Готовые домашние задания к учебнику биологии за пятый класс, авторы Пономарева, Николаев, Корнилова. В принципе, если читать содержимое параграфов учебника, то ответить на все вопросы не составит труда. Другое дело - родители. Зачем вам читать учебник, ведь правда? Но вы все равно сможете проверить подготовку к урокам своего чада по ГДЗ на 7 гуру. 

Открываете нужный параграф, ищете нужный номер задания и ответ перед вашими глазами. В пятом классе изучаются простейшие понятия. Для начала ученики узнают, что же такое биология, вспомнят, как отличить живую природу от неживой, познакомятся с различным царствами живой природы, начиная с бактерий и заканчивая животными. По многим темам из этого учебника у нас на 7 гуру есть статьи. Если ребенок заинтересовался, нужно обязательно развить тему и дать узнать ему/ей побольше.

 Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:

Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.

  Готовые домашние задания к учебнику биологии за пятый класс, авторы Пономарева, Николаев, Корнилова. В принципе, если читать содержимое параграфов учебника, то ответить на все вопросы не составит труда. Другое дело - родители. Зачем вам читать учебник, ведь правда? Но вы все равно сможете проверить подготовку к урокам своего чада по ГДЗ на 7 гуру. 

Открываете нужный параграф, ищете нужный номер задания и ответ перед вашими глазами. В пятом классе изучаются простейшие понятия. Для начала ученики узнают, что же такое биология, вспомнят, как отличить живую природу от неживой, познакомятся с различным царствами живой природы, начиная с бактерий и заканчивая животными. По многим темам из этого учебника у нас на 7 гуру есть статьи. Если ребенок заинтересовался, нужно обязательно развить тему и дать узнать ему/ей побольше.

 Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:

Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.

§1

Глава 1. Биология - наука о живом мире

§1. Наука о живой природе стр. 7

1. Какова роль растений и животных в жизни человека?

В жизни человека растения и животные играют важную роль. Растения производят кислород, необходимый для дыхания, а также используются в пищу, в изготовлении лекарственных средств. Животные также используются в пищу, в сельском хозяйстве, из их шерсти изготавливают одежду. Также растения и животные служат сырьем в промышленной деятельности человека, в научных исследованиях.

2. Что изучает биология?

Биология изучает всех живых существ, их взаимодействие друг с другом и окружающей средой.

3. Почему появились растения и домашние животные?

Древний человек для пропитания занимался собирательством и охотой. Но со временем, в результате эволюции, человек начал отбирать пригодные для пищи растения и высаживать их рядом с жилищем. То же произошло и с животными: животных приручали, использовали для возделывания земель, а также употребляли в пищу, шили одежду из их шкур.

4. Какие биологические науки вы знаете?

К биологическим наукам относятся: ботаника, зоология, микробиология, микология.

§2

§2. Свойства живого стр. 12

1. Что такое живая природа?

Живая природа - это все, что нас окружает, обладающее признаками живого (растет, размножается, умирает), но не сделано путем человеческого труда.

2. Какие объекты являются частью живой природы?

Объектами живой природы являются человек, растения, животные, грибы, бактерии.

3. Докажите, что растение – живой организм.

Чтобы понять, относится ли объект к живой природе, необходимо выяснить, имеются ли у него признаки живого: рост, размножение, питание, обмен веществ, раздражение.
У растения присутствуют все эти признаки, поэтому растения - это живой организм.

4. Какова роль обмена веществ в жизни живых организмов?

Без обмена веществ органы не могли бы существовать, потому что не было бы поступления питательных веществ, воды и кислорода.

§3

§3. Методы изучения природы стр. 15

1. Какие методы изучения природы вы узнали?

Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.

2. Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?

Компьютер активно используется в методе моделирование, а также его можно использовать при описании и сравнении.

3. Кого называют орнитологом?

Орнитолог - это ученый, который изучает жизнедеятельность птиц.

4. Какие методы применяются в природе, а какие в лаборатории?

Чаще всего в природе используются методы наблюдения, описания и сравнения; а эксперимент и моделироание относятся к лабораторным методам исследования.

§4

§4. Увеличительные приборы стр. 18-19

1. Что такое микроскоп?

Микроскоп - это увеличительный прибор, который используется для изучения микрообъектов (например, клеток живых организмов).

2. Что служит основной частью тубуса?

Основная часть тубуса - это линзы.

3. Какую роль играют линзы?

Линзы играют самую важную роль в микроскопе, т.к. они обеспечивают увеличение изображения в несколько раз.

4. Каковы функции зеркала в микроскопе?

Зеркало в микроскопе направляет лучи света на изучаемый объект для улучшения видимости.

§5

§5. Строение клетки. Ткани стр. 24

1. Каковы основные части клетки?

Клетка состоит из:

1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны

2. Объясните, есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?

Образовательные ткани присутствуют на верхушке дерева.

3. Поясните, в чем основное отличие растительной клетки от животной.

Основное отличие растительной клетки от животной состоит в том, что она (растительная) имеет хлоропласты для осуществления фотосинтеза, клеточную стенку и вакуоли.

4. Укажите различие между соединительной тканью и эпителиальной.

В клетках соединительной ткани, в отличие от эпителиальной, хорошо развито межклеточной вещество.

§6

§6. Химический состав клетки стр. 27

1. Каким общим свойством обладают органические вещества?

Общие свойства органических веществ - обугливание и сгорание.

2. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода?

С помощью йода в веществе можно обнаружить крахмал. При присутствии крахмала вещество окрасится в фиолетовый цвет.

3. Какова роль белков в организме?

Белки выполняют очень важную роль в живом организме: они служат материалом для построения клеток, тканей, органов. Они участвуют в защите организма от инфекций, а также способствует усвоению витаминов и минеральных веществ.

4. Как можно обнаружить неорганические вещества?

Неорганические вещества не сгорают. Зола, оставшаяся после сгорания живого организма, - это неорганические вещества.

§7

§7. Процессы жизнедеятельности клетки стр. 32

1. Как происходит рост клетки?

Рост клетки происходит в результате накопления ею органических и минеральных питательных веществ, что способствует увеличению размеров клетки и приобретению новых качеств, например, способность к делению (размножению).

2. Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?

Деление клетки - это разделение одной материнской клетки на две дочерние, которые наследуют от материнской всю информацию.

3. Какую роль в жизни клетки играет процесс обмена веществ?

Обмен веществ играет ключевую роль в жизни клетки, потому что именно он обеспечивает клетку необходимыми для роста питательными элементами. Без обмена веществ не было бы возможности роста и развития.

4. По каким признакам судят, что клетка – это живая система?

Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.

5. Можно ли утверждать, что в обычной клетке идут все процессы, характерные для живого организма?

Да, потому что доказано, что клетка имеет все признаки жизни.

Подведем итоги главы 1

Подведем итоги (гл. 1) стр. 33-34

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что такое живая природа?

Живая природа - это все, что нас окружает, обладающее признаками живого (растет, размножается, умирает), но не сделано путем человеческого труда.

2. Чем живая природа отличается от неживой?

Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают следующими признаками: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.

3. Перечислите основные признаки живого.

Основные признаки живых организмов: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.

4. Какие вещества относятся к органическим?

К органическим относятся: белки, жиры, углеводы.

5. Что общего в строении тел всех живых организмов?

Тела всех живых организмов состоят из клеток.

6. Как размножается клетка?

Клетка размножается с помощью деления на двое. Обе дочерние клетки получают одинаковый набор наследственной информации.

7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.

Ядро хранит в себе наследственную информацию данной клетки: о ее строении, функциях. А в цитоплазме содержатся клеточные тельца, а также в ней происходят все процессы жизнедеятельности.

8. Какие методы изучения живой природы вы знаете?

Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.

9. Что является основной частью микроскопа?

Основной часть микроскопа является тубус, в котором находятся увеличительные линзы.

10. Назовите главные части клетки.

Клетка состоит из:

1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны

11. Почему клетку считают живой системой?

Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.

12. По каким признакам различают ткани у организмов?

Ткани живых организмов различаю, прежде всего, по из функциональному назначению, а также по строению, происхождению.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение растительных и животных тканей.

У растений тканей больше, есть образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. У животных:эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Основное отличите в том, что ткани растений и животных выполняют разные функции, поэтому строение различается. Ткани животных состоят из животных клеток, а растительные – из растительных. Растения и животные отличаются образом жизни, растения неподвижные и им нужна опора, например, поэтому и растений есть механическая ткань – «скелет». У животных такой ткани нет, но есть костная ткань – вид соединительной.

2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.

Все живые организмы состоят из клеток. Клетка - это наименьшая единица организма, имеющая признаки живого.

3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.

Знание биологии помогает каждому человеку понять процессы, которые происходят во всех живых организмах, т.е. и в нем самом.
Биология помогает разобраться в вопросах устройства жизни на планете.

Б. Выберите правильный ответ.

1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды.
А. клеточная мембрана

2. Гемоглобин - это
В. белок крови

3. Наука о живой природе носит название
В. биология

В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы е, е, и, е.
Деление

2. Буквы и, о, а, а.
Цитоплазма

3. Буквы я, о.
Ядро

Г. Найдите лишнее слово среди предложенных.

1. Ядро, цитоплазма, V лупа, клеточная мембрана.
2. Клеточная стенка, V ткань, вакуоль, хлоропласт.

§8

Глава 2. Многообразие живых организмов

§8. Царства живой природы стр. 38

1. Что означает слово "классификация"? Для чего нужна классификация?

Классификация - это распределение организмов по группам на основе схожести их признаков.
С помощью классификации упорядочивают знания о живых существах.

2. Объясните, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?

К одному виду относятся организмы, схожие по строению и особенностям жизнедеятельности, у которых есть возможность скрещиваться и давать здоровое потомство.

3. Рассмотрите рисунок 28. Какие их указанных царств живой природы вам уже знакомы? Приведите примеры представителей этих царств.

Животные, грибы, бактерии, растения.

Животные: волк, лось.
Грибы: опята, мухомор.
Бактерии: холера, туберкулез.
Растения: бамбук, ромашка, полынь.

4. Какие организмы самые мелкие на Земле? Как ученым удалось их обнаружить и изучить?

Самые маленькие представители живых организмов на нашей планете - это вирусы.
Их удалось обнаружить только при помощи электронного микроскопа, который дает увеличение в несколько сотен раз.

§9

§9. Бактерии: строение и жизнедеятельность стр. 42

1. С помощью рисунка 33 назовите основные части бактериальной клетки.

Клетка бактерии состоит из:

1) клеточной стенки
2) капсулы
3) жгутика
4) ворсинки
5) цитоплазмы

2. Какие типы питания характерны для бактерий?

По типу питания бактерии делятся на два типа.
Автотрофы - способны самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы - потребляют готовые органические вещества.

3. По каким признакам бактерий относят к прокариотам?

Бактерий относят к прокариотам, т.к. в их клетках нет оформленного ядра. Клетка заполнена неподвижной цитоплазмой без вакуолей.

4. Как размножаются бактерии?

Бактерии размножаются при помощи деления клетки надвое.

5. Назовите бактерии, в клетках которых содержится хлорофилл.

Хлорофилл находится в клетках цианобактерий.

§10

§10. Значение бактерий в природе и для человека стр. 45

1. Какое свойство бактерий позволяет использовать их в очистных сооружениях?

Бактерии обладают свойством разлагать органические соединения.

2. Какие бактерии полезны человеку?

Полезны для человека бифидобактерии, лактобактерии, клубеньковые бактерии.

3. Назовите, с какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни.

Сквашивающие бактерии - бактерии, с помощью которых киснет молоко и получаются кисломолочные продукты: творог, кефир, йогурт.

4. В чем опасность использования консервированных продуктов в пищу?

В консервах, в которых была нарушена целостность упаковки или не были соблюдены гигиенические требования, могут развиваться бактерии, которые выделяют яд, вызывающие сильную интоксикацию организма.

§11

§11. Растения стр. 51

1. Какова роль растений в природе и жизни человека?

Растения в природе осуществляют фотоситез, выделяют кислород, необходимый для всего живого, являются пищей для многих животных и человека.

В жизни человека растения важны как производители кислорода, источник питания; из них изготавливают лекарства, одежду, материалы; используют в промышленных целях.

2. Каковы основные признаки растений?

Растения автотрофы - синтезируют органические вещества из неорганических; в них содержится хлорофилл, который участвует в фотосинтезе.

3. Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их.

Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.

4. Назовите деревья и кустарники, которые растут недалеко от вашего дома.

Деревья – береза, тополь, ива.
Кустарники – сирень, шиповник.

§12

§12. Животные стр. 56

1. По каким общим признакам всех животных объединяют в одно общее царство?

Животные гетеротрофы - они питаются готовыми органическими веществами. Животные подвижны, им присуще половое размножение, имеют органы чувств и сложные отношения с окружающей средой.

2. Что называют фауной?

Фауна - это совокупность всех животных, обитающих на планете.

3. С какими группами животных вы познакомились? Какая из этих групп наиболее многочисленная?

Группы животных: членистоногие, протисты, моллюски, хордовые, иглокожие, черви.

К самой многочисленной относятся членистоногие.

4. Какова роль животных в природе и жизни человека?

В природе животные являются звеном в цепи питания.
В человеческой деятельности животные используются в пищу, из них делают одежду. Также животные используются в качестве рабочей силы, сырья в промышленности.

§13

§13 Грибы стр. 60

1. Каково строение гриба?

Гриб состоит из мицелия (грибницы), ножки и шляпки (плодового тела).

2. Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это и то и другое»?

Грибы не относят ни к животным, ни к растениям, потому что по типу питания они гетеротрофы (как животные), но при этом у них неподвижная жизнь, как у растений.

3. Как питаются грибы?

При помощи грибницы.

4. Почему грибы принадлежат к группе эукариот?

Грибы относятся к группе эукариот в связи с тем, что их клетки имеют одно или несколько ядер.

5. Как размножаются грибы?

Грибы размножаются спорами.

§14

§14. Многообразие и значение грибов стр. 65

1. Объясните, полезны или вредны плесневые грибы для природы?

В природе плесневые грибы полезны, потому что они разрушают органические вещества до состояния, когда они могут усваиваться новыми растениями.

В жизни человека плесневые грибы вредны, так как могут вызвать проблемы со здоровье, портят продукты питания.

2. Назовите главные функции плодового тела у шляпочных грибов.

Главная функция плодового тела у шляпочных грибов - это образование спор. А спорами грибы размножаются.

3. Почему нельзя вырастить подосиновик или груздь в искусственных условиях?

Подосиновик и груздь относятся к грибам-симбионтам. Для существования им необходимы осина (или тополь груздю). С деревьями они образуют микоризу, без которой существование данных грибов невозможно.

4. Как можно обезопасить себя от отравления грибами?

Чтобы не допустить отравления грибами, необходимо соблюдать несложные правила:
1) собирать и употреблять в пищу нужно только те грибы, которые вы хорошо знаете.
2) нельзя собирать грибы рядом с авто- и ж/д дорогами.
3) нельзя употреблять в пищу переросшие, старые грибы, в них накапливаются ядовитые вещества.
4) перед употреблением грибы необходимо тщательно промыть, отварить и обжарить.

§15

§15. Лишайники стр. 69

1. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?

Лишайники растут только в условиях чистого воздуха, при загазованности или задымлении лишайники погибают.

2. Какие функции в организме лишайника выполняет гриб и водоросль?

Лишайник с их помощью получает питательные элементы: с помощью гриба- воду и минеральные вещества, а с помощью водоросли - органические вещества.

3. Почему лишайник называют симбиозом?

Лишайник - это симбиоз гриба и водоросли, которые находятся во взаимовыгодных условиях.

4. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?

Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.

§16

§16. Значение живых организмов в природе и жизни человека стр. 72

1. Какую пользу человек получает от растений?

Растения в жизни человека используются в пищу, из них изготавливают лекарственные препараты и БАДы, получают ткани, а также растения производят кислород, без которого невозможна была бы жизнь живых существ.

2. Каких животных научился разводить человек?

Человек приручил собак, кошек, а также сельскохозяйственных животных: коровы, овцы, кони, домашнюю птицу (утки, гуси, индюки) и пр.

3. Почему в природе не бывает вредных организмов?

Каждое животное, каждый организм выполняет свою собственную функцию, необходимую для поддержания цепи питания.

4. Почему важно сохранять биологическое разнообразие?

Природа - это сложная система, где важный элемент очень важен. Если несколько элементов пропадут, то нарушится вся система, что повлечет за собой гибель других объектов живой природы.

Подведем итоги главы 2

Подведем итоги стр. 73-74

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. На какие царства ученые разделяют живую природу?

Царства живой природы:
1. Растения
2. Животные
3. Бактерии
4. Грибы
5. Вирусы

2. Каково строение клетки?

Клетка состоит из ядра, клеточной мембраны, цитоплазмы и органоидов.

3. В чем различие между клетками растений и бактерий?

В клетках бактерий, в отличие от клеток растений, нет органоидов и ядра. Т.е. растения относятся к эукариотам, в бактерии - к прокариотам.

4. Что такое фауна?

Фауна - совокупность всех животных планеты.

5. Чем животные отличаются от других организмов?

Животные гетеротрофы - они питаются готовыми органическими веществами. Животные подвижны, им присуще половое размножение, имеют органы чувств и сложные отношения с окружающей средой.

6. Какие организмы носят название простейшие?

К простейшим относятся одноклеточные организмы или организмы, которые имеют простое строение.

7. Какова роль грибов в природе?

Грибы разрушают органическое вещество, которое потом усваивается новыми растениями.

8. Назовите меры по предупреждению отравления грибами.

Чтобы не допустить отравления грибами, необходимо соблюдать несложные правила:
1) собирать и употреблять в пищу нужно только те грибы, которые вы хорошо знаете.
2) нельзя собирать грибы рядом с авто- и ж/д дорогами.
3) нельзя употреблять в пищу переросшие, старые грибы, в них накапливаются ядовитые вещества.
4) перед употреблением грибы необходимо тщательно промыть, отварить и обжарить.

9. Как питаются бактерии?

По типу питания бактерии делятся на два типа.
Автотрофы - способны самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы - потребляют готовые органические вещества.

10. Почему надо изучать вирусы?

Вирусы - это неклеточная форма жизни, которая очень важна для изучения.
Как правило, вирусы являются возбудителями заболеваний. И для того, чтобы предотвратить вспышки заболеваний, изготовить лекарства и вакцины, необходимо изучать эту форму жизни.

11. Назовите основные группы растений.

Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.

12. Почему у растений есть различные ткани?

Каждая ткань выполняет определенную функцию, что позволяет всем органам растения правильно функционировать.

13. Где растут лишайники?

Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.

14. Почему растение называют автотрофом?

Растения называют автотрофами, потому что они самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических.

15. Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?

Для эстетического наслаждения - птицы, кошки, собаки, экзотические животные.
Для продуктов питания и шерсти/кожи: овцы, коровы, козы.
Для рабочей силы: лошади, олени, иногда собаки (северные народы).
Для охоты - собаки.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение бактериальной клетки и простейшего.

Бактериальная клетка имеет более простое строение, чем клетка простейшего организма. В клетке простейшего имеются ядро, органоиды, которые отсутствуют в клетке бактерии.

2. Сравните способы питания грибов, растений и животных.

По способу питания схожи грибы и животные - они гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами.
Растения - автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических при помощи фотосинтеза.

3. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зеленых растений на нашей планете невозможна.

В первую очередь потому, что растения вырабатывают кислород, без которых невозможна жизнь животных и грибов. А также растения вырабатывают органические вещества, которыми питаются и грибы, и животные.

Б. Выберите правильный ответ.

1. К неклеточным формам жизни относятся
б) вирусы

2. Ядро отсутствует в клетках
г) бактерий

3. Зеленый пигмент хлорофилл находится в клетках
б) растений

В. Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы л, ш, н, к
Лишайник.

2. Буквы ж, в, т, н
Животные.

3. Буквы г, р, б, к, р, н
Грибокорень.

4. Буквы р, с, т, н
Растения.

§17

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля

§17. Среды жизни планеты Земля стр. 77-78

1. Назовите среды жизни, где обитают живые организмы.

Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.

2. Чем условия водной среды отличаются от условий наземно-воздушной среды?

В водной среде гораздо меньше кислорода, отсутствует свет на глубине, высокое давление и высокая плотность среды.

3. В какой среде жизни обитает воробей?

Воробей обитает в наземно-воздушной среде.

4. Приведите два-три примера обитателей водной среды.

В водной среде обитают: креветки, окунь, осьминог.

5. В какой среде живет человек?

Человек живет в наземно-воздушной среде.

§18

§18. Экологические факторы среды стр. 81

1. Какие экологические факторы влияют на жизнь в природе?

На жизнь в природе влияют такие факторы, как температура, свет, влажность, а также антропогенный фактор и пр.

2. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?

Антропогенный фактор, т.е. фактор воздействия человека на природу, несет, как правило, негативный характер: вырубка лесов, осушение болот, загрязнение воды и воздуха, истребление животных.

3. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность людей в природе»?

Разумной деятельностью людей в природе можно назвать рациональное использование ресурсов, поиск альтернативных идей для решения человеческих нужд.

§19

§19. Приспособления организмов к жизни в природе стр. 84

1. Назовите экологические факторы живой природы, важные для животных.

Для животных важны все факторы живой природы: свет, вода, состав почвы, чистота воздуха, а также наличие пищи, хищников и т.д.

2. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску?

Зеленый окрас кузнечика - это пример приспособления особи к жизни в траве, способ маскировки от хищников.

3. Как цветковые растения привлекают насекомых-опылителей?

Для привлечения опылителей цветковые растения наделены приятным ароматом, ярким цветом. У некоторых растений цветки собраны в соцветия для усиления эффекта.

4. Объясните, могут ли растения защитить себя от животных?

В процессе эволюции некоторые растения выработали механизмы защиты, например, колючки, шипы, жгучие волоски.

§20

§20. Природные сообщества стр. 87

1. Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

В природе происходит постоянный круговорот веществ. Вещества из неживой природы попадают в живую в качестве пищи, а обратно - в виде экскрементов или падали.

2. Что называют пищевой цепью?

Пищевая цепь - это вид взаимоотношений между живыми организмами, в котором происходит поедание одних другими. Например, заяц съел траву, лиса съела зайца, а после смерти лисы ее разлагают бактерии, после чего эти органические элементы снова впитываются растениями.

3. Какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?

В нашем регионе встречаются сосновые леса, березовые рощи, болота.

4. Что называют круговоротом веществ?

Это бесконечный повторяющийся цикл перемещения и превращения веществ в природе.

§21

§21. Природные зоны России стр. 93

1. Какая природная зона занимает самую большую территорию в России?

Самая большая природная зона в России - Тайга.

2. Чем отличается тундра от степи?

Тундра и степь отличаются климатом, в связи с чем у них различны растения и животные.
В тундре холодный климат, короткое лето - поэтому ей присущи карликовые кустарники, мох и лишайник. Животные в тундре приспособлены к холодному климату, имеют мех: песец, северный олень.
В степи более теплый климат, но более ветрено. Поэтому для степи характерны большое количество разных видов травянистых растений. Из животных в основном грызуны (суслики, мыши) и хищные птицы, которые охотятся за грызунами.

3. Какие животные обитают в тайге?

Тайга заселена обычно большим количеством различных видов животных, например: это лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, множество насекомых, а также бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, кабарга и мн. др.

4. Почему надо знать, где обитают сайгак и стрепет?

Сайгак и стрепет находятся на грани вымирания, поэтому необходимо изучать из местообитания, чтобы обеспечить сохранность вида.

§22

§22. Жизнь организмов на разных материках стр. 98

1. Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?

В Африке и Австралии разные климатические условия, потому и различается состав растений и животных.
В Африке несколько климатических зон, в местах очень влажно, пустыня - очень сухая и безжизненная.
Австралия отдалена от других материков и откололась от общего раньше всех, поэтому там остались уникальные виды растений и животных, которых нет ни на одном из других материков.

2. Какие культурные растения завезены к нам из Южной Америки?

Из Южной Америки были завезены: картофель, томаты, ананас, арахис, тыква.

3. Почему в Южной Америке очень богатый живой мир, а рядом расположенный Антарктиде живой мир очень беден?

В Антарктиде очень суровый холодный климат, земля покрыта толстым слоем снега и льда. А в Южной Америке климат благоприятный для произрастания и проживания большого количества разных видов растений и животных.

4. Какие животные могут существовать в Антарктиде?

В Антарктиде существуют животные, которые приспособлены к суровым условиям сухого и холодного климата это материка. Фауна представлена такими животными, как синий кит, косатка, пингвины, поморники, тюлени, морские котики, креветки, веслоногие рачки, клещи, вши, блохи, пухоеды.

§23

§23. Жизнь организмов в морях и океанах стр. 103

1. Каким образом некоторые моллюски приспособлены к жизни в зоне, где есть прибой?

В зоне прибоя моллюски прикрепляются при помощи специальных клейких нитей к поверхности камней, или очень прочно прирастают к ним.

2. Рассмотрите рисунок, где изображены акула и дельфин. Почему они имеют похожую форму тела и плавников?

И акула и дельфин проживают в условиях открытой воды, поэтому им необходима обтекаемая форма тела и сильные плавники.

3. Объясните, почему скопление планктона называют "пастбищем"?

Потому что планктон служит пищей для рыб и китов.

4. Что называют планктоном?

Планктон - это мелкие организмы, которые свободно дрейфуют в воде и не способны сопротивляться течению.

Подведем итоги после главы 3

Подведем итоги после главы 3  стр. 104

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Где обитают живые организмы на нашей планете?

Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.

2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.

В почвенной среде нет солнечного света, присутствует вода, там низкое содержание кислорода, не характерны сильные перепады температур.
Сама среда обитания твердая.

3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.

В водной среде обитают: окунь, акула, дельфин, медузы, тунец и др.

4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.

Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек.
Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.

5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.

К зиме животные накапливают толстый слой жира, у них отрастает подшерсток.
Некоторые животные ложатся в спячку, чтобы пережить зиму. Во время спячки все жизненные процессы замедляются, организм расходует накопленный жир в качестве питания.

6. Что называют природным сообществом?

Природное сообщество - это совокупность растений, животных и всех микроорганизмов, которые приспособлены к жизни на определенной территории, в определенных климатических условиях, и которые взаимодействуют друг с другом в процессе жизнедеятельности.

7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.

Разнообразие природных сообществ на разных материках зависит от климатических условий.

8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.

Планктон - это мелкие организмы, которые свободно дрейфуют в воде и не способны сопротивляться течению.

9. Что собой представляет тайга?

Тайга - это природная зона с умеренным климатом, в которой преобладают хвойные деревья и представлены большое количество разных видов животных.

10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.

Кит, акула, морской лев.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.

Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет "удочку с фонариком".
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники.

2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?

Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет "удочку с фонариком", что позволяет питаться в условиях полного отсутствия света.

Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники. Также они обладают мощной челюстью.

Б. Выберите правильный ответ.

1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
б) производителя

2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
в) Антарктиде

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые.

а) Буквы л, с
лес

б) Буквы с, т, п
степь

в) Буквы т, н, д, р
тундра

2. Составьте слово из заданных гласны букв, согласные буквы используйте любые

а) Буквы и, о, о, и, я
биология

б) Буквы о, а, и
организм

в) Буквы а, о
фактор

Г. Вставьте пропущенное слово.

1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.

§24

Глава 4. Человек на планете Земля

§24. Как появился человек на Земле стр. 110

1. Назовите, какие виды людей жили раньше на Земле.

На Земле жили: Человек умелый, Неандерталец, Кроманьонец.

2. Чем отличался кроманьонец от человека умелого?

Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.

3. Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей?

В результате одомашнивания растений и животных жизнь человека облегчалась, стало меньше риска для жизни и больше времени, чтобы заниматься саморазвитием, общением с окружающим миром.

4. Какими были первые орудия, изготовленные человеком?

Первое орудие труда представляет собой обточенный камень.

§25

§25. Как человек изменял природу стр. 112

1. Каким образом человек воздействует на природу?

Антропогенный фактор, как правило, отрицательно воздействует на природу.
Человек засоряет окружающий мир, загрязняет воздух, воду, вырубает леса, высушивает водоемы, истощает запасы природных ресурсов, истребляет растения и животные.

2. Как в природе может проявляться антропогенный фактор?

Отрицательные проявления: вырубка лесов, постройка дамб, уничтожение растительности, загрязнение окружающей среды, отстрел животных.
Положительные проявления: посадка деревьев, создание заповедников, растениеводство, очищение рек.

3. Почему тропический лес восстановить труднее, чем северную тайгу?

В тропических лесах большая влажность, больше гниения корневой системы саженцев, чем в тайге, поэтому вероятность того что растение приживется крайне мала, да и нужно учитывать еще то, что в тайге неприхотливые растения, нежели в тропиках. К тому же в вырубленном тропическом лесу меняется микроклимат и почва, за счет этого восстанавливать его намного сложнее. А тайга восстанавливается за счет того, что семена деревьев разносятся ветром на значительные площади. Кроме того, в тайге меньшее разнообразие видов, чем в тропиках. Тропический лес труднее восстановить также из-за этого, потому что негде взять такое большое количество разных саженцев сотен видов.

§26

§26. Важность охраны живого мира планеты стр. 116

1. Назовите растения, ставшие редкими по вине человека.

По вине человека в Красную книгу России попали такие растения, как Безвременник веселый, Подснежник широколистный, Лилия саранка, Лотос орехоносный, Женьшень обыкновенный, Меч-трава, Водяной орех, Самшит колхидский, Пион тонколистный, Фиалка надрезанная.

2. По каким причинам животные и растения становятся редкими?

Растения и животные становятся редкими по причине их истребления.
Например, некоторые животные ценятся за красивый мех или вкусное мясо - ради этого их отлавливают и убивают.
Растения погибают по причине изменения климата, выжигания территорий.
Со временем редкие растения и жвотные могут совсем исчезнуть с лица Земли.

3. Какие животные и растения находятся под охраной в вашем регионе?

В моем регионе (Республика Башкортостан) в Красную книгу занесены:
растения - полынь баргузинская, меч-трава, клевер альпийский;
животные - ушастый еж, русская выхухоль, прудовая ночница.

4. Каково назначение заповедников?

Заповедник - это территория, на которой запрещена любая человеческая деятельность и на которой сохраняются естественные условия обитания растений и животных.
Благодаря заповедникам можно сохранить и приумножить популяцию многих живых организмов.

§27

§27. Сохраним богатство живого мира стр. 119

1. Почему необходимо охранять природу?

Потому что природа - это среда обитания всех живых существ, в том числе и человека.
В природе все взаимосвязано, и когда погибает один элемент, то он несет за собой гибель других объектов живой природы.

2. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для спасения природы?

Для спасения природы необходимо подыскивать альтернативные источники удовлетворения нужд человека. Например, солнечные батареи или использование силы ветра.
Также необходимо серьезно отнестись к проблеме промышленных выбросов. Более тщательно проводить разработки фильтров.
Очень важно уделять внимание переработке использованных материалов, таких как пластик. Потому что очень много мусора на планете, который убивает живые организмы.

3. Как могут школьники помочь в деле охраны природы?

Школьники могут не мусорить, ходить на субботники, участвовать в озеленении своих населенных пунктов, подкармливать птиц.

Подведем итоги после главы 4

Подведем итоги после главы 4, стр. 120-121

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Где на Земле появились первые предки человека?

В Африке.

2. Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?

Потому что человек научился изготавливать простейшие орудия труда.

3. Чем отличается человек разумный от остальных своих предков?

Человек разумный отличался большим объемом мозга (по сравнению с неандертальцем), двуногим передвижением, развитием кистей рук, уменьшенными челюстями, меньшим волосяным покровом, более сложным поведением и уровнем общения с соплеменниками.

4. Каким образом человек изменял облик нашей планеты?

В ходе своей деятельности человек изменял облик планеты: строительство селений и городов, авто- и ж/д дорог, вырубка лесов, осушение водоемов, приручение животных.

5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им богатства?

С помощью заповедников, ограничения добычи и использования редких видов животного мира и ископаемых, применения мер наказания за браконьерство.

6. Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объем мозга?

В увеличением объема мозга увеличивались способности человека. Появилась речь, способности к решению различных задач, изготовлению более эффективного орудия труда.

7. Поясните, зачем нужны заповедники?

Заповедник - это территория, на которой запрещена любая человеческая деятельность и на которой сохраняются естественные условия обитания растений и животных.
Благодаря заповедникам можно сохранить и приумножить популяцию многих живых организмов.

8. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?

Помогали спасти лотос (собирали семена и распространяли их по разным озерам), женьшень и золотой корень, а также другие виды.

Выполните задания

А. Задания на сравнение и объяснение

1. Сравните человека умелого и кроманьонца

Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.

2. Объясните, каким образом некоторые растения и грибы из природных сообществ могут служить лекарством для людей

Многие растения и грибы содержат вещества, которые помогают в поддержании иммунитета, а также способствуют истреблению болезнетворных бактерий и вирусов.

3. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.

Потому что природа - это среда обитания всех живых существ, в том числе и человека.
В природе все взаимосвязано, и когда погибает один элемент, то он несет за собой гибель других объектов живой природы. И каждый человек должен думать о жизни будущих поколений.

Б. Выберите правильный ответ из предложенных утверждений.

1. Самый близкий предок современного человека – это:
в) кроманьонец

2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия из:
в) из камня

3. Из каких растений по велению Петра 1 была выращена Ливауловская роща под Петербургом?
б) лиственницы.

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные используйте любые:

а. Буквы а, о, е, и
заповедник

б. Буквы е, о, е
человек

в. Буквы о, а, а
охрана

2. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные используйте любые:

а. Буквы в, с, т, р, л, п, т, к
австралопитек

б. Буквы л, с, п, с, д, к
лесопосадки

в. Буквы в, р, б, к
вырубка.

 

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)