык не мешает воздуху выходить из горла, так как во время произношения гласных он не шевелится.

Почему согласные так называются?

Потому что они всегда находятся рядом, либо недалеко от гласных.

Почему все звуки нужны?

Благодаря звукам мы произносим слова, разговариваем.
Если убрать хоть один из них, слова потеряют свой смысл.

Определи, в какую книгу можно поместить эти рассказы.

Думаю, что эти рассказы нужно включить в книгу с названием: "Сказки про буквы".

21

Стр. 21 Г. Сапгир. Про Медведя 

Подготовь выразительное чтение стихотворения. Для этого подчеркни в тексте слова, которые помогут это сделать.

При выразительном чтении этого произведения нужно выделить подчеркиванием слова - помощники: в восторге, в удивленье и не знает.
Так можно обратить внимание слушателя на главное.

Как надо прочитать строчки?

Думаю, что строчку о-о-о нужно читать с радостной интонацией, э-э-э, скорее всего, выражает удивление, у-у-у говорит о том что становиться страшно, а ы-ы-ы можно сказать грозно.
А вот а-а-а нужно произнести ласково.

22

Стр. 22 М. Бородицкая. Разговор с пчелой 

Какая буква повторяется в словах? Под черкни. Какие слова могла бы произнести пчела?

Больше всего мы найдем в этих словах буквочку "Ж"

Почему именно эти слова говорит пчела?

Слушатель слышит жужжание пчелиных крылышек, потому что пчелка в полете размахивая своими крылышками издает звук "ж-ж-ж".

О чем можно разговаривать с пчелой?

Пчела. Желтый! Жжет! Жидкий!
Мальчик. Солнечный свет не жжет, а согревает и он не жидкий...
Пчела. Я не про солнце, а про мед из горчицы. Немного жидкий получился и жжет. Хочешь угощу тебя?
Мальчик. Спасибо. Не откажусь.

23-25

Стр. 23 - 25 С. Маршак Автобус номер двадцать шесть

Выпиши все выделенные красным цветом буквы.

Если выписать все выделенные буквы, то получится Алфавит.

Придумайте с друзьями «Азбуку цветов» или «Азбуку сказочных героев».

Образец - пример "Азбука цветов"

А – астра, абутилон, агава, агапантус, адиантум, аглаонема, азалия, акация, алоэ, альпиния, анюткины глазки;
Б – бегония, бакопа, бальзамин, бархатец, барвинок;
В – васильки, валерьяна, ветреница, вороний глаз;
Г – гвоздика, георгина, гибискус, герань, гиацинт, горянка, гузмания;
Д - диффенбахия, драцена, девичий виноград, дельфиниум.
Е - ежевика, ежеголовник.
Ж - жасмин, жимолость.
З - Звездчатка, зверобой.
И - ирис, иглица
К - каланхое, календула
Л - ландыш, лаванда
М - магнолия, мальва
Н - незабудка, настурция
О - одуванчик, орхидея
П - петуния, пеларгония
Р - ромашка, роза.
С - смолка, сирень
Т - тысячелистник, тюльпан
У - ус золотой.
Ф - фиалка, фикус.
Х - хризантема, хохлатка.
Ц - цикламен, цинния.
Ч - чубушник, чистотел
Ш - шелковица, шиповник
Щ - щавель, щучий хвост
Э - эдельвейс, эхинацея
Ю - юкка, юнона
Я - ятрышник, якобиния.

Образец - пример Азбука "Сказочных героев" >>

На какие буквы ты не вспомнил названия цветов и имена сказочных героев?

Практически на все буквы алфавита я вспомнил сказочных героев. 

Сделай общий вывод: произведения похожи тем, что у них в алфавитном порядке рассказывается о животных. К тому же в том, и в том произведении есть лиса.

Произведения отличаются друг от друга тем, что в «Живой азбуке» надо самому угадать название животного, а в «Автобусе номер двадцать шесть» они указаны автором. К тому же во первом произведении упоминается больше животных, чем во втором.

Выпиши высказывание, которое больше всего понравилось.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Смысл: лень – плохое качество и ни к чему хорошему не приводит.
Если постоянно откладывать свои дела, в итоге их вообще можешь не сделать.
Ведь никто не знает, как сложится завтрашний день.
Возможно, что просто не будет времени и возможности выполнить нужную работу.
Поэтому, когда она есть надо сразу делать, а не лениться и переносить выполнение.
К тому же, как часто бывает, можно просто забыть и получить плохие последствия.

Например:
В пятницу учительница задала много домашнего задания.
Она попросила начать его делать уже в этот день, чтоб до понедельника успеть.
Петя пришел со школы и решил, что начнет делать завтра.
В субботу мальчик забыл о домашнем задании, а когда вечером вспомнил, было лень делать.
Он решил, что сделает на следующий день.
В воскресенье, когда Петя к вечеру взялся делать уроки, он обнаружил, что заданий очень много.
Он сел делать математику и понял, что уже забыл, как решать пример, который разбирали в пятницу на уроке.
Мальчик открыл литературное чтение, прочитал произведение и понял, что уже хочет спать.
А о том, что надо было написать рассказ, он вовсе забыл.
В понедельник учительница была огорчена и недовольна поведением Пети.
Он не выполнил и половины домашнего задания.

Закончи предложения.

Не откладывай дела на завтра, потому что рискуешь их не выполнить вообще.
Ведь могут появится непредвиденные обстоятельства, что помешают это сделать либо ты можешь просто забыть.
Когда говорят старшие, то важно внимательно слушать и никогда не перебивать.
Ведь старшие всегда говорят полезные вещи, поэтому важно не упустить ни единой информации.
А если ты будешь перебивать либо «ловить гав», то покажешь свое неуважение.
Это неправильно и некрасиво.

26-29

Стр. 26 - 29 Проверим себя и оценим свои достижения 

Ты прочитал произведения первого раздела учебника. Вспомни, как он называется. Почему это название сказочное? Обоснуй своё мнение.

«Жили-были буквы» является сказочным названием, так как в реальности нет понятия о жизни букв. То есть название их одушевляет.

Как можно по-другому назвать этот раздел? Придумай несколько вариантов. Напри­мер, «В волшебной стране букв».

«В гостях у букв», «Магия букв», «Путешествие в буквенную страну», «Волшебные возможности букв», «Житие букв», «Путешествия букв», «В полете буквенных фантазий», «А ну-ка буквы».

Напиши, как называется твоё любимое произведение о буквах.

Мне нравятся два стихотворения о буквах. Это произведение Бориса Заходера под названием "Буква Я" и сказка Г. Юдина "Почему А первая".

Запиши, чему ты еще научился.

Делать паузы, читать с правильной интонацией, сравнивать произведения, подбирать к определенной букве названия цветов и сказочных героев, придумывать рассказы о буквах, определять смысл высказываний, внимательно слушать и не перебивать.

Научился ли ты работать в паре?

На этот вопрос стоит ответить самостоятельно в соответствии со своими навыками работы в паре.

Рассмотри рисунки. Как ведут себя дети? Составь два небольших рассказа.

Рассказ к рисунку 1.

Учительница дала классу самостоятельное задание.
Когда она ненадолго вышла, мальчики начали баловаться, кидаться бумажками, громко выкрикивать и смеяться.
Этим они мешали всему классу, а больше всего – девочкам, что сидели по соседству.
Одноклассницы вежливо просили ребят успокоиться, но те их не слушали.
Учительница зашла в класс и увидела беспредел: стоял шум и везде были разбросаны бумажки.
Она попросила мальчиков показать, что они успели сделать из ее задания.
А у них были лишь пустые листики. В итоге мальчики получили испорченное настроение и запись в дневнике: «Прошу родителей явиться в школу».

Рассказ по рисунку 2.

Учительница дала детям самостоятельную работу: надо было обсудить с другом пройденный материал и записать диалог.
Дав задание, она ненадолго вышла.
Мальчики сразу приступили к работе.
Каждый из них внимательно, не перебивая, выслушал мнения и позиции друг друга.
Затем они записали изложенную информацию и сложили диалог.
Когда учительница вернулась, задание уже было выполнено.
В итоге старательные мальчики получили словесную похвалу и запись в дневнике: «Молодец! Внимательный и грамотный ученик!».

Вырванный лист. В. Осеева

Понял ли ты, в чём смысл рассказа?

Думаю, что основная мысль этого рассказа можно выразить русской народной пословицей "На воре шапка горит", конечно, не в прямом, а в переносном смысле.
В данном случае излишняя суета и волнение Кости показало то, что мальчик виноват в исчезновении тетрадного листа.

Как сумел Дима исправить ситуацию?

Дима по поведению Кости сразу понял, что это именно он испортил его тетрадь.
Он видел, что одноклассник разволновался и хлопнул его по плечу, чтоб таким способом успокоить.

Как ты думаешь, такой поступок укрепляет дружбу?

Я думаю, что такой поступок Димы укрепляет дружбу.
Он не стал держать зла, а сразу решил успокоить «виновника» испорченной тетради.

Как ты относишься к поступку Кости? Запиши.

А к поступку Кости я отношусь негативно. Нельзя брать чужие вещи, а тем более их портить.
К тому же, Костя начал врать и придумывать всякие небылицы.
Хорошо, что он хоть в конце не продолжал стоять на своем, а осознал ошибку и предложил Диме новую тетрадь.

30-38

Стр. 30 - 38 Сказки, загадки, небылицы

Русская народная сказка. Курочка Ряба

  • Соотнеси рисунки и текст на с. 31 учебника. Восстанови последовательность событий сказки. Расскажи сказку. О чём можно было бы рассказать дальше?

Расставляем цифры по порядку.

Продолжение:

И выполнила Курочка Ряба свое обещание: снесла целых два больших, красивых яйца. Одно простое, а второе золотое. С одного дед с бабой приготовили сытную, вкусную яичницу. Второе, то что было золотым, дали Курочке Рябе высиживать. Вылупился из яйца золотой цыпленок. Когда он вырос, то тоже нес по два яйца: простое и золотое. Простые старики оставляли себе, а золотые раздавали беднякам.
И перестали люди бедовать. Все они были благодарны деду и бабе, что те спасли их от голода и холода.

Е. Чарушин. Теремок

  • Кому из героев сказки принадлежат слова?

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок.

Мышка

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка - квакушка

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Заяц

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Кто, кто в теремочке живёт?

Лисичка - сестричка

Русская народная сказка. Рукавичка

  • Сравни русскую народную сказку "Рукавичка" и сказку Е.Чарушина "Теремок". Сделай выводы.

Сказки похожи тем, что в них разные животные начали жить вместе. В них есть мышка, лягушка, заяц, лиса и волк.
Сказки различаются количеством героев. Разный конец: теремок медведь раздавил, а рукавичку дед нашел, и зверям пришлось разбежаться.

Рукавичка, герои: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, кабан, медведь, собачка, старик.
             События: Потеря рукавички, рукавичку нашла мышка и стала жить, приходили звери и селились в рукавичке, дед нашел рукавичку.
             Конец: потеря дома.

Теремок, герои: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк.
             События: нахождение мышкой дома, знакомство зверей.
             Конец: медведь раздавил теремок и звери разбежались.

Загадки

  • Сделай свой сборник загадок. Определи тему (о природе, о животных, о растениях). Напиши название. Реши, на какую тему ты будешь выбирать загадки.

Пример темы: "Загадки о животных".
Сборник загадок в виде книги с иллюстрациями животных.

  • Угадай, о ком идет речь.

лиса
ёж
енот
кот
ёж или уж

  • Сочини загадку, используя план.

Пример загадки о животном для сборника "Загадки о животных":

Он огромный царь зверей, он пугает всех людей. Жалости не знает. (Лев)

Как выучить стихотворение

  • Прочитай песенку. Представь картины, которые ты увидел, читая произведение.

Человек зазывает весну. Весна разбудит землю, согреет ее солнышком. Год будет урожайным.

  • Заполни пропуски.

Переписываем стихотворение.

Небылицы

  • Прочитай небылицу. Подчеркни то, чего не может быть.

Васька-кот читал газету.

Учимся сочинять небылицы

  • Придумай с другом свою небылицу.

Зима. На деревьях растут синие снежинки.
С неба падают конфеты.
Ребята лепят из них конфетную бабу.
Потом они бегут на горку и летают на санках.
Какой чудесный зимний день!

38-39

Стр. 38 - 39 Проверим себя и оценим свои достижения 

  • Каковы отличительные особенности сказки, небылицы, загадки?

В сказках животные могут разговаривать между собой как люди.
Небылицы рассказывают о событиях, которые не могу произойти в реальной жизни. Все происходит  наоборот.
Особенности загадок состоит в том, что в ней описывается предмет, но не называется.

  • Как найти значение непонятного слова?

Посмотреть в толковом словаре.

  • Соотнеси название произведения и автора.

Евгений Чарушин - сказка "Теремок"
Ирина Токмакова автор стихотворения "Ручей".
Автор сказки "Гусь и Журавль" Константин Ушинский.

  • Закончи предложение так, чтобы оно стало небылицей.

По небу плывут зелёные крокодилы.
По лесу скачут кипящие чайники.
По траве бегут батоны хлеба.

40-42

Стр. 40 - 42 Апрель, апрель! Звенит капель! 

Выпиши названия произведений, которые ты прочитал в этом разделе. Назови их авторов.

Весна, Подснежники, Апрель, Ручей.

Авторы: Аполлон Майков, Тимофей Белозеров, Самуил Маршак, Ирина Токмакова.

  • Какие книги можно ещё поставить на выставку? Уточни тему выставки:

Выставка книг о весне.
Книги: "Весна в лесу" И. Соколов - Микитов, "Еня и Еля. Весенние истории" А. Гончаровой, "Весенние сказки" Марины Аромштам, "Как растут овощи" Герды Мюллер.

Переполох. А. Шибаев

  • Подчеркни те слова, которые помогают услышать грачиный крик.

Нужно подчеркнуть "кра", "бра""гра" и "ра"

  • Какой звук повторяется? Трудно ли его было произносить? Потренируйся.

Звук "р".

Е. Трутнева. Когда это бывает?

  • Напиши отгадки.

1) Весна
2) Лето

  • Продолжи сравнения.

Льдинки, как кружева; кристаллы; чистые слезы; алмазы; стекло.
Луг, как ситцевый платок; ковер зелени, морская гладь.

  • Допиши предложения.

Летом на лугу можно наблюдать удивительную картину. Он похож на многоцветный ковер. Над лугом летают много разноцветных бабочек, похожих на сказочных фей.

  • Прочитай стихотворение на с. 70 учебника.
  • Придумай свой рассказ о весне, используя опорные слова.

Пришла весна. Пригрело солнышко. Тают снега и льдинки. Весело журчат ручейки. Прилетели перелётные птицы. Теперь они звонко кричат, радуясь весенней поре. Гуляет легкий, приятный ветерок. Приятно наблюдать за весенней природой. Сразу появляется радостное настроение и на душе становится тепло.

43-44

ГДЗ к стр. 43 - 44 Составляем Азбуку загадок 

  • Сделайте с другом книгу загадок. Расположите загадки по алфавиту. Нарисуйте отгадки.
    Сделайте обложку. Напишите название. Например, «Загадки о животных».

   Можно подготовить книгу загадок в виде альбома с загадками по алфавиту, а также нарисовать рядом с загадкой отгадку цветными карандашами или фломастерами.
   На обложке такой самостоятельно изготовленной книги можно написать "Азбука загадок о животных" и указать свою фамилию, имя, а также класс и школу.
   В разделе "Авторы" можно указать маму, папу, бабушку или дедушку, которые помогали вам справиться с заданием.

  • Отгадайте загадки. Напишите отгадки.

1) Козел
2) Собака
3) Кошка
4) Заяц и лиса
5) Ёж

45

Стр. 45 Проверим себя и оценим свои достижения 

  • Запиши название понравившегося стихо­творения и фамилию поэта.

"Травка зеленеет, солнышко блестит..." А.Плещеев.

  • О чём рассказывается в стихотворении, которое тебе понравилось?

О природе, о временах года.

  • Какое настроение создаёт стихотворение?

радостное.

46

Стр. 46 И в шутку и всерьез. Второе полугодие учебного года.

  • Как ты понимаешь смысл слов шутить, подшучивать, обманывать? Является ли слово насмешка родственным этим словам или какому-то одному слову?

Шутить – рассказывать смешную историю, шутку.
Обманывать – это говорить неправду.
Подшучивать – шутить над человеком.
Насмешку можно соотнести со словом «шутить». Но в таком случае шутка уже не будет веселой, а начнет обижать собеседника.

  • Обсудите с другом: обманывать и врать — это одно и то же?

Обманывать и врать – это очень близкие по своему смыслу слова. И одно, и другое значит говорить неправду, искажать правду. Слово «врать» является более грубым.

  • Замени слова близкими по смыслу.

Шутить - дурачиться, смешить, забавляться.
Обманывать - мошенничать, вводить в заблуждение, говорить не правду.

Переменка

   Поиграем в игру «Забавные превращения», которая придумана замечательным писателем и талантливым математиком Л. Кэрроллом. Его фантастическая повесть - сказка про Алису в Стране Чудес известна всем.
   Правила игры просты: от начального слова игроки должны прийти к конечному слову, изменяя по одной букве.

Рак — раД — Сад — Лад — лЁд — леВ

Мука - Рука - рЕка - Щека - щУка - Бука

47

Стр. 47 Г. Кружков РРРЫ! 

  • Кто является героем стихотворения? Запиши.

Лев.

  • С какой интонацией надо произносить слова льва и какаду? Выбери правильный ответ:

Лев - радостно.
Какаду заинтересовано и удивленно.

  • Разыграйте с другом, как в театре, диалог льва и какаду.

Пример диалога льва и какаду для 1 класса:

- Привет лев!
- Привет какаду!
- Лев! почему ты сегодня не рычишь и не пугаешь зверей?
- У меня сегодня день рождения. Я хочу пригласить гостей. Если я на гостей буду рычать, они ко мне придут.
- Вот оно что - сказали какаду - А можно мы тоже к тебе придем на день рождения?
- Конечно - ответил лев - Приходите! У меня есть угощение для всех зверей и птиц.
- Какой ты хороший лев! - похвалили льва какаду - мы всем джунглям расскажем, что лев стал добрым и к тебе придет много гостей на день рожденья!

47-48

Ответы к стр. 47 - 48 Н. Артюхова Саша - дразнилка 

  • Запиши, кто является героем произведения.

Саша, Лялька, мама и папа.

  • Какой совет дал папа Ляле?

Не дразниться, когда ее дразнит брат Саша.

  • Обсудите с другом, какой совет могли бы дать Ляле вы.

Не дразниться, когда тебя пытаются подразнить.

Дело все в том, что задача всех дразнилок уязвить собеседника и выставить в смешном свете перед другими. Если научиться отговариваться от таких слов, то обидчикам станет неинтересно, и они отстанут. Главное только не отвечать слезами, гневом или злостью. Обидчик тогда поймет, что он достиг своей цели и станет еще больше дразниться.

  • Как ты общаешься с другом, какие слова ты ему говоришь?

Привет! Как твои дела? У тебя все получится! Ты мой лучший друг!

И. Токмакова. Разговор Лютика и Жучка стр 48

  • Определи, какое настроение создаёт стихотворение. Что ты чувствуешь? Выбери правильный ответ:

радость

Но здесь также можно обвести простым карандашом "удивление", так как Жучок удивлен поведением Лютика.

  • Каким голосом ты будешь читать слова Лютика и Жучка?

Речь Жучка я буду читать с удивлением, а Лютика со смехом, потому что ему щекотно.

  • Придумай похожий диалог между комаром и лягушкой.

- Лягушка - подружка, ты чего хохочешь?
- Милый комарик, так ты меня лапками щекочешь, мой язычок так щекочешь, что и не захочешь, а захохочешь.

49

Стр. 49 И. Пивоварова. Кулинаки-пулинаки 

  • Какие слова можно составить из букв слов кулинаки - пулинаки?

Пули, пин, план, кулик, клик, клип, пика, лук, палка, улика, кулик, акула, луна, лупа, калина, ник, кулак, клан.

  • Подумай, стихотворение И. Пивоваровой — это:

небылица.

Ведь только в небылицах могут громко тикать собаки и гавкать носы, а также чижики могут чистить часы.
Но иногда такие произведения называют потешками - короткими стишками для маленьких детей.
В потешках слова стихотворения сопровождаются действиями или жестами, которые ребенок должен повторить. Например, как ладушки. В данном случае повторить действие - ходить задом наперед.

49-50

Стр. 49 - 51 К. Чуковский. Телефон 

  • Кому из героев принадлежат слова?

1) Зайчатки
2) Мартышки
3) Цапли
4) Газели
5) Бегемот

  • Разыграйте с другом текст в лицах. Как надо прочитать слова героев (реплики)? Напишите.

Автор.

Но только я лёг — Звонок!
Кто говорит?
(устало)

— Носорог.

(взволнованно)

— Что такое?

(вопросительно)

— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!

(взволнованно)

— В чём дело?

(вопросительно)

— Спасите!

(взволнованно)

— Кого?

(вопросительно)

— Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото...

(расстроено, взволновано)

Пояснение от 7 гуру: Когда зазвонил телефон, автор спал, поэтому ответ нужно читать усталым голосом. По мере разговора автор понимает, что случилась беда и интонация с уставшей меняется на вопросительную. Автор хочет понять, что случилось у животных и задает вопросы.
   Реплики Носорога нужно читать взволнованным голосом. Герой произведения сообщает о проблеме, которая его волнует. Но кроме этого, в конце диалога стоит поменять интонацию с взволнованной на расстроенную, так как носорог сообщил о том, что его на самом деле беспокоит и расстраивает.

52

Стр. 52 Проверим себя и оценим свои достижения 

  • Напиши название одного из юмористических произведений, которые ты прочитал в этом разделе.

"Мы играли в хохотушки", "РРРЫ!", "Федотка" , "Привет", "Стук", "Разговор Лютика и Жучка", "Кулинаки - пулинаки", "Телефон" , "Волк" , "Саша - дразнилка".

  • Объясни, почему это произведение является юмористическим.
  • Дополни предложение.

(По рассказу «Саша-дразнилка»)
Это произведение юмористическое, потому что в его основе лежит смешная история. Забавно наблюдать, как Ляля ловко находит ответы для шуточек Саши.

(по стихотворению "Мы играли в хохотушки")
Потому что дети рассказывают о веселой игре "хохотушки", где игроком нужно друг друга пересмеяться. Поэтому герои стихотворения находят любые поводы пошутить и посмеяться.

(по стихотворению "Разговор Лютика и Жучка")
Потому что смешно читать о том, как Жучок щекочет своими усиками цветочек Лютика, а он хохочет.

(по стихотворению "Кулинаки - пулинаки")
Потому, что очень смешно в первую очередь от самого слова кулинаки - пулинаки , ну а также от того что в стихотворении громко тикают носы и тихо гавкают носы.

(по стихотворению "Телефон")
Потому что в нем в смешной форме описываются надуманные проблемы животных о перчатках, галошах и прочей неважной дребедени.

53

ГДЗ к стр. 53 Я и мои друзья 

  • Составьте с другом выставку книг. Уточните тему.

Книги о дружбе.

  • Уточните, с какими поизведениями вы познакомились в этом разделе.

"Лучший друг", "Подарок", "Кто первый?", "Бараны", "Совет", "В магазине игрушек", "Если дружбой дорожить...", "Вежливый ослик"и "Моя родня".

  • Какой книгой можно дополнить выставку?

 "Денискины рассказы",  "Приключение Незнайки и его друзей".

  • Объясни смысл пословиц о дружбе.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Если иметь настоящего, верного друга, то жизнь становится намного проще. Ведь такой человек всегда поддержит и поможет в трудную минуту. Тем более, вместе выполнять какую-то работу намного легче, быстрее, а в итоге, получается лучше и качественнее.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Крепкая, настоящая дружба устоит перед любыми преградами. Никакие ссоры, недомолвки, обиды, сплетни не способны ее разрушить.

С хорошим другом горы свернешь, с плохим горя хлебнешь. Хороший друг – это настоящий, верный друг, который поможет в любом деле. Вместе с ним можно преодолеть любые преграды. Плохой друг – это вовсе не друг. Таким может быть просто знакомый человек. На него нельзя положиться, ведь он может только создать проблемы, которые придется решать тебе. Сам же ничем не поможет. Друг – это воплощение верности, преданности, настоящей дружеской любви и заботы.

Старый друг лучше новых двух. Дружба, проверенная годами – самая лучшая дружба. Ведь, в таком случае, ты уверен в своем друге, точно знаешь, что он никогда не подведет, не соврет и не навредит тебе. За многие годы друзья проходят разные испытания, что укрепляет дружбу и придает уверенности друг в друге. А в новых друзьях нельзя быть полностью уверенным. Ведь ты не знаешь, как они себя поведут в той, или иной ситуации. Не всегда люди являются такими, какими кажутся на первый взгляд. Ты можешь надеяться на них, а они окажутся неверными и несерьезными. То есть, на самом деле будут вовсе не друзьями. Поэтому дружба требует проверки временем.

54

Ответы к стр. 54 Ю. Ермолаев. Лучший друг 

  • Кого можно назвать лучшим другом? Выбери правильный ответ:

1) кто всегда улыбается;
2) кто даёт списывать на уроке;
3) кто поможет в трудную минуту;
4) с кем вместе живёшь.

Также можно добавить что друг - это человек, с которым делишь не только свои проблемы, но и счастливые моменты в жизни. С другом вместе гуляешь, делишься своими секретами, игрушками и мыслями. Друг - это человек, который разделяет твои интересы.

  • Какие качества ты ценишь в своём лучшем друге? Продолжи.

Смелость, доброту, верность, юмор, надежность, преданность, честность, умение поддержать и поделиться.

54-55

Ответы к стр. 54 - 55 В. Орлов. Кто первый? 

  • Прочитайте с другом стихотворение по ролям. Определите, кто с какой интонацией будет читать. Запишите.

Кто кого обидел первый? Строго
Он меня! С обидой
Нет, он меня! Возмущенно
Кто кого ударил первый? Строго
Он меня! С обидой
Нет, он меня! С обидой
Вы же раньше так дружили! Удивленно
Я дружил! Радостно
И я дружил! Радостно
Что же вы не поделили? Удивленно
Я забыл! Радостно
И я забыл! Радостно

  • Придумайте с другом диалог на тему «Давай помиримся». Запиши его.

Выберите один из вариантов ответа:

Вариант 1

- Катя, извини, что я дернул тебя за косичку. Я хотел просто пошутить.
- А ты больше так не будешь?
- Не буду. Давай помиримся.
- Хорошо, мир!

Вариант 2

- Саша, извини меня. Я перепутал твою ручку со своей. Я не со зла забрал ее.
- Ладно, я тебе верю. Ты никогда меня не обманывал.
- Мир?
- Конечно, мир. Пойдем играть.

55-56

ГДЗ к стр. 55 - 56 Как придумать рассказ о маме и папе? 

  • Расскажи, как зовут твоих родителей.

Пример заполнения рабочей тетради:

Моих родителей зовут Мария Ивановна и Петр Петрович.

  • Кем они работают?

Моя мама работает парикмахером, а папа программист.

  • Какое у них любимое занятие?

Моим родителям нравится путешествовать.

Вместе мы любим, ходить в лес по грибы и ягоды, отдыхать на природе.

Я очень люблю рисовать, лепить, гулять с друзьями.

  • Фотография нашей семьи.

Здесь строит вклеить фотографию всей семьи: маму, папу, детей и бабушек с дедушками.

57

ГДЗ к стр. 57 Проверим себя и оценим свои достижения 

  • Какие рассказы из раздела «Я и мои друзья» тебе больше всего понравились? Напиши.

 "Лучший друг" Юрия Ермолаева, стихотворение Сергея Михалкова "Бараны" и "Если дружбой дорожить..." Владимира Орлова.

  • Напиши пословицу о дружбе, которую ты запомнил.

Новых друзей нажива, а старых не теряй.

  • Подчеркни слова, которые соответствуют твоим представлениям о дружбе.

Помогают друг другу, иногда ссорятся, имеют общие интересы, помогают маме, внимательны друг к другу, готовы прийти на помощь в трудную минуту; думают только о себе; часто обижаются; жадничают.

58

Ответы к стр. 58 О братьях наших меньших 

  • Какие произведения о животных ты прочитал в этом году?

Выберите из списка то, что прочитали:

1) Стихотворение "Про Медведя" Р. Сапгир;
2) "Разговор с пчелой" М. Бородицкая;
3) "Кто так кричит", "Живая азбука" И. Гамазкова;
4) "Автобус номер двадцать шесть" С. Маршак;
5) "Теремок". Е. Чарушин";
6) русская народная сказка "Рукавичка";
7) "Рифмы матушки гусыни";
8) "Гусь и журавль", "Ворон и сорока" К. Ушинский,
9) "Зайцы и лягушки" Л. Толстой,
10) "Волк" Я. Тайц;
11) "РРРЫ!" Г. Кружков;
12) "Разговор Лютика и Жучка" И. Токмакова
13) "Телефон" К. Чуковский;
14) "Помощник", "Сердитый дог Буль" М. "Пляцковский;
15) "Бараны" С. Михалков;
16) "Вежливый ослик" И. Пивоварова,
17) "Трезор" С. Михалков";
18) "Собака яростно лаяла" В. Осеева;
19) "Цап Царапыч" М. Пляцковский;
20) "Лягушата" В. Берестов;
21) "Храбрый еж" Д. Хармс;
22) "Лисица и еж" Н. Сладков;
23) "Гнездо" С. Аксаков.

  • На выставке представлены книги:

Рассказ Виталия Бианки "Лис и мышонок"
Рассказ Михаила Пришвина "Глоток молока"
Стихотворения Самуила Маршака "Детский сад" о различных животных.

  • Определи тему выставки:

Произведения русских писателей о животных.

  • Какие ещё книги можно поставить на эту выставку? Напиши.

К. Ушинский "Гусь и журавль", "Ворон и сорока"; М. Пляцковский "Цап Царапыч", "Сердитый дог Буль", "Храбрый еж" Д. Хармс.

59

ГДЗ к стр. 59 С. Михалков. Трезор 

  • Читай целыми словами, убыстряя темп чтения. Подчеркни слова, в которых сделал ошибки.

Взаперти, заперли, без присмотра, без надзора, перепортил, разорвал, выдрал, уволок, отыскал, захлебнулся, улёгся, мочалка.

  • Какие слова наиболее точно описывают щенка? Подчеркни.

Весёлый, добрый, ласковый, баловник, шалун, хулиган, злой.

  • Обсудите с другом. Почему щенка плохо оставлять одного в квартире?

Щенок боится остаться дома один.
Щенку скучно дома одному.
Щенку нужен друг.
Щенок любит хулиганить.

  • Придумайте с другом небольшой рассказ. Начните его так:
    Мы ушли в школу, а маленький Тошка...

остался дома один. Мы заперли его в кухне, положили ему еды и налили воды. Когда мы вернулись, Тошка нам очень обрадовался.

60

Стр. 60 И. Токмакова. Купите собаку 

  • Определи, в каком значении употребляется слово новосёл в этом стихотворении. Отметь правильный ответ:

Новосел - это тот, кто въезжает в новую квартиру или новый дом.

  • Что чувствует мальчик — герой стихотворения Ирины Петровны Токмаковой? Подчеркни правильный ответ.

Желание иметь щенка.

60-61

ГДЗ к стр. 60 - 61 М. Пляцковский. Цап Царапыч 

  • Восстанови слова.

Царапыч, квартирный, неспроста.

  • Выпиши из текста слова, которые помогут тебе составить рассказ о коте.

квартирный жилец, смирный и большой, кот, хвост.

Нашего кота зовут Цап-Царапыч.
Он жилец квартирный, кот большой и смирный.
Мы любим нашего кота!

61-62

Ответы к стр. 61 - 62 Г. Сапгир. Кошка 

  • Подготовься выразительно читать стихотворение.
  • Определи, с какой интонацией надо читать слова автора. Отметь правильный ответ:

V с восклицательной интонацией, радостно.

Сравни тексты из энциклопедии и стихотворений М. Пляцковского, Г. Сапгира. Определи, что в них общего и чем они различаются.

В этих текстах рассказывается о кошках. В стихе Пляцковского рассказ о домашнем коте, в стихотворении Сапгира диалог с кошкой, а в энциклопедии информация о семействе кошачьих. Различия в том, как авторы относятся к героям текстов.

 

Стихотворения Сапгира и Пляцковского - художественные тексты, ведь в них автор сочувствует герою, переживает за него.
Текст о кошках - познавательный, в нем автор информирует нас о разных породах кошек.

62

Страница 62 Проверим себя и оценим свои достижения 

В этом учебном году я научился.

1) Четко и правильно произносить все звуки.
2) Читать грамотно, не допуская ошибок.
3) Правильно ставить ударения в словах.
4) Читать с выражением, интонацией, делая паузы в нужных местах.
5) Понимать текст, его главную мысль, делать для себя выводы.
6) Придумывать рассказы на различные темы.
7) Сравнивать произведения.
8) Придумывать сказки, загадки.
9) Объяснять смысл выражений и пословиц.
10) Работать в паре и ценить общие усилия.
11) Составлять план.
12) Пересказывать небольшие произведения.
13) Определять настроение автора.
14) Мне очень понравился предмет литературное чтение.

63-65

Стр. 63 - 65 Итоговая контрольная работа 

  • Начни читать текст шёпотом. Через минуту сделай отметку карандашом в том месте, до которого дочитал.

Для внимательного чтения следует заранее подготовить простой карандаш для отметок на полях рабочей тетради.

  • Сколько времени тебе понадобилось, что бы дочитать текст до конца?

3 минуты.

  • Ты прочитал:

сказку

  • Озаглавь текст. Выбери название из предложенных или придумай сам.

Медведь и бурундук

Также этому произведение можно было бы дать название"Медвежья ласка" или " Почему у бурундука на спинке пять черных полос".

  • Определи главную мысль произведения. Отметь правильный ответ:

V откуда у бурундука полоски на спине.

  • Подумай, действительно ли медведь и бурундук – друзья. Обоснуй свое мнение.

Нет, медведь с бурундучком вовсе не были друзьями. Когда бурундук собирал еду, медведь не помогал.

 

  • Объясни значение слова попотчевал. Отметь правильный ответ:

V накормил.

  • Определи, в какой сборник может войти это произведение.

Народные сказки

66-67

Приложение. Как работать со звуком "С" стр. 66 - 67

  • Придумай слова, которые начинались или заканчивались бы на эти слоги. Сколько слов получилось? Сколько времени тебе понадобилось?

Са – сапоги, самокат, сад, сарай, сало, салон, сауна, самка, салями, сакура; коса, оса, роса, колбаса, крыса, лиса, актриса, завеса, терраса, чудеса, клякса, колеса, небеса, полоса, рельса, пресса.

Со – солнце, собор, сон, совет, сова, сода, сода, сосиска, сок; мясо, колесо, просо.

Сы – сыр, сыпь, сын, сырник, сытный, сырость, сыпать; асы, кляксы, носы, лисы, русы, расы, террасы, чипсы, цитрусы, насосы, полосы, ярусы, часы.

Су – сушка, сумка, сундук, суп, супер, суд, суши, сухой, суша, суфле, судак, сучек, судно, сувенир, судьба, суеверие, сугроб; осу, лису, колбасу, кляксу, конкурсу, актрису, трассу.

Си – синий, сирень, ситро, сироп, сидячий, сирота; попроси, такси, пепси, спаси, принеси.

Сэ – сэр, сэкономить.

Се – сегодня, сейчас, сеть, серый, секунда, сестра, сети, сессия, сени, сердце, семь, семена; шоссе, вовсе, эссе.

  • Поиграйте с другом в игру «Кто больше назовёт слов» с С в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Слова с буквой "С" в начале слова: сон, снег, солнце, серебро, саранча, сухарь, свинья.

Слова с буквой "с" в середине слова: масло, каска, оса, бусина, весна, авоська, басня.

Слова с буквой "с" в конце слова: кокос, соус, анчоус, редис, рис, гипс, ибис, лес, мыс.

  • Прочитай чистоговорки. Какой слог в них повторяется, где он находится? Сделай вывод, как сочиняются чистоговорки.

Са-са-са — нас ужалила оса.

Су-су-су — съели торт тирамису.

Сы-сы-сы — громко тикают часы.

В предложенных чистоговорках повторяются слоги "са", "су" и "сы", он находятся к конце слов: оса, тирамису и часы.

С их помощью дети учатся сочинять собственные простые стихотворения, а также соблюдению рифмы и ритма.

  • Прочитай скороговорки. Какой звук в них повторяется? Сделай вывод, как сочиняются скороговорки.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок — Сеньку с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все в сугроб.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, не ссорясь, строчат.

В этих скороговорках повторяется звук "с".

Для того, чтобы сочинить скороговорки нужно выбрать звуки, которые будут отрабатываться.

После этого составим текст с этим звуком, который бы повторялся в каждом слове. В данном случае это будет звук "с".

  • Запиши скороговорки, которые тебе помогают научиться правильно произносить звук [с].

Ах, вы, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
Сух сук нес барсук.

68-70

Приложение. Как работать со звуком "Ц" стр. 68 - 70

  • Придумай слова, которые начинались или заканчивались бы на эти слоги. Сколько слов получилось? Сколько времени тебе понадобилось?

Ца – цап, царь, цапля, царапина, царица, царство; царица, копытца, овца, жрица, девица, зайца, венца, мышца, пицца, птица, мошенница, улица, спица, лица, отца, единица, озорница, сестрица.

Цо – цокот, цоколь; яйцо, крыльцо, лицо, кольцо.

Цы – цыганка, цыган, цыкнуть, цыпленок; рукавицы, курицы, индейцы, голландцы, голубцы, ресницы, ягодицы, бубенцы, ножницы, зайцы, мышцы, сестрицы, частицы, околицы, озорницы, огурцы.

Цу – цуцик, цунами, цукаты, цуккини; границу, лицу, отцу, сердцу, разницу, розницу, солнцу, единицу, птенцу.

Це – цена, цепь, центр, церковь, целый, целитель, цепкий, ценность, цех, цензура; полотенце, сердце, солнце, болотце, золотце, платьице, одеяльце, имениннице, здоровьице, ожерельице, счастьице.

Всего 84 слова, на это понадобилось 10 минут.

  • Поиграйте с другом в игру «Кто больше назовёт слов» с Ц в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Слова с буквой "Ц" в начале слова: царь, цапля, царевна, цокот, цоколь, цыпленок, церковь, цех, цензура.

Слова с буквой "Ц" в середине слова: яйцо, кольцо, разница, канцтовары, моцарелла, пицца.

Слова с буквой "Ц" в конце слова: отец, голубец, птенец, индеец, огурец, голландец, заяц.

Игра «Какая буква потерялась?».

  • Вставь нужную букву и прочитай.

ПословиЦа, лестниЦа, кузнеЦ, молодеЦ.

  • Прочитай чистоговорки. Какой слог в них повторяется? Где он находится?

Цо-цо-цо — дети вышли на крыльцо!
Цу-цу-цу — дадим корма мы птенцу!
Цы-цы-цы — выросли на грядке огурцы!

В этих чистоговорках повторяются слоги "цо", "цу" и "цы". Они находятся в конце слова. 

  • Придумай чистоговорки с этой буквой.

Ца-ца-ца – блеет в дворе овца!

Ца-ца-ца – полюбилась мне девица!

Ца-ца-ца – в школу топает сестрица!

Ца-ца-ца – а на ужин у нас пицца!

Ца-ца-ца – к нам приехала царица!

Ца-ца-ца – сегодня видели мы зайца!

Ца-ца-ца – спать легла вся улица!

Цо-цо-цо – на завтрак кушаю яйцо!

Цо-цо-цо – вода плещет мне в лицо!

Цо-цо-цо – мама купит мне кольцо!

Цо-цо-цо – вышел утром на крыльцо!

Цы-цы-цы – у меня есть две сестрицы!

Цы-цы-цы – мама тушит голубцы!

Цы-цы-цы – потерялись ножницы!

Цы-цы-цы – зазвенели бубенцы!

Цу-цу-цу – пульт я передам отцу!

Цу-цу-цу – земля радуется солнцу!

Цу-цу-цу – я не вижу разницу!

Це-це-це - засветило в окно солнце!

Це-це-це - я одену платьице!

Це-це-це – будет в семье счастьице!

Це-це-це - весит в ванной полотенце!

Це-це-це - у меня доброе сердце!

Превращение слов

Будем слово изменять,
Ц на Ч в нём заменять.
С буквой Ц — водица,
С буквой Ч — водичка.
С буквой Ц взлетела птица,
С буквой Ч взлетела птичка...

Придумай и запиши похожие стихотворные строчки.

С буквой Ц скажу словцо.
С буквой Ч скажу словечко.
Курица несет яйцо.
Курочка несет яичко.
С буквой Ц куплю кольцо.
С буквой Ч куплю колечко.
Ц уселась на крыльцо.
Ч уселась на крылечко.

70-72

Приложение. Как работать со звуком "Ж" стр. 70 - 72

  • Придумай слова, которые начинались или заканчивались бы на эти слоги.

Жа – жаба, жаворонок, жара, жасмин, жандарм, жало, жалость, жанр, жадность, жалюзи, жар-птица; кожа, лужа, рожа, кража, стужа, стража, госпожа, огорожа, продажа.

Жу – жук, жуткий, журавль, жужжать, журнал, журналист, журчать; кожу, сижу, лежу, вяжу, езжу, хожу, езжу, морожу, стужу, режу, расскажу.

Жи – жизнь, жираф, живот, жито, жилье, жилет, живость, житель, жир, животное, жидкость, живопись; лыжи, вожжи, бриджи, чертежи, расскажи, снаружи, стражи.

Же – жених, жена, женитьба, жезл, жеребец, жевать, железо, желток, женщина, жемчуг, желудь, желтый, жестокость, желатин, желание, желудок, жестянка; уже, ложе, похоже, реже, хуже, ближе, глаже, строже, позже, дороже.

  • Поиграйте с другом в игру «Кто больше назовёт слов» с Ж в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Слова с буквой "Ж" в начале слова: жена, жара, жаба, жалко, жилье, жир, журавль, журналист.

Слова с буквой "Ж" в середине слова: ложе, лужа, рожа, стужа, кража, кожа, вожжи.

Слова с буквой "Ж" в конце слова: уж, муж, багаж, тираж, гараж, корж, пляж, вернисаж.

  • Игра «Какие слова спрятались в словах ЖИВОТНОЕ, СНЕЖИНКА».

"Животное" - живот, енот, нож, тоже, еж, нож, живое, новое, жито, овен, воин, винт, тон.

"Снежинка" - жена, снек, Нина, Инна, еж, анис, неженка, сени, сани, киса, еж, Нежин.

  • Игра «Доскажи словечко».

И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам.
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын жираф.

73-75

Приложение. Как работать со звуком "Ш" стр. 73 - 75

  • Придумай слова, которые начинались или заканчивались бы на эти слоги.

Ша – шапка, шарф, шалаш, шанс, шашка, шарик, шаблон, шахта, шахтер, шаг, шахматы, шашлык, шалунишка, шампунь; каша, Миша, чаша, гейша, груша, лапша, левша, суша, юноша, галоша, афиша, душа.

Шу – шум, шутка, шуба, шутник; прошу, вешу, чешу, лапшу, брошу, ношу, укушу, напишу.

Ши – шишка, шибка, шифон, шина, шило, шить, шип, шифер, шимпанзе, шиншилла; уши, суши, юноши, напиши, беляши, галоши, мыши, детеныши.

Ше – шершень, шея, шелест, шелуха, шептун, шестеро; выше, тише, лучше, младше, раньше, старше, тоньше.

  • Поиграйте с другом в игру «Кто больше назовёт слов» с Ш в начале слова, в сере­дине слова, в конце слова.

Слова с буквой "Ш" в начале слова: шар, шок, шум, шик, шурф, шарф, шелк, шитье, шалаш.

Слова с буквой "Ш" в середине слова: каша, Маша, кошка, мышка, тишина, суши, юноша.

Слова с буквой "Ш" в конце слова: шалаш, детеныш, брошь, вошь, ералаш, финиш, лаваш, рюш.

  • Прочитай чистоговорки.

Шу-шу-шу — дал конфету малышу.
Ши-ши-ши — шумят в тиши камыши.
Шу-шу-шу — ел вкусную кашу.

  • Придумай и запиши свою чистоговорку.

Ша-ша-ша – у меня есть груша!

Ша-ша-ша – на обед у нас лапша!

Ша-ша-ша – одноклассник мой левша!

Ша-ша-ша – в мамы добрая душа!

Шу-шу-шу – завтра сказку напишу!

Шу-шу-шу – я люблю манную кашу!

Ши-ши-ши – в день рожденья красны уши!

Ши-ши-ши – в доме поселились мыши!

Ши-ши-ши – мама жарит беляши!

Ше-ше-ше – с каждым годом я все выше!

  • Запиши имена детей и слова со слогом ШИ.

Малыши, детеныши, крепыши, карандаши, Маши, Паши, Наташи, шило, шина, шифер, шинка.

75-76

Приложение. Как работать со звуком "Щ" стр. 75 - 76

  • Придумай слова, которые начинались или заканчивались бы на эти слоги.

Ща – щавель, щадящий; гуща, пища, роща, теща, толща, сообща, куща.

Щу – щука, щупальца, щуриться; товарищу, прозвищу, угощу, тащу, превращу, жилицу, ищу, пищу, грущу.

Щи – щипать, щи, щиток, щипчик, щиколотка; поищи, кущи, рощи, вещи, овощи, хрущи, товарищи, хрящи, когтищи.

Ще – щебень, щенок, щепка, щека, щекотка, щетина, щедрость, щелкунчик; днище, чаще, гуще, проще, зрелище,

  • Поиграйте с другом в игру «Кто больше назовёт слов» с буквой Щ в начале, в середине и в конце слова.

Слова с буквой "Щ" в начале слова: щи, щур, щука, щека, щавель, щупальце, щепок.

Слова с буквой "Щ" в середине слова: чаща, роща, сокровища, праща, лежбище, жилище.

Слова с буквой "Щ" в конце слова: хрящ, лещ, товарищ, овощ, борщ, прыщ, хрущ.

  • Прочитай чистоговорки

Щи-щи-щи — съели вкусные мы щи!
Щу-щу-щу — щуку я тащу, тащу! 

  • Придумай и запиши свою чистоговорку.

Ща-ща-ща – мы трудились сообща!
Щу-щу-щу – никогда я не грущу!
Щи-щи-щи – всем полезны овощи!
Ще-ще-ще – наблюдаем зрелище!

  • Прочитай скороговорки.

Щи да каша — пища наша.
Щи с мясом, а нет — так хлеб с квасом.
Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка.

  • Придумай и запиши еще одну скороговорку на изучаемый звук.

Щука засунула леща за щеку.
У товарища на щеке прыщ, а у леща на хвосте свищ.

  • Составь слова из слогов.
    ЩУ ЩЕ ЩЕ НОК КА КЛЕ РО ЩЕ ЩИ КА ГОЛ ЩА

щука, щенок, щека, роща, щегол, клещи.

77-78

Приложение. Как работать со звуком "Р" стр. 77 - 78

  • Придумай слова, которые начинались или заканчивались бы на эти слоги.

Ра – радость, работа, рак, разум, раунд, рация; икра, астра, жара, гидра, ведра, искра, жабра, зебра, вчера, шкура, пудра, озера, завтра, люстра, гитара, детвора.

Ри – рис, рисунок, Рим, ритуал, рифма; жюри, пари, угри, матери, одари, отвари, дочери.

Ру – ручка, рубашка, рубильник, рука, рубль, ружье, ручей, русло, румба, румяный, руины; костру, отопру, гуру, замру, спору, перу, натру, отопру.

Рэ – рэп, рэкет.

Ре – река, рекорд, ремень, редиска, речка, репа, рейс, ремонт; дворе, горе, эфире, жаре.

Ры – рыба, рыжий, рыбалка, рысак, рынок; икры, шахтеры, бобры, костры, сестры, канцтовары, шаровары, жабры, кадры, астры.

Ро – роса, роза, рога, родня, рояль, роддом, рост; метро, серебро, ребро, утро, бюро, озеро, ведро.

  • Поиграйте с другом в игру «Кто больше назовёт слов» с Р в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Слова с буквой "Р" в начале слова: рак, рыба, ручей, роща, рыло, ромашка, рыжик, рог, равнина.

Слова с буквой "Р" в середине слова: кора, жара, фара, арахис, орех, оригами, муравей, жабры.

Слова с буквой "Р" в конце слова: комар, овчар, букварь, бор, тур, агар, мир, мор, корь, жор, жир.

  • Прочитай чистоговорки.

Ра-ра-ра — закричала детвора!
Рю-рю-рю — громко я заговорю!
Ру-ру-ру — забираюсь на гору!

  • Придумай и запиши свою чистоговорку.

Ра-ра-ра – заиграла вдруг гитара!

Ра-ра-ра – летом во дворе жара!

Ри-ри-ри – за столом сидит жюри!

Ри-ри-ри – в речке плавают угри!

Ру-ру-ру – подходить нельзя к костру!

Ру-ру-ру – двери в доме отопру!

Ре-ре-ре – журналист уже в эфире!

Ре-ре-ре – дети скачут во дворе!

Ры-ры-ры – накупили канцтовары!

Ры-ры-ры – уменя есть три сестры!

Ро-ро-ро – дорогое серебро!

Ро-ро-ро – дети уйдут на озеро!

  • Найди и запиши скороговорку.

Пришла жара, трещит кора.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

 

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)