С.118 и далее

Учебник литературное чтение за третий класс, автор Чуракова,  идет по программе "Перспективная начальная школа" Мы рассмотрим готовые домашние задания к первой части этого учебника. будьте с нами и получайте одни пятерки.

К сожалению, дети сейчас стали меньше читать, чем в прежние времена. И этот учебник, надеемся, привьет ученикам третьего класса любовь к чтению, потому что содержит произведения не сложные для чтения и понимания, которые учат любить литературу. Очень много в первой части учебника стихов и сказок, которые будем читать и обсуждать, отвечать на вопросы, думать и фантазировать.

Если есть вопросы по ГДЗ, задавайте в комментариях.

Ответы к учебнику литературное чтение 2 класс часть 1 Чуракова:

С.118 и далее

Учебник литературное чтение за третий класс, автор Чуракова,  идет по программе "Перспективная начальная школа" Мы рассмотрим готовые домашние задания к первой части этого учебника. будьте с нами и получайте одни пятерки.

К сожалению, дети сейчас стали меньше читать, чем в прежние времена. И этот учебник, надеемся, привьет ученикам третьего класса любовь к чтению, потому что содержит произведения не сложные для чтения и понимания, которые учат любить литературу. Очень много в первой части учебника стихов и сказок, которые будем читать и обсуждать, отвечать на вопросы, думать и фантазировать.

Если есть вопросы по ГДЗ, задавайте в комментариях.

Ответы к учебнику литературное чтение 2 класс часть 1 Чуракова:

Глава 1

Глава 1. Учимся наблюдать и копим впечатления

... Раздел будет подготовлен позднее. Пока можете посмотреть ответы ко второй и третьей главе учебника.

Глава 2

Глава 2. Постигаем секреты сравнения

«Самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки» (по материалу главы 2)

На материале главы «Постигаем секреты сравнения» мы попытаемся показать, что произведения фольклора и литературы живут во времени.
Древнейший период истории человечества (охотничий период древности) связан с тем, что человек всесторонне зависел от Природы: от солнца и запасов воды в небесах, от диких животных, которые служили ему пищей. Эта полная зависимость вызвала к жизни обожествление природы: священными считались небесные светила, реки и озёра, леса и деревья, растения и животные. Для того чтобы выжить в этом природном мире, человеку необходимо было научиться договариваться с теми, кого он считал священными. Была выработана система ритуалов – обрядовой практики, осуществляя которую человек старался заручиться поддержкой всех тех сил и явлений, от которых он зависел. Главным в этот период древности считалась физическая сила человека и его связь с «другим», «чужим» миром (в сказках это волшебный мир), в состав которого входили духи всех явлений природы. Человек, умевший общаться с чужим миром, – непобедимый человек: ведь ему оказывают покровительство те, против которых бесполезно сражаться, ибо они несравнимо сильнее.
Следующий период древности (земледельческий) связан с тем, что человек начинает питаться не только за счёт охоты, но и за счёт того, что он научился обрабатывать землю – сажать и сеять, научился приручать животных. Зависимость от погодных условий (стихий) у него по-прежнему велика, но он уже многое умеет. В этот период ценится уже не просто физическая сила человека, но его наблюдательность и хитрость. Если зверя нельзя победить физически, его можно обхитрить. В этот период у человека появляется много всяких инструментов, орудий труда.
Чем дальше развивается человек, тем больше возрастает его самостоятельность, его независимость от мира природы, его самоуважение, тем больше начинают цениться его нравственные качества: способность помочь другу в трудную минуту, доброта, бескорыстие, порядочность, великодушие.
Древнейшие фольклорные крупные жанры (сказка о животных и волшебная сказка) и на уровне композиционных структур, и на уровне сюжетов по-своему отражают разные периоды древности. Кумуляция, то есть цепочка, – это наиболее древнее сказочное построение. Этих древнейших композиционных структур всего две: кумулятивная цепочка и замыкание событий на круг в докучной сказке.
Что касается сюжетов (мы их будем называть «сказочными историями»), то мы выделили три периода древности, назвав их «самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки». К самым древним мы отнесли сказочные сюжеты, объясняющие происхождение, природу и причины всего на земле: природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. По этому признаку дети без всякого труда отличают самые древние сказочные сюжеты (речь идёт о сказках о животных).
К просто древним сказкам мы относим все сюжеты, где герой – хитрец, он побеждает своих врагов с помощью хитрости, причём хитрость не осуждается как черта характера, а воспринимается как преимущество героя. Так начинает складываться «литературная» лента времени. Завершается она в данном случае менее древними сказками: это сказки, где появляется благородный и бескорыстный герой – герой, помогающий другим в беде, не извлекая из этого никакой выгоды. Это сказки о животных, содержащие откровенно воспитательный пафос. Именно из них чуть позже разовьётся жанр басни. Что касается прямого различения сказочных сюжетов по времени, то самый тонкий и сложный момент появляется тогда, когда в одной и той же сказке нужно обнаружить черты, присущие разным временным периодам. Собственно, обнаружение этих черт – не проблема. Проблемой является понимание причин этого: мы должны понять, почему это возможно. Родившись в очень глубокой древности, сказка устно передаётся из поколения в поколение, то есть путешествует во времени. Проходят столетия. Жизнь людей меняется. Люди становятся сильнее и независимее от природы. У них появляются новые ценности (не просто сила, но хитрость; не просто хитрость, но мудрость; не просто мудрость, но благородство и великодушие и т. д.). И вот эти новые ценности начинают проникать в те сказки, которые путешествуют во времени. Древняя сказка начинает обрастать, обогащаться новыми чертами, сохраняя между тем и старые черты. Так, в одной и той же сказке можно обнаружить и черты самой древней сказки (например, в ней может объясняться внешний вид животного), и черты просто древней сказки (в ней может прославляться хитрый герой, который всех обманывает), и черты менее древней сказки (этот же герой или другой герой рядом с ним может обладать благородным и великодушным сердцем, бескорыстным стремлением помогать всем, кто попал в беду).
Кроме формирования исторического сознания на материале сюжетов сказок о животных мы должны дать представление о бродячих сюжетах: наличие одного и того же сюжета, известного у разных народов, не может быть объяснено сходством жизни и мышления этих народов, но может быть объяснено географическим путешествием сказочного сюжета. Помимо этого, в этой же главе удобнее всего сформировать представление о жанровом или тематическом сборнике (только сказки о животных; только самые древние сказки; только просто древние сказки; только сказки народов России и т. д.).

Ответы к стр. 64 — 67 Откуда пошли болезни и лекарства

Сказка индейцев Северной Америки

? Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней и лекарств?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно пересказать текст сказки, причём достаточно подробно.

? Внешний вид каких двух животных объясняется в сказке?

В этой сказке объясняется внешний вид лягушки и бурундука.

? Можно ли эту сказочную историю считать самой древней?

Конечно, можно, по двум основаниям: объясняются причины происхождения на земле болезней и лекарств и объясняются черты внешнего облика двух животных. Лучше пользоваться понятием «сказочная история», чем понятием «сказка», потому что понятие «сказочная история» эквивалентно понятию «сказочный сюжет».

Ответы к с. 67 — 69. Гиена и черепаха

Африканская сказка

? Понимаешь, чему учит эта африканская сказка? А какие сведения о природе (о ПРИЧИНАХ внешнего вида животных) она содержит?

В этой сказочной истории сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида ещё двух животных) и появляются уже черты более позднего времени (по нашей классификации, это черты менее древней сказки, то есть самой поздней сказки). Нам пока совершенно неважно, какое именно это более позднее время. Важно лишь то, что эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено.

Ответы к с. 69 — 71. Нарядный бурундук

Алтайская сказка

? Ты уже знаешь сказку, где объяснялось, почему у бурундука на шкуре полоски? Как она называется? Какой народ её сочинил? А в алтайской сказке такое же объяснение?

Цель обращения к этой сказке – заострить внимание на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному. В данном случае мы должны сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, – африканскую и алтайскую. Сравнить и прийти к выводу: обе сказки стремятся к одному и тому же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но делают это по-разному.

После изучения слов Михаила Потаповича, можно снова вернуться к Мишиным вопросам: «Почему и в Африке, и на Алтае людей волновало, как выглядит бурундук?» и «Почему это по-разному объясняется?». Ответив на эти вопросы, мы впервые задумываемся о типологических чертах сказочных сюжетов. Людей в разных уголках земного шара волновало только то, как выглядит бурундук? Или и то, как выглядят все остальные животные? Представители ВСЕХ народов стремились найти объяснения разным природным явлениям (например, почему восходит и заходит солнце, почему происходит смена времен года и пр.) или только некоторых?

Слова Михаила Потаповича об особых зачинах самых древних сказок нам очень важны как пропедевтические знания о животном тотеме, которые пригодятся нам в 4 классе, когда мы всерьёз займёмся волшебной сказкой. Пока нам важно лишь одно: в древних сказках животные представлены родственниками и даже прародителями героев-людей.

с. 72 — 73. Поход в библиотеку

 ...

Ответы к с. 74 — 76. Два жадных медвежонка

Венгерская сказка

? В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вызывает одобрение? Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?

И само название сказки, и вывод, который из неё следует, осуждает не лису, но именно медвежат. Таким образом, осуждается не хитрость, но жадность.

Сам сюжет является чрезвычайно популярным в разных странах. Чтобы показать, что он принадлежит к числу бродячих сюжетов, в учебнике, кроме этой венгерской сказки, приведены корейская и индийская сказки. Было бы замечательно, если бы вы нашли на карте мира, где находятся Венгрия, Корея и Индия, чтобы представить путь сказки-путешественницы.

Ответы к с. 76 — 77. Как барсук и куница судились

Корейская сказка

? После первого фрагмента: Ты можешь предположить, что было дальше? Догадываешься, чем сказка закончится?
А какая черта характера осуждается в сказке: хитрость или жадность?
Прочитай её продолжение!

Первый же небольшой фрагмент сказки убеждает нас в том, что мы уже знаем, как будут развиваться события. Этого фрагмента достаточно и для того, чтобы догадаться, чем сказка закончится.

Не вызывает труда и понимание того, что в сказке осуждается жадность, а не хитрость.

? Твои предположения подтвердились? Эта история похожа на предыдущую? Чем же — ведь в ней участвуют совсем другие звери?

После того как дочитана сказка до конца, мы, во-первых, должны отметить, что и в той и в другой сказках судьёй избрана лиса, и объяснить, почему это так (видимо, и для венгерского, и для корейского народов, так же как и для русского народа, лиса – умное и хитрое животное). Во-вторых, мы должны прийти к выводу, что главное сходство между сказками – даже не в этом (судьёй могла быть и не лиса) – сходство в том, что сходны сами события (двое жадничают и спорят, не могут решить спор без третьего, обращаются к нему за помощью, а он их обманывает).

Ответы к с. 78 — 79. О собаке, кошке и обезьяне

Индийская сказка

? Михаил Потапович спросил: «Чем похожи эти три сказки? Ведь и герои в них разные, и еда, которую они делят, разная!
    Ты можешь ответить? Сравни сказки: похожи ли СОБЫТИЯ? Похожи ли ГЕРОИ по ХАРАКТЕРУ? Похоже ли ПОСТРОЕНИЕ сказок?

Третья сказочная история, в которой участвуют совсем другие животные, необходима для того, чтобы сформировать представление о бродячем сюжете: если по началу некой истории можно предположить, что будет дальше и как она закончится, значит, перед нами типичный бродячий сюжет. Только теперь мы должны прийти к более объёмному выводу: в бродячей сказочной истории похожи события, герои похожи по характеру; более того, есть сходство в построении сказок. Выяснив черты сходства, необходимо выяснить причину этого сходства: сюжеты путешествуют по разным странам, их распространяют путешественники.

? С. 80  Опираясь на опыт детей (которые помнят отрывок из русской сказки «Волшебное кольцо», где был бродячий сюжет про собаку Журку и кота Ваську, а также помнят и китайскую сказку «Как собака с кошкой враждовать стали»), учебник сообщает сведения о том, насколько этот сюжет популярен в мире.

Ответы к с. 80 — 83. Золотая рыба

Индийская сказка

? Догадываешься, как называется сказка? Проверь себя: посмотри её название на странице 5 (Содержание).
   Можешь предположить, что будет дальше? Понимаешь теперь, что такое БРОДЯЧИЕ сказочные истории?

Название этой сказки не указано в учебнике: прочитав её начало, мы должны сами предположить, как она называется, а затем проверить по странице «Содержание», действительно ли это так. Привлечение ещё одного популярного бродячего сюжета необходимо, чтобы мы поняли: бродячие сказочные истории – это не что-то единичное, это закономерность («Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, сказка братьев Гримм «О рыбаке и его жене»).

? С. 84    А ты сумеешь различить эти черты (черты САМОЙ ДРЕВНЕЙ сказки и черты ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказки)? По каким признакам?

В начале этой страницы учебник возвращается к обсуждению более сложной проблемы, которая касается различения самых древних сказочных историй и просто древних сказочных историй. Откроем с. 73 учебника, посмотрим на список сказок и вспомним с помощью этого списка, что самые древние сказки рассказывают о причинах природных явлений, а просто древние сказки рассказывают о героях-животных, которые побеждают, прибегнув к обману или хитрости. Вспомнив это, можно приступать к знакомству со сказкой (или с новыми чертами уже существующей сказки), в которой появляется новый герой – великодушный и благородный. Сразу хотелось бы заметить, что этот новый герой может быть прежним героем, но с новыми чертами характера: он может по-прежнему побеждать с помощью хитрости, но мотив его поведения уже другой – не личная корысть, а оказание помощи другим. В учебнике представлены именно такие сказки: они лучше всего показывают, как у прежнего героя (то есть героя, обладающего хитростью и умом) появляются такие черты характера, как бескорыстное желание помочь более слабому и беззащитному, попавшему в трудную ситуацию.

Ответы к  с. 84 — 89. Черепаха, кролик и удав-маха

Кубинская сказка

? Что ценится, а что наказывается в этой сказке? Докажи, что в ней есть черты МЕНЕЕ ДРЕВНЕЙ сказки. А затем докажи, что в ней по-прежнему ценится то же, что всегда ценилось в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке. Что это?
Подтверди, что большая часть этой сказки построена как цепочка.

Если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение САМОЙ ДРЕВНЕЙ сказки.

Удав-маха – это не какой-то особый вид удава, а удав «великий» (маха на санскрите (древнейшем языке) означает «великий», отсюда титул индийских правителей – махараджа).

В сказке ценится стремление прийти на помощь тому, кто попал в беду: кролик приходит на помощь удаву, а черепаха – кролику. В сказке осуждается и наказывается неблагодарность: неблагодарный удав снова оказывается в яме.
Интересным в сказке является то, что в ней обсуждается важнейший жизненный закон – существование справедливости на земле. Опыт жизни животных, у которых спрашивают, есть ли справедливость, приводит их к печальному выводу: справедливости на земле нет. Высокая миссия сказки как жанра – восстановить пошатнувшийся порядок, в данном случае – представление о справедливости.

В сказке «Черепаха, кролик и удав-маха» можно обнаружить:
1) черты менее древней сказки – бескорыстное благородство кролика и черепахи, которые помогают тому, кто оказался в трудном положении, не предполагая для себя никакой выгоды;
2) черты просто древней сказки – добиться своей цели (победить врага, выручить друга и т. д.) можно только с помощью хитрости;
3) черты самой древней сказки – сказка построена как цепочка, а такое построение является признаком глубокой древности сказки.

Ответы к с. 89 — 95. Хитрый шакал

Индийская сказка

? Найди самые главные слова сказки. Кто их произносит?

Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша — ближе к её началу.
Кто из ребят прав?
Чем эта сказочная история напоминает предыдущую?
Можно ли эту историю назвать БРОДЯЧЕЙ?
Как построена первая часть сказки?
Тебе понравился шакал? Расскажи, как ему удалось спасти человека.

Если в сказке «Черепаха, кролик и удав-маха» отсутствие справедливости, о котором говорят животные, читается как отсутствие социальной справедливости (ибо человек жесток: человек использует животных, не испытывая к ним никакой благодарности), то в сказке «Хитрый шакал» человек сам оказывается в трудном положении, и тема отсутствия справедливости звучит по-другому: как отсутствие гармонии в самой природе (животные пожирают других животных; животные уничтожают растения, не думая о последствиях). В остальном же это типичный бродячий сюжет – и обсуждаемая глобальная проблема, и интрига (ход событий) одни и те же, и разрешение этой проблемы одинаковое: зло и неблагодарность наказываются, а благородство вознаграждается самой ценной наградой, на которую способна сказка, – даром жизни.
Та путаница, которую из хитрости затеял шакал, кажется очень смешной.

Учебник просит нас найти самые главные слова сказки. Более того, он сообщает, что Маша нашла эти слова ближе к началу сказки, а Миша – ближе к концу. Речь идёт о словах, сообщающих о том, что на земле есть справедливость. После этого надо сравнить сказки и рассказать, чем же они похожи; определить, что это бродячая история; сказать, что первая часть сказки построена как цепочка.

Затем следует задание, направленное на пересказ второй части сказки: мы должны рассказать, как шакалу удалось спасти человека.

? Какая черта характера шакала связывает его с ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказкой? А какое его качество доказывает, что он уже герой МЕНЕЕ ДРЕВНЕЙ сказки?

Важно обсудить, какая черта характера шакала связывает его с просто древней сказкой (это хитрость) и с менее древней сказкой (это бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость). Здесь важно понять: животное, которое побеждает других с помощью хитрости и способно восстановить утраченный в мире порядок, – это животное, занимающее высокую ступеньку в иерархии животных.

Ответы к с. 96 — 98. Сборник «Сказки народов мира»

? Маша попросила у Михаила Потаповича сборник «Сказки народов мира».

Вот СОДЕРЖАНИЕ этого сборника.

Хитрый шакал (индийская сказка)
О глупом тигре (китайская сказка)
Умный воронёнок (эфиопская сказка)

Лиса и козёл (русская сказка)
Комары (адыгейская сказка)
Матти-весельчак (карельская сказка)

Почему журавль стоит на одной ноге (бирманская сказка)
Отчего цикада потеряла свои рожки (бирманская сказка)
Как появился огонь (австралийская сказка)

Волк и свинья (осетинская сказка)
Шах-петух (татарская сказка)
Хвастливая лягушка (якутская сказка)

Почему звери не доверяют людям (сказка народов Африки)
Как у кенгуру появилась на животе сумка (австралийская сказка)
Почему у свиньи рыло вытянутое (сказка народов Африки)

Волшебный беркут (башкирская сказка)
Волшебная берёза (удмуртская сказка)
Храбрый мальчик (дагестанская сказка)

Большая часть этих сказок — сказки о животных или волшебные сказки? Подтверди своё мнение. А волшебные сказки здесь есть? Назови их.

Здесь шесть блоков сказок. Две волшебные сказки есть в последнем блоке («Волшебный беркут», «Волшебная берёза»).

Миша сказал, что из этого сборника сказок можно составить другой сборник: «Самые древние сказки о животных разных народов».
А ты сумеешь по названиям сказок определить, какие из них САМЫЕ ДРЕВНИЕ? Помоги выбрать сказки для его сборника.

Самые древние сказки – в третьем и пятом блоках. Просто древняя сказка – сказка, где есть слово «хитрый» («Хитрый шакал»).

Костя Погодин сказал, что из сборника «Сказки народов мира» можно составить сборник «Сказки народов России». Но для этого надо смотреть не на названия сказок, а на…
Ты догадываешься, на что надо будет обратить внимание?
Если затрудняешься, воспользуйся подсказкой Летучей Мыши.

Сказки каких народов России войдут в Костин сборник?
Какие из этих сказок — сказки о животных?
Какие — волшебные сказки? (Обрати внимание на названия сказок.)

Сказки народов России определить просто, так как жирным шрифтом выделена принадлежность сказки конкретному народу России (русская сказка, адыгейская, карельская, осетинская, татарская, якутская, башкирская, удмуртская, дагестанская). Выделенная часть текста – это подсказка.

с. 98 Теперь ты умеешь составлять сборники?
          Какой сборник составишь ты?

«Сказки народов мира», «Сказки о животных», «Сказки народов России», «Самые древние сказки о животных».

Ответы к с. 98 — 101. Снег и заяц. Как птицы царя выбирали

«Снег и заяц» (бурятская сказка) и «Как птицы царя выбирали» (хакасская сказка).

? Сравни эти две сказки и постарайся ответить на вопросы и выполнить задания.

1. Это — сказки о животных или волшебные сказки?

Обе сказки – сказки о животных.

2. Найди место этим сказочным историям на ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ. Черты каких именно сказок в них заметнее всего?

Лента времени

Самые древние ⇒ Просто древние ⇒ Менее древние

В сказке «Снег и заяц» мы обнаружили особенность самой древней сказки, поскольку в ней объясняется причина определенного явления: почему заяц меняет цвет шкурки в зависимости от времени года. В сказке «Как птицы царя выбирали» мы тоже обнаружили черту самой древней сказки, поскольку в ней рассказывается, почему орла считают царём зверей, почему ворона и сорока питаются тем, что недоест орёл, почему сокол живёт в злобе на всех птиц. Обобщая эти сведения, мы приходим к выводу, что в обеих сказках заметнее всего черты самых древних сказок.

3. Может ли Костя включить эти сказки в свой сборник «Сказки народов России»? Обоснуй свой ответ.

Чтобы определить, являются ли эти сказки сказками народов России, мы должны вновь вернуться к подсказке Летучей Мыши на с. 97. Тогда мы обнаружим, что Костя может включить их в свой сборник.

Глава 3

Глава 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют

Ответы к стр. 101. Комментарий к третьей главе

Задачи этой главы – на примере литературных, живописных и музыкальных произведений найти ответ на вопросы: зачем нужна фантазия? Почему люди фантазируют? Как меняется окружающий мир, если смотреть на него сквозь волшебное стекло воображения?

Первая часть главы продолжает работу с такими приёмами, как олицетворение, сравнение, звукозапись, которые придают фантазии автора конкретную форму и, таким образом, помогают создавать яркие убедительные образы. Также продолжается обучение умению пользоваться Толковым словарём, выбирать нужное значение слова из нескольких вариантов.

На очередном занятии клуба «Ключ и Заря» обсуждается вопрос: «Почему люди фантазируют?».

В первой части главы разбирается отличие рассказа от сказки и небылицы по цели и построению. Таким образом, мы учимтся анализировать прочитанный текст и соотносить его с рассказом (сказкой, небылицей) не по внешней интриге, а по цели написания и по логике развития событий.

Эта часть главы завершается походом в «Музейный Дом». Цель похода – рассмотреть приёмы, которые делают изображённые на картине П. Филонова Нарвские ворота живыми, выражающими определённые чувства, вписанными в жизнь большого города.

Продолжает отрабатываться навык выразительного чтения по ролям (Тим Собакин «Игра в птиц»).

Далее, во второй части демонстрируется, что каждый человек по своей воле может переступить тот порог, за которым обыденность оборачивается сказкой (К. Бальмонт «Гномы»); всё зависит лишь от силы воображения! Мы и сами, фантазируя, можем создавать необычные истории и миры.

? с. 101 — Так почему же люди фантазируют? — спросил Михаил Потапович.
               А ты знаешь ответ на этот вопрос?

Михаил Потапович поддерживает мнение Миши и обобщает всё им сказанное (люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир). Летучая Мышь подсказывает, что фантазёрам все вокруг кажется одушевлённым и живым. Пример такого «одушевления» – стихотворение Новеллы Матвеевой «Картофельные олени».

Ответы к стр. 102 — 103. Новелла Матвеева. Картофельные олени

? Ты когда-нибудь замечал(а), как весной прорастает картошка?
Что показалось герою (героине), когда он(а) смотрел(а) на картофелины? А тебя воображение уводило когда-нибудь так далеко?
Докажи на примере этого стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приёмы, как СРАВНЕНИЕ и ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. А для кого автор использует звукозапись?

В детском саду или на занятиях по труду из картофеля действительно часто делают поделки – оленя или бычка: сама картофелина напоминает туловище животного, а ножки можно сделать из спичек. А если представить такую фигурку «с ростками ужасной длины», увеличится ли сходство с оленем? Кто же является врагом, против которого картофель обзаводится каждую весну «рогами»?

Приёмы сравнения и олицетворения: картофель «оживает», специально «отращивает» рога (олицетворение); ростки ветвятся, подобно оленьим рогам (сравнение); овощной склад имеет вид разъярённого стада (сравнение); «бедной» картошке не хочется лезть в кастрюлю (олицетворение). Таким образом, приёмы сравнения и олицетворения придают стихотворению яркость, убедительность.

Эффект «разъярённого стада» картофелин-оленей усиливает звукопись: частое «ро» – «ра» (маркированы цветом).

Ответы к стр. 103 — 113. Саша Чёрный. Дневник Фокса Микки

Глава «О Зине, о еде, о корове»

с. 105

? Вернись к названию произведения.
   Посмотри в Толковом словаре, какие значения есть у слова «дневник». Можешь объяснить, что означает это слово в данном случае? От чьего лица написан этот дневник? Найди и зачитай только те строчки, из которых понятно, что дневник пишется от лица…

Найдём слово «дневник» в Толковом словаре и выясним, что в названии этого произведения оно использовано в первом значении: книга, журнал, в который записываются наблюдения, события. Отметим, что дневник написан от имени собачки породы фокс по имени Микки. В подтверждение этого зачитаем следующие строчки: «Гав! Я умею думать – и это самое главное. Что лучше – думающий Фокс или говорящий попугай? Ага!»; «Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины»; «Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс»; «А после обеда все бы барахтались и визжали, как Зина со мной… Гав-гав!».

Много ли времени фокс Микки проводит со своей хозяйкой? Уточни это, внимательно просмотрев текст этой главы.

Чтобы подтвердить, что фокс Микки очень много времени проводит со своей хозяйкой, нам понадобится подробно перечитать текст и найти косвенные подтверждения этому. Строчки, в которых Микки сравнивает Зину с собачкой: «Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч и грызёт сахар, совсем как собачонка», показывают, что Микки постоянно резвится и играет с хозяйкой. То, что Зина показывает Микки свои тетрадки по разным предметам, говорит о том, что фокс не расстаётся со своей хозяйкой и в то время, когда она готовит уроки (поэтому Микки знает, как пишет Зина и сравнивает свои буквы с Зиниными). Микки находится рядом с Зиной и во время еды: он знает, что едят люди, как ведут себя дети и Зина за столом (просят ещё), а сам «погрызу косточку, съем, осторожно взяв из рук Зины, бисквит, и всё». И спит Микки, видимо, рядом с хозяйкой: в своём дневнике он замечает – «А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает».

? Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Сумеешь это подтвердить строчками из текста? О чём мечтает Микки?

То, что фокс Микки очень наблюдателен, подтверждают строчки, в которых он: ставит три звёздочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль (он заметил такую особенность в детских книжках); отмечает очень подробно, что именно и когда едят люди (в том списке, который он составил путём НАБЛЮДЕНИЙ, есть и кисель, и суп, и мороженое).

Чтобы ответить на вопрос, о чём мечтает Микки, зачитаем два последних абзаца этой главы: фоксу хочется, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетками и потом барахтаться и визжать, как это делают он и Зина. Иными словами, Микки не нравятся и непонятны многие привычки людей, он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.

Глава «Осенний кавардак»

с. 108

? Почему эта глава так называется?
   Найди в тексте подтверждение тому, что в доме — кавардак. Куда и почему переезжает семья Зины? Всем ли нравится переезд в Париж?

Уточним в Толковом словаре значение слова «кавардак». В доказательство того, что в доме царит беспорядок и неразбериха прочитаем следующие строчки из текста: «Снимают ковры, пересыпают каким-то нафталином» (вещи убирают с привычных мест: ковры, видимо, сворачивают, в доме непривычный, неприятный запах); «Зина собирает свои книжки…» (когда собирают вещи, всегда беспорядок: открыты шкафы, стоят стопки книг, коробки…); «Братец её лежит в своей колясочке перед клумбой и визжит, как щенок» (все настолько заняты переездом, что никто не успевает подойти к малышу); «Грузовик забрал вещи. В столовой – бумаги и сор» (вещи вывезли, комнаты опустели, остался случайный мелкий мусор).

С наступлением осени семья Зины из летнего загородного дома (дачи) переезжает в город, в Париж. Переезд не нравится не только фоксу («Ни за что я в Париж не поеду. Спрячусь у коровы в соломе – не разыщут»), но и Зинин папа воспринимает переезд, как большое неудобство («Собачья жизнь! – говорит Зинин папа»).

? Интересны ли наблюдения Микки о смене времён года? Приведи пример из текста. Понравились ли тебе фантазии Микки о весенних переменах у людей и собак?

Признаками наступившей осени для Микки являются не только листопад, туманы и дождливые дни, но и то, что «большая собака заберётся в будку и будет храпеть с утра до вечера». Дождик фокс Микки воспринимает, как живое существо: «Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать?».

Первое же описание прихода весны сделано не просто от лица собачки, но глазами собачки: «вдруг потянет теплом», «налетят со всех сторон сумасшедшие птицы», «небо станет как вымытая Зинина голубая юбка», «на чёрных палках покажутся зелёные комочки…» – короткошёрстный фокс чувствует прежде всего тепло, отмечает огромное количество птиц, сравнивает небо с цветом Зининой юбки, ветки деревьев называет палками, а почки – комочками…

Далее следует оригинальное наблюдение: деревья каждую весну молодеют, а люди и собаки – нет. Фокс размышляет о фантастической возможности: чтобы на лысом мужском черепе каждую весну зеленела травка, чтобы у каждой собаки в апреле на кончике хвоста распускался бутон…

Глава «Я один»

с. 112 — 113

? Подтверди, что Микки воспринимает ветер как живое существо. Почему он сравнивает его с собакой? А ещё почему?

Бросается в глаза яркость образа-олицетворения, который создал Саша Чёрный, описывая осенний ветер глазами собачки. Это, говоря в шутку, не о-лице-творение, но о-мордо-творение. Фокс вспомнил, как люди обычно называют такой ветер («собачий ветер»). (Вспомним и встречающееся в тексте выражение «собачья жизнь», и бытующее выражение «холод собачий».) Фокс воспринимает ветер как обычное живое существо и совершенно по-бытовому, как о само собой разумеющемся факте, говорит: «Вообще, ветер – дурак». Причина, по которой фокс считает именно так, состоит в том, что ветер дует в голом парке, где взять (сорвать) нечего. Фокс называет ветер также бандитом, поскольку он врывается в дом и дует повсюду и поскольку от него никуда не спрячешься. Но главное в этом восприятии даже не то, что ветер – живой для фокса Микки, но то, что он «пищит … скулит… и подвывает так, точно его мама была собакой».
Фокс поражён, что при всех этих абсолютно собачьих звуках, у ветра нет «ни морды, ни глотки, ни живота, ни зада…».

С кем общается Микки на даче после отъезда хозяев? (Чтобы ответить на этот вопрос, посмотри не только эту главу, но и предыдущую).

Внимательно просмотрев текст, мы отметим, что фокс иногда ходит в гости к дворовой собаке, которая живёт в будке и играет с ней, но собака кажется ему слишком «глупой и необразованной»; что Микки общается с садовником, который должен его кормить, и получает что-нибудь вкусное от мясника, когда тот приезжает; что он общается с кошкой и котятами, дружит с мышами и пытается завязать общение даже с петухом.

Найди то место в этой главе, где рассказывается об отношении Микки к мышатам. Просмотри эту главу ещё раз. Какой вывод можно сделать о характере Микки?

— Главное в Микки, что он очень добрый, — сказала Маша.

? Ты можешь найти подтверждение Машиному выводу?

— А я думаю, самое важное то, что Микки — умный и смелый, — сказал Миша.

? Ты разделяешь Мишино мнение? Какие строчки в тексте привели Мишу к такому выводу?

Фокс не просто добрый и любит мышат. Пусть обнаружат, что фокс умный: он сдерживает проявление своих чувств любви, боясь напугать мышонка; он сдерживает и своё желание поиграть с мышонком в любимую игру по тем же соображениям. Фокс смелый: он готов защищать мышат, если им будет угрожать опасность со стороны кошки.

? Теперь посмотри ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях. Покажи на любых двух примерах огорчений, что Миккки не просто жалуется, но и размышляет о жизни.

Просматривая ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях, можно заметить, что фокс не просто жалуется, но и размышляет о жизни, делает из конкретного, происшедшего с ним неприятного случая какие-то общие выводы, вспоминает правила, нужные в жизни. Так, обнаружив в своей миске чёрного таракана, фокс пускается в рассуждения о том, что существование птиц и зверей как-то оправдано, а вот «…кому нужны чёрные тараканы?!» совершенно непонятно.

После случая с автомобилем фокс Микки не просто негодует и возмущается: «Почему он (автомобиль) не гудел на повороте?»; «Почему обрызгал меня грязью?», но и высказывает свой взгляд на автомобили вообще: «Ненавижу автомобили! И не по-ни-ма-ю…».

Налетев в огороде на колючую проволоку, Микки не только жалуется («Уй-ю-юй, как больно!»), но и вспоминает правило, которое знает от Зины: «…если порежешься ржавым железом, надо сейчас же смазаться йодом».

Какое огорчение является для Микки самым главным? Почему ты так думаешь? Зачитай строчки, из которых видно, что это огорчение для Микки закончилось.

Безусловно, самым главным огорчением является «Зина меня забыла!», потому что фокс измучился от навалившихся на него несчастий (холода, голода, одиночества) и огорчений, устал от них, соскучился по своей главной подружке и хозяйке Зине, которая делила с ним его радости и невзгоды.

Последние три строчки главы «Я один» показывают, что это огорчение для Микки закончилось: за ним приехала Зина, и он уже третью неделю живёт с хозяевами в Париже.

? Просмотри весь текст с начала до конца. Найди как можно больше подтверждений тому, что окружающий мир здесь показан глазами собачки.

? Как ты думаешь: чтобы написать такое произведение, как «Дневник фокса Микки», нужно иметь богатую фантазию?

Эти два вопроса направлены на то, чтобы мы ещё раз просмотрели весь текст с начала до конца и зачитали как можно больше конкретных предложений из него, по которым видно, что он написан от лица собачки.
Вспомним, какие яркие и необычные сравнения, олицетворения, природные описания и рассуждения о жизни использовал в своем тексте Саша Чёрный, чтобы показать читателю мир глазами собачки, и придём к выводу, что для того, чтобы написать такое произведение, нужно иметь очень богатую фантазию.

Ответы к стр. 114 — 118. Татьяна Понамарёва. Автобус

? Сколько героев (действующих лиц) в этой истории?
   Миша говорит, что двое, а Маша — что их не меньше трёх. А как думаешь ты?

В рассказе Т. Пономарёвой «Автобус» – три действующих лица. Двоих определить легко – это бабушка и потерявшийся автобуc. Третий герой – внук (внучка), от лица которого и ведётся рассказ. («За ночь мы с бабушкой несколько раз просыпались и выглядывали в окно…»). За словом «мы» могут скрываться и другие члены семьи: дедушка, мама, папа, тетя и т. д.

? Поведение автобуса напоминает тебе чьё-то ещё поведение? Чьё именно? Объявление в газете подтверждает твою догадку?

Очевидно, что и поведение автобуса, и характер объявления о пропаже напоминают ситуацию с потерявшимся домашним любимцем, скорее всего собакой.

Симпатичный ли человек бабушка? Она похожа на твою бабушку?

Поведение бабушки показывает, что она добрый человек, способный посочувствовать и помочь. Она пытается прогнать автобус, но не находит в себе сил это сделать: ей тут же «стало его жаль». Вопрос: «Похожа ли бабушка из этого текста на твою бабушку?» отсылает нас к нашему собственному жизненному опыту.

— Это сказка или рассказ? — спросила Машина подружка Таня Перова.
— Конечно, это сказка! — рассмеялся Миша. — Разве автобус может потеряться? Может вести себя, как собака?
— Это рассказ! — убеждённо возразила Маша, но доказать не смогла.
— Это небылица, — сказал Костя Погодин.
Все выжидательно посмотрели на Михаила Потаповича.
— Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке, — сказал Главный Библиотекарь. — Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа — разные цели.

Цель небылицы — поразить слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки — приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
Цель рассказа — «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей).

? Теперь ты сможешь ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст — действительно небылица?

— Обсудим мнение Маши и Миши, — предложил Михаил Потапович. — Ещё раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус» — это сказка или рассказ?

? Как ты ответишь на этот вопрос? Мнения ребят разделились. Михаил Потапович сказал, что так и должно быть: по смыслу это сказка-рассказ!
— Но вот по ПОСТРОЕНИЮ это точно…

? Как ты думаешь, что ещё хотел сказать Михаил Потапович? Ты соглашаешься с ним?

В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ.

— Хотите проверить своё предположение? — спросила ребят Анишит Йокоповна. — Замените в тексте слово «автобус» словом «пёс» и прочитайте ещё раз. Сразу всё увидите.

? Ты тоже замени слово «автобус» словом «пёс» и проверь, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нём — необыкновенные?

Анализ поведения автобуса позволит провести различие между сказкой (небылицей) и рассказом, исходя не из внешней интриги, а на глубинном уровне (по цели и по построению произведения). После того как мы ознакомимся с содержанием первого и второго плакатов Летучей Мыши (цели небылицы, сказки, рассказа; построение рассказа и сказки), нам будет нетрудно соотнести «Автобус» с рассказом (так как это произведение «рассказывает» случай из жизни и раскрывает характеры конкретных людей: потерявшемуся автобусу сочувствует, беспокоится за него не только бабушка, но и внук (внучка); события развиваются не по строгим сказочным законам, а так, как в обычной жизни – подчиняются случаю).

Если же такие рассуждения кажутся слишком сложными, можно правильно определить это произведение как рассказ, последовав совету Анишит Йокоповны).

Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые? Как называется такой приём?

Приём «одушевления» неодушевлённых предметов называется олицетворением.

Ответы к стр. 118 — 120. Татьяна Понамарёва. В шкафу

 

Ответы к стр. 121 Эмма Мошковская. Вода в колодце

 

 Если вам нужно продолжение, напишите нам в комментариях и мы доделаем ответы.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять ее:

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)