Упражнение 8

Игра «Угадай!». Прочитайте толкования слов. Какие слова загаданы? Запишите их, обозначьте орфограммы.
1. Перерыв в занятиях на праздничное или летнее время.
2. Широкие двери, закрывающие проезд внутрь строения или за ограду.
3. Красящая жидкость для писания.
4. Верхняя мужская одежда, покрывающая ноги и нижнюю часть туловища до пояса.
5. Длительные занятия чем-либо, с многочисленными заботами.
6. Инструмент для сжимания, схватывания в виде двух скреплённых на шарнире стержней.
Подсказка: слова-отгадки — это имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Ответы:

Кани́кулы, воро́та, черни́ла, брюки, хло́поты, кле́щи.

Упражнение 9

Определите, чем различаются выделенные имена существительные.

Выделенные имена существительные различаются формой, падежом.

Запишите их. Укажите падеж каждого выделенного имени существительного.

1. Африканские слоны живут 70—80 лет. 2. Мы видели в зоопарке слонов и носорогов. 3. Смотрители в зоопарке хорошо ухаживают за слонами.

Ответ:

Слоны (И.п.), слонов (В.п.), слонами (Т.п.)

Упражнение 10

Просклоняйте (измените по падежам) имена существительные оса, столб, степь. Используйте таблицу из упражнения 11. Определите род и число каждого имени существительного. Запишите слова по образцу.

Записываем:

И. п. (кто?) ос[а] (ж. р., ед.ч.)
         (что?)  столб[] (м. р., ед. ч.)
          (что?) степь[] (ж.р., ед.ч)
Р. п. (кого?) ос[ы] (ж. р., ед. ч.)
        (чего?) столб[а] (м. р., ед. ч.)
        (чего?) степ[и]   (ж. р., ед.ч.)
Д.п. (кому?) ос[е] (ж. р., ед.ч.)
        (чему?) столб[у] (м. р., ед. ч.)
         (чему?) степ[и] (ж.р., ед.ч)
В.п. (кого?) ос[у] (ж. р., ед.ч.)
        (что?) столб[] (м. р., ед. ч.)
        (что?) степь[] (ж.р., ед.ч)
Т.п. (кем?) ос[ой] (ж. р., ед.ч.)
       (чем?) столб[ом] (м. р., ед. ч.)
       (чем?) степь[ю] (ж.р., ед.ч)
П.п. (о ком?) об ос[е] (ж. р., ед.ч.)
        (о чём?) о столб[е] (м. р., ед. ч.)
        (о чём?) о степ[и] (ж.р., ед.ч)