ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебникГотовые домашние задания по предмету Окружающий мир за 4 класс сослужат хорошую службу родителям и помогут быстро проверить, как их ученик справился со своим домашним заданием, сверить ответы.

На этой страничке ГДЗ к тетради для практических работ, 2 часть рабочей тетради к учебнику автора Плешаков А.А. Автор тетради - Е.М.Тихомирова. Программа - Школа России. В крайнем случае решебник можно посмотреть и детям. 

Год издания тетради для практических работ текущий.

ГДЗ проверены и одобрены учителем начальных классов.

Ответы ГДЗ к тетради №2 для практических работ, окружающий мир

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебникГотовые домашние задания по предмету Окружающий мир за 4 класс сослужат хорошую службу родителям и помогут быстро проверить, как их ученик справился со своим домашним заданием, сверить ответы.

На этой страничке ГДЗ к тетради для практических работ, 2 часть рабочей тетради к учебнику автора Плешаков А.А. Автор тетради - Е.М.Тихомирова. Программа - Школа России. В крайнем случае решебник можно посмотреть и детям. 

Год издания тетради для практических работ текущий.

ГДЗ проверены и одобрены учителем начальных классов.

Ответы ГДЗ к тетради №2 для практических работ, окружающий мир

Стр. 5 6 7

Страница 5. Страницы всемирной истории

Стр. 5-7 Начало истории человечества

1. Прочитай текст

Первые орудия труда

   Первобытные люди умели делать орудия труда из камня. Также в качестве инструментов они использовали и другие природные материалы - дерево и кости животных.
   Первые каменные инструменты были, по-видимому, изготовлены человекоподобными существами, жившими в Африке около двух миллионов лет назад.
   Основными орудиями человека были заострённые камни для разрезания мяса и шкур, ножи и иглы из обломков рогов и костей, челюсти жвачных животных, которые использовались как пилы. Большая часть инструментов изготавливалась из кремня, так как он легко обрабатывался.
(Из книги "Что? Зачем? Почему?")

Что нового ты узнал из текста о первобытных людях? Озаглавь текст. Запиши название.

Составь 2 - 3 вопроса по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Из чего делали орудия труда первобытные люди?
Где жили человекоподобные существа, изготовившие первые каменные инструменты?
Для чего использовали заострённые камни?
Что использовали как иглы, а что использовали как пилы?
Из чего изготавливалась большая часть инструментов и почему?

2. Рассмотри изображения орудий труда человека. Закрась кружочки около тех, которыми пользовался первобытный человек.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

3. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

+ Первобытная история - самая длительная эпоха в истории человечества.
- Большинство учёных считают, что древнейшие люди появились свыше четырёх миллионов лет назад.
- Древнейшие люди не умели разговаривать.
- Первобытные люди заселили все материки.
- Древнейшие люди изготавливали простейшие орудия труда из железа.
+ Первобытные художники рисовали на стенах пещер.

4. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

2. Материк, на котором археологи находят следы существования первобытных людей.
5. Занятие по разведения животных.
6. Материк, не заселённый древними людьми.

По вертикали:

1. и 4. Животные, изображения которых были оставлены первобытными художниками.
3. Занятие древних людей.

Кроссворд "Начало истории человечества"

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

8-9

ГДЗ к странице 8-9 Мир древности: далёкий и близкий

1. Вспомни, в каких странах можно увидеть данные достопримечательности. Запиши названия стран.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы  

2. Подпиши под изображениями имена богов.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы  

3. Запиши названия государств, существовавших в эпоху Древнего мира.

Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Финикия, Государство Шумер, Древний Китай.

4. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

3. Священный жук у египтян.
5. Наука, изучающая прошлое людей по находкам, полученным в результате раскопок.

По вертикали:

1. Древний храм в Греции.
2. Особый письменный знак в Египте.
3. Высокий холм в сердце Афин.
4. Государство Древнего мира.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

Кроссворд "Мир древний: далёкий и близкий"

10-11

Стр. 10-11. Ответы по теме Средние века: время рыцарей и замков

1. Запиши числа, данные в скобках, римскими цифрами.

Средневековье продолжалось с конца (пятого) V до конца (пятнадцатого) XV века.

Буддизм возник в (шестом) VI веке до нашей эры, христианство - в (первом) I веке до нашей эры, а ислам - в (седьмом) VII веке нашей эры.

2. Закрась кружочки около рисунков предметов, которые принадлежали средневековому рыцарю.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

Предметы, принадлежащие средневековому рыцарю

3. Запиши названия крупнейших мировых религий.

Иудаизм, христианство, буддизм, ислам, индуизм, буддизм.

4. Соедини стрелками изображения зданий с их названиями.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

12-13

ГДЗ к стр. 12-13. Новое время: встреча Европы и Америки

1. Прочитай предложения о путешествиях известных мореплавателей. Укажи в скобках век, в котором происходили данные события.

3 августа 1492 года (XV век) из порта Испании вышли три каравеллы, которые снарядил Христофор Колумб.

20 сентября 1519 года (XVI век) началась первая кругосветная экспедиция, возглавленная Фернаном Магелланом.

17 июля 1819 года (XIX век) в плавание отправились Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.

2. Закрась кружочки около рисунков тех предметов, которые еще не были изобретены в XIX веке.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

Предметы, которые не были изобретены в 19 веке

3. Соедини стрелками имена людей и род их занятий.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

Имена людей и род их занятий

4. Прочитай текст.

В 1503 году Америго Веспуччи, флорентийский мореплаватель, путешествовавший с испанцами и португальцами, написал другу письмо, в котором утверждал в первый раз, что земли, открытые Колумбом некоторое время назад, не являются частью Азии, но принадлежат континенту, не известному до сих пор европейцам. Веспуччи пришёл к этому выводу после того, как побывал на севере Южной Америки. В 1507 году немецкий географ нарисовал карту Америки и в честь Америго Веспуччи дал его имя новому континенту.
(Из книги "Что? Зачем? Почему?")

Ответь на вопросы:

Кто такой Америго Веспуччи? Флорентийский мореплаватель, который понял, что открытые земли Колумбом это не Азия, а новый континент.

В каком году была нарисована первая карта Америки? Первая карта Америки была нарисована в 1507 году.

В честь кого был назван этот континент? Этот континент - Америка, он был назван в честь Америго Веспуччи.

14-15

Ответы к стр.14-15. Новейшее время: история продолжается сегодня

1. Впиши названия полюсов, которые были покорены путешественниками.

Роберт Пири - Северный полюс

Руал Амундсен - Южный полюс

2. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

+ Отсчёт истории Новейшего времени мы ведём с начала XX века.
- В 1909 году Роберт Пири достиг Южного полюса.
+ В XX веке кино прочно вошло в жизнь людей.
- Россия не входит в состав Организации Объединённых Наций.
- Многие города в начале XX века стали насчитывать по несколько миллионов жителей.
+ XX век - время величайших открытий человечества.

3. Прочитай текст.

Организация Объединённых Наций была создана после Второй мировой войны для того, чтобы обеспечивать сотрудничество между странами и поддерживать мир во всём мире. В 1948 году была провозглашена Всеобщая декларация прав человека. В ООН входят почти все страны мира. Это организация занимается ещё и вопросами борьбы с голодом, вопросами образования и здравоохранения, оказывает помощь в развитии, помогает беженцам, проводит миротворческую деятельность в зонах военных конфликтов.

Ответь на вопросы:

Расшифруйте название организации - ООН. Ответ: Организация Объединённых Наций
Когда была создана эта организация? Ответ: ООН создана после Второй мировой войны
С какой целью создали ООН? Ответ: обеспечивать сотрудничество между странами и поддерживать мир во всём мире
Какие страны входят в ООН? Ответ: входят почти все страны мира
Чем ещё занимается ООН? Ответ: занимается вопросами борьбы с голодом, вопросами образования и здравоохранения, оказывает помощь в развитии, помогает беженцам, проводит миротворческую деятельность в зонах военных конфликтов.

4. Запиши на "ленте времени" названия эпох, на которые учёные делят всю историю человечества.

Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Они называются так:

первобытная история
история Древнего мира
история Средних веков
история Нового времени
история Новейшего времени

16-17

Страница 16. Страницы истории России

Стр. 16-17. ГДЗ к теме Жизнь древних славян

1. Запиши названия племён восточных славян.

Полочане, кривичи, словене (ильменские), вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, поляне, древляне, уличи, волыняне, белые хорваты, тиверцы.

2. Прочитай текст.

Леший

Выбрался из дупла старый леший, прислушался. Захохотал, захлопал в деревянные ладоши. Бросилась в разные стороны мелочь лесная. Всё-таки леший - безраздельный владыка леса, пусть даже и не злой. Живёт он обычно в самой глуши, в буреломе или заросшем дупле. Характер у него озорной и проказливый. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страшными голосами. Увидеть его трудно, а узнать почти невозможно. Дело в том, что у этого добродушного духа нет постоянного образа. Может он прикинуться и могучим дубом, и жирным барсуком, и любопытной белкой. Чаще всего леший появляется в облике древнего старика с длинной белой бородой. Чтобы лесной хозяин оставил в покое, надо вывернуть наизнанку свою одежду. Тогда смешливый старичок сам выведет на опушку в благодарность за потеху.
(О. Ионайтис)

Что ты узнал из текста о лешем? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Кто безраздельный владыка леса?
Где живёт леший?
Какой характер у лешего?
Что любит делать леший?
Почему лешего трудно увидеть?
Чаще всего в каком образе появляется леший?
Что нужно сделать, чтобы леший оставил в покое?

3. В какой природной зоне поселились славянские племена?

Славянские племена заселили Восточно-Европейскую равнину, следующие природные зоны: зону смешанных и широколиственных лесов, лесостепь, степь.

Почему именно эти места они выбрали? Ответить на вопрос тебе поможет описание местности, сделанное Н.Кончаловской.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах - куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли,
Толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: "Места много,
Есть что есть и есть что пить!"
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Ответ: Эти места они выбрали, так как они были богаты природными ресурсами. Здесь были леса, в которых водилось много дичи, а так же их можно было использовать, как строительный материал. Можно на этот вопрос ответить строчками из стихотворения:

И решили: "Места много,
Есть что есть и есть что пить!"

4. Выпиши из текста учебника названия фантастических существ, в которых верили славяне. Найди в дополнительной литературе материал о них. Расскажи об этих существах на уроке.

Перун - бог грома и молнии, охраняет дом - домовой, в лесу водится леший, в реках и озёрах живут водяной и русалки.

Сообщение о фантастических существах, в которых верили славяне.

Перун

Перун – древнеславянский бог грома и молнии. Он верховный правитель языческих высших сил, который покровительствует князю и боевой дружине.

Его мать, Лада, – покровительница всей Руси, верховное женское божество - заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской внутренней и духовной красоты. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.

По небу Перун передвигался на огромной колеснице: грохот её колёс и был тем громом, который устрашал людей на Земле.Символ Перуна – чёрно-белая сорока, поэтому его божественный транспорт был запряжён не только крылатыми лошадьми, но и этими птицами. Кроме того, громовержец мог предстать перед людьми в разных обличьях. Например, в образе грозного быка Тура, которого считали неприкосновенным животным, охраняемым Перуном. Божество изображали в красном развевающемся по ветру плаще: это одеяние впоследствии стало главной отличительной чертой образа любого древнерусского князя.

Перун обладал огромной физической силой, недаром его сравнивали с дубом. Кстати, славяне настолько боялись громовержца, что никогда не рубили эти деревья. В тот дуб, в который попала молния, они почитали: вырезанные из его ствола жезлы и палицы считались лучшим оружием.Наши древние предки праздновали день Перуна 20 июня. В этот день мужчины чистили своё оружие – топоры, секиры, ножи, копья – и шествовали с ними главными улицами города. При этом воины распевали ритуальные песни, которые прославляли божество.

18-19

Решебник для стр. 18-19. Во времена Древней Руси

1. Определи по карте учебника на с. 41, какие моря соединял путь "из варяг в греки". Запиши названия морей.

Путь "из варяг в греки" соединял Балтийское и Чёрное моря.

2. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

3. Столица Древней Руси
5. Вера, которую приняла Русь при князе Владимире.
6. Богатый город, в который часто отправлялись русские купцы.
7. Правитель в Древней Руси.

По вертикали:

1. Могущественная соседка Руси.
2. Главное божество древних славян.
4. Прозвище русского былинного героя по имени Алёша.

3. Закончи определение
Обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви, называется Крещение.

4. Запиши год, в котором Русь приняла крещение. Укажи в скобках век, в котором произошло это событие.

Год Крещения Руси - 988-й - 10 (X) век.

20-21

Стр. 20-21. Ответы к теме Страна городов

1. Соедини стрелками изображения достопримечательностей с их названиями.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

Новгородский кремль, Софийский собор Новгорода, Золотые ворота
в Киеве, Софийский собор Киева.

2. Прочитай отрывок из былины.

На свою бессчётну золоту казну.
Построил Садко тридцать кораблей,
Тридцать кораблей, тридцать черлёныих,
На те корабли черлёные
Свалил товары новгородские.

Найди в библиотеке былину "Садко", прочитай её полностью. Расскажи в классе о приключениях этого купца.

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Человек, занимавшийся торговлей.
3. Собрание всех горожан Новгорода.
5. Имя князя, при котором Русь приняла христианство.
8. Судно, на котором плавали в IX - XI веках.
9. Обряд приобщения к христианской церкви.
10. Имя князя, основавшего Москву.

По вертикали:

1. Столица Древней Руси.
2. Знатный боярин, управлявший Новгородом.
4. Страна, из которой на Русь пришло христианство.
6. Река, по которой проходил путь "из варяг в греки".
7. Берёзовая кора, на которой писали в XI веке.
9. Центр древнерусского города.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

22-23

ГДЗ к стр. 22-23. Из книжной сокровищницы Древней Руси

1. Прочитай текст.

     В разных странах для письма люди использовали различные материалы. В Египте писали на папирусе, в Греции на пергаменте, в Древнем Вавилоне на глиняных дощечках, в Древней Руси на берёсте. Писали на шёлке, листьях деревьев. Бумагу изобрели в Древнем Китае.
     Первые книги везде писали от руки. В день человек мог написать 2 - 2,5 листа. На изготовление книги уходило от нескольких месяцев до нескольких лет. Один переписчик за жизнь мог переписать 10 - 20 книг. Стоили они очень дорого. Человек, у которого было несколько книг, считался владельцем крупного состояния.

Что нового ты узнал о создании книг?
Составь 4-5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Какие материалы использовали люди для письма?
На чём писали в Древней Руси?
Где изобрели бумагу?
Сколько уходило времени на изготовление книги?
Сколько стоили книги?

2. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

4. Византийский монах, создатель славянской азбуки.
5. Монах, автор "Повести временных лет".
7. Записи важнейших событий по годам
8. Князь, заботившийся о развитии просвещения.
9. Орудие письма.
10. Предмет, которым очиняли письменные принадлежности.

По вертикали:

1. "Одежда" для книги.
2. Название славянской азбуки.
3. Материал для письма, изготовленный из телячьей кожи.
6. Краска жёлтого цвета.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

24 25 26

Стр. 24-26. ГДЗ к теме Трудные времена на Русской земле

1. Обведи красным карандашом границу Руси начала XIII века.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

Граница Руси начала XIII века

Обозначь на карте стрелками путь хана Батыя по Руси.

2. Впиши даты, когда хан Батый нападал на города.

Рязань - конец 1237 года

Владимир - в феврале 1238 года

Киев - в 1240 году

3. Прочитай стихотворение Н. Кончаловской.

Раньше Русь была удельной:
Каждым городом отдельным,
Всех соседей сторонясь,
Управлял удельный князь,
И князья не жили дружно.
Жить им в дружбе было б нужно
И большой семьёй одной
Защищать свой край родной.
Побоялась бы тогда
Нападать на них орда!

Ответь на вопросы:

Что значит удельный князь? Русь к середине XII века распалась на отдельные княжества (уделы), которыми правили удельные князья.
Как жили князья? Князья враждовали, происходили междоусобицы.
Почему монголо-татары не боялись нападать на русские земли? Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу из-за разрозненности русских княжеств.

4. Соотнеси битву с её датой.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

Даты битвы на Чудском озере и битва на Неве

5. Прочитай описание боя на Чудском озере.

     Русские дрались яростно. Да и как же не драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием Русь.
     А крестоносцы пришли, как разбойники. Но где воровство, там и трусость рядышком.
     Страх взял псов-рыцарей, видят - теснят их русские со всех сторон. Тяжёлым конникам не развернуться в давке, не вырваться. А тут ещё пустили русские в ход крюки на длинных шестах. Подцепят крюком рыцаря - и с коня долой. Грохнется он на лёд, а встать не может: неловок больно в толстых латах. Тут ему и голову долой.
     Когда же в самом разгаре было побоище, затрещал вдруг под рыцарями лёд и треснул. Крестоносцы пошли ко дну, потянули их тяжёлые доспехи.
     Такого поражения не знали до того времени крестоносцы.
     С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Запомнились им слова, сказанные Александром Невским. А сказал он вот что: "Кто с мечом на Русскую землю придёт, от меча и погибнет".
( О. Тихомиров)

Ответь на вопросы:

Почему русские яростно дрались? Они защищали родную землю.
Почему конникам крестоносцев было тяжело в бою? Конники крестоносцев были тяжёлыми, неповоротливыми.
Для чего русские использовали крюки? Подцепляли рыцарей крюками и стаскивали с лошади.
Какие слова Александра Невского запомнили рыцари? Подчеркни эти слова русского князя в тексте. Запомни их.

27-28

Решебник по стр. 27-28. Русь расправляет крылья

1. Напиши, что изготавливали мастера.

Мастера, изготавливающие вооружение и доспехи - бронники, щитники, лучники, кольчужники.

Бронники - броню

Щитники - щиты

Лучники - луки и стрелы

Кольчужники - кольчугу

2. Рассмотри картину А.Васнецова "Московский Кремль при Иване Калите".

Ответь на вопросы:

Что изображено на переднем плане картины? О чём это свидетельствует? На переднем плане изображена небольшая часть реки с лодками и торговыми судами. Москвичи успешно торговали.
На пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром.
Какое ещё средство передвижения можно увидеть на картине? Можно увидеть у пристани телегу запряженную лошадью.
Как выглядели проездные башни того времени? Башни были деревянные из мощных дубовых стволов. Толщина стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7м.
Из какого материала строили дома? Постройки были деревянными.
Почему город часто горел? Из-за того, что было много построек из дерева.
Какие ещё постройки можно увидеть на территории Кремля? Из какого они материала? Княжеские хоромы, деревянные церкви. На холме - крыши, крыши, припорошенные снегом, - постройки бояр, служивых людей, ремесленного люда. Постройки были из дерева.

3. Запиши название символа власти, изображённого на рисунке.

Это шапка Мономаха.

В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти.

29 30 31

Стр. 29-31. Тема Куликовская битва

1. Рассмотри картину М. Авилова "Поединок на Куликовом поле".

Ответь на вопросы и выполни задания:

Покажи на картине монаха Пересвета. Ответ: Слева мы видим Пересвета.
Покажи на картине Челубея. Ответ: Справа Челубей.
Какой момент поединка изобразил художник? Перед началом Куликовской битвы в единоборстве сразились богатыри - ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет.
Можно ли сопроводить рассказ о поединке данными стихами? Можно.
До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, и - кони на дыбы!
Копья устремив ожесточённо,
Оба пали под ноги коней...
И тогда сошлись полки у Дона -
Кто из них отважней и сильней?
(Н. Кончаловская)

2. Разгадай кроссворд.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

Кроссворд "Куликовская битва". Окружающий мир 4 класс.

По горизонтали:

1. Городская крепость в древних русских городах.
5. Имя князя, победившего на Чудском озере.
7. Имя монаха, основателя Троицкого монастыря.
9. Название государства монголов.
11. Налог, который платила Русь ханам - правителям Орды.
12. Форма построения в бою войска шведских рыцарей.
13. Имя хана, напавшего на Русь в начале XIII века.

По вертикали:

1. Имя московского князя.
2. Центр княжества Ивана Даниловича.
3. Русский ратник, сразившийся с воином Челубеем.
4. Имя хана, возглавившего войско летом 1380 года.
6. Изображение, которое было на одежде и вооружении немецких
рыцарей.
8. Лик, изображённый на великокняжеском знамени.
9. Имя монаха-богатыря, отправившегося на помощь князю
Дмитрию.
10. Река, возле которой произошла битва 8 сентября 1380 года.
11. Материал, из которого при князе Иване Калите возводили
стены Кремля.

32-33

Ответы к страницам 32-33 Иван Третий

1. Соедини стрелками имена князей и названия материалов, из которых по их указам строили стены Кремля.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

Имена князей и названия материалов, из которых строили стены Кремля

2. Запиши даты событий.

Битва на реке Неве - 15 июля 1240 года.

Битва на Чудском озере - 5 апреля 1242 года.

Куликовская битва - 8 сентября 1380 года.

Окончание зависимости Руси от Орды - в 1480 году.

3. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

+ При Иване III закончилась зависимость Руси от Орды.
- Иван III отказался платить дань хану Мамаю.
+ При Иване III возводят кирпичные стены и башни в Кремле.
- Главным храмом Руси считался Архангельский собор.
+ Для государевых приёмов была построена Грановитая палата.
+ На печати Ивана III появился двуглавый орёл.

4. Соедини стрелкой изображение Московского Кремля с именем князя, при котором он возводился.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

34-35

Стр. 34-35. ГДЗ по теме Мастера печатных дел

1. Перечитай статью "Врата учёности" в учебнике на с. 84.
Запиши, какие учебники были созданы в XVII веке указанными
авторами.

Василий Бурцов - "Букварь"

Мелетий Смотрицкий - "Грамматика"

Карион Истомин -"Букварь"

2. Подпиши названия памятников.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

5. Процесс создания книги. Ответ: Книгопечатание
7. Первый русский учебник. Ответ: "Азбука"
8. Место выпуска современных книг. Ответ: Типография

По вертикали:

1. Страна, в которой создали печатный станок. Ответ: Германия
2. Первая печатная русская книга. Ответ: "Апостол"
3. Фамилия русского первопечатника. Ответ: Фёдоров
4. Город, в котором поставили памятник русскому
первопечатнику. Ответ: Москва
6. Имя царя, при котором построен Печатный двор. Ответ: Иван

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

4. Придумай и нарисуй страницу букваря, аналогичную изображённой в учебнике на с. 85. Выбери для этого любую букву алфавита.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

36-37

Страницы 36-37. Патриоты России

1. Рассмотри изображение памятника. Прочитай, что написано на постаменте (Памятник Минину и Пожарскому). Ответь на вопросы:

Кому установлен памятник? Нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских захватчиков, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.
В каком году установлен памятник? Памятник установлен в 1818 году.
На чьи сбережения был возведён памятник? Был сооружён на средства, собранные по всей России, то есть на народные средства.

2. Прочитай и озаглавь текст.

Создание памятника Минину и Пожарскому

     В 1812 году был объявлен конкурс на создание памятника Минину и Пожарскому. Лучшим признали эскиз известного скульптора Ивана Петровича Мартоса.
     Вскоре началась война. Ушёл в ополчение и не вернулся сын Ивана Петровича - Алексей. Второй сын скульптор погиб в плену у французов. Мартос не оставил работу над памятником.
     В 1818 году на Красной площади был открыт бронзовый монумент. Это был первый в истории города Москвы двухскульптурный памятник. Он был сооружён на средства, собранные по всей России. Из гривенников и копеек собралась огромная по тем временам сумма - 150 тысяч рублей.
     По сторонам постамента - бронзовые барельефы. На одном из них показан сбор денег для народного ополчения, на другом - победный бой с иноземными захватчиками. Среди фигур, изображённых на барельефах, можно увидеть фигуру пожилого мужчины, отдающего в ополчение двух сыновей. Это автопортрет скульптора Ивана Мартоса.
(А. Карданов "Красная площадь")

Что ты узнал из текста о создании памятника?
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Как звали скульптора, который создал памятник Минину и Пожарскому?
В каком году быд открыт памятник?
Сколько средств собрали на сооружение памятника?
Что за мужчина, отдающий в ополчение двух сыновей, изображён на барельефе памятника?

3. Рассмотри карту в учебнике на с. 92 - 93. Запиши 4-5 названий городов, основанных в XVII веке.

Ишим (1670г), Красноярск (1628), Иркутск (1652), Нерчинск (1653), Якутск (1632), Нижнеколымск (1644), Анадырский (1649), Томск ( 1604), Енисейск (1618), Туруханск (1607), Мангазея (1601).

4. Найди в дополнительной литературе материал о землепроходцах Василии Пояркове, Семёне Дежнёве, Ерофее Хабарове. Расскажи о них на уроке.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебникПоярков Василий Данилович

Василий Данилович Поярков — русский землепроходец XVII века. Семнадцатый век был периодом, когда Российская империя всеми силами пыталась расширить свои границы. Первую скрипку в исполнении этих целей играли первопроходцы. Они были особенными людьми - смелыми, талантливыми и образованными. Именно таким человеком был Василий Данилович Поярков.
     В 1643 году он отправился в экспедицию в Даурию. Целью его путешествия был сбор ценных географических сведений, изучение народов края и по возможности обложение их данью в пользу русского царя. В Даурии Василий Поярков провел три зимы, за это время его отряд существенно сократился. Но, несмотря на это, упрямый первопроходец выполнил поставленные перед ним цели. В 1646 году экспедиция вернулась в Якутию, и на стол воеводы лег отчет, который составил самолично Василий Поярков.
     Что открыл этот крайне настойчивый и отважный человек? Довольно много сведений попали благодаря ему к российскому царю. Среди них были географические карты, с нанесенными на них новыми реками и равнинами, данные о народах Даурии, их местоположении и богатстве, а также информация об острове Сахалине и Охотском море.
     Расширив русские владения на Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья. Он впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реки Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья.

38 39 40

ГДЗ к стр. 38-40 Пётр Великий

1. Поставь знак + около высказываний, которые имеют отношение к деятельности Петра I.

+ Создал флот.
- Возведены вокруг Кремля кирпичные стены.
+ Изменил внешний облик бояр: причёски, одежду.
+ Введено новое летоисчисление, календарь.
- Выпущена первая печатная книга "Апостол".
+ Основан первый русский музей.
+ Россия получила выход к Балтийскому морю.
+ Выпущена первая русская газета "Ведомости".
- Построены города Иркутск, Якутск, Красноярск.
+ Россия стала империей.

2. Запиши название города, которому посвятил свои строки А. Пушкин.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.

Ответ: город Санкт-Петербург

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Река, на берегах которой возведён город Санкт-Петербург.
Ответ: Нева
7. Все военные и торговые суда страны. Ответ: Флот
9. Озеро, на берегах которого началась постройка "потешной
флотилии". Ответ: Плещеево
10. Название первого русского музея. Ответ: Кунсткамера
11. Профессия, которую освоил молодой Пётр за границей. Ответ:
Плотник

По вертикали:

2. Место постройки и ремонта судов. Ответ: Верфь
3. Название первой русской газеты. Ответ: Ведомости
4. Город-порт на берегах Белого моря. Ответ: Архангельск
5. Страна, в которой Пётр I постигал основы корабельного дела.
Ответ: Голландия
6. Государство с императором во главе. Ответ: Империя
8. Главный проспект Петербурга. Ответ: Невский

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

Кроссворд "Пётр Великий" Окружающий мир 4 класс

4. Прочитай текст.

Старейший музей России

     Слово "кунсткамера" в переводе с немецкого означает "кабинет редкостей". Это старейший музей России, открытый Петром I. В собрание музея вошли разные диковины, купленные в Европе и Российской империи. Всё это делалось в целях просвещения народа.
     Для музея построили специальное здание. Строительство шло 16 лет.
     В 30-е годы XIX века Кунсткамеру разделили на несколько музеев - Зоологический, Этнографический, Ботанический и Минералогический. Постепенно музеи переехали в отдельные здания, и к концу XIX века в старой Кунсткамере остался один Музей этнографии. В музее можно увидеть национальные костюмы, украшения, оружие, произведения искусства народов мира. Кунсткамера до сих пор остаётся одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга.
(По В. Эрлихману)

Что ты узнал из текста о первом русском музее? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Что означает слово "кунсткамера"?
Чем открыт старейший музей в России?
Для чего открыли музей?
Что вошло в собрание музея?
Сколько шло строительство Кунсткамеры?
На какие музеи разделили Кунсткамеру в 30-е годы XIX века?
Какой музей находится в здании старой Кунсткамеры?
В каком городе находится Кунсткамера?

41-42

Ответы к страницам 41-42. Михаил Васильевич Ломоносов

1. Прочитай текст.

Московский университет

     В день святой Татьяны, 25 января 1755 года, был подписан указ об открытии первого в России Московского университета. Основала его императрица Елизавета Петровна по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова. Этот день стал праздником для всех российских студентов, его ежегодно отмечают до сих пор.
      В отличие от всех европейских университетов обучение в Московском университете в XVIII веке было бесплатным. Более того, проект Ломоносова предусматривал содержание 30 студентов за казённый счёт.
     В первые годы существования университета студенты обучались на трёх факультетах: философском, медицинском и юридическом. Основанная в 1756 году библиотека университета была открыта для всех "любителей наук".
     В 1940 году Московскому университету было присвоено имя его основателя - М.В. Ломоносова.
(По О. Сухаревой)

Что ты узнал из текста о Московском университете? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

В какой день был основан первый в России университет?
Кто его основал?
По чьей инициативе его основали?
Когда отмечают день студента?
Платным или бесплатным было обучение в Московском университете?
Сколько студентов содержали за казенный счет?
Сколько факультетов было в первые годы обучения в университете?
Какое имя было присвоено Московскому университету в 1940 году?

2. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

3. Северное море, в которое могло выходить рыбачить судно Ломоносовых. Ответ: Баренцево
5. Императрица, подписавшая указ о создании Московского
университета. Ответ: Елизавета
8. Поэтические сочинения Ломоносова. Ответ: Стихи
9. Одна из наук, которой занимался Ломоносов. Ответ: История

По вертикали:

1. Учебное заведение, носящее имя М.В. Ломоносова. Ответ:
Университет
2. Страна, в которой обучался Ломоносов. Ответ: Германия
4. Город, недалеко от которого родился будущий русский учёный. Ответ: Холмогоры
6. Петербургское учебное заведение, в котором работал Ломоносов. Ответ: Академия
7. Река, по которой из Холмогор можно попасть в Белое море. Ответ: Двина.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

43-44

Стр. 43-44. ГДЗ по теме Екатерина Великая

1. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

+ Екатерина II стала продолжательницей дел Петра I.
- Екатерина Великая не имела хорошего образования.
+ В Москве при Екатерине II был открыт Воспитательный дом.
- При Екатерине II самым многолюдным городом была Москва.
+ В середине XVIII века в Петербурге был возведён Зимний дворец.
+ Многие дворяне жили в загородных усадьбах.
+ Дворяне могли продать крепостного, подарить его или обменять на что-либо.
+ Восстание крестьян возглавил Емельян Пугачёв.
- Александр Васильевич Суворов был знаменитым флотоводцем.
+ Военную карьеру Ф.Ф. Ушаков закончил в звании адмирала.

2. Прочитай текст.

Александр Суворов

     Суворов был назван в честь выдающегося русского полководца Александра Невского. Его отец, Василий Иванович, не представлял сына военным, так как мальчик был тщедушным и имел слабое здоровье. Он считал, что жизнь сына будет связана с гражданской деятельностью.
     Однако в нездоровом теле мальчика постепенно набирал силы чрезвычайно здоровый дух - дух будущего триумфатора. Александр видел в мечтах своё блестящее военное будущее. А потому закалял тело всеми возможными способами - привыкал переносить холода, учился верховой езде, утруждал себя длительными физическими нагрузками. К тому же самостоятельно и
самозабвенно постигал основы наук, в первую очередь, конечно же, военных.
     В пятнадцать лет Александр начал военную службу.
("Наша история. 100 великих имён")

Что ты узнал из текста о молодом Суворове? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

В честь кого назвали Суворова?
Представлял ли отец Суворова своего сына военным?
Какое здоровье было у Суворова?
Что делал Суворов для того чтобы стать военным?
В каком возрасте Суворов начал военную службу?

3. Найди в дополнительной литературе материал о А.В. Суворове и Ф.Ф. Ушакове. Расскажи о них на уроке.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. ПлешаковУшаков Фёдор Фёдорович

     Русский флотоводец, командующий Черноморским флотом; командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, адмирал. Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
     Родился в дворянской семье в 1744 году. Родители имели скромные доходы. Отец был военным и служил в лейб-гвардии знаменитого Преображенского полка, но в скромном чине сержанта.
     В 16 лет Ушаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус. По окончании учебы, в чине мичмана, был отправлен служить на Балтийский флот.
     Фёдор Фёдорович отдавался служению родине полностью. Назначенный однажды на очень престижную должность командира имперской яхты, он отказался от нее и добился своего перевода на военный корабль.
     Свое мужество и превосходную тактику Ушаков показал в первом же сражении у острова Фидониси. Флот Турции вдвое превосходил русский, и молодой капитан, командовавший авангардом, пошел на смелый шаг – неожиданно для турок произвел атаку на их флагманский корабль, приказав своим кораблям обойти авангард турок, чтобы их флагман оказался под ударом с обеих сторон. В конце трехчасового боя турки не выдержали и покинули район сражения. Подвиг Ушакова был оценен самым высоким образом – он получил звание контр-адмирала и Севастопольский флот в свое подчинение.
     Через год, в Керченском сражении, Ушаков еще раз доказал свои способности великолепного морского тактика. Его смелые действия и неординарные решения сорвали планы турецкого флота по захвату Крыма.
     При императоре Павле I Ушаков получил назначение командующего Средиземноморским флотом. В 1799 году он стал адмиралом.

4. Закрась кружочек под изображением памятника Петру I.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков

45 46 47

Страницы 45-47. Отечественная война 1812 года

1. Подпиши под портретами имена военачальников.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков

2. Судьбы двух военачальников, изображенных в задании 1, связаны друг с другом. Как ты думаешь, о ком пойдёт речь? Прочитай текст.

     Ещё в 1762 году семнадцатилетний Михаил Кутузов в чине капитана командовал ротой Астраханского пехотного полка, во главе которого стоял Александр Суворов.
     После взятия Измаила Суворов писал о Кутузове: "Он шёл на моём левом фланге, но был моей правой рукой".
     Впоследствии их боевые пути пересеклись многократно. Генерал- майором в 1784 году Михаил Илларионович стал по личному ходатайству Суворова. Кутузов был одним из лучших учеников самого выдающегося полководца восемнадцатого столетия.

Ответь на вопросы:

Как связаны судьбы Кутузова и Суворова? Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов был первым наставником Михаила Кутузова на военной службе.
Как ты понимаешь слова Суворова о Кутузове? Это значит, что Кутузов был главным помощником Суворова.
Что мы можем сказать об ученике Суворова? Кутузов был одним из лучших учеников Суворова.

3. Рассмотри изображения памятников, сооружённых в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Запиши их названия и города, в которых они находятся.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков

Памятники, сооруженные в честь победы в Отечественной войне 1812 года

4. Заполни сетку крестословицы.

1. Высота, которую обстреливали 400 вражеских пушек у села Бородино. Ответ: Курганная
2. Императрица, продолжательница дел Петра I. Ответ: Екатерина
3. Страна, напавшая на Россию в 1812 году. Ответ: Франция
4. Город на берегах реки Невы. Ответ: Петербург
5. Выдающийся русский полководец XVIII века. Ответ: Суворов
6. Русская флотоводец XVIII века. Ответ: Ушаков
7. Имя военачальника, мечтавшего покорить весь мир. Ответ: Наполеон
8. Турецкая крепость, считавшаяся неприступной. Ответ: Измаил
9. Площадь Петербурга, на которой воздвигли памятник Петру I. Ответ: Сенатская
10. Генерал, участник войны 1812 года. Ответ: Раевский
11. Название поля, на котором произошло крупное сражение войны 1812 года. Ответ: Бородино
12. Дворец Петербурга, возведённый на набережной Невы в XVIII веке. Ответ: Зимний
13. Главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 года. Ответ: Кутузов
14. Название войны, во время которой весь народ встал на защиту Отечества. Ответ: Отечественная.

ГДЗ

Прочитай слово в выделенной строчке. Что оно означает?

Генералиссимус - высшее воинское звание. Особенностью является то, что зачастую его дают не просто за выслугу лет или умелое руководство, а за особые достижения перед Родиной.

5. Найди в дополнительной литературе материал о Наполеоне Бонапарте и М.И. Кутузове. Расскажи о них на уроке.

ГДЗ Наполеон Бонапарт

     Император французов, один из величайших полководцев мировой истории, Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 г. на острове Корсике, в г. Аяччо. Он был вторым сыном небогатого дворянина.
     Свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии. В период Великой французской революции достиг чина бригадного генерала после взятия Тулона 18 декабря 1793 года. 2 марта 1796 года был назначен командующим Итальянской армией. В ноябре 1799 года произвёл государственный переворот и стал первым консулом.18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806—1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться.
     Поражение Наполеона I в войне 1812 года против России привело к формированию антифранцузской коалиции европейских держав. Проиграв «битву народов» под Лейпцигом, Наполеон уже не мог противостоять объединённой армии союзников. После вступления войск коалиции в Париж отрёкся от престола 6 апреля 1814 года и отправился в ссылку на остров Эльба.
     Свои последние годы прожил на острове Святой Елены в плену у англичан.

48-49

Стр. 48-49. Ответы к теме Страницы истории XIX века

1. Закрась кружочки под рисунками, на которых изображены технические новшества второй половины XIX века.

ГДЗ

Новшества второй половны XIX века

2. Прочитай текст.

Конка в Петербурге

     В 1860 году в Петербурге открыли первую линию конки - это был вагон, который тащила по рельсам пара лошадей. Из-за низкой скорости (8 км/ч) конку вначале использовали только для грузовых перевозок. Однако вскоре появились новые линии, и трудовой люд стал ездить на дешёвой конке. Вожатыми конки часто становились бывшие извозчики.
     В 1906 году в Петербурге и пригородах насчитывалось 32 коночных маршрута; по рельсам бегало около тысячи синих двухэтажных вагонов с открытым верхом - империалом. Но ритм жизни ускорялся, поэтому появились проекты перевода конки на паровую или электрическую тягу.
(По В. Эрлихману)

Что ты узнал из текста о конке в Петербурге? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 2 - 3 вопроса по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

В каком году открыли первую линию конки в Петербурге?
Какая была скорость конки?
Что вначале перевозили конки?
Кто часто становился вожатыми конки?
Сколько коночных маршрутов насчитывалось в Петербурге в 1906 году?

3. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

- Манифест о крестьянской вольности был подписан в 1812 году.
+ Возникло много фабрик и заводов.
+ Александра Второго стали звать царём-освободителем.
+ Во второй половине XIX века Россия успешно развивалась.
- Население городов во второй половине XIX века стало уменьшаться.
+ В Москве появилась конная железная дорога.
- Первая железная дорога связала центр страны с Сибирью.

50-51

ГДЗ по стр. 50-51. Россия вступает в XX века

1. Закончи определения.

Война, во время которой весь народ поднимается на защиту Отечества, называется отечественной.

Война, происходящая между гражданами одной страны, называется гражданской.

Решительные действия с целью глубоких изменений в обществе называются революции.

2. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

+ Николай Второй был последним российским государем.
- Первая мировая война улучшила положение внутри страны.
+ Владимир Ильич Ленин возглавлял партию большевиков.
- Первая мировая война началась в 1915 году.
- В феврале 1917 года император отрёкся от престола.
+ В октябре 1917 года Россия объявила о своём выходе из мировой войны.
+ Летом 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.
+ Многие наши соотечественники эмигрировали, то есть покинули Родину, в начале XX века.

3. Заполни крестословицу.

По горизонтали:

2. Город, в котором погибла царская семья. Ответ: Екатеринбург
3. Решительные действия с целью изменений в обществе. Ответ: Революция
4. Члены организации, возглавляемой Лениным. Ответ: Большевики
5. Группа людей, выдвигающая свои программы по преобразованию общества. Ответ: Партия
6. Страна, начавшая Первую мировую войну. Ответ: Германия
7. Переселение из своей страны по политическим причинам. Ответ: Эмиграция

По вертикали:

1. Противники революции 1917 года. Ответ: Белогвардейцы

ГДЗ

52-53

Стр. 52-53. Страницы истории 1920 - 1930-х годов

1. Подпиши, каким государствам принадлежали гербы.

ГДЗ

Гербы

2. Рассмотри карту.

Подчеркни, какой перед тобой вид карты: физическая, историческая, политическая, политико-административная (подч).

3. Запиши полное название страны.

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

4. Запиши, как назывался Санкт-Петербург в разные исторические времена.

1703 год - возникновение города Санкт-Петербург.
1917 год - переименован в Петроград.
1924 год - переименован в Ленинград.
1991 год - возвращено историческое название Санкт-Петербург.

Слова для справок: Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград.

54 55 56

Решебник стр. 54-56 Великая Отечественная война и Великая Победа

1. Соедини стрелками названия и даты начала войн.

ГДЗ

Даты начала войн

2. Подпиши портрет выдающегося полководца, маршала Советского Союза, руководившего войсками во время Великой Отечественной войны.

Георгий Костантинович Жуков

3. Запиши полностью даты.

Начало Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 год

Конец Великой Отечественной войны - 9 мая 1945 год

4. Рассмотри фотографию. Запиши название данного монумента. Если ты его не знаешь, прочитай текст задания 5.

Могила Неизвестного Солдата г. Москва

5. Прочитай текст.

Могила Неизвестного Солдата

     В центре Москвы у Кремлёвской стены в Александровском саду 8 мая 1967 года был открыт мемориал - символ в память о воинах, не вернувшихся с полей Второй мировой войны. Это Могила Неизвестного Солдата.
     Из братской могилы в деревне Крюково, где в 1941 году шли кровопролитные бои с фашистами на подступах к Москве, был извлечён прах неизвестного солдата. Его перевезли в Москву и перезахоронили у Кремлёвской стены. Здесь же зажжён Вечный огонь памяти. На гранитной аллее мемориала замурованы капсулы с землёй из городов-героев. А с 1997 года по указу Президента России у Могилы Неизвестного Солдата установлен пост почётного караула - пост номер один.
     На плитах могилы высечено: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен".
(По Ю. Щёголевой)

Что ты узнал из текста о мемориале? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Как называется мемориал в Москве у Кремлёвской стены?
В каком году был открыт мемориал у Кремлёвской стены?
Что символизирует мемориал?
Откуда извлечён прах неизвестного солдата?
Как называется огонь, который здесь зажжён?
Что замуровано на гранитной аллее?
В каком году установлен пост почётного караула?
Где расположена надпись: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен".

6. Перечитай статьи "Нашествие Наполеона на Россию" в учебнике на с. 112 - 113 и "Героическая летопись Великой Отечественной" на с. 142 - 145. Сравни ситуации в начале Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной. Что в них было общего?

Общее было то, что и Наполеон Бонапарт и немецкие военачальники, покорив большинство стран Европы, нападая на нашу страну, рассчитывали на лёгкую и быструю победу. Но замысел противника был сорван. Наши войска стойко оборонялись и в дальнейшем одержали победу в этих войнах.

57 58

Стр. 57-58. Ответы к уроку Страна, открывшая путь в космос

1. Впиши даты.

Образование Советского Союза - 30 декабря 1922 года

Прекращение существования Советского Союза - 8 декабря 1991 года

2. Подпиши фотографии.

ГДЗ

Королёв, Гагарин

3. Найди в дополнительной литературе материалы об известных космонавтах. Расскажи о них на уроке.

     Прошло уже более 60 лет с того дня, как первый человек поднялся в космос. С тех пор там побывало более 500 человек, из них - более 50 женщин. На орбите нашей планете побывали представители 36 стран.
     В России и США первые космонавты набирались из числа военных летчиков. Но вскоре стало ясно, что в космосе востребованы и другие профессии. Там побывали врачи, инженеры, биологи. Каждый космонавт, без сомнения - герой. Однако в этом отряде есть самые известные люди, чья известность, поистине, мировая.

     Юрий Гагарин (1934-1968). 12 апреля 1961 года с Байконура стартовал космический корабль Восток-1 с первым в истории космонавтом на борту. День же исторического полета стал праздноваться, как День космонавтики. 12 апреля 1961 года навсегда изменило жизнь человечества

     Валентина Терешкова (род.1937). Первые успешные полеты советских космонавтов зародили мысль у главного конструктора Сергея Королева запустить в космос и женщину. Свой первый полет женщина-космонавт совершила 16 июня 1963 года на корабле Восток-6. Пребывание в космосе заняло трое суток. Терешковой удается оставаться единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночестве.

     Алексей Леонов (род. 1934). В списке советских космонавтов у него №11. Славу Леонову принес его полет в космос в статусе второго пилота на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Космонавт совершил первый в истории выход в открытый космос, который продлился 12 минут 9 секунд.

     Сергей Крикалев (род.1958). Два человека - Джерри Росс и Франклин Чанг-Диаз побывали в космосе 7 раз. Но рекорд по времени, проведенному на орбите, принадлежит советскому и российскому космонавту. Он стартовал в небо 6 раз, проведя в космосе в общей сложности 803 дня.

     Валерий Поляков (род. 1942). Профессия Полякова - врач, он стал доктором медицинских наук и профессором. В истории СССР и России Поляков стал космонавтом №66. Именно ему принадлежит рекорд наиболее длительного пребывания в космосе. На орбите Земли Поляков пробыл 437 суток 18 часов, в течение 1994-1995 годов.

4. Прочитай текст.

Великий конструктор

     Сергей Павлович Королёв с 1933 года руководил отделом ракетных летательных аппаратов в Реактивном научно-исследовательском институте. Он создал управляемую крылатую ракету и ракетопланер.
     После войны под его руководством создаются мощные ракеты. В конструкторском бюро Королёва был создан первый в мире искусственный спутник Земли. День его запуска - 4 октября 1957 года мы считаем днём начала космической эры в истории человечества.
     12 апреля 1961 года академик Королёв проводил в полёт первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина.
     При жизни Королёва в космос летали ещё пять таких кораблей, как "Восток". К Луне, Венере, Марсу полетели автоматические космические аппараты.
(По книге "Что такое? Кто такой?")

Что ты узнал из текста об учёном? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Какой отдел возглавлял Королёв с 1933 года?
Что было создано под руководством Королёва после войны?
Где был создан первый в мире искусственный спутник Земли?
Какой день считается началом космической эры?
Когда Королёв проводил в полет первого космонавта?
Куда полетели космические аппараты сконструированные под руководством Королёва?

59 60 61

Страница 59. Современная Россия

ГДЗ к страницам 59-61. Основной закон России и права человека

1. Соедини стрелками понятие и его определение.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

Конституция, законы, декларация

2. Познакомься с датами принятия Конституции в нашей стране.

1918 год - Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).

1924 год - Конституция Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

1977 год - Конституция СССР.

1993 год - Конституция Российской Федерации.

В каком году принята Конституция, по которой мы теперь живём? Узнай у взрослых, когда мы отмечаем День Конституции. Запиши эту дату.

В 1993 году принята Конституция, по которой мы теперь живём. День Конституции мы отмечаем 12 декабря.

3. Перечисли права, которые ты уже имеешь.

Ребёнок имеет право на жизнь, на имя, на заботу родителей, на охрану здоровья, на бесплатное образование, на отдых, на занятия искусством, спортом.

4. Рассмотри картину В.Г. Перова "Тройка"

Ответь на вопросы:

     Какое настроение вызывает у тебя эта картина? Почему? Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание.
     Какие лица у детей, изображённых на картине? Лица у детей уставшие, грустные. Все подчеркивает безысходность ситуации. У этих детей явно нет будущего, они обречены.
     Как ты думаешь, в какое время была написана эта картина? Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду.
     Почему дети вынуждены работать? Родители не могли прокормить детей, жили в бедности и поэтому детям приходилось работать. Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, рабов, а потом и ремесленников помогали родителям. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным.
     Соответствует ли это занятие их возрасту и физическим возможностям? Это занятие не соответствует их возрасту.
     Какие права ребёнка нарушаются? Нарушены право на здоровый рост и развитие. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа, или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

5. Запиши, какие народы населяют местность, в которой ты живёшь.

Русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, адыгейцы, евреи, татары.

6. Соотнеси название документа с датой его принятия.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

7. Посмотри на рисунки. Определи, какие права сказочных персонажей нарушены.

В сказках "Красная Шапочка", "Золотой ключик", "Приключения Чиполлино" нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

62-63

Стр. 62-63. Мы - граждане России

1. Заполни таблицу.

Личные права граждан:
Право на сободу и личную неприкосновенность
Право на личную и семейную тайну
Право на защиту своей чести и доброго имени
Право на свободный труд и образование
Право на отдых
Право на имущество

Политические права граждан:
Право участвовать в выборах. (С 18 лет право участвовать в
управлении делами государства. Граждане России выбирают главу
государства и представителей органов государственной власти.)
Право быть избранным. (Право быть избранным на государственный пост
имеет любой гражданин нашей страны.)

Личные права - права, которые принадлежат человеку от рождения.
Политические права - права, которые принадлежат только гражданам конкретного государства.

2. Познакомься с некоторыми статьями Конституции, в которых говорится об обязанностях граждан России.

     В статье 38 говорится о том, что родители обязаны заботиться о детях, а взрослые дети - о нетрудоспосособных родителях.
      Статья 44 обязывает нас заботиться и сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры нашей страны.
     В статье 57 говорится о том, что человек обязан платить налоги и сборы.
     В статье 58 сказано о том, что мы обязаны охранять природу и окружающую среду.

Подумай и запиши, какие у тебя есть обязанности.

Слушаться родителей. Помогать по дому родителям. Хорошо учиться в школе и получить основное общее образование. Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

3. Закончи схему.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

Федеральное собрание

4. Пользуясь учебником, закончи предложения.

Главой нашего государства является Президент Российской Федерации.
Он определяет основные направления внутренней и внешней политики.

64-65

Стр. 64-65. Ответы по теме Славные символы России

1. Допиши предложения.

Герб - это отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству.

Гимн - это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства.

2. Напиши, что означают цвета на российском флаге.

С древних времён цвета на Руси означали: красный - мужество и смелость, синий - верность и честность, белый - благородство.

Запиши авторов слов и музыки гимна России.

Музыку гимна написал композитор А.В. Александров, а слова - поэт С.В. Михалков.

3. Закрась кружочек под изображением герба Российской Федерации.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы 

4. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

2. Торжественное музыкальное произведение, символ государства. Ответ: Гимн
6. Название государства, в котором мы живём. Ответ: Россия
7. Часть названия нашей страны, означающая союз, объединение. Ответ: Федерация
8. Фигура, изображённая на гербе Москвы. Ответ: Всадник
9. Птица, изображённая на гербе страны. Ответ: Орёл
10. Основной закон страны. Ответ: Конституция

По вертикали:

1. Государственный орган, принимающий законы. Ответ: Дума
2. Отличительный знак государства. Ответ: Герб
3. Столица нашего государства. Ответ: Москва
4. Глава государства. Ответ: Президент
5. Документ о правах ребёнка. Ответ: Конвенция
7. Символ государства, день которого отмечают 22 августа. Ответ: Флаг.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

66

Страница 66. Такие разные праздники

1. Заполни таблицу.

Семейные праздники:
день рождения
свадьба
крестины
встреча друзей
юбилеи
годовщина супружества

Профессиональные праздники:
день врача
день строителя
день печати
день ВДВ
день учителя

Религиозные праздники:
Рождество Христово
Пасха
Крещение Господне
День Святой Троицы
Рамадан

Государственные праздники:
День России
День Государственного флага
День народного единства
День Конституции
День защитника Отечества
День Победы

2. Допиши даты праздников.

День России - 12 июня
День защитника Отечества - 23 февраля
День Победы - 9 мая
День Конституции - 12 декабря
Международный женский день - 8 марта

Напиши, к какой группе праздников относятся все перечисленные праздники.

Эти праздники относятся к государственным праздникам

Напиши, какой праздник является твоим самым любимым.

Моим самым любимым праздником является Новый год. В этот чудесный праздник вся семья собирается вместе, нам дарят подарки. Этот праздник волшебный.

67 68 69

Ответы на задания к стр. 67-69. Путешествие по России

1. Подпиши названия достопримечательностей. Укажи в скобках города, в которых они находятся.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

2. Заполни таблицу.

Территория России       /      Города            /            Народы

Дальний Восток / Владивосток / чукчи, ительмены, эскимосы, русские

Сибирь / Якутск, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Тобольск, Омск / буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, эвены, эвенки, ханты, манси, русские

Урал / Златоуст, Челябинск, Екатеринбург, Воткинск, Ижевск, Уфа, Оренбург / удмурты, башкиры, русские

Север Европейской России / Архангельск, Мурманск, Вологда, Псков / карелы, ижора, вепсы, водь, коми, русские

Поволжье / Углич, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань / калмыки, чуваши, марийцы, татары, мордовцы, русские

Юг России / Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Анапа, Сочи, Симферополь, Ялта, Евпатория, Новороссийск, Севастополь, Нальчик, Пятигорск, Кисловодск, Владикавказ, Назрань, Грозный, Махачкала / аварцы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ногайцы, ингуши, чеченцы, русские

3. Подпиши названия старинных городов, которым принадлежат данные гербы.

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для практических работ 2 часть. Плешаков. Ответы

 

 

Если есть вопросы по ГДЗ , задавайте в комментариях.

Комментарии  

#1 Раиса 13.02.2018 10:19
Спасибо за помощь! Пришлось делать с внучкой уроки, тяжело бабушке без подсказок :-)

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять ее:

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)