Готовые домашние задания к оранжевой рабочей тетради по биологии за пятый класс с ракушкой на обложке, автор Плешаков. Рабочая тетрадь идет в комплекте с учебником биологии в похожем оформлении, но бесплатно ученикам не предоставляется, а покупается при совместной договоренности родителей и / или по принуждению учителя, если последний счел наличие этой тетради у ученика необходимым.

На все задания тетради можно ответить, прочитав соответствующие темы учебника, но все же некоторые неуверенные личности все же заглядывают в ГДЗ к теради по биологии, чтобы проверить себя. Это нормально. Не нормально, когда бездумно списывают с ГДЗ, это нарушает учебный процесс и от списывания ума не добавится. Нужно читать, понимать, анализировать, только в этом случае получится запомнить изученное надолго.

 В любом случае проверить домашнее задание по ГДЗ никому не возбраняется, если это делается осмысленно и обдуманно. Листайте вкладки с номерами страниц, чтобы узнать правильный ответ на свое задание.

Ответы к рабочей тетради по биологии за 5 класс, Плешаков:

 Готовые домашние задания к оранжевой рабочей тетради по биологии за пятый класс с ракушкой на обложке, автор Плешаков. Рабочая тетрадь идет в комплекте с учебником биологии в похожем оформлении, но бесплатно ученикам не предоставляется, а покупается при совместной договоренности родителей и / или по принуждению учителя, если последний счел наличие этой тетради у ученика необходимым.

На все задания тетради можно ответить, прочитав соответствующие темы учебника, но все же некоторые неуверенные личности все же заглядывают в ГДЗ к теради по биологии, чтобы проверить себя. Это нормально. Не нормально, когда бездумно списывают с ГДЗ, это нарушает учебный процесс и от списывания ума не добавится. Нужно читать, понимать, анализировать, только в этом случае получится запомнить изученное надолго.

 В любом случае проверить домашнее задание по ГДЗ никому не возбраняется, если это делается осмысленно и обдуманно. Листайте вкладки с номерами страниц, чтобы узнать правильный ответ на свое задание.

Ответы к рабочей тетради по биологии за 5 класс, Плешаков:

Стр. 4-6

Введение

Биология - наука о живой природе, стр. 4-6

1. Допишите предложения.

Биология – наука, которая изучает живую природу.
Живые организмы на нашей планете обитают на суше, в воде, в почве, область распространения жизни в этих средах составляет оболочку Земли – биосферу.

2. Современная биология – система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 1 в учебнике, заполните схему.

Зоология изучает животных.

Микология изучает грибы.

Бактерология изучает бактерии.

Физиология изучает функции организма.

Анатомия изучает строение органов.

Биология - система наук о живой природе

Ботаника изучает растения.

Вирусология изучает вирусы.

Цитология изучает клетки.

 

3. Рассмотрит в учебнике рисунок 3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.

Отсутствие достаточного колличества кислорода, сильное ультрафиолетовое излучение, или, наоборот недостаток солнечного света

4. Рассмотрите в учебнике рисунок 2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.

    Морковка       →        Заяц      →          Волк
растение              растительнояд. жив.    хищник

5. С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?

Производство продовольствия, медицина и фармацевтика, охрана природы, сельское хозяйство.

6. Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.

В будущем последствия деятельности человека будут все более и более ощутимы – истощатся почвы, образуются пустыни…и болезни – это то, от чего человечество никогда не избавиться. Биология нужна для предотвращения этих проблем или облечения жизни в том случае, если все зашло слишком далеко.

7. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Биология – наука о живой природе».

1 Определение биологии как науки.
2 Отрасли биологии.
3 Жизнь на земле.
4 Значение биологии.

6-7

Методы изучения биологии, стр. 6-7

1. Заполните схему «Методы изучения биологии».

            Практические методы
наблюдение                эксперимент

2. Объясните отличие наблюдения от эксперимента. Заполните сравнительную таблицу.

Наблюдение                      Эксперимент
Мы смотрим, наблюдаем   Мы что то испытываем

3. Можно ли проводить эксперимент без наблюдения? Ответ обоснуйте.

Нельзя (т.к. эксперимент - это опыт, а опыт без наблюдения- не опыт)

4. Какие инструменты и приборы могут быть использованы при проведении биологических исследований? Зарисуйте некоторые из них.

Пробирка, микроскоп, линейка.

Работаем в лаборатории

5. Исследуйте, как влияет свет на рост комнатного растения. Предложите план проведения эксперимента.

1 Берем два растения.
2 Одно помещаем в темный шкаф, второе – на окно.
3 Спустя неделю наблюдаем первые результаты.

8-9

Как работают в лаборатории, стр. 8-10

1. Заполните таблицу «Правила работы в лаборатории».

Нельзя:
Использовать для еды лабораторную посуду.
Трогать приборы и вещества без разрешение учителя.
Нюхать незнакомые вещества, приближая их к лицу.
Использовать неизвестные вещества.

Можно и нужно:
В случае затруднений обращаться к учителю.
При работе соблюдать аккуратность и осторожность.
Возвращать все приборы на место.
После работы наводить порядок на столе.

2. Объясните, почему необходимо строго соблюдать правила работы в лаборатории.

Это необходимо для нашей безопасности и во избежание несчастных случаев.

3. Установите соответствие между лабораторным оборудованием и его применением.

Ответ:

А Б В Г Д
3 2 4 1 5

4. Перечислите известные вам лабораторные приборы. Для проведения каких исследований их используют?

Лабораторные приборы – пробирки, колбы, чашка Петри, воронки, пипетки, шпатели, предметные стекла и т.д.

5. Подпишите лабораторную посуду, изображённую на рисунках.


Слева направо 1 ряд: колба, пробирка, мерный цилиндр
2 ряд: воронка, чашка Петри.

6. Какие профессии связаны с работой в лаборатории?

Физик, ученый, биолог, лаборант, химик.

10-13

Разнообразие живой природы, стр. 10-13

1. Биология изучает живые организмы и подразделяет их на четыре царства. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».

Название царства    Примеры организмов
Животные                Заяц, белка, медведь
Бактерии                 Кишечная палочка
Растения                  Береза, венерин башмачок
Грибы                      Мухомор, белый гриб, лисички

2. Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.

Обмен веществ – например, растения впитывают углекислый газ, а выделяют кислород.
Рост – увеличение размеров и массы.
Размножение – способность воспроизводить себе подобных.
Раздражимость – реакция на воздействия окружающей среды.

3. Выявите признаки, по которым можно отличить объекты живой природы от объектов неживой природы. Для этого заполните таблицу «Сравнительная характеристика объектов живой и неживой природы».

Критерии сравнения  Живая природа  Неживая природа

Клеточное строение       +                  Только отмершие организмы

Наличие энергии
для существования        +                      -

Обмен веществ
(питание, дыхание          +                     -
и выделение) 

Рост                               +                   Кристаллы

Развитие                        +                      -

Раздражимость               +                      -

Передвижение                +                     -

4. Приведите примеры свойств живого, характерные для объектов неживой природы. Например, рост – кристаллы.

Клеточное строение – отмершие организмы.

5. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Разнообразие живой природы».

1 Царства живой природы.
2 Отличие живого от неживого.

13-14

Среды обитания организмов стр. 13-14

1. Закончите предложение.

Различают четыре основные среды обитания – наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.

2. Изучив текст параграфа и рисунки 6 и 7 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

Среда обитания Особенности среды Примеры 2-3 обитателей среды Черты приспособленности организмов к среде
Водная Выталкивающая сила, удерживающая тело Медузы, рыбы, киты Обтекаемая форма тела, неподвижность, жабры, плавники
Наземно-воздушная Низкая плотность воздуха Деревья, животные, грибы Скелет, сильные корни
Почва Рыхлая, мало кислорода Бактерии, грибы, черви Небольшие размеры тела, слепота
Организм как среда Постоянство условий среды Паразиты, бактерии, вирусы Редуцирование органов, систем

3. Подумайте, чем можно объяснить большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Разнообразием условий окружающей среды.

14-17

Экскурсия "Разнообразие живых организмов". Осенние явления в жизни растений и животных стр. 14-17

Отчёт

Место экскурсии – центральный парк.
Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.
Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
Объекты: растения и животные парка.

Задание 1.

1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):
    а) изменение окраски листьев - клен, береза, осина;
    б) листопад - липа, тополь, рябина.
2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?
     На верхушке.
3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?
    Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.

Задание 2.

1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.

Условия/Растение Береза Дуб Осина Орешник Тополь
У дороги желтые листья
листопад
бурые листья
листопад
желтые листья желтые  листья бурые листья,
листопад
Недалеко от дороги желтые листья бурые листья желтые листья желтые листья бурые листья
Опушка леса зеленые листья зеленые листья зеленые листья зеленые листья зеленые листья
Глубь леса зеленые листья зеленые листья зеленые листья зеленые листья зеленые листья

2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.

Задание 3.

1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения. Данные занесите в таблицу.

Растение Цветение Плод Семя Распространение семян
петуньи цветут не созрел не созрели человеком
бархатцы цветут не созрел не созрели человеком
рябина не цветет созрел созрели человеком и животными
облепиха не цветет созрел созрели человеком и животными
яблоня не цветет созрел созрели человеком и животными

Зарисуйте семена и подпишите их названия.

2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.

Задание 4.

1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.

Животное      Приспособление
Птица            Крылья, обтекаемая форма тела
Жук               Небольшие размеры тела
Червь            Обтекаемая форма тела

17-19

Проверка знаний по теме стр. 17-19

1. Биология – это наука, изучающая
в) жизнь во всех её проявлениях

2. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочка Земли, которую называют
г) биосферой

3. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является
в) клетка

4. Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира
г) царство

5. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к
г) животным

6. Из перечисленных жизненных свойств в неживой природе встречается
в) рост

7. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого
а) обмен веществ и превращение энергии

8. Для живых объектов природы, в отличие от тел неживой природы, характерно
а) дыхание

9. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод
а) наблюдение

10. Влияние полива на жизнь растений можно установить с помощью
б) эксперимента

11. Среда жизни, характерная для человека
б) наземно-воздушная

20-22

Глава 1. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов

Увеличительные приборы стр. 20-22

1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия увеличительных приборов, изображённых на нём. Укажите название их основных частей.

2. Выполните лабораторную работу «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» (см. учебник, с. 24).

1) Ответьте на вопросы:

Плоды каких растений вы использовали при выполнении работы?

Лук, яблоко.

Что характерно для строения плодов, рассмотренных вами невооружённым глазом?

Клеток не видно, желтые мясистые покровы.

2) Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте и подпишите их названия.

3. Выполните лабораторную работу «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» (см. учебник, с. 24). После выполнения работы подпишите названия основных частей микроскопа на рисунке.

4. Составьте алгоритм работы с микроскопом.

1 Поставьте микроскоп штативом к себе.
2 В отверстие предметного столика зеркалом направьте свет.
3 Поместите предметное стекло с препаратом на предметный столик. Закрепите зажимами.
4 При помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5 После работы уберите микроскоп в футляр.

5. Вспомните правило, используя которое можно определить, насколько увеличилось изображение объекта при использовании микроскопа. Примените его для заполнения таблицы.

Объектив Окуляр 8 10 15 20
10   80 100 150 200
20   160 200 300 400
40   320 400 600 800
60   480 600 900 1200

22-23

Химический состав клетки. Неорганические вещества стр. 22-23

1. Что указывает на единство живой и неживой природы?

Элементы, входящие в состав клетки, входят также в состав тел неживой природы.

2. Назовите химические элементы, которых больше всего содержится в клетках живых организмов (до 98% от массы клетки).

Кислород, водород, азот, углерод.

Выясните, используя дополнительные источники информации, как называется группа этих элементов, и запишите её название.

Биогенные.

3. Назовите химические элементы, которые содержатся в клетках живых организмов в малых количествах (около 2% от массы клетки).

Калий, кальций, магний, натрий, сера, фосфор, хлор.

Выясните, используя дополнительные источники информации, как называется группа этих элементов, и запишите её название.

Макроэлементы.

4. Заполните схему «Химический состав клетки».

органические   -    Вещества клетки   -    неорганические
      |                                                                |
белки, жиры, углеводы                      минеральные вещества, вода

5. Заполните таблицу «Роль неорганических веществ, входящих в состав клетки».

Вещества клетки              Значение
Вода                              Придает клетке упругость,
                                     определяет ее форму,
                                     участвует в обмене веществ

Минеральные вещества  Используются для синтеза
                                      органических веществ

24-25

Химический состав клетки. Органические вещества стр. 24-25

1. Заполните таблицу «Роль органических веществ, входящих в состав клетки».

Вещества клетки Значение
Углеводы Главный источник энергии, входят в состав клеточных стенок грибов и растений, придавая им прочность
Белки Входят в состав клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности, могут запасаться
Жиры Запас энергии
Нуклеиновые кислоты Передача наследственной информации

2. Напишите, что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы.

Все организмы состоят из клеток.

3. Запишите своё предположение, почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией.

Здесь синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения.

4. После выполнения лабораторной работы «Обнаружение органических веществ в растении» (см. учебник, с. 28-29) ответьте на вопросы и выполните задания:

1) Какое вещество можно использовать для определения содержания в организмах органического вещества крахмала, являющегося углеводом?

Йод

2) Самостоятельно проведите опыты, изображенные на рисунке. Установите, в каком из опытов происходит окрашивание образца синим цветом после добавления раствора йода. Отметьте эти образцы.

Синее окрашивание наблюдается в опытах: 1, 2, 3, 5, 6.
Выводы: Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения, в некоторых фруктах(банан), овощах(кртофель), крупах (рис, вареное яйцо), а так же в белом хлебе.

3) Как вы думаете, почему не все углеводы окрашиваются раствором йода в синий цвет?

Потому что не все углеводы содержат крахмал. Кусковый сахар - это сахароза, состоящая из глюкозы и фруктозы

26-28

Строение клетки, стр. 26-28

1. Рассмотрите рисунок «Строение растительной и животной клеток». Подпишите на рисунке названия основных частей животной и растительной клеток.

Ответьте на вопросы:

1) Какие обязательные части имеют клетки?

Мембрана, цитоплазма, генетический аппарат

2) Почему нельзя считать ядро обязательным компонентом клеток организмов?

Существуют клетки, не имеющие ядра (прокариоты)

3) Что такое генетический аппарат клетки, где он находится в клетках растений и животных?

Он определяет способность организма к размножению и регулирует все процессы в клетке

4) Что такое хромосомы?

Носители наследственной информации

5) В чем состоит отличие клеток растений от клеток животных?

У растений есть клеточная стенка, большая вакуоль, хлоропласты, поры

2. Используя словари и Интернет, приведите определения.

Клеточная стенка – жёсткая оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны.
Вакуоли – одномембранный органоид, содержащийся в некоторых эукариотических клетках и выполняющий различные функции.
Цитоплазма – внутренняя среда живой или умершей летки, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической мембраной.

3. Выскажите предположение, с чем связаны различия (внутренние и по форме) в строении клеток у разных организмов.

Различная специализация, условия существования.

4. Рассмотрите рисунок «приготовление препарата кожицы чешуи лука». Вы заметили неточность, которую допустил художник? Если нет, то обратитесь к материалу учебника и, используя цифровые обозначения рисунка, опишите правильную последовательность техники выполнения работы.

Правильная последовательность: 2, 1, 4, 3

5. Выполните лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом» (см. учебник, с. 32.)

Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте на рисунке их основные части.

В качестве вывода ответьте на вопросы:

1) Почему важно нанести на предметное стекло капли воды до того, как на него будет помещен кусочек кожицы чешуи лука?

Вода фиксирует препарат, а также размочит клетки/

2) Почему важно накрыть препарат покровным стеклом именно так, как показано на рисунке?

Чтобы обеспечить неподвижность препарата.

3) Зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода?

Чешуя лука бесцветна, без красителя не увидеть оболочку клетки.

4) Почему при рассмотрении микропрепарата сначала необходимо опустить с помощью винтов тубус, а уже затем медленно поднимать его, глядя в окуляр?

Чтобы настротить четкость, поймать изображение.

29-30

Особенности строения клеток. Пластиды стр. 29-30

1. Выполните лабораторную работу «Пластиды в клетках листа элодеи» (см. учебник, с. 34). Рассмотрите клетки листа элодеи. Найдите в клетках пластиды. Зарисуйте несколько клеток. Обозначьте на рисунке основные части клетки, пластиды (как они называются?).

Хлоропласты

2. Выполните лабораторную работу «Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника» (см. учебник, с. 34-35). Найдите в клетках мякоти плодов пластиды. Зарисуйте несколько клеток каждого плода. Обозначьте на рисунке основные части клеток, пластиды.

Сравните клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи (рис. 17, с. 34) и кожицы чешуя лука (рис. 16, с. 33). На основе строения сделайте вывод о наличии пластиды и их окраски.

Основные части клетки Кожица лка Лист элодеи Плод томата Плод рябины Плод шиповника
Генетический аппарт Да Да Да Да Да
Цитоплазма Да Да Да Да Да
Мембрана Да Да Да Да  
Пластиды, их окраска Лейкопласты(прозрачные) Хлоропласты(зеленые) Хромопласты(красные) Хромопласты(красные) Хромопласты(красные)

Вывод:

Для клеток всех растений характерно наличие генетического аппарата, цитоплазмы и мембраны, а так же пластид. Различия наблюдаются только в цвете пластид. В кожице лука - это бесцветные пластиды, в кожице листа - зеленые, в плодах - красные

31-33

Процессы жизнедеятельности в клетке стр. 31-33

1. Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки любого организма?

Дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ, раздражение.

2. В процессе обмена веществ через клетку осуществляется постоянный ток веществ и энергии, сопровождающийся их превращениями. Что произойдёт, если этот процесс будет нарушен?

Клетка умрет.

3. Рассмотрите в учебнике рисунок 20 «Рост растительной клетки».

1) Опишите, что происходит с растительной клеткой по мере её роста и развития.

Увеличиваются её размеры и размеры вакуолей.

2) За счёт чего происходит увеличение объёма клетки, если известно, что количество цитоплазмы остаётся неизменным?

Увеличиваются вакуоли – органоиды, в которых накапливается клеточный сок.

4. Рассмотрите рисунок, на котором изображены молодая и старая растительные клетки. Определите и подпишите на рисунке названия основных структурных элементов данных клеток.

Ответьте на вопросы:

1) В чем заключается различие этих клеток?

В размерах вакуоли.

2) Какое значение имеют поры (поровые каналы) для растительной клетки?

Обмен веществ со средой и другими клетками, связь с другими клетками.

3) Какую роль играют хлоропласты и вакуоли в жизни растительной клетки?

В вакуоле хранится клеточный сок, хлоропласты синтезируют органику из неорганики, т.е. питают клетку.

5. Поведите наблюдения за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи. Сделайте выводы о влиянии изменений условий среды на клетку (описание опытов см. в учебнике, с. 38).

В зависимости от условий цитоплазма может двигаться либо быстрее, либо медленнее.

33-34

Деление клеток стр. 33-34

1. Рассмотрите рисунок «Деление клетки» и выполните задания:

1) Исправьте неточность, которую допустил художник. Используя цифровые обозначения рисуyка, постройте правильную последовательность деления клетки.

Правильная последовательность: 6, 4, 3, 5, 2, 1

2) Определите, что происходит с растительной клеткой по мере ее деления, и заполните таблицу "Этапы деления клетки".

Этап Номер Процессы

I        6       Клетка готовится к делению
II       4       Увеличивается ядро, в нем заметны хромосомы
III      3      Хромосомы выстраиваются по экватору клетки
IV      5       Образуются хроматиды
V       2       Хроматиды расходятся к полюсам клетки
VI      1       Возникает две новые клетки

2. Какая структура клетки претерпевает наибольшее изменение в процессе деления?

Ядро

34-35

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов стр. 34-35

1. Ответьте на вопросы:
1) Какие вещества входят в состав клетки?

Органические и неорганические.

2) Какую функцию в клетке выполняет:

а) клеточная мембрана – защита, избирательный транспорт, осуществление обмена веществ;
б) цитоплазма – объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие;
в) генетический аппарат – передача наследственной информации.

3) Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках?

Дыхание, питание, деление, обмен веществ, рост.

4) Какое значение имеет то, что в ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке?

Это обеспечивает наследственное сходство дочерней клетки с материнской.

2. Укажите черты сходства и различия в строении клеток бактерий, грибов, растений и животных, заполнив таблицу.

Признак Бактерии Грибы Растения Животные
Клеточная стенка + + + -
Пластиды - - + -
Большие вакуоли - - + -
Ядро - + + +
Генетический аппарат + + + +

35-38

Проверка знаний по теме стр. 35-38

Задание 1.

1. Старая клетка отличается от молодо клетки тем, что в ней
г) крупные вакуоли

2. Наиболее простое строение имеет клетка
г) бактерии

3. Форму растительной клетке придаёт
в) оболочка

4. Цитоплазма в растительной клетке
г) осуществляет связь между частями клетки

5. Неорганические вещества клетки
г) минеральные соли

6. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам
г) нуклеиновые кислоты

7. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности
а) белки

8. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней
г) хлоропластов

9. Оформленное ядро отсутствует в клетках
б) бактерий

10. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)
г) животные

11. В клетках растений, в отличие от клеток грибов в животных, происходит
г) фотосинтез

12. Общим для большинства растительных и животных клеток является
а) наличие ядра

Задание 2.

Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Запишите цифры, обозначающие выбранные вами слова, в таблицу для ответов под соответствующими буквами.

Форму растительной клетке придает (А) оболочка. В цитоплазме клетки расположено (Б) ядро, которое управляет процессами (В) жизнедеятельности в клетке. В цитоплазме расположено много (Г) хлоропластов, которые участвуют в процессе (Д) фотосинтеза.

3. Установите соответствие между характеристикой растительной клетки и ее структурой. Для этого к кждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Характеристика клетки
А) содержит хромосомы
Б) в зрелой клетке занимает большую часть ее объема
В) содержит клеточный сок
Г) хранит наследственную информацию о признаках организма
Д) содержит запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности

Структура
1) Ядро
2) вакуоль

Ответ:

А Б В Г Д
1 2 2 1 2

39-40

Глава 2. Многообразие организмов

Классификация организмов стр. 39-40

1. Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.

Классификация организмов – распределение организмов по группам.
Царство – большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения и процессов жизнедеятельности.
Вид – группа особей, сходных между собой и занимающих общую территорию.

2. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».

Название царства Отличительные особенности Представители
Грибы Группа организмов, схожих и с растениями, и с животными. Питаются готовыми веществами Мукор
Бактерии Мельчайшие безъядерные одноклеточные организмы Холерный вибрион
Животные Многообразие, сложные формы поведения, питание готовыми веществами Оса
Растения еподвижный образ жизни, способность к фотосинтезу Роза

3. Установите соответствие между царствами и представителями.

Царства
А) Бактерии
Б) Растения
В) Животные
Г) Грибы

Представители
1) Бледная поганка
2) Одуванчик лекарственный
3) Крапивница обыкновенная
4) Кишечная палочка

Ответ:

А Б В Г
4 2 3 1

40-41

Строение и распространение бактерий стр. 40-41

1. Подпишите на рисунке основные части бактериальной клетки.

2. Рассмотрите в учебнике рисунок 23 «Формы бактериальных клеток». Чем, по вашему мнению, можно объяснить такое разнообразие форм бактерий?

Разные условия жизни.

3. Чем можно объяснить тот факт, что некоторые бактерии имеют зелёную или пурпурную окраску, тогда как их большинство бесцветно?

Эти бактерии содержат пигмент зелёного или пурпурного цвета.

4. В каких средах жизни можно встретить бактерии? Опишите условия, в которых они могут обитать.

Бактерии встречаются почти повсеместно, они могут жить при самых критических температурах. Некоторые способны жить в среде, в которой содержится мало кислорода или вообще его не содержится.

5. Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать потомство, равное по объёму земному шару. Однако этого не происходит. Почему?

Бактерии служат пищей для других организмов.

42-43

Роль бактерий в природе и жизни человека стр. 42-43

1. Используя дополнительную литературу или интернет-ресурсы, заполните таблицу «Роль бактерий в природе и жизни человека».

Группа бактерий Среда обитания Значение
Гниения Испорченные продукты, мертвые организмы Санитары планеты
Почвенные Почва Образование минеральных веществ
Болезнетворные Организм Никакой пользы
Клубеньковые Почва Улучшают плодородие почвы
Молочнокислые Оргинизм, различные жидкости Микрофлора ЖКТ, молочные продукты

2. Предложите способы защиты продуктов питания от бактерий.

Хранение сырых продуктов отдельно от готовых к употреблению, тщательное мытье продуктов перед едой, слежение за сроком годности.

3. Подсчитайте, сколько бактерий содержится в 1 м воздуха, если известно, что в 1м морского воздуха встречается 1 бактерия; лугов и полей – 100; на улице города – в 200 раз больше, чем в воздухе лугов и полей; в непроветренной комнате – в 55 раз больше, чем на улице города.

Морской воздух = 1 бактерия.
Луга и поля = 100 бактерий.
Улица = 100*200 = 20 000.
Непроветриваемое помещение = 20 000*55 = 1 100 000

4. С помощью эксперимента докажите, что перед едой необходимо мыть руки с мылом.

Приготовьте питательную смесь. Теплую воду разведите с желатином и подогрейте на водяной бане (поставьте миску с ратвором желатина в более крупную емкость с горячей водой.) Добавьте немного куриного бульона. Остывший, но не затвердевший (!) кисель разлейте по трем чашкам Петри (можно заменить глубокими блюдцами с крышками). Поставьте чашки в холодильник. Когда среда затвердеет, достаньте чашки, пронумеруйте и заселите бактериями. Для этого к питательной среде чашки №1 прикоснитесь пальцем немытой руки, чашки №2 - пальцем вымытой руки, но без мыла, чашки №3 - пальцем хорошо вымытой с мылом руки. Закройте чашки с крышками и оставьте в теплом месте. Через 2-3 дня сравните результаты и занесите их в таблицу. Сделайте вывод.

Чашка:

№1 (грязные руки)
№2 (вымытые без мыла)
№3 (вымытые с мылом руки)

Результат:

1. было много бактерий
2. бактерий было совсем не много
3. бактерий не было.

Вывод: на грязных руках много бактерий, избавиться от них можно только мытьем рук с мылом.

43-45

Строение грибов. Грибы съедобны и ядовитые стр. 43-45

1. В каких средах жизни можно встретить грибы? Опишите условия, в которых они могут обитать.

Грибы обитают всюду, где есть органические вещества: в почке, в воде, на растениях, в теле человека и т.д.

2. Почему грибы относят к особому царству живой природы? Какие признаки для него характерны?

Потому что грибы отличаются своим строением. Грибы имеют эукариотические клетки, покрытые оболочкой, состоящей из хитина. Тело гриба состоит из гифов, образующих грибницу (мицелий).

3. Подпишите на рисунке «Строение шляпочного гриба» основные части гриба.

4. Заполните таблицу «Функции основных частей многоклеточного гриба».

Часть гриба        Функции
Мицелий            Питание
Плодовое тело   Размножение

5. В чём вы видите принципиальное различие в значении спор у грибов и у бактерий?

Споры бактерий служат для выживания в тяжелых условиях среды, а споры грибов – для размножения.

6. Сформулируйте правила сбора грибов.

Необходимо отличать ядовитые грибы от неядовитых грибов. А также гриб нужно срезать, не повреждая грибницу.

7. Приведите примеры шляпочных грибов, заполнив таблицу «Съедобные и ядовитые грибы».

Грибы               Съедобные          Ядовитые

Пластинчатые   Белый гриб,          Мухомор, 
                        подберезовик       бледная поганка

Трубчатые        Рыжик, Волнушки   Желчный гриб,
                                                      сатанинский гриб

8. Сформулируйте приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Если нет возможности срочно доставить больного в больницу, необходимо промыть желудок марганцовкой или углем, вызвать рвоту.

46-47

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека стр. 46-47

1. Чем дрожжи отличаются от других грибов? Как их использует человек?

Дрожжи – это одноклеточные грибы. Человек использует их в основном в производстве хлеба, кваса.

2. В научно-популярных книгах, журналах, интернет-ресурсах найдите информацию об использовании грибов в пищевой и лекарственной промышленности. Запишите план своего рассказа.

1) Грибы в пищевой промышленности
а) шляпочные грибы
б) дрожжевые грибы.

2) Грибы в лекарственной промышленности
а) производство антибиотиков
б) производство лекарств из веществ, содержащихся в ядовитых грибах.

3. Используя интернет-ресурсы или другие дополнительные источники информации, узнайте, какие грибы называют хищными. Как они охотятся? Как их использует человек.

Хищные грибы – это грибы, которые питаются нематодами (червями паразитами). Делают они это с помощью колец или петель – специальных приспособлений на теле. Если в петлю попадает нематода, кольца сжимаются и туго перетягивают жертву, что она гибнет. При выращивании овощных культур и шампиньонов возникает необходимость борьбы с паразитами, и хищные грибы отлично справляются с этой функций.

4. Выполните лабораторную работу «Особенности строения мукора и дрожжей». Зарисуйте полученные образцы при изучении их невооружённым глазом и под микроскопом. Сделайте соответствующие обозначения.

 

В качестве выводов ответьте на вопрос:
1) Чем отличается мицелий мукора от мицелия пеницилла?

Мицелий мукора - одна многоядерная клетка, а пеницилл - это многоклеточный гриб

2) Имеется ли мицелий у дрожжей? Поясните свой ответ.

Нет, у них нет мицелия, так как организм приспособлен к обитанию в жидких и полужидких средах

3) Как размножаются исследуемые грибы?

Дрожжи размножаются почкованием, пеницилл и мукор - с помощью спор.

47-49

Характеристика царства Растения стр. 47-49

1. Выясните и запишите, как называется раздел биологии, который изучает растения.

Ботаника.

2. Рассмотрите рисунок «Царство Растения».

Подумайте и дайте ответ на вопросы:
1) В каких средах жизни можно встретить растения? Опишите условия, в которых они могут обитать.

В различных: в океане, на суше (в пустях, экваториальных лесах, антарктиде)

2) По какому признаку растения делят на споровые и семенные?

В зависимости от того, каким способом в основном размножается растение

3) Какие растения относятся к споровым, а какие - к семенным?

Споровые: мхи, лишайники, хвощи, плауны, папоротники. К семенным- голосеменные и покрытосеменные

3. Закончите предложения.

Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем и талломом.
У высших растений тело состоит из органов, образованных тканями.
Ткань – группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.
Органы – часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.

4. Какие жизненные свойства характерны для растений?

Рост, развитие, размножение, фотосинтез, дыхание и др.

5. Как называют пигмент, обеспечивающий протекание фотосинтеза в клетках растений?

Хлорофилл.

6. Заполните таблицу «Роль различных растений в природе и жизни человека».

Растения        Роль в природе и жизни человека
Пшеница        Пищевая промышленность
Тритикале      Кормовая культура
Подорожник   Лекарственная культура
Хлопок           Изготовление ткани

50-51

Водоросли стр. 50-51

1. Используя интернет-ресурсы или другие дополнительные источники информации, подпишите на рисунке «Строение клеток зелёных водорослей» их основные части и раскрасьте компонент клетки, отвечающий за фотосинтез.

2. Закончите предложения.

Водоросли относят к низшим растениям, так как они не имеют органов (корней, листьев, стеблей).
Окраску водорослям придают хлоропласты, зелёную окраску придаёт хлорофилл, благодаря которому зелёные водоросли способны осуществлять процесс фотосинтеза, характерный для растений.
Некоторые водоросли, несмотря на своё название, обитают не только в пресной и солёной воде, но и в засушливых местах, переживая засуху в состоянии покоя.

3. Найдите в дополнительной литературе (книгах, журналах), интернет-ресурсах примеры использования водорослей человеком.

Водоросль ламинарию употребляют в пищу. Красные и бурые водоросли используются для получения агар-агара (желирующего вещества).

4. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие низших растений».

52-53

Лишайники стр. 52-53

1. На рисунке поперечного среза слоевища лишайника подпишите, что обозначено цифрами.


Круги - клетки водорослей,
палочки - клетки гриба.

2. Почему существование водоросли и гриба в теле лишайника взаимовыгодно?

Водоросли синтезируют органические вещества, необходимые грибам, а грибы – минеральные, необходимые растениям.

3. Заполните схему.

                  Формы лишайников
кустистые        листоватые         накипные

4. Чем объясняется отсутствие лишайников вблизи крупных автострад и промышленных объектов?

Лишайники очень чувствительны к загрязнению окружающей среды.

5. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Лишайники».

1Определение.
2 Строение лишайников.
3 Виды лишайников.
4 Места обитания лишайников.

6. Какую роль играют лишайники в природе и жизни человека?

Лишайники показывают степень загрязненности среды. Лишайники первыми заселяют неблагоприятные для жизни местности – каменистые склоны и др.

53-55

Высшие споровые растения стр. 53-55

1. Рассмотрите рисунок «Многообразие растений».

Ответьте на вопросы и выполните задания:
1) К каким систематическим группам относят растения, изображенные на рисунке?

Высшие споровые растения, низшие растения.

2) Заполните таблицу, используя номера, которыми обозначены представители растительного мира на рисунке.

3) По какому признаку растения делят на низшие и высшие?

Наличие органов.

4) Почему изображенные на рисунке высшие растения называют споровыми?

Размножаются преимущественно при помощи спор.

2. Сравните водоросли и мхи. Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению со строением водорослей?

Появление стебля, листьев и ризоидов.

3. Изучив текст параграфа, запишите признаки, характерные для высших споровых растений.
Размножение спорами, наличие органов, небольшие размеры (в основном кустарники в настоящее время).

4. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие высших споровых растений».

Сиситематическая группа Особенности строения и размножения Среда обитания Представители, значение
Мхи (Моховидные) Имеют стебли, листья и ризоиды Хорошо увлажненные места Сфагнум, кукушкин лен. Используются на корм животным, образуют торф, водный баланс
Папоротники (Папоротниковидные) Корень, стебель, листья (вайи) Влажные тенистые места Щитовник, нефролепес. Употребляют в пищу, образуют каменный уголь
Хвощи (хвощевидные) Корень, стебель, листья. "Членистое строение" Влажные тенистые места Хвощ полевой. Лекарственные растения, каменный уголь
Плауны (Плауновидные) Корень, стебель, листья Влажные тенистые места Плаун булавовидный. Лекарственные растения, каменный уголь

56-57

Голосеменные растения стр. 56-57

1. Объясните, почему голосеменные растения получили такое название.

Их семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек.

2. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет - ресурсы, заполните таблицу "Многообразие голосеменных растений".

Представитель Особенности строения и размножения Среда обитания
Сосна обыкновенная Хвоинки длинные, 3-5 см в длину, расположены парно на укороченных побегах. Шишки почти круглой формы. Ветроопыляемое растение. Светолюбивая порода. Образует светлые леса.
Ель обыкновенная Хвоинки короткие, 1.5 -2 см, одиночные, густо покрывают побег. Шишки вытянутые, с тонкими гладкими чешуйками. Ветроопыляемое растение. Тенелюбивая порода. Образует темные хвойные леса.

3. Рассмотрите рисунок «Многообразие голосеменных». Подпишите названия растений, которые изображены на рисунке.

Слева направо: сосна, ели, пихта, лиственница, туя, можжевельник

4. Какую роль играют голосеменные растения в природе и жизни человека?

Важные консументы в цепи питания.

57-61

Покрытосеменные растения стр. 57-61

1. Объясните, почему покрытосеменные растения получили такое название.

Их семена надежно защищены плодом.

2. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие покрытосеменных растений».

Представитель Особенности строения и размножения Среда обитания
Элодия Размножаются семенами, имеют приспособления к жизни и воде Вода
Саксаул Семенами, имеют приспособления для жизни в засушлевых местах Безводные пустыни
Дуб Семенами, древесная форма Лес
Степь Семенами, травы Луга, степи

3. Охарактеризуйте среды жизни покрытосеменных растений.

Покрытосеменные могут обитать в различных средах: на воде, в безводных пустынях, в лесах и лугах.

4. Рассмотрите рисунок «Строение высших семенных растений. Сделайте на нём соответствующие подписи.

В чем сходство и различие между голосеменными и покрытосеменными растениями?

Голосеменные - это преимущественно древесные формы, тогда как покрытосеменные распростарненны одинаково во всех жизненных формах. Семена цветковых защищены цветком, а у голосеменных лежат на чешуйках шишек

5. Запишите названия видов растений:

1) произрастающих в вашей местности и нуждающихся в охране: венерин башмачок, ветреница алтайская;
2) произрастающих в вашей местности, занесённых в Красную книга России: гиацинт, ландыш, хохлатка;
3) которые удалось спасти от исчезновения: гинкго.

6. Изучив текст параграфа и рисунок 43, заполните схему «Жизненные формы растений».

             Формы растений
деревья    кустарники     травы

7. Выясните, какие покрытосеменные растения растут в районе вашей школы. Охарактеризуйте несколько из них, заполнив таблицу.

Название растения Жизненая форма Продолжительность жизни Сколько раз в жизни плодоноист Где растет
Одуванчик Трава Многолетние Каждый год В городе
Береза Дерево Многолетние Каждый год В городе
Чистотел Трава Многолетние Каждый год В городе
Шиповник Кустарник Многолетние Каждый год В городе

8. Пользуясь учебником (с. 66), выполните лабораторную работу «Внешнее строение цветкового растения».

61-63

Общая характеристика царства Животные стр. 61-63

1. Сформулируйте и запишите определения понятий.

Царство Животные – одна из самых больших групп живых существ на планете.
Животный мир – все животные, населяющие Землю.
Красная книга – список редких и исчезающих животных.
Заповедник – охраняемые природные территории, на которых запрещена хозяйская деятельность.

2. Охарактеризуйте общие признаки животных.

Все животные имеют общие признаки. В качестве источника энергии они используют готовые органические вещества, накопленные другими организмами. Животные питаются бактериями, грибами, растениями, другими животными или их остатками. Рост животных обычно прекращается после определённого периода развития.
Многие животные активно передвигаются: ползают, прыгают, бегают, летают, плавают. Но есть среди животных и малоподвижные, ведущие прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

3. Используя материал учебника, составьте план рассказа о родственных связях между животными.

1 Различные отряды животных.
2 Сходства в строении.
3 Сходство в местах обитания.
4 Сходство в потребляемой пище.

4. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, запишите названия животных, обитающих в вашей местности, которые занесены в Красную книгу и нуждаются в специальной охране.

Амурский тигр, речной бобр, лошадь Пржевальского, выхухоль русская.

5. Рассмотрите рисунок «Многообразие животного мира». Ответьте на вопрос: в каких средах жизни можно встретить животных? Опишите, какие приспособления в строении или образе жизни они имеют для обитания в условиях, характерных для этих сред.

Животные могут обитать в воде (8, 2).
В воде и на суше (6, 12, 1).
В воздухе (5, 11, 10).
На земле (7, 9, 4).
Иногда и под землей (3).

64-65

Подцарство Одноклеточные стр. 64-65

1. Сформулируйте и запишите определения понятий.

Подцарство Одноклеточные – одноклеточные подвижные организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.
Амёбоидное движение – «перекатывающееся движение».

2. Заполните таблицу «Одноклеточные организмы».

Одноклеточные организмы Сходство Различия
Животные В основе строения лежит клетка, где обязательно есть генетический аппарат, уитоплазма, мембрана и вакуоли Подвижные
Бактерии   Не имеют ядра
Водоросли   Имеют оболочку из целлюлозы и хлорофилл
Грибы   Имеют оболочку из хитина

3. Простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипячёной воде. Как вы можете это объяснить?

В кипяченой воде не содержится органических веществ, так как при кипячении большинство органических веществ разрушается.

4. Каковы причины многообразия современного мира животных на нашей планете?

Различные условия обитания.

5. Какие правила следует соблюдать, чтобы избежать заражения одноклеточными животными?

Мыть руки с мылом, мыть фрукты и овощи, не пить некипяченую воду.

6. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы, составьте план сообщения о многообразии одноклеточных животных.

Амеба.
Эвглена зеленая.
Инфузория туфелька.
Паразиты: малярийный плазмодий.

7. Выполните лабораторную работу «Разведение и изучение амёб в лаборатории» (см. учебник, с. 73). Зарисуйте увиденных амёб.

66-67

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные стр. 66-67

1. Сформулируйте и запишите определения понятий.

Подцарство Многоклеточные – группа животных, тело которых состоит из множества клеток.
Беспозвоночные животные – группа позвоночных, не имеющих внутреннего скелета, основой которого является позвоночник.

2. Заполните таблицу «Беспозвоночные животные».

Многоклеточные животные Сходство Различия

Губки

 

Кишечнополостные

 

Иглокожие

 

Черви

 

Моллюски

 

Членистоногие

Многоклеточные живтные, отсутствует позвоночник, развитие начинается с оплодотворенной яйцеклетки

Прикрепленные ко дну моря, выводное отверстие - устье

На переднем конце тела расположено ротовое отверстие с щупальцами

Донные животные, способные к медленному передвижению

Вытянутое тело без скелетных образований

Тело имеет складку - мантию, некоторые имеют раковину

Тело сегментировано, покрыто твердой кутикулой

3. Дополните схему.

                    Членистоногие
Ракообразные   Насекомые   Паукообразные

4. Рассмотрите в учебнике рисунок 48 «Многообразие насекомых». Чем, по вашему мнению, можно объяснить такое многообразие насекомых?

Различные условия обитания.

5. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте план сообщения о каком-либо насекомом.

1 Пчелы – общие сведения.
2 Распространение.
3 Образ жизни.
4 Питание.

67-68

Холоднокровные позвоночные животные стр. 67-68

1. Сформулируйте и запишите определения понятий

Позвоночные животные – группа животных, имеющих внутренний осевой скелет.
Рыбы – водные позвоночные животные, дышащие с помощью жабр.
Земноводные – холоднокровные позвоночные животные, приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной среде.
Пресмыкающиеся – наземные холоднокровные позвоночные животные, дышащие с помощью легких.
Птицы – теплокровные животные, покрытые перьями.
Млекопитающие – теплокровные позвоночные животные, кормящие своих детенышей молоком.

2. Почему рыбы, земноводные, пресмыкающиеся получили название «холоднокровные»?

Т.к. температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

3. Заполните таблицу «Холоднокровные животные».

Позвоночные животные Сходство Различия

Рыбы

 

Земноводные

 

Пресмыкающиеся

Наличие позвоночника, многоклеточность, хладнокровность

Плавники, образ жизни полностью подводный

Кожа покрыта слизью, образ жизни земноводный

 

Кожа сухая, полностью приспособлены к наземной жизни

 

4. Какие холоднокровные позвоночные животные опасны для человека? Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте план рассказа о них.

1 Ядовитые рыбы.
2 Ядовитые земноводные.
3 Ядовитые пресмыкающиеся.

69-70

Теплокровные позвоночные животные стр. 69-70

1. Дополните схему.

          Группы позвоночных животных
Холоднокровные                      Теплокровные
Рыбы                                          Птицы
Земноводные                              Млекопитающие
Пресмыкающиеся

2. Рассмотрите рисунки в учебнике 49, 50, 51, 52, 53. Чем по вашему мнению, можно объяснить многообразие позвоночных животных?

Различными средами обитания.

3. Заполните таблицу «Теплокровные животные».

Позвоночные животные Сходство Различия

Млекопитающие

 

Птицы

Обитают полностью на суше, теплокровность, забота ао потомстве, наличие осевого скелета

Кормят детенышей молоком

Имеют оперение

4. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте план сообщения о каком-либо позвоночном животном.

1 Тигр – общие сведения.
2 Ареал обитания.
3 Пища.
4 Охота.

70-74

Проверка знаний по теме стр. 70-74

Задание 1

1. Общие признаки, характерные для организмов всех царств
б) имеют клеточное строение

2. Перенесению бактериями неблагоприятных условий способствует
г) образование спор, покрытых плотными оболочками

3. Важнейшим условием жизни грибов является
б) наличие органических веществ, необходимых для питания

4. Грибы – живые организмы, так как они
б) питаются, растут, размножаются

5. Важнейшая особенность зелёных растений
г) они способны на свет образовывать органические вещества из неорганических

6. Наиболее древние растения на Земле
а) водоросли

7. В отличие от других высших споровых растений, мхи не имеют
а) корней

8. Растения, в отличие от организмов других царств природы
в) содержат в клетках хлоропласты

9. Грибы в отличие от животных
в) неподвижны и растут всю жизнь

10. Господствующая группа растений в настоящее время
г) хвойные

11. Растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород в процессе
в) фотосинтеза

12. Лишайники в системе органического мира
в) представляют группу комплексных организмов

Задание 2.

Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, к которму она относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию второго столбца.

Характеристика клетки
А) наличие хлоропластов
Б) ядро покрыто ядерной оболочкой
В) клеточная оболочка из клетчатки (целлюлозы)
Г) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы оболочкой
Д) при неблагоприятных условиях клетки теряют воду и покрываются плотной оболочкой

Царство
1) Бактерии
2) растения

Ответ:

А Б В Г Д
2 2 2 1 1

Задание 3. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен.

Признак
А) первые, наиболее древние растения
Б) господствуют на земле в настоящее время
В) не имеют органов и тканей
Г) имеют вегетативные и генеративные органы
Д) имеют приспособления к опылению

Группа растений
1) Водоросли
2) Покрытосеменные

Ответ:

А Б В Г Д
1 2 1 2 2 

4. Установите последовательность появления в процессе исторического развития групп животных.

1) Птицы
2) Рыбы
3) Земноводные
4) Пресмыкающиеся

Ответ:

2 3 4 1

74-75

Многообразие живой природы. Охрана природы стр. 74-75

Подготовка проекта.

Цель проекта: исследовать растения родного края.

План проекта:

1) Каждый день знакомиться с новыми растениями родного края.
2) Определить, что это за растения.
3) Искать информацию об этих растениях.

Название журнала: "Василёк"
Биологические объекты:
    Растения: одуванчик, ромашка, василек, первоцвет, сирень, колокольчик, мать-и-мачеха, полынь.
    Животные: собаки, кошки, бабочки.

 

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)