Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

• Наша речь состоит из предложений.
• Предложение — это законченная мысль.
• Предложения состоят из слов.
• Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
• Слова состоят из звуков.
• Звук — то, что мы слышим и произносим.
• Буква — то, что пишем и читаем.
• Звук на письме обозначается буквой.
• Звуки бывают гласные и согласные.

• Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО)
- в начале слова (яма, юла);
- после гласного звука (маяк, за-юшка);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

• Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

• Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:
- глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ;
- звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

• Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
- согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
- всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
- всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

• Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука.

Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить, ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению - слияние двух букв в слог.

Знание букв без чувства звуков - это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их складывать, если предварительно не знакомятся со звуками.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности каждого звука в нем.

Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:  жжжук, жууук, жуК.  Затем можно построить модель слова из квадратиков. Ячейки соответствует звукам. 

Гласные звуки

Звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Такие звуки есть в словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э], кит-[и], дым-[ы]. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, нужно "проверить" все звуки, произнося их, и наблюдая, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

Гласный звук в модели слова закрашивается красным цветом.

Согласные звуки

Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что-то "мешает", - губы, зубы, язык, называются согласными. Твердый согласный звук будем обозначать синим цветом, а мягкий согласный звук - зеленым. 

ЛУНА                      ЛИСА                  ЮЛА                        ГУСИ
[л][у][н][а]        [ль][и][с][а]         [й][у][л][а]                 [г][у][сь][и]

Ударные гласные звуки

После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком. Над ударным звуком ставится косая черта.

Пример звукового анализа слова ГУСИ

 [г][у][сь][и]

Назовите гласные звуки. ([у], [и] )
Сколько слогов в слове? (Два)
Назовите их. (ГУ-СИ)
Назовите ударный слог.(ГУ)
Произнесите слово с ударением.(ГУУУСИ)
В ударном слоге протяжно произносится гласный звук.(УУУ)
Читаем слово с ударением, ведя указкой под схемой.
Взрослый произносит ГУСИИИ.
Какой звук выделен? (И)
Как правильно сказать? ГУУУСИ.
Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится более протяжно.
Какой согласный звук мягкий? [сь]

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают вправила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.