Ответы к главе 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. и расцвет демократии

Знакомясь с главой, подумайте

1. Какое государственное устройство — в Древнем Египте или в Афинах — кажется вам более справедливым?

Справедливость вообще понятие относительное. Формы правления в Древнем Египте и в Афинах нельзя рассматривать только с точки зрения справедливости. Обязательно нужно вводить критерий эффективности. Была ли тирания Древнего Египта эффективной? Скорее да, поскольку все решения принимались одним человеком, которого подданные считали чуть ли не богом. Никто не имеет возможности возразить, поспорить, увернуться от исполнения приказа. Все решения воплощаются в жизнь достаточно легко. Справедливо ли такое правление? С точки зрения обыкновенного обывателя — нет, не справедливо. Практически все подданные являются по сути слугами. А вот если вы спросили бы древнего египтянина, справедливо ли то, что один фараон правит Египтом. Наверняка услышали бы ответ, конечно, справедливо, он же сын бога.

Эффективно ли было демократическое правление в Афинах? Скорее всего, не очень. Представьте себе, что нужно преодолеть, чтобы реализовать ту или иную задумку. Бесконечные споры в Совете пятисот и на Народном собрании, противодействие недоброжелателей и завистников, последующие обвинения в неэффективности, расследования, поиск доказательств и т.д. Однако, справедливо ли такое правление? Безусловно, поскольку все граждане имеют одинаковые права в управлении государством, а власть четко ограничена в своих действиях. Да и любой древний житель Афин скажет, что это самая лучшая форма правления.

Поэтому на мой взгляд самую верную оценку демократии дал британский премьер-министр середины прошлого века Уинстон Черчилль: «Демократия – наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных».

2. Почему в Афинах и других полисах, где власть принадлежала демосу, развивалось красноречие, а в школах учили ораторскому мастерству?

Выступления на народных собраниях требовали умения обосновать свою позицию, уметь ее аргументировано доказать и вести диспут с оппонентами. Поэтому участие в управлении государством в Афинах предполагало обязательное умение красиво и четко говорить. Для этого в школах учили ораторскому мастерству.

3. Какие особенности Афинского полиса при Перикле могли повлиять на устройство современных нам передовых государств? Поясните свою мысль. (Опорные слова: участие граждан в управлении, выборы, суд.)

Система управления Афинским государством продемонстрировало всему миру идеальную демократию и стала образцом для подражания для других государств, в том числе и современных. Естественно, сегодня мы не сможем найти практически ни одного примера такой идеальной системы. Демократия как форма народного управления со временем развивалась и изменялась, ее старались приспособить под себя различные государства. К сожалению, а может быть и к счастью, далеко не везде власть народа может принести благополучие страны. Причин тому несколько. Современные государства уже не такие маленькие как Аттика и обеспечить участие всех граждан в управлении страной практически нереально. Именно поэтому в истории мы можем встретить как минимум три модели управления, которые претендуют на право называться демократическим.

До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляли своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. Еще одной моделью является представительная демократия, при которой граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия. Эта модель сегодня наиболее популярна. Третью модель, наверное, нужно назвать псевдодемократией. В ней существуют все главные признаки демократического общества — равные права, выборы, суды присяжных и т.д., но по своей сути гражданам предоставляется лишь видимость выбора («между кислым и пресным»), например, одной или двух господствующих партий или одного или узкой группы руководителей. В этой модели граждане фактически не принимают участие в управлении государством, поскольку все делается без учета их мнения. Или же развивается ситуация так называемой диктатуры большинства.

Тем не менее практически в каждой современной стране с развитыми формами государственного управления мы видим элементы, которые пришли из Древней Греции — выборы руководителей государства или административных территорий, представителей в законодательные органы власти, суды присяжных, личные свободы и права и т.д. В заключение можно привести доводы за и против демократической формы правления.

Распространённые аргументы в пользу демократии:

Она помогает предотвратить деспотизм;
Она помогает людям защитить их интересы;
Она способствует сокращению дистанции между гражданином и властью;
Она позволяет политическому руководству получать более полную информацию;
Она предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам;
Она позволяет сравнительно бесконфликтно осуществлять ротацию элиты и оппозиции;
Она гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека;
Она наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения;
Она позволяет всем полноправным гражданам, независимо от их расы, национальности, гендерных признаков, происхождения, положения в обществе и убеждений, участвовать в процессе принятия политических решений;
Она способствует равенству возможностей и сокращению социального неравенства;
Только она способна обеспечить политическое равенство, когда все граждане имеют равные возможности для влияния на правительственные решения;
Демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами;
Демократические страны сравнительно редко воюют друг с другом.

Аргументы против демократии:

Она позволяет одним кругам продвигать свои интересы за счёт остальных;
Она может ухудшить взаимное доверие в ситуации, когда принятие любого решения позволит одним лицам извлечь выгоду за счёт других;
Она открывает возможность для диктатуры большинства над меньшинством;
Она поощряет разногласия, что может сказываться негативно на авторитете власти;
Она наделяет правом принятия решений людей, которые недостаточно для этого компетентны или не обладают полной информацией;
Она затрудняет осуществление непопулярных мер с вероятной отдачей лишь в долгосрочной перспективе
Она отвлекает людей от проблем и возможностей их частной жизни;
В переходный период демократизации, она неэффективна в плане экономики, управления и порядка;
Она бывает неэффективна по сравнению с рыночным саморегулированием общества.

Выберите параграф из списка

Ответы к главе 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. и расцвет демократии

Знакомясь с главой, подумайте

1. Какое государственное устройство — в Древнем Египте или в Афинах — кажется вам более справедливым?

Справедливость вообще понятие относительное. Формы правления в Древнем Египте и в Афинах нельзя рассматривать только с точки зрения справедливости. Обязательно нужно вводить критерий эффективности. Была ли тирания Древнего Египта эффективной? Скорее да, поскольку все решения принимались одним человеком, которого подданные считали чуть ли не богом. Никто не имеет возможности возразить, поспорить, увернуться от исполнения приказа. Все решения воплощаются в жизнь достаточно легко. Справедливо ли такое правление? С точки зрения обыкновенного обывателя — нет, не справедливо. Практически все подданные являются по сути слугами. А вот если вы спросили бы древнего египтянина, справедливо ли то, что один фараон правит Египтом. Наверняка услышали бы ответ, конечно, справедливо, он же сын бога.

Эффективно ли было демократическое правление в Афинах? Скорее всего, не очень. Представьте себе, что нужно преодолеть, чтобы реализовать ту или иную задумку. Бесконечные споры в Совете пятисот и на Народном собрании, противодействие недоброжелателей и завистников, последующие обвинения в неэффективности, расследования, поиск доказательств и т.д. Однако, справедливо ли такое правление? Безусловно, поскольку все граждане имеют одинаковые права в управлении государством, а власть четко ограничена в своих действиях. Да и любой древний житель Афин скажет, что это самая лучшая форма правления.

Поэтому на мой взгляд самую верную оценку демократии дал британский премьер-министр середины прошлого века Уинстон Черчилль: «Демократия – наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных».

2. Почему в Афинах и других полисах, где власть принадлежала демосу, развивалось красноречие, а в школах учили ораторскому мастерству?

Выступления на народных собраниях требовали умения обосновать свою позицию, уметь ее аргументировано доказать и вести диспут с оппонентами. Поэтому участие в управлении государством в Афинах предполагало обязательное умение красиво и четко говорить. Для этого в школах учили ораторскому мастерству.

3. Какие особенности Афинского полиса при Перикле могли повлиять на устройство современных нам передовых государств? Поясните свою мысль. (Опорные слова: участие граждан в управлении, выборы, суд.)

Система управления Афинским государством продемонстрировало всему миру идеальную демократию и стала образцом для подражания для других государств, в том числе и современных. Естественно, сегодня мы не сможем найти практически ни одного примера такой идеальной системы. Демократия как форма народного управления со временем развивалась и изменялась, ее старались приспособить под себя различные государства. К сожалению, а может быть и к счастью, далеко не везде власть народа может принести благополучие страны. Причин тому несколько. Современные государства уже не такие маленькие как Аттика и обеспечить участие всех граждан в управлении страной практически нереально. Именно поэтому в истории мы можем встретить как минимум три модели управления, которые претендуют на право называться демократическим.

До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляли своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. Еще одной моделью является представительная демократия, при которой граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия. Эта модель сегодня наиболее популярна. Третью модель, наверное, нужно назвать псевдодемократией. В ней существуют все главные признаки демократического общества — равные права, выборы, суды присяжных и т.д., но по своей сути гражданам предоставляется лишь видимость выбора («между кислым и пресным»), например, одной или двух господствующих партий или одного или узкой группы руководителей. В этой модели граждане фактически не принимают участие в управлении государством, поскольку все делается без учета их мнения. Или же развивается ситуация так называемой диктатуры большинства.

Тем не менее практически в каждой современной стране с развитыми формами государственного управления мы видим элементы, которые пришли из Древней Греции — выборы руководителей государства или административных территорий, представителей в законодательные органы власти, суды присяжных, личные свободы и права и т.д. В заключение можно привести доводы за и против демократической формы правления.

Распространённые аргументы в пользу демократии:

Она помогает предотвратить деспотизм;
Она помогает людям защитить их интересы;
Она способствует сокращению дистанции между гражданином и властью;
Она позволяет политическому руководству получать более полную информацию;
Она предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам;
Она позволяет сравнительно бесконфликтно осуществлять ротацию элиты и оппозиции;
Она гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека;
Она наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения;
Она позволяет всем полноправным гражданам, независимо от их расы, национальности, гендерных признаков, происхождения, положения в обществе и убеждений, участвовать в процессе принятия политических решений;
Она способствует равенству возможностей и сокращению социального неравенства;
Только она способна обеспечить политическое равенство, когда все граждане имеют равные возможности для влияния на правительственные решения;
Демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами;
Демократические страны сравнительно редко воюют друг с другом.

Аргументы против демократии:

Она позволяет одним кругам продвигать свои интересы за счёт остальных;
Она может ухудшить взаимное доверие в ситуации, когда принятие любого решения позволит одним лицам извлечь выгоду за счёт других;
Она открывает возможность для диктатуры большинства над меньшинством;
Она поощряет разногласия, что может сказываться негативно на авторитете власти;
Она наделяет правом принятия решений людей, которые недостаточно для этого компетентны или не обладают полной информацией;
Она затрудняет осуществление непопулярных мер с вероятной отдачей лишь в долгосрочной перспективе
Она отвлекает людей от проблем и возможностей их частной жизни;
В переходный период демократизации, она неэффективна в плане экономики, управления и порядка;
Она бывает неэффективна по сравнению с рыночным саморегулированием общества.

Выберите параграф из списка

§36 В гаванях афинского порта Пирей

Ответы к §36. В гаванях афинского порта Пирей

Объясните значение слов

Верфь — место постройки и ремонта морских (речных) судов. Верфь как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера в больших портовых городах.

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами власти при выполнении ими определённых функций или за право плательщика сбора провести какое-либо действие.

Налог — это обязательный платёж, который люди безвозмездно платят органам власти.

Вольноотпущенник — раб, отпущенный на свободу по решению хозяина или в следствие уплаты выкупа.

Проверьте себя

1. Сколько гаваней имел главный афинский порт?

Афинский порт в Пиреях имел две военные и одну торговую гавань, вход в которые со стороны моря запирался железными цепями или просмоленными канатами, а со стороны суши гавани были ограждены каменными стенами.

2. Какие стены афиняне называли Длинными? Почему их так называ­ли? С какими целями Длинные стены были возведены?

Длинными стенами в Афинах называли фортификационные сооружения, ограждающие дорогу, соединявшую город, расположенный на расстоянии от моря, с его портом в Пиреях. Благодаря таким стенам горожане могли выдерживать длительные осады с суши, имея возможность поставлять продовольствие и другие товары морем.

3. Кто считался афинским гражданином? Кто — переселенцем? Кто — рабом? Что вы уз­нали о положении афинских граждан, переселенцев, рабов?

Гражданином по закону считался коренной афинянин, у которого оба родителя (отец и мать) были гражданами. Граждане имели право участвовать в управлении государством. Переселенцами же считались люди из других городов, жившие в Афинах. Они говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но в отличие от граждан должны были платить пошлину за право проживания в Афинском государстве. Рабы были чужеземцами, взятыми в плен или купленными за морем, или захваченными пиратами. Рабы не имели прав человека: они не распоряжались своим трудом, не могли иметь семью, менять место жительства, даже имя раба зачастую менялось по воле хозяина.

Поработайте с картой

Найдите главный порт Афинского государства в V (5-м) веке до н. э. Как он назывался?

Пирей — главный порт Афинского государства, был расположен в нескольких километрах от Афин и соединен с Афинами «длинными стенами». На карте территория города-порта обозначена красным цветом. Мы видим, что сам порт окружен фортификационными сооружениями, защищавшими две военные и одну торговую гавань, а также верфи и инфраструктуру порта от нападения.

Опишите по рисунку

Опишите по рисунку гавань Пирея (см. с. 173). Как выглядел торговый корабль? Предположите, что находится в мешках, привезённых в Афины. Какой «товар» идёт собственными ногами? Каково содержимое амфор, вывозимых из Афин на продажу?

На рисунке мы видим торговую гавань Пирея. У причалов стоят два торговых судна, которые привезли из-за моря различные товары и готовы забрать товары, произведенные в Афинском государстве. Процесс разгрузки товаров проходит достаточно организованно. Рабы разгружают мешки, вероятно с зерном, привезенные купцами в Афины. В правом углу рисунка можно наблюдать богато одетых людей, управляющих разгрузкой. Вероятно, это купец или его представители, а может быть и афинские граждане, назначенные для сбора торговых пошлин. На пирсе мы видим повозку, нагруженную амфорами. В таких амфорах греки перевозили вино и оливковое масло. На причале у торгового корабля мы видим несколько человек, которые спускаются по трапу под охраной. Это рабы, которых привезли на невольничий рынок Афин. Также у причала мы видим небольшую рыбацкую лодку — значит торговая гавань использовалась не только для приема торговых кораблей, но и для рыбацких судов самих афинян.

Подумайте

Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов (с. 174)? Предположите, почему далеко не все афиняне могли владеть рабами.

Мы видим, что заработки бедных, но свободных афинян, были минимальными, достаточными лишь для того, чтобы сводить концы с концами. Действительно, зачем платить наемным рабочим, если можно купить раба. Стоимость раба, конечно, была высока, но и она окупалась за 1-3 года. При этом мы видим, что далеко не каждый афинянин мог позволить себе купить раба, для этого просто не хватало заработка.

§37 В городе богини Афины

Ответы к §37. В городе богини Афины

Объясните значение слов

Керамик — один из районов Афин, знаменитое древнее кладбище в Древних Афинах. В античные времена вокруг кладбища селились гончары, что и обусловило название кладбища. Квартал Керамик был известен в древние времена как крупный центр производства аттической керамики.

Агора — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 40 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. Греческое слово агора означает «собирать, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий.

Акрополь — 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (около 300 м в длину и 170 м в ширину). В микенский период Акрополь являлся местом расположения резиденции царей. За полвека до персидского нашествия на Акрополе был возведен первый храм Афины

Гекатомпедон (т.е. длиной в сто шагов). Он был разрушен персами. Впоследствии рядом с ним был возведен всем известный храм Афины

Парфенон и целый комплекс различных храмов и святилищ. Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Деве (парфенос). Построен в 447—438 годах до н. э. архитектором Калликратом и украшен в под руководством Фидия, уже при правлении Перикла.

Пор­тик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Фронтон — треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом.

Кариатида — статуя одетой женщины, выполняющая функцию колонны или пилястры.

Проверьте себя

1. Как выглядели улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских?

Улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских выглядели малоухоженными. Улицы были узкими и немощеными. Поскольку на них выливали помои и отходы жизнедеятельности, на улицах была непросыхающие грязь и зловонные лужи. Дома были типичными мастерскими, с глухими стенами и запертыми калитками.

2. Какие вазы называются чёрнофигурными, а какие — краснофигурными?

Чернофигурными и краснофигурными назывались вазы, на которых были изображены фигуры: на чернофигурных вазах фигуры рисовались черным лаком на красноватой глиняной поверхности, на краснофигурных вазах под рисунки оставлялся натуральный цвет глины, а вся остальная поверхность закрашивалась черным лаком.

Чернофигурная вазопись как стиль декоративной отделки был распространен в Афинах со второй половины VII века до н.э. до начала V века до н.э. Он был заимствован в Коринфии. С появлением краснофигурной вазописи ориентировочно в 530 году до н.э. чернофигурный стиль стал терять свою популярность.

3. Кто в афинских семьях делал ежеднев­ные покупки на рынке? Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы?

Агора — это главная площадь Афин, которая была традиционным местом встреч афинян. Также Агора являлась самым большим торжищем, на котором можно было купить как продукты питания, так и ремесленные товары. Также Агоры были большим рынком рабов и свободных наемных работников. На рынке устраивались и различные развлекательные мероприятия типа петушиных боев, выступлений фокусников. Обычно покупки в греческой семье делали мужчины. В рыночные часы на Агоре можно было увидеть толпы народа и услышать крики торговцев, зазывающих покупателей.

4. Чем занимался заседавший на Агоре Совет пятисот?

Совет пятисот — орган самоуправления, высший орган власти Древних Афин. Он избирался из афинских граждан. Совет следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городской инфраструктуры, храмов.

Опишите рисунок «Шествие на Акрополь»

Современный рисунок «Шествие на Акрополь» довольно точно изображает вид на Акрополь с последней площадки у лестницы, ведущей на вершину. На рисунке мы видим праздничное шествие. Колонна людей поднимается по лестнице на холм. Нам открывается величественный вид на Пропилеи, парадный проход на вершину Акрополя, образованный портиками и колоннами. Над Пропилеями возвышается главный храм Акрополя Парфенон, посвященный Афине-деве (парфенос), богине мудрости и справедливой войны, покровительнице Аттики. Рядом с Парфеноном возле храма Эрехтейон (посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею, расположен на месте мифического спора между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой) стоит бронзовая статуя Афины-Промахос (воительница).

1. Как выглядит стоящий справа на уступе скалы небольшой храм? Кому он посвящён?

Справа, на скальном уступе, мы видим небольшой храм, посвященный богине победы Нике-бескрылой. Постройка представляет собой здание с двумя ионическими портиками по четыре колонны. На непрерывном фризе под крышей изображались эпизоды греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора.

2. Что рассказывали моряки о бронзовой статуе Афины, украшавшей вершину Акрополя?

Статуя Афины на Акрополе изображала богиню в образе воительницы в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были покрыты золотом или сделаны из чистого золота. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. Возможно, статуя служила «маяком».

3. Как выглядел храм Афины Парфенон?

Парфенон представлял собой типовой древнегреческий храм. Он стоял на трёх мраморных ступенях. Со стороны главного фасада были прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имела 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам. Высота колонн равна 10,4 м. На каждой колонне выточено по двадцать вертикальных желобов. Два фронтона (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) были украшены скульптурными композициями, показывающими рождение Афины из головы Зевса и мифический спор Афины и Посейдона. Под фронтонами расположен опоясывающий весь храм непрерывный фриз с рельефами, изображающими шествие во время Панафиней (праздника всех афинян, посвященного Афине). Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.

Составьте рассказ

Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длин­ных стен, Керамика, Агоры, Акрополя.

Величественные Афины, чей вид открывается еще на пути в гавань Пирей, поражают воображение всех гостей этого города. Еще на подходе к гавани мы видели блеск золота на кончике копья и шлеме несравненной Афины, чья бронзовая статуя установлена на вершине афинского холма Акрополя. Мне не терпится самолично удостовериться в красоте великолепного архитектурного ансамбля Акрополя. Говорят, Парфенон просто изумителен. Сам великий скульптор Фидий занимался его отделкой и наблюдал за строительством. Как представлю себе скульптурные композиции рождения Афины и спора Афины с Посейдоном, которые должны быть размещены на фронтонах Парфенона, так мурашки по коже от благоговения идут. Афинянам не придется упрекать меня в черствости и называть меня ослом, я уже заранее восхищаюсь их умением строителей и талантам скульпторов.

А пока нас ждет Пирей. Именно здесь находится самый сильный в Элладе флот и сосредоточена торговая жизнь Аттики. Пирей — главный порт Афин. Как говорят, он находится в восьми километрах от Афин, в прекрасной гавани. От города к Пирею ведет проход, образованный двумя Длинными стенами. Афиняне уверены, что такие стены во время осады города обеспечат постоянный доступ к морю. Таким образом снабжение города не будет прервано и город может обороняться очень долго.

Мне рассказывали, что порт Пирей разделен на несколько гаваней. Две из них военные и одна – для торговых кораблей. В военные гавани нам заглянуть не позволят. Ведь именно сюда после военных походов приплывают афинские корабли. Они входят в ворота гавани, которая окружена высокими стенами. Даже очень любопытный афинянин не может заглянуть за эти стены, не то что путешественник-иноземец.

Вот наш корабль прибывает в торговую гавань. Как здесь шумно и многолюдно. Раньше, пользуясь своим могуществом, афиняне практически заставляли торговцев заходить в Пирей. Со временем он стал центром морской торговли, и купцы сами вели сюда свои корабли. Вот тут мы и сходим на берег Эллады.

Сегодня я хотел бы добраться до Афин по дороге между Длинными стенами и первым делом успеть посетить Агору. Говорят, что Агора — это центр жизни города. Площадь является местом встреч, центром городской торговли и даже культурной жизни. На Агоре постоянно можно увидеть представления различных театральных групп, петушиные бои и кучу других развлечений. Не терпится посмотреть храм Гефеста на Агоре и место, где заседает Совет пятисот, главный орган власти в демократических Афинах. Хочется осмотреть все достопримечательности Афин. Правда меня предупреждали, что далеко не все районы Афин величественны и безопасны. Например, район Керамика, где вокруг кладбища расположены многочисленные гончарные мастерские. Говорят, чтобы не портить впечатление от Афин, лучше туда не соваться. Может быть и послушаюсь этих советов, ведь гораздо приятнее наслаждаться искусством афинских гончаров в виде уже готовой вазы или кувшина, чем наблюдать как в грязи и вони изготавливаются эти шедевры.

§38 В афинских школах и гимнасиях

Ответы к §38. В афинских школах и гимнасиях

Объясните значение слов

Стиль — специальная металлическая или костяная палочка, используемая младшими школьниками в Древней Греции для письма на дощечках, натертых воском. Острым концом стиля на дощечке выводились буквы, а другим, плоским концом можно было затереть воск, чтобы исправить ошибку.

Палестра — специальная частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет.

Гимнасий — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму, лекции ученых по различным темам) с интенсивным курсом физической подготовки.

Проверьте себя

1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности?

Педагог в Древней Греции — это совсем не то, что мы понимаем под этим словом сегодня. Тогда педагогом называли того, кто сопровождал ребенка в школу, носил его письменные принадлежности или музыкальные инструменты, а дома обучал ребенка хорошим манерам, ну и иногда наказывал за непослушание. Педагоги в Древней Греции были рабами, которые либо уже состарились, либо получили увечье и не были пригодны ни для какой другой работы.

2. Чем и на чём писали школьники?

Младшие школьники писали на дощечках, натертых воском. Буквы на таких дощечках выдавливались острым концом металлической или костяной палочки, которая называлась стиль. Другим, плоским концом можно было затереть воск на дощечке, чтобы исправить ошибку. Старшие школьники писали на на папирусе тростниковым пером.

3. Чему учили в афинских школах?

В афинских школах учили писать, считать, читать и рисовать. Ученики разучивали стихи греческих поэтов, овладевали игрой на музыкальных инструментах и учились петь. Афиняне считали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

4. Где мальчиков обучали гимнастике?

Мальчики занимались гимнастикой, бегом, борьбой, прыжками, метанием копья и диска в специальных школах, которые назывались палестры.

5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнасти­кой?

Взрослые афиняне могли продолжить совершенствование своих умений в гимнастике и получать дополнительные знания по разным предметам в одном из трех афинских гимнасий. Афиняне в гимнасиях проходили не только интенсивный курс физической подготовки, но и слушали лекции известных ученых об устройстве Вселенной, об управлении государством и т.д., а также совершенствовали красноречие — умение отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?

Мирон и Поликлет — знаменитые греческие скульпторы середины V века до н.э. Они были общепризнанными мастерами искусства скульптуры в Древней Греции и теоретиками, создавшими каноны, по которым работали многочисленные поколения скульпторов.

Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими в Риме.

Поликлет же любил изображать атлетов в состоянии покоя и специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия — человеческие фигуры в покое или медленном шаге в скульптурах Поликлета кажутся естественными. Самое знаменитое произведение Поликлета — «Дорифор» (Копьеносец). Оригинала статуи не сохранилось, но существуют многочисленные копии.

Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183).

На рисунке мы видим урок борьбы в специальной гимнастической школе палестре. Пара подростков проводят учебный бой. Мальчики боролись обнаженными. Они обильно натирали свое тело маслом, чтобы затруднить противнику проведение борцовых приемов и захватов. Рядом стоит учитель с палкой, которой он ударяет нарушившего правила борьбы. На скамейке сидят следующая пара борцов и другие ученики, чья очередь выйти на гимнастическую площадку еще не подошла. Кому-то может показаться все это странным: обнаженные юноши занимаются борьбой — зачем, для чего? Дело в том, что в Древней Греции существовал культ здорового, крепкого тела. Красивое, сильное и здоровое тело тело было не только элементом эстетики, но и простой необходимостью. Все мужчины-граждане должны были с копьем в руках защищать свой родной город от нападения врагов. Поэтому вольно или невольно большей части мужской половины населения приходилось укреплять свое тело физически.

Кроме того телесная развитость человека была эталоном гармонии. Даже греческие боги — это прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций во всем: в греческой архитектуре, скульптуре, рисунке и т.д. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания. Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно и гармонические духовные качества.

Подумайте

1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, уз­нав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»?

Дело в том, что педагогами в Афинах называли рабов, которые сопровождали ребенка в школу и учили его хорошим манерам. Это были либо уже состарившиеся рабы, либо получившие увечье и не способные более выполнять другую работу.

2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлён­ными, а какие — неодушевлёнными?

В учебнике приведены два примера, демонстрирующие противоположные взгляды на природу человека. В первом примере от Аристотеля говорится, что природой созданы одни быть свободными, другие — рабами. Раб — это такое же орудие труда, как и лопата, только одушевленное. Во втором примере от Антифонта говорится, что все люди по природе своей равны, они одинаково дышат воздухом, едят пищу при помощи рук и т.д. Я считаю более правильным второй подход. Рабство — это беда, которая случилась с человеком, а не его естественное природное состояние.

§39 В афинском театре

Ответы к §39. В афинском театре

Объясните значение слов

Сатир — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами. Сатиры считались неизменными спутниками Диониса в его походах.

Орхестра — в античном театре круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное значение — «место для плясок». Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры — пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

Скене — в древнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров. Также скене использовалась в качестве основы для декораций на заднем плане театральной площадки.

Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. В трагедиях Древней Греции обычно представлялись герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель.

Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом. Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Действующими лицами комедий наряду с героями мифов были современники зрителей.

Проверьте себя

1. Зарождение театра связано с празднествами в честь одного из богов. Кого именно? Что рассказывали о нём греки?

Зарождение театра в Древней Греции связывали с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделов. Дионис – это младший из олимпийских богов, сын Зевса. Гера вселила в Диониса безумие, и он долгое время бродил по землям Египта, Сирии, Индии, Малой Азии и др. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Было время, когда культ Диониса, проповедовавший единство человека с природой и Вселенной, превратился в культ, в котором не было место рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше не было города с его законами, а было лишь единение с мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди, жизнь и смерть, боль и наслаждение. Ярким проявлением такой философии стали Празднества в честь Диониса, оргии, чем-то схожие по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с музыкой и вином доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, так называемые менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков.

Культ, преследовавший целью освободить душу от всего бренного, соединить её в экстазе со Вселенной и доказать бессмертие души, всё больше скатывался в безумные оргии и безудержный разгул страстей и животных инстинктов. Чтобы остановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом только раз в два года. Таким образом от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношениями Дионису плодов. Именно из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису, возникла древнегреческая трагедия.

2. Поче­му посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражда­нам?

Чтобы сделать доступным посещение театра для всех граждан, афинские власти выделяли деньги для покупки входных билетов.

3. Почему места в театре занимали с ночи?

В продаваемых билетах на свинцовых или глиняных пластинках указывался только сектор, в котором зритель мог занять любое место. Естественно, самые ближние места в секторах были зарезервированы для почетных гостей: жрецов Диониса, стратегов, победителей Олимпийских игр. Остальные места мог занять любой гражданин, купивший билет. Поэтому наиболее удобные для просмотра места, ближе к орхестре, зрители занимали с ночи.

4. Чем участники пред­ставлений отличались от актёров нашего времени?

В афинском театре все роли исполняли только мужчины. Они надевали маски мужских или женских персонажей и особую обувь на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Актеры, меняя костюмы, могли играть несколько ролей в каждом спектакле.

5. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки?

Эсхил, Софокл и Аристофан — знаменитые древнегреческие драматурги. Эсхила считают отцом европейской трагедии. За свою жизнь Эсхил написал около 90 пьес. До наших дней полностью дошли только шесть из них. Среди них знаменитые «Персы» — пьеса о разгроме персидской армады в сражении при Саламине, и тетралогия «Орестея» о судьбе участника троянской войны Агамемнона и членов его семьи, о раздирающих героев на части чувствах и человеческих принципах, представителями которых являются боги.

Софокл знаменит своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Софокл также написал несколько десятков пьес. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

Аристофан прежде всего известен как комедиограф. Точно так же как Гомера называли Поэтом, Аристофана называли Комиком. В своих комедиях Аристофан высмеивал различные человеческие и, зачастую, божественные пороки, а также своих недоброжелателей. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11, среди них «Птицы», «Ахарняне», «Всадники», «Лягушки» и др. Все эти комедии принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно хорошо представлять себе быт греков и историю того времени. Только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова.

Опишите здание театра и представление комедии

На рисунке мы видим древнегреческий театр. На зрительских местах, устроенных восходящими ступенями вокруг места театрального действия, собрались тысячи афинян. На полукруглой площадке — орхестре — проходит показ комедии «Птицы». На ней мы видим актеров, наряженных в костюмы птиц. За орхестрой расположена скене, постройка

Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил худож­ник?

Художник на рисунке изобразил сцену из комедии Аристофана «Птицы». В этой сцене появляется вестница богов — богиня Ирида, а птицы не пускают ее в город и прогоняют ее. Актер, изображающий Ириду, спускается на канатах, а другие актеры в костюмах птиц изображают птичью стаю.

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с отрывком из трагедии Софокла «Антиго­на» (см. с. 189) и ответьте на вопросы: в чём видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

Софокл в данном отрывке прославляет могущество человека, создавшего речь и свободную мысль, написавшего законы и умеющего врачевать болезни, способного прогнозировать будущее. Одновременно с этим Софокл осуждает чрезмерную гордыню человеческую и неумение отличить добро от зла. Он считает, что могущество человека может сослужить ему плохую службу, человек может посчитать, что он самый сильный и самый умный, и волен решать все по собственному усмотрению, отвергая мораль, справедливость и законы богов.

§40 Афинская демократия при Перикле

Ответы к §40. Афинская демократия при Перикле

Объясните значение слова

Оратор — человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей.

Проверьте себя

1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством? Кто таким правом не обладал?

Правом участвовать в управлении государством обладали все мужчины-граждане Афин, достигшие 20 лет и включенные в списки граждан. Не обладали таким правом, независимо от знатности рода и богатства, те свободные жители Афин или приезжие, кто не являлся гражданином, т.е. не был рожден в Афинах от отца и матери, которые в свою очередь тоже должны были быть гражданами. Также не имели прав управлять государством женщины, дети и многочисленные рабы.

2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обя­занности?

Самого знаменитого вождя афинского демоса звали Перикл. Его пятнадцать раз избирали на самую важную должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

Однажды Перикл был обвинен в чрезмерных расходах на строительство храмов и возведение статуй. В ответ на обвинения Перикл предложил возместить все расходы в казну, а на всех построенных храмах, в числе которых был Парфенон, написать, что они построены Периклом на его собственные средства. Народное собрание не пожелало уступать одному человеку славу возведения великолепных построек и одобрило отчет Перикла о расходах.

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

Введенная Периклом система оплаты труда на выборных должностях прежде всего была выгодна беднейшим гражданам, которые зачастую уклонялись от жеребьевки на выборные должности, поскольку имели собственные дела и заботы — должны были зарабатывать средства для своих семей.

5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фи­дий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Анаксагор — знаменитый ученый, друг и учитель Перикла. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскаленные камни.

Софокл — известный драматург и друг Перикла. Он дважды был избран на должность стратега Афин и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Но прежде всего Софокл знаменит своей работой в драматургии. Он написал несколько десятков пьес для афинского театра. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра». Софокл также прославился своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии.

Фидий — знаменитый скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Являлся руководителем возведений храмов и статуй на Акрополе. Также он знаменит своими скульптурными работами, среди которых самыми известными являются:

Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира.
«Афина Промахос» — гигантская статуя богини Афины в образе воительницы, на афинском Акрополе. Воздвигнута в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом.
«Афина Парфенос» — статуя богини-девы Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища.

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах»

Предпо­ложите, почему часть граждан подняла руки.

На рисунке мы видим сюжет на тему Народного собрания в Афинах. На площади присутствуют свободные граждане города. Обычно Народные собрания посещали не более нескольких тысяч граждан. При том, что избирательным правом в Афинах могли воспользоваться 35 тысяч из 450 тысяч жителей Аттики. Хотя древние греки не соблюдали кворум, для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан. На рисунке мы особо не можем разглядеть особенности в одежде присутствующих, но известно, что на главном форуме государства можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных одеждах, и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах: склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя; рыночная площадь, или Агора; Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции. Судя по изображению на заднем плане храмов и статуй, размещенных на Акрополе, художник на рисунке изобразил именно склон холма Пникс.

На переднем плане мы видим как странно одетый человек с хлыстом уводит другого человека с собрания. На самом деле примерно так выглядели рабы, исполнявшие роль полицейских на таких собраниях. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. Обычно на холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. На рисунке мы видим ожесточенный спор ораторов, и процесс голосования. Вероятно, Народное собрание голосует за избрание того или иного гражданина на должность стратега, поскольку только в этом случае проводилось голосование поднятием рук, все остальные вопросы решались путем тайного голосования (подачей белых или черных камешков).

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Перикл заслуженно гордился тем, что ему удалось создать систему, в которой участвовать в управлении государством действительно мог каждый гражданин. Речь идет о введении оплаты труда при исполнении гражданами государственных функций на выборных должностях. Ранее многие бедные граждане уклонялись от участия в жеребьевке на выборные должности, поскольку эта работа не оплачивалась, а им необходимо было кормить семью, а следовательно выполнять ту работу, за которую платили деньги. Таким образом Перикл мог смело говорить о демократической форме правления, что, действительно, «Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа».

Подведём итоги

Подведём итоги и сделаем выводы

Как афиняне называли управление в своём полисе? По­чему они считали такое управление наилучшим?

Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.

Сегодня мы видим, что демократия уже не может быть настолько идеальной как в эпоху античности. Большое количество представителей так называемого демоса обуславливает ряд особенностей правления: сегодня демос не имеет общих и единых прав и возможностей, т.е. далеко не все представляют, как эффективно управлять государством, не все имеют одинаковый доступ к достоверной и достаточной информации для принятия решения, не каждый может сообщать свои политические взгляды другим, да и сами решения практически невозможно провести для рядового гражданина. Поэтому сегодня во многих странах мы видим урезанный вариант демократии, в котором права избирателей ограничиваются лишь выбором представителей для управления государством. В результате, при наличии внешних признаков демократии, зачастую можно столкнуться с ситуацией господства одной партии, отсутствия выбора или невозможности принятия решения, удовлетворяющего всех или хотя бы большинство, а проводимая политика не зависит от предпочтений избирателей.

Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

Среди наиболее известных древнегреческих драматургов можно назвать Эсхила, Софокла и Аристофана. Эсхила считают отцом европейской трагедии. За свою жизнь Эсхил написал около 90 пьес. До наших дней полностью дошли только шесть из них. Среди них знаменитые «Персы» — пьеса о разгроме персидской армады в сражении при Саламине, и тетралогия «Орестея» о судьбе участника троянской войны Агамемнона и членов его семьи, о раздирающих героев на части чувствах и человеческих принципах, представителями которых являются боги.

Софокл знаменит своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Софокл также написал несколько десятков пьес. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

Аристофан прежде всего известен как комедиограф. Точно так же как Гомера называли Поэтом, Аристофана называли Комиком. В своих комедиях Аристофан высмеивал различные человеческие и, зачастую, божественные пороки, а также своих недоброжелателей. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11, среди них «Птицы», «Ахарняне», «Всадники», «Лягушки» и др. Все эти комедии принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно хорошо представлять себе быт греков и историю того времени. Только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова.

Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

Самый известный храм, созданный древними греками — Парфенон, расположенный на вершине Акрополя. Парфенон представлял собой типовой древнегреческий храм. Он стоял на трёх мраморных ступенях. Со стороны главного фасада были прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имела 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам. Высота колонн равна 10,4 м. На каждой колонне выточено по двадцать вертикальных желобов. Два фронтона (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) были украшены скульптурными композициями, показывающими рождение Афины из головы Зевса и мифический спор Афины и Посейдона. Под фронтонами расположен опоясывающий весь храм непрерывный фриз с рельефами, изображающими шествие во время Панафиней (праздника всех афинян, посвященного Афине). Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.

Какие произведения древнегреческой скульптуры вы за­помнили? Кого прославляли скульпторы?

Самыми яркими и известными из скульптур, созданных древними греками считаются:

Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира.
«Афина Промахос» — гигантская статуя богини Афины в образе воительницы, на афинском Акрополе. Воздвигнута в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом.
«Афина Парфенос» — статуя богини-девы Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища.
«Дискобол» — статуя атлета, намеревающегося пустить диск.
«Дорифор» — статуя копьеносца, демонстрирующая красоту человеческого тела, находящегося в покое.
Эти статуи были созданы знаменитыми греческими скульпторами середины V века до н.э. Фидием, Мироном и Поликлетом.

В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Полагаю, любая система обучения должна служить определенным целям и выполнять заказ общества. Поэтому если спрашивать, какая система воспитания детей — в Спарте или в Афинах — более правильная, сразу нужно уточнять — более правильная для чего? Тогда ответы будут более осмысленными и объективными. Таким образом, можно сказать, что система воспитания мальчиков в Афинах более правильная для создания гармоничного, духовно и физически развитого человека. Система воспитания в Спарте более правильная для создания профессионального воина, чья единственная задача — сражаться, убивать и быть убитым.

Комментарии  

#3 спрнпсшнс 10.03.2024 14:08
третий :lol: :lol: :D ;-) 8) :-| :-* :oops: :sad: :o :-? :-x :eek: :zzz :P :roll: :sigh:
#2 пон 08.03.2023 17:10
как дела?
#1 зелёный чай 03.03.2021 15:23
еее :lol: спасибо, а то не понимаю историю.