Упражнение 144

Запишите сначала глаголы I спряжения, а затем — глаголы II спряжения. Поставьте ударение в словах. Обратите внимание, на какую часть слова падает ударение во всех глаголах.

Плывём, сидит, молчите, поют, кипит, свистишь, спят, шумим, везут, лгут, согнёте, соберёшь, несут, везёте, летят, кипишь, сидят, идёт, говоришь, кладёт.

Ответ:

I спр.: плыв[ём], по[ю́т], вез[ут], лг[у́т], согн[ёте], собер[ёшь], нес[у́т], вез[ёте], ид[ёт], клад[ёт].
II спр.: сид[и́т], молч[и́те], кип[и́т], свист[и́шь], сп[я́т], шум[и́м], лет[я́т], кип[и́шь], сид[я́т], говор[и́шь].

Упражнение 145

Прочитайте предложения, поставив глаголы в форму настоящего времени. Поставьте ударение в глаголах, обратите внимание, на какую часть слова оно падает.

На окончание

   По синей водной глади (идти) корабль, (спешить) к родному берегу. (Молчать) матросы, занятые своей сложной работой. Только свежий ветер (свистеть) над палубой да негромко (скрипеть) снасти. Чайки с криком (лететь) к берегу. Корабль (везти) ценный груз. В порту друзья и родные с нетерпением (ждать) моряков из дальнего плавания.

Озаглавьте текст и запишите его. Выделите окончание каждого глагола, укажите спряжение. Разберите каждое выделенное слово как часть речи.

Ответ:

                  Возвращение в порт
По синей водной глади ид[ёт]Iспр. корабль, спеш[ит]IIспр. к родному берегу. Молч[ат]IIспр. матросы, занятые своей сложной работой. Только свежий ветер свист[ит]IIспр. над палубой да негромко скрип[ят]IIспр. снасти. Чайки с криком лет[ят]IIспр. к берегу. Корабль вез[ёт]Iспр. ценный груз. В порту друзья и родные с нетерпением жд[ут]Iспр. моряков из дальнего плавания.

(По) глади (по чему?) - сущ., н.ф. - гладь, нариц., неодуш., ж.р., 3 скл., в ед.ч., Д.п..
(К) берегу (к чему?) - сущ., н.ф. - берег, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в ед.ч., Д.п..
Ценный (груз) - прил., м.р., ед.ч., В.п..
Друзья (кто?) - сущ., н.ф. - друг, нариц., одуш., м.р., 2 скл., во мн.ч., И.п.