Как пройти собеседованиеПосле того как работодатель заинтересовался резюме соискателя, наступает момент истины – собеседование. Именно собеседование, можно сказать, кульминация при приеме на работу. Полагаться на «авось» при собеседовании не стоит, ведь нервное напряжение еще никому не сыграло на руку, тем более что даже опытных профессионалов собеседование заставляет изрядно понервничать. По этим причинам, необходимо заранее подготовиться к этому процессу, продумать все, особенно как отвечать на вопросы.

Как пройти собеседование? Общие рекомендации.

Понятно, что нет единой четкой и строгой рекомендации, как именно вести себя при приеме на работу, что говорить и прочее. Для каждой выбранной профессии существуют свои нюансы и особенности, но, не смотря на это, есть и общие рекомендации, к которым стоит прислушаться.

Первое, с чего начинается общение работодателя и соискателя – телефонный разговор. Это первое личное общение, и для того, чтобы не терять свои позиции, необходимо произвести хорошее впечатление уже на этом этапе. В первую очередь, необходимо уточнить, на какую именно должность приглашают, и для поднятия собственного авторитета задать профилирующие вопросы по вакансии. В случае, если работодатель предъявляет слишком большие требования и расширяет круг обязанностей, то лучше стоит вежливо отказаться от предложения. Не стоит тратить время, причем как свое личное, так и работодателя. Лучше всего заранее узнать, кто будет проводить собеседование, и узнать контакты для связи – форс-мажоры всегда возможны.

Перед собеседованием необходимо заранее подготовить пакет документов – паспорт, дипломы и сертификаты о дополнительном образовании, сертификаты об окончании курсов и прочее. Не стоит брать с собой бумаги и сертификаты, которые не имеют отношения к занимаемой должности.

В дальнейшем необходимо побольше узнать о компании, в которой будет проходить собеседование. Эта информация поможет продемонстрировать серьезность намерений и охарактеризует соискателя как человека серьезного, собранного.

Необходимо тщательно просчитать время, которое необходимо затратить, чтобы добраться до возможной работы, желательно с запасом в 30 минут. Но приходить на собеседование необходимо не ранее чем за 10 минут, пунктуальность - это не только когда не опаздывают, а когда приходят вовремя!

Необходимо заранее продумать ответы на вопросы, которые так или иначе работодатель будет задавать!

Какие вопросы задают на собеседовании

Одни из самых распространенных вопросов:

Какова причина ухода с последнего места работы?
С чем связано желание работать именно в этой компании?
Есть ли другие предложения, и предстоящие собеседования в других компаниях? (конечно есть!Но больше всего заинтересованности в работе, именно в этой компании!)
Перечислите достижения как специалиста, и какие были неудачи в профессиональной деятельности?
Есть ли вредные привычки?
Вопросы о личной жизни (с кем проживаете, в браке ли, есть ли дети?).

Ответы на вопросы должны быть правдивыми, но при ответе на вопрос о том, почему сменили работу, не стоит давать негативные отзывы о прежнем работодателе. Лучше всего ограничиться нейтральными отзывами – неудобный график, задержка заработной платы и прочее.

При ответе на вопрос о достижениях, достоинствах, стоит проявить адекватную самокритичность к своей персоне, но при разговоре о промахах, не обязательно указывать самый существенный промах. Особенно важно показать, что ошибка была устранена и компания не пострадала. После опроса соискателя, можно задавать вопросы работодателю, причем их перечень необходимо подготовить заранее.

Во время собеседования лицо соискателя должно быть обращено к лицу работодателя, можно передвинуть стул, если это необходимо. Не стоит разворачиваться на стуле, или скрещивать ноги, тем более нервно перебирать руками или ручкой. Стоит внимательно и до конца выслушать вопрос, и только после этого отвечать, сохраняя зрительный контакт. Ответы на вопрос должны быть лаконичными, а ответы по типу «да» или «нет» - создают ощущение неуверенности в себе.

Вопросы о личной жизни задаются с целью дать оценку открытости, и насколько соискатель готов к непредвиденным обстоятельствам. Кроме того, семья – это ответственность, и семейный человек ответственен, ведь заботиться необходимо не только о себе, но и о близких.

Отдельного разговора заслуживает ответ на вопрос о вредных привычках, в частности курении. Любому работодателю выгоден сотрудник не курящий. По этим причинам не стоит говорить о том, что вредная привычка прочно укоренилась в жизни. Лучше всего сказать, что идет работа над отказом от этой вредной привычки.

Отдельно стоит поговорить об одежде для собеседования. Она должна быть опрятной и соответствовать той должности, на которую проходит собеседование.

Как вести себя при собеседовании на менеджера?

При подготовке к собеседованию, помимо общих рекомендаций, необходимо ознакомиться с теми требованиями, которые предъявляются к соискателю, что будет входить круг его обязанностей. Понятие менеджер – весьма широкое, это может быть специалист по работе с кадрами, или же сотрудник торгового зала. Стоит проанализировать, какими чертами должен обладать сотрудник в каждой конкретной ситуации.

На собеседовании необходимо держаться открыто и приветливо – ведь менеджер, в большинстве случаев  это работа с клиентами. А кому понравится угрюмый сотрудник?!

Кроме того, во время собеседования необходимо проявить свои деловые качества. Обычно для этого работодатель просит представить некоторые ситуации и предоставить пути решения и выхода из ситуации. Не стоит проявлять скромность и принципиальность, конечно, такие качества весьма ценны, но только не при прохождении собеседования на вакансию менеджер. От человека, претендующего на эту должность, требуется деловая хватка, умение быстро принимать решения и предложить товар или услугу, и скромность тут не лучший помощник.

Уже на собеседовании необходимо быть активным и позитивным. Первое качество, в принципе, не повредит ни кому, тем более тому, кто по ходу своей деятельности будет активно сталкиваться с продажами, управлением персоналом или составлением договоров. Позитив поможет завоевать доверие и авторитет среди сотрудников, да и клиентов в целом, тем более, если работа с физическими лицами.

Как вести себя на собеседовании на руководителя?

Все хотят быть начальниками,  эта должность придает уверенности, да и рассказывать о себе становится приятней – появляется уважение и кое-где зависть в глазах окружающих. Но не все задумываются над той ответственностью, которая ложится на плечи руководителя. Да и для того, чтобы быть начальником, нужны определенные качества, да и талант в целом.

По этим причинам, в первую очередь, необходимо взвесить все «за» и «против», и адекватно оценить свои возможности. Без опыта работы на руководящих должностях сложно пройти собеседование на должность руководителя. При личном разговоре с работодателем всегда будут вопросы о решении определенных проблем, которые могут всплыть по ходу работы. И на такие вопросы очень сложно будет ответить простому рабочему, который не сталкивался со спецификой руководства.

Но в случае, если есть уверенность в своей исключительности и природных способностях руководителя, не лишним будет акцентировать на этом внимание, но аккуратно, не стоит казаться самоуверенным. Форма одежды деловая. Держим спину прямо и не нервничаем.

Для успешной работы на руководящей должности необходимо обладать стрессоустойчивостью и способностью работать «под давлением». Для проверки таких качеств во время собеседования работодатель может спровоцировать стрессовую ситуацию и наблюдать за выходом из ситуации соискателя. Сохраняйте спокойствие.

Плюсом может быть психологическое образование или окончание специальных курсов, даже без опыта работы на руководящей должности у такого соискателя больше шансов получить эту должность. Стоит помнить, что не всегда на руководящую должность требуется креативный человек. Стоит заранее изучить этот вопрос, как правило, чем крупнее предприятие и дольше работает, на руководящую должность с большей вероятностью возьмут человека с традиционным подходом к работе. Но всегда бывают исключения.

Как вести себя на собеседовании на торгового представителя?

«Встречают по одежке, а провожают по уму» - все помнят? В первую очередь стоит помнить, что торговый представитель – это лицо фирмы и внешний вид крайне важен. Не стоит пускать в крайности и одевать деловой костюм, торговый представитель – это постоянное движение, и одежда должна быть удобной. Спортивный костюм – это крайняя крайность! В одежде стоит придерживаться стиля Casual.

Для соискателя на эту должность выдвигается ряд требований – коммуникабельность, способность расположить к себе собеседника, харизма и природное обаяние. Как раз эти качества должны быть продемонстрированы во время собеседования. Для привлечения к себе внимания есть психологические тесты – во время общения можно скопировать жесты, интонации собеседника,  у которого сразу же возникает ощущение родной души. Но во всем необходима мера, если перестараться, то вместо приятных и дружеских чувств, собеседник, и тем более работодатель, может подумать, что соискатель его передразнивает – неприятная ситуация.

Торговый представитель должен постоянно говорить, длительные паузы и тем более молчание подобны смерти. Главная цель – продать, а для того, чтобы продать, необходима реклама, а реклама – это и есть речь! Нет рекламы – нет продаж! Отвечать на вопросы, как на собеседовании, так и во время работы необходимо сразу, четко!

Во время собеседования всегда всплывает вопрос о заработной плате, причем ее приблизительный размер просят указать в анкете. Не стоит скромничать и занижать цены, надеясь на то, что появится больше шансов на трудоустройство. Сумму необходимо наоборот завысить примерно на 30 – 40% ведь конечная заработная плата будет в любом случае меньше. Кроме того, каждый руководитель знает, что именно торговый представитель приносит деньги фирме, практически на нем все и держится.

Самый знаменитый тест – «продай мне ручку», который проводят практически всем торговым представителям, кстати, вместо ручки может быть что угодно! Такой прием пришел к нам с запада, и стоит отметить, что довольно прочно прижился. Это психологический тест, который позволяет оценить уровень профессионализма.

После такого предложения многие совершают распространенную ошибку – начинают рекламировать достоинства ручки, и пишет она мягко, и удобная в руке, и колпачок у нее «шедеврально» погрызан. Такой ответ показывает: к активным продажам у вас нет ни какого таланта. Чтобы правильно пройти тест, необходимо задать пару вопросов, а именно выяснить спрос, и уже на этот спрос сделать предложение – законы рынка.

Некоторые руководители окажутся очень креативными и предложат продать кондиционер без обогрева жителям Чукотки, или же акваланг для жителей пустыни. Мало того, что таким тестом проверяется способность к продажам, так еще и стрессоустойчивость.

Самые распространенные ошибки на собеседовании

Казалось бы, первое собеседование прошло, а в итоге звучит банальная фраза – «мы вам позвоним!». А звонка все нет,  так с чем это может быть связано? Чаще всего соискатель не произвел должного впечатления или допустил какие-либо ошибки. Наиболее распространенные ошибки:

Опоздание, более чем на 15 мин (как раз это время считается допустимой нормой в деловом мире). Для работодателя  опоздание говорит о непунктуальности, неумении ценить свое время и, что более печально, время окружающих. Даже если так случилось, что соискатель задерживается, необходимо позвонить работодателю и предупредить о задержке, попросить возможности либо перенести собеседование на другой час, или же на другой день. Причиной опоздания является не работодатель, поэтому соискателю необходимо быть уступчивым в выборе новой даты собеседования.

Не приемлемый стиль одежды.

Недопустимые нормы общения, под которыми может пониматься панибратское отношение, неграмотная речь и злоупотребление словами-паразитами. На собеседовании необходимо презентовать себя как профессионала, особенно если речь идет о трудоустройстве на должность, которая подразумевает общение с людьми.

Во время собеседования работодатель будет обращать внимание на все, в том числе как был соблюден деловой этикет – любезен ли соискатель с окружающими, поблагодарил ли работодателя за собеседование и прочее. В случае не соблюдения элементарных правил вежливости, может создаться впечатление, что соискатель дурно воспитан, или же не может справиться со стрессовыми ситуациями.

Излишняя застенчивость, которая может быть расценена как не заинтересованность. Под излишней скромностью может пониматься отсутствие вопросов со стороны соискателя, что совершенно не выгодно. Создается впечатление, что соискатель ничего не знает о компании, а на собеседование зашел потому, что шел мимо. Стоит помнить, что не только соискатель должен подходить работе, но и работа ему. Поэтому собеседование – это диалог, то время, которое позволяет сделать выводы обоим участникам.

Удачного трудоустройства!

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях, в особенности при беременности или у ребенка не занимайтесь диагностикой симптомов и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.