Готовые домашние задания по предмету Литературное чтение по рабочей тетради авторов Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина за 4 класс отчасти повторяют ответы к учебнику, поскольку там встречаются такие задания как "записать в рабочую тетрадь". Темы те же, что и в учебнике, но есть каверзные вопросы, на которые необходимо поискать ответ. А чтобы вам, дорогие родители учеников четвертых классов, не пришлось долго искать, чтобы проверить ответ своего ребенка (а ему скорее всего сказали, как делать задание, на уроке), мы и публикуем этот решебник с ответами на вопросы рабочей тетради.

Продолжение следует по мере продвижения по программе. Когда будете подходить к страницам, на которые нет еще ответов, пишите в комментариях - сразу опубликуем продолжение ГДЗ.

ГДЗ Литературное чтение рабочая тетрадь Виноградская, Бойкина 4 класс

 Ответы к рабочей тетради по литературному чтению

Готовые домашние задания по предмету Литературное чтение по рабочей тетради авторов Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина за 4 класс отчасти повторяют ответы к учебнику, поскольку там встречаются такие задания как "записать в рабочую тетрадь". Темы те же, что и в учебнике, но есть каверзные вопросы, на которые необходимо поискать ответ. А чтобы вам, дорогие родители учеников четвертых классов, не пришлось долго искать, чтобы проверить ответ своего ребенка (а ему скорее всего сказали, как делать задание, на уроке), мы и публикуем этот решебник с ответами на вопросы рабочей тетради.

Продолжение следует по мере продвижения по программе. Когда будете подходить к страницам, на которые нет еще ответов, пишите в комментариях - сразу опубликуем продолжение ГДЗ.

ГДЗ Литературное чтение рабочая тетрадь Виноградская, Бойкина 4 класс

 Ответы к рабочей тетради по литературному чтению

3-8

Страница 3-8. Проверочная работа

1. Герои рассказа И. Тургенева «Воробей»: охотник (повествователь), охотничья собака Трезор, молодой желторотый воробей, черногрудый взъерошенный воробей.

2. Реальное событие, которое легло в основу произведения: охотник возвращался с охоты, шел по аллее сада, рядом с ним бежала охотничья собака. В этот момент из гнезда выпал еще желторотый птенец воробья. Собака бросилась к нему, но с дерева камнем упал другой, уже взрослый воробей на защиту своего детеныша. Собака от неожиданности попятилась и не посмела приблизиться к птенцу. Охотник отозвал собаку и ушел.

3. Вышеописанное событие было интересно рассказчику тем, что маленький и слабый, против огромного обученного для охоты пса, воробей бросился на защиту птенца, рискуя собственной жизнью.

4. План

Возвращение домой с охоты.
Собака почуяла добычу.
Это был желторотый птенец.
Защитник слабого маленький воробей.
Ужас приносящего себя в жертву.
Сила, заставившая рисковать собой.
Собака и охотник удалились, благоговея.
Движет всем в жизни любовь.

5. Описание воробья: черногрудый, взъерошенный, искаженный, с жалким писком, маленьким трепетавшим от страха и ужаса тельцем, с одичавшим, хриплым голоском.

6. Маленький храбрый воробей вызывает чувства восхищения, умиления, жалости и благоговения.

7. Это был старый черногрудый воробей, камнем упавший с близкого дерева, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнувший раза два в направлении зубастой собачьей пасти. Его маленькое тельце трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою.

8. Глаголы, которые помогают понять поведение собаки: уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал силу воробья.
Глаголы, которые помогают понять состояние воробья: камнем упал, с писком прыгнул, ринулся спасать, заслонил собой, тельце трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, жертвовал собой.

9. Эпитеты, помогающие автору создать образ воробья: маленький, жалкий, взъерошенный, искаженный, отчаянным. Можно еще использовать эпитеты храбрый, смелый, крошечный, самоотверженный, бесстрашный, безрассудный, отважный, растрепанный, отчаявшийся, напористый.

10. Произведение называется «Воробей», потому что главным действующим лицом здесь является маленький храбрый воробей. Можно назвать также «Отважное сердце», «Всепобеждающая любовь», «Маленький герой».

11. Главным моментом является отступление собаки под натиском воробья. Этот момент вызывает восхищение и умиление.

12. Поединок воробья и собаки описан очень эмоционально. Этот поединок можно считать состоявшимся. Победителем вышел воробей, остановивший собаку и заставивший ее попятится.

13. Дважды повторяются слова «любовь» и «смерть» потому, что это усиливает впечатление, заставляет читателя обратить на них внимание и точнее понять то, что хотел сказать автор.

14. Основная мысль произведения: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

15. Слова автора «любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти» заставляют читателя задуматься о том, что есть нечто сильнее страха смерти, и это есть любовь. Любовь к своим близким, родным, родителям, детям.

9-22

С. 9-22. Летописи. Былины. Жития

С. 9-11. Летописи

1. Летопись — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето ...» (то есть «в году ...»), отсюда название — летопись.

2. Слово «летопись» образовалось от слов

3. Летопись — это запись исторических событий по годам.

Стр. 9-11. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

1. Повесить щит — значит победить.

2. В данной летописи рассказывается об историческом событии, произошедшем в начале X века. Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей — хазар. Киевские князья совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства Византия. Столицей Византии был город Константинополь, или, как на Руси назвали его, Царьград.
После смерти варяжского князя Рюрика наследником престола стал его родственник Олег (хотя законным наследником должен был стать его сын Игорь, но он был еще маленький). Олег в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.
Князь Олег с большим войском пошел на Константинополь и захватил его. Византийцы были вынуждены принять условия русов, и в 911 году Русь и Византия заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в Константинополь и торговать там беспошлинно.
В знак победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.

3. Устаревшие слова из летописи:

4. Дата 911 год, X век.
Место — Константинополь, Византия.
Событие — победа русского войска над византийцами.
Значение — возможность наладить беспошлинную торговлю с Византией.

5. План текста
1) Войны Киевской Руси с соседними народами и государствами.
2) Столица Русского государства Киев.
3) Вступление на престол князя Олега после смерти Рюрика.
4) Поход Олега на Константинополь, как его называли на Руси, Царьград.
5) Победа над византийцами, обеспечившая беспошлинную торговлю русским купцам.
6) Олег прибил свой щит на вратах Царьграда.

6. Изложение
Русичи в X веке воевали с хазарами и другими племенами, а также с другими государствами, в том числе с Византией. После смерти первого киевского князя Рюрика его престол занял князь Олег, потому что сын Рюрика Игорь был еще мал. Олег пошел походом на Византию, занял Константинополь, прибил на его вратах свой щит в знак победы над византийцами. И это позволило русским купцам наладить беспошлинную торговлю с Византийским государством.

Стр. 12. И вспомнил Олег коня своего

1. Новой информацией о главном герое является то, что Олег могучий воин, любящий и ценящий своего коня, боевого друга.
2. Язык и стиль летописи и произведения Пушкина отличаются: летопись дает только скупые сведения о событии, без характеристики героев, эмоционального отношения к ним и описываемым событиям, а у Пушкина находим яркую характеристику главных действующих лиц, он передает и свое отношение к героям и произошедшему с ними.

С. 13. Былины

1. Слово «Былина» образовано от слова «Быль», означавшего то, что было на самом деле.
2. Былина — один из видов устного народного творчества. В былинах рассказывается о подвигах богатырей — бескорыстных защитниках Русской земли, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.
Былина — Русская народная песня о богатырях (сл. Ожегова).
Былина — это вид устного народного творчества о подвигах русских богатырей.

С. 13-15. Ильины три поездочки

1. В былине рассказывается о поездках Ильи за богатством, женой и смертью.

2. Реально могли бы произойти следующие события: встреча Ильи с разбойниками, тевтонскими рыцарями; возведение Ильей церкви.

3. Слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца: русский богатырь, славнорусский богатырь, сильный, высокий, мощный.

4. Черты характера Ильи Муромца: смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

5. Необычные слова: ночь темно-растемная, богатство несметное, на закате красна солнышка, на восходе ясна месяца, салвнорусские богатыри, до росстани, четко-ясно по- высечена, сие предписано, из-за кустиков низовеньких, из-за камушков кремневеньких, ходовитые разбойнички, а щиты у них крестастые, кони-лошади в булатной броне, убранство на Илье, засияли камни-яхонты, сам конь выше цен, выше смет, на богатство и обзарилися. Подзуживают, палицей размахивался, из налучника лук тугой, из колчана калену стрелу, в дуб кряковистый разрывчатую стрелу пускал.

6. Рассказ о богатыре Илье Муромце

7. План
Первый подвиг богатыря
Второй подвиг богатыря.
Третий подвиг богатыря.
Илья Муромец — защитник земли Русской.

8. Больше привлекает стихотворный вариант былины. В этом случае можно передать напевность произведения, воздействовать на эмоциональное восприятие слушателя и читателя.

9. В старину былины исполнялись под звуки гуслей, музыкального инструмента древних сказителей. Былины пелись, проговаривались напевно или сопровождались игрой на гуслях.

10. Богатыри отличались от героев сказок тем, что они якобы существовали когда-то на самом деле, совершали подвиги во славу Руси, обладали недюжинной силой, были защитниками своей страны, своего народа и слабых.

11. Прочитать былины:
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор-бога- тырь», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко», «Вольга и Микула Селянинович», «Соловей Будимирович».

12. Былина «Ильины три поездочки» помещена в сборнике.

Стр. 16-17. Жития

1. Житие — повествование о чьей-либо жизни, (сл. Ожегова).

2. «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергия Радонежского»

3. Книги о жизни Сергия Радонежского:

4.Жизнь Сергия Радонежского (по картинкам)
План
1) Детские годы и обучение у старца.
2) Юношеские труды и заботы.
3) Обед монашества, жизнь в монастыре и проповедническая деятельность.
4) Служение православному народу.

С. 19-22. Проверим себя и оценим свои достижения

1. После прочтения былин и жития святого можно понять, что называется летописью, что былиной; можно составить рассказ об исторических событиях, используя материал былин или жития; получится рассказать о герое, используя опорные слова древнерусских произведений; пересказать тексты былин или жития от лица героя; найти в текстах опорные слова для характеристики героев; пересказать былину или сказку, назвать общие и отличительные черты двух разных произведений.

2. Летопись — запись исторических событий по годам, истории о героях и событиях
Былина - жанр устного народного творчества о подвигах богатырей во славу Отечества
Житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь, страдания и приобщения к лику святых выдающихся деятелей, героев и простых смертных

3. Сергий Радонежский — это Варфоломей, почитается русской православной церковью. Когда он был еще маленьким, то встретился со старцем, который и предрек ему стать монахом. Варфоломей получил от старца благословение на служение Богу. Этот святой является основателем Троице-Сергиевской лавры
Князь Олег — великий князь киевский, основатель Древнерусского государства. Он совершил поход на Царь-град, победил византийцев необычным штурмом города, обязал их платить дань киевскому князю
Илья Муромец — богатырь, родился и долгое время жил в селе Карачарово близ города Мурома, совершил подвиги во славу Отечества, одолел разбойников.

4. Рассказ об Илье Муромце
План
1. Характер героя
2. Какие поступки он совершил?
3. Как автор повествования относится к герою?

4. Личное мнение о герое.
Илья Муромец — русский богатырь, сильный, отважный, гордый и смелый. Он победил Соловья-разбойника, разбойничков, чужеземную рать. Автор любуется Ильей Муромцем, восхищается его стойкостью, силой, мужеством. Это одни из самых привлекательных героев древнерусского эпоса: он человечен, прост, добродушен, самодостаточен, горд, патриотичен. Он искренне и очень сильно любит свою родину и свой народ, ради свободы и счастья своего Отечества он готов пожертвовать собой.

5. Слова, которые помогают представить богатыря Святогора: могучий добрый молодец, богатырь, плечи да во косу сажень, палицу бросает выше лесушки, ниже облака ходячего, а подхватывает ее одной рукой.

6. Русским богатырям присущи такие черты характера, как мужество, выносливость, смелость, отвага, прямота, честность, бескорыстность, патриотизм, снисходительность к слабым, забота о малых и старых, они готовы пожертвовать жизнью ради родины, которую призваны защищать.

7. Особенности, которые характеризуют былину: герой всегда побеждает, герой является русским богатырем, указывается время действия (X век, время Владимира Красно Солнышко), указывается точное место действия (город Муром у реки Смородинки, Киев-град), совершается подвиг во благо Отечества.

8. Я представляю себе современного богатыря так: очень сильный, мужественный, выносливый, добрый, щедрый, умный, невозмутимый, владеющий всеми видами оружия и механизмов, высокий, стройный, красивый, здоровый, привлекательный, хорошо одетый, спортивный, ловкий, быстрый, высокообразованный, сдержанный, воспитанный, тактичный.

9. Самые трудные вопросы учебника:
1. Использовал ли писатель в своих произведениях олицетворения, приведи пример.
2. Объясни своими словами литературоведческий термин (летопись, былина, сказка, повествование).
3. Назови произведения, которые можно назвать повествовательными.
4. Зачем автор создал свое произведение, что он хотел сказать читателям?
5. Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?
6. Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении стихотворения?

23-39

Стр. 23-39.Чудесный мир классики

Писатель                   Произведение
А. С. Пушкин             «Сказки»
А. П. Чехов               «Рассказы»
Л. Н. Толстой            «Детство», «Отрочество», «Юность»
М. Ю. Лермонтов       «Ашик-Кериб»
П. П. Ершов              «Конек-горбунок»
С. Т. Аксаков             «Аленький цветочек»

С. 24-25. Ершов. Конек-горбунок

1. присказка — за горами, за лесами, за широкими морями.

зачин — Против неба — на земле жил старик в одном селе. У старинушки три сына: старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак.

сказочные герои — Конек-горбунок, кобылицы, Жар- птица, Рыба-кит.

троекратные повторения — дежурство в поле трех братьев по очереди, выполнение трех заданий царя, Иван трижды обращается за помощью Конька-горбунка и ответ конька «Велика беда, не спорю; но могу помочь я горю».

2. Определения устаревших слов можно найти в толковом словаре.

Устаревшие слова: живот—желудок, в загреби—сжал ладонями, не клепли — не клевещи, седмица — неделя, не померил — не понял, пастуший балаган — шалаш, виснет пластью — плашмя, лубки — лубочные картинки, пенять — выговаривать, несподручно — не удобно

3. Характеры старших братьев схожи следующими чертами: они ленивы, глупы, жадны, способны на обман.

Иван отличается от них такими чертами характера: честность, простота, наивность, искренность, простодушие, доброта, щедрость, ответственность, сообразительность, стойкость.

4. Пересказ от лица Ивана

План

1 .Жил я с братьями и батюшкой, землю пахал.
2. Повадился кто-то пшеницу топтать, мы с братьями стали дежурить в поле.
3. Братья никого не увидели, а я поймал коней и спрятал их в балагане.
4. В подарок кобылица обещала мне Конька-горбунка, который выручит из любой беды.
5. Вернувшись домой я рассказал отцу и братьям небылицу, как и кого я поймал в поле, чтобы не выдать своей тайны.
6. Братья узнали, что я прячу от них коней и отняли их у меня, чтобы продать царю в столице.
7. Пришел я в балаган, а коней нет, Конек-горбунок открывает мне, кто коников моих свел.
8. Я стал выговаривать братьям, но они не послушали меня и решили продать в столице моих коней царю, а я за подарки с этим согласился.
9. В столице кони Ивана произвели настоящий фурор, таких там еще не видели.
10. Сам царь восхитился, я назвался хозяином коней и предложил меняться на пять шапок серебра.
11. Мои кони другим не давались, царь послал за мной и стал я служить у него конюхом.
12. Братья мои с деньгами вернулись в родную деревню, женились, отец не мог нарадоваться такому богатству и счастью, а моя жизнь и служба у царя только еще начинались.

5. Сказка о рыбе-ките

План

1. Где проживает рыба-кит.
2. Как выглядит, как проводит свое время.
3. Какие существа населяют рыбу-кита.
4. Какие опасности подстерегают тех, кто живет на спине рыбы-кита.
5. Неожиданное происшествие, которое изменило жизнь рыбы-кита.
6. Куда делась рыба-кит, как покинули место жительства населяющие спину рыбы существа.
7. Рыба-кит возвращается, новые поселенцы, новая жизнь на спине рыбы-кита.

Стр. 26. А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье...

1. Стихотворение вызывает восхищение красотой и точностью описания увядающей природы, навевает грустные мысли о прощании с роскошью природы.

2. Средства художественной выразительности для описания осени: эпитеты (унылая пора, прощальная, пышное увяданье, в золото одетые леса, свежее дыханье, волнистая мгла, редкий луч солнца, первые морозы, седая зима), метафоры (пышное природы увяданье, прощальная краса, очей очарованье, в багрец и золото одетые леса, отдаленные седой зимы угрозы).

3. Художники используют золотистые, желтые, коричневатые, темно-зеленые и светло-зеленые тона, свет в картинах неяркий, лучи солнца как бы пробиваются сквозь тучи и освещают только небольшой участок земли — желтые березки, белостенное здание церкви на берегу реки.

4. Картина В. Поленова «Золотая осень» больше соответствует стихотворению Пушкина, в ней есть и золото, и багрец лесов, и мгла волнистая небес, и редкий луч солнца — очей очарованье, пышное увядание природы.

5. План описании картины В. Поленова

Автор картины В. Поленов.
На ней изображены покрытые лесом берега большой полноводной реки.
На первом плане изображен смешанный лес.
На заднем плане река и берег, покрытый лесом.
Общее впечатление: пышное увядание природы.
Художник очень тонко, лирично и мастерски изобразил русскую природу.

Стр. 27-28. Сказки А. С. Пушкина

1. На рисунке изображена «Сказка о попе и о работнике его Балде»

2. Сказку о попе и работнике его Балде написал великий русский поэт А. С. Пушкин. Поп гуляет по базару, чтобы набрать разного товару, торгуется за каждую копейку. Вдруг навстречу ему Балда идет, сам не зная куда, и нанимается в работники к попу за щелчок тому по лбу. Служит Балда исправно, выполняет все поручения, поп не знает уже, как от него избавиться, придумывает отправить его ловить чертей. Балда ловит чертенка, сечет его розгами, а поп, заслужив щелчки по лбу, не смог их перенести и скончался после третьего щелчка.

3. Для меня сказки Пушкина значат очень много. Это высокохудожественная литература, написанная прекрасным стихотворным слогом, а еще она учит быть хорошим человеком, указывает, что есть добро, что есть зло.
Наследие Пушкина — вершина поэтического и прозаического мастерства.

С. 28-30. А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

1. План

1. Ожидание царицы и возвращение царя.
2. Свадьба царя.
3. Царевна подросла.
4. Волшебное зеркальце царицы.
5. Наказ Чернавке от царицы.
6. Чернавка выполнила наказ царицы.
7. Чернавка и царевна в лесу.
8. В доме у богатырей.
9. Царица узнает, что Чернавка не выполнила наказ.
10. Царица сама навестила царевну и дала отравленное яблолчко.
11. Смерть царевны.
12. Похороны царевны богатырями.
13. Поиски царевны королевичем Елисеем.
14. Елисей находит царевну и разбивает хрустальный гроб.
15. Царевна ожила.
16. Царица умирает.
17. Свадьба королевича Елисея и царевны.

2. Общего в сказках «Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» то, что в них говорится о коварстве злой мачехи, о прекрасной падчерице, которой удается победить мачеху-колдунью и стать невестой прекрасного юноши,кроме того у Белоснежки и царевны из сказки Пушкина есть друзья в образе гномов и семи богатырей, которые успели полюбить и привязаться к добрым девушкам.

3. Аннотация к сказке «Белоснежка и семь гномов».

Белоснежка остается без матери, злая мачеха-волшебница решает погубить подросшую красавицу-падчерицу и отсылает ее со служанкой в лес. Но вместо гибели Белоснежка находит друзей в лице семи гномов, благодаря которым ей не только удалось выжить, но и победить злую мачеху.

4. Сравнительная характеристика сказок «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Параметры сравнения «Сказка о мертвой царевне» «Белоснежка»
Автор А. С. Пушкин Шарль Перро
Главные герои Царевна, царица, королевич Елисей, 7 богатырей Белоснежка, мачеха, семь гномов, король
Главная мысль Зло будет наказано Добро побеждает зло
Основные события Смерть матери, женитьба царя на другой, злые умыслы мачехи, жизнь в лесу в доме семи богатырей, смерть, воскрешение царевны, смерть мачехи, свадьба царевны и Елисея Сиротство, мачеха, злой умысел мачехи, жизнь у семи гномов, смерть от отравленного яблока, воскрешение, смерть злой волшебницы, свадьба
Волшебные помощники Зеркальце Зеркало
Окончание сказки Смерть злой мачехи, свадьба царевны Смерть злой волшебницы, свадьба Белоснежки

Стр. 31-32. М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

1. Слова, которые помогут составить рассказ о герое произведения: был в Тифлизе бедный Ашик-Кериб, ничего, кроме высокого сердца и дара песен, ходил по свадьбам увеселять богатых и счастливых, увидел Ма- гуль-Мегери, они полюбили друг друга, мало надежды у бедного Ашик-Кериба.

2. Богатым Ашик- Кериба сделало его искусство петь, за что он получал большие гонорары от пашй. Магуль- Мегери пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, ее блюдо. В городе Халафе хозяином блюда назвался Ашик-Кериб. Первым узнал Ашик-Кериба купец, которому Магуль-Мегери отдала свое блюдо.

3. Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, доброту, за то, что он помогал им забыть беды своим искусством. Он ходил по дворам, веселил и радовал народ, но никогда не подчинялся приказам власть имущих, любил свободу, сам выбирал, где ему показывать свое мастерство для кого петь, все заработанные у паши деньги он отдал матери за возможность поиграть на своем старом саазе.

Последовательность событий:

Первая встреча с Магуль-Мегери.
Ашик-Кериб вдоме Магуль-Мегери.
Зарок Ашик-Кериба.
Отъезд Ашик-Кериба.
Ложь Куршуд-бека.
Знакомство с Пашой.
Наказ Магуль-Мегери купцу.
Чудесный помощник Ашик-Кериба.
Ашик-Кериб возвращается домой.

4. Отзыв на произведение Лермонтова «Ашик-Кериб»

Имя главного героя произведения М. Ю. Лермонтова — Ашик-Кериб. Это был красивый, благородной наружности бедный молодой человек, очень талантливый, простой и добрый. Место действия сказки — город Тифлиз, в давние времена, на лоне пышной восточной природы, садов и виноградников. Ашик-Кериб полюбил Магуль-Мегери — дочь богатого восточного вельможи, но не захотел пользоваться благами, которые давали ему богатства невесты, а решил сам заработать достаточно денег, чтобы быть достойным ее. Он отправился в дальнее путешествие, на родине был объявлен утопшим, а будучи в городе Халафе и разбогатев, забыл о своем обещании вернуться и жениться на любимой девушке. Причиной этому стало коварство его соперника Куршуд-бека, сказавшего всем, что Ашик-Кериб утонул и жизнь в богатстве у Паши, которая заставила Ашик-Кериба забыть Магуль-Мегери. По ходу сюжета Ашик-Кериб узнает блюдо своей возлюбленной, вспоминает о своей любви к ней, которая нисколько в нем не угасла и с помощью волшебной силы в одночасье переносится из Халафа в Тифлиз, где узнает, что Магуль-Мегери выходит замуж за Куршуд-бека, а мать его совсем ослепла от слез, он берет в руки свой сааз и идет на свадьбу, играет и поет, возлюбленная сразу же опознала Ашик-Кериба, соперник в любви не остается в одиночестве — женится на прекрасной сестре главного героя. Все действия, которые предпринял Ашик-Кериб для решения проблемы (поезда с волшебным всадником по городам, возвращение в Тифлиз, обретение старого сааза, игра на свадьбе своей любимой), помогают ему достичь желаемого, выполнить условие — лишь разбогатев жениться на дочери богатого турка. Ашик-Кериб достиг своего: разбогател, прославился, вылечил свою мать, женился на своей любимой девушке.

С. 33. Л. Н. Толстой

План
1. Лев Николаевич Толстой родился в родовитой дворянской семье.
2. В раннем детстве он потерял горячо любимую мать,
3. Получал образование дома, его обучали гувернеры, а затем в университете.
4. Во время войны служил в армии, был участником сражений в Севастополе.
5. Занялся литературной деятельностью.
6. Имел большую семью, жил и работал в своем имении Ясная Поляна.
7. Творческое наследие его считается одним из высших достижений русской литературы.

С. 33-34. Л. Н. Толстой. Как мужик убрал камень.

1. Главная мысль басни Толстого: нужен не только ученый, но и смышленый.

2. Пословицы, которые отражают главную мысль басни:
Чтобы рубить метко, нужна сметка.
Нужен не только ученый, но и смышленый.
Истинное знание не бросается в глаза.

3. Рассказ
Один мигнет, а другой уже смекнет
Привезли новый шкаф в разобранном виде, его необходимо было собрать. Папа, мама, брат и я стали думать, как соединить детали шкафа. Пока мы решали, что и куда, папа взял ножовку и быстро выпилил на планке небольшую прямоугольную дыру для того, чтобы вставить туда другую планку — одну из боковых стенок шкафа. Как оказалось, он поторопился, нужно было просто перевернуть планку, потому что паз уже был заготовлен, но на другой стороне! Так пока мы мигали, думали и прикидывали, папа уже смекнул, только, как оказалось, смекнул неправильно. Надо было все-таки еще подумать, хорошенько рассмотреть все детали, чтобы правильно их соединить.

С. 34-35. А. П. Чехов. Мальчики

1. Устаревшие слова: погостить (побыть), розвальни (сани), в сенях (коридор деревенской избы), господин (уважительное обращение к человеку).

2. В семье Королевых все очень внимательно, с большой любовью относились друг к другу. «Семья Королевых, с часу на час поджидавшая Володю, бросилась к окнам. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю...»

3. После побега отношение Володи к семье изменилось, он вдруг понял, как сильно привязан к отцу, матери, сестрам, и как они его любят, с каким вниманием и нежностью заботятся о нем.

4. Герои решились на побег, потому что хотели стать богатыми и знаменитыми путешественниками. Они были глупыми и самонадеянными, мало знали и плохо представляли трудности пути, хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными.

5. Автор мягко смеется над мальчиками, такими самоуверенными и наивными, он осуждает их за то, что они так много неприятностей и огорчения доставили своим близким, заставили их поволноваться.

6. Со мной случались подобные ситуации, когда за меня волновались мама и папа. Я могла заиграться с подругой на улице, до самой темноты, меня выходили искать. Однажды мы с подругой пошли исследовать близлежащие окрестности, отошли очень далеко от дома, возвращались уже вечером через лес. Меня встретил старший брат и объяснил, как сильно волновалась мама, когда, придя с работы, не застала меня дома, во дворе, на улице. Больше я так далеко без спроса не уходила.

Стр. 36-39. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Я могу: восстановить последовательность событий по опорным словам и предложениям, составить план произведения, кратко рассказать о событиях произведения на основе иллюстрации или репродукции картины, рассказать о герое произведения, сравнить его с другими героями.

2. Рыба-кит, 33 богатыря, лиса, Чечевицын.

3. Иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
Это одна из самых известных сказок А. С. Пушкина, в ней говорится о царе Додоне, который не сдержал своего слова, нарушил обязательства, забыл о своем почтенном возрасте и обязанностях главы государства, за это был жестоко наказан — золотой петушок клюнул его в лоб, царь и умер в одночасье. В сказке содержится намек для добрых молодцев: не гонись за призрачной красотой, держи данное слово, чего тебе это ни стоило.

4. Рисунки к рассказу А. П. Чехова «Мальчики».

5. План к части рассказа Чехова — приезд мальчиков.
1) Ожидание.
2) Встреча Володи.
3) Незнакомец.
4) Первое впечатление о товарище Володи.
5) Теплый прием Чечевицына в семье Королевых.

6. План сказки «Царевна-лягушка»
1) Жили-были отец и три сына.
2) Выбор невесты.
3) Невеста младшего — лягушка.
4) Три испытания невесток.
5) Необдуманный поступок Ивана.
6) Поиски царевны.
7) В избушке Бабы-Яги.
8) Сражение со Змеем Горынычем.
9) Возвращении домой.
10) Пир на весь мир.

7. Общим с народным сказками у сказки Лермонтова «Ашик-Кериб» является: наличие волшебных предметов и персонажей, троекратное повторение действий и заклинаний, существование двух миров (фантастического и реального). Различие в том, что все персонажи придуманы автором, их нет в народных творениях, сюжет сложен, много сюжетных линий, излагается история красивым стилизованным под восточные сказания языком.

40-43

Стр. 40-43. Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев — (1803 — 1873)
А. А. Фет — (1820 — 1892)
Е. А. Баратынский — (1800 — 1844)
А. И. Плещеев — (1825 — 1893)
И. С. Никитин — (1824 — 1861)
И. А. Бунин — (1870 — 1963)
Н. А. Некрасов — (1821 — 1878)

С.40. Ф. И. Тютчев. Еще земли печален вид...

Слова, которые помогают увидеть картины ранней весны: воздух уж весною дышит, еще природа не проснулась, но весну послышала она.

Ф. И. Тютчев. Как неожиданно и ярко...

1. Воздвиглась — возникла; вонзила — пронзила; ушла — вернулась назад; обхватила — обняла; изнемогла — устала; лови — держи; смотри — взгляни; побледнело — потеряло окраску; ушло — исчезло; уйдет — пропадет; дышишь — вдыхаешь; живешь — существуешь.
Глаголы не одинаковы по звучанию.

2. Глаголы в стихотворении Тютчева создают зримую картину появления и недолгого сияния радуги.

3. Стихотворение можно озаглавить «Радуга» или «Радужное видение».

С. 41. А. А. Фет. Весенний дождь

1. Слова, которые помогают услышать шум дождя: и что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит.

2. Слова, которые помогают почувствовать весенние запахи: от лип душистым медом тянет.

3. Весенний дождь
Вот стало темно вокруг. Прогремел вдалеке раскат грома. На землю стали падать редкие капли дождя. Подул ветер, зашелестели деревья листвой. Капли забарабанили по земле и кронам деревьев. Громыхнуло совсем рядом, и хлынул дождь как из ведра.

С. 42. И. С. Никитин. В синем небе плывут над полями...

1. Прилагательные, которые употреблены в прямом значении: в синем, теплый, ночною, узкой, красным.
Прилагательные, которые употреблены в переносном значении: с золотыми, прозрачно-румян, огненным, золотое, в чистом.

2. Слова, выражающие картины природы: плывут над полями облака с золотыми краями; чуть заметен над лесом туман, вот уж веет прохладой ночною; месяц огненным шаром встает, красным заревом лес обдает; кротко звезд золотое сиянье, в чистом поле покой и молчанье.

Стр. 42-43. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Я могу: назвать русских поэтов XIX века, выразительно читать, отражая настроение автора; найти в тексте средства выразительности, использовать их для создания собственного текста; прочитать лирическое стихотворение наизусть; определить интонацию, с которой необходимо читать произведение.

2. В сборник «Стихотворения поэтов XIX века о природе» можно включить следующие стихотворения: В. А. Жуковский «Цветок», «Море», П. А. Вяземский «Первый снег», Ф. Н. Глинка «К снегирю», Н. М. Языков «Водопад», Е. А. Баратынский «Звезда».

3. Я люблю поэзию
Я с удовольствием читаю стихи, особенно когда мне грустно и одиноко. Я нахожу в поэте умного и тонкого собеседника, он как будто говорит мне о главном — о любви к окружающим, о всемогуществе и нетленной красоте природы. Благодаря поэтическим строчкам, я представляю себе удивительные картины. Мне хочется тоже рифмовать свои мысли и чувства. Я нахожу в тексте такие необычные слова и выражения, что восхищаюсь и пытаюсь запомнить, заучить наизусть, чтобы когда-нибудь использовать в своей речи.

44-54

Страница 44-54. Литературные сказки

1. Литературные сказки: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Маршак «Двенадцать месяцев», В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», П. П. Бажов «Серебряное копытце».

2. Хотелось бы прочитать литературные сказки:
П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Ю. Олеша «Три толстяка».

3. Нужную литературную сказку можно найти в специальном каталоге всех литературных сказок или по автору, которые размещены в каталоге по алфавиту.

Стр. 45-46. В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке

1. Одоевский Владимир Федорович — прозаик и литературный критик, родился в 1803 году в Москве. Отец его был древнего княжеского рода, а мать — в прошлом
крепостная крестьянка. Учился в Московском университетском благородном пансионе, в годы ученья увлекся литературным творчеством. В 1826 году переехал в Петербург, поступил на службу в Комитет иностранной цензуры, позднее стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. Вместе с переводом музея в Москву переехал туда в 1862 году.
В 1833 году выходит в свет его первый сборник «Пестрые сказки», с этого момента начинается период расцвета его творчества.

2. Произведения Одоевского: сборник «Пестрые сказки» («Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенько не удалося в светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником»); повести «Княжна Мими», «Княжна Зизи», «Сильфида», сказка «Городок в табакерке».

3. Аннотация к сказке Одоевского «Городок в табакерке»
Это произведение написано В. Ф. Одоевским. В нем говорится о маленьком мальчике Мише, которому привиделось, что он попал в сказочный городок, где живут сказочные персонажи: мальчики-колокольчики, принцесса Пружинка, дядьки-молоточки, господин Валик — преображенные в его сновидении части механизма музыкальной табакерки. Миша нечаянно ломает одну деталь этого механизма — и просыпается. Был ли это сон или явь, он так и не понял, только многому научился он, будучи в сказочном городке, и многое понял, когда проснулся.

4. Миша во время своего сказочного путешествия понял, что издали все кажется меньше; научился различать, что у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше — высокий; пришел к выводу, что необходимо беречь вещи.

С. 46-47. В. М Гаршин. Сказка о жабе и розе

1. Главная мысль произведения: все прекрасное, все живое не может существовать вечно, с самого начала идеальное существо подстерегают опасности. Роза была красива и вызвала у жабы желание погубить ее. Настолько роза была привлекательной, настолько недоступной для жабы, что та решила: пусть умрет, но достанется только мне. Мальчик был очень хороший, маленький и добрый, любил свой сад, особенно прекрасную розу, но смертельный недуг поразил его и не позволил долго радоваться жизни.

2. Основную мысль «Сказки о жабе и розе» отражают пословицы: Сделав худо, не жди добра, добро побеждает зло.

3. В данном произведении отражены следующие особенности сказочного текста: сказочные персонажи (мыслящая роза, говорящая жаба), волшебный и реальный миры, победа добра в финале истории.

4. Другие названия сказки: «Красавица и уродина», «Что случилось в одном саду», «Мальчик и роза».

5. Отзыв на «Сказку о жабе и розе»
Это произведение написано русским писателем В. М. Гаршиным. Это лирическое повествование о печальной судьбе маленько мальчика и его прекрасной розе. Розу чуть не сгубила гадкая жаба, но все же она смогла расцвети и стать последним украшением печальной церемонии прощанья с мальчиком. Это история о любви, стойкости, надежде и красоте природных явлений и чувств человеческого существа.

6. Произведение В. М. Гаршина, которое хотелось бы прочитать еще раз — «Лягушка-путешественница».

С. 48-49. П. П. Бажов. Серебряное копытце

1. Художник изобразил Серебряное копытце стройным молодым оленем с ветвистыми рогами, со светящимся копытцем, стоящим на вершине заснеженной избушки. Олененок голубого цвета на фоне лунного сияния, мускулистый, утонченный, игривый, потому что одна ножка его задорно приподнята, как будто он готовиться прыгнуть или бить копытцем, извергая самоцветы. И действительно под ним россыпь драгоценных камней.

2. Мое представление о Серебряном копытце не совпадет с тем, что изобразил художник. Мне кажется. Олененок должен быть маленьким, смешным, с короткими и неветвистыми.рожками. Это скорее Бэмби, чем изображенная художником фарфоровая статуэтка.

3. Дополнить иллюстрацию можно было бы изображением Даренки, которая подглядывает за оленем, и драгоценных камней надо бы побольше, ведь Серебряное копытце засыпал избушку Коковани так, что она полностью была закрыта россыпью сверкающих камешков.

4. На иллюстрации надо бы изобразить и Кокованю, и Даренку, и Муренку и Серебряное копытце в момент, когда все они сошлись возле зимнего балагана старого охотника и золотоискателя.

Стр. 49-51. С. Т. Аксаков. Аленький цветочек

1. Особенности волшебной сказки: всегда есть два мира: реальный и волшебный; действие протекает в неопределенном прошлом; герой подвергается испытаниям; решение задачи возможно при помощи смекалки, хитрости и волшебных предметов; торжествует добро и справедливость; всегда есть волшебство, превращения; всегда счастливый конец; животные, предметы, растения представлены живыми мыслящими существами, которые или помогают герою, или заодно с силами зла.

2. Сказка «Аленький цветочек» — волшебная, потому что в ней есть волшебные предметы; есть превращения, волшебство; действие протекает в неопределенном прошлом; есть реальный мир и волшебный; история заканчивается победой добрых сил, снимающих злое заклятье.

3. На обложке книжки рисунок с изображением главных героев сказки «Красавица и чудовище».

4. Сказка «Красавица и чудовище» знакома всем. Ее написал Лепренс де Бомон.

5. Главные герои сказки: богатый купец, шестеро его детей: три дочери и три сына, среди всех любимой дочерью была младшая дочь Красоточка, знатные женихи, Чудовище, мужья старших дочерй, молодой принц (бывший в облике Чудовища), фея.

6. Основные события:

1) Купец — отец шестерых детей разорился.
2) Отправляется на заработки и поиски подарков для детей.
3) Купец попадает в заколдованный дворец Чудовища.
4) Чудовище отпускает купца с условием вернуться.
5) Купец возвращается и рассказывает детям о своей беде.
6) Красоточка отправляется к Чудовищу вместе с отцом и остается вместо отца в замке.
7) Красоточка подружилась с Чудовищем.
8) Карсоточка приехала погостить домой, а сестры ей позавидовали.
9) Красоточка возвращается с опозданием, Чудовище умирает, но Красоточка спасает его.
10) Чары пали, фея награждает всех по заслугам.

7.

«Аленький цветочек» «Красавица и чудовище»
младшая дочь, купец, чудовище младшая дочь, купец, чудовище
аленький цветочек роза
заколдованный замок, коварство сестер, спасение от заклятья заколдованный замок, коварство сестер,
спасение от заклятья

Страница 51-54. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Научились: называть автора литературных сказок; сравнивать народные и литературные сказки, называть их особенности; использовать литературные приемы для создания своих собственных произведений; различать тексты описания, повествования и рассуждения; составлять рекомендательный список литературы.

2. С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.
П. П. Бажов. Синюшкин колодец.
П. П. Бажов. Малахитовая шкатулка.
П. П. Бажов. Медной горы Хозяйка.
В. И. Даль. Девочка Снегурочка.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
П. П. Бажов. Серебряное копытце.
В. А. Жуковский. Сказка о царе Берендее, о сыне
его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного
и о премудростях Марьи-царевны, Кощеевой дочери.
В. М. Гаршин. Лягушка-путешественница.
В. Ф. Одоевский, Мороз Иванович.
В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке.
3. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Н. Носов «Приключения Незнайки»
Г. Успенский «Дядя Федор, пес и кот Матроскин», «Чебурашка»
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Снежная королева»

4. «Сказка о потерянном времени» — Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. «Девочка Снегурочка» — Покоряй сердце любовью, а не страхом.

5. Сочинение Добру расти, худу по норам ползти

План
1) Разные бывают люди, разные у них судьбы.
2) Добрые люди постоянно изменяются к лучшему.
3) Злые люди совершают много недоброго, это еще больше омрачает их душу.
4) Добро всегда побеждает, привлекает к себе, а потому растет, ширится когорта добрых людей.
5) Зло отталкивает, заставляет скрывать свои нехорошие поступки, а потому злой человек прячется, таится, не высовывается из своей норы.
6) Добру расти, худу по норам ползти.

7. Литературную сказку характеризуют следующие черты: Наличие автора.
Наличие двух миров: реального и волшебного.
Герои сказки — не только люди, но и животные.

8. Повествование Текст, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях
Рассуждение Текст, при помощи которого доказывается или объясняется что-то
Описание Текст, при помощи которого описывается предмет, событие, герои

9. Текст-рассуждение
Литературная сказка — это прозаическое произведение определенного автора с вымышленными героями и сюжетом.
Во-первых, литературная сказка принадлежит перу определенного автора, она плод его фантазии, а не создание коллективного труда, как народная сказка. Во-вторых, литературная сказка, как и любая сказка, предполагает фантастический сюжет, необычное место действия, ее героями могут стать не только люди, но и животные, растения или даже предметы неживой природы. В-третьих, как в любой сказке, в литературном произведении с фантастическим сюжетом есть волшебные предметы, волшебные заклинания, с помощью которых герой побеждает зло, избегает опасности, сражается за справедливость. И наконец, в литературной сказке, что делает ее сказкой, добро всегда побеждает зло.
Таким образом, можно сделать вывод, что авторское произведение с фантастическим сюжетом, волшебными предметами, необычными героями является литературной, придуманной одним автором, сказкой.

55-66

Страница 55-66. Делу время - потехе час

 

67-74

Страница 67-74. Страна детства

 

75-87

Страница 75-87. Природа и мы

 

88-91

Страница 88-91. Поэтическая тетрадь

 

92-96

Страница 92-96. Родина

 

97-103

Страница 97-103. Страна фантазия

 

104-115

Страница 104-115. Зарубежная литература

1. К зарубежной литературе относятся произведения, написанные зарубежными авторами.

2. Сказочная повесть «Питер Пен» написана почти сто лет назад английским писателем Джеймсом М. Барри. Главный герой — это мальчишка Питер Пен, который никогда не взрослеет, и на его фантастическом острове Нетинебудет есть все, о чем мечтают дети: и индейцы, и феи, и русалки. А главное. Пираты со страшным и коварным главарем — капитаном Крюком.
Имя шведской писательницы Астрид Линдгрен хорошо известно во всем мире. Особенно дети любят произведение «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» про мальчика Сванте Свантенсона по прозвищу Малыш и его необыкновенного друга, которого зовут Карлсон. Карлсон живет в маленьком домике на крыше, на спине у него пропеллер, и он умеет летать.
Если вы хотите узнать, как Малыш познакомился с Карлсоном, побывал у него в гостях, как они вместе устроили «вечер чудес», прочтите веселую повесть «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

3. Произведения зарубежных писателей:
Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави.
Дж. Свифт. Приключения Гулливера.
Дж. Родари. Джельсомино в стране Лгунов.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Ф. Моуэт. Собака, которая не хотела быть просто собакой.
Дж. Мэтью Барри. Питер Пен.
Ж. Юрье. Веселый карнавал.
С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с диким гусями.
Р. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена.
М. Бонд. Медвежнок Паддингтон.
Л. Баум. Чудесная страна Оз.

4. Больше всего понравились следующие произведения: «Питер Пен» Барри, «Рикки-Тикки-Тави» Киплинга, «Приключения Тома Сойера» Твена, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Лагерлеф.

5. Книги, которые хотелось бы прочитать:
В. Гюго «Гаврош», О. Генри «Вождь краснокожих», Л. Ф. Баум «Удивительный волшебник из страны Оз», Л. Кэрролл «Алиса с стране чудес», Дж. Родари «Приключения Чиполллино», Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ».

6. Аннотация к произведению В. Гюго «Гаврош»
Произведение В. Гюго «Гаврош» не является самостоятельным рассказом, оно входит одним из основных эпизодов в роман «Отверженные». В этой истории главным действующим лицом является парижский мальчишка по имени Гаврош. Он беден, у него нет дома, он живет на площади в огромной статуе слона. Гаврош помогает бедным детям, которых хозяйка выгнала на улицу, Гаврош их приютил у себя, накормил, успокоил. Гаврош сражается на баррикадах и погибает смертью героя. Но образ его остается светлым и радостным, каким он и был по замыслу автора.

Стр. 107. Дж. Свифт. Путешествие Гулливера

1. Из названия узнаем, что Гулливер отправляется в удаленные страны мира в четырех частях света, что был он хирургом, а затем капитаном нескольких кораблей.

2. Речь идет о путешествии Гулливера в страну лилипутов, великанов, страну мыслящих существ, имеющих внешность лошадей. Опорные слова: путешествие, приключения, лилипуты, великаны, корабли, страны мира, моря, океан, части света. Гулливер совершенно случайно, в результате кораблекрушения оказывается с стране, где все жители настолько малы, что скорее похожи на насекомых, чем на людей. Гулливер живет у них в качестве пленника, но помогает им победить врагов, отвоевать морское пространство, он учит их и учится многому у лилипутов. Затем волей судьбы и также из-за кораблекрушения он оказывается в стране великанов и гуинггуингмов (лошадей). Особенно его поражают умом, высоконравственным поведением разумные лошади, в отличие от населяющих их остров диких людей. Гулливер хотел бы жить среди них всю жизнь, но вынужден вернуться на родину, где его ждут родные, и близкие.

3. Слова, при помощи которых автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливре был великаном: Гулливера называли человек-шра, миниатюрные домики, дворец короля, церковь, маленькие, похожие на детские кораблики флотилии, бочки, служившие Гулливеру стаканами, туши коров, которые были для него, как маленькие кусочки мяса, лестницы, с помощью которых лилипуты забирались повыше, чтобы разговаривать с человеком-горой или измерить его, чтобы сшить ему новое платье.

4. План
1) Я отправился в путешествие на корабле.
2) Корабль потерпел крушение.
3) Я очнулся связанным тонкими нитками по рукам и ногам.
4) Я увидел маленьких человечков и их маленького короля.
5) Меня считали пленником, я мог бы убежать, но не знал куда.
6) Я решил жить мирно в стране лилипутов, дожидаясь случая убежать.
7) Я узнал, что на Лилипутию готовится напасть враг по морю.
8) Я собрал вражескую армаду и отвел ее подальше в открытое море.
9) После победы над врагом я стал героем лилипутов, мне дали вольную.
10) Я бежал, увидев большой корабль и вернулся домой.

Стр. 108. Г.- Х. Андерсен

1. План
1) Г.-Х. Андерсен родился в 1805 году в городе Оденсе в Дании.
2) Родители Андерсена — бедный башмачник и прачка.
3) В детстве Ганс дружил с будущим королем Фредериком, будучи его родственником.
4) В 1816 г. умирает отец Андерсена, Ганс служит подмастерьем у ткача и портного.
5) В 14 лет Андерсен переезжает в Копенгаген с целью поступить в театр.
6) Андерсен стал актером Королевского театра, но был уволен и стал писать пьесы.
7) Андерсен после всех неудач с театром учится в школе.
8) Не завершив учебу, Андерсен начинает писательскую деятельность.
9) Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

2. Произведения Г.-Х. Андерсена:
«Дюймовочка», «Снежная королева», «Русалочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Соловей», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Свинопас».

3. Хотелось бы прочитать сказки Андерсена: «Дикие лебеди», «Девочка со спичками», «Калоши счастья», «Штопольная игла», «Дева льдов», «Тень», «Золотой мальчик».

С. 109-110. Г.-Х. Андерсен. Русалочка

Слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка:
Описание подводного мира

Опорные слова, помогающие увидеть бурю:
Описание бури в былине «Садко»:встали да червлены корабли — их волной-то бьет и паруса-то рвет; ломает червленые кораблики, не идут они с места.

Сравнение главных героев «Русалочки» и «Садко»: общие черты — имеет волшебное средство или помощника, герой добрый и храбрый, есть связь с волшебным миром или миром животных. Садко и Русалочка — сказочные, вымышленные герои, они добры, красивы и умны, готовы на самопожертвование ради близких, Отечества или любимого.

Другой конец сказки «Русалочка»
Русалочка призналась принцу в любви, открыла ему свою тайну о том, на какие жертвы ей пришлось идти. Принц, услышав исповедь Русалочки, понял, какую ошибку он чуть не совершил, приняв другую за туманный образ неизвестной красавицы, спасшей его из пучины волн. В нем вспыхнуло ответное чувство на любовь Русалочки, и он предложил ей руку и сердце. Русалочка согласилась. И тут произошло чудо: она перестала чувствовать страшную боль, потому что стала обычной девушкой, правда по-прежнему сказочной красоты с необыкновенно певучим голосом.

Стр. 111. М. Твен. Приключения Тома Сойера

1. Том Сойер — энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик двенадцати летнего возраста, сирота, которого воспитывает тетя Полли. Он умеет быстро расположить к себе практически любого человека, может убедительно весело заниматься скучным делом, может отправиться в опасное путешествие, не задумываясь о последствиях. Он беспечен, любознателен, азартен и наивен в одно и то же время. У него много друзей, все его любят, хотя и стараются перевоспитать по своим понятиям о воспитанности, такте и хороших манерах. Но Том не поддается чужому влиянию, это сильный и независимый и свободолюбивый характер, что и приносит ему немало испытаний и приключений.

Стр. 111. С. Лагерлеф. Святая ночь

1. Рождество — праздник, свечи, снег, хвойные украшенные игрушками деревца, угощение, подарки, церковная торжественная служба.

2. Праздник Рождества вызывает радость, ожидание чуда и подарков, благоговение во время церковного служения, интерес к истории христианства в мире и на Руси, к народным традициям и церковным праздникам, к книгам о жизни Иисуса Христа, Богоматери.

3. Рождественская сказка о Христе и его отце, который ходил по домам в поисках огня, чтобы согреть родившегося младенца, так поразила девочку, что спустя сорок лет она помнила каждое слово этого рассказа, поведанного ей тарой бабушкой однажды в Рождественскую ночь, когда все ушли в церковь на службу и оставили дома только маленькую девочку и старушку, потому что одна была слишком мала, а другая слишком стара.

Стр. 112. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Научились: пересказывать интересные эпизоды от лица героев произведений, составлять рассказ о герое, высказывать свое собственное отношение к герою, составлять отзыв на произведение, пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг.

2. М. Твен. Том украдкой посещает родной дом
План
1) Том пробирается вброд и вплавь по морю к берегу.
2) Том продвигается к дому по прибрежному лесу.
3) Том тайком забирается в ялик и плывет на нем до нужного берега.
4) Том пускается бегом самыми темными переулками к домику тети Полли.
5) Том видит в окно тетю Поли, Сида, Мери, мать Джо Гарпера.
6) Том осторожно поднял щеколду, протиснулся в щель и пополз к кровати.

3. Пересказ
Том по морю, по прибрежному лесу, на ялике добирается тайком к дому своей тети Поли. Он не решается открыто войти, в комнате находятся его друзья и тетя. Он протискивается в дверную щель и тихонечко ползет по полу, пробираясь до нужного ему места в доме.

4. Дж. Свифт. Издатель к читателю
О герое рассказывают слова: мистер Гулливер, путешественник, его произведение дышит правдой, ведь автор известен своей правдивостью. Главные черты характера Гулливера — правдивость, любознательность и обстоятельность изложения своей истории путешествий. Правдивость Гулливера не может не нравиться читателю его занимательного романа.

5. Гулливер описывает свои приключения в стране лилипутов и в стране великанов, в стране разумных лошадей.

6. Герой авантюрно-фантастического романа Дж. Свифта Гулливер — путешественник, мореход, исследователь, ученый, испытатель, натуралист, конструктор и доктор. Он с интересом и симпатией относится к существам, которых встречает во время своих странствий по морям и океанам, старается им по силе возможности помочь, а у них стремиться научиться всего, что до сих пор не знал.

7. Раздел учебника «Зарубежная литература» предлагает познакомиться с такими произведениями, как «Рик- ки-Тикки-Тави» Р. Киплинга, «Приключения Гулливера» Дж. Свифта, «Джельсомино в стране Лгунов» Дж. Родари, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Питер Пен» Дж. Мэтью Барри, « Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Распе, «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф, «Чудесная страна Оз» Л. Баума.

8. Отзыв на произведение зарубежной литературы
Сказка «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» написана шведской писательницей Сельмой Лагерлеф. В предложенном писательницей заголовке сразу видно, что героя ждут невероятные приключения и что история, ею рассказанная будет очень занимательной и поучительной. В этой сказочной истории рассказывается о том, как мальчик, прогневавший волшебника-гно- ма, превратился вдруг в маленького человечка, и случайно отправился путешествовать с дикими гусями на юг. По пути ему приходится пережить множество приключений: сражаться с помощью волшебной дудочки в полчищами крыс, бежать от разъяренного короля-статуи, спасать от верной гибели бельчат и своего гусака. В конце концов ему удается заслужить уважение и прощение гнома и вернуться домой к маме, а кроме того еще раз спасти от смерти своего друга гуся Мартина.

10. Презентация выставки «Зарубежная литература»
План
1. Зарубежная литература — часть мирового художественного наследия
2. Наиболее известные зарубежные авторы: Дж. Свифт, М. Твен, Р. Киплинг, Р. Распе.
3. Самые любимые произведения зарубежных авторов: «Путешествия Гулливера», «Приключения Тома Сойера», «Питер Пен», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Гарри Поттер».
4. Выставка наиболее красочно оформленных изданий любимых произведений известных зарубежных авторов.

Страница 116-126. Итоговая проверочная работа. М. Зощенко. Бабушкин подарок

Задание 1

1. Высказывание, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения: Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.

2. Еще одно высказывание, которое выражает главную мысль произведения: Лучший на свете тот, кто сделает что-нибудь хорошее и после не будет хвастаться.

Задание 2

1. Можно озаглавить это произведение «Зависть» или «Как трудно быть хорошим».

Задание 3

1. Герои произведения М. Зощенко «Бабушкин подарок»: бабушка, мама, папа, Минька и Лелька.

Задание 4

1. План

1) Бабушка.
2) Бабушкино пирожное.
3) Лелька рассердила бабушку.
4) Монетки для Миньки.
5) Выражение Лелькиной зависти.
6) Оценка поступка Лельки бабушкой.
7) Рогатка соседского мальчика.
8) Кого папа считает лучшим на свете мальчиком.
9) Минька дарит Лельке две монеты и хвалится этим.
10) После слов папы Минька тайно от всех дарит Леле монетку.
11) Как потратила Лелька четыре монетки.
12) Как трудно быть хорошим.

2. Минька подарил Леле две монеты и побежал сказать взрослым, какой он хороший мальчик. Бабушка и мама им восхитились, а папа сказал, что самый хороший мальчик не будет хвастать своим благородным поступком. Тогда Минька побежал в сад и отдал сестренке еще одну монетку и никому об этом не сказал. В саду Лелька нашла четвертую монету и купила себе мороженое, от которого у нее заболел живот и она целую неделю провела в постели.

Задание 5

1. Кто подарил Миньке монетки?
Что сделала Лелька из-за чувства зависти?
Зачем Лелька влезла на дерево?
Почему папа не посчитал Миньку самым хорошим мальчиком не свете?
Как Минька поступил, чтобы почувствовать себя самым хорошим?

Задание 6

1. Самое важное событие произведения — Минька поделился монетками с сестренкой.
2. На Миньку повлияли следующие события: Лелька выбила у него из рук подаренные бабушкой монеты; папа не признал его самым лучшим мальчиком на свете, когда Минька не поделился монетами с сестренкой; папа не похвалил его за то, что он отдал две монетки Лельке; Минька тайком отдал сестренке еще одну монету и почувствовал себя хорошим.

Задание 7

1. Лелька обижалась на Миньку, потому что у нее не было того, что было у брата. ■
2. Бабушка не дарила Лельке подарки, потому что считала ее невоспитанной особой, которая откровенно спрашивает, что бабушка собирается подарить внукам.

Задание 8

В начале Минька был очень обижен на Лельку.
В середине ему стало жалко сестренку.
В конце рассказа он просто любил ее и считал уже несправедливым, что монетки были только у него.

2. Лелька испытывала к Миньке такие чувства: «Вот она какая завистливая особа»; «Лелька тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у нее глазенки сверкают недобрым огоньком»; «Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя надереве, дразнила меня и бабушку языком».
К бабушке Лелька испытывала следующие чувства: «Мою старшую сестренку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. И от этого моя сестренка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку»; «Леля влезла на дерево и дразнила меня и бабушку языком»; «Лелька сказала: «Лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные».

Задание 9

1. Слова, которые помогают охарактеризовать поступки главного героя в конце рассказа: честный, благородный, добрый, красивый.

2. Можно добавить и слово «заботливый», потому что он проявил заботу о сестренке, поделился с ней монетами, на которые она купила себе то, что ей больше всего хотелось — мороженое.

3. Минька был добрым, наивным, бескорыстным, не жадным маленьким человечком.

4. «И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони»; «я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошел на балкон и сказал взрослым: «Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки»; «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился».

5. Вопросы Миньке: 1. Жаль тебе было делиться с сестренкой своими монетками? 2. В следующий раз будешь ты делиться с ней подарками?

6. Лельку характеризуют такие поступки: выбила со злостью монетки из рук Миньки, влезла на дерево и оттуда дразнила бабушку и брата, накупила много мороженого, съела его одна, в результате чего заболела, позавидовала Миньке, разозлилась на бабушку и на него, не поблагодарила за то, что Минька поделился с ней подарком и не угостила никого мороженым.

Задание 10

1. Примером для других детей может быть то, что Минька в конце концов отдал часть монет сестре, и то, что позже не хвастал своим поступком перед взрослыми, стремясь заслужить их одобрение и любовь, а также и новые подарки от бабушки.

2. Ошибочным поступком главных героев было то, что они не поделили сразу подарок, вызвал недоразумения, злобу и обиды друг на друга.

Задание 11

1. Особа — это неприятный почему-либо человек, слово употреблено в негативном значении, бабушка хотела подчеркнуть непростой характер своей внучки.
2. Зарыдать — значит громко и искренне заплакать от боли или обиды, а захныкать — значит демонстративно плакать злыми слезами, которых на самом деле нет, а есть только обида и злоба.

Задание 12

1. Рассказ Зощенко относится к повествовательному произведению.
2. Произведения М. Зощенко: «Леля и Минька: елка», «Леля и Минька: великие путешественники», «Леля и Минька: золотые слова», «Леля и Минька: находка», «Самое главное», «Показательный ребенок», «Умная Тамара».

Задание 13

Отзыв на рассказ Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»

Это произведение написано известным русским писателем Михаилом Зощенко, оно повествует о детях — мальчике Миньке и девочке Леле. О них у Зощенко написано несколько рассказов, предназначенных для детей. В рассказе «Бабушкин подарок» говорится о том, как Леля, позавидовав маленькому Миньке, которому бабушка подарила десять монет, и выбила их из его рук. Она злилась и обижалась на брата до тех пор, пока он не поделился с ней монетами. Это произведение еще и том, как маленький мальчик постепенно понимает, что значит быть по-настоящему хорошим, честным и справедливым.
Можно посоветовать всем маленьким мальчикам и девочкам прочитать этот рассказ, чтобы научиться делиться с другими и понять, как стать на самом деле достойным и хорошим человеком.

Задание 14

1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И. С. Тургенев)
Это высказывание надо понимать так: следует учиться грамотно, точно и красиво выражать свои мысли, не засорять свою речь словами-паразитами. Русский язык — это достояние народа, его надо беречь, защищать, а традиции хорошей устной и письменной русской речи всячески поддерживать.

2. Текст-рассуждение.
«Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно», сказал Н. А. Некрасов. Я понимаю это так: речь человека, письменные высказывания — все должно быть понятным, доступным, простым и кратким, иначе окружающим тебя людям, своим читателям тебя просто не понять. Но краткость, как говорил
А. П. Чехов, — сестра таланта. Иными словами, говорить кратко, понятно и при этом полностью выражать то, что ты хочешь сказать, — целое искусство, которому надо учиться, и учиться всю жизнь. А начинать надо с самого элементарного — изучения законов и правил современного русского языка и изучения классического наследия русской литературы, в качестве образца для подражания. Словам должно быть тесно, считает Некрасов, то есть надо использовать только точно передающие мысль слова, не загружать свою речь различными сложными оборотами, вспомогательными словами и предложениями. А мысли должны быть глубокие, о себе, о мире, о времени, о мировых и общезначимых проблемах. Лучше не отвлекаться на мелкие темы, бытовые проблемы, сплетни об известных и популярных людях — это засоряет наш мозг, делает нашу жизнь суетной и ничтожной. Необходимо в жизни следовать совету Некрасова говорить, писать и думать так, чтобы мыслям было просторно, а словам, наоборот, тесно. Это значит точно, емко, образно и кратко одновременно выражать свои чувства и мысли. Только тогда ты станешь настоящим носителем красивого и многообразного русского языка.

3. На уроках литературы в 5 классе обязательно пригодятся такие навыки, как пересказ художественного текста, составление плана этого пересказа, умение высказывать свое мнение о произведении, его героях, навыки написания отзыва, характеристики героя, умение пользоваться учебником, литературными справочниками, вспомогательной литературой.

Комментарии  

#5 вован 16.10.2017 09:49
сайт очень крутой!!!!!!!!! ! на странице нет таких крутых сайтов а на этом есть!!!!!!!!! :D :lol: :-) :sigh: :roll: :P
#4 Аноним 15.10.2017 12:41
;-) :-) :-) ;-)✔✔✔✔✔✔✔
Хорошо норм красива




8) :lol: :lol: :-) ;-) :lol: :lol: ;-) :-) :lol:
#3 игорь 03.10.2017 18:12
кккккк лллллл аааааа ссссссс
#2 reks 29.09.2017 12:25
Клёвоооо :P :D
#1 Ирина 02.09.2017 18:18
Очень подробно даны ответы, спасибо!

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях, в особенности при беременности или у ребенка не занимайтесь диагностикой симптомов и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.