Со стр. 31

ГДЗ ко второй части рабочей тетради по русскому языку за четвертый класс автора Канакина продолжает цикл наших ГДЗ на 7 гуру. Чтобы выполнить задания, которые даны в тетради, нужно не много ума. Главное - время, а домашнее задание отнимает много времени и у ученика, и у его родителей при проверке. Мы - команда 7 гуру - знаем, как сэкономить ваше драгоценное время, и поэтому публикуем готовые ответы на задания к рабочей тетради за 4 класс. На этой страничке - ГДЗ ко второй части тетради.

Во второй части мы подведем итоги и обобщим все знания, полученные на уроках русского языка с первого по четвертый класс. Надеемся, что вы стали гораздо грамотнее за эти годы и уже делаете гораздо меньше орфографических и пунктуационных ошибок, когда общаетесь в соцсетях или пишите кому-то смс. Да, это касается даже некоторых родителей :)

Все ответы проверены учителем начальных классов.

Ответы ко 2 части рабочей тетради по русскому языку 4 класс Канакина:

Со стр. 31

ГДЗ ко второй части рабочей тетради по русскому языку за четвертый класс автора Канакина продолжает цикл наших ГДЗ на 7 гуру. Чтобы выполнить задания, которые даны в тетради, нужно не много ума. Главное - время, а домашнее задание отнимает много времени и у ученика, и у его родителей при проверке. Мы - команда 7 гуру - знаем, как сэкономить ваше драгоценное время, и поэтому публикуем готовые ответы на задания к рабочей тетради за 4 класс. На этой страничке - ГДЗ ко второй части тетради.

Во второй части мы подведем итоги и обобщим все знания, полученные на уроках русского языка с первого по четвертый класс. Надеемся, что вы стали гораздо грамотнее за эти годы и уже делаете гораздо меньше орфографических и пунктуационных ошибок, когда общаетесь в соцсетях или пишите кому-то смс. Да, это касается даже некоторых родителей :)

Все ответы проверены учителем начальных классов.

Ответы ко 2 части рабочей тетради по русскому языку 4 класс Канакина:

Стр. 3

ГДЗ к разделу Имя прилагательное. Повторение

Стр. 3 Что обозначают и как образуются имена прилагательные?

Упражнение 1. Прочитайте.

Впр. окносущ. увиделагл. Татьянасущ.
Деревьясущ. впр. зимнемприл. серебресущ..

А. С. Пушкин

• Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
• Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетание с именем прилагательным.

В зимнем серебре.

Упражнение  2. Прочитайте. Догадайтесь, о каком звере идёт речь.

Лиса ростом с небольшую собаку. Вся рыжаяприл., только хвост с белым кончиком да лапки чёрные. Шерсть у лисы летом короткая и гладкая, один только хвостсущ. пушистыйприл.. А придёт зима - и вся лиса оденется в пушистую шубку.

• Впишите название зверя, чьё описание вы прочитали. Подчеркните слова, которые помогли вам его узнать. Укажите над ними часть речи.

4

Страница 4

Упражнение 3. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

спелая малина                тяжёлый багаж
пушистое облако             свежая газета
опытный шофёр              строгий костюм
неторопливая беседа      старый завод

• Подберите и запишите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Выделите окончания имён прилагательных.

Упражнение  4. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Жёлтый, жёлтенький, желток, желтить.
Тёмный, темнота, темно, темноватый.
Ленивец, ленивый, лениться, лениво.

• Выделите корни в однокоренных словах.
• Подчеркните имена прилагательные. К каким частям речи относятся другие слова?
• Разберите имена прилагательные по составу.

Упражнение 5. Прочитайте. Подчеркните в каждой группе лишнее слово. Объясните свой выбор.

1. Холодный, морозный, ледяной, вьюжный, студёный.
2. Большой, маленький, огромный, громадный, великий.
3. Дивный, чудесный, милый, сказочный.
4. Красный, коричневый, каштановый.

• Составьте и запишите предложение с любым словом.

Огромная ледяная сосулька свисала с крыши. Чудесный сад благоухал цветущими яблонями. 

5

Страница 5

Упражнение  6. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от данных имён существительных однокоренные имена прилагательные. Разберите любое имя прилагательное по составу.

адрес, адресный                    вокзал, вокзальный
горох, гороховый                   молоко, молочный
герой, героический                деревня, деревенский

(адрес)/н\[ый] - корень АДРЕС, суффикс Н, окончание ЫЙ, основа АДРЕСН.

ГДЗ к теме Род и число имен прилагательных

Упражнение 7. Прочитайте. Впишите в таблицу вопросы и родовые окончания имён прилагательных.

Род          Вопрос      Родовые окончания
Мужской какой?       -ой, -ый, - ий
Женский какая?       -ая, -яя
Средний какое?       -ое, -ее

Упражнение 8. Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных.

Ранее (ср.р.) утро, ранняя (ж.р.) весна, ранний (м.р.) рассвет; синее (ср.р.) небо, синяя (ж.р.) река, синий (м.р.) василёк; добрый (м.р.) человек, доброе (ср.р.) дело, добрая (ж.р.) услуга; утренняя (ж.р.) роса, утренний (м.р.) туман, утреннее (ср.р.) солнце.

• Укажите род имён прилагательных. Устно составьте предложение с любым словосочетанием.

Над головой возвышалось синее небо.

6

Страница 6

Упражнение  9. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

1. Белый (м.р.) камень в воде тает. (Сахар)
2. Синенький (м.р.) звонок висит, никогда не звенит. (Колокольчик)
3. Красненькая (ж.р.) матрёшка, беленькое (ср.р.) сердечко. (Малина)

• Укажите род имён прилагательных.

Упражнение 10. Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, заменяя одно из имён существительных однокоренным именем прилагательным.
Туман, утро; ночь, мороз; вечер, прохлада; лето, жара; вьюга, февраль; дождь, осень.

Туманное утро, утренний туман, ночной мороз, морозная ночь, вечерняя прохлада, прохладный вечер, летняя жара, жаркое лето, вьюжный февраль, февральская вьюга, дождливая осень, осенний дождь.

Упражнение 11. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Уж в тенистыхмн.ч. рощах,
В уголках укромныхмн.ч.,
Выглянул фиалки голубойед.ч. цветок,
Соловьи вернулись, и в садах зелёныхмн.ч.
Тонет наш спокойныйед.ч., мирныйед.ч. уголок.

И. Бунин

• Подчеркните грамматические основы данного сложного предложения.
• Укажите число имён прилагательных.

7

Страница 7

Упражнение 12. Запишите вопрос, на который отвечает имя прилагательное во множественном числе (в скобках), и окончания имён прилагательных в форме именительного падежа множественного числа.

(Какие?) -ие, -ые.

Упражнение 13. Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных. Рядом запишите каждое из данных словосочетаний, но в единственном числе.

Сер[ые] мыши - сер[ая] мышь.
Бел[ые] лебеди - бел[ый] лебедь.
Русск[ие] имена - русск[ое] имя.
Известн[ые] фамилии - известн[ая] фамилия.

• Выделите окончания имён прилагательных.

Упражнение 14. Рассмотрите схемы слов. По какому признаку вы догадались, что слова, имеющие такую структуру, имена прилагательные?

• Впишите в скобки род и число имён прилагательных. Под каждой схемой и запишите слово, имеющее такой состав.

8

Стр. 8 ГДЗ к теме Изменение по падежам имен прилагательных

Упражнение 15. Прочитайте. Впишите пропущенные вопросы. Продолжите склонение имён прилагательных и имён существительных. Выделите в словах окончания.

И. п. Какой? Земн[ой] шар[ ] .
        Какое? Ночн[ое] неб[о].
Р. п. Какого? Земн[ого] шар[а]. Ночн[ого] неб[а].
Д. п. Какому? Земн[ому] шар[у]. Ночн[ому] неб[у].
В . п. Какой? Земн[ой] шар[ ]. Какое? Ночн[ое] неб[о]?
Т. п. Каким? Земн[ым] шар[ом]. Ночн[ым] неб[ом].
П. п. О каком? О земн[ом] шар[е]. О ночн[ом] неб[е].

Упражнение 16. Прочитайте. Укажите цифрами в кружках последовательность определения падежа имени прилагательного в предложении.

( 2 ) Определить падеж имени существительного.
( 3 ) По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.
( 1 ) Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Упражнение  17. Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания для определения падежа имени прилагательного.
У лесного озерка растут незабудки.

У лесного (Р. п.) озерка.

• Укажите падеж имени прилагательного.

9

Страница 9

Упражнение 18. Прочитайте.

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Под рябиновым кусточком
Цветик розовый растёт.

Из народных песен

• Подчеркните в предложениях главные члены предложения. Укажите падеж имён прилагательных и имён существительных.
• Выпишите из предложений словосочетания, образованные из имён прилагательных и имён существительных.

На тоненький ледок, беленький снежок, под рябиновым кусточком, цветик розовый.

Упражнение 19. Прочитайте. Вспомните сказки. Вставьте пропущенные буквы и слова.

1. Поросята приоткрыли дверь и увидели зубаст[ого]В.п. волка. 2.Жил был желторот[ый]И.п. воробей, звали его Пудик. 3. Они жили в ветх[ой]П.пземлянке. 4. Сёстры ждут, что Алёнушка будет делать с серебян[ым]Т.п. блюдечком и наливн[ым]Т.п. яблочком. 5. Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебн[ой]Р.п. корки и огарочек свечи.

• Укажите падеж имен прилагательных. Выделите их окончания.

10

Страница 10 ГДЗ к разделу тетради Правописание падежных окончаний

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Именительный падеж

Упражнение 20. Прочитайте. Впишите пропущенные вопросы и окончания, которые могут быть у имён прилагательных в именительном падеже.

мужской род  какой? -ой, -ый, -ий.
средний род  какое? -ое, -ее.

• Проверьте себя по таблице в учебнике (с. 14).

Упражнение 21.  Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.

Молоденьк[ий]И.п. месяц
Свой тоненьк[ий]В.п. рог
На самом краю
Небосвода зажёг.

М.Басиев

• В чём сходство и различие имён прилагательных в данном предложении?

Сходство - окончание, различие - падеж.

• Укажите падеж имён прилагательных. Выделите их окончания.

11

Страница 11. Родительный падеж

Упражнение 22. Прочитайте. Запишите падежный вопрос и данные словосочетания в родительном падеже.
Сосновый лес, дальнее поле.

Р.п. Какого? Соснов[ого] леса, дальн[его] поля.

• Выделите окончания имен прилагательных.

Упражнение 23. Прочитайте. Допишите пропущенные окончания. Подчеркните в словах орфограммы.

Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет

• Спишите. Проверьте себя.

Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.

Упражнение 24. Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания и имена собственные.

Под крымское солнце
На Черное море
Ребята приехали
С Белого (Р.п.) моря.
Приехали белые
С Белого (Р.п.) моря,
Уехали чёрные
С Чёрного (Р.п.) моря.
В . Орлов

• Подчеркните в первом предложении главные члены предложения.
• Укажите падеж над именами прилагательными в родительном падеже.

12

Стр. 12 Дательный падеж

Упражнение 25. Прочитайте. Запишите падежный вопрос и данные словосочетания в дательном падеже.
Пчелиный улей, летнее солнце.

Д.п. какому? пчелин[ому] улью, летн[ему] солнцу.

• Выделите окончания имен прилагательных.

Упражнение 26. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные окончания. Запишите отгадки к загадкам.

1. По голубому (Д.п.) блюду золотое (И.п.) яблоко катается. (Солнце)
2. По синему (Д.п.) морю золотая (И.п.) уточка плывет. (Ночь и месяц)

• Укажите падеж имен прилагательных.

Упражнение 27. Прочитайте. Дополните сочетания слов подходящими по смыслу именами прилагательными в дательном падеже.

Радовались солнечн[ому] дню, шли по цветущ[ему] лугу, летели к тёмн[ому] лесу, дали премию лучш[ему] ученику, подарок верн[ому] другу, плыли по бурн[ой] реке, подъехали к небольш[ому] селу.

• Выделите окончания имен прилагательных.
• Составьте и запишите предложение с любым сочетанием слов.

Друзья шли по цветущему лугу, пели песни и радовались теплому солнышку.

13

Стр. 13

Именительный, винительный, родительный падежи

Упражнение 28. Прочитайте. Запишите падежные вопросы и данные словосочетания в указанных падежах.
Футбольный мяч, старший брат, стальное кольцо.

И.п. (какой?) футбольн[ый] мяч, старш[ий] брат, стальн[ое] кольцо.
Р.п. (какого?) футбольн[ого] мяча, старш[его] брата, стальн[ого] кольца.
В.п. (какой?) (какого?) футбольн[ый] мяч, старш[его] брата, стальн[ое] кольцо.

• Выделите окончания имен прилагательных.

Упражнение 29. Прочитайте.

Мелкий (И.п.) дождик в день туманный (В.п.)
Называют изморось,
Снежный (И.п.) иней из тумана
Рассыпает изморозь.
А. Лугарев

• Укажите падеж имен прилагательных. Выпишите словосочетания с именем прилагательным в винительном падеже.

В день туманный.

• В чем сходство и различие выделенных слов? Запишите слова, от которых они образовались.

Сходство в звучании, различие в написании.

Изморось - моросить, изморозь - мороз.

14

Стр. 14

Упражнение 30. Прочитайте пословицы.

1. Будь внимателен к совету старш[его] (Р.п.) брата, а о младш[ем] (П.п.) сам проявляй заботу. 2. Для добр[ого] (Р.п.) гостя и ворота всегда открыты. 3. Ленив[ого] (Р.п.) человека не дождешься, а сонлив[ого] (Р.п.) - не добудишься.

• Укажите падеж над именами прилагательными мужского рода, выделите их окончания.

Упражнение 31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

   На побережье Северного (Р.п.) Ледовитого (Р.п.) океана можно встретить белого (В.п.) полярного (В.п.) медведя, снежную (В.п.) козу, белого (В.п.) песца.
   Цветок георгина получил свое название в честь петербургского (В.п.) ученого И. Георги.

• Укажите падеж имен прилагательных.

Упражнение 32. Составьте два предложения, употребив словосочетание верный друг в первом предложении в родительном падеже, а во втором - в винительном падеже. Запишите предложения.

Лето мы провели на даче у моего верного (Р.п.) друга Витьки.
На моего верного (Р.п.) друга Витьку напала собака.

15

Стр. 15 Творительный и предложный падежи

Упражнение 33. Прочитайте. Запишите падежные вопросы и данные словосочетания в указанных падежах.
Раннее утро, колючий ежик, солнечный свет.

Т.п. (каким?) ранн[им] утром, колюч[им] ежиком, солнечн[ым] светом.
П.п. (о каком?) о ранн[ем] утре, о колюч[ем] ежике, о солнечн[ом] свете.

• Выделите окончания имен прилагательных.
• Составьте и запишите предложение с любым из данных словосочетаний.

Я проснулся ранним утром.

Упражнение 34. Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные слова в нужной падежной форме и допишите окончания имен прилагательных.

   Кто как откликается
Медь откликается звоном,
Дерево - шумом зеленым,
Корочка хлеба - хрустом,
Дождик - лепетом грустным,
Буря - ревом и воем,
Время - башенным боем.

16

Стр. 16

Упражнение 35. Прочитайте загадки. Допишите пропущенные окончания. Запишите отгадки. Над выделенными именами прилагательными укажите падеж.

В темном (П.п.) уголке живет,
Шелковую нить прядет.
аук)
На шесте веселый дом
С круглым (Т.п.) маленьким (Т.п.) окном.
кворечник)

Упражнение 36. Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных и имен существительных.

Были в соседнем лесу, купались в ближнем озере, работали на пришкольном огороде, дышали свежим воздухом, любовались безоблачным небом, отдыхали под высоким раскидистым дубом.

Упражнение 37. Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, заменяя имя существительное из скобок однокоренным именем прилагательным в нужном падеже.

На весеннем (Т.п.) солнышке, за дальним (Т.п.) лесом, в пассажирском (П.п.) поезде, над скалистым (Т.п.) берегом.

• Укажите падеж имен прилагательных.

17

Стр. 17 Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

Упражнение 38. Прочитайте имена прилагательные с пропущенными окончаниями. Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные женского рода.

Прекрасная весна, интересная работа, дальняя поездка, приветливая соседка, товарищеская беседа, пшеничная каша, электрическая розетка, космическая станция, весенняя капель.

• Запишите составленные словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных.
• Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Упражнение 39. Запишите вопросы, на которые отвечают имена прилагательные женского рода в каждом из падежей. Просклоняйте словосочетание.

И.п. какая? красивая хрустальная ваза
Р.п. какой? красивой хрустальной вазы
Д.п. какой? красивой хрустальной вазе
В.п. какую? красивую хрустальную вазу
Т.п. какой? красивой хрустальной вазой
П.п. о какой? о красивой хрустальной вазе

18

Стр. 18 Именительный и винительный падежи

Упражнение 40. Прочитайте. Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.

Чистая( И.п.), отборная (И.п.) в нашем поле рожь.
Даже травку сорную (В.п.) в ней ты не найдешь.

А. Жаров

• Подчеркните грамматическую основу во втором предложении.

Упражнение 41. Прочитайте. Впишите пропущенные слова и окончания.

В именительном падеже имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая?, имеют окончания -ая, -яя.
В винительном падеже имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какую?, имеют окончания -ую, -юю.

Упражнение 42. Прочитайте. Допишите пропущенные окончания имен прилагательных.

Крот носит гладкую (В.п.) черную (В.п.), словно бархатную (В.п.), шубку. Живет он под землей - отыскивает небольшой (И.п.) холмик и под ним роет настоящий (И.п.) подземный (И.п.) замок.
Л. Яхнин

• Укажите над именами прилагательными падеж.

19

Стр. 19 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи

Упражнение 43. Прочитайте. Запишите падежные вопросы и данные словосочетания в указанных падежах.
Интересная встреча, древняя столица, певчая птичка.

Р.п. (какой?) интересн[ой] встречи, древн[ей] столицы, певч[ей] птички.
Д.п. (какой?) интересн[ой] встрече, древн[ей] столице, певч[ей] птичке.
Т.п. (какой?) интересн[ой] встречей, древн[ей] столицей, певч[ей] птичкой.
П.п. (о какой?) об интересн[ой] встрече, о древн[ей] столице, о певч[ей] птичке.

• Выделите окончания имен прилагательных.

Упражнение 44. Прочитайте.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.

С. Есенин

• Подчеркните главные члены предложения. Выпишите из предложения словосочетания. Укажите падеж имен существительных и имен прилагательных.

Закружилась листва (И.п.), листва (И.п.) золотая (И.п.), в розоватой (П.п.) воде (П.п.)

20

Стр. 20

Упражнение 45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

В ледян[ой] (П.п.) карете мчится зимушка-зима.
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежн[ой] (Т.п.) белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесн[ой] (Т.п.).

Т. Бокова

• Укажите падеж над именами прилагательными женского рода. Выделите их окончания.
• Подчеркните основу в каждом предложении.

Упражнение 46. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Здесь, у рощицы (Р.п.) березовой (Р.п.),
Где к лугам сбегает рожь (И.п.),
Кашки (Р.п.) белой (Р.п.), кашки (Р.п.) розовой (Р.п.),
Кашки (Р.п.) алой (Р.п.) - не сочтешь!
С колокольчиком (Т.п.), с ромашкою (Т.п.)
Клевер (И.п.) весело цветет,
И его "пчелиной (Т.п.) кашкою (Т.п.)"
Называет наш народ (И.п.).

Р. Рождественский

• Укажите падеж имен прилагательных и имен существительных в единственном числе.
• Выпишите имя прилагательное с таким составом: корень+суффикс+окончание. Выделите в нем все значимые части слова.

(пчел)/ин\[ой]  -  корень пчел, суффикс ин, окончание ой, основа пчелин.

21

Стр. 21

Упражнение 47. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Соловей свищет в роще (П.п.) березовой (П.п.), и травою (Т.п.) запахло душистою (Т.п.). (А. Толстой) 2. По дороге (П.п.) зимней (П.п.), скучной (П.п.) тройка (И.п.) борзая (И.п.) бежит... (А. Пушкин) 3. Месяц зеркальный плывет по лазурной (П.п.) пустыне (П.п.). (А. Фет) 4. На солнечной (Д.п.) опушке (Д.п.) фиалка (И.п.) расцвела. (Е. Серова)

• Укажите падеж над именами прилагательными и именами существительными женского рода.

Упражнение 48. В каком падеже и в каком роде у имен прилагательных может быть данное окончание? Заполните пропуски в схеме.

И.п. (м.р.) -ой
Р.п. (ж.р.) -ой
Д.п. (ж.р.) -ой
В.п. (м.р.) -ой
Т.п. (ж.р.) -ой
П.п. (ж.р.) -ой

Упражнение 49. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. На зорьке утренн[ей] (Д.п.) над речкой быстр[ою] (Т.п.) умылась яблоня росою чист[ою] (Т.п.). (Я. Шведов) 2. А рядом с нов[ой] (Т.п.) зеленью лепечут песню нов[ую] (В.п.) и липа бледнолист[ая] (И.п.) и бел[ая] (И.п.) березонька с зелен[ою] (Т.п.) косой. (Н. Некрасов)

• Укажите падеж имен прилагательных.
• Выделите окончания имен прилагательных.

22

Стр. 22 Склонение имен прилагательных во множественном числе

Упражнение 50. Прочитайте. Продолжите склонение данных имен прилагательных и имени существительного.

И.п. (какие?) голуб[ые], син[ие] (цветы)
Р.п. (каких?) голуб[ых], син[их] (цветов)
Д.п. (каким?) голуб[ым], син[им] (цветам)
В.п. (какие?) голуб[ые], син[ие] (цветы)
Т.п. (какими?) голуб[ыми], син[ими] (цветами)
П.п. (о каких?) о голуб[ых], о син[их] (цветах)

• Выделите окончания имен прилагательных.

Упражнение 51. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Придумайте и запишите заголовок к тексту.

                 Запасливые животные
В еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные (И.п.) белки. В лесных (П.п.) кладовых они спрятали вкусные (В.п.) орехи, а на еловых ((П.п.) сучках развесили сушить красноголовые (В.п.) подосиновики и маленькие (В.п.) опенки. В вершинах густых (Р.п.) елок зверьки устроили теплые (В.п.) гнезда. В них елки спасаются от лютых (Р.п.) морозов и холодных (Р.п.) ветров.

И. Соколов-Микитов

• Определите падеж имен прилагательных в форме множественного числа.

23

Стр. 23 Именительный и винительный падежи

Упражнение 52. Прочитайте. Вставьте пропущенные запятые.

Улыбнулись сонн[ые] (И.п.) берёзки,
растрепали шелков[ые] (В.п.) косы.
Шелестят зелен[ые] (И.п.) сережки,
и горят серебрян[ые] (И.п.) росы.
С. Есенин

• Подчеркните в каждом предложении главные члены.
• Укажите падеж каждого имени прилагательного, выделите их окончания.

Упражнение 53. Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания и слова-названия деревьев.

Высокие (И.п.) красноватые (И.п.) сосны развесили свои иглистые (В.п.) вершины, а зелёные (И.п.) ёлочки выгибают свои колючие (В.п.) ветви. Коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные (В.п.) листья.
К. Ушинский

• Укажите падеж имен прилагательных, употребленных в форме множественного числа.
• Выпишите словосочетания с именами прилагательными в винительном падеже.

Иглистые вершины, колючие ветви, вырезные листья.

24

Стр. 24 Родительный и предложный падежи

Упражнение 54. Прочитайте. Запишите падежные вопросы и данные словосочетания в указанных падежах.
Веселые зимние каникулы, пушистые рыжие котята.

Р.п. каких? весел[ых] зимн[их] каникул, пушист[ых] рыж[их] котят
В.п. какие? весел[ые] зимн[ие] каникулы
каких? пушист[ых] рыж[их] котят
П.п. о каких? о весел[ых] зимн[их] каникулах, о пушист[ых] рыж[их] котятах

• Выделите окончания имен прилагательных.
• У каких имен прилагательных во множественном числе одинаковое окончание?

Упражнение 55. Прочитайте. В одном и том же падеже или в разных употреблены имена прилагательные в данных словосочетаниях?

На садовых участках, о перелетных птицах, про веселых бобрят, для верных друзей, из южных стран, на хищных зверей.

• Запишите словосочетания группами в зависимости от их падежа. Укажите падеж имен прилагательных.

П.п.: на садовых участках, о перелетных птицах.
Р.п.: для верных друзей, из южных стран.
В.п.: про веселых бобрят, на хищных зверей.

25

Стр. 25 Дательный и творительный падежи

Упражнение 56. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Гонимы вешн[ими] (Т.п.) лучами,
С окрестн[ых] (Р.п.) гор уже снега
Сбежали мутн[ыми] (Т.п.) ручьями
На потопленн[ые] (В.п.) луга.

А. Пушкин

• Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.
• Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе в творительном падеже.

Вешними лучами, мутными ручьями.

Упражнение 57. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Крупный дождь в лесу зеленом прошумел по стройным кленам, по лесным цветам. (И. Бунин) 2. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. (И. Тургенев) 3. Я в поля к золотым одуванчикам уезжаю с восходом зари. (А. Фатьянов) 4. Кусты сирени с крупными кистями прелестных белых и лиловых цветов на фоне темно-зеленых сердцевидных листьев издавна украшают наши сады. (Н. Верзилин)

26

Стр. 26

Упражнение 58. Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания.

Ярко-золотые (И.п. мн. ч) цветочки мать-и-мачехи на невысоких (П.п. мн. ч.) матово-бледных (П.п. мн. ч.) стебельках, покрытых пушком, мы привыкли видеть по глинистым (Д.п. мн. ч.) косогорам, около канав, на пустырях. Их золотые (И.п. мн. ч.) звездочки вспыхивают на черной (Д.п. ед. ч.), голой (Д.п. ед. ч.) еще земле, где нет никаких других цветов.

В. Солоухин

• Укажите падеж и число имен прилагательных с пропущенными окончаниями.

Упражнение 59. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.

Потоки яркого (Р.п. ед. ч.) света заливают поляны. Высоко в синем (П.п. ед. ч.) небе застыли облака. Длинные (И.п. ед. ч.) тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого (Р.п. ед. ч.) дерева упала и рассыпалась шапка. С громким (Т.п. ед. ч.) свистом прилетели и закачались на шишках клесты. Приближение весны чувствовалось в звуках: в звонком (П.п. ед. ч.) теньканье синиц, в веселых (П.п. мн. ч.) трелях дятла.

По И. Соколову-Микитову

• Укажите падеж и число над именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных.

27

Стр. 27  Обобщение

Упражнение 60. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

пейзаж       путешествие     велосипед
инженер     пассажир          правительство
аллея         директор            автомобиль 
телефон     горизонт             космонавт
богатство    аппетит             экскурсия
агроном      ботинки             электричество

• Образуйте от выделенных слов однокоренные имена прилагательные и запишите их вместе с подходящими по смыслу именами существительными.

Телефонная будка, пассажирский вагон, автомобильный салон, электрическая лампочка.

Упражнение 61. Прочитайте. Когда так говорят?

1. Час добрый! 2. В час по чайной (Д.п.) ложке. 3. По горячим (Д.п.) следам. 4. Ходячая энциклопедия 5. С легким (Т.п.) паром! 6. На скорую (В.п.) руку.

• Подчеркните фразеологизм со значением "человек, у которого можно узнать ответ на любой вопрос".
• Укажите падеж выделенных имен прилагательных.
• Составьте и запишите предложение с любым из данных фразеологизмов.

Мама приготовила обед на скорую руку.

28

Стр. 28

Упражнение 62. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Ах, весна! Такая теплынь и свежесть! Пахнет теплом и снегом, весенним (м.р. Т.п.) душистым (м.р. Т.п.) снегом. Остреньким (м.р. Т.п.) холодочком веет с ледяных гор. Слышу - рекою пахнет, живою (ж.р. Т.п.) рекою!
И. Шмелев

• Подчеркните имена прилагательные. Какие из них употреблены в переносном значении?

Остреньким, живою.

• Укажите над именами прилагательными в единственном числе род и падеж.

Упражнение 63. Прочитайте.

1. В уютном (П.п.) кафе, об интересном (П.п.) кино, в картофельное (В.п.) пюре, на московском (П.п.) метро.
2. Над песчаным (Т.п.) берегом, под большим (Т.п.) муравейником, с праздничным (Т.п.) днём, перед осиновой (Т.п.) рощей.
3. В соседнюю (В.п.) рощу, на пушистую (В.п) ель, с чистою (Т.п.) водою, под холодную (В.п.) воду.

• Найдите и подчеркните в каждой группе лишнее словосочетание. Укажите над именами прилагательными падеж.
• Разберите любое имя прилагательное как часть речи:

Песчаным - прилаг., н.ф. - песчаный, м.р., Т.п., ед. ч., определение.

29

Стр. 29

Упражнение 64. Прочитайте. Что общего в данных словосочетаниях?

Вкусное какао, (ср. р.), вкусного какао (Р.п.)
Зимнее пальто, (ср. р.), о зимнем пальто (П.п.)
Маленький пони, (м.р.), маленьким пони (Т.п.)
Ровное шоссе, (ср.р.), ровному шоссе (Д.п.)
Красивый какаду, (м.р.), на красивого какаду (В.п.)

• Укажите род имен прилагательных в данных словосочетаниях. Как вы его определили?
• Запишите каждое из данных словосочетаний в указанном падеже.
• Составьте устно предложение с любым записанным словосочетанием.

Мама подала мне к полднику вкусное какао.

Упражнение 65. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и окончания имен прилагательных.

Неуклюжий, маленький, одинокий тигренок прижался к ноге отца. У тигренка была большая широкая голова с круглыми зелеными глазами, широкий лоб и короткие уши. Передние лапы были тяжелые и сильные, а задние гораздо тоньше. Туловище худощавое и щуплое, а хвост длинный, как у змеи. Тигренку принесли чашку с теплым парным молоком. Он налакался и оглянулся с довольным видом.

О. Перовская

30

Стр. 30

Упражнение 66. Прочитайте стихотворение "Весеннее солнце" неизвестного автора. Допишите пропущенные окончания.

Увидало солнце ясное (И.п., ср.р.)
с неба синего (Р.п., ср.р.), высокого (Р.п., ср.р.),
что идет весна прекрасная (И.п., ж.р.)
с юга пышного (Р.п., м.р.), далекого (Р.п., м.р.).
Луч, упавший с неба чистого (Р.п., ср.р.),
растопил снежинки белые (В.п.),
и из снега, из сквозистого (Р.п., м.р.),
побежали струйки смелые (И.п.).

• Подчеркните в стихотворении слова, которые вы считаете образными, красивыми.
• Укажите падеж и род имен прилагательных в единственном числе и падеж у имен прилагательных во множественном числе.

Упражнение 67. Прочитайте. Найдите в тексте две ошибки.

Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синим  синем небе легкие облака. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Слышна трель пестрова  пестрого дятла.

• Исправьте ошибки.
• Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы.

31

Стр. 31 ГДЗ к разделу рабочей тетради Местоимение

Личные местоимения

Роль местоимений в речи

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять ее:

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)